Плакат по русскому языку своими руками

Стенгазета «В мире русского языка» для учащихся 5–8 классов

Синицина Елена Юрьевна
Стенгазета «В мире русского языка» для учащихся 5–8 классов

Стенгазета «В мире русского языка» содержит информативно — развлекательные материалы по русскому языку. Предназначена она для учащихся 5-8 классов и использовалась в рамках предметной недели русского языка и литературы. В стенгазете содержатся интересные факты из истории русского языка, рассказы о происхождении некоторых слов и выражений, шарады, метаграммы, загадки, кроссворды и другие занимательные задания по русскому языку. Также можно узнать о правильном ударении в словах, разгадать ребусы.

Раздел «Интересные факты о русском языке» содержит занимательные сведения о нашем языке. Русский язык имеет богатую историю. Слова, к которым мы уже давно привыкли, когда-то означали совсем иное или были заимствованы

из других языков. И сегодня нам остается только удивляться, как много интересных фактов о русском языке мы еще не знаем.

В разделе «А знаете ли вы, что. » есть факты из истории русского языка, рассказывается об отдельных словах и даже буквах.

В рубрике «О происхождении некоторых знакомых слов и выражений» содержатся сведения об этимологии слов «ладонь», «зонтик», «карусель», «каникулы», «радуга», «миллион» и др.

Также ребята могут ознакомиться с правильным употреблением слов. Например,как правильно: «надеть» или «одеть», «едь» или «езжай»?

Ребята выполняли размещенные в стенгазете задания в течение всей предметной недели и сдавали их на проверку. При подведении итогов были награждены победители, справившиеся со всеми заданиями стенгазеты.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Картотека игр для подготовительной группы. Образовательное событие «В мире русского языка и культуры». 1 часть Картотека игр для подготовительной группы Образовательное событие: «В мире русского языка и культуры» — 1 часть Д. и. «Любимые сказки» Цель:.

Картотека игр для подготовительной группы. Образовательное событие «В мире русского языка и культуры». 2 часть Картотека игр для подготовительной группы Образовательное событие: «В мире русского языка и культуры» — 2 частьИгра «Я начну, а ты продолжи».

Разработка внеклассного мероприятия «Знатоки русского языка» для 5 классов Разработка внеклассного мероприятия «Знатоки русского языка» 5 класс Друзья, сегодня мы проводим КВН «Знатоки русского языка». Команды 5-х.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Стенгазета «6 июня — День русского языка. Пушкинский день» 6 июня — День русского языка! День рождение великого А. С. Пушкина. Его поэмы и стихи — родные с детства, А сказки добрые, родные — с нами.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Технологическая карта урока Учитель: Ковалева Юлия Александровна Школа: МБОУ СОШ №10 п. Моревка Ейский район УМК: Школа России Предмет:.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Читайте также:  Мазда бонго самосвал своими руками

Источник

Стенгазета к Неделе русского языка

Татьяна Перова
Стенгазета к Неделе русского языка

Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель.

В школе,в которой учится моя дочь,с 25 по 30 января этого года проходила Неделя русского языка. К этой недели моей дочери было предложено сделать тематическую стенгазету.

Я,как мама,конечно помогла дочери-школьнице и приняла активное участие в создании стенгазеты.

Информацию на эту тему просматривали в книгах в своей домашней библиотеке и в статьях Интернета. Образцов стенгазет очень много,но мы решили сделать по-своему. И вот такую тематическую газету мы «выпустили».

Стенгазету назвали просто — «РУССКИЙ ЯЗЫК«.Название написали большими буквами,раскрасили яркими карандашами и обвели по контуру фломастерами.

Материал для стенгазеты-«Что такое русский язык«,»Происхождение русского языка«,»Высказывания великих людей о русском языке«,тематические рисунки-нашли в книгах,журналах и Интернете. Затем распечатали и наклеили на цветные листы.

Охотно делимся своим вариантом оформления стенгазеты к Недели русского языка и надеемся,что кому-нибудь из читателей материал пригодится и будет полезен. Спасибо!

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Сценарий «Пушкиниада», посвященной ко Дню Матери и открытию Года Русского языка Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. 2. Обобщить и систематизировать знания сказок А. С. Пушкина 3.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен существительных по числам» Урок русского языка Класс: 3 «Д» Учитель: Тюрюкова Е. М. Учебник: Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель: Создать условия.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку — лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Отчет о проведении тематической недели «В мире русского языка и культуры» В рамках тематической недели «В мире русского языка и культуры» в средней группе состоялись разноплановые мероприятия, посвященные родному.

Сценарий игры КВН «Пушкиниада» к Дню Матери и открытию года русского языка Ход сценария на тему : «Пушкиниада», посвященной ко Дню Матери и открытию Года Русского языка. Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний.

Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова» Урок усвоения новых знаний Цель урока: ученик научится находить в словах суффикс; Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу.

Урок русского языка в 3 классе «Части речи. Закрепление» Тема: Части речи. Закрепление Особенности урока: • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих.

Источник

Интересные факты о русском языке для стенгазеты. Занимательный русский язык

Русский язык в школе можно, пожалуй, отнести к одним из самых важных предметов, незнание которого может наложить серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Но как поднять интерес детей к нему? Как облегчить восприятие таких трудных и запутанных на первый взгляд правил? В этом поможет регулярный выпуск школьной газеты, посвященной русскому языку. Интересные факты, забавные истории происхождения слов, «ляпы» из сочинений – все это придет на помощь и сделает русский язык для учеников по-настоящему родным.

О чем может рассказать стенгазета

Школьная стенгазета, посвященная русскому языку, должна стать не просто изложением фактов, а обязательно и способом общения. Пускай ученики задают вопросы, оставляя их в специальном кармашке, приносят свои заметки (можно ввести какое-то поощрение за такую активность) и участвуют в конкурсах.

Читайте также:  Кровля карниз своими руками

Так, в рубрике «Занимательный русский язык» можно привести следующую информацию:

  • Знаете ли вы, что в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода: «дитя», «животное» и «чудовище»?
  • Единственное полное прилагательное в русском языке, имеющее один слог – это слово «злой».
  • Глагол «вынуть» – единственное в нашем языке слово, не имеющее корня. Считается, что он тут нулевой и чередуется с -ним (вынуть – вынимать).

Кроме этого, можно опубликовать и своеобразный тест:

«Любого иностранца, утверждающего, что он в совершенстве знает русский язык, можно протестировать. Предложите ему перевести следующее предложение (интересно, а сами-то вы поймете, о чем в нем речь?): «Косил косой косой косой». И если иностранец в результате выдаст что-то вроде: «Срезал траву человек с дефектом зрения кривым инструментом», то его и впрямь можно причислить к знатокам «великого и могучего».

Но в конце этих заметок не забудьте спросить: «А знаете ли вы подобные занимательные факты?» Это подтолкнет интерес детей к чтению и создаст начало общения.

Информация, о которой может поведать стенгазета

Школьная стенгазета может стать собранием удивительных фактов. Как, например, эти:

  • все неприличные слова до 14 в. на Руси именовались «нелепыми глаголам»;
  • в русском языке есть слово, состоящее из 46 букв — «тысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый», а самый длинный предлог и одновременно самый длинный союз – это состоящее из 14 букв слово «соответственно»;
  • а слово «тьма» раньше было числительным, обозначающим самое большое из известных количество – 10 тысяч.

Не менее интересны будут и сведения для рубрики «Занимательный русский язык» о существительных с «выпадающими» гласными. Если склонять такие слова, как вошь, день, лев, лоб, ложь, пень, ров, рожь, сон, шов и т. п., то в их корнях не останется ни одной гласной. А так как перечислены не все слова, можно предложить читателям дополнить этот список.

Удивительная буква «Ъ»

История 28-ой буквы русского алфавита «ъ» сложна и запутана и тоже может стать темой одного из выпусков газеты.

В старину она обозначала какой-то очень краткий гласный звук, о котором до сих пор спорят лингвисты. Позже, примерно с середины 12 в., ею пользовались для того чтобы разбивать слова на слоги, а строку – на отдельные слова, вплоть до того времени, пока не состоялся повсеместный переход к применению пробелов (къбогомъизъбраномуцарю).

Но даже после того, как между слов появились пробелы, в церковнославянской письменности так и осталось правило: «ъ» – буква, обозначающая конец слова. То есть каждое слово в русском языке могло раньше заканчиваться только на на гласную, й, ь или ъ (ломбардъ, адресъ, гастрономъ). Представляете, на написание этого абсолютно ненужного знака уходило до 4% объема текста!

Теперь, в результате реформы русского правописания, проводимой в 1917-1918 гг., появилось новое правило: непроизносимая «ъ» – буква, которая употребляется только как разделительный знак между согласным и гласным. Ее можно обнаружить на стыке приставки и корня (съезд, объять, въедливый и т. п.) или для обозначения йотированного произношения гласных в заимствованных словах (инъекция, адъютант и др.).

Но, конечно же, это далеко не все, что можно рассказать о твердом знаке.

Поговорим о супплетивах

Интересные факты о русском языке для стенгазеты не обязательно собирать «с миру по нитке». Ведь даже вполне научное явление из области лингвистики может оказаться для рядового читателя удивительным и занимательным. Например, супплетивы.

Каждый из носителей языка может легко образовать от любого глагола прошедшее время:

  • писать – писал,
  • читать — читал,
  • делать – делал,
  • петь – пел,
  • идти – … шел.

Вот это «странное» несоответствие между корнем начальной и производной формы и называется супплетивом. Такие же явления встречаются при образовании сравнительной степени некоторых прилагательных:

  • смешной – смешнее,
  • умный – умнее,
  • теплый – теплее,
  • хороший – … лучше или плохой – … хуже.
Читайте также:  Металлический сайдинг под брус монтаж своими руками

То же можно встретить и у существительных, например, у слова «человек» (его множественное число – «люди», образовалось от другого корня), у местоимения «я» (его косвенные падежи «меня», «мне» и т. д. тоже имеют иной корень).

Как хулиган появился в России

Школьная стенгазета на тему: «Русский язык и его история» может с успехом размещать интересные факты и о происхождения некоторых слов. Вот пример небольшой заметки о том, как в русском языке появилось слово «хулиган».

Ни для кого не секрет, что хулиганом называют человека, позволяющего себе бесчинства и не уважающего закон, но то, что данное слово ранее было английской фамилией, наверное, мало кому известно.

Да-да, на рубеже 18 и 19 вв. в Англии, в городе Саусворк, проживала пренеприятнейшая семейка, занимавшаяся бандитизмом и грабежами. Все они носили одну фамилию – Халиган. И скоро печально прославились на всю Англию. А о главе этого разбойничьего клана, Патрике Халигане, была даже сложена насмешливая песенка, ставшая со временем популярной во всей Европе. На Халиганов рисовали карикатуры, писали пародии, и их фамилия постепенно стала именем нарицательным, причем не только в Англии, но и в России, где, правда, несколько видоизменилась.

Противоречия в одном и том же слове

Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно подбирать в огромном количестве. Школьникам наверняка будет любопытно узнать и о таком удивительном явлении развития нашего языка как энантиосемия – поляризация значении одного слова. То есть в одной лексической единице значения могут противоречить, противопоставляться друг другу. Судите сами – известное слово «бесценный» кроет в себе сразу два понятия:

1) что-то, не имеющее никакой цены;

2) нечто, имеющее очень высокую цену.

А что имеет в виду человек, говорящий: «Я прослушал лекцию»? То, что он внимательно выслушал ее или, наоборот, что он ничего так и не услышал? Глагол «прослушать», как видите, антоним сам себе.

Как возникала энантиосемия

Интересные факты о русском языке для стенгазеты могут включить и историю возникновения этого явления.

Лингвисты объясняют его применением слова в разных сферах, например в разговорной речи и в книжном языке. Нечто подобное произошло со словом «лихой». Если в древнерусских манускриптах оно имело лишь одно значение: «плохой, скверный» (лихой человек), то в просторечии «лихой» стал еще и «смелым, удалым» (лихой воин).

Все дело в том, что в древности как о лихих людях говорили чаще всего о разбойниках, способных, как все знают, на смелые, рискованные и бесшабашные поступки. Отсюда и взяло начало новое, противоположное значение древнего слова.

Русский язык богат примерами энантиосемии слов. Можно вспомнить из них следующие: одолжить (взять в долг – дать в долг) или наверно (наверняка, точно – может быть, не точно).

Факты о том, как развивался великий русский язык, стенгазета может подавать и в виде коротких заметок, и как научно-популярные статьи.

Еще несколько советов напоследок

Газета, о которой говорилось в статье, должна стать и увлекательным чтением, и источником информации, подталкивающей к раздумьям, для детей разного возраста. Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно в большом количестве найти в СМИ, особенно сейчас, когда интерес к родному языку поднялся на более высокий уровень.

Но еще раз хочется напомнить, что такая газета – это не просто информативное издание, но и место для общения. Только так интерес из чисто созерцательного станет чем-то более реальным, приводящим к увлечению предметом, а может, и к раскрытию таланта писателя, поэта или художника. Удачи!

Источник

Оцените статью
Своими руками