- Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Цепочка питания».
- Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Цепочка питания».
- Пищевая цепочка в природе — звенья, схемы и примеры цепей
- Автотрофы
- Гетеротрофы
- Деструкторы
- Уровни пищевой цепи
- Первый
- Второй
- Третий
- Четвертый
- Пятый
- Пастбищное
- Детритное
- Движение энергии в пищевой цепи
Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Цепочка питания».
Лена Новикова
Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Цепочка питания».
Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Цепочка питания».
В старшем возрасте дети уже многое знают о природных явлениях,о мире растений, о жизни животных, птиц, насекомых; о их образе жизни, повадках, особенностях питания. На основе этих знаний дети смогут выстраивать простые цепочки. Самые простые — это пищевые цепочки. Кто кем или чем питается? Сначала необходимо пополнить копилку знаний через чтение научной, художественной литературы, книг детской энциклопедии;через экскурсии в природу, через наблюдения, просмотры видеофильмов, сказок, мультфильмов. Затем потренировать детей в умении строить простейшие цепочки из 3х-4х звеньев на тему: кто кем питается?
Например: На огороде растёт капуста, морковка. Заяц питается этими овощами. Кто питается зайцем? Лисица! Кто может поймать и съесть лисицу? Коршун, ястреб, другая хищная птица. Такие цепочки можно выстраивать с различными природными объектами.
Например: Комар — Лягушка — Цапля — Лиса.
Чтобы научить детей мыслить, можно превратить урок в игру при помощи этой экологической игры.
Сначала необходимо сделать из картона или выпилить из фанеры солнышко, как источник жизни всего сущего на земле. Привязать через дырочки шнурки — лучики.
Распечатать из интернета или нарисовать картинки животных, насекомых, птиц, растений из которых дети будут выстраивать цепочки. Картинки лучше наклеить на картон, предварительно подогнав их к одному размеру. Чтобы карточки лучше сохранились, можно их заламинировать, или обклеить плёнкой или скотчем. Дыроколом сделать два отверстия для шнуровки. Вот все элементы готовы.
Цель игры: Познакомить детей с пищевой цепочкой в мире растений и животных. Рассказать детям кто кем питается. Учить строить пищевые цепочки, начиная с растений, которым жизнь даёт солнце, воздух и вода. Продолжать пищевой ряд насекомыми, пресмыкающимися, мелкими животными, переходя к более крупным млекопитающим.
Правила игры: Перед детьми раскладывается солнышко, как первое звено в цепочке питания. Предлагается детям собрать на лучик (цветной шнурок) цепочку из картинок, изображающих объекты живой природы, в той последовательности, в которой отражено кто, кем питается.
Деловая игра по экологическому воспитанию «Ребенок открывает мир природы» Деловая игра по экологическому воспитанию «Ребенок открывает мир природы» Цель: выявить имеющие знания у воспитателей по вопросам экологии.
Дидактическая игра по гендерному воспитанию «Испечем для Алины пиццу» Представляю вашему вниманию еще одну игру по гендерному воспитанию «Испечем для Алины пиццу». Цель: познакомить детей с основами.
Дидактическая игра по гендерному воспитанию «Сварим компот для Алины» Одним из средств для решения задач по гендерному воспитанию является использование дидактических игр. Дидактические игры с учетом гендерных.
Дидактическая игра по художественно-эстетическому воспитанию «Волшебные превращения» Дидактическая игра по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения» Автор разработки:.
Дидактическая игра по нравственному воспитанию, посредством использования художественной литературы Цель: Активизация словаря: согласование слов в предложении,пополнение словаря прилагательными; делать выводы и умозаключения; учить определять.
Дидактическая игра по патриотическому воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Собери и угадай» Цель игры: закрепить представление детей о достопримечательностях города. Для того,чтобы изготовить.
Дидактическая игра по сенсорному воспитанию «Корзина с цветами» .
Дидактическая игра по валеологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра»Полезная и вредная еда» Для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная цель игры: Закреплять представление.
Дидактическая игра по сенсорному воспитанию «Спрячь фигуру» Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Ребенок с помощью взрослого познает окружающий.
Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: — познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; — воспитывать бережное отношение к народным традициям; — развивать.
Источник
Пищевая цепочка в природе — звенья, схемы и примеры цепей
Каждому организму нужна энергия чтобы выжить. К примеру, растения заряжаются солнечной энергией, а вот некоторой живности нужно съесть другую живность для получения положительного результата. Все перечисленные примеры как нельзя, кстати, характеризуют трофическую цепь, или пищевую цепочку в природе – последовательность тех, кто кем питается в экосистеме с целью получения полезных веществ и силы для поддержания своей жизнедеятельности.
Автотрофы
Автотрофы, или же продуценты — это живые существа, производящие собственную пищу. Или же иными словами, это органические вещества из простых составляющих, например, двуокиси углерода.
Важно! Автотрофы – главная основа любой экосистемы во всем мире. Они являются составляющими большинства пищевых структур. А их энергия, полученная в результате фотосинтеза либо же хемосинтеза, поддерживает жизнедеятельность всех остальных живых организмов.
Таким образом, автотрофы – это производители в пищевой цепочке.
Рис. 1. Пищевые цепочки в природе В природе известны два типа автотрофов:
- Фотоавтотрофы. К данному виду относятся существа, участвующие в фотосинтезе – растения, преобразующие солнечную энергию в сложные комбинации. То есть сахара, полученные из углекислоты вследствие работы фотосинтеза. По подобному принципу живут и водоросли с цианобактериями.
- Хемоавтотрофы. Благодаря химическим взаимодействиям неорганических соединений, происходит поступление органических веществ в организмы экосистемы. Этот процесс носит название “хемосинтез”.
Гетеротрофы
Гетеротрофы носят второе название “консументы”. Они так же, как и автотрофы, являются потребителями, но с отсутствием возможности использования солнечной или же химической энергии для изготовления личного сырья, полученного из углекислоты. В данном случае энергия поступает за счет потребления консументами других организмов или же их оставшихся продуктов. Люди, звери, грибы и почти все бактерии – все это гетеротрофы, играющие свою определенную роль в пищевой последовательности. Все виды гетеротрофов выполняют свою единую функцию: поедают других живых существ.
Деструкторы
Нельзя не упомянуть еще одних представителей, которые не всегда, но появляются в структуре пищевого взаимодействия. Данную группу составляют редуценты, перерабатывающие неживые органические соединения и отходы для превращения их в неорганические. Деструкторы занимают нишу отдельного трофического этапа в природе. Им присуща переработка разлагающихся растений, тела недоеденной хищным животным белки или же остатков уже погибшего орла. Активными представителями редуцентов выступает класс грибов и бактерий, играющих, в свою очередь, большое значение в деятельности экосистем. С их помощью почва получает питание и воду, используемую представителями продуцентов.
Рис. 2. Схема уровней пищевой (трофической) цепи
Уровни пищевой цепи
Пищевая цепочка – линейная серия живых существ, передающая питание и энергию от автотрофов к высшим животным (рис.2). Определенное положение, занятое организмом в тот или иной момент пищевой цепи, носит название трофический уровень.
Первый
Данной трофической стадии характерно начало питания с продуцента, вырабатывающего собственную еду из солнечной энергии (фотосинтезирующие растения) или же энергии гидротермального происхождения океанических угодий (архей и бактерий).
Второй
Сюда относятся особи, выживающие за счет автотрофов. В природе подобных животных называют травоядными из-за употребления зеленых растений. Например, к первичным потребителям можно отнести овцу, зайца, насекомых и даже дикий скот.
Третий
Следующее звено в пищевой цепи принадлежит животным, поедающих других травоядных зверей. Представители этой трофической стадии считаются плотоядными животными вторичной переработки первичного сырья. К данному классу относится, например, змея, питающаяся как зайцами, так и грызунами.
Четвертый
Возникает тогда, когда животного (змею) из третьей трофической стадии поедает более крупный зверь (например, сова).
Пятый
Любая пищевая цепочка финиширует на хищнике или же суперхищнике – животном, не имеющего “врагов” с соответствующей силой (медведь, крокодил, акула). Таких представителей относят к “хозяевам” своих природных условий существования. После смерти какой-либо особи она употребляется детритофагами (стервятниками, крабами, червями и т.д.). Остальная ее часть разлагается редуцентами (бактериями, грибами), вследствие чего и продолжается процесс энергетического обмена. Поток энергии в периодичности цепи указан стрелками от солнца либо гидротермального начала до класса высших существ. В зависимости от того, как и от кого передается энергия, она имеет свойство “потери” на каждой трофической стадии пищевой цепи. Пищевая сеть – объединение большого количества пищевых цепочек в одной экосистеме. Некоторые живые организмы могут занимать разное положение в пищевой цепи в силу изменения их рациона питания. К примеру, медведь, который ест ягоды, считается травоядным животным, а вот когда он же съест грызуна, употребляющего в пищу растения – он станет первичным хищником. А вот когда медведь съест рыбу, он будет относиться уже к группе суперхищников. Это объясняется тем, что рыба, например, лосось – первичное животное. Оно питается мелкой рыбой, которая ест простейший зоопланктон, он же – фитопланктон, отдающий энергию в процессе своего фотосинтеза.
Рис. 3. Схема пастбищной пищевой цепи
В природе существуют две разновидности пищевого взаимодействия: пастбищное и детритное, каждое из которых мы разберем дальше.
Пастбищное
Этой пищевой цепи характерно наличие живых зеленых растений — полноценных источников питания для травоядных существ, которые в будущем поедаются хищниками (рис.3). Подобная деятельность экосистемы имеет солнечную зависимость. Из этого всего можно сделать обобщение: пастбищный тип пищевой схемы зависит от автотрофной передачи силы с последующим ее переходом по ее трофическим этапам. Многие экосистемы нашей планеты существуют по пастбищным особенностям выживания.
Детритное
Начальным разлагающимся органическим веществом для данного вида цепи выступает детрит, употребляемый детритофагами, которые впоследствии едят хищники. Из этого следует выделить то, что детритной пищевой цепочке требуется меньше солнца, в отличие от предыдущих представителей. Детритам характерно получение органических веществ, выработанные другой экосистемой.
Рис. 4. Схема детритной пищевой цепи
Движение энергии в пищевой цепи
Между трофическими этапами переносится сила вследствие питания одной особи другой с целью получения необходимой питательной материи. Однако такое взаимодействие энергией неэффективно, поэтому продолжительность пищевых цепочек имеет некие ограничения. В период вхождения энергии в определенную трофическую стадию она превращается в биомассу – часть тела живых существ. Полученная сила расходуется далее следующим трофическим этапом с сохранением лишь 10% энергетического запаса и так далее. Зачастую такая потеря заряда энергии приводит к образованию 3 уровней вместо полноценных 6. Вследствие этого, большая часть энергии расходуется в виде тепла или отходов и неживой субстанции, которыми пользуются редуценты. Таким образом, существование пищевой цепи в природе помогает лучше понять питательное предпочтение живых существ в любых слоях экосистемы. Благодаря пищевым цепочкам, исследователи имеют возможность правильной оценки механизма поступающей силы и движения питательного сырья на каждой трофической стадии. Пищевая цепь содействует в понятии проблемы биоструктуры всех живых организмов. Для лучшего понимания процесса пищевой цепи просмотрите также познавательное видео по этой теме.
Источник