Гребни для фламенко. Peinetas
Peinetas.
Самый красивый и оригинальный аксессуар, придающий испанскому стилю свою уникальность и неповторимость, это гребень (Peineta).
Гребень (la peineta) — это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма.
Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.
В соответствии с самой распространенной версией племена иберов пришли в Испанию через Гибралтарский пролив из Северной Африки в V тысячелетии до н.э.. Среди них выделялись турденаты или тартессийцы, которые поселились в устье реки Гвадалкивир и вдоль ее берегов. Они жили в городах, обнесенных стенами, хоронили умерших в изысканных гробницах. Они начали разработку богатых месторождений серебра, золота, олова, меди, свинца в горах Сьерра-Морена.
Географ Страбон, побывавший там в 30 г до н.э. писал, что иберов отличало гостеприимство, величественные манеры, высокомерие, безразличие к лишениям и нетерпимость к вмешательству в их жизнь. Это, кстати, характерно и для современных испанцев.
Иберийские женщины носили сложные высокие прически и головные уборы в виде тюрбанов, конических тиар, диадем, плетеных лент. Самая сложная диадема принадлежит как раз Даме из Эльче — она имеет огромные боковые диски, похожие на колеса. Они имеют сложный орнамент, предполагается, что они были покрыты позолотой. Серьги длинные в форме слезы, с орнаментом. Браслеты — наручи простых форм.
Иберы носили торквесы (ожерелье из бронзы), как и кельты, из сплетеной проволоки. Ожерелья из цветных лент с подвесками-амулетами, наборы ребристых полихромных бус из цветной пасты, шаровидные металлические бусы.
Среди украшений часто встречаются поясные пряжки и фибулы (металлическая застежка). Были распространены простые испанские кольцевидные фибулы (заколки-булавки для одежды). Но встречаются и более сложные с серебряной инкрустацией. В кельтоиберийских культурах встречаются с изображением с лошадкой (А.Л.Монгайт «Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века» (1973) )
Сегодня гребень является традиционным украшением прически испанской женщины.
Формы, материал и размеры гребня очень разнообразны и зависят от места и мероприятия, на которое одевается аксессуар.
Для танца фламенко используются, как правило, гребни из пластика или металла, среднего размера.
Применение гребня часто зависит от стиля танца фламенко, хореографии и концепции решения номера.
Как и когда одевать гребень мы рассмотрим в следующей статье!
Продолжение следует.
Источник
Про испанскую мантилью
Мантилья, мантилья — тебя воспевали в балладах и романсах. Ты, накинутая на голову и плечи красавицы, окутывала ее фигуру, ниспадала почти до пола, создавая ореол загадочности и неприступности. Ты придавала женскому образу неповторимость, осанке величавость, а взгляду тайну…. Пришедшая из глубины веков, ты и сегодня не вышла из моды, став атрибутом аристократичности и частью дипломатического этикета.
По одной версии история мантильи начинается в период завоевания Испании арабами, и праматерью мантильи считается восточная чадра. По другой версии, своим рождением мантилья обязана… дамам легкого поведения, коими изобиловала Испания XVI века. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с «жрицами любви» издал указ , обязывающий последних покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей — мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король.
Манти́лья ( mantilla, от латинского mantellum — покрывало, покров — элемент национального испанского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф- вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу, и падает на спину и плечи.
Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки, особенна была популярна в Андалусии. Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания Реконкисты . Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки. Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — то есть мантилья просто накидывалась на голову.
В начале XVII века в женской одежде начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII века, чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоев.
Гойя «Королева Мария Луиза Пармская», 1800 год
Самый расцвет моды на мантилью начался во время правления королевы Изабеллы II (1833—1868), которая сделала мантилью любимым аксессуаром, а двор подхватил, поскольку королевы испокон веков были законодательницами моды для двора. Изабелла, большая любительница головных уборов и диадем, начала популяризовать мантилью, обычай, который быстро восприняли приближенные к ней женщины. Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают надевать этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.
После свержения королевы, казалось, должна была быть свергнута и мантилья, но она стала символом протеста против власти новой династии — Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это стало историческим событием, известным как «La Conspiración de las Mantillas» (Заговор мантилий). Испанки вместо шляп демонстративно носили гребни и мантильи. Через три года король Амадей не выдержал и отрекся. Нежные кружева победили.
Кружевные края на мантильях испанки красиво называли «зубцы кастаньет» — puntas de castanuelas . Мантильи и кружевные шали, а также пелерины стали модными не только в Испании, и не только мантильи, Козьма Прутков передразнивал моду на испанское в стихах :»Дайте мне мантилью, дайте мне гитару, дайте Инезилью, кастаньетов пару. «
В Святую Пасхальную Неделю есть традиция, по которой женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Мантилью одевают и по особым торжественным событиям — национальные праздники, коррида, свадьба, визит к папе Римскому.
На двух последних фотографиях герцогиня Альба и бывшая королева Испании с нынешним королем Фелиппе.
А вот и Анджелина Джоли в мантилье
Заглядывайте! С удовольствием отвечу на все вопрросы!
Источник
Гребень как искусство
Пейнета (la peineta) – это главное дополнение к мантилье, непременный атрибут образа испанки, во всяком случае, в массовом сознании, высокий гребень, украшающий прическу.
Гребень как предмет, служащий для расчесывания волос, пришел к нам из седой древности. Археологами были найдены гребни возрастом в 10 тысяч лет. Предмет весьма прост: спинка, чтобы держать в руке, и лапки-зубцы, чтобы расчесывать волосы. Лапок обычно пять, они имитируют пальцы руки.
Но эта простая вещь всегда была окружена суевериями и легендами. В сказках гребень — часто волшебный предмет, способный превращаться в лес; с его помощью, расчесывая волосы, можно было приворожить возлюбенного/ую или лишить кого-то памяти.
В реальности гребни очень быстро начали использовать не только для расчесывания, но и для украшения.
Некоторые исследователи находят достоверных предков пейнеты в головных уборах иберийских женщин, чей облик сохранили скульптуры (Дама из Эльче и ее родственницы). Конкретно – пейнеты возводят к тиарам и митрам, чьи формы и узоры обычны и для гребня.
Однако в течение долгих веков после иберов на территории одноименного полуострова ни в каких прическах не наблюдались такие большие гребни. Историки моды связывают появление аксессуара с европейскими тенденциями конца XVII- XVIII веков. Европа сходила с ума от некоего украшения на голове модниц – фонтанжа. Он представлял собой нагромождение высоко надо лбом нескольких туго завитых локончиков – штопоров, расположенных горизонтально и поэтапно, украшенных рядами туго накрахмаленных кружев и лент. Крепилось все это сооружение при помощи шпилек и проволочных конструкций.
Экстравагантную прическу обычно связывают с фавориткой Короля – Солнце Анжеликой де Фонтанж. Во время охоты она растрепала волосы и подвязала их то ли кружевом с рукава, то ли чулочной подвязкой.
Анжелика де Фонтанж была прекрасна как день и глупа как пробка. Она очень быстро надоела королю и отправилась с глаз долой – в монастырь. А прическа осталась и продержалась в некоторых странах до середины XVIII века. Появилось более сотни ее вариантов. Некоторые дамы собирали «фонтанж», не прямо, а под углом, на манер падающей Пизанской башни. Высота прически могла достигать 50-60 сантиметров.
Вместе с династией Бурбонов европейские моды, в том числе и на «фонтанж», попали на Иберийский полуостров. Однако фонтанж – все же не гребень. Очень может быть, что большие гребни, украшенные узорами и подвесками, вместе с манильскими шалями и пионами привезли из Поднебесной отважные испанские моряки.
Первоначально гребни — пейнеты делали из черепаховых панцирей. Они имели различные оттенки – от самых светлых, медовых, до самых темных. Форма их – закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Величина гребня была не меньше 20 см, декоративный край украшался узорами, но никогда не инкрустировался золотом или камнями (их все равно было не видно под мантильей). Несомненно, продолжали использоваться и гребни меньшего размера, отдельно, без мантильи, как элемент национального костюма.
К XIX веку сложились основные традиции ношения пейнеты. Светлые гребни, как и белые мантильи, могли позволить себе незамужние девушки. Замужние дамы носили только темные пейнеты и черные мантильи. Гребень крепился строго посередине головы и не должен был смещаться ни влево, ни вправо.
Сейчас правила этикета значительно смягчены, если не исчезли совсем. Каждая женщина вольна выбирать себе гребень и накидку по своему вкусу. Но все же цветовые пристрастия сохраняются, лишь величина пейнеты варьируется в зависимости от роста владелицы. Несмотря на то, что современные гребни делают из пластмассы, которая может быть разных цветов, в ходу по-прежнему черные и белые. Только байлаоры -танцовщицы фламенко — украшают волосы красными (и другими разноцветными) гребнями.
Источник
Антикварный детектив для Ку-ку
Дорогие мои Ку-ку!
Совсем недавно я рассказывала про заставившую меня помучиться брошь с венской эмалью , которая на первый взгляд была для меня загадкой — а оказалась одним из первых выпусков известного австрийского художника Михаэлы Фрай, основательницы знаменитой ювелирной компании «Фрай-Вилли».
А в последние дни я увлеклась не менее «новаторской» (в смысле «открытий» лично для меня) антикварной историей.
Ко мне в закрома Бурундучка Будурчика (он же Ведьмежонок:)) попал вот такой роскошный гребень:
Сказать, что он роскошный — не сказать ничего, он громадный, весь наполненный солнцем и совершенно невероятный.
До 10 класса я «носила» косу ниже попы:) -о и с радостью (хрюканьем и гиканьем, как было написано в одной современной детской книжке) постриглась коротко-коротк перед выпускным — с тех пор и хожу «обритой»:). Так вот к чему я об этом вспомнила — первый раз в жизни после выпускного я пожалела, что у меня нет косы.
В отличие от «брошечки Михаэлы» я точно знала, что это — замечательная имитация черепахового панциря начала прошлого века. Скорее всего — Франция, которая славилась украшениями из резного целлолоида, о чем я уже писала . Так я и определила в описании — резной вручную гребень из целлолида, имитирующего черепаховый панцирь.
Но вот что-то не давало мне спокойно жить:) — червячок любопытства грыз меня изнутри и заставлял продолжать» раскопки.
Сначала я нашла, что такой гребень называют испанским — собственно, он испанский и есть, поскольку является неотъемлемой часть национального костюма испанок.
Наверняка вы видели вот такие фотографии:
Видела их и я, но, будучи «упертым» германистом, никогда не задумывалась, на ЧЕМ держится кружевная накидка — мантилья.
Помните — «скинь мантилью, ангел милый, и явись как яркий день»? Я была уверена, что мантилья закрывает еще и часть лица:).
Однако мантилья ( la MANIТLLA) — это достаточно большой по размеру шарф-вуаль, ниспадающий на спину и плечи, который обычно надевается поверх высокого гребня — ПЕЙНЕТЫ (la PEINETA), вколотого в прическу.
Испанское «MANTILLA» происходит от латинского » MANTELLUM»- «покрывало». Сначала испанки носили мантилью просто наброшенной на голову, но позже стали носить с высоким гребнем.
Что самое интересное — в современной Испании мантилью с гребнем одевают на свадьбу сама невеста и посаженная мать:
А еще в них выходят в «свет» — например, на корриду:
Постепенно история гребня стала для меня проясняться, но я никак не могла взять в толк, при чем тут Франция и еще вот этот портрет А.Л. Брюллова — на котором изображена как раз с таким гребнем княгиня С.А. Львова (кстати, таких портретов аристократок-красавиц с гребнями у него очень много):
Выяснилось, что гребни для мантильи из черепахового панциря вошли в европейскую моду в 19 веке, а именно — после 1830-ого года, а вторая волна «успеха» накатила после триумфальной премьеры оперы «Кармен» в 1870 году, когда пейнеты стали частью утреннего туалета дам викторианской эпохи. Спускаясь к утреннему чаю, ими закалывали длинные волосы, собранные в пучок. Иногда гребень сопровождался небольшой вуалью, которая вовсе не походила на настоящую испанскую мантилью, а лишь едва прикрывала волосы. Размеры таких гребней тоже были намного скромнее оригинала, так как у них была другая задача — они держали волосы, а не мантилью.
Носили гребни и днем — как яркую «деталь» в дополнение к строгому костюму.
Делали гребни из разных материалов: черепахового панциря, рога, металла.
Вот этот ажурный гребень — латунный:
Вот этот — черепаховый:
Один из самых «высоко ценимых» — из панциря белой черепахи — черепахи-блондинки:) (Blonde tortoise):
Существовал и гребень Жозефины, названный так в честь супруги Наполеона, — с королевскими лилиями и шариками:):
Поскольку гребни были все ажурные и «светящиеся», то дамы их втыкали в прически под углом, а не прямо:
Как это часто бывало (например, с кринолинами), модницы иногда перебарщивали с размерами гребней:
И в журналах немедленно появлялись такие вот карикатуры:
Мода на испанские гребни из натуральной кости и черепахового панциря продержалась до начала ХХ века, а затем, благодаря стараниям защитников животных (да-да, они были уже тогда!) и изобретению целлулоида, стали выпускать уже имитирующий «черепашку» гребни.
Надо сказать, что внешние они не отличаются о «настоящих» — да и коллекционная стоимость их практически такая же:
В настоящее время такие гребни в небоьшом количестве продаются на международных аукционах — и, зная, что всегда интересно знать среднюю стоимость антикварной штучки, скажу, что цена их колеблется от 125 до 200 долларов.
Совеременные же моельеры предлагают носить пейнету с вечерним нарядом — или невесте с фатой:
Вот такие у меня были в этот раз антикварные «раскопки» — и я заполнила очередной пробел в своих знаниях об украшениях.
Источник