- Блог дзенствующего линуксоида
- среда, 25 января 2012 г.
- Самодельный петух для велосипеда (самодельный держатель заднего переключателя)
- 2 комментария:
- Как выпрямить петух на велосипеде – инструменты, пошаговая инструкция
- Методика выпрямления петуха на велосипеде
- Кассета и петух должны быть параллельны
- Необходимые инструменты
- Выпрямление петуха на велосипеде: пошаговая инструкция
- Заключение
- Замена и установка велопетуха
- Способ производства и материалы изготовления
- Механическая характеристика съемных велопетухов
- Съемные и несъемные разновидности кронштейнов
- Поэтапная инструкция по замене детали
- Исправление дефектов
- Советы по эксплуатации кронштейна
Блог дзенствующего линуксоида
Хочешь изменить мир к лучшему? Начни с себя.
среда, 25 января 2012 г.
Самодельный петух для велосипеда (самодельный держатель заднего переключателя)
Родной петух сломался внезапно на ровной дороге. Я ехал по городу и вдруг почувствовал, что сзади что-то отвалилось. Остановился и увидел болтающийся на цепи велосипеда задний переключатель. Отслужил он около года. Я снял остатки сломанного петуха и прикрепил задний переключатель напрямую к раме, хоть он для этого и не предназначен. Вообще, надо понимать, зачем нужен этот «петух». А нужен он для того, чтобы при падении велосипеда ломался не сам переключатель, а петух, обеспечивая сохранность дорогостоящего переключателя.
В моем случае задний переклюк стоит около 350руб, а петухи везде продаются не дешевле 500руб, поэтому польза от данной вещицы весьма сомнительна =) Покатался я некоторое время без петуха, прошелся по паре магазинов, но подходящей замены не обнаружил. Вообще, держателей заднего переключателя существует великое множество. Петух для велосипедной рамы 2011 года уже может не подойти к раме этой же модели 2012 года. И не надо мне заливать про совершенствование форм, тут все сделано только для того, чтобы содрать с потребителя лишнюю денюжку 🙂
Мне повезло — друг решил попробовать сделать новый петух самостоятельно, благо, необходимый инструмент был у него на работе. И у него это получилось, за что ему огромное спасибо! На изготовление петуха ушло, по его словам, около часа, а мне потребовалось лишь 15 минут, чтобы напильником его подровнять.
2 комментария:
петух нужен скорее для сохранности рамы. тоже вырезал недавно из дюральки 4мм толщиной. получилось не хуже нового.
повозиться пришлось пол дня. подходящего в продаже не оказалось, а не особо подходящий стоил около 400р и всеравно требовал напильника.
Источник
Как выпрямить петух на велосипеде – инструменты, пошаговая инструкция
После падений или ударов некоторые детали велосипеда приходят в негодность, требуют замены или починки. Новички и профессионалы ищут способы рихтовки, чтобы спасти байк от поломки, а свой кошелек – от растрат. Один из популярных вопросов на форумах о велосипедах: «Как самостоятельно выпрямить петух?».
Необычное название «петух» может вызывать улыбку. Иначе его именуют как «кронштейн» или «рычаг». Велосипедный петух – это деталь, к которой крепится задний переключатель скоростей. Его функция – принять весь удар на себя, чтобы защитить раму и задний переключатель.
Петух на велосипеде изготавливается из мягких металлов, в основном из алюминия, поэтому он запросто может деформироваться и погнуться.
Если петух погнулся даже на один миллиметр, то уже чувствуется, что что-то с велосипедом явно не так. Часто велолюбители не берут его в расчет, а при возникновении неисправностей полагают, что проблема в цепи, трансмиссии и любой другой детали.
Проверить и выровнять петух на велосипеде можно как с помощью мастера, так и самостоятельно. В этом нет ничего сложного, достаточно запастись набором инструментов и выделить немного личного времени.
Методика выпрямления петуха на велосипеде
Как выпрямить петух на велосипеде в домашних условиях? На самом все очень просто. Поэтому не торопитесь выкидывать деформированную деталь и бежать за новой.
Для начала стоит проверить, действительно ли велосипедный петух нуждается в ремонте. Если при проверке вы узнали, что нуждается, то ни в коем случае:
- не используйте молоток – он противопоказан;
- не пытайтесь расплавить металл;
- не ремонтируйте, если есть явные трещины.
Используя молоток, вы можете окончательно сломать деталь из мягкого металла. А при наличии видимых трещин ремонт не имеет смысла. Плавление в домашних условиях и обсуждать не стоит.
Кассета и петух должны быть параллельны
Переверните велосипед вверх колесами. В таком положении будет проще определить, погнулся ли петух на велосипеде. Обратите внимание на заднее колесо. Осмотрите расстояние между петухом и ближайшей звездочкой.
Кассета малой звезды должна быть параллельна петуху. Конечно, сильный прогиб будет заметен сразу. Но в некоторых случаях лучше измерить расстояние в двух крайних точках, чтобы сравнить значения.
Обратите внимание, что петух может быть изогнут в одной из двух плоскостях. Для удобства обозначим их как:
А значит, необходимо проверить параллельность двумя способами, чтобы полностью удостовериться в исправности петуха.
Если сложно переключать передачи скорости или при настройке пропускается звездочка, то деформация формы будет заметна даже на глаз.
Необходимые инструменты
Инструменты, которые понадобятся для проверки параллельности, перечислены ниже. Этого набора будет достаточно, чтобы выполнить ремонт велосипеда и выровнять деталь.
- эксцентрик;
- оси от конусных втулок – 2 штуки. Одна из них под эксцентрик. Выбирайте диаметром 10 мм. Ось с диаметром 9,5 мм может сорвать резьбу;
- гайки для осей;
- линейка.
Если таких инструментов нет в вашем доме, то обратитесь к знакомым велосипедистам. Обычно эти детали пылятся в коробках за ненадобностью.
Выпрямление петуха на велосипеде: пошаговая инструкция
Для удобства переверните велосипед и поставьте его вверх колесами. Можете также снять цепь. Так будет намного проще проводить последующие действия.
Инструкция по подготовке петуха (кронштейна, рычага):
- Снимите заднее колесо и задний переключатель.
- Одну из осей (под эксцентрик) установите туда, где должно быть колесо. Зажмите ее гайками. Убедитесь, что вставили до упора с обеих сторон.
- Вставьте в ось эксцентрик и закрепите его.
- Смажьте изнутри резьбу на петухе, чтобы случайно не повредить ее.
- Вкрутите вторую ось. Резьба от конусных втулок как раз подходит под резьбу на петухе. С двух сторон затяните гайками, чтобы не испортить деталь.
Теперь необходимо убедиться в параллельности двух осей.
Проверка в первой плоскости:
- Измерьте расстояние между осями в двух крайних точках с помощью линейки.
- Сравните значения. Если они одинаковы, то хорошо. Если не одинаковы, значит в этой плоскости петух искривлен.
- При замере не стоит прикладывать усилие на оси. Иначе можете сильнее отогнуть деталь.
Проверка по второй плоскости:
- Контроль осуществляется на глаз. Поэтому важно выбрать правильное положение для проверки. Сначала вы должны видеть только одну ось, в то время как вторая «прячется» за ней.
- Постепенно меняйте угол зрения, пока не увидите просвет между осями. Если просвет появляется только с одного конца, значит деталь искривлена. Зазор должен появляться одинаково по всей длине оси.
- Чтобы увеличить контрастность, можно подложить сзади белый лист бумаги. Так будет проще определить, где появляется просвет.
- Сделайте усилие пальцами по оси, которая в него вкручена. Так как металл мягкий, деталь начнет деформироваться. Чтобы выровнять алюминиевый элемент, не нужно использовать молоток и прочие инструменты.
- Проведите повторные проверки. Если в обеих плоскостях оси параллельны, значит вы являетесь владельцем ровного петуха.
- Снимите инструменты с велосипеда, поставьте на место колесо и настройте переключатель скоростей.
Если после процедуры выравнивания также проблематично переключать скорости, то попробуйте прочистить трос заднего переключения.
Заключение
Во время сборов перед длительным велосипедным путешествием положите в рюкзак набор инструментов. Так вы не будете переживать из-за возможных поломок и запросто исправите ситуацию. Тогда ни одна поезда не омрачится и принесет лишь положительные эмоции.
Автор статей. Высшее образование по специальности: “Технологии транспортных процессов”. Люблю велопрогулки и другой активный отдых.
Источник
Замена и установка велопетуха
Велопетух – консольная опорная деталь, сменный держатель заднего переключателя скорости. Съемные велопетухи принимают на себя удары, направленные на переключатель, и предотвращают повреждение рамы.
Деталь появилась одновременно с алюминиевыми и карбоновыми рамами, которые не подлежат восстановлению при поломке.
Для того, чтобы ломались петухи, а не рамы, их производят из хрупких материалов.
Стоимость петуха значительно ниже рамы и заднего переключателя, в случае повреждения его проще заменить.
Велосипедные петухи производятся в различных формах, производители модифицируют одни и те же модели по несколько раз в год.
Для приобретения нужной детали недостаточно знать номер модели и марку велосипеда, лучше для покупки нового петуха зафиксировать все параметры, и желательно сфотографировать модель.
Распространенные названия велосипедного петуха: кронштейн, фрезерованный держатель, адаптер, сменный крюк для заднего переключателя или серьга на раму.
Способ производства и материалы изготовления
Отличительные особенности велоптухов – материалы изготовления и способы производства. Оригинальные кронштейны литые, неоригинальные чаще всего фрезерованные.
Фрезерованные детали из дюраля характеризуются повышенной гибкостью, это позволяет беспрепятственно их выпрямлять. Но такие кронштейны обладают большей жесткостью на разрыв.
Литые держатели выполняются из силумина, они плохо переносят удары на раму – сгибаются, а при выравнивании образуют трещины и ломаются.
Кронштейны из силумина производятся на литейном заводе методом заливания расплавленного металла в форму.
Силумин обладает наивысшими литейными свойствами и представляет собой сплав алюминия и кремния, содержание алюминия варьируется от 4 до 22% от общего состава.
Иногда силумин модифицируются добавлением натрия и лития, такой силумин отличается пониженной пластичностью, но повышенной прочностью.
Деталь из материала двойной, тройной эвтектики выдерживает повышенную механическую нагрузку в работе, но может треснуть при падении.
Главный плюс деталей из силумина, это низкая цена, минус – повышенный риск возникновения микротрещин, которые приведут к поломке изделия.
Велопетух фрезерованный вырезается на фрезеровочном оборудовании из дюралюминия – высокопрочного соединения алюминия, меди, магния и марганца.
Основным легирующим элементом в сплаве является медь (до 4%) и 93,5% приходится на алюминий.
Это главный металл авиационного и машиностроительного производства. Основные характеристики зависят от термообработки.
В среднем предел растяжимости составляет 250 Мпа, кратковременной прочности — 400 Мпа.
Механическая характеристика съемных велопетухов
Различия кронштейнов заключаются в специфике закрепления, количестве и форме отверстий.
- Резьбовое отверстие М10 предназначена под крепежные винты заднего скоростного переключателя.
Это универсальное отверстие, присутствует во всех выпусках.
Съемные и несъемные разновидности кронштейнов
Несъемные петухи предназначены для рамы из стали или титана. При ударе гнётся или ломается, при ремонте петуха приваривают обратно к раме.
Съёмный петух производится для алюминиевых и карбоновых моделей рам.
Алюминиевые рамы подвержены разрушению под действием повторно-переменных циклических движений, а карбоновые обладают пониженной прочностью, для них используется только съемные кронштейны.
Съёмная модель петуха отливается из алюминиевого сплава с большим количеством углерода, отличается тонким профилем и пониженными механическими свойствами.
Если деталь погнулась чинить ее нельзя, в структуре появляются микротрещины, и повышается риск разрушения.
Фрезерованные кронштейны для велосипеда делают из авиационного дюралюминия под номером Д16Т.
Основные характеристики – отсутствие остаточной деформации и напряжения. Фрезеровочный кронштейн при превышении нагрузки не гнётся, а ломается, поэтому не попадает в механизм велосистемы.
Стоят такие изделия на порядок дороже чем силуминовые.
Отправляясь в длительное путешествие следует брать с собой запасной кронштейн. Подробнее о подготовке к дальнему велопутешествию.
Поэтапная инструкция по замене детали
- Установить цепь на маленькие трансмиссионные звёзды и открутить заднее колесо.
- Снять с кронштейна переключатель скорости с применением 5 мм шестигранного ключа.
- Освободить кронштейн от болтов и боночных гаек и снять с рамы.
- Очистить посадочное место от грязи.
- Зафиксировать новую деталь на посадочное место, подобрать бонки, болты и прикрутить.
- Установить задний переключатель скорости, выступ переключателя должен упираться в площадку кронштейна.
- Возвратить на место колесо.
- Отрегулировать скоростной переключатель.
Для замены кронштейна необходимы только шестигранник и отвёртка.
Исправление дефектов
При искривлении кронштейна исправлять его не рекомендуется, лучше новый велопетух купить, но для справки выровнять его можно следующим способом:
- Нагреть изделие в горячей воде;
- Зажать плоскогубцами или тисками;
- Легким нажимом осторожно выровнять обе стороны до исходного положения.
Если кронштейн не исправляется зажиманием листа, его можно выпрямить повторным сжиманием и разжиманием в разных направлениях.
Советы по эксплуатации кронштейна
Несколько советов по эксплуатации велосипедного петуха:
- При падении байка на правую сторону может поломаться или деформироваться деталь, следует фиксировать устойчивость транспортного средства с уклоном налево;
- Велосипед кладется на асфальт только левым боком;
- Сложные, заросшие деревьями отрезки пути проходить с наименьшим оборотом педалирования.
Нельзя допустить слёт цепи с трансмиссионных звёзд.
При выборе велопетуха стоит учесть стиль езды и местность предполагаемых поездок.
Начинающему велосипедисту для катания на асфальтированных дорогах можно приобрести силуминовую модель.
Бывалым байкерам следует потратиться на фрезерованное изделие, чтобы не подвергаться риску и обеспечить увлекательную поездку.
Источник