- Консультация для родителей — Песочная терапия в домашних условиях учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Юнгианская песочница своими руками – особенности сборки
- Песочная терапия для детей: обучающие и творческие игры
- Как заниматься с ребенком?
- Техники рисования на световом планшете
- Игры и арт-терапевтические упражнения
- Песочный пляж
- Дорожки
- Песочные каракули
- Моя любимая игрушка
- Звериные портреты
- Загадки
- Садовод
- Дорисуй картинку
- Нарядные носочки
- Следы
- Письмена на песке
- Фотограф
- Путешествие по сказочной стране
- В поисках клада
Консультация для родителей — Песочная терапия в домашних условиях
учебно-методический материал
Как занять ребенка дома, с помощью песка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-_pesochnaya_terapiya_v_domashnih_usloviyah.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Песочная терапия в домашних условиях»
УПРАЖНЕИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА.
- Наберите песок в обе руки, таким образом, чтобы свободно сыпалась из кулачков, и нарисуйте одновременно два одинаковых круга. Следите за тем, чтобы обе руки двигались синхронно.
2. Двумя руками соберите песок в кучку. Снова наберите песок в кулачки и нарисуйте два одинаковых глаза.
3. Нарисуйте два разных цветка двумя руками одновременно и прорисуйте контур двумя средними пальцами.
4. Нарисуйте два одинаковых цветка. Следите, чтобы узоры были чёткие. Если песок закончился в кулачках, можно набирать ещё и дорисовывать. Затем двумя безымянными пальцами одновременно прорисуйте контур цветка, чтобы он обозначился.
5. Двумя руками одновременно нарисуйте картину на тему «Дом, в котором мне хорошо», затем большими пальцами прорисуйте контур дома.
Упражнение «Отпечатки наших рук».
Это упражнение учит оценивать ощущения. Ребёнок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребёнок.
Упражнение «Дождик из песка».
Это упражнение снимает мышечное напряжение и агрессию.
Взрослый объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь взрослого. Затем Взрослый делает дождь ребенку на ладошку.
Упражнение «Следы на песке».
Упражнение проводится в форме игры. Взрослый предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке. Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка. А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка. Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.
Педагог прячет в песке несколько предметов разной величины, формы, фактуры и цвета. Ребенку предлагают сыграть в археологов, устроить раскопки и найти все спрятанные в песке сокровища, только делать это нужно аккуратно, не просыпая песок из лотка.
«Сейчас мы с вами превратимся в сапёров. Сапёры это те люди, которые умеют разминировать (делать безопасными) мины. Положите ваши ладони на песок, и мы представим, что одна из них сейчас превратиться в «мину» её нужно как можно скорее закопать в песок. А теперь второй ладонью мы будем аккуратно её «разминировать». Делать это нужно очень осторожно и медленно».
Упражнение «Графический диктант».
Взрослый в игровой форме знакомит или закрепляет знания ребенка о пространственных представлениях: «вверх-вниз», «право-лево», «над — под», «из-за – из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции пальчиками рисует фигуры на песке.
Упражнение «Песочный круг».
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т.д. После чего он может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Примеры инструкций к индивидуальным играм в песочнице:
«Возьми поднос, подойди к столу и выбери те фигурки, к которым тянется твоя рука, которые привлекают твоё внимание» (приглашение к песочнице).
«Сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал, искал место, где ещё не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, пришёл в пустыню. И задумал волшебник превратить её в сказочную страну и заселить её разными существами. Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь».
Инструкции в зависимости от темы и возраста ребенка:
- «Создай то, что хочешь»;
- «Создай свой собственный мир, он может быть таким, каким тебе захочется»;
- «Создай своё собственное сказочное государство или свою волшебную страну»;
- «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна»;
- «Создай историю о своей семье или семье животных и расскажи о ней».
Примеры вопросов, которые можно задать ребенку при обсуждении его песочной картины:
- Расскажи что это за мир, сказочная страна?
- Какие существа её населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну? (подробно о каждой фигуре)
- В каких взаимоотношениях они находятся между собой?
- Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?
(материал подобран на основе интернет источников)
Источник
Юнгианская песочница своими руками – особенности сборки
Я продолжу рассказывать о песочницах — юнгианская песочница своими руками, как сделать и из чего сделать. В предыдущей статье я подробно рассказал, из чего сделать классическую песочницу. Мы выбрали материал, подробно рассмотрев все плюсы и минусы. В результате рассмотрения вариантов мы должны соразмерить особенности материалов со своими возможностями. Теперь, когда материал выбран, надо понять, что с ним делать.
Конструкция крепления дна
Используемая технология в итоге будет определять качество песочницы. И складывается эта технология из двух составляющих. Во-первых, изготовление деталей и их и сборка. Во-вторых, обработка собранного ящика, формирование его внешнего вида и эксплуатационных качеств.
Сам процесс сборки и обработки мной уже описан неоднократно. Пример описания можно посмотреть в этой статье. Здесь же я остановлюсь на наиболее важных особенностях.
Первая особенность – конструкция крепления дна. Чтобы песочница выглядела прилично, дно ни в коем случае нельзя крепить снизу. Иногда, упрощая себе работу, изготовители прибивают гвоздями или привинчивают шурупами дно к нижним торцам бортов. Это прежде всего ненадежный вариант конструкции, так как нагрузка на дно может вызвать нарушение плотности соединения дна и бортов. Такая конструкция так же нарушает эстетику песочницы.
Наиболее оптимальный вариант крепления дна – это вырезание в бортах паза глубиной примерно 5 мм
Соединение в шип
Наиболее оптимальный вариант крепления дна – это вырезание в бортах паза глубиной примерно 5 мм с отступом от края борта 3-4 мм. При последующей сборке донная плита помещается в этот паз, в который предварительно закладывается клей-монтаж. В итоге дно в пазах удерживается плотно и надежно, и внешний вид не портится прибитой снизу фанерой.
Вторая особенность – соединение бортов. Задача аккуратно соединить борта друг с другом. Возможны различные варианты: соединение в шип, соединение углом, соединение в торец. Так же возможны комбинации этих соединений.
Соединение в шип самое на первый взгляд надежное, требует точности изготовления. Есть минус: такое соединение со временем может расшататься. Вы видели расшатавшиеся соединения в шип старых стульев или рам? Подобное может грозить в нашем случае, если присутствуют регулярные нагрузки. Кроме того, на мой взгляд, это черезчур сложная конструкция для песочницы.
Соединение углом самое недолговечное. При регулярных механических нагрузках такое соединение быстро расшатается. Допустимо такое соединение бортов при изготовлении песочниц малых размеров, при этом борта для прочности соединения должны фиксироваться снизу материалом дна, а про этот вариант мы уже говорили выше.
Соединение в торец. Особенность в том, что борта соединяются друг с другом саморезами.
Соединение в торец. Особенность в том, что борта соединяются друг с другом саморезами. Конструкция предполагает наличие дополнительных отверстий, в которые прячутся головки саморезов, а так же отверстия, образованного пазом крепления дна. Используя ступенчатое соединение торцов, можно скрыть этот паз. Отверстия же для саморезов либо закрываются деревянными пробками, либо заделываются шпаклевкой – в зависимости от требований к последующей обработке.
Теперь совместим эти варианты конструкции с выбранным материалом.
Варианты использования массива хвойной или березовой древесины дает возможность подчеркнуть структуру дерева, если выбранный материал не содержит изъянов. Наличие же изъянов потребует дополнительной обработки и покраски. Кроме того, часто древесина обладает повышенной ворсистостью, и поэтому будет необходима дополнительная грунтовка и шлифовка. Допустимо любое технологически возможное соединение бортов.
Точность разметки и сверления отверстий должна быть высокой
Использование твердых пород дерева обосновано в том случае, если вы хотите сделать произведение собственного мастерства, или даже произведение искусства. Тогда надо применять соединение в шип, или в торец. Соединение углом не рекомендуется в связи с его ненадежностью в наших условиях.
Во всех случаях, когда идет сборка в торец, и вы желаете оставить видимой структуру дерева, важно качество сверления отверстий. Так как контуры отверстий будут видны, даже при использовании качественных деревянных пробок, точность разметки и сверления должна быть высокой. Даже погрешность в полмиллиметра будет хорошо видна и снизит впечатление от изделия. И тогда смысл использования столь дорогого материала пропадает.
Так же хочу отметить, что иногда производители прикрывают места стыка деревянными уголками. Это тоже смотрится некрасиво, потому что подсознательно понятно сокрытие некачественной сборки. Для сравнения просто вспомните про дорогую плиточную кладку: она не предполагает дополнительных пластмассовых накладок и уголков. И наоборот, некачественная недорогая кладка сопровождается пластмассовыми декоративными элементами. Возвращаясь к нашим песочницам – излишние детали в целом и эти уголки в частности портят впечатление от песочницы.
Применение фанеры при изготовлении бортов потребует обязательной шпаклевки торцов, и затем покраски. Это значит, что вполне применимо соединение в торец с шпаклеванием отверстий. При этом надежность этих изделий будет наиболее высокая.
В заключение статьи отмечу, что качественные наборы для самостоятельной сборки песочниц предлагает интернет-магазин Песочный мир. Наборы изготовлены из шлифованной березовой фанеры, в заготовках сделаны все необходимые пазы и отверстия. Заготовки снабжены метками для правильной сборки песочницы. Весь крепеж прилагается, и вам надо будет только взять отвертку или шуруповёрт. Чтобы сборка была проведена качественно, рекомендуется использовать клей-монтаж для закладывания в паз крепления дна, и клей ПВА для соединения бортов друг с другом. Использование такого набора избавит вас от сложной столярной работы, требующей навыка и инструментов.
Песочный Мир производит песочницы с 2012 года, и мы всегда на пике современных достижений в конструкциях и технологии изготовления песочниц. Все наши песочницы имеют гарантию 1 год и срок службы не менее 5 лет.
С 2018 года каждая песочница маркируется индивидуальным номером, по которому можно узнать точную информацию о применяемых материалах и индивидуальных особенностях ее изготовления.
Недавно создано сообщество ВКонтакте, где мы делимся последними компетенциями по изготовлению песочниц. Рекомендую вступить туда, так как там часто публикуется наиболее актуальная информация по технологиям изготовления песочниц.
Самые свежие новости и много интересной информации публикуются в нашей группе «Песочный мир».
Вопросы можно писать сюда — самый быстрый способ получить печатный ответ. Или звоните — актуальные телефоны на сайте и в группе «Песочный мир» ВКонтакте.
Читайте новости, подписывайтесь на новостную рассылку и обновления группы.
Источник
Песочная терапия для детей: обучающие и творческие игры
Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.
Как заниматься с ребенком?
Рисовать можно песком и по песку. Рекомендуем проводить занятия на столе с подсветкой «ЭКОВЕД» и использовать очищенный кварцевый песок. Руки малыша и взрослого должны быть сухими.
Техники рисования на световом планшете
1. Насыпание. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий.
2. Щепоть. Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.
3. Ладонь. Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.
4. Кулак. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.
5. Рисование пальцами. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.
6. Рисование с использованием инструментов. Рисунки, линии, орнаменты создаются при помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от силы нажима.
Игры и арт-терапевтические упражнения
Песочный пляж
Предложите ребенку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберет горсть и как можно сильнее сожмет пальцы. На выдохе ребенок постепенно высыпает песок и расслабляется.
Цель: развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.
Дорожки
Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.
Цель: улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.
Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Песочные каракули
Играют двое. Один человек закрывает глаза, в это время второй рисует на песке простую каракулю. Затем первый участник открывает глаза и может дорисовать каракулю, превратив ее в какое-то понятное изображение. Затем игроки меняются ролями.
Цель: развитие воображения.
Моя любимая игрушка
Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.
Цель: развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.
Звериные портреты
Предложите ребенку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление. Попросите маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.
Цель: знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.
Загадки
Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.
Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.
Цель: развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.
Садовод
«Превратите» световой стол во фруктовый сад и предложите ребенку засадить его разными растениями. Малыш выполняет рисунки и рассказывает, что где растет. Попросите его описать фрукты, овощи и ягоды по цвету, форме и вкусу. Попробуйте вместе изобразить деревья и кустарники, на которых зреют плоды.
Цель: знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.
Дорисуй картинку
Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра.
Цель: развитие образной памяти, воображения.
Нарядные носочки
Дети играют в парах или со взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.
Цель: развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.
Следы
Предложите ребенку представить, как выглядят следы определенных существ, например, бегемота или паучка, и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка.
Цель: знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.
Письмена на песке
Подготовьте для игры вырезанные из картона буквы или цифры. Можно использовать крупные символы из магнитных наборов. Вручите ребенку букву или цифру и предложите вылепить ее из песка. Сгребайте песок ребрами ладоней и формируйте букву. Сверьте песочную букву с оригиналом и начинайте делать следующую. Так на световом столе возникнет целый Город Букв!
Буквы и цифры можно не только лепить, но и писать. Пусть ребенок рисует нужное изображение сначала пальчиком. Потом можно использовать палочку, удерживая ее как ручку.
Цель: закрепление графического образа букв и цифр, формирование графомоторных навыков.
Фотограф
Играть нужно в паре. Оба участника внимательно смотрят друг на друга, стараются запомнить черты и прическу. После этого дети начинают рисовать песком портрет товарища – делать фотографию. Когда «снимки» будут готовы, обсудите, насколько точными они получились.
Цель: развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.
Путешествие по сказочной стране
Пусть ребенок пофантазирует и нарисует на световом столе сказочное королевство. Дайте юному затейнику время для творчества, а затем попросите рассказать, как называется страна, кто в ней живет, какой характер у этих персонажей, какие события происходят в сказке.
Цель: развитие фантазии, логики и связной речи.
В поисках клада
Для игры вам потребуются мелкие предметы или стикеры. Нарисуйте вместе с ребенком на листе бумаги карту-схему с условными изображениями дерева, реки, горы, леса, домиков. По этой карте создайте песочную картину.
Когда рисунок будет готов, попросите ребенка отвернуться и спрячьте на любом участке изображения маленький «секретик». В соответствующем месте на бумажной схеме поставьте крестик. Дайте карту маленькому кладоискателю и предложите отыскать сокровище.
Цель: обучение рисованию карт-схем, развитие пространственного мышления, логики, воображения.
Песочные игры многообразны. Выберите световой стол для рисования песком, и пусть занятия помогают ребенку познавать себя и мир!
Источник