- Самодельный обратный клапан: подробно о том, как сделать обратный клапан своими руками
- Назначение и принцип работы устройства
- Самостоятельное изготовление обратного клапана для воды
- Как изготовить обратный клапан для вентиляционных систем
- Как сделать перепускной клапан своими руками
- Что собой представляет и для чего он нужен
- Идея для изготовления обратного клапана собственными руками
- Области применения
- Механизм
- Принцип работы
- Отличие от других регулировочных устройств
- Виды и конструкции
- Перепускной клапан Blow-OFF своими руками
- Советы по выбору и примерные цены
- Критерии
- Самостоятельное изготовление обратного клапана для воды
Самодельный обратный клапан: подробно о том, как сделать обратный клапан своими руками
Эксплуатация трубопроводов различного назначения предполагает, что жидкие и газообразные среды, которые по ним транспортируются, должны перемещаться в определенном направлении. Изготовив обратный клапан своими руками или купив его серийную модель, можно обеспечить данное требование эксплуатации трубопровода и элементов его оснащения, что позволит длительное время поддерживать их в работоспособном состоянии.
Обратный клапан погружного насоса
Назначение и принцип работы устройства
Обратный поток в трубопроводных системах может возникнуть по разным причинам. Если речь идет о жидких средах, такой причиной может стать отключение насоса, а в случае с вентиляцией – неправильная установка вытяжной трубы или малое количество поступающего воздуха. Что бы ни послужило причиной возникновения обратного потока рабочей среды в трубопроводной системе, такое явление крайне нежелательно, так как оно может привести не только к некорректной работе элементов такой системы, но и к их выходу из строя.
Чтобы предотвратить образование в трубопроводной системе обратного потока, как уже говорилось выше, на нее устанавливают обратные клапаны, которые могут отличаться как своим внешним видом и габаритами, так и конструктивным исполнением. Основная функция такого устройства, устанавливаемого на трубопроводах, по которым транспортируются жидкие и газообразные среды, состоит в том, чтобы пропускать рабочий поток в одну сторону и блокировать его движение в тот момент, когда он начинает двигаться в обратном направлении.
Устройство шарового обратного клапана
Конструкцию обратных клапанов вне зависимости от их типа составляют следующие элементы:
- корпус, внутреннюю часть которого образуют два сообщающихся цилиндра;
- запорный элемент, в качестве которого может выступать шар, створка или цилиндрический золотник;
- пружина, обеспечивающая прижатие запорного элемента к посадочному месту, расположенному на выходе из пропускного отверстия клапана.
Принцип действия обратного клапана достаточно прост и заключается в следующем.
- После того как поток рабочей среды, поступающий в клапан, достигнет требуемого давления, пружина, прижимающая запорный элемент, отжимается, давая возможность газу или жидкости свободно проходить через внутреннюю полость устройства.
- Если давление потока рабочей среды в трубопроводе падает, то пружина возвращает запорный элемент в закрытое состояние, перекрывая движение потока в обратном направлении.
Тарельчатый обратный клапан в разобранном виде
На современном рынке предлагается множество обратных клапанов различных типов, что позволяет подбирать такие устройства для решения определенных целей. Между тем многие домашние умельцы, руководствуясь естественным желанием сэкономить, изготавливают обратные клапаны своими руками и делятся чертежами и схемами своих самоделок в интернете.
Самостоятельное изготовление обратного клапана для воды
Самодельный обратный клапан для установки на трубопровод, по которому транспортируется вода, не требует при изготовлении дорогостоящих расходных материалов и сложного оборудования, что дает возможность хорошо сэкономить. Итак, чтобы самостоятельно сделать обратный клапан, необходимо подготовить:
- муфту, на корпусе которой нарезана наружная резьба;
- тройник с внутренней резьбой;
- пружину, диаметр которой позволяет ей свободно входить в тройник;
- стальной шарик, диаметр которого чуть меньше, чем поперечное сечение внутренней полости в тройнике;
- резьбовую пробку;
- уплотнительную ленту ФУМ.
Пружину, если вы не нашли подходящей по диаметру, можно изготовить и самостоятельно, используя для этого стержень соответствующего диаметра и жесткую стальную проволоку. В стержне, на который будет навиваться самодельная пружина, необходимо просверлить отверстие, в него будет вставляться конец проволоки. Чтобы навивать пружину было более удобно, стержень можно зажать в тисках, а саму навивку проволоки выполнять, используя плоскогубцы.
Схема самодельного обратного клапана для воды
После того как все материалы для изготовления самодельного обратного клапана подготовлены, можно приступать к сборке, которая выполняется в следующей последовательности.
- Во внутреннее резьбовое отверстие тройника вкручивается муфта. Делается это таким образом, чтобы она приблизительно на 2 мм перекрыла боковое отверстие. Выполнить такое требование при закручивании муфты необходимо для того, чтобы шарик, который будет располагаться во внутренней части тройника, не выскочил в его боковое отверстие.
- В отверстие, находящееся с противоположной стороны тройника, сначала вставляется шарик, а потом пружина.
- Отверстие в тройнике, в которое были вставлены шарик и пружина, заглушается резьбовой пробкой, закручиваемой с использованием ФУМ-ленты.
Работать обратный клапан, изготовленный по предложенной схеме, будет следующим образом: поток воды, входящий в такое устройство со стороны муфты, будет отталкивать шарик, поджимаемый пружиной, и выходить через перпендикулярно расположенное отверстие тройника.
Самое главное при изготовлении своими руками обратного клапана предложенной конструкции – правильно отрегулировать пружину таким образом, чтобы она не отклонялась в тот момент, когда давление воды в трубопроводе снизится, и в то же самое время не была слишком тугой, чтобы не препятствовать потоку воды, проходящему через устройство. Кроме того, необходимо очень качественно выполнять все резьбовые соединения, чтобы обеспечить абсолютную герметичность обратного клапана.
Обратный клапан также можно сделать из полипропиленовый трубки и штуцера. Процесс изготовления очень прост и показан на фото ниже
Как изготовить обратный клапан для вентиляционных систем
Вопрос о том, как сделать обратный клапан для оснащения вентиляционной системы, является не менее актуальным, чем изготовление подобного устройства для водопровода или канализации. Установив обратный клапан в вентиляционной системе, вы надежно защитите свое жилище от загрязненного и холодного воздуха, поступающего в такую систему извне.
Простейший вентиляционный обратный клапан – кусок размещенного на решетке гибкого материала, но такая конструкция не будет работать при естественной вытяжке
Следует отметить, что обратный клапан предложенной конструкции, если сравнивать его с серийными моделями, обладает не меньшей эффективностью и способен успешно прослужить вам два-три года.
Более продвинутая конструкция состоит из двух подвижных створок, закрепленных по бокам вентиляционной решетки
Итак, изготовление самодельного обратного клапана для оснащения вентиляционной системы выполняется в следующей последовательности.
- В первую очередь необходимо изготовить основной элемент обратного клапана – пластину, на которой будут фиксироваться створки. Для создания такой пластины, которая выпиливается строго по форме и размерам вентиляционного канала, можно использовать листовой текстолит или другой прочный пластик толщиной 3–5 мм.
- По краям выпиленной пластины необходимо просверлить отверстия, при помощи которых она будет соединяться с вентилятором и фиксироваться в вытяжном канале. Кроме того, отверстия надо просверлить и в центральной части пластины. Это нужно для того, чтобы через нее мог свободно проходить воздух. От того, насколько много отверстий вы просверлите в такой пластине, будет зависеть пропускная способность вашей вентиляционной системы.
- Пластину, используя герметик и уплотнительную прокладку, следует зафиксировать в вытяжной трубе. Под места, где пластина будет фиксироваться при помощи винтов, также необходимо подложить резиновые прокладки. Так вы снизите уровень шума и вибрации в своей вентиляционной системе.
- По форме и размерам пластины вырезается кусок плотной пленки, толщина которой должна быть не меньше 0,1 мм. Из пленки, которая приклеивается к пластине по ее краю, в дальнейшем будут сформированы створки самодельного обратного клапана.
- Вытяжную трубу, в которой уже установлена пластина с наклеенной на нее пленкой, необходимо установить в вентиляционный канал, используя для этих целей дюбели или саморезы. После установки в вентиляционный канал обратного клапана надо надежно загерметизировать зазоры между стенками канала и вытяжной трубы.
Заключительным этапом монтажа самодельного обратного клапана в вентиляционной системе является разрезание пленки, наклеенной на пластину, на две одинаковые половины. Выполняя такую процедуру, для которой лучше всего использовать острый монтажный нож, необходимо следить за тем, чтобы срез получился безупречно ровным.
Принцип, по которому работает обратный клапан предложенной выше конструкции, достаточно прост и заключается в следующем.
- Потоку воздуха, который проходит через такой клапан в направлении из помещения, ничто не мешает: створки раскрываются и свободно пропускают его.
- При возникновении в вентиляционной системе обратной тяги створки обратного клапана надежно закрываются, не давая воздуху извне проникнуть в помещение.
Таким образом, данный обратный клапан, относящийся к мембранному типу, надежно защищает вентилируемое помещение не только от загрязненного и холодного воздуха, но и от посторонних запахов.
Источник
Как сделать перепускной клапан своими руками
Что собой представляет и для чего он нужен
Перепускной, он же переливной, клапан — это устройство, которое регулирует давление в системе путём перепуска или слива излишнего объема рабочей среды (газообразной или жидкостной) в другой контур. Особенность узла состоит в том, что он способен это делать непрерывно, чем отличается от предохранительного аналога, который снижает напор в трубопроводе путём разового или периодического отведения из него среды.
Схожий с ним редуктор давления в отличие от переливного узла, поддерживает стабильный напор жидкости в следующем от него потоке, в то время как переливной — до себя.
Идея для изготовления обратного клапана собственными руками
Это всё. Работать наш клапан будет по следующему правилу: поток жидкостей или газов, который входит в сторону муфты, будет толкать шарик, который зажимает пружина, а идти к выходу через перпендикулярное микро отверстие в тройнике.
В этом деле самое главное – это предельно точно отрегулировать пружину, чтобы она не отклонялась, когда давление в трубопроводе снижается, но в это же время и не была слишком тугой, дабы не преграждать движение потоку воду, который проходит через конструкцию.
Области применения
Применяется клапан в трубопроводах, где может возникнуть повышенный напор рабочей среды.
В автомобилях он сбрасывает излишки выхлопных газов, раскручивающих лопасти турбины, снижая тем самым напор во впускном коллекторе. Это в конечном счете предохраняет двигатель от излишнего нагрева и выхода из строя. В трубопроводах подачи топлива и охлаждения он сливает излишки, образующиеся под давлением, соответственно в топливный бак и расширительный резервуар.
Широкое применение данная арматура находит в устройствах отопления и горячего водоснабжения, где она обеспечивает рациональное функционирование всех отопительных приборов и участков трубопровода. В сочетании с балансировочными и другими клапанами арматура выполняет роль регулятора давления.
Механизм
Конструкция включает в себя металлический корпус (чугунный, бронзовый, латунный), внутри которого располагаются заслонка и приводящая её в действие пружина. В виде заслонки может быть золотник, тарелка и т.п. Другой вариант – запорная мембрана со штоком. В корпус встроена рукоятка, которая служит для настройки прибора.
Приборы, применяемые в крупных сетях, трубопроводах большого диаметра, могут содержать в своем корпусе рычажно-грузовой механизм.
Схема устройства перепускного клапана:
Принцип работы
Теплоноситель, вода, газовая среда, продвигаясь по трубопроводу, оказывают нажим на заслонку, которую удерживает пружина. Как только сила напора достигает заданного уровня, затвор открывается и избыточный объем рабочей среды отводится по специальному ответвлению в другой контур системы.
После снижения уровня до нормального, спираль ставит затвор в исходное положение и содержимое трубопровода продолжает циркулировать.
При мембранном механизме проход для теплоносителя под воздействием напора открывает мембрана. Когда давление приходит в норму, мембрана возвращается на прежнее место.
В автомобиле перепускной узел турбины имеет заслонку, полное открытие или закрытие которой, зависит от рычага активатора. Длина его тяги может меняться со временем под воздействием различных факторов. Поэтому за этим следят и производят регулировку тяги.
Отличие от других регулировочных устройств
Нередко перепускной клапан путают с предохранительным и редукционным. Однако при общей схожести внешнего вида и функций, выполняемых этими устройствами, есть различия в механизме снижения давления и периодичности действия.
Тип устройства | Механизм снижения давления | Периодичность действия |
перепускной клапан | излишек рабочей среды отводится в дополнительную ветку трубопровода, регулируется давление жидкости или газа, проходящего по основной ветке, тогда как клапан стоит на дополнительной | постоянно, пока это необходимо |
предохранительный клапан | излишек теплоносителя стравливается во внешнюю среду или канализацию путем открывания клапана | эпизодически при перепадах давления |
редукционный клапан (редуктор давления) | устанавливается на основную ветку и регулирует напор рабочей среды путем уменьшения и увеличения своей пропускной способности, контролирует напор в части трубопровода, расположенной после устройства | постоянно |
Виды и конструкции
По принципам действия различают перепускные клапана с пружинным и мембранным конструкциями. Пружинные механизмы превалируют в системах, где сечение трубопровода составляет не более 200 мм, в других сетях водоснабжения и отопления используется рычажно-грузовой принцип.
Мембранные агрегаты используют все больше при работе с жидкотекучими средами, в которых имеется наличие твердых частиц.
В зависимости от среды трубопровода, перепускные устройства предназначаются для:
По назначению системы они применяются для трубопроводов:
- холодного водоснабжения,
- горячего водоснабжения,
- отопления,
- охлаждения,
- кондиционирования.
В системах отопления и водоснабжения различают перепускные клапаны по своему предназначению:
- для радиаторов;
- для бойлера и байпаса;
- для автоматической подпитки;
- для низких или высоких давлений.
На данном фото представлен переливной клапан со шкалой настройки. Изготовлен из бронзы и латуни, предназначен для установки в системах центрального отопления.
Наряду с перепускными регуляторами в конструкцию отопления устанавливают:
- воздухоотводчик для предотвращения воздушных пробок в трубах;
- трехходовой клапан для смешения или разделения потоков горячей и холодной воды;
- обратный, предотвращающий обратный поток в трубопроводе.
Для промышленных и коммунальных сетей применяют конструкции с условным диаметром DN до 500 мм и фланцевым соединением.
В автомобиле пропускные устройства бывают для:
- турбины;
- механизма подачи топлива;
- системы охлаждения двигателя.
Перепускной узел турбины сбрасывает выхлоп газов, уменьшая силу напора в коллекторе. Тем самым он защищает двигатель от перегрева.
В топливном трубопроводе переливной узел регулирует в ней скорость подачи бензина тем, что сливает излишек, закачиваемый к двигателю бензонасосом, назад в топливный бак.
Перепускной клапан Blow-OFF своими руками
Производители устанавливают рециркулируещие клапана чтобы добиться следующего: Большинство осущаствляемых «доработок » клапана служит для того, чтобы сделать переключения передач, как можно более громкими.
Что же такое выпускной клапан? Выпускной клапан размещается между выходом и входом турбо-компрессора (другое название рециркулирующий клапан (перепускной клапан)) — клапан открывается когда определенное количество разряжения (вакуум ) образуется во впускном коллекторе. Когда вы давите на педаль газа и машина набирает наддув — клапан закрыт. Но когда вы быстро убирате ногу с педали, во впускном коллекторе создается разряжение, это вызывает открытие клапана, соотвественно воздух с выхода турбины направляется обратно на вход. Это предотвращает компрессор (крыльчатку ) турбины от повреждений, а также способствует тому что турбина не замедляется, так как поддерживается поток воздуха проходящий через нее.
Наибольшие отверстия в клапане предназначены для соединения с выходом и входом турбины, а для соединения с впускным коллектором используется отверстие маленького диаметра. Клапан не обязательно соединяется с турбиной, а может быть подключен в районе интеркулера. Для удержания клапана в закрытом состоянии, при отсутствии вакуума, — служит пружина.
Не так давно я осматривал свой старенький Ниссан Максима турбо (88 г.в., 2 литра, V6) и обнаружил что там нет выпускного клапана. Действительно в то время это практиковалось на Ниссанах, при наличии автоматической коробки — педаль газа удерживается нажатой при переключении передач и нет необходимости в клапане, так как турбина итак не замедляется.
Но измерения двух параметров показало значительную разницу в давлении на впуске, при неожиданном отпускании газа. Два очень чувствительных индикатора давления были установлены в машину. (один из них меряет разряжение, т.е. негативное давление — был установлен перед турбиной).
При неожиданном отпускании газа случилось следующее, стрелка датчика давления начала прыгать показывая волны наддува, ходящие между турбиной и закрытой дроссельной заслонкой. Но что было действительно интересным, так это то что индикатор показывающий разряжение тоже начал прыгать. Это могло быть только следствием того что турбокомпрессор начал быстро замедляться, что вызвало воздушные пробки в воздухе, который ранее беспрепятственно заходил в турбину.
Так что в этой машине, несмотря на автоматическую коробку наши индикаторы показали что на турбину воздействует при резком отпускании газа. Но для модификации моего старого друга был отведен почти нулевой бюджет. Поэтому новый блестящий выпускной клапан за кучу зелени ей не грозил, и даже вариант дешевого выпускного клапана, который делает компания Bosch (номер по каталогу 0 280 142 103) — кстати многие заводские установки и некоторые тюнеры использует именно этот клапан, мне не подходил под бюджет. Поэтому я использовал выпускной клапан, который не стоил мне и цента. Ok, ok, ну может быть я потратил пару баксов на пластиковые T-образные соединители…
Итак, как сделать выпускной клапан Если вы посмотрите на свалке старых автомобилей, то обнаружите что многие машины имеют клапана, которые добавляют воздух в выпуск. Эти клапана, состоят из вакуумной диафрагмы которая поднимается с седла и открывает доступ воздуха. В дополнение, существуют разные клапана (основанные на пружинках) которые открываются когда давление с одной стороны отличается от давления с другой. Митсубиши Кольт — одна из машин с такими клапанами. И некоторые Ниссаны тоже используют их. Какой точно Ниссан я не помню, дело было уже давно я просто подобрал этот клапан на дороге возле магазина, торгующего выпускными системами. Я бы порекомендовал вам направиться на ближайшую автосвалку — там такого «добра » должно быть много.
На верху такого клапана расположена диафрагма, которая работает от вакуума, и два большего диаметра отверстия расположены по бокам. Клапан довольно легко был разобран на части. Левая часть состоит из пластинок, но нам они не нужны. Центральная секция содержит диафрагму. Клапан конечно нужно хорошо почистить — больше ничего не требуется. Большие отверстия прекрасно подходят для шлангов диаметром ¾ дюйма.
Результаты То что сразу бросилось в глаза, так это то что стрелка прибора, показывающего наддув теперь пригала гораздо меньге когда резко отпускаешь газ, стрелка прибора показывающего разряжение шевелилась только если быстро убрать ногу с педали нажатой в пол, при обычных сбросах газа — стрелка так не плясала как раньше.
Снова нажимаем на газ, и замечаем что наддув набирается быстрее — отдача машины также улучшилась, хотя и не сильно, — я думаю на дороге это не будет заметно.
Советы по выбору и примерные цены
Выбирая перепускное устройство, потребитель должен осознавать, что оно призвано обеспечить нормальную работу системы, постоянно поддерживать внутри неё стабильное давление.
Подобное приспособление должно отвечать следующим требованиям:
- содействовать понижению давления, оперативно перенаправлять избыточный объем теплоносителей в другой контур;
- иметь достаточный диапазон регулировки;
- подходить по способу подключения к трубам, например, иметь резьбовое соединение для труб диаметром ½′′.
Пропускной прибор подбирается, прежде всего, исходя из типа рабочей среды трубопровода: газ, пар, вода.
Далее руководствуются определенными критериями.
Критерии
Основными их них являются:
- особенности исполнительного механизма;
- тип и конфигурация трубопровода;
- материал изготовления клапана;
- диаметр устройства (DN), который не должен быть меньше сечения подводящего патрубка;
- диапазон перепадов давлений, поддерживаемых прибором;
- пропускная способность заслонки, характеризующаяся максимальным и минимальным значениями Kvs;
- рабочая и максимальная температура носителя.
Определенное значение рабочего давления, на которое необходимо настроить клапан, прописывается в техпаспорте.
Важно предусмотреть правильный монтаж, для чего необходимо грамотно все рассчитать с учетом параметров и конфигурации системы. К примеру, в сложной структуре отопления переливной регулятор лучше устанавливать за всеми насосами, применять дополнительно обратные затворы для их защиты.
Следует обращать внимание на надежность поставщиков, чтобы не нарваться на поддельные изделия.
Примерная цена на перепускные клапаны бытового применения варьируется от 1700 до 5 200 рублей. Промышленные образцы, оснащенные измерительными приборами, фланцами, с широким диапазоном настроек стоят гораздо дороже.
Так, указанный на фото, переливной угловой клапан с DN ¾», рассчитанный на 0,06-0,36 bar, с настроечной головкой, обойдется в 1680 рублей. Его устанавливают для обеспечения нормальной работы насоса. Сливает излишки теплоносителя при превышении давления в радиаторах в обратку.
Если придется приобретать перепускное устройство для автомобиля, необходимо учитывать все особенности предыдущего, не гнаться за дешевыми подделками.
Самостоятельное изготовление обратного клапана для воды
Самодельный обратный клапан для установки на трубопровод, по которому транспортируется вода, не требует при изготовлении дорогостоящих расходных материалов и сложного оборудования, что дает возможность хорошо сэкономить. Итак, чтобы самостоятельно сделать обратный клапан, необходимо подготовить:
Пружину, если вы не нашли подходящей по диаметру, можно изготовить и самостоятельно, используя для этого стержень соответствующего диаметра и жесткую стальную проволоку. В стержне, на который будет навиваться самодельная пружина, необходимо просверлить отверстие, в него будет вставляться конец проволоки. Чтобы навивать пружину было более удобно, стержень можно зажать в тисках, а саму навивку проволоки выполнять, используя плоскогубцы.
Схема самодельного обратного клапана для воды
После того как все материалы для изготовления самодельного обратного клапана подготовлены, можно приступать к сборке, которая выполняется в следующей последовательности.
Работать обратный клапан, изготовленный по предложенной схеме, будет следующим образом: поток воды, входящий в такое устройство со стороны муфты, будет отталкивать шарик, поджимаемый пружиной, и выходить через перпендикулярно расположенное отверстие тройника.
Самое главное при изготовлении своими руками обратного клапана предложенной конструкции – правильно отрегулировать пружину таким образом, чтобы она не отклонялась в тот момент, когда давление воды в трубопроводе снизится, и в то же самое время не была слишком тугой, чтобы не препятствовать потоку воды, проходящему через устройство. Кроме того, необходимо очень качественно выполнять все резьбовые соединения, чтобы обеспечить абсолютную герметичность обратного клапана.
Обратный клапан также можно сделать из полипропиленовый трубки и штуцера. Процесс изготовления очень прост и показан на фото ниже
Источник