Переплетная крышка своими руками
Изготовление переплетных крышек
Изготовлению переплетных крышек любитель-переплетчик должен уделить особое внимание, так как от правильного их выполнения во многом зависят удобство пользования книгой и срок ее службы. Особенно важно при изготовлении крышек формирование рубчика как одного из главных элементов, обеспечивающих долгую жизнь переплета и собственно книги.
Многолетние наблюдения за эксплуатацией и состоянием книг показывают, что если переплетная крышка не имеет рубчика или он выполнен неверно, что сейчас является нормой, то быстрому разрушению подвергаются простав, форзац и первые листы тетрадей, за чем следует прогрессирующее разрушение корешка и обветшание книги.
В популярной и специальной литературе имеются различные мнения, как правильно приклеить форзац: заподлицо с корешком или отступя от него, а если отступя, то насколько. Думаю, что форзац можно приклеивать или заподлицо с корешком, или отступя от него на 1-1,5 мм. Дело не в этом. Если в том и другом случае при открывании крышки простав будет изгибаться под острым углом α, а форзац — по линии своего сгиба (рис. 27), что обычно и обеспечивается нынешней полиграфической практикой, то такая крышка обречена на быстрое разрушение.
Рис. 27. Перегиб простава под острым углом способствует быстрому разрушению ‘шарнира’
Следует сформировать рубчик так, чтобы простав и форзац изгибались при открывании крышки по дуге, не образуя острых углов перегиба простава (рис. 28).
Рис. 28. Перегиб простава по дуге обеспечивает долгую жизнь ‘шарнира’
Только в таком случае переплетные крышки будут служить долго и так же долго они будут оберегать заключенный в них блок.
Технология изготовления переплетных крышек несложная и подробно освещена в любом популярном издании по переплету. Но беда в том, что восстанавливаемый блок не всегда имеет строго прямоугольную форму и одинаковые размеры с лицевой и тыльной сторон, в результате чего предлагаемыми теоретическими рекомендациями не всегда можно воспользоваться. Поэтому целесообразно размечать сторонки будущего переплета непосредственно по блоку.
Есть небольшая разница в начале отсчета ширины сторонки при изготовлении переплетных крышек для блока, прошитого на «ласточкин хвост», и для классического блока из тетрадей.
Рис. 29. А — линия отсчета ширины сторонки для блока прошлого на ‘ласточкин хвост’
В первом случае отсчет ширины сторонки я начинаю от линии А (наношу ее на форзац мягким карандашом), отстоящей от оснований «ласточкиных хвостов» (рис. 29), отмеченных проходящей через них ниткой, на 4-5 мм (при толщине сторонки 1,5-1,8 мм). Если это расстояние взять меньше, то при открывании крышки ткань форзаца будет натягиваться и обнажатся нитки. Во втором случае отсчет ширины сторонки начинаю от линии А, отстоящей от корешка на 7-9 мм (рис. 30) в зависимости от толщины сторонок.
Рис. 30. А — линия отсчета ширины сторонки для обычного блока из тетрадей
В дальнейшем работа протекает таким образом.
Поочередно на каждую сторону блока накладываю картонку (с припуском на каждую сторону, превышающим размер канта), совмещая ее с линией А. Перевернув блок, очерчиваю его контур на сторонку. Повторяю эту операцию с другой сторонкой. Затем на обеих сторонках намечаю ширину канта — вверху и внизу по 2-3 мм, спереди — 4-5 мм (рис. 31) и обрезаю картон по этим линиям.
Рис. 31. Разметка сторонки по блоку
Прикладывая к форзацам блока готовые сторонки, чтобы блок точно занял место, ограниченное линиями (рис. 32, а), наношу сначала на одну сторонку две капли клея ПВА и приклеиваю к ней листочек бумаги длиной на 30-40 мм меньше высоты блока. Переворачиваю блок со сторонками (смещение сторонок относительно блока недопустимо), огибаю этот листок вокруг корешка и приклеиваю его ко второй сторонке (рис. 32, б). Так получаю шаблон для разметки положения сторонок на покровном материале для конкретного блока (рис. 32, в).
Рис. 32. Последовательность изготовления переплетных крышек для книжного блока
На сопряженных форзацах и сторонках наношу одинаковые обозначения. Например, на передних форзаце и сторонке — α, на задних — β. Если в работе сразу несколько книг, чтобы не было путаницы, делаю индексацию: α, α2 и т. д. С этого момента каждой сторонке определено свое место. По полученному шаблону размечаю на покровном материале положение сторонок и на поле верхнего загиба напротив них также наношу знаки α и β (рис. 32, г).
При соединении сторонок с покровным материалом использую клеи ПВА и декстриновый. Известно, что клей ПВА дорогой, достать его трудно, а применять не везде целесообразно. Я применяю его только там, где требуется особая прочность, эластичность и быстрота склеивания (проклейка корешка, частичная приклейка форзацев к блоку, марли к корешку и форзацам). Приклейку картонных сторонок к покровному материалу произвожу декстриновым клеем почти по всей плоскости, кроме узкой части сторонки (10- 12 мм), примыкающей к корешковой части, которую приклеиваю клеем ПВА (рис. 32, г). Сначала наношу на покровный материал декстриновый клей, затем ПВА, быстро накладываю на свое место сторонку и притираю к ней покровный материал.
После приклеивания сторонок расстояние между ними делю пополам и наношу карандашом риски а-а. По этим рискам приклеиваю отстав, на концах которого также наношу посередине риски а-а.
Отстав делаю корытообразным из плотного картона толщиной 0,4-0,5 мм (рис. 33). Бортики отстава — высотой 2-3 мм. Чтобы обеспечить четкий загиб, по линиям перегиба делаю продольный надрез глубиной 1/2-2/3 толщины картона. Примеряю отстав по блоку. Корешок должен свободно входить в гнездо отстава, но без лишнего зазора. Надо иметь в виду толщину покровного материала, которым вместе со сторонками обклеиваются и концы отстава. На углу стола обкатываю уголки отстава металлическим стержнем, чтобы обеспечить мягкий перегиб на отставе покровного материала. Отстав приклеиваю клеем ПВА по широкому основанию, бортики отстава остаются свободными, не приклеенными.
Рис. 33. Форма и положение отстава на корешке после вклейки блока (отстав условно показан отдельно)
Выступающие за границы сторонок поля загибов покровного материала делаю шириной не более 8-10 и 10-12 мм (при толщине сторонок 1,5-1,8 мм) и приклеиваю их клеем ПВА.
Затем с нажимом протягиваю отстав на уголке стола с тем, чтобы он принял форму, близкую к форме корешка, и вклеиваю блок в готовые переплетные крышки.
Приклеиваю сначала заднюю, затем переднюю крышки. Применяю при этом, как и при приклейке сторонок к покровному материалу, клеи декстриновый и ПВА. Клей ПВА использую только в зоне корешковой части (15-20 мм), как показано на рис. 32, д. Чтобы избежать загрязнения клеем внутреннего листа форзаца и блока, между листами форзаца у обычного блока с приклеенными форзацами, кладу лист бумаги, который удаляю после нанесения клея, а у блока, прошитого на «ласточкин хвост» с наружными форзацами, снабженными матерчатой полоской в зоне корешка, помещаю защитную (от проникающего через ткань клея) полоску синтетической пленки и лист бумаги. После нанесения клея лист бумаги удаляю, а синтетическая прокладка остается на месте до высыхания клея.
Перед нанесением клея произвожу примерку блока в переплетных крышках и внимательно отмечаю его положение в крышках.
Наношу клей на задний форзац и аккуратно кладу блок на заднюю крышку в положение, намеченное при примерке. Обжимаю крышку, чтобы клеевой слой «сработал» по всей поверхности. Переворачиваю блок и приклеиваю переднюю крышку.
При некотором навыке блок удачно вклеивается в крышки, канты получаются ровными, с параллельными блоку кромками. Передний кант предпочитаю делать на 1,5-2 мм больше верхнего и нижнего.
Осуществив вклейку блока в переплетные крышки, сразу же пока не засох клей, формирую рубчик. Для этого использую проволоку диаметром 3 мм (очень хороши для этого электроды, очищенные от флюса). Чтобы проволока занимала свое место на блоке, концы ее надо соединить липкой лентой или резинкой так, чтобы проволочная рамка одевалась на корочки с некоторым натягом. Так исключим нежелательное смещение проволок. Книжку с уложенными на месте рубчика проволоками зажимаем в тисках на 2-3 мин (рис. 34), а затем просто кладем под пресс до полного высыхания клея. Получаем четкий рубчик — шарнир.
Рис. 34. Формирование рубчика
Для высыхания клея убираем проволоку и снова кладем книгу под пресс, так выдерживаем ее несколько дней, чтобы избежать возможного коробления сторонок.
Источник
Переплетная крышка своими руками
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК
Прежде всего несколько слов о материалах, необходимых для изготовления переплетных крышек… Для переплетного дела используются бумага, картон, технические и текстильные ткани, бумага со специальными покрытиями, клеи.
Остановим свое внимание на материалах, идущих на покрытие переплетных крышек. Давно ушли в небытие такие традиционные переплетные материалы, как кожа и парча. Коленкор и ледерин в продаже не встретишь (даже в наборах для «Умелых рук»!). Зато научно-технический прогресс предлагает взамен материалов на тканой основе новые переплетные материалы с синтетическими покрытиями, которые и нарядны, и долговечны, и относительно дешевы, да и работать с ними довольно легко. В канцелярских магазинах «Школьник» и в магазинах «Сделай сам» бывают в продаже листы бумвинила размером 355 х 455 мм, причём выбор их по цветовой гамме и фактуре довольно широкий.
А если уж всё-таки возникли трудности с покровными материалами, можно попробовать переплетать, используя в качестве их обычные или моющиеся обои. Нe следует забывать и о том, что текстильный лоскут (ситец, сатин, «рогожка», цветные шелковые, шерстяные и штапельные ткани) — ценное подспорье в работе. Очень хорошо выглядят переплеты из простой бортовки. К тому же ее легко окрасить в любой цвет. Если же ткань тонкая или разреженная, через нее может проступать клей. В этом случае ткань дублируют бумагой: лист газетной бумаги смазывают клеем, и после того как клей несколько подсохнет, бумагу переносят на предварительно натянутый на доске лоскут ткани и тщательно притирают к нему.
В переплетных работах старых мастеров часто встречается в качестве покровного материала, а иногда и на форзацах красивая «мраморная» бумага. Не пытайтесь искать ее в магазинах, а попробуйте сделать самостоятельно. Для этого понадобятся масляные краски для художественных работ тех оттенков, сочетание которых вы хотите увидеть в готовой продукции, а также растворители или разбавители для этих красок (бензин, керосин, скипидар, «Разбавитель № 2», или уайт-спирит и др.). Каждую из красок разбавляют до жидкого состояния одним из имеющихся разбавителей и набрызгивают на поверхность воды так, чтобы краски максимально покрыли поверхность воды. Затем, взяв лист бумаги за противоположные узкие стороны, аккуратно опустите его на поверхность воды, начиная с одного края и следя за тем, чтобы между бумагой и водой не оставалось воздушных пузырей. После того как весь лист ляжет на воду, осторожно извлеките его из воды (рис. 1.7) и просушите на газете или на растянутой бечевке окрашенной стороной вверх. Для фиксация краски и придания глянца высохшую бумагу желательно покрыть слоем жидкого крахмального клейстера и после просушки отгладить горячим утюгом.
Самые большие сложности всегда возникают с приобретением переплетного картона. Обычно для изготовления переплетных крышек применяют картон толщиной 1–2 мм, а в продаже его, как правило, не бывает. Приходится комбинировать, то есть склеивать до нужной толщины и жесткости куски полукартона от различных коробок, использовать старые переплетные крышки или поступать так, как это делали издавна мастера переплетного дела — клеить картон из газет.
Единственное, о чем следует помнить: качественный картон получится, если при склеивании листов газеты в многослойный лист они будут чередоваться в зависимости от расположения в них волокон бумаги — продольного или поперечного. Практика получения такого картона показала, что для переплетных работ вполне достаточен лист, состоящий из 25–31 газетного листа. В качестве клея следует использовать крахмальный клейстер или обойный клей КМЦ.
Рис. 17. Изготовление «мраморной» бумаги: 1 — лист бумаги; 2 — кювета с водой; 3 — краска на водной поверхности
Склеенные газетные листы тщательно просушивают под прессом, прокладывая между листами картона сухие газеты.
Пересушить картон ие бойтесь; недосушенный картом обязательно покоробится!
Неплохие результаты дает и изготовление картона из обычных обоев. Техпология получения листа картона здесь такая же, однако число листов обойной бумаги, необходимых для получения картона, меньше — oт 11 до 13.
И уж если речь пошла о технике склеивания, остановимся нa составах и рецептуре клеев, применяемых в переплетном деле.
Наиболее удачными из готовых клеев считают синтетические клеи IIВА (или ПВА — М) и КМЦ-Н. Клей ПВА (поливинилацетатцая эмульсия) — наилучший. В продаже он бывает в самой различной расфасовке: флаконы, тубы, баночки. Клей обладает всеми качествами, необходимыми при работе с бумагой. Быстрота высыхания (схватывание клея) — одно из главных его преимуществ перед другими клеями. При высыхании он превращается в прозрачную пленку, невидимую ни на бумаге белой или цветной, ни на переплетных материалах. Клей не имеет неприятного запаха, гигиеничен, нетоксичен и легко смывается с рук.
Следует помнить, что клей ПВA боится мороза! При длительном хранении в таре замечается расслоение клея: перед употреблением его следует перемешать. В случае загустевания клей ПВА можно разбавить водой, но делать это следует осторожно; лучшим учителем здесь может стать только практика переплетчика.
Клей КМЦ-Н применяется только при отсутствий клея ПВА, так как время высыхания его довольно значительно.
Клеи типа БФ, 88Н и другие находят ограниченное применение, главным образом при установке декоративных элементов оформления переплетов книг.
Декстрин в продаже бывает редко, а готовить его в домашних условиях из крахмала нет особого смысла, хотя его клеющие свойства несколько лучше, чем у крахмального клейстера.
Клеи из ржаной ипшеничной муки даже при полном соблюдении рецептуры и режимов приготовления будут иметь разные клеющие свойства из-за нестабильного содержания клейковины в муке.
Клейстер варят из крахмала: 1 чайную ложку крахмала разводят в 100 мл холодной воды и при помешивании доводят до кипения. Помните, горячим клейстером работать нельзя!
И наконец, столярный клей (костный), который выпускается в плитках и гранулах. Чем прозрачнее и светлее купленный исходный продукт, тем лучше будет сваренный из него клей. Варить клей следует в клеянке — банке для клея, нагреваемой на водяной бане (в банке с кипящей водой).
За сутки до употребления гранулы или разбитую на куски плитку клея заливают водой в клеянке так, чтобы вода покрыла куски клея. Разбухший клей доводят до кондиции на водяной бане при непрерывном помешивании до тех пор, пока он не превратится в густую однородную массу. Клей должен стекать с палочки непрерывной струйкой, а не падать каплями или тянуться. Если клей загустел — в него добавляют воды, жидкий клей — уваривают. Столярный клей очень быстро схватывается, работать им следует в горячем состоянии.
Классический клей — клейстер (столярный и мучной), конечно же, может заменить какой-либо синтетический, но клейстер весьма по вкусу бытовым насекомым и грызунам, поражается он и бактериями. Поэтому, применяя клейстер, не забывайте и об этом его качестве.
Для книг, выпускаемых промышленным способом, ГОСТ предусматривает девять типов обложек и переплетных крышек. Фантазия же книголюбов неограниченна. Самая простая и самая доступная конструкция — цельнокрытая.
Перед тем как делать обложку снимают размеры с книжного блока, в мм: L — высота, В — ширина от кромки корешка до бокового обреза, D — длина дуги кругленого корешка или толщина книжного блока при прямом корешке. Учтите, что для сохранности блока и создания нормальных условий его вентиляции в шкафах края крышек переплета (канты) должны выступать за пределы блока на 3 мм. Определив размеры блока, заготавливают две картонные сторонки толщиной до 2 мм размерами (L + 6) х В мм, а из плотной бумаги (чертежный ватман) вырезают полоску отстава размерами (L + 6) х (D + 2 мм).
Разложив на переплетном покровном материале вырезанные заготовки с соблюдением размеров, указанных на рис. 18, обводят карандашом все детали переплета, наносят флейцем клей на материал и аккуратно приклеивают сторонки и отстав. Смазанные клеем полоски припуска покровного материала загибают на внутренние стороны переплетных крышек в следующей последовательности: загибают и подклеивают боковые клапаны, притирают их косточкой и тщательно прорабатывают материал на уголках крышек, а затем обрабатывают верхний и нижний клапаны материала, также тщательно притирая их косточкой.
Р и с. 18. Изготовление цельнокрылых переплетных крышек; 1 — картонные сторонки; 2 — отстав; 3 — покровный материал
Проверив качество приклейки покровного материала к крышкам и отставу с лицевой стороны (морщины и складки следует разгладить косточкой), готовый полуфабрикат сушат под прессом.
Ну а если в обрезках остались различные переплетные материалы, не спешите их выбрасывать. Попробуйте их использовать для выполнения переплета «под старину», то есть составного переплета с уголками.
Крышки такого переплета делают из двух слоев картона каждую. Внутренняя сторона каждой крышки будет из толстого, а наружная — из тонкого картона (рис. 19). Нужно только постараться изготовить эти сторонки так, чтобы после их сборки, то есть приклейки всех элементов внешних частей сторонок, между этими элементами оставались канавки шириной 1–1,5 мм.
Рис. 19. Последовательность изготовления составного переплета
Для оклейки уголков крышек переплета берут такой же материал, как и для изготовления корешка переплета. Размер уголковых косынок покровного материала таков, что косынки на 5 мм заходят за границы канавок, идущих вдоль уголков крышек. Сразу же после приклейки косынок на наружную часть крышек отформовывают косточкой канавку, тщательно притирают выступающие за границы крышек края материала, после чего приклеивают припуски косынок к обратным сторонам переплетных крышек (как при изготовлении цельнокрытого переплета). После выкраивают полосу покровного материала для изготовления корешковой части переплета; длина полосы на 25–30 мм больше высоты переплетной крышки, а ширина ее на 15–20 мм больше расстояния L. Эта полоса наклеивается на отстав и прикорешковые части крышек, притирается, после чего формуются канавки на крышках и к внутренней части, собираемого переплета приклеивают припуски полосы. Далее из переплетного покровного материала, сочетающегося по цвету и фактуре с уже наклеенным на крышки, выкраивают два куска для оклейки оставшихся частей сторонок переплета. Их размеры должны быть такими, чтобы при наклейке на сторонки они на 2 мм своими краями не доходили до внутренних границ канавок на крышках переплета. Припуски для приклейки материала к обратной стороне крышек такие же, как и при выполнении цельнокрытого переплета.
Тот, кто держал в руках книга, сработанные старыми переплетчиками, обращал внимание на гребешковые выступы на корешке («бинты»), служащие не только для украшения корешка, но и для его упрочнения. Кроме того, они были нужны и для маскировки шитья книжного блока на шнуры при переплете книг в кожу. Изготовить корешок с «бинтами» не представляет больших трудностей. На наружной части отстава намечают в требуемых местах параллельные линии, вдоль которых приклеиваются полоски картона или толстой кожи толщиной 2–3 мм После тщательного просушивания мест склейки концы полосок обрезают по ширине отстава, сводят на нет с краями отстава и надфилем или наждачной бумагой прошлифовывают полоски, придав им горбообразную форму. После оклейки корешковой части переплета покровным материалом, «бинты» обжимают пальцами и косточкой, следя за тем, чтобы покровной материал без складок и морщин лег на отстав. Отделка «бинтов» на корешках, выполненных из лодерина или бумвинила, требует применения специального инструмента — подогретого гладильника (полированная металлическая пластинка-утюжок), сделанного на манер косточки.
Источник