Перегруз для гитары своими руками

ЛАМПОВЫЙ ПЕРЕГРУЗ ДЛЯ ГИТАРЫ

Любой человек, играющий на электрогитаре, стремится найти «свой» неповторимый звук, сделать звучание инструмента уникальным. Помогают ему в этом различные гитарные примочки – устройства, особым образом трансформирующие сигнал звукоснимателя гитары. Они могут делать звучание более жёстким, агрессивным, или наоборот, придать звуку нотку воздушной лёгкости.

Один из самых популярных гитарных эффектов – перегруз, о нём слышали все. В этой статье рассмотрим процесс сборки лампового перегруза под названием Tube Driver. Говорят, его использовал сам Дэвид Гилмор из Pink Floyd. Звук этого перегруза в меру жёсткий, агрессивный, но при этом по-ламповому тёплый.

Принципиальная схема

Схема достаточно проста и не требует настройки. В ней используется сдвоенный операционный усилитель TL082, или его аналоги, например, TL072, NE553, RC4558. Лучше всего послушать звучание перегруза с разными микросхемами, а затем выбрать, с какой звук будет интереснее. Второй немаловажный элемент схемы – лампа. Здесь используется двойной триод 6Н1П, также можно ставить его аналоги, например, 6Н2П, 6Н4П, 6Н5П, 6Н6П, 6Н23П. От выбора лампы звучание зависит в первую очередь.

В отличие от транзисторных, ламповым схемам помимо основного питания (в нашем случае 12 вольт) схемы, требуется питание накала лампы (6,3 вольта). На схеме имеется резистор R16 сопротивлением 20 Ом, который должен гасить основное напряжение 12 вольт до требуемых 6,3. Однако, такое решение не совсем удачное, ведь у разных ламп разное сопротивление нити, поэтому и напряжение будет плавать от лампы к лампе, вдобавок, на этом резисторе будет рассеиваться приличное количество тепла. Поэтому рекомендую питать накал от понижающего DC-DC преобразователя, тогда тепловые потери будет минимальны, или хотя бы обычной «кренки» на 6 вольт. Тогда напряжение накала будет стабильным и никаких проблем не возникнет.

Четыре потенциометра позволяют регулировать:

  1. уровень перегруза (GAIN),
  2. уровень высоких частот (HIGH),
  3. средних частот (LOW),
  4. уровня громкости (VOLUME).

Все потенциометры линейные, кроме громкости – туда желательно поставить логарифмический.

На схеме предусмотрен так называемый True-Bypass, переключатель SW1, в одном положении которого сигнал идёт в обход схемы, напрямую с входа на выход (светодиод при этом не горит), а в другом сигнал проходит через схему (светодиод горит). С его помощью можно включать и выключать эффект ногой прямо во время игры, именно поэтому подобные гитарные примочки называют педалями.

Конденсаторы предпочтительнее ставить плёночные, резисторы мощностью 0,125 Вт. Потребление всей схемы вместе с накалом лампы составляет около 200 мА, поэтому ей потребуется достаточно мощный блок питания, о питании от батарейки и речи идти не может.

Читайте также:  Одежда для пупса своими руками для начинающих

Собранную схему следует поместить в металлический корпус для удобства использования и защиты от внешних наводок. При этом особое внимание стоит уделить разводке земли, минус схемы, минусы разъёмов jack входа и выхода должны подключаться к питающему разъёму в одной единственной точке, корпус также следует подключать к минусу строго в одной точке. При этом разъёмы jack должны быть пластиковыми, иначе они будут соединяться напрямую с корпусом.

Печатная плата есть тут. Фото собранного мной перегруза смотрите выше. Автор – Дмитрий С.

Источник

Тёплый ламповый перегруз для гитары

Всем гитаристам-самоделкиным привет!

Давно мечтаете о собственном ламповом перегрузе? Эта статья специально для вас. Ламповые девайсы в мире гитарной электронике всегда ценятся куда выше, чем простые транзисторные, стоят дороже — отсюда вытекает миф, что построить их самостоятельно невозможно. На самом деле, в этом нет ничего сложного, ведь правильно собранная ламповая примочка начинает работать сразу, не требуя настройки (почти). Второй миф — для ламповой техники обязательно нужно использовать опасное высокое напряжение порядка 200-300 В. В большинстве случаев это так, но есть схемы, в которых анодное напряжение составляет всего 12 В (однако это никак не сказывается на качестве звука). Одна из таких схем представлена ниже.

Правильнее будет назвать такую схему гибридной, ведь помимо лампы в ней используется два каскада на операционном усилителе для поднятия амплитуды сигнала и регулировки уровня перегруза. Ламповая же часть на двойной триоде обеспечивает те самые «вкусные» и так всеми любимые ламповые искажения. В схеме используется лампа двойной триод отечественного производства. Можно использовать одинаковые по распиновке и взаимозаменяемые лампы 6н1п, 6н2п, 6н23п. Каждая из ламп будет давать разный оттенок звука, даже одинаковые лампы разных годов выпуска будут по-разному звучать в этой схеме, поэтому имеет смысл попробовать ставить разные лампы и найти подходящий именно для вас вариант. Рекомендую применять лампы с индексами «ЕВ» на баллоне — они обладают улучшенными характеристиками по сравнению по стандартными, но при этом стоят чуть дороже. Ниже приведена распиновка для ламп 6н1п, 6н2п, 6н23п.

Отдельное внимание стоит уделить транзисторной части схемы. В ней используется сдвоенный операционный усилитель, взаимозаменяемыми в данной схеме будут являться микросхемы TL072, TL082, TL062, RC4558, NE553. От выбора операционного усилителя звук будет зависеть в гораздо меньшей степени, чем от выбора лампы, но, тем не менее, имеет смысл при сборке поставить на плату цанговую панельку и попробовать ставить разные микросхемы. Часть схемы, обозначенная SW1_1 используется для индикации включения байпасса (о нём речь пойдёт чуть позже) и соединения сигнальной части схемы с минусом тогда, когда примочка выключена. Это полезная опция, но жизненно важной для работы схемы она не является, и её можно не ставить. Данная схема не только придаёт звуку характерный перегруз, но и здорово поднимает сигнал по амплитуде, в чём можно убедится, глядя на осциллограммы сигнала на входе (чистая синусоида) и на выходе схемы.

Читайте также:  Полировка шеек распредвала своими руками

Самая последняя часть схемы — двухполосный темброблок, позволяющий отдельно регулировать низкие частоты (LOW) и высокие (HIGH), после которого располагается общий регулятор громкости. Потенциометры для регулировки уровня перегрузка (DRIVE), высоких и низкий частот можно ставить линейные, а для громкости лучше подойдёт логарифмический — если поставить линейный, работать будет, но громкость станет регулироваться не так плавно.

Питание схемы. Для питания требуется всего одно напряжение — 12 В, при этом ток, на который должен быть рассчитан источник, должен составлять как минимум 1 А. Накал лампы требуется питания 6.3 В, это напряжение получается путём включения последовательно с нитью накала резистора (R16 на схеме). Его номинал указан как 20 Ом, но на деле же его нужно подбирать вручную, подгоняя напряжение на выводах 4 и 5 до уровня 6.3 В. Обратите внимание, что при смене лампы этот резистор придётся подбирать заново, так как каждая лампа имеет разное сопротивление нити накала. Мощность резистора R16 должна быть как минимум 3 Вт, можно использовать как готовый мощный резистор, так и последовательно-параллельное соединение нескольких маломощных резисторов. Альтернативный вариант — питать накал от внешнего источника на 6.3 В, либо дополнительной обмотки трансформатора, если питание идёт от него.

Схема собирается на печатной плате, файл которой прилагается к статье (для его открытия необходимма программа Протеус). Плата выполняется методом ЛУТ и уже содержит посадочное место для ламповой панельки. Но также можно вывести лампу с платы на проводах, при этом и длина должна быть не более 4-5 см.

Для того, чтобы включать и выключать эффект перегруза не отрывая рук от гитары предусмотрен байпасс. В одном положении кнопки примочка выключена — светодиод погашен, сигнал идёт напрямую от входного гнезда до выходного, минуя схему. Второе положение кнопки — загорается светодиод, сигнал со входного гнезда идёт на вход схемы, сигнал с выхода схемы соответственно идёт на выходное гнездо — примочка включена. Схематично работа байпасса изображена на картинке ниже.

Корпус примочки обязательно должен быть прочным и металлическим для того, чтобы выдерживать нажатия ногой. Металлическим — для того, чтобы экранировать плату от влияния внешних наводок, корпус соединяется с землёй схемы. Последний этап создания примочки — косметический, поставить ручки на потенциометры, подписать гнёзда. Материалом корпуса является силумин, сплав алюминия и кремния, который хорошо травится электролизом. Именно такой способ нанесения рисунка на лицевую сторону выбрал автор. Успешной сборки!

Читайте также:  Мощный сварочный аппарат своими руками

Источник

MXR Distortion Plus — перегруз своими руками

M-104 MXR Distortion +, также Distortion Plus или просто D+ — это педаль искажения для электрогитары, разработанная компанией MXR и выпускавшаяся в период между 1978 и 1979 годами. В оригинальной педали не было внешнего разъема питания и светодиодного индикатора. Джим Данлоп купил лицензионные права у MXR и в настоящее время производит переиздания этого классического эффекта искажения MXR (с разъемом питания и светодиодом).

Схема MXR Distortion + может быть разделена на три блока:каскад усиления, ступень отсечения и источник питания:

1.1 Блок питания

Эта цепь обеспечивает напряжение смещения и питание всей схемы:

1.2 Операционный усилитель

Основой схемы является неинвертирующий операционный усилитель, который обеспечивает высокое входное сопротивление, усиление напряжения и фильтрацию сигнала:

Операционный усилитель включен по классической неинвертирующей топологии, резисторы R3, R4 и резистор RV задают усиление напряжения. Несколько конденсаторов C1, C2, C3 и C4 будут фильтровать гитарный сигнал.

На изображении ниже Вы можете видеть уровень выходного сигнала в зависимости от положения потенциометра громкости. Усиление происходит в диапазоне от 3,5 до 46,5 дБ.

Конденсатор C5 1 нФ, включенный параллельно с D1 и D2, используется для фильтрации высокочастотных гармоник. Резистор R5 и C5 образуют фильтр частот на 15,9 кГц, что смягчает сильное ограничение, применяемое диодами. Подобное решение используется во многих других подобных педалях, таких как Boss DS-1 (с использованием резистора 2K2 и конденсатора 10 нФ), Pro-Co RAT (с использованием резистора 1,5 К и конденсатора 3,3 нФ).

На приведенном выше графике вы можете увидеть разницу при наличии и отсутствии этого конденсатора. Частоты более 15,9 кГц ослабляются, создавая более мягкий тон с менее яркими гармониками.

Плата нарисована в программе Sprint Layout с расчетом на монтаж в корпус Gainta 0124.

Сама плата изготовлена методом лазерно-утюжной технологии, протравлена.

Корпус, как уже писалось, Gainta 0124. Для сверловки корпуса автор нарисовал шаблон.

Просверлил корпус и установил в него плату.

Для более презентабельного внешнего вида корпус было решено оформить. Для этого из куска алюминия автор изготовил шильдик. Делается этот той же лазерно-утюжной технологией.

Сам корпус покрашен порошковой краской в оранжевый цвет, установлен шильдик, педаль окончательно собрана.

Скачать несколько вариантов печатных плат Вы можете архивом тут: mxr-distortion.rar [125.93 Kb] (скачиваний: 199)
Эти же платы можно использовать для сборки DOD Overdrive 250, так как схемы отличаются незначительно.

Ну а на этом всё и всем удачи в творчестве!

Источник

Оцените статью
Своими руками