- Нива 2121 отвязка переднего моста своими руками: разбираем плюсы и минусы, чертежи и пошаговая инструкция
- Что дает
- Технология доработки на примере автомобиля Нива «Турбо Оса»
- Общие правила доработки
- Варианты комплектов
- Последовательность работ
- Несколько полезных советов
- Полезное видео
- Декоративный мостик для сада и дачи своими руками
- Декоративный мостик с прямым настилом
- Общая деталировка и пошаговая сборка
- Изготовление и сборка настила
- Изготовление и сборка перил
- Арочный мостик для сада и дачи
- Общая деталировка и пошаговая сборка
- Разметка и раскрой криволинейных деталей
- Сборка основания
- Изготовление и установка перил
- Садовый мостик с веревочными перилами
- Как защитить мостик от влаги и гниения
- Выбор древесины для уличных конструкций и способы защиты
- Конструктивная защита от влаги
- Где лучше установить мостик на участке
Нива 2121 отвязка переднего моста своими руками: разбираем плюсы и минусы, чертежи и пошаговая инструкция
Нивоводы постоянно спорят о целесообразности отвязки редуктора переднего моста от двигателя. Мнения противоположны – от «обязательно делать» до «ни в коем случае». Доводы противников операции просты: «Заводская конструкция самая надежная».
Что дает
Сторонники доработки считают, что отвязка моста снижает шум и вибрации (а значит, продлевает ресурс редуктора), и позволяет безболезненно для полуосей производить лифт подвески. К тому же, на более поздней модели крепление моста независимое.
Не буду убеждать вас в пользе этого решения, или его негативных последствиях. Я расскажу, как правильно выполнить эту работу.
Технология доработки на примере автомобиля Нива «Турбо Оса»
Технология отработана на этой модели, РПМ (редуктор переднего моста) серийно имеет независимый подвес. Для экономии времени вы можете приобрести уже готовые комплекты отвязки.
Многие автолюбители изготавливают кронштейны, пластины и крепления собственными руками, предоставляя коллегам чертежи собственной разработки.
Подобные элементы конструкции обязательно изготавливаются из прочной стали. Использовать в качестве площадки для креплений фабричные силуминовые элементы недопустимо.
Общие правила доработки
- Крепление отвязанного моста должно быть на трех или четырех точках, не имеющих жесткой связи с двигателем.
- В качестве опор используется балка переднего моста и стабилизатор поперечной устойчивости.
- При определении нового положения РПМ важно не допустить горизонтального смещения осей карданного вала и полуосей.
Отвязка моста может производиться с помощью комплекта подвеса редуктора от Шевроле НИВА.
Поэтому большинство владельцев автомобиля предпочитают изготовленные самостоятельно или в заводских условиях стальные кронштейны.
Для автомобилей, принимающих участие в соревнованиях «офф-роад», разработан вариант стального корпуса РПМ. Такой редуктор конструктивно оснащен проушинами для независимого подвеса.
Существуют и дополнительные подрамники для экстремальных условий использования НИВЫ.
Варианты комплектов
В продаже можно встретить несколько разных вариантов готовых комплектов для отвязки редуктора переднего моста ВАЗ 2121. Рассмотрим некоторые из них.
Готовый кит комплект ZSTehnology ОПМ-1 для отвязки РПМ Нива, в который входят стальная крышка картера переднего редуктора и кронштейны, соединяемые через сайлентблоки и привариваются к передней балке.
Розничная цена данного комплекса составляет 3100 рублей. Из недостатков: придется докупить обоймы и втулки стабилизатора.
Более прочный и полный комплект ZSTehnology ОПМ-2 Ультра-PRO. В отличие от предыдущего в комплектацию входят все необходимые детали и возможно применять на всех модификациях Нивы. Цена в магазинах составляет 4000 рублей.
Комплект для независимого крепления редуктора переднего моста ВАЗ 2121-2131 от компании СОНДА представляет собой аналогичный набор кронштейнов и стальной пластины для дополнительной защиты. Стоимость такого набора составляет 4100 руб.
Существуют компании, которые занимаются доработкой автомобилей Нива, они могут под заказ сделать комплект для отвязки с более качественной проработкой деталей, что повысит надежность узла. Некоторые владельцы отечественных внедорожников предпочитают изготавливать самодельные детали для отвязки переднего моста.
Последовательность работ
- Приобретаем (изготавливаем) комплект для отвязки. При изготовлении своими руками, отверстия в поддоне сверлим в соответствии с диаметром шпилек.
- Надежно устанавливаем автомобиль на опоры, желательно над смотровой ямой.
- Сливаем масло из редуктора.
- Демонтируем приводы ШРУС, предварительно освободив поворотные кулаки колес.
- Отсоединяем передний карданный вал от фланца.
- Выводим редуктор моста из-под автомобиля.
- На ровной рабочей поверхности отделяем нижний поддон и боковые крышки РПМ.
- Поверх крышек приводов ШРУС, при помощи удлиненных шпилек прикручиваем серьги-кронштейны. Возможен вариант замены последовательности монтажа крышек и кронштейнов, в зависимости от выбранного вами комплекта.
- Вместо штатного поддона крепим усиленный, с установленными хомутами для крепления к балке стабилизатора поперечной устойчивости. Помимо заводской прокладки используем герметик. Поддон будет испытывать дополнительные нагрузки, поэтому герметичность необходимо улучшить.
- Подвешиваем РПМ задним креплением на балку стабилизатора. Центрируем ось карданного вала и ось его фланца в редукторе.
- Производим на балке моста разметку крепления проушин для кронштейнов переднего подвеса корпуса редуктора.
- Привариваем проушины к балке моста, производим антикоррозийную обработку.
- Закрепляем серьги в проушинах, используя полиуретановые или резиновые сайлентблоки.
- Проверяем соосность карданного вала и приводов ШРУС по вертикали.
- Присоединяем полуоси и карданный вал, закрепляем поворотные кулаки колес.
- Заправляем в редуктор масло, согласно инструкции по эксплуатации.
- Не запуская двигатель, и не снимая автомобиль с опор, проверяем свободное вращение колес и переднего карданного вала.
- Производим пробную поездку, после чего повторно осматриваем автомобиль на смотровой яме.
Отвязка переднего моста завершена, ваш внедорожник стал намного комфортнее на трассе и надежней на бездорожье.
Несколько полезных советов
- Поскольку двигатель больше не несет на себе дополнительную нагрузку, вы можете заменить штатные жесткие подушки силового агрегата на более мягкие, от ВАЗ классики.
- При закреплении проушин на переднюю балку моста, сварку должен проводить опытный сварщик, знакомый с техникой, позволяющий не «отпускать» металл. Балка является несущим элементом конструкции авто, и уменьшать ее прочность не следует.
- В местах сварки следует провести зачистку от окалины, затем тщательно загрунтовать и покрасить стыки.
- После отвязки, РПМ не должен касаться двигателя и балки ни в статическом положении, ни во время движения автомобиля.
- Если вы производите лифт подвески, следует подобрать комплект для отвязки с учетом увеличившихся углов ШРУС и карданного вала.
- Сайлентблоки кронштейнов отвязанного редуктора подвержены износу так же, как подушки силового агрегата или элементов подвески.
- Замены этих элементов должна быть включена вами в перечень операций при проведении ТО.
Я надеюсь, представленный материал поможет вам при проведении работ по самостоятельной отвязке. Для того чтобы принять решение, производить подобную модернизацию или нет – посмотрите видео ниже. На нем хорошо заметно, какие взаимные вибрации передаются от двигателя к мосту и наоборот, во время движения. РПМ автомобиля НИВА на видео жестко крепится к силовой установке.
Полезное видео
Посмотрите визуально как работает передний мост ВАЗ 2121 в видео ниже:
Источник
Декоративный мостик для сада и дачи своими руками
Как превратить обычную придомовую территорию в цельную ландшафтную композицию? Относительно просто: нужно грамотно поработать с малыми архитектурными формами. Это могут быть самые разные объекты: от перголы до небольшой скульптуры, но мало что добавляет саду такого очарования, как деревянный мостик. Даже если на участке нет озера или неглубокого оврага, где мост будет использоваться по прямому назначению, ничего страшного — вы можете насыпать сухой ручей из гальки, выкопать канавку или перебросить мост через цветник.
Сделать своими руками классический садовый мостик совершенно несложно. Мы подготовили три простых проекта, с которыми справится даже начинающий мастер. Вы можете выбрать либо прямой деревянный мостик, где нет криволинейных распилов и все максимально просто, либо одну из двух арочных конструкций, в изготовлении которых, впрочем, тоже нет ничего сложного.
Для этих проектов не нужно много пиломатериалов, более того, большую часть элементов можно изготовить из остатков досок или других подручных материалов, например, поддонов. Это же касается и инструментов: чтобы выполнить распиловку и сборку будет достаточно электролобзика и шуруповерта. О выборе подходящей древесины, грамотной защите от влаги и других важных нюансах – мы расскажем ниже. Итак, давайте начинать!
Декоративный мостик с прямым настилом
Декоративный мостик – общий вид
Это самый простой вариант деревянного садового мостика. Он имеет прямой настил, что позволяет исключить сложные криволинейные распилы. При желании раскрой всех заготовок можно сделать обычной ручной пилой. Ширина моста составляет 1 м, длина – 2,5 м. Размеры конструкции можно свободно менять под особенности ландшафта и личные предпочтения.
Общая деталировка и пошаговая сборка
Чертеж садового мостика с размерами в мм
Изготовление и сборка настила
Основой мостика служит несущая рама, общее устройство которой показано на схеме. Для ее изготовления предпочтительно использовать двухдюймовую доску, а саму сборку производить при помощи металлических уголков.
Сделайте заготовки под настил (С) в количестве 17 шт. Для этих элементов используют доски толщиной 25 мм и шириной 150 мм. Длина заготовок — 1 м. Доски крепят саморезами (по два с каждой стороны) через предварительно просверленные отверстия меньшего диаметра: это позволяет избежать раскалывания относительно тонкой дюймовки. Между досками обязательно оставляют зазор в 4-5 мм, в противном случае на настиле будет скапливаться вода, что приведет к ускоренной порче древесины. По завершении сборки передняя и задняя части настила будут иметь небольшой свес. Аналогичный вылет получается сбоку, по 1,5 см с каждой стороны.
Изготовление и сборка перил
Из бруса 100х100 нарежьте 6 столбиков (D) длинной 660 мм. Ориентируясь на разметку в схеме, подрежьте боковые выступы настила под установку опор. На столбиках просверлите и раззенкуйте отверстия под болты, чтобы спрятать все выступающие элементы. После этого, используя угольник для точной центровки, соберите все шесть опор.
Из доски толщиной 25 мм по указанным в чертеже размерам сделайте 4 перила (E). Просверлите направляющие отверстия и установите перила на столбиках. Это можно сделать с помощью саморезов (засверлив их с внутренней стороны) или собрать конструкцию на болтах.
Арочный мостик для сада и дачи
Второй вариант проекта – мостик с арочным основанием и изогнутыми перилами. Он выглядит более изящно и напоминает садовые формы в традиционном японском стиле. Что немаловажно, «горбатая» конструкция обеспечивает не только большую эстетику, но и повышенную прочность. В остальном этот садовый мостик изготовлен по тем же принципам, что и первый проект.
Общая деталировка и пошаговая сборка
Чертеж с размерами в мм
Разметка и раскрой криволинейных деталей
Начните с изготовления двух арочных боковин (А). В качестве исходных заготовок здесь используют доски 50х300 мм, длиной немного более 2500 мм.
Создание криволинейных деталей требует определенной сноровки. Половина успеха здесь зависит от нанесения ровной и симметричной разметки. Это может показаться непростой задачей, но мы поделимся некоторыми уловками, которые упростят жизнь в этом вопросе и помогут избежать косяков.
Есть несложный трюк для создания идеально ровной криволинейной разметки. Забейте по два небольших гвоздя на каждом конце доски, затем, используя их как опорные точки, согните между ними гибкую деревянную рейку или длинную ламель, чтобы получить направляющую для прорисовки ровной дуги. Аналогичную операцию повторите для прочерчивания верхней кривой.
Сделав первую боковину и тщательно отшлифовав кромки, ее используют как шаблон для вырезания второй детали. Аналогичным образом делают разметку для перил (E).
Сборка основания
По размерам, указанным на фото, подготовьте четыре поперечные планки (В) и соберите их вместе с уже готовыми боковинами. Стяжку можно сделать на саморезах (засверлившись через деталь A в B), но для большей надежности мы бы рекомендовали использовать металлические уголки.
Ориентируясь на заданные размеры, подготовьте доски для настила (С) в количестве 16 штук. На первой и последней панели сделайте скос под углом 45°. Через заранее просверленные отверстия зафиксируйте саморезами каждую доску, оставляя по бокам выступы по 1,5 см. Первую панель монтируют с небольшим свесом спереди. Также не забывайте делать зазоры по 4-5 мм между каждой планкой. Несмотря на «горбатую» конструкцию, которая сама по себе будет обеспечивать отток воды, дополнительное дренирование здесь очень важно.
Изготовление и установка перил
Из бруса 100х100 подготовьте шесть опорных столбиков (D) длиной 660 мм. Далее сделайте вырезы в свесах настила, после чего установите столбики по тому же принципу, что описан в первом проекте (на болтах впотай).
По указанным размерам вырежьте два перила (E), используя прием, который мы описали вначале. Скруглите торцы деталей и завершите сборку садового мостика, закрепив перила на опорах саморезами или болтами.
Садовый мостик с веревочными перилами
Наш третий проект – это упрощенный (но не менее красивый) вариант арочного мостика с декоративными веревочными перилами. Если быть более точным, это скорее псевдоарочная конструкция: боковины здесь не имеют радиусности, а выполнены в виде двускатных балок. Это значительно упрощает раскрой деталей и делает мостик менее замысловатым в изготовлении, чем предыдущий.
Единственный криволинейный распил в этом проекте – небольшие фигурные выточки внизу каждой балки. Незначительные погрешности и несимметричность, допущенные при их создании, никак не повлияют на сборку конструкции. Сами вырезы носят не только декоративный характер, они также уменьшают площадь контакта древесины с грунтом, через который она впитывает влагу и быстрее разрушается. Жесткость и прочность от такого решения никак не страдают.
Отверстия в стойках перил делают перьевым сверлом или фрезой форстнера Ø 35-40 мм. В качестве декоративного поручня используют пеньковую веревку. Настил моста собирают из 18 досок, последовательно прикручивая панели двумя саморезами с каждой стороны. В остальном этот проект идентичен двум предыдущим, поэтому, ориентируясь на размерность деталей на фото, выполняйте ту же последовательность сборки, что мы описали выше.
Как защитить мостик от влаги и гниения
Вопрос защиты является первоочередным. В противном случае мостик придет в негодность уже через несколько лет, поскольку деревянные сооружения не просто круглогодично эксплуатируются на открытом воздухе, но и установлены прямо на грунте, через который усиленно подпитывают почвенную влагу.
Выбор древесины для уличных конструкций и способы защиты
Сам разговор о влагозащите логично начинать с правильного выбора древесины. К породам с высокой устойчивостью к загниванию относят дуб, лиственницу, ясень. Из более экзотических вариантов можно отметить кипарис или айп (железное дерево). При всех очевидных достоинствах у этих пород есть один существенный недостаток — цена. Поэтому на практике для изготовления уличных конструкций большинство использует бюджетную и доступную сосну.
Получить максимум долговечности можно и от этой простой породы. Оптимальный вариант – использование сосновых пиломатериалов, прошедших промышленное антисептирование под давлением в автоклаве. Еще лучше (хоть и дороже) – покупка термомодифицированной древесины; в качестве компромисса ее можно использовать только для тех элементов, которые непосредственно контактируют с грунтом. Наконец, самый дешевый вариант защиты – самостоятельная обработка пиломатериалов антисептиками.
Конструктивная защита от влаги
Помимо антисептической обработки садового мостика, важно уделить внимание конструктивным методам защиты. Основные из них мы учли выше: это дренажные зазоры для оттока воды с настила и использование толстой двухдюймовой доски для боковин, которые активно впитывают почвенную влагу и начинают гнить первыми. Дополнительно мы рекомендуем производить установку мостика таким образом, чтобы исключить прямой контакт с землей. Конструкцию можно приподнять на кирпичах или смонтировать ее на невысоких металлических уголках, забетонированных в земле.
Где лучше установить мостик на участке
В ландшафтном дизайне мостик – это элемент вертикали, который выгодно меняет восприятие территории. Он добавляет участку визуальную рельефность и делает ландшафт более интересным. Мостик можно перебросить через сухой ручей, клумбу или канаву. Также им всегда уместно просто соединить садовые дорожки на даче. Если на территории есть озеро, ручей или альпийская горка с водоемом — выбор места очевиден.
На небольшом участке мостик лучше устанавливать на периферии: тогда территория зрительно будет казаться больше. На просторных владениях этот элемент вертикали используют для расстановки акцентов, например, чтобы подчеркнуть самое красивое место в саду. Также с его помощью можно отмежевывать разные зоны большого сада.
Источник