Педаль хорус своими руками

KOMITART — развлекательно-познавательный портал

Разделы сайта

DirectAdvert NEWS

GNEZDO NEWS

Друзья сайта

Статистика

Собираем мод эффекта Chorus Boss CE-2.

Собираем мод эффекта Chorus Boss CE-2.

Собираем мод эффекта Chorus Boss CE-2

На одном из зарубежных сайтов нам попалась доработка схемы эффекта Chorus торговой марки BOSS модели CE-2. Автором этой доработки является Pork Barrel. Изначально принципиальная схема эффекта выглядела так:

Во-первых, она небольшого размера, а во-вторых многие элементы с трудом разбираются, поэтому мы решили немного ее отреставрировать, в результате чего схема стала выглядеть следующим образом:

Печатная плата сделана под односторонний стеклотекстолит размером 60 х 110 мм. Нарисована она в программе Sprint Layout. Внешний вид вот такой:

Фото-вид печатной платы ниже:

С этой печаткой мы тоже слегка поупражнялись, для того, чтобы вам было удобнее вести сборку, мы нанесли все номиналы элементов и где возможно увеличили толщину дорожек. Внизу на плате устанавливается ножной переключатель 9 Pin типа 3PDT. Мы писали уже про него в предыдущих статьях.

Доработка автора заключалась в том, чтобы добавить в педаль эффект “Вибрато”. На реставрированной схеме эта доработка выделена синим цветом, а суть заключается в установке последовательно с резистором R9 кнопки или тумблера, разрывающего или соединяющего эту цепь, например, таких:

Вторая доработка на схеме выделена красным цветом, то есть в параллель конденсатору С18 подключена цепочка из дополнительной емкости и еще одного переключателя как на картинке выше. Номинал дополнительной емкости у автора 47 pF, но вы можете поэкспериментировать, и подобрать номинал по своему усмотрению. По сути, при включенном тумблере параллельное соединение конденсаторов дает увеличение емкости, а это увеличивает глубину эффекта. Если будете делать эту доработку, дополнительный конденсатор припаивается непосредственно к выводу тумблера.

Для обоих доработок на печатной плате предусмотрены контактные площадки. Если не будете реализовывать эффект вибрато, не забудьте между контактными площадками VIB поставить перемычку.

Ниже на снимке показана карта напряжений на выводах микросхем и ножках транзисторов, она может пригодиться при настройке схемы:

Оптимальным вариантом для повторения педали будет использование готового корпуса типа Gainta BS13, вам останется только проделать несколько отверстий под гнезда, кнопки и регуляторы. Выглядит корпус Gainta BS13 вот так:

Под эту коробку рассверловка отверстий в корпусе для платы хоруса будет следующей:

Чтобы готовая примочка в дальнейшем не ерзала по полу, приклейте к донышку кусочки резины.

Все материалы по этому проекту, включающие в себя принципиальную схему мода и печатную плату в LAY формате вы можете скачать одним файлом с нашего сайта. Размер файла архива – 1 Mb.

Уважаемый Пользователь! О том, как получить нужный материал, прочитайте информацию по кнопке ниже:

Источник

Педаль хорус своими руками

Analog Chorus CE-3.2 друзья! Уж не знаю, будет ли кто-то собирать эту педаль или нет. У меня с ней возникло больше всего проблем и для целенаправленной сборки, я бы её не рекомендовал. Но если в наличии есть микросхема КР528БР2, то можно попробовать.

Оригинальную схему можно скачать по ссылке.

Оригинальный рисунок с расположением деталей можно скачать тут.

А оригинальную печатную плату в формате PCB можно скачать по этой ссылке.

Программу P-CAD Viewer для этой печатной платы можно скачать на сайте разработчика, в самом низу страницы по ссылке. Она бесплатная.

Я перерисовал её в программе Sprint Layout, но рекомендую пользоваться оригинальной платой, так как свою плату я не проверял на практике. Если кому то она нужна то качаем здесь и проверяем.

Моя печатка выглядит так.

А это оригинальная с подписанными элементами.

В видео, я говорил про моды. Делать их или не делать, будет известно после сборки педали. Схема.

Читайте также:  Переплет для документов своими руками

Картинка с модами на плате.

Распайка потенциометров и гнёзд.

Моя готовая плата. Микросхема БР припаивается с обратной стороны.

Список деталей без модификаций.

Микросхемы.
TL062——4
TL072——1
CD4066—-1
CD4013—-1
КР528БР2—1

Диоды.
1n4007—-2
1n4148—-1
Светодиод-1

Разное.
Кнопка———————-1
Гнездо Mono Jack 6.3 mm——2
Гнездо Stereo jack 6.3 mm—1
Гнездо питания на плату——1
Разъём для батарейки———1

Источник

Эффект «Small Clone Chorus» для электрогитары

Приветствую всех зашедших!

Хорус — популярный моделирующий эффект, используется преимущественно на чистом звуке, позволяет существенно разнообразить звучание электрогитары. Смысл его заключается в подмешивании к основному сигналу его копии, сдвинутой по времени на 20-30 мс, причём величина времени сдвига с определённой частотой меняется. Довольно популярным хорусом является «Small Clone Chorus», производимый компанией Electro Harmonics с конца 70-х, начала 80-х годов, в частности, этот эффект используется в песне группы Nirvana — Come as you are, там его отчётливо можно услышать в главном риффе. Оригинальная педаль имеет всего одну ручку управления, позволяющую изменять скорость «вращения» хоруса, а также небольшую кнопочку, для выбора из двух вариантов глубины эффекта. Учитывая высокую стоимость Small Clone Chorus на вторичном рынке (что не удивительно, ведь эффект стал практически коллекционным), имеет смысл повторить схему своими руками, тем более, что она достаточно проста.

В отличие от оригинальной схемы, здесь тумблер переключения глубины (Depth) эффекта заменён на потенциометр для возможности плавной регулировки от минимума до максимума, такая модификация несколько расширяет возможности примочки. Но для желающих повторить схему максимально близко к оригиналу, приводится фрагмент именно с тумблером:

Всего в хорусе задействовано три микросхемы — счетвёренный операционный усилитель (можно взять два сдвоенный), CD4047 и MN3007, вторая служит для управления третьей. Особое внимание стоит обратить на MN3007 — данная микросхема довольно редкая и найти её будет большой удачей, поэтому перед изготовлением платы стоит убедиться, что микросхема есть в наличии. Стоит быть внимательным при покупке MN3007 на Али — там очень часто попадаются перемаркировки или вовсе нерабочие экземпляры, лучше всего купить б.у., но рабочую. На элементах IC2a, IC2b собран генератор, частота которого регулируется ручкой Rate — он и будет задавать «вращение» звука хоруса. Регулятора громкости на выходе нет — уровень выходного сигнала с эффектом и без эффекта будет практически одинаков. Напряжение питания примочки составляет 9В, ток потребления не больше 40 мА, для питания подойдёт любой блок питания от гитарных примочек.

Печатная плата разведена максимально компактно, насколько только позволяют выводные компоненты. Обратите внимание, что один из резисторов установлен под гнездом — важно соблюсти очерёдность сборки. Для удобства существует правило — первым делом паяются все мелкие мелкие компоненты, затем все более и более крупные, что весьма логично. Гнёзда и кнопка установлены на плате, такая компоновка также способствует экономии места в корпусе. Автор рекомендует применять качественные комплектующие: конденсаторы небольшой ёмкости фирмы Epcos или Wima плёночные, конденсатор 2,2 мкФ тантоловый, ёмкости пико-фарадной величины — многослойная керамика, всё, что большой ёмкости — электролитические конденсаторы на напряжение 16В. Перед изготовлением печатной платы стоит убедиться, что все посадочные места, в частности расстояние между выводами, совпадает с используемыми вами компонентами. Микросхемы не помешает установить в панельки, особенно MN3007 — легко поменять, если попадётся бракованный экземпляр.

Плату можно скачать в архиве в конце статьи. Она имеет несколько небольших расхождений с представленной схемой: добавлен резистор 1 МОм по входе схемы, служит для предотвращения щелчков при переключениях, вместо конденсатора 2,7 нФ используется 2,2 нФ, а вместо транзистора 2N2907 поставлен 2N5087. Также на плате имеется подстроечный резистор, которым можно настроить максимальную глубину эффекта по вкусу. Сперва ручка «Depth» выкручивается на максимум, а затем с помощью подстроечного резистора на слух выбирается нужное максимальное значение.


В дальнейшем плата будет устанавливаться в корпус, и чтобы обеспечить контакт корпуса с землёй схемы, земля припаивается на корпус одного из потенциометров. Сами же потенциометры устанавливаются на плату на длинных ножках-выводах из обрезков проволоки, вариант хоть и хлопотный, так как нужно правильно рассчитать высоту их установки, но зато надёжный и красивый. Вид собранной платы представлен ниже.






Так как гнёзда крепятся прямо на плату, лучше брать их с внутренними гайками, тогда будет удобно разместить плату внутри, а затем снаружи закрутить гайки, тем самым и зафиксировав плату в корпусе. Гнездо питания выводится на проводах, в гитарных примочках принято использовать гнездо 2,1 х 5,5 мм. На коротких проводках также выводится светодиод для индикации включения/выключения примочки. Кнопка 3PDT, на ней организован так называемый «True bypass» — обход примочки, распайку разных типов байпассов можно найти в интернете. Корпус конкретно для данной примочки сделан на заказ, однако должен подойти и стандартный для примочек Gainta G0124. В крайнем случае, корпус всегда можно выгнуть самому из подходящего по толщине металла — дёшево и сердито. Корпус ровно покрашен и нанесены надписи — в этом случае внешне примочку не отличить от какой-либо фирменной. Удачной сборки!

Читайте также:  Плакат воспоминаний своими руками

Источник

Педаль хорус своими руками

Схема выглядит так.

Схема устройства получилась достаточно большой, несмотря на то, что хорус был переведён в моно режим. Но фильтры и компандер выбрасывать было нельзя, ведь ради них всё затевалось.

Печатная плата со стороны проводников.

А это плата со стороны деталей. Обратите внимание на перемычки под микросхемами. Не забудьте про них.

Если внимательно рассмотреть верхнюю часть платы, то видно, что она отделяется от аналоговой части земляным полигоном и туда очень удобно подведено питание через 100 Ом резистор, 2 тактирующих проводника для BL3207, фактически разведён LFO генератор BOSS style, только с другими номиналами и вместо CD4046 можно легко развести драйвер на mn3102. Для тех кто любит эксперименты.

Финт ушами с дополнительной цепочкой из шунтирующего резистора можете делать или не делать, послушайте как вам больше понравится.

Из-за фазовых наслоений сигнала, хорус звучит весьма ярко. При этом будет теряться немного низких. Это именно фазовые штучки и особенность подобных схем.

Распайка внутри педали будет выглядеть следующим образом. Не забываем кинуть землю на корпус, что бы работала экранировка.

резисторы на 0,25 Вт

R* — подбор переменным резистором с заменой на постоянный.

Источник

Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали «Sound JS Stereo Chorus CE-5»

Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.

Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.

Содержание / Contents

↑ Принцип работы хоруса

Хорус (Chorus) — это эффект, позволяющий из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Другими словами, хорус имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов.

Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.

Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.

В стерео-хорусе «пространственное» звучание обычно получают разнесением сигнала по фазе в обоих каналах на 90 градусов. Другой вариант: в одном канале чистый сигнал, во втором — обработанный. Этот вариант на мой взгляд (точнее, слух) хуже первого.

Читайте также:  Подшипник с креплением своими руками

Основные регулировки хоруса:
— Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
— Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.

↑ Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса

Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.

Этот стерео-хорус, обладателем которого я являюсь, ещё в начале 90-х годов прошлого века выпускала одна фирма — Sound JS. Производство было налажено на Украине, в Херсоне. Фирма эта выпускала также много других педалей эффектов, скопированных с педалей фирмы Boss.

Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.


Согласитесь, что схемы очень похожи. Принцип работы одинаковый (смотрите выше). Отличия, в основном — в элементной базе. Педаль Sound JS собрана на отечественных микросхемах — микромощных ОУ К140УД1208 и аналоговой линии задержки КА528БР2. Преимуществом её схемы по сравнению со схемой педали Boss, является вход на полевом транзисторе и наличие стерео выхода.

Байпас у обоих педалей «горячий» — на электронных ключах. Также обе они имеют в наличии всего два регулятора — RATE и DEPTH, которых вполне хватает для настройки различных вариантов звука.

Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).

Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.

Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:



Вид внутри после сборки:

Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:

↑ Семплы

В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.

1. Оба регулятора — в минимальном положении. В этом режиме педаль можно использовать, как зффект псевдо-стерео. Эффекта хоруса как такового нет.

2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).

3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).

4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.

5. В заключение я записал отрывок из одной известной композиции. Партия гитары записана только с использованием хоруса (настройки — оба регулятора на 12 часов). Партия соло: перед хорусом включил Boss MT-2 металзон (настройки хоруса — RATE на 10 часов, DEPTH на 2 часа) и добавил чуть-чуть программного дилея.

↑ Итого

Лично мой вывод таков: при грамотной настройке данный хорус звучит очень даже достойно, несмотря на то, что собран на отечественных радиодеталях. При желании можно найти недорого б/у и довести до ума, а ещё лучше — попробовать собрать самому. Рекомендую!

↑ Файлы

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Оцените статью
Своими руками