Пдо 1 своими руками

Межвитковое замыкание в обмотках электрических машин


Как определить межвитковое замыкание в обмотках электрических машин; как изготовить простейший дефектоскоп.

Для этого используется портативный дефектоскоп ПДО-1. Подключенный к источнику питания прибор помещают в расточку статора так, чтобы паз секции проверяемой обмотки находился между воздушными зазорами пакетов стали дефектоскопа. Загоревшаяся лампа свидетельствует о межвитковом замыкании.

Во время замерения дефектоскоп включают не более чем на 3 мин.

Простейший дефектоскоп можно изготовить самому. Прибор (см. рис.) состоит из сердечника 1 с конусными заплечиками 3.

Сердечник собирают из пластин электротехнической стали толщиной 0,35-0,50 мм. Пластины сердечника стянуты сквозными болтами диаметром 3,5 — 4,0 мм, которые изолированы от сердечника электрокартоном. На сердечник наматывается 800-850 витков обмоточного провода диаметром 0,8 мм марок ПЭВ, ПВД и т.п.

Предположим, что надо проверить обмотку якоря генератора. Для этого якорь 5 укладывают на заплечики сердечника прибора. Затем на пластины якоря параллельно им кладут стальную пластинку 4 из жести толщиной 0,25-0,35 мм, длиной 100-150 и шириной 10 мм. Подключив катушку прибора к сети напряжением 220 В, медленно вращают якорь, придерживая пластинку. Если в какой-либо паре витков повреждена изоляция, стальная пластинка притягивается.

Такой прибор можно использовать и для выявления межвиткового замыкания в статорной обмотке электродвигателя. В этом случае вынимают ротор и стальную пластинку вводят внутрь статора.

К рисунку. Простейший дефектоскоп: 1 — сердечник; 2 — катушка; 3 — конусные заплечики; 4 — стальная пластинка; 5 — якорь

Источник

Назначение автомобильного генератора и методы проверки

Поломка генератора может привести к преждевременной «смерти » автомобиля. Не всегда можно доехать до автосервиса на одном аккумуляторе. В этой публикации описываются методы проверки автомобильного генератора.

Автомобильный генератор и его назначение.

Генератор является своеобразной электростанцией автомобиля. Генератор расположен на двигателе и посредством клиновидного (поликлинового) ремня от шкива коленчатого вала приводится в действие. Шкивы имеют различный диаметр, что позволяет ротору генератора вращаться в 1,8-2,5 раза быстрее коленчатого вала. Генератор вырабатывает электроэнергию, которой достаточно для питания всех необходимых узлов автомобиля, а так же для подзарядки аккумулятора на холостых оборотах.

Современные автомобили оснащены генераторами переменного тока. Автомобильная начинка работает только в режиме постоянного тока. Установленный диодный мост (выпрямительный блок) обеспечивает подачу постоянного тока. Электроприборы автомобиля работают при напряжении 13,8-14,7 В, поэтому вместе с генератором работает реле-регулятор напряжения, который призван поддерживать необходимое напряжение. Современные автомобильные генераторы оснащаются интегральным регулятором напряжения, который в простонародье называется «таблетка» или «шоколадка».

Неисправности автомобильного генератора.

Неисправности бывают механические и электрические.

Электрические неисправности включают в себя:

  • Износ щёток;
  • Обрыв или нарушения контакта электрических цепей;
  • Замыкания между витками обмотки ротора;
  • Выход из строя, хотя и не часто, диодного моста или регулятора напряжения.

Признаки, характерные для неисправного генератора, могут возникнуть вследствие других неполадок. О неисправности реле, которое обеспечивает горение лампочки на старых моделях автомобилей, говорит постоянное горение контрольной лампочки. Например, плохой контакт в предохранительном гнезде, который устанавливается в цепи обмотки возбуждения генератора. Обгоревшие контакты в замке зажигания также могут вызвать симптомы неисправности генератора.

Причиной механических неисправностей зачастую служит износ подшипников, что приведёт к радиальному биению ротора. Вибрирующий ротор будет задевать обмотку статора, в результате чего может произойти короткое замыкание. Растяжение и обрыв ремня привода генератора также не сулит ничего хорошего.

Признаки неисправности автомобильного генератора:

  • При работающем двигателе горит или мигает лампочка разряда аккумулятора;
  • Периодическая разрядка или перезаряд аккумулятора;
  • Тускло светят фары при работающем двигателе;
  • При увеличении количества оборотов двигателя меняется сила света фар. Такое допустимо только на старых моделях автомобилей, да и то, только в момент перехода к большим оборотам с холостого хода. В дальнейшем изменений силы света быть не должно;
  • От генератора исходят посторонние звуки (писк, стук).

Методы проверки автомобильного генератора.

Проверять современные автомобили «дедовским» методом (снятие клеммы с аккумулятора) категорически нельзя. Такой метод проверки может привести не только к поломке генератора, но и выходу из строя бортовой электроники. Современные автомобильные генераторы проверяют на специальном стенде или методом замера напряжения бортовой сети. Замеряется напряжение сначала на клеммах аккумулятора, а затем производят замер при работающем двигателе. При работающем двигателе прибор должен показывать напряжение от 13,8 до 14,7 В (в зависимости от марки автомобиля).

Читайте также:  Необычные цветочные клумбы своими руками

Если после запуска двигателя показания прибора порядка 12 В, это говорит о неисправности генератора. Показания прибора меньше 13,8 В или больше 14,7 В говорят о неполадках регулятора напряжения или других неполадках.

Способы устранения неполадок.

Механические неполадки влекут за собой замену неисправных и изношенных деталей, таких как щётки, подшипники или ремень привода. Старые автомобильные генераторы нуждаются в проточке контактных колец. Ремень привода подлежит замене при явных признаках износа или при истечении срока эксплуатации, установленного производителем. При повреждении обмотки ротора можно перемотать обмотку или заменить его. Автоэлектрики могут произвести ремонт практически любого генератора. Иногда такой ремонт значительно дороже, чем замена на новый агрегат. Лучше производить ремонт отдельных деталей генератора. Дилерские СТО применяют замену генератора в сборе.

Причины неисправностей автомобильных генераторов.

Износ и коррозия являются основными источниками неисправностей. В современных генераторах устанавливаются закрытые шарикоподшипники. Такие детали не требуют обслуживания при эксплуатации. Их меняют через определённый километраж пробега (100-200 тысяч км). Вместе с контактными кольцами срабатываются щётки. Защита наружных клемм резиновыми колпачками позволит избежать коррозии соединений и проводов, что влияет на электрическую часть.

Для того чтобы обнаружить поломку электрических цепей генераторной установки, необходимо иметь омметр. А для того чтобы провести более точную проверку обмоточных узлов, требуется использование специальных приборов, например, таких, как ПДО-1 – благодаря этим приборам можно осуществить поиск поломок в обмотках путем метода сравнения их параметров.

Для того чтобы проверить обмотку , необходимо использовать омметр на измерение сопротивления, после чего поднести его к кольцам ротора. Если сопротивление в пределах 1,8…5 Ом, это значит, что ротор исправлен. Но в случае, если омметр будет показывать очень большое сопротивление, это будет свидетельствовать о том, что цепь обмотки возбуждения прервана.

Обычно в месте пайки выводов обмотки к кольцам и происходят разрывы. Чтобы этого избежать, необходимо тщательно проверять качество этой пайки. Для этого можно провести проверку иглой, которой необходимо шевелить выводы обмотки в месте самой подпайки. Если произошло потемнение или осыпание изоляции обмотки, которое можно обнаружить визуально, это признак ее сгорания. Впоследствии сгорания происходит обрыв или межвитковое замыкание в обмотке, заодно, с уменьшением ее сопротивления.

Благодаря прибору ПДО-1 можно обнаружить характерное частичное межвитковое препятствие, при котором сопротивление обмотки практически не изменяется. Только после того, как проведена проверка на сопротивление обмотки, необходимо проверить наличие у нее замыкания. Чтобы провести эту операцию, необходимо один вывод омметра поднести к любому из колец ротора, тогда другой – к его началу. В случае исправной обмотки омметр будет показывать очень большое сопротивление. А неисправному ротору необходима замена.

Советы по ремонту неисправной генераторной установки

Разборке, замене отказавших узлов и деталей, а также, сборке и проверке подлежит поломанная генераторная установка. В большинстве случаев, не только в использовании, но и в ремонте требуется заменять и устанавливать регулятор напряжения, а также проводить замену щеток. Следовательно, вышесказанное разберем более подробно.

Щеточный узел вынимается перед разборкой генераторной установки.

Щетки и щеткодержатель, в крайнем случае, при снятии задней крышки будут повреждены. Перед тем, как снять щеточный узел, требуется извлечь кожух, который защищает щеткодержатель. Чаще всего встречается, что щеткодержатель с щетками и генератор напряжения выполнены в одном блоке. Чтобы извлечь этот узел, необходимо открутить винты крепления, и снять его из задней крышки.

После этой процедуры регулятор напряжения без затруднения отделяется от щеткодержателя. Из щеткодержателя извлекаются щетки. И, если есть необходимость их сменить, щеточные канатики отпаиваются от шин щеткодержателя с помощью паяльника. Регулятор напряжения прикрепляется отдельно от щеткодержателя у ряда генераторов. В таком случае необходимо открутить винты крепления регулятора напряжения, а также отключить выводы регулятора. После чего, требуется извлечь регулятор, открутить винты крепления щеток или винты крепления щеткодержателя.

Читайте также:  Как собрать вольер своими руками

Извлеките из щеткодержателя щетки . Встречается такое, что регулятор напряжения в некоторых генераторных установках выполнен вместе со щеткодержателем, и находится во внутренней полости задней крышки. Лишь только после разборки генератора, возможно, их извлечение или установка.

Если извлечен регулятор напряжения и щеткодержатель со щетками, то разборка проводится в таком порядке:

  • открутите стяжные болты или (если таковы имеются) гайки стяжных болтов, которые находятся со стороны задней крышки,
  • извлеките переднюю крышку генератора, заодно с ротором и шкивом;
  • открутите гайку крепления шкива и съемником вытяните шкив (эту операцию можно произвести на прессе);
  • извлеките шайбы и вентилятор;
  • после того, как сняты из вала шпонки (если таковы имеются), можно приступать к удалению передней крышки.

Для того чтобы отключить статор, необходимо отсоединить вывод статора, убрать его из крышки; открутить болты, с помощью которых крепится выпрямительный блок, и освободить его выводы, которые также являются силовыми выводами генератора. Извлеките выпрямительный блок. Для того чтобы снять передний подшипник необходимо заранее извлечь удерживающую пластину.

Собирать генераторную установку следует наоборот.

На вал на прессе и в крышку запрессовываются подшипники. При запрессовке переднего подшипника давление должно прилегать к обойме снаружи. А также к внутренней обойме при запрессовке заднего подшипника. Все соединения с резьбой требуется хорошо затягивать в момент с указаниями, которые даны в инструкции по использованию автомобиля. В случае установки новых щеток, канатики необходимо вставлять в пружины, и припаивать к шинам щеткодержателя. Для того чтобы в момент припайки щеток щеточные канатики не залились припоем (в том случае, если это случится, канатики будут не такими гибкими и щетки будут не работоспособны), их нужно держать пассатижами недалеко от места пайки.

После того, как пайка закончилась, необходимо изоляционные трубки, которые натянуты на канатики, закрепить зажимом за ушко, находящееся вблизи места пайки. Для того чтобы установить щеткодержатель следует проверить щетки на легкое передвижение в щеткодержателе. Для этого щетки утапливаются в щеткодержателе и отпускаются. Если все правильно установлено, то щетки будут двигаться без препятствий. Но в том случае, если щетки двигаются с заеданием, следует щеточные каналы щеткодержателя натереть ветошью, которая смочена, например, в бензине без этила или ином растворителе.

Источник

Пдо 1 своими руками

ОСНОВНЫЕ
РАЗДЕЛЫ:

АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИЕМ
СВЕТОДИНАМИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
СРЕДСТВА
СВЯЗИ
ЭЛЕКТРОНИКА И ЗДОРОВЬЕ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ДОМА И НА РАБОТЕ
ИСТОЧНИКИ
ПИТАНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА, ЦИФРОВАЯ ТЕХНИКА

ПОИСК НЕИСПРАВНЫХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК

Для поиска неисправности электрических узлов и деталей генераторной установки достаточно иметь омметр. Более точная дефектовка обмоточных узлов требует применения специальных приборов. Например, прибор ПДО-1, осуществляющий поиск неисправности в обмотках методом сравнения их параметров с заведомо годной обмоткой, пригоден для дефектовки как обмоток статора, так и возбуждения. Для замера размеров механических деталей достаточно иметь штангенциркуль.

Проверка обмотки ротора. Для проверки обмотки следует включить омметр на измерение сопротивления обмотки и поднести его выводы к кольцам ротора (рис. 3, а). У исправного ротора сопротивление должно быть в пределах, указанных в табл. 4. В среднем это сопротивление при номинальном напряжении 14 В лежит в пределах 3-5 Ом у генераторов, работающих с регуляторами напряжения, рассчитанными на максимальную силу тока 3,5—4,0 А, и 2,5—3 Ом у работающих с регуляторами напряжения, рассчитанными на силу тока 5 А.

Рис. 3. Проверка узлов генератора:
а обмотки возбуждения; б обмотки статора на отсутствие замыкания на массу;
в — обмотки статора на межвитковое замыкание

Если омметр показывает бесконечно большое сопротивление — это означает, что цепь обмотки возбуждения разорвана. Разрыв, как правило, происходит в месте пайки выводов обмотки к кольцам, при проворачивании каркаса с обмоткой возбуждения на полувтулках полюсных половин или при сгорании обмотки. О сгорании обмотки свидетельствует потемнение и осыпание ее изоляции, которые можно обнаружить визуально. Сгорание обмотки приводит и к межвитковому замыканию в обмотке с уменьшением его общего сопротивления.

Частичное межвитковое замыкание, при котором сопротивление обмоток меняется мало, может быть выявлено только специальными приборами, например ПДО-1, сравнением данной обмотки с заведомо исправной. Для проверки обмотки возбуждения бесконтактных генераторов (ГА2, 955.3701), выводные концы омметра подсоединяются непосредственно к выводам обмотки. После проверки сопротивления обмотки следует проверить отсутствие у нее замыкания на массу. Для этого один вывод омметра подносится к любому кольцу ротора, а другой — к его клюву (у бесконтактных с генераторов — к любому выводу обмотки и втулке индуктора). У исправной обмотки омметр должен показать разрыв — бесконечно большое сопротивление.

Проверка обмотки статора. Проверка обмотки статора на массу производится подсоединением концов омметра к одному из выводов обмотки и пакету железа (рис. 3,б). Омметр должен показать разрыв цепи у исправной обмотки. Проверку межвиткового замыкания в обмотках статора измерением сопротивлений отдельных фаз и сравнением полученного результата между собой (разница не должна превышать 10 %), как это рекомендуется рядом руководств, на практике реализовать трудно, так как сопротивление фазы составляет доли Ом и требуются высокоточные приборы для его измерения.

Полную информацию о состоянии обмоток предоставляет прибор ПДО-1, который подключают к выводам трех фаз (рис. 3, в). Если фазы идентичны, на экране наблюдается одна осцидлографическая кривая, если неодинаковы из-за межвиткового замыкания в фазе, то кривых две. Измерение следует повторить, поменяв местами фазы, подсоединенные к нулевому выводу прибора и выводу «1» или «2». Таким образом, можно выявить и неодинаковость фаз, например, разное количество витков в них, могущее возникнуть после перемотки статора. Обрыв фазы можно проверить омметром, подсоединяя его к нулевой точке и поочередно к выводу каждой фазы.

Проверка выпрямительного узла. Проверка диодов выпрямительного блока типа БПВ производится после отсоединения его от обмотки статора омметром, включенным на измерение напряжения в килоомах. Измерительные концы омметра подсоединяются к теплоотводу, в который запрессован диод, и к монтажной шине, припаянной к его выводу (рис. 4, а). Затем измерительные концы меняют местами. Если при переподсоединении измерительных концов омметра его показания резко меняются, то диод исправен. В противном случае его следует заменить.

Рис. 4. Проверка выпрямительных блоков

Аналогично проверяются диоды дополнительного выпрямителя выпрямительного блока БПВ11-60 с той только разницей, что один конец омметра подсоединяется не к теплоотводу, а к выводу «+» дополнительного выпрямителя (вывод «Д»).

Блоки ВБГ проверяются подсоединением концов омметра к шине «+» (или «-«) и корпусам теплоотводов или выводам, предназначенным для подсоединения обмоток фаз (рис. 4, б).

Проверка щеточного узла и контактных колец ротора . После визуального осмотра колец (они не должны быть загрязнены) следует произвести замер их диаметра штангенциркулем по рабочей поверхности. Если выработка колец превышает 0,5 мм, их следует проточить. Диаметр колец у большинства массовых типов генераторов должен быть не менее 29,2 мм, шероховатость колец 1,25, биение не должно превышать 0,08 мм.

Кроме визуального осмотра щеток и щеткодержателя, следует проверить их износ и давление пружин на щетки. Износ щеток определяют замером их высоты или выступления из щеткодержателя любым мерительным инструментом, например, линейкой. Если высота щеток первоначального размера 6х6,5х13 мм достигла 8 мм без учета части внутри пружины, а щетки размера 5х8х18 мм выступают из щеткодержателя в свободном состоянии менее 5 мм, щетки следует заменить.

Усилие щеточных пружин проверяется динамометром давлением на рабочую поверхность неизношенной (новой) щетки до положения, при котором они выступают из щеткодержателя на 2 мм, или давлением щетки на чашку стрелочных весов. Сила сжатия пружин должна составлять (2,5±0,6) Н. Слабые пружины подлежат замене.

Проверка посадочных мест под подшипник в крышках и подшипников. Нормальная работа подшипников возможна только в том случае, если посадочное отверстие в крышках не изношено. Подшипник проверяется на легкость вращения и отсутствие шума. Если возникает подозрение на отсутствие достаточного количества смазки в подшипнике, следует осторожно с помощью пинцета снять уплотнение, промыть подшипник в неэтилированном бензине, продуть сжатым воздухом, высушить, заправить 2—3 г смазки ЛЗ-31 и поставить уплотнение на место.

Источник

Читайте также:  Платья своими руками парню
Оцените статью
Своими руками