Костёр 1977-02, страница 68
ральную плоскость (ДП), а из 2—3 мм фанеры — палубу, шпангоуты и транцевую доску. Прорежьте в ДП и шпангоутах пазы (как указано на рисунке). Нарежьте куски пенопласта и вклейте между шпангоутами. Через 24 часа острым ножом срежьте пенопласт до появления на корпусе шпангоутов. Обработайте корпус крупной наждачной шкуркой и покройте слоем масляной шпаклевки (Нитрошпаклевка может растворить пенопласт). Прорежьте в бортах отверстия для карронад и окончательно зачистите корпус мелкой шкуркой. Наклейте на корпус: бархоут, вырезанный из листа 3—4 мм картона, планширь, выпиленный из 2-мм фанеры, транцевую доску. Покрасьте корпус масляными красками так, как указано на рисунке.
Поставьте модель на воду (после высыхания краски) и, насыпав в трюм балласт—1,5 кг дроби, устраните все наклоны модели. Балласт нужен для того, чтобы модель не перевернулась в свежий ветер под парусами. Дробь залейте расплавленным парафином, он зафиксирует ее на определенном месте.
Наклейте палубу, предварительно расчертив на ней пазы черной тушью и покрыв слоем лака. Для лучшего прилегания палубы вклейте в угол ее стыка с фальшбортом бруски дерева (ватервейсы).
Навесьте руль и с помощью ниток закрепите его так, как показано на чертеже. Это нужно для фиксирования его в определенном положении при плавании тендера.
Все остальные детали тендера, расположенные на палубе, рангоут, такелаж и паруса сделайте по соответствующим чертежам.
Счастливого плавания вашей модели, юные корабелы!
Тендер—самое маленькое военное судно прошлого века. Однако его скорости и маневренности могли позавидовать большие парусные корабли. В морских сражениях среди многопушечных громадин тендеру пришлось бы плохо: мало у него было орудий, да и калибр их был небольшим, а вот патрульную службу на морских границах России тендер нес отлично. Ядра его карронад метко попадали в шхуны и бригантины контрабандистов.
Парусная оснастка тендера оказалась настолько совершенной, что просуществовала почти без изменений около 150 лет.
Модель тендера построить интересно еще и потому, что тендер не демонстрируется ни в одном морском музее нашей страны. Получилось так, что это маленькое боевое судно незаслуженно забыли. Но модель достаточно сложна, и нужно много потрудиться, чтобы сделать ее.
Начнем с чертежа. Клетки ,разметочной сетки увеличьте в 4 раза и по ним проведите все линии чертежа. Выпилите из 5-мм фанеры диамет-
Источник
Парусный тендер своими руками
Гафельный тендер 6.7 метров БИТ-22
LOA = 6,7м (длина наибольшая корпуса)
BOA = 2.5м (ширина наибольшая)
LWL = 6,1м (длина по ватерлинии)
BWL = 2,06м (ширина по ватерлинии)
Displ.= 1.8/2,2т (водоизмещение порожнем/полное)
Draft =0.8м килевой: 0.68м-1,73м (осадка дейдвудом/швертом)
Ballast = 0.80т (балласт в длинном киле)
Sail area = 27,0м² (площадь парусности)
Headroom = 1.63 м (высота в каюте)
Accomodation: 4 persons, (4 спальных места)
Galley: stove, refrigerator, cold-hot water, sink
(газовая плита, мороз. бокс, мойка)
Head: гальюн изолированный
Engine: Yanmar 11 h.p. (двигатель)
Water tank: 40L (вода)
Fuel tank: 20L (топливо)
Гафельный трейлерный тендер 6.7 метров — отличный небольшой мореходый семейный круизер классического стиля. Лодка подобного проекта показала себя надежным и предсказуемым судном для плаваний в прибрежных морских акваториях (Категория C по CE) с неплохим комфортом под палубой. Яхта представляет собой уменьшенный до 6.7 метров вариант тендера БИТ 26. Ширина в 2.5 метра позволяет транспортировать яхту на трейлере по автодорогам. Благодаря длинному килю яхта устойчива на курсе, а умеренная осадка позволяет подходить близко к отмелому берегу. Парусное вооружение — гафельный грот и два передних паруса на закрутках, определяющие лодку как гафельный каттер или гафельный тендер, требует для управления меньше усилий и в то же время имеет значительную площадь, чтобы успешно конкурировать с яхтами подобных размерений. Угол лавировки составляет 80-85 град. Двигатель — 9-сильный дизель с благодарностью воспримется любителями надежного круизинга. Конструкция лодки — деревянная, корпус — шарпи из фанеры. Лодка очень красива, и на фоне однотипных яхт современного дизайна линии ее корпуса и вооружение с деревянным рангоутом будут привлекать к себе всеобщее внимание и уважение. Под палубой — все необходимые удобства для жизни на борту 4 человек. Постройка такой лодки кроме всего прочего, может заинтересовать самостройщика, любителя классики, своей технологичностью и экономической выгодностью изготовления фанерного корпуса шарпи. Проект может быть разработан и адаптирован под пожелания заказчика как в варианте со швертом, так и без него, с углубленным фальшкилем. Под данный проект разработано также обычный современный тип парусного вооружения — бермудский шлюп (без гафеля и с укороченным бушпритом), что упрощает постройку и эксплуатацию яхты.
Displacement/length ratio D/L | 259.42 | |||
Ballast ratio | 32 | |||
Sail area/displacenet ratio Sa/D | 16.1 | |||
Angle of vanishing stability (deg.) | 136 | |||
STIX number | 22 | |||
Dellenbаugh angle (deg.) | 24.6 | |||
Speed (kN) | 7.0 |
Вооружение судна — гафельный каттер (куттер). Гафельный потому, что несет грот с верхней шкаториной на гафеле, а каттер (от англ cut — разделять) означает лодку с дробным, вооружением с двумя штагами и двумя переднимим парусами. У каттеров довольно большая общая площадь парусности поэтому она разделена между тремя парусами, что требует меньших нагрузок на экипаж при управлениию ними. Другое название такого типа лодок — тендер. Парусное вооружение состоит из гафельного грота, стакселя, кливера и геннакера. Такой набор легко приспособить к любым погодным условиям. Практически все управление парусами происходит из кокпита, если стаксель и кливер оснащены закрутками. Рангоут деревянный, клееный, лакированный. Бушприт может быть поднят при подходе к причалу и служит рычагом при завале/подъеме мачты, закрепленной на оси в пасынках стандерса на крыше рубки. Некоторое увеличение количества снастей по сравнению с современными шлюпами не будет обременительным для настоящих любителей паруса. Глубоко выдвигающийся (до осадки 1,73 метра) поворотный шверт повышает качество хода лодки против ветра, а солидное водоизмещение (до 2.2 тонн) обеспечивает стабильный ход против встречной волны.
Палуба яхты просторна благодаря большой ширине в носу и широким (до 40 см) потопчинам вокруг рубки. Безопасный, глубокий кокпит с удобными комингсами и банками по кругу имеет размеры 1,8х1,6 метра оснащен 4 шкотовыми и 2 фаловыми небольшими лебедками. В изолированном ахтерпике — газовый баллон. Леерное ограждение, поручни и ножные леера обеспечивают безопасность экипажа на волнении. Под банками кокпита большие рундуки для шкиперского имущества. Конечно, современные требования безопасности отражены в проекте, и в отличие от старых классических яхт, здесь кокпит самоотливной, добавлены реллинги и леерное ограждение по всему периметру палубы, люки современной водонепроницаемой конструкции, а фалы и другие снасти для управления парусами и рангоутом проведены в кокпит, стоячий такелаж из нержавеющих тросов и талрепов.
В яхте без швертового колодца более просторный галюн можно разместить перед входом в носовую каюту, а камбуз слева от сходного трапа.
Угол крена, при котором начинается заливание водой через сходный люк, составляет 145 град., и это означает, что если сильным шквалом вас положило парусами на воду при открытом люке, то вход в каюту останется много выше уровня воды, и яхта не будет заливаться.
STIX number — индекс остойчивости или мореходности данного судна равен 22, что относит яхту в категорию С по СЕ — район плаваний прибрежный, с ветром до 6 Баллов Бофорта и волной 2 метра. Остойчивость варианта яхты со швертом несколько ниже, STIX= 20, категория плавания — та же. Расчеты сделаны для наихудшего варианта загрузки/остойчивости.
ПОСТРОЙКА деревянного корпуса шарпи для самостройщика ведется современными методами малого судостроения, а имено — цельноклеенная конструкция. Поясья фанерной обшивки укладываются на основательный продольный набор, состоящий из киля, скуловых стрингеров и привального бруса, скрепленных в закладку на штевне и транце, и опирающихся на поперечный набор из рамных шпангоутов и переборок. Мощный набор необходим для обеспечения прочности корпуса в случае попадания яхты в шторм, посадки на мель, транспортировки ее на трейлере, спуске на воду и т.д. Поперечный набор — конструктивные рамные шпангоуты и переборки одновременно служат встроенными элементами мебели. Для обшивки применена водостойкая фанера 8-10мм. Технология постройки следующая: Первоначально на размеченном плазе собираются рамные шпангоуты, транец и форштевень, затем поперечный набор и штевень выставляется на стапель в положении вверх килем и врезают стрингера, киль, привальники. Затем производится обшивка корпуса судна поясами фанерной обшивки, которая крепится к шпангоутам, скуловым и промежуточным стрингерам нержавеющими шурупами на эпоксидной смоле. По окончании обшивки корпус покрывается двумя слоями стеклоткани на эпоксидке, шпаклюется, шлифуется и кантуется в нормальное положение. Теперь производятся работы по внутреннему обустройству яхты. При этом встраиваемые элементы мебели связываются с набором и обшивкой и дополнительно упрочняют конструкцию корпуса. Затем врезают палубные стрингера и карленгсы и укладывают палубный настил и обшивают кокпит. Комингсы и крышу рубки изготавливают в последнюю очередь. По окончании работы с деревом палубу, рубку и кокпит оклеивают 1-2 слоями стеклоткани, шпаклюют, шлифуют и красят. Полностью готовый, оклеенный корпус с внутренним обустройством будет весить около 500кг. Оценочная трудозатратность на постройку корпуса швертбота составляет около 1200 чел.часов. Яхту можно построить используя только ручной столярный инструмент, но если есть доступ к станку ЧПУ, то множество деталей можно порезать на нем по имеющимся в проекте файлам. Это значительно ускорит и упростит постройку лодки. Подробная информация будет предоставлена в иллюстрированной инструкции по постройке. От строителя потребуется наличие здравого смысла, некоторого опыта работы с деревом (хотя он может быть приобретен и в процессе строительства), умения разбираться в чертежах, трудолюбие, мотивация и настойчивость в достижении цели. Аккуратно построенная лодка с лакированными деревянными деталями будет выглядеть исключительно презентабельно и вызывать всеобщий интерес. См. яхту в постройке1
Источник