Парусный катамаран своими руками проекты

Как сделать парусный катамаран своими руками?

Катамаран — это тип судна, которое изготовлено с использованием двух или более структурно объединенных корпусов. Этот вид плавсредств особенно пригоден для рыбалки, спорта, туристических и развлекательных целей, получения доступа к различным труднодоступным местам. Все более широкое распространение приобретает парусный катамаран, надежный и безопасный благодаря своим конструктивным особенностям. Причем его можно не только купить, но и смастерить самостоятельно.

Зачем делать парусные катамараны своими руками?

Кроме парусных, распространены катамараны с моторным двигателем и с гребными педальными движителями. Они тоже пригодны для изготовления собственными силами. Особенно если принять во внимание тот факт, что покупка готового катамарана обходится в несколько раз дороже затрат на самостоятельное его изготовление. Но многие приступают к строительству катамарана своими силами не столько из экономии денежных средств, сколько из-за желания выразить в своем детище оригинальные авторские идеи относительно формы, дизайна, конструктивных решений, достижения определенных качеств судна, которые отсутствуют у предлагаемых промышленных или других образцов, имеющихся на рынке.

В любом случае, каким бы сложным ни казался на первый взгляд труд построить парусные катамараны своими руками, это вполне реальная и достижимая задача для мало-мальски умеющего и имеющего мастеровые руки человека. Поэтому ниже мы рассмотрим основные этапы постройки парусного катамарана. Именно парусного потому, что его не обязательно подвергать обязательной регистрации в ГИМС, что требуется практически для любых маломерных судов, имеющих моторный двигатель.

Выбор конструкции катамарана

Первое, что вы должны решить, приступая к постройке катамарана, — это выбрать его основную конструкцию, а именно: из чего будут сделаны его корпуса. Они могут быть выполнены из фанеры, досок, бутылей из-под воды, пластиковых бочек, труб и т. д. Большим преимуществом обладает парусный надувной катамаран, корпуса-поплавки которого изготовляются из прорезиненного материала. Именно такая конструкция позволяет получить парусный разборный катамаран.

Требования к конструкции

Конструкция катамарана существенно зависит от цели, для которой вы его строите. Одно дело использовать его для отдыха и рыбалки на небольшом тихом озере, совсем другое — сплавляться на нем по бурной горной реке. Требования к прочности конструкции и к ее элементам в этих случаях кардинально различны. Имеет значение и соотношение массы судна и его грузоподъемности. Ведь чем оно меньше, тем проще переносить судно к месту его использования по предназначению. По этому показателю нет равных надувному разборному катамарану, для которого масса судна, приходящаяся на одного члена экипажа, составляет от 4 до 10 кг, а для надувных байдарок – 8-11 кг.

Проект катамарана

Существуют и доступны реальные проекты, которые можно реализовать в условиях малогабаритной квартиры, применяя только ручной инструмент, обеспечивающие высокую мобильность изделия (нет деталей длиннее полутора метров – можно бесплатно перевозить в любом общественном транспорте и в самолете), его малый вес, простоту сборки-разборки конструкции, необходимую прочность и надежность.

Итак, если вы окончательно решили делать парусный катамаран надувного разборного типа, то следует поискать в спецлитературе чертежи парусных катамаранов, соответствующие вашему выбору. Поверьте, это не так уж сложно.

Читайте также:  Монтаж кондиционера своими руками после демонтажа

Рассмотрим парусный катамаран на основе двух надуваемых прорезиненных мешков, образующих в надутом состоянии две «сигары» диаметром 40 см и длиной 280 см, весом вместе с парусами и веслами 12 кг, который легко выдерживает четырех членов экипажа, обеспечивая им достаточные удобства для работы, отдыха и рыбалки. На каждого члена экипажа приходится всего 3 кг веса лодки, а непотопляемость, удобства и отличные судоходные свойства судна были проверены на практике десятками коротких и продолжительных путешествий по рекам и озерам центральной части европейской территории России. Эти путешествия показали, что конструкция катамарана на основе поплавков «мешочного» типа, легко изменяющих свою форму, гораздо безопаснее преодолевает преграды и отмели, где конструкции типа байдарок на основе жесткого каркаса часто повреждают прорезиненную ткань, заставляя заниматься ремонтом в полевых условиях.

Баллоны-поплавки

Основное – изготовить мешковидные сигарообразные (в надутом состоянии) баллоны-поплавки. Для этого берем ткань «500» – очень прочную, легкую и плотную прорезиненную ткань с обиходным названием «серебрянка», поскольку она снабжена специальным алюминиевым покрытием. Выкраиваем из двух кусков ткани размером 300 х 64 см детали баллонов (по две на баллон – нижняя и верхняя части) и склеиваем обычным резиновым клеем. Если нет исходного материала подходящего размера, то сначала склеиваем такие куски из отрезов меньшего размера. Склеиваем внахлест с перекрытием не менее 2 см. В дальнейшем полученные швы проклеиваем дополнительно полосками из такой же или менее тонкой ткани с перекрытием 2-3 см, сначала с внутренней части баллона, затем — с наружной. Заблаговременно вклеиваем с внутренней части баллона трубки с фланцами для надувания так, чтобы трубка в верхней части была направлена внутрь конструкции катамарана, обеспечивая удобство при надувании. В последнюю очередь склеиваем заднюю более широкую часть баллонов по примеру пакета с мукой.

Баллон в готовом виде (не надутый) из такой ткани весит около одного килограмма. Для более прочной конструкции можно изготовить баллоны из так называемой газгольдерной ткани, которую используют, например, на металлургических предприятиях в емкостях для хранения запасов кислорода. Баллоны из этой ткани тяжелее вдвое, но и прочнее во много раз, чем из серебрянки.

Палуба

Проект парусного катамарана предусматривает наличие двух поплавков-баллонов из прорезиненной ткани, которые объединяются жесткими элементами, имеющимися лишь в верхней части конструкции. Они представляют собой скрепленную болтами с барашковыми гайками (для упрощения сборки) платформу из четырех продольных реек или труб (по две на поплавок) и четырех-шести поперечных балок. Продольные рейки желательно сделать из основной части до 150 см длиной и наращиваемой части (до общей длины рейки до 220 см) из дюралевого швеллера. Поперечные балки длиной от 110 до 150 см изготавливаются из доступного вам материала, например, из дюралевых трубок диаметром до 30 мм. Крепление поплавков-баллонов к платформе осуществляется с помощью прочных лент (корсажных), по три на баллон, или тросами с помощью специальных приклеенных к баллонам накладок с отверстиями-люверсами. Поверх полученной платформы плотно закрепляются тросами наполненные воздухом три плавательных матраца – один в носовой части и два (друг на друге) на корме. На этих матрацах располагаются члены экипажа-гребцы. Они обеспечивают удобство размещения экипажа и дополнительную плавучесть судна в случае (хотя такого и не бывало) повреждения одного из поплавков. Под матрацами желательно укрепить диагонально расположенные стяжки и полотно из прочной ткани, чтобы не промочить груз на палубе.

Читайте также:  Площадка под стоянку авто своими руками

Рулевое управление

Управление катамараном осуществляется с помощью закрепляемого на кормовой поперечной балке перового руля, изготавливаемого из куска дюралевой пластины размером 23 х 48 см. Крепление осуществляется болтом с барашковой гайкой, ограничивающими движение при подъеме и опускании руля винтами, румпелем и сор-линем (тросиком для подъема руля на мелких местах). Для предотвращения рысканья при движении на веслах предусмотрен небольшой шверт на носовой поперечной балке, который не нужен при ходе под парусами. Руль — разборный со съемным пером.

Мачта, весла и паруса

Лучше всего мачту изготовить из трех дюралевых трубок, вставляемых друг в друга. Хотя возможен вариант из деревянных стержней с соединительными планками. В длинные части мачты при переноске судна вставляются другие элементы рангоута – гафель и составной гик, изготовляемые из дюралевых лыжных палок или соответствующих по диаметру трубок. Крепление основания мачты осуществляется в середине второй балки, а также четырьмя вантами с натяжными устройствами от верхней оконечности мачты к концам первой и третьей поперечных балок.

Весла тоже делаются составными, как у каноэ.

Парусный катамаран оборудуется парусами из перового перкаля, они штатно состоят из грота и стакселя, общая площадь – 7 кв. м. Такие паруса, устанавливаемые на мачту общей высотой 360 см, дополненные кливером, позволяют катамарану набирать скорость до 8 км/час при благоприятном ветре. При желании парусное вооружение катамарана можно наращивать, экспериментируя по своему опыту судовождения.

Изготовив все элементы катамарана, надув поплавки и матрацы, собрав и отрегулировав палубу, мачту, руль и парусное вооружение, вы получите результат: парусный катамаран, сделанный вашими руками, готов к использованию и жаждет отправления в плавание, чтобы по достоинству вознаградить вас и ваших спутников за ваши труды.

Источник

Маленький парусный катамаран

#1 SayariTatu

  • Пассажиры
  • 1 сообщений
    • Из: Омск
    • Судно: Швертбот

    Несколько лет назад, строил я в хрущевке лодку (с помощью вашего форума, за что вам огромное спасибо), но пришло время просить помощи снова.

    Яхту свою строил «на глаз», особо никаких расчетов не производилось, парус был сшит наугад и мачта поставлена так же, но судно свою задачу выполнило с лихвой. Живу на реке, чтобы подниматься вверх по течению было достаточно ветра в три метра, грузоподъемности хватало на неделю автономной жизни двум людям. В общем она воплощала все то, о чем я и думал во время постройки. Был у нее один минус, остойчивость, сделал ее слишком узкой и она просила постоянного внимания во время управления, парус в руке, руль в руке.


    Затеял я постройку катамарана, маленького и легенького (4х2м), в идеале разборного. На фанерных поплавках и с небольшим парусом, задачи те же. Вроде все просто, но уперся в проект, уперся так, что потерялся в информации..
    Начиная с необходимости регистрации и заканчивая самим проектом.

    Потому вопрос:
    На какой проект обратить внимание? Может кому попадались подобные, а может кто-то и строил таких малышей

    #2 Якорь

  • Капитан
  • 2 498 сообщений
    • Из: Ульяновск

    Тут есть коллега Димон-Димон с большим опытом, обратись к нему, думаю поможет.

    А если нужен проект маленького КРЕЙСЕРСКОГО каютного катамарана — катамаран PIOJOSO самое то 4.85Х3.3м.

    Прикрепленные изображения

    #3 Materukhin

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 106 сообщений
    • Из: Yekaterinburg
    • Судно: Ducky 15
    • Название: Windjammer
    Читайте также:  Обшивка балкона чем лучше своими руками

    По обводам очень напоминает вариацию Януса от Ричарда Вудса. только с увеличенными объемами кают.

    #4 aleks-sail

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 272 сообщений
    • Из: Волгодонск

    #5 Якорь

  • Капитан
  • 2 498 сообщений
    • Из: Ульяновск

    По обводам очень напоминает.

    Какие там обводы! Корпуса обычные плоскодонки типа дори, фанерные балки и съемный кокпит, всё разборное, весь катамаран собирается на веревочных скрутках. Проще не придумаешь. На ютубе есть ролики про него. Есть чертежи (давно где то скачал, не помню), кому интересно выложу. Одно время собирался строить его, даже склеил бумажную модель, но на сподобилось.

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал Якорь: 01 февраля 2019 — 07:48

    #6 abrasha

  • Капитан
  • 1 654 сообщений
    • Из: Северо — Запад
    • Судно: МЛ- 5,6 м , швертбот
    • Название: Зенит

    Меня мучает примерно такой же вопрос — переход от моно до » многохула » .

    Решил увеличить плошадь парусности на швертботе , но откренивать уже неохота , а скорости под парусом хочется всё же.

    Пы. Сы . Длину менее 5 метров рассматривать не сОит всё же ( » я так думаю » ).

    Сообщение отредактировал abrasha: 01 февраля 2019 — 19:33

    #7 свободник

  • Капитан
  • 1 790 сообщений
    • Из: село Пивань
    • Судно: катамаран
    • Название: Тэмтигэ

    Затеял я постройку катамарана, маленького и легенького (4х2м), в идеале разборного. На какой проект обратить внимание?

    Длину менее 5 метров рассматривать не сОит всё же ( » я так думаю » ).

    Сообщение отредактировал свободник: 01 февраля 2019 — 20:26

    #8 rn6lek

  • Мастер
  • 8 646 сообщений
    • Из: Цимлянск
    • Судно: Яхточка и другие
    • Название: Бобр 2

    Несколько лет назад, строил я в хрущевке лодку (с помощью вашего форума, за что вам огромное спасибо), но пришло время просить помощи снова.

    Яхту свою строил «на глаз», особо никаких расчетов не производилось, парус был сшит наугад и мачта поставлена так же, но судно свою задачу выполнило с лихвой. Живу на реке, чтобы подниматься вверх по течению было достаточно ветра в три метра, грузоподъемности хватало на неделю автономной жизни двум людям. В общем она воплощала все то, о чем я и думал во время постройки. Был у нее один минус, остойчивость, сделал ее слишком узкой и она просила постоянного внимания во время управления, парус в руке, руль в руке.


    Затеял я постройку катамарана, маленького и легенького (4х2м), в идеале разборного. На фанерных поплавках и с небольшим парусом, задачи те же. Вроде все просто, но уперся в проект, уперся так, что потерялся в информации..
    Начиная с необходимости регистрации и заканчивая самим проектом.

    Потому вопрос:
    На какой проект обратить внимание? Может кому попадались подобные, а может кто-то и строил таких малышей

    Берите за образец тримаран «Янтарь». Он отвечает всем Вашим требованиям. Две секции по 244см, а если доступен формат фанеры 3метра на полтора то и все 6 метров самое то. Раз некоторый опыт есть можно и парусов добавить, на «Я» 7 метров «Лучёвский» парус. Вам можно и 10 добавив стаксель.

    И согласен с коллегой длинна желательно не менее 5 метров, иначе это. плот. Хотя и на плоту то же.

    И строить будет проще в квартире всё-таки не 4 метра.

    Источник

    Оцените статью
    Своими руками