Парусное вооружение для надувного катамарана своими руками

Парусное вооружение для катамаранов

Существенно расширяет географию походов.

Комбинируйте туристические маршруты по вашему желанию.

Подходит ко всем сплавным катамаранам.

Легко устанавливается в походных условиях.

Доработка катамарана не требуется.
Бермудские паруса позволяют ходить в лавировку против ветра.

Для сплава по бурным рекам большинство туристов предпочитает катамараны . Они м аневренны е и остойчивые на порогах , а также достаточно грузоподъемны е для длительных автономных походов. На них сплавляются по красивейши м и сложны м рекам Карелии, Алтая , Урала, Кавказа , Саян. Однако, множество интересных водных маршрутов, преимущественно карельских , имеют комбинированный характер : река чередуется озерами, впадает в водохранилище, море . Как только сплавно й катамаран поки дает свою стихию – быструю реку — он теряет все свои преимущества , оказывается во власти ветра, движение вперед становится очень трудоемким , скучным , а иногда и невозможным занятием. Для таких случаев туристы, в зависимости от своих предпочтений, выбирают или мотор или парусное вооружение.

Для установки мотора потребуется транец, а также руль, если мотор не имеет поворотного механизма.

Если катамаран имеет большую «паразитную парусность» (т.е. боковой ветер его легко сбивает с курса), что часто проявляется на катамаранах с гондолами большого диаметра (60-70см), то можно дополнительно оборудовать катамаран швертом.

Парусное вооружение привлекает простот ой конструкции , ремонтопригодность ю в походных условиях, отсутствием потребности в топливе, бесшумность ю , экологичность ю и, конечно же ни с чем не сравнимы м дух ом путешествия в гармонии со стихией.

На с плавн ых катамаран ах изначально не предусмотрена возможность установки парусного вооружения. От чисто парусного катамарана его отличает гораздо менее жесткая и узкая рама, больший диаметр гондол, отсутствие киля и штевня, а также крепежей, позволяющих установить основные элементы парусного вооружения: мачту, шверт, руль.

Наиболее заманчивой выглядит идея сделать из сплавного катамарана универсальное судно, на котором можно сплавляться как по бурным рекам, так и ходить под парусом по открытым просторам. Парусное вооружение такого катамарана должно быть полностью разборным, чтобы на речном участке маршрута его можно было упаковать в чехол и компактно разместить на палубе, а при выходе на открытую воду – быстро поставить и поднять паруса, не разбирая и не разгружая катамаран.

Это позволит существенно расширить географию походов и комфортно сочетать в одном походе различные участки: реку, озера, море.

Мы задались такой целью и в итоге разработали, изготовили и опробовали в многочисленных походах универсальное парусное вооружение для катамаранов.

Подробнее о его основных элементах:

Тип парусов – бермудский. Он позволяет ходить как полными (попутными) курсами так и под острым углом к ветру (лавировать против ветра). Он прост в установке и в управлении. Парусное вооружение с остоит из двух парусов: грота (позади мачты) и стакселя (перед мачтой).

Парус грот передн им краем (передней шкаториной) крепится к мачте (сегарсами или карманом) , а нижней шкаториной к гику (за два угла) . Он прост в управлении даже для малоопытного экипажа.

Парус стаксель требует больших навыков и некоторого опыта в управлении. Оптимально применять грот и стаксель совместно , особенно на острых курсах , но каждый из парусов можно использовать и по отдельности.

Так как рама сплавного катамарана не обладает достаточной жесткостью, то раскрепить мачту только вантами и штагами, как на парусных катамаранах, не получится. Во-первых, рама будет прогибаться, ванты провисать, а мачта свободно раскачиваться. Во-вторых, давление основания мачты на раму будет слишком сильным и может при порывах ветра проломить поперечную балку (бимс) рамы.

Наиболее простым и надежным вариантом является установка мачты на жестких опорах, которые распределяют давление мачты на раму катамарана и переносят его ближе к гондолам, где жесткость рамы больше за счет стрингеров и давления воздуха в гондолах.

Такую конструкцию можно дополнить вантами и штагом для большей устойчивости верхней части мачты (топа), что позволит сохранить оптимальную форму паруса.

Степс можно установить на бимс катамарана или на центральный стрингер. Во втором случае, мачту можно будет смещать вдоль судна для поиска наиболее оптимального положение мачты.

Центральный стрингер можно закрепить на бимсах катамарана при помощи специальных хомутов.

Если катамаран имеет плоскую, жесткую, прочную, надежно закрепленную палубу, то на нее можно установить степс с плоским основанием.

Шверт необходим для сопротивления дрейфу, особенно при боковом ветре (галфвинде) и при лавировках против ветра (при бейдевинде). При попутном ветре (фордевинде) шверт обычно поднимают, так как он в таких случаях не работает.

На лодках часто используют швертовой колодец с опускаемым в него пером шверта, но на катамаране подобное сооружение выглядит слишком громоздким и неудобным, к тому же, в швертовом колодце перо шверта не имеет возможности подняться при налете на препятствие и поэтому в таких случаях вероятны поломки. Также, в швертовом колодце остаются небольшие зазоры между пером шверта и краями колодца, что приводит к биению шверта о края колодца, его постепенному износу и, в итоге, к поломке.

На катамаранах шверт можно раскрепить на тросах. Такой шверт можно сделать подъемным и откидным. Недостатки такого крепления: сложно настроить вертикальное положение шверта и вероятны вибрации шверта при движении.

Для катамарана наиболее оптимальным является крепление шверта к бимсу. Так, давление на перо шверта распределяется на участок бимса, шверт имеет возможность самостоятельно откидываться при ударе о препятствие, а перо шверта жестко зафиксировано на креплении, так что люфты, практически, отсутствуют, что значительно сокращает риск поломок.

Глубину погружения шверта можно регулировать, что удобно на мелководье.

Для наибольшей эффективности рекомендуется применять перо шверта, имеющее специальный крыловидный профиль (более толстый по передней кромке и сужающийся — к задней).

Такие, как правило, изготавливают из листового дюраля с внутренними лонжеронами, композитных материалов (стеклопластика, углепластика и т.п.), дерева. Более простой вариант – плоское перо шверта из водостойкой фанеры.

Руль можно установить на центральный стрингер катамарана. Это позволяет вынести руль на некоторое расстояние в сторону кормы, что повышает его эффективность.

Руль также можно установить на кормовой бимс катамарана, если он находится достаточно близко к корме (как правило, на 4-6 местных катамаранах).

Для обоих случаев мы реализовали крепления, в которых перо руля жестко зафиксировано в рулевом механизме, что позволяет избежать лишних люфтов, биений пера о крепление и, соответственно, поломок пера. При налете на препятствие перо откидывается назад и затем возвращается в рабочее положение за счет оттяжки.

Более простой вариант – применение весла в качестве руля. Такой вариант хорош дешевизной, компактностью, малым весом, универсальностью (весло можно использовать также и для гребли, в том числе сделать распашные весла).

Однако, такой руль подойдет только при небольшой площади парусов (примерно, до 6м2) и для относительно коротких дистанций, так как усилие на рулевом весле будет постоянно большим, что некомфортно при длительных переходах.

  • Совместное размещение мотора и парусного вооружения

На катамаране можно установить одновременно парусное вооружение и мотор. Мотор лучше установить по центру кормового бимса катамарана (так вектор тяги мотора будет расположен вдоль оси катамарана), а руль можно сместить в сторону или установить двойной руль.

В нашем парусном вооружении центральный стрингер (на котором располагаются степс мачты и стопора шкотов парусов) и транец совместимы между собой.

Источник

Парусное и гребное оснащение туристического катамарана.

#1 CenterRime

  • Основной экипаж
  • 14 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: катамаран
    • Название: Орион-2

    Отчет о постановке парусного и гребного снаряжения на катамаран Рафтмастер КН-3

    Катамаран назвали Орион-2 в честь надувной спасательной шлюпки Орион еще советских времен.

    На катамаран поставили дополнительное снаряжение

    1. Распашные весла и банку для академической гребли.

    3. Двойную мачту и парус — крабовая клешня (проа)

    4. Трехместную палатку.

    За сезон 2018 года катамаран прошел около 600 километров по рекам Ресета, Жиздра и Ока

    Из них под парусом около 100 км.

    Сшили пробный парус 6м2 из советской бязи 90гр./м с пропиткой разведенным 1/2 акриловым лаком.

    Конструкция паруса взята из описаний проекта паруса «клешня краба» уважаемого https://forum.katera. r/11449-utliuk/

    Парус прошел по Оке около 100 километров, из них при боковом ветре — около 30км и галсами при встречном около 15км.

    При умеренном ветре полная нагрузка на парус около 40 киллограмм, однако при порывах может доходить до 150.

    В шквальный ветер попали один раз, поставили парус горизонтально. Это позволило не убирать парус при относительно непродолжительном шквальном ветре.

    Акриловый лак уменьшил продуваемость примерно в два раза, сезон под умеренными дождями отходил без заметного увеличения продуваемости.

    Конструкция паруса по сравнению с прямым парусом дала выигрыш примерно в два раза при боковом ветре и позволила под веслами ходить галсами при встречном ветре под углами примерно 45 градусов.

    При сильном попутном ветре больше 15м/с парус можно ставить в более нейтральное горизонтальное положение. Однако при боковом шквальном ветре в более горизонтальном положении паруса сильно ухудшается соотношение лобового ветрового сопротивления и площади паруса. Поэтому в шквальный ветер отсиживались у берега

    Поскольку наша задача была оснастить парусом именно туристический катамаран, то с условием значительного лобового ветрового сопротивления (палатка и снаряжение) такой результат позволил пройти под парусом около трети маршрута по Оке.

    Ветровую нагрузку и тягу паруса и весел проверяли так:

    Сначала привязали катамаран к электронным рычажным весам и померяли полную гребную тягу. Получилось около 50 килограмм на короткое время (минута). Затем проверили можно ли перегрести попутный ветер при полной тяге паруса. Получилось что при умеренно сильном ветре уже не выгребаешь.

    На шквалистом ветре один раз попали на полную тягу паруса при боковом ветре. Один баллон вышел из воды. Если прикинуть необходимую силу приложенную к верхушке короткой двухметровой мачты и вес катамарана в 350кг получается примерно 150 кг.

    При ветре 25м/с расчетная ветровая нагрузка на прямоугольник 6м2 около 220 кг.

    От всей души благодарю всех участников форума за ценные советы и опыт.

    Источник

    Читайте также:  Корпуса для подшипников своими руками
    Оцените статью
    Своими руками