Парус оптимист своими руками

Парус оптимист своими руками

В мастерской появилась стопа фанеры, у стенки вырос аккуратный штабель досок и реек. Весь инструмент был подправлен, заточен и опробован, подобран крепеж, заготовлен клей.

И вот, в условленный день и час, Жорес Иванович пришел со свертком чертежей и повесил над верстаком красивую картинку с изображением маленького парусника.

— Начнем, сегодня же начнем! — ответил он на вопросы ребят. — Но прежде я вам расскажу об этом замечательном парусном судне, которое мы будем строить. Не смотрите, что. это — неказистая, плоскодонная лодочка, на первый взгляд, напоминающая ящик. Этот одноместный швертбот, можно сказать, покорил весь мир! Тысячи таких парусников плавают всюду, где есть мало-мальски открытая ветру вода. Во всех концах света ребята, мечтающие стать яхтсменами, моряками, корабелами, начинают с «Оптимиста». Ни одна из самых красивых яхт не может похвастать такой популярностью.

Устройство швертбота «Оптимист». На парусе нашиты эмблема класса — буквы «О» («Оптимист») и «I» («Интернэшнл» — международный) и знак принадлежности к спортивному флоту нашей страны.
1 — киль; 2 — днищевой стрингер; 3 — рамка (обвязка) транца; 4 — скуловой стрингер; 5 — шверт; 6 — гика-шкот; 7 — наружная обшивка, фанера 6 мм; 8 — буртик; 9 — регулируемый степс мачты; 10 — подмачтовый бимс; 11 — подмачтовая банка; 12 — носовая горизонтальная кница; 13 — носовой транец; 14 — носовой конец — фалинь; хлопчатобумажный линь Ø 8-10 мм, длина 2 м; 15 — мачта; 16 — гик; 17 — сегарсы (слаблинь); 18 — шпринтов; 19 — парус; 20 — флажок — вымпел; 21 — лата; 22 — швертовый колодец; 23 — шпангоут; 24 — привальный брус; 25 — кормовая горизонтальная кница; 26 — транец; 27 — рулевое устройство; 28 — блок аварийной плавучести из пенопласта; 29 — ножной ремень для откренивания; хлопчатобумажная или капроновая полоса шириной 35 — 50 мм.

Основные данные швертбота «Оптимист»

Длина корпуса наибольшая, м 2,30
Ширина корпуса наибольшая, м 1,13
Высота борта в средней части, м 0,36
Осадка корпуса, м 0,08
Осадка с опущенным швертом, м 0,75
Масса (вес) корпуса, кг 35
Площадь паруса, м 2 3,7

Первую лодочку этого типа — тогда она еще не называлась «Оптимистом» — построил для своего сынишки яхтенный конструктор Кларк Миллз. Было это в конце 50-х годов во Флориде — курорте на юге США. Лодочка была тогда вооружена шлюпом — вы уже знаете, что это такое, и служила хорошим пляжным развлечением. Она была очень проста по конструкции, поэтому примеру Миллза последовали другие родители, а затем лодку начали строить и сами ребята. Так во Флориде появились первые несколько десятков швертботов — ящичков.

Потом, в 1961 г., кто — то привез одну такую лодку в Данию. Здесь она, как говорят, получила второе рождение. Ее оснастили гораздо более простым вариантом парусного вооружения: четырехугольным парусом с распоркой — шпринтовом, снабдили запасом плавучести (это были надувные емкости, которые привязывали к бортам внутри лодки). Словом, сделали судно более надежным и безопасным для плавания в суровых условиях европейского севера. Тогда же и решили широко использовать эту лодку как для начального обучения детей в возрасте от 7 до 14 лет плаванию под парусами, так и для проведения соревнований.

Надо было, чтобы лодки, построенные в разных местах и разными людьми (добавим еще — разного возраста), обладали по возможности одинаковыми ходовыми качествами: ведь иначе соревноваться нельзя! Пришлось разработать особые правила их постройки, установив довольно строгие допуски на размеры корпуса и паруса. Так «Оптимист» стал классом-монотипом. Это значит, что все лодки этого класса строятся по одинаковым чертежам и из одинаковых материалов, имеют одинаковые размеры и вес. Вот почему и от нас с вами потребуется особая точность: никаких отступлений от чертежа!

Была создана Международная ассоциация класса «Оптимист», которая стала регистрировать все швертботы этого класса, построенные в разных странах, следить за соблюдением правил и обновлять их — регулировать техническое развитие класса, а главное — организовывать соревнования. В 1965 г. ассоциация зарегистрировала уже 17 000 «Оптимистов»! Прошло еще семь лет — и Международный союз парусных гонок официально признал «Оптимист» в качестве международного детского класса швертбота — одиночки, рассчитанного на управление одним человеком. Таким образом, «Оптимист» имеет ныне такие же права в парусном спорте, как, скажем, заслуженные ветераны Олимпиад — «звездник» или «Финн».

Читайте также:  Мониторная акустика своими руками

С тех пор началось дальнейшее бурное развитие класса. «Оптимисты» стали строить в далекой Австралии, на островах Новой Зеландии, в Японии и т. д. и т. п. Стали проводиться чемпионаты континентов и мира.

Не миновали «Оптимист» и новинки яхтостроения. С 1970 г. ассоциация класса разрешила постройку корпусов из стеклопластика, а затем и применение рангоута из алюминиевых труб. Из таких новых материалов было проще наладить массовый выпуск лодок на верфях, поэтому число «Оптимистов» стало расти еще быстрее и к началу 1979 г. достигло 120 тысяч!

У нас в стране первые «Оптимисты» были построены в 1963 г. Затем Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения не только освоила выпуск таких швертботов, но и стала делать комплекты заготовок для их самостоятельной сборки на местах. Немало лодок построено и самими ребятами в детско-юношеских спортивных парусных школах, яхт — клубах, морских кружках и пионерских лагерях. В этом классе ежегодно проводится чемпионат СССР, в котором участвуют юные

яхтсмены практически из всех союзных республик. Так, могу вам сказать, что в минувшем спортивном сезоне 1980 года выиграл чемпионат страны — стал чемпионом СССР в классе «Оптимист» четырнадцатилетний Борис Аношкин из далекого и совсем не морского города Омска. Множество соревнований проводится в этом классе и на местах: ведь там, где есть четыре — пять «Оптимистов», уже можно устраивать гонки! А во время весенних всесоюзных соревнований в Севастополе одновременно принимают старт по 100 — 110 «Оптимистов». Это, пожалуй, одна из самых представительных — по числу судов — участников — парусных встреч. Вы, наверное, смотрели по телевидению торжественную церемонию закрытия парусной регаты XXII Олимпиады. Помните, как в море пошло множество маленьких яхт. Это тоже были точно такие же «Оптимисты», как изображенный на этой картинке.

Источник

Парус оптимист своими руками

А. В. Тетсман
Журнал КиЯ №4 1965г

Кто из мальчиков не смотрел с восторгом на скользящие по воде яхты, кто из них не мечтал сам сесть за руль белокрылого судна? К сожалению, это удается не всем желающим; мало еще у нас юношеских спортивных парусных коллективов, не везде есть подходящие суда, на которых подростки могли бы учиться ходить под парусом. Именно поэтому заслуживают особого внимания конструкции простых и дешевых швертботов, которые легко могут быть построены самими ребятами в кружках при школах, домах пионеров и тем более — яхт-клубах.

Одним из таких швертботов является «Оптимист», получивший признание во многих странах Европы. Общее число построенных швертботов этого класса превышает 10 тысяч.

Швертбот предназначается для обучения управлению парусным судном подростков в возрасте от 8 до 14 лет и рассчитан на плавания по внутренним водоемам (реки, озера), а также в закрытых от волнения прибрежных морских районах. Разумеется, «Оптимист» может быть использован и взрослыми спортсменами, например, в качестве тузика для крупной яхты, а также для рыбной ловли и охоты.

Там, где будет построено несколько таких швертботов, можно проводить соревнования, которые по остроте спортивной борьбы за первенство не уступят гонкам знаменитых
«пятерок».

«Оптимист» является монотипом, т. е. все суда этого типа строятся по одному чертежу с соблюдением определенных ограничений и допусков. Если эти ограничения и допуски не соблюдены, швертбот не может быть обмерен и не будет допущен к соревнованиям.

Такими строго регламентируемыми размерами (мм) корпуса являются:

Расстояние от транца до центра пяртнерса

Расстояние от транца до швертового колодца

Длина по днищу, измеряемая по кривой киля

Высота форшпигеля (носового транца)

Максимальная высота от нижней кромки киля до линии, соединяющей верхние точки форшпигеля и транца

Ширина на уровне верхних кромок привальных брусьев на транце

Ширина на уровне верхних кромок привальных брусьев на форшпигеле

Ширина на уровне верхних кромок привальных брусьев наибольшая

Ширина по скуле на транце

Ширина по скуле на форшпигеле

Ширина по скуле наибольшая

Вес корпуса швертбота

Читайте также:  Коробка с гелевыми шариками внутри своими руками

Размеры паруса и положение марок на рангоуте, показанные на чертеже, являются максимальными и не могут быть превышены.

Площадь паруса — 3,70 м2.

Обводы и конструкция корпуса очень просты, благодаря чему за постройку «Оптимиста» могут браться даже малоопытные строители. Днище и борта швертбота имеют кривизну только в одном направлении, что позволяет применить для изготовления наружной обшивки фанеру. Палубы нет.

Кроме транца и форшпигеля, имеется только один шпангоут. Продольный набор составляют киль, скуловые и днищевые стрингеры и привальные брусья.

Пяртнерс мачты прорезается в носовой поперечной банке, которая крепится к привальным брусьям. Крепление банки усилено кницами, соединяющими ее с бортами. Кницами же усилены соединения транца и форшпигеля с привальными брусьями.

Размеры и количество деталей, а также их материал указаны в спецификации.
«Оптимист», построенный по указанным размерам, будет удовлетворять ограничениям класса и сможет участвовать в соревнованиях.

Сборку корпуса следует начинать со сборки шпангоута, форшпигеля и транца. Для крепления к стапелю топтимберсы этих деталей делаются длиннее. После установки привальных брусьев, стрингеров и обшивки, топтимберсы отпиливаются по кромке привального бруса. Такой способ постройки наиболее прост и не требует дополнительного материала на раскрепление шпангоутов. Необходимость в изготовлении стапеля может отпасть, если можно закрепить набор непосредственно на ровном полу.

Швертбот оборудуется рулевым устройством и швертом кинжального типа, вставляющимся в швертовый колодец. На внутренней стороне привальных брусьев крепятся подуключины для гребли веслами, которые должны быть предусмотрены в снабжении швертбота.

Мачта, гафель и гик имеют круглое сечение и могут быть сделаны как из цельного дерева, так и клееными. Прочность мачты рассчитана таким образом, чтобы при шквале швертбот с матросом, сидящим на борту, не переворачивался, а происходила бы поломка мачты. Степс мачты закрепляется на киле. Мачта устанавливается без стоячего такелажа.

Гик упирается в мачту «усами», охватывающими ее полукольцом. Гафель крепится к мачте специальным штертом.



Конструктивные чертежи и схема сборки корпуса на стапеле:

а—продольный разрез корпуса на стапеле; б — план корпуса (вид сверху на готовый корпус); в — вид корпуса вверх дном на стапеле; г, д, е — поперечные сечения корпуса на стапеле; ж — сечение по мачтовой банке
Спецификацию деталей см. в таблице на стр. 152.

Парус, пошитый в соответствии с чертежом, при постановке пришнуровывают слаблинем к мачте и гику. Для прохода слаблиня через паруса вдоль передней и нижней шкаторин с шагом 150—200 мм обметывают отверстия — люверсы.

Управление парусом осуществляется гика-шкотом, прикрепленным одним концом к гику. Ходовой конец гика-шкота проходит через блок, закрепленный на киле.

Транец швертбота может быть подкреплен для установки подвесного мотора мощностью 1,5—5 л. с.

Наружную поверхность корпуса, руля и шверта грунтуют горячей смесью скипидара и олифы в соотношении 1 : 2 один раз, шпаклюют и окрашивают пентафталевыми эмалями за 2—3 раза. После нанесения первого и второго слоя краски, а также после шпаклевки поверхности шлифуют шкуркой. Пентафталевую эмаль можно заменить другими водостойкими красками.

Основные материалы, необходимые для постройки швертбота:
Фанера водостойкая d = 6 мм — 3 листа
Пиломатериалы хвойных пород — 0,1 м3
Шурупы и гвозди оцинкованные — около 1 кг
Ткань АМ-100 или другая весом около 150 г/м2 — 4 пог. м
Краска и олифа — по 1 кг.

Источник

ШВЕРТБОТ

«Оптимист» (рис. 1) настолько мал, что его можно построить у себя в комнате, а хранить — подвесив к потолку в коридоре, в гараже или в небольшом сарайчике.

«Оптимист» — судно-монотип. Это значит, что все суда этого класса строятся строго по одному чертежу, с соблюдением определенных ограничений. Поэтому каждый размер корпуса дан с допуском.

Рис. 1. Швертбот «Оптимист» в сборе.

«Оптимист» очень прост по конструкции, а стоимость материалов для его постройки не превышает 25 рублей. Если же использовать отходы производства, тарную дощечку и другие некондиционные материалы, эта сумма уменьшится вдвое.

Для постройки корпуса требуются следующие материалы:

Фанера водостойкая 3 листа 1525х1325

Пиломатериалы около 0,1 м 2

Шурупы и гвозди оцинкованные 1 кг

Ткань для паруса (AM-100 или плащ-палатка) 4 пог. м

Краска и олифа по 1 кг

ВОТ ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СУДНА (В ММ):

Длина наибольшая 2300±15
Длина по днищу, измеряемая по кривой киля 2165±15
Расстояние от транца до центра пяртнерса мачты 2000±15
Расстояние от транца до швертового колодца 1990±15
Высота заднего транца 320± 5
Высота переднего транца 340± 5
Высота от нижней кромки киля до линии, соединяющей верхние точки переднего и заднего транца 416± 5
Ширина на уровне верхних кромок привальных брусьев:
на заднем транце 970±15
на переднем транце 566±15
наибольшая 1130±15
Ширина по скуле:
на заднем транце 860 ± 15
на переднем транце 480±15
наибольшая 1026 ±15
Площадь паруса 3,7 м 2
Вес корпуса около 30 кг
Читайте также:  Одежда для кукол своими руками выкройки тильда

Прежде чем приступать к постройке «Оптимиста», внимательно изучите чертежи и рисунки. Очень полезно сначала изготовить модель в масштабе 1:5 с набором из деревянных реек и обшивкой из тонкого картона.

Работа начинается с изготовления шпангоутных рамок (рис. 2). Их всего три: центральная (мидельшпангоут), передний и задний транцы. Для удобства их бортовые ветви делаются более длинными; концы прикрепляются к полу или стапелю, а после того как обшивка корпуса будет закончена, отрезаются. Шпангоутные рамки лучше всего собирать прямо на чертеже, сделанном в натуральную величину на фанере или картоне. Такой чертеж называется плазом.

Pис. 2. Конструкция шпангоутных рамок и корпуса швертбота «Оптимист».

Собрав рамки и проверив соответствие чертежу, устанавливают их, как показано на рисунке 2, и начинают врезку продольных элементов набора – киля и стрингеров. Врезка заключается в малковке набора, то есть подгонке углов шпангоутных рамок под линию чертежа. Когда малковка закончена, киль и стрингеры приклеиваются казеиновым или смоляным клеем на свои места и крепятся шурупами.

Перед тем как начать обшивку готового каркаса фанерой, тщательно проверяют ее прилегание к шпангоутам и стрингерам; если фанера прилегает неплотно, надо подстрогать выпуклости или подклеить кусочками дерева впадины и только после этого крепить фанерную обшивку. Лучше всего использовать для этого водостойкий клей. К стрингерам фанера крепится гвоздями «взагиб», к шпангоутным рамкам — шурупами с шагом 25— 35 мм. Сначала обшивают борта, а затем, тщательно отстрогав кромки фанеры на скуловых стрингерах, — дно. Стыки фанеры на скуле и транцах полезно оклеить ленточками стеклоткани на эпоксидной смоле или обычным полотном на нитролаке.

Особенно тщательно должен быть собран и склеен швертовый колодец (рис. 3, позиция Б). Если эту работу сделать небрежно, он будет пропускать воду, а вычерпывать ее ковшиком — удовольствие небольшое. Не менее тщательно следует установить переднюю банку, на которой крепится мачта (рис. 3, позиция В). Степс мачты (гнездо для нижнего ее конца) изготовляется из дуба и привертывается шурупами к килю под передней банкой. Мачта «Оптимиста» рассчитана на прочность так, что при внезапном шквале она ломается, зато швертбот не переворачивается. Поэтому мачта не имеет стоячего такелажа. Гик упирается в нее «усами», охватывающими ее полукольцом, и крепится швертом. Так же крепится к мачте и шпринтов (диагональная распорка паруса). Мачта, гик и шпринтов изготовляются из сухой прямослойной сосны, не имеющей сучков и трещин. Они могут быть сделаны как из цельного дерева, так и клееными.

Рис. 3. А — размеры паруса, Б — поперечный разрез по швертовому колодцу, В — поперечный разрез по банке.

Парус шьется в соответствии с чертежом (рис. 3, позиция А и рис. 1). Лучше, если он будет иметь небольшую выпуклость; это сделать довольно трудно, особенно неискушенному в парусных делах человеку; поэтому рекомендуем посоветоваться со специалистом. Перед пошивом ткань необходимо два раза вымочить в горячей воде, чтобы она получила усадку, иначе после первого же дождя парус будет безнадежно деформирован. То же самое относится и к ниткам.

Рис. 4. Рангоут швертбота «Оптимист». Рис. 5. Весло (А), румпель (Б) и гребок (В) швертбота «Оптимист».

Наружную поверхность корпуса, шверта, руля, а также швертовый колодец надо тщательно покрыть грунтом № 138 или смесью олифы, скипидара и свинцовых белил в пропорции 1:2:0,5; после этого высушить, ошпаклевать и окрасить в желаемый цвет два раза масляными или пентафталевыми красками. Нитрокрасками можно красить только по нитрогрунту и нитрошпаклевке. Изнутри корпус два раза покрывается горячей олифой и масляным водостойким лаком.

Швертботы «Оптимист» несут на парусе знак «0» черного цвета и порядковый номер своего клуба; высота знаков — 250 мм; расположение показано на рисунке 1.

Источник

Оцените статью
Своими руками