Парашют для квока своими руками
Основные требования, предъявляемые к современному квоку, следующие:
— не зависимо от материала, из которого изготовлен инструмент, он должен быть легким и удобным;
— не зависимо, какую форму имеет пятачок квока — выпуклую, вогнутую или плоскую, он должен производить чистый и громкий звук (напоминающий звук издаваемый пробкой при открывании бутылки хорошего вина);
— издаваемые квоком посторонние звуки, а также брызги при квоченьи — должны быть минимальны;
— при падении в воду, квок не должен тонуть;
— при случайных ударах о борт лодки, пятачок квока не должен разрушаться.
Механизм возникновения звука довольно сложен, основную роль здесь играет гидродинамический процесс, называемый кавитацией. Она заключается в том, что при определенных условиях при обтекании потоком жидкости плохообтекаемых тел жидкость от них отрывается, и в ней возникают полости, заполненные газом (воздухом), — каверны. Аналогичная ситуация происходит и с пятачком квока. Когда он выходит из воды, каверна сообщается с атмосферой и схлопывается, возбуждая в воздухе и воде сильную акустическую волну. В тихую погоду звук квока слышен по воде на несколько километров.
Описанный эффект наблюдается не при любом движении квока. Здесь необходима специальная техника, которая описана в следующем разделе. Пожалуй, самое сложное в ловле не квок — научиться стучать. Одно можно сказать с уверенностью, что, потренировавшись несколько раз в ванной и после этого выехав на рыбалку, сомов ловят даже начинающие! (Конечно, при условии, что в водоеме все-таки есть рыба, и вы не перепутали ванную с рекой!)
СНАСТЬ Сом мощная и очень сильная рыба. То, что он попался на ваш крючок, еще ничего не значит. Вам еще предстоит его утомить, подвести к лодке или берегу и, взяв рыбу, посадить ее на кукан. Любые ошибки, допущенные вами в этом процессе, чаще всего обернуться в пользу рыбы. Крупный сом очень силен, он может несколько часов испытывать вас на выносливость, как моральную, так и физическую. Поэтому главным вашим помощником должна быть крепкая и надежная снасть.
Это может быть мощное удилище длиной 1-2 метра, предназначенные для ловли крупной рыбы, с надежной мультипликаторной катушкой для морской ловли. На катушку наматывается 50-60 метров лески диаметром 0,7-0,9 мм. Груз весом 100-150 г выбирают исходя из скорости течения реки. Он должен быть таким, чтобы наживка находилась почти под лодкой, то есть в эпицентре звуковых колебаний производимых квоком. В конце снасти привязывается большой и острый крючок.
Вопреки всем рыболовным новшествам при ловле крупных сомов мы пользуемся самой простой, но очень надежной снастью, которую профессиональные сомятники используют много веков. В собранном виде снасть представля-ет собой шнур, к которому может крепиться квок, грузило и поводок с мощным крючком.
Жесткий нерастяжимый капроновый шнур длиной 50 м и диаметром 4-5 мм наматы-вается на мотовило восьмеркой. Этот способ наматывания всевозможных ле-сок и шнуров наиболее удобен и основное его преимущество заключается в том, что леска или шнур не закручивается. Если наматывать ее обычным способом, то при каждом обороте вокруг мотовила она закручивается на один обо-рот вокруг оси. Здесь же намотка соверша-ется пол-оборота в одну, пол-оборота в дру-гую сторону, что предотвращает скручивание шнура. Кро-ме того, он очень легко и просто сматы-вается с мотовила. Это обстоятельство позволяет обходиться без катушки. Диаметр шнура определяется не прочностью (ее запас достаточно велик), а удобством удержа-ния его в руке. Жесткость шнура не позволяет ему запутываться во время ловли, а нерастяжимось позволяет при подсечке рыбы пробить крючком его костистую верхнюю челюсть. На свободном конце шнура крепится груз массой 150-200 г. Груз может иметь форму оливки и не должен перемещаться по шнуру, поэтому с двух сторон он фиксируется узлами. На конце шнура «восьмеркой» завязывается петля для крепления поводка. Можно завязать петлю, а затем узел обернуть полоской листового свинца шириной около 50-100 мм так, чтобы конец петли находился снаружи, а сам груз не двигался по шнуру. К этой петле прикрепляется поводок длиной 0,8-1,0 м. Его лучше сделать из лески диаметром 0,8-1,5 мм или из струны для теннисной ракетки. Поскольку у сома очень много острых зубов, леска о них легко царапает-ся, и надо постоянно и очень внимательно ее контролировать. Поводки из мягкого материала использовать нежелательно, потому что они часто запутываются вокруг груза либо в процессе ловли на них завязываются узлы существенно ослабляющие снасть.
Крючок нужен большой и надежный. Для ловли сомов до 20-40 кг мы используем крючки VMC Vanadium № 15/0, либо специальные самодельные крючки. Для более крупных экземп-ляров нужны более крупные и надежные крючки. Сом не боится круп-ных крючков, и поимка на них сомят весом 0,5-3 кг не редкость.
ЛОДКА Ловля сома на квок осуществляется с лодки. Лучшей мы считаем стандартную металлическую лодку с плоским дном — JON-BOAT (Казанка-6) длиной около 4 метров, оборудованную 10-20 сильным подвесным лодочным мотором. Высота борта такой лодки без проблем позволяет работать квоком. Устойчивость — вываживать сома любого веса, при этом уверенно чувствуя себя в лодке и контролируя ситуацию. В принципе можно использовать любую лодку с высотой борта не более 40-45 см, иначе вам будет неудобно квочить. Оптимальный вариант высоты борта, при котором удобно сидя под бортом и слегка наклонившись, вы можете достать рукой до воды.
Использование надувной лодки возможно, при соблюдении нескольких правил:
— не втягивать крупных сомов в лодку, т.к. своими острыми шипами на грудных плавниках сом не только может вас поранить, но и пробить ими борт;
— при использовании багра — багрить сома от борта лодки, а не к борту. Иначе сом увернется от багра и вы промахнувшись воткнете багор в борт;
— не подводить сома с торчащим из его головы острым жалом крючка к самому борту, иначе он пробьет крючком борт и намотает его вместе с вами себе на голову;
— постараться удержать втянутую в надувную лодку даже небольшую, но скользкую рыбу набросив на нее кусок грубой материи или мешковины. Иначе все вещи, что лежат у вас в лодке за считанные секунды вылетит за борт, а сам борт будет пропорот крючком или не вынутым из тела рыбы багром.
— в любом случае если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию и не можете справиться с рыбой — обрежьте шнур ножом, никакая рыба не стоит вашей жизни и здоровья.
Иногда профессиональные сомятники ловят сома даже с байдарок, но начинающим мы это делать не советуем — лодка должна быть надежной и устойчивой.
Дополнительное оборудование
Источник
Плавучий якорь для лодки
Применение плавучего якоря на рыбалке
Купить плавучий якорь для лодки и ловить себе спокойно хоть сомов на квок, хоть судака на джиг – вот такая вырисовывается стратегия при эксплуатации водного парашюта или плавучего якоря для лодки.
Изначально и в большей степени на морях роль водного плавучего якоря сводилась к уменьшению скорости дрейфа небольшого судна при отказе мотора, чтобы не потерять исходную точку, где произошла авария. Иначе может унести очень далеко в открытое море или просторы океана. В таком случае поиски пропавшего судна могут затянуться надолго. Почему бы не воспользоваться традиционным якорем, опустив его на дно? Сделать это не везде позволяют глубины и условия на воде. В сильный шторм стоящее на якорях судно может быть разбито или опрокинуто волнами. Кроме того, выставленный плавучий якорь держит маломерное судно, более крупный катер или буксир всегда против волны, двигаясь в дрейфе по ветру, но при постоянном торможении водным якорем, что выправляет ход лодки. При этом фал должен быть закреплён строго на носу судна, по центру. В случае наката большой волны только это нередко спасает судно от опрокидывания.
Для чего нужен плавучий якорь рыболовам? Рыболовы-сомятники, которые «квочат» этого сильного и крупного хищника на больших водоёмах, к примеру, на волжских просторах, вообще не могут обойтись без водного якоря в ветреную погоду, когда сильный порывистый ветер гонит плавсредство со скоростью моторной лодки в режиме троллинга. Установленный плавучий якорь под напором течения, которое движется навстречу ветру, удерживает лодку в нулевом скоростном режиме или движется намного медленнее и уже по курсу, который может контролировать рыболов. Обычно этот курс не меняется или меняется незаметно, разумеется, при установленном плавучем якоре. И тогда такой контролируемый дрейф может совершаться вдоль глубинной бровки, где обычно держится мощный усатый хищник. Именно плавучий якорь иногда становится условием успеха в ловле сома на квок, поскольку позволяет в ветреную погоду регулировать скорость, а значит, постоянно «держать под квоком» приманку. А движение вдоль бровки, иногда с трудом найденной, становится почти всегда успешной, по крайней мере, намного успешнее, чем при беспорядочном движении по воле ветра.
Купить плавучий якорь для лодки или сделать своими руками обязательно нужно и любителям спиннинговой ловли судака и окуня на волжских водохранилищах, где почти не бывает дней без ветра. Штилевая погода здесь – просто подарок для спиннингиста, которому в волну и ветер приходится то и дело опускать и доставать якорь со дна. Водный парашют решает эту проблему кардинально. Можно опустить его воду, дать выйти в заданный режим и забыть о транспортных проблемах, а сосредоточиться только на рыбалке.
Для чего нужен плавучий якорь рыболовам, которые ловят в отвес? Здесь уже точно не обойтись без водного парашюта. Представьте себе ситуацию. Рыболов сидит в лодке и то и дело поддёргивает кверху бортовую удочку или короткий спиннинг, а на шнуре или леске подвешена блесна или «кальмарчик» на джиговой головке. Приманка должна относительно ровно и монотонно совершать определённые движения по вертикальному маршруту, уходя в сторону только в регламенте заданной игры для блесны, если она является планирующей приманкой. Но при этом лодка под воздействием ветра движется довольно быстро. Скорость движения плоскодонной лодки ПВХ, скользящей по поверхности, может составлять 2,5-3 километра в час, даже если она просто дрейфует по ветру. И чем больше лодка и высота борта, тем больше её парусность. Какая уж тут может быть игра вертикальной блесны? Здесь сподручнее троллинговать. Но стоит только опустить в воду плавучий якорь, как скорость дрейфующей лодки снизится до более низких отметок или даже до цифры «0». Понятно, какой-то дрейф плавсредства должен быть. И обычно лодка движется. Здесь оказывают влияние течение и скорость ветра. Также увеличение или уменьшение скорости дрейфа маломерного судна достигается длиной фала-троса, на котором находится водный парашют. Кроме того, влияет на скорость и глубина погружения плавучего якоря. А это зависит от того, есть на поверхности якорный томбуй или нет. Если – есть, то глубина погружения плавучего якоря обычно фиксируется длиной троса – буйрепа. При отсутствии томбуя водный парашют может погрузиться глубже, особенно, если каркас его выполнен из массивного прутка. И самое значительное влияние на скорость дрейфующей лодки оказывает размер плавучего якоря. И это понятно. Чем больше площадь раскрытого в воде полотна парашюта, тем больше и его сопротивление.
Устройство водного парашюта для плавучего якоря
Купить плавучий якорь для лодки или сделать его самому – вопрос не такой уж принципиальный. Кому элементарно некогда возиться с изготовлением такого якоря, проще заказать его в интернет-магазине или дойти до магазина и приобрести плавучий якорь, если он имеется в продаже.
Любители повозиться с изготовлением снастей и снаряжения, а таких умельцев хватает, придумывают самодельный плавучий якорь самых разнообразных и причудливых конструкций. Казалось бы, что тут можно придумать? Ведь устройство плавучего якоря представляет собой конус из какого-либо прочного материала, находящегося на обруче, а также – прямоугольник на каркасе или просто на двух горизонтальных несущих, где нижней планкой будет металлический пруток, а верхней – деревянная планка-поплавок. Полотно фирменных плавучих якорей представляет собой армированный материал ПВХ. Часто плавучий якорь, купленный в магазине, сделан в виде конусообразного мешка без обруча со стропами, прикрепленными к петлям на конусе. И форму правильного конуса этот мешок принимает под сопротивлением и током воды в острой вершинке плавучего якоря.
Самым же простым водным парашютом можно назвать походную конструкцию, сделанную из того, что есть под рукой, к примеру, из двух мешков из-под картошки или из-под удобрений, сшитых между собой проволокой. Здесь концы фала просто привязываются к четырём углам этого импровизированного плавучего якоря. Также может быть использован и кусок брезента, полиэтилена или даже старая простынь. Но при изготовлении самодельного плавучего якоря из плотного материала надо помнить, что по центру изделия должно находиться небольшое отверстие для тока воды. В куполе такое отверстие находится в вершине якоря, а для плоского водного парашюта можно проделать отверстие в центре изделия. Мешок из рединки сам по себе пропускает воду и поэтому в данном самодельном водном парашюте не всегда требуется центральное отверстие.
Есть и простые виды плоских плавучих якорей, изготовленные заводским способом. Обычно это квадрат из нейлоновой ткани или подобного материала, по углам которого крепятся стропы. В центре также имеется отверстие, несмотря на то, что ткань не очень плотная и пропускает воду. Но отверстие в центре служит не только для пропуска воды, но и для стабильности якоря в движении по курсу маломерного судна. Поэтому ток воды по центру водного парашюта стабилизирует ход, как и у парашюта воздушного.
Некоторые находчивые капитаны и рыболовы используют в качестве плавучего якоря даже зонт, под которым обычно спасаются от дождя.
Для чего нужен плавучий якорь капитанам яхт и больших катеров? А точно для тех же целей, что и владельцам маломерных судов, но только размеры якорей могут заметно отличаться. Для небольших лодок достаточно купола диаметром 1-1,5 метра, а для крупных судов требуются уже купола в несколько метров. Все размеры для маломерных судов подбираются опытным путём, учитывая, что снос лодки по ветру всегда больше у плоскодонных конструкций, а это – бескилевые лодки ПВХ. Также опытным путём подбирается и длина троса-фала. Кому-то вполне достаточно, если плавучий якорь находится на расстоянии семи метров от лодки. Но некоторые сомятники, ловящие матёрого хищника на квок, утверждают, что наиболее оптимальная длина якорного троса – 15-20 метров. Каждый подбирает и находит параметры плавучего якоря под своё судно и конкретные условия рыбалки.
Для того чтобы поднять и подтянуть большой плавучий якорь требуется иногда много сил, поскольку нагрузка от сопротивления воды довольно большая. Поэтому иногда к вершине конуса или к томбую пристёгивают страховочный шнур. За него и вытягивают плавучий якорь, который разворачивается вершиной конуса к лодке и сразу теряет сопротивление воды. Этот шнур ещё называют вытяжным тросом.
Следует ещё остановиться на таком пункте, как позиционное расположение лодки по отношению к осевой линии её движения. А это нередко является важным фактором для удобства ловли и точного попадания по бровке звукового сигнала квока или для забросов спиннингом. И здесь влияние может оказывать несколько факторов. Во-первых, сколько рыболовов находится в лодке в данный момент. Во-вторых, как расположены они в лодке и груз снаряжения. Влияет и то, какого веса мотор и поднят ли он кверху. А регулировать нужное расположение лодки возможно только, найдя правильную точку крепления якорного троса на борту лодки.
Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!
Подписывайтесь на нас в социальных сетях — через них мы публикуем много интересной информации, фото и видео.
Популярные разделы сайта:
Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.
Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.
Насадки для рыбалки — подробно описываем живые, растительные, искусственные и необычные.
В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.
Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.
Источник