- Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для аутистов
- Что такое PECS
- Работа с карточками PECS
- С какого числа карточек PECS стоит начать?
- Как сделать карточки PECS своими руками
- Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?
- Папка для карточек пекс своими руками
- Papka dlya kartochek pecs svoimi rukami
Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для аутистов
Что такое PECS
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.
Работа с карточками PECS
Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.
На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.
Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.
Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.
Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.
Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.
Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.
Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.
Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.
Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.
Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.
Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.
Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.
Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.
Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.
Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.
Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.
С какого числа карточек PECS стоит начать?
У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.
Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.
Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.
Как сделать карточки PECS своими руками
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.
Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?
Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!
Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
Источник
Папка для карточек пекс своими руками
Многие дети с аутизмом имеют задержку в развитии речи.
Если очень кратко, то карточки пекс это одно из средств альтернативных средств коммуникации.
Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек ПЕКС базируются на принципах Прикладного анализа поведения.
Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Описание книги, как и купить книгу — легко можно найти в интернете – достаточно в поисковике задать название.
Более пробно про карточки ПЕКС — можно прочитать здесь Вспомогательный метод коммуникации РЕС S — все «за» и «против»
Там же (внизу) – дополнительные статьи – более подробные шаги…
Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.
В нашей небольшой статье мы хотим поделиться тем, как можно самому сделать эти карточки.
Практические советы по изготовлению карточек и папки ПЕКС
Что же нужно для того что бы изготовить карточки?
— ножницы, линейку, дырокол, клей;
— «липучки», т.е. ленты контактные. Их можно приобрести в магазине;
— бумагу для печати офисную (на которой распечатываются сами карточки).
Есть вариант, когда обычную бумагу заменяли на бумагу этикеточную самоклеющуюся, это уже Вам решать…
— «большая» папка с кольцами и несколько папок из которых будут делаться листы (пластиковые или картонные)
Сами картинки можно в большом количестве найти в интернете – достаточно уделить некоторое время и «погуглить» — наберите в поисковике «картинки PECS скачать» -смотрите только что бы разрешение (отсутствие сильной зернистости при увеличении) было подходящим…
В качестве редактора лучше всего использовать фотошоп, но если не умеете, это не страшно.
Можно воспользоваться и более простым встроенным (интегрированным) в Windows графическим редактором Paint
(кнопка “Пуск | Стандартные | Paint )
В крайнем случае для редактирования картинок подойдет даже Word – можно создать таблицу с одинаковым размером ячеек, куда и вставляются нужные (найденные и обработанные) картинки.
После этого распечатываем – желательно на цветном принтере.
Распечатанный лист наклеиваем на картон и нарезаем на карточки:
Многие, кто делает карточки своими силами, рекомендуют ламинировать – так долговечнее.
Это решать Вам.
Самое долговечное (и дорогое) решение – использовать ламинатор.
Альтернативный вариант – ручная ламинация широким скотчем
Последнее действие – отрезать кусочки липучей ленты и приклеить их к карточкам с обратной стороны.
2. Папка для карточек ПЕКС
Обложка книги — это папка с широким «корешком» и кольцами – в нее вставляются листы, отверстия для крепления делаются дыроколом.
3. Листы
— пластиковые папки для бумаг (непрозрачные)
Количество определяется так: из каждой папки получится два листа для книги. На каждом листе обычно умещают по 16-20 картинок.
Можно использовать не пластиковые листы а картонные, тогда можно их «ламинировать» цветной бумагой, как на фото :
Листы книги вырезаем по тем же размерам минус 0,5 сантиметра.
Можно сбоку оставлять небольшой кусочек, чтобы удобнее было листать.
Некоторые наклеивают на него название категории карточек на каждом листе.
Теперь аккуратно клеим ленту от липучки на каждую страницу с двух сторон, приклеивая (или прикладывая липучку к двухсторонему скотчу).
Лучше сначала приложить вместе с карточками, чтобы не ошибиться с расстоянием между линиями. Ребенку должно быть удобно снимать карточки с полосок.
Теперь отрезаем кусочек липучки, и разрезаем её пополам в длину.
Результат :
Вот такое получилось пособие.
Желаем, что бы эта статья помогла Вам и принесла пользу!
Дополнительные ссылки :
О КАРТОЧКАХ ПЕКС подробнее…
Форумы
Как сделать карточки пекс….
Можно купить уже готовые элементы или целые альбомы…
Источник
Papka dlya kartochek pecs svoimi rukami
папка для карточекПодробнее
Альбом и папка для карточек ПЕКС (PECS)просто и дешево.Как сделать своим руками?Подробнее
Как сделать карточки Пекс(PECS) своими руками?Мастер-класс.Альбом для карточекПекс(PECS)Подробнее
Мастер-класс: карточки Пекс (PECS)своими руками- Еда. ВидеоинструкцияПодробнее
Карточки ПЕКС. Видеоинструкция. Как сделать папку ПЕКС самомуПодробнее
Карточки ПЕКС (PECS) папкаПодробнее
PECS (коммуникация с помощью обмена карточек)Подробнее
Карточки PECS как способ альтернативной коммуникацииПодробнее
Покупки в «Светофоре» /Карточки PECS || АУТИЗМПодробнее
Альтернативная коммуникация. Карточки ПЕКС, 2 этап. ПЛАНИКПодробнее
Папка для карточек ПЕКСПодробнее
Карточки ПЕКС(PECS) «Занятия» своими руками для визуального расписания. АутизмПодробнее
Инструкция по общению: карточки PECS для детей с ДЦППодробнее
папки Pecs, карточки pecs для детей с РАС. Изготовим на заказ папки PecsПодробнее
Альтернативная коммуникация. Карточки ПЕКС, 1 этап. ПЛАНИКПодробнее
Карточки PECS. Как сделать самим?Подробнее
Как сделать карточки PECS своими руками✋🤚Подробнее
Альтернативная коммуникация. Карточки ПЕКС, 3 этап. ПЛАНИКПодробнее
Альтернативная коммуникация. Карточки ПЕКС, Свойства предметов. ПЛАНИКПодробнее
Источник