Как собрать паникадило для храма своими руками
Паникадило – это самый большой прибор освещения в храме, который монтируют под куполом в центре церкви. Одна из самых ответственных задач при монтаже церковной люстры – это ее правильная сборка. Сборка паникадила требует точности на всех этапах: если допустить ошибку, то придется перебирать изделие, на что может уйти масса времени.
А если учесть, что паникадило бывает многоярусным, то процесс сборки при многочисленных ошибках может затянуться надолго.
Сборку паникадила можно начинать с хоруса. К нему прикрепляют светильники, которые находятся на специальных кронштейнах. Эти кронштейны необходимо прикрутить к хорусу, но так, чтобы не повредить электрический провод. На светильники хоруса нужно подать питание, чтобы убедиться, что вся проводка рабочая.
Теперь можно переходить к центральной оси, на которой будет зафиксировано паникадило. С нее нужно снять детали и сложить в таком порядке, чтобы не перепутать, и в том же порядке надеть их на ось.
Но прежде всего на паникадило устанавливается ярус со светильниками. К нему нужно подвести провод, который идет внутри оси. В самой оси на определенном расстоянии просверлены отверстия для того, чтобы электрический кабель соединить с каждым ярусом паникадила.
Когда первый ярус установлен, сборку паникадила продолжают и нанизывают на нее осевые детали. Когда сборщик доходит до чаши под следующий ярус, он достает кабель и кладет его в чашу, сверху производит монтаж следующего яруса и соединяет проводку. И так необходимо делать с каждым ярусом.
Сборка паникадила не сложна, она напоминает сборку очень большой люстры, здесь просто нужно следовать инструкции.
Все осевые детали при сборке паникадила необходимо надевать той стороной, которой они были надеты при разборке.
После того, как сборка паникадила окончена, необходимо приступать к его монтажу и подвесить к потолочной цепи за карабин сам осветительный прибор. Делать это нужно осторожно с соблюдением правил техники безопасности.
Все электрические соединения, которые прячутся в чашах каждого яруса, необходимо надежно заизолировать, чтобы избежать попадания в них влаги и открытого контакта с металлом.
Источник
Паникадило — это главный светильник храма и символ Небесной Церкви
Паникадило — это центральный многоярусный светильник в любом православном храме, размещаемый под главным куполом собора. Также его называют всесвещником.
Происхождение названия
Происхождение и значение слова «паникадило» восходит к греческому «поликандилон», что означает «многосвечие». Современное русское звучание названия, по мнению известного лингвиста Максимилиана Фасмера, возникло от искаженного произношения греческого первоисточника, где первая часть подверглась влиянию слова «панихида», а вторая сблизилась со словом «кадило».
Устройство и значение паникадила
По своей форме светильник напоминает конус, обращенный вершиной к потолку. Каждый ярус люстры имеет форму круга, на котором находятся лампы или свечи. Количество ярусов может быть разным, в зависимости от высоты и размеров храма. Поскольку освещение имеет для церкви особое значение, то изготовленные из бронзы или латуни паникадила богато украшают ликами святых, позолотой, орнаментами и хрусталем, преломляющим и усиливающим свет ламп.
В центр паникадила помещается шарообразный элемент, именуемый «яблоком», означающий благодать и плод небесной мудрости. Само паникадило — это символ Небесной Церкви, источающий подобие Духовного свечения, ожидающего верующих на пути в Царствие Небесное.
Многоярусные паникадила в храме олицетворяют собой указание на небесный порядок и иерархию. Если соотносить круги светильника с небесной твердью, то каждый вертикальный ряд будет соответствовать уровню небес и чину существ, его населяющих. Если же соотнести уровни с собирающимися в храме людьми, то они будут отражать степени духовного совершенства прихожан. Так как неизвестно точное количество небесных чинов, то и нет обязательного указания на число ярусов паникадила — их может быть от 3 до 12.
Потому как паникадило — это главный светильник храма, согласно церковным канонам, его зажигают только во время праздничных и особо значимых богослужений. Во время особых моментов церемонии, для придания большей торжественности моменту, паникадило раскачивают, чтобы свет пролился на все скопление людей.
Хорос — древний вид паникадила
Архитектура древних храмов первых христиан не предполагала наличия массивных светильников. Под куполом здания располагался хорос — круглая площадка со вписанным крестом, на которой расставлялись 12 свечей, соответственно количеству апостолов. Распространение христианства и развитие зодчества меняло внешний облик хороса, который постепенно приобретал современный вид.
Хорос — самая древняя форма паникадила. Старинные хоросы делались из металла или дерева, представляя собой колесо, которое горизонтально подвешивали к потолку на цепях. По окружности колеса устанавливались светильники. В некоторых случаях хорос имел вид полукруглой чаши, где в углубление ставились лампады. Постепенно форма хороса усложнялась, их стали украшать орнаментами, образами, библейскими персонажами и сценами.
Сегодня хорос — это паникадило особого вида, каждый ярус которого напоминает обод колеса. Количество колес ограничено лишь размерами храма и фантазией мастера. Светильник символизирует небесную твердь и звезды на ней. Также хорос может иметь структуру дерева. В этом случае в центр помещается стержень, к которому крепятся колеса с лампочками. Подобное строение светильника символически означает древо жизни.
Современные формы хоросов и их необыкновенная красота производят впечатление и поражают взгляд. Слияние древних традиций и новые технологии позволяют создавать истинные шедевры, сочетающие тонкую ювелирную работу и глубокий философский смысл.
Источник
Как собрать паникадило для храма своими руками
Паникадило – это самый большой прибор освещения в храме, который монтируют под куполом в центре церкви. Одна из самых ответственных задач при монтаже церковной люстры – это ее правильная сборка. Сборка паникадила требует точности на всех этапах: если допустить ошибку, то придется перебирать изделие, на что может уйти масса времени.
А если учесть, что паникадило бывает многоярусным, то процесс сборки при многочисленных ошибках может затянуться надолго.
Сборку паникадила можно начинать с хоруса. К нему прикрепляют светильники, которые находятся на специальных кронштейнах. Эти кронштейны необходимо прикрутить к хорусу, но так, чтобы не повредить электрический провод. На светильники хоруса нужно подать питание, чтобы убедиться, что вся проводка рабочая.
Теперь можно переходить к центральной оси, на которой будет зафиксировано паникадило. С нее нужно снять детали и сложить в таком порядке, чтобы не перепутать, и в том же порядке надеть их на ось.
Но прежде всего на паникадило устанавливается ярус со светильниками. К нему нужно подвести провод, который идет внутри оси. В самой оси на определенном расстоянии просверлены отверстия для того, чтобы электрический кабель соединить с каждым ярусом паникадила.
Когда первый ярус установлен, сборку паникадила продолжают и нанизывают на нее осевые детали. Когда сборщик доходит до чаши под следующий ярус, он достает кабель и кладет его в чашу, сверху производит монтаж следующего яруса и соединяет проводку. И так необходимо делать с каждым ярусом.
Сборка паникадила не сложна, она напоминает сборку очень большой люстры, здесь просто нужно следовать инструкции.
Все осевые детали при сборке паникадила необходимо надевать той стороной, которой они были надеты при разборке.
После того, как сборка паникадила окончена, необходимо приступать к его монтажу и подвесить к потолочной цепи за карабин сам осветительный прибор. Делать это нужно осторожно с соблюдением правил техники безопасности.
Все электрические соединения, которые прячутся в чашах каждого яруса, необходимо надежно заизолировать, чтобы избежать попадания в них влаги и открытого контакта с металлом.
Источник
Cимвол Вселенной – паникадило
Антиминс, потир, дискос, кадило, рипида, кропило – полный список церковной утвари насчитывает несколько десятков предметов, каждый из которых имеет свое предназначение, давнюю историю и сложное символическое значение. В одной газетной статье разобраться с этим сложно. Мы попросили клирика Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонаха Силуана (Касимова) рассказать хотя бы о нескольких предметах, которые на виду у прихожан и используются на каждом богослужении.
– Отец Силуан, христианская культура насчитывает более двух тысяч лет, всегда ли в храмах были те предметы культа, которые мы видим сегодня?
– Христианская культура развивалась постепенно, и какие-то привычные для нас предметы церковной утвари появились не сразу, а с развитием христианского богослужения. Алтарь на заре христианства находился в катакомбных храмах, где вынуждены были скрываться первые христиане. Он представлял собой каменную гробницу, в которой хранились мощи мучеников. Именно на ней и совершалось Таинство Евхаристии.
Сегодня алтарь выглядит совсем по-другому. Это главная часть храма, прообраз Престола Божьего, на котором обязательно должны храниться Евангелие, крест для благословения верующих и антиминс, в который обязательно вшита частица мощей святого, мученика.
Еще на престоле мы можем увидеть дарохранительницу, где хранятся запасные Дары, которыми священник может причастить больного или умирающего человека, перенося их в специальной сумочке, называемой дароносицей. Можно вспомнить, что раньше диаконы могли причащать больных, принося им Святые Дары, наверное, у них тоже были подобные сумочки.
Интересно, что первые христиане совершали Литургию прямо во время вечерней трапезы — вечери любви, так называемой Агапы, и уже после вкушения пищи они преломляли Хлеб и раздавали Тело Христово прямо в руки. Так они совершали таинство, которое установил Господь, сказав: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Некоторые, привычные нам, современным христианам, церковные сосуды появились намного позже, связано это с трансформацией проведения самого Таинства Евхаристии. Люди не всегда благоговейно относились к Дарам, было решено не давать их в руки. Так появляется лжица, вначале это была самая обычная ложка. Не сразу появился дискос в таком виде, который нам привычен. Его прообраз – тарель из Сионской горницы, на которой было преломлено впервые Тело Христово.
Все предметы имеют свою историю, свой духовный смысл. Например, копие – определенной формы нож, с помощью которого разрезают просфору. Название связано с копьем воина, пронзившего Христа на Кресте. Евхаристическая Чаша, или, по-другому, потир, – символ той чаши, из которой пил на Тайной Вечере Христос со Своими учениками. Это и память о страданиях, которые полной чашей испил Спаситель. Стоит, конечно, вспомнить, что целование мирянами края Чаши после Причастия означает прикосновение к Воскресшему Господу.
Привычный для всех прихожан церковный сосуд кандия – металлическая чаша, используемая в храмах для малого освящения и перенесения святой воды – тоже имеет свою историю. Мало кто знает, что этот предмет имел очень широкое применение в разные периоды жизни Церкви. Эта чаша помимо водоосвящения могла использоваться в монастырях и как колокольчик, по которому ударяли перед чтением Евангелия и во время трапезы. В XIX веке в ризнице Соловецкого монастыря обнаружили бронзовую кандию 1483 года, украшенную растительным орнаментом и с надписью «звонок игумена Исаии».
– Отец Силуан, Вы назвали некоторые предметы, входящие в Евхаристический набор. А я вспоминаю потрясающее описание Литургии в Соловецком лагере его узником Борисом Ширяевым в знаменитом документальном романе «Неугасимая лампада». Не имея ничего для совершения Литургии, священники приспосабливали для престола обычный пень, для Причастия использовали сок лесных ягод и хлебную пайку. Молились в лесу, без икон и крестов…
– Было даже такое, что один из священников в тюремной камере ложился на пол, и на его спине, как на престоле, совершалась Литургия. Мы говорили, что в антиминс вшивали мощи святых, мучеников. А этот человек уже был мучеником! Он страдал за веру, но не отрекся от нее, потому что не мог жить без молитвы, без богообщения.
Кресты рисовали на тюремных стенах, деревьях в лесу, заключенные делали их из веревок и прутьев. Батюшки даже в невероятно тяжелых условиях продолжали служить, как могли, лишь бы оставаться со Христом. Вспомните, с каким достоинством прошли свой крестный лагерный путь великие старцы Русской Православной Церкви архимандриты Иоанн (Крестьянкин), Павел Груздев, святитель Лука Крымский и тысячи других мучеников за веру.
В «походных» условиях совершается богослужение в Вавиловом Доле Саратовской области, куда ежегодно отправляется многодневный крестный ход в память новомучеников и исповедников Российских. Там нет храма, прямо в поле сооружают специальный помост, устанавливают престол и служат Литургию. Сотни богомольцев со всей России молятся, причащаются под открытым небом, делятся этой радостью и потом весь год живут ожиданием следующего крестного хода. В какой бы форме не совершалась Литургия, суть Таинства остается неизменной – благодатное приобщение души к вечной жизни.
– Входящий в храм человек в первую очередь обращает внимание на церковную люстру – паникадило. Какую ритуальную роль выполняет этот красивый и величественный светильник?
– Христос есть Свет, и свет в храме призывает к славе Божией, к той истине, которая просвещает сердца и души людей. В августе мы совершаем праздник Преображения Господня и вспоминаем, как Господь явился перед учениками, сияя нетварным светом.
Паникадило символизирует собой весь мир, весь космос. Зажженное паникадило – знак участия всех православных христиан в торжестве. А что касается зажигания паникадила на службе, то есть такая богослужебная книга «Типикон», т.е Устав, очень толстая, ее семинаристы боятся даже в руки взять. Так вот в ней все подробно расписано, в том числе и про свет в храме, когда его должны зажигать, когда тушить.
По Уставу свет на вечернем богослужении гасят на шестопсалмии, когда читают покаянные псалмы Давида. Когда совершается полиелей и возносятся молитвы радости, благодарения, восхваления Богу, в храме зажигают все источники света.
Когда не было электричества, то из алтаря выходил пономарь, ставил лестницу, поднимался к паникадилу и зажигал на нем все свечи. Эта должность прописана в церковном уставе и называется кандиловжигатель. В некоторых монастырях, например, на Афоне, эта старинная традиция сохраняется по сей день. В греческих монастырях главный светильник храма – хорос – еще и раскачивают. Зрелище яркое, необычное, праздничное. Так греки выражают радость, ликование о сотворении мира. Вот сколько смыслов содержит этот светильник.
Каждый предмет в храме помимо практического назначения несет еще и символический смысл. Поэтому прихожанам, которые хотят лучше познать церковную жизнь, следует присмотреться, что происходит в храме, для чего нужна та или иная церковная вещь.
– Среди церковной утвари есть довольно необычные вещи, например, рипиды – предметы, похожие на опахало. Не очень понятен их смысл, для чего они используются?
– Это еще одно подтверждение тому, что церковное богослужение может меняться, какие-то предметы из него уходят со временем, другие прибавляются. Господь по Своей милости позволил мне поучаствовать в архиерейских богослужениях нашего Владыки Пахомия. Архиерейское богослужение с древних времен изменилось меньше, рипиды мы как раз и видим в руках дьяконов и иподьяконов только на этой службе.
Также рипиды используют во время дьяконской хиротонии. Новоиспеченный дьякон берет из рук архиерея рипиду и во время Евхаристического канона крестообразно веет над престолом с Дарами в знак того, что рипиды знаменуют собой проникновение ангельских Сил в тайну спасения, в Таинство Евхаристии, участие Небесных чинов в богослужении.
Но в то же время мы можем понять изначальное практическое предназначение рипиды: ею как опахалом отгоняли от престола насекомых. Делали ее из павлиньих перьев и полотна, теперь это ажурный круг на длинной ручке, и на нем изображен шестикрылый серафим.
Все в храме имеет глубокий смысл, все великолепие церковного убранства, каждая вещь, вся церковная утварь, труд иконописцев, архитекторов, швей, других мастеров – все направлено на то, чтобы восхвалить Бога. Все, что вы видите в храме, сделано руками людей, любящих Бога и Церковь. В их изделиях эта любовь всегда проявляется.
– Очень часто люди, далекие от Церкви, упрекают ее в излишней роскоши, помпезности.
– В храме многие предметы украшены позолотой, камнями, и это наполнено глубинным смыслом. Золото означает истину, которая сияет, как яркий свет, драгоценные камни могут символизировать образы святых, прославляющих славу Божию. Даже в маленьких полунищих деревнях раньше можно было увидеть большие соборы, поражающие наших современников величием и красотой. Все лучшее несли в храм. Так относились наши предки к Богу. Попробуйте сейчас собраться всем селом и построить такой храм – вряд ли получится!
Сколько мы знаем имен благотворителей, построивших прекрасные храмы с богатым внутренним убранством. В ограде нашего кафедрального собора захоронен Николай Алексеевич Ухин – один из самых именитых и уважаемых покровских жителей, известный меценат, на средства которого в начале прошлого века строили, благоукрашали и снабжали утварью покровские церкви. Все делалось ради молитвы и для спасения души. И по сей день мы возносим прошения в храме о благоукрасителях, в том числе и об упокоении Николая Алексеевича.
Человек входит в храм, видит его благолепие, и душа замирает. Мы знаем из жития равноапостольного князя Владимира, как он узнавал о разных религиях и выбрал христианство после того, как его послы рассказали о необыкновенной красоте византийского богослужения: «Не знаем – на Небе или на земле мы были!». Когда-то я пережил это чувство, впервые перешагнув порог Троицкого собора в Саратове. Его нижний Успенский храм как раз только отреставрировали, и когда я увидел прекрасную храмовую роспись, мерцающий свет лампад, услышал тихое церковное пение, то захотел там остаться и, как видите, остался.
Источник