- ЗВУКОМАНИЯ
- Панель акустического сопротивления – ПАС
- Панель акустического сопротивления – ПАС
- Панель акустического сопротивления – ПАС
- ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ПАС:
- Советы по использованию ПАС:
- Расчет Панель акустического сопротивления – ПАС от Лампобарона можно скачать ниже Размер: 323.19 кб
- Панели Акустического Сопротивления (ПАС): за звуковым барьером
- Происхождение видов
- Британское сопротивление
- Редкое явление
- Будем знакомы
- ПАС или ПАНЕЛЬ АКУСТИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Панель акустического сопротивления – ПАС
Панель акустического сопротивления – ПАС
В этой статье мы расскажем о ПАС! Панель акустического сопротивления – ПАС.
Лучше всего взять широкополосный динамик и закрыть его с задней стороны корпусом, в котором надо насверлить отверстий. На данные отверстия надо натянуть ткань, которую для фиксации необходимо приклеить к данному корпусу.
Панель акустического сопротивления – ПАС
При работе широкополосного динамика диффузор будет приводит в движение сам воздух. Причем, воздух, приводимый в движение диффузором (его задней стороной), будет проходить через эту ткань, при этом доля энергии будет расходоваться на трение – это в свою очередь будет приводить к механическому (акустическому) демпфированию динамика диффузора. Эта конструкция именуется «панель акустического сопротивления — ПАС».
Focal Chora 826 динамик
Следовательно, панель акустического сопротивления (ПАС) будет являться устройством акустического демпфирования самого диффузора динамика, оно позволяет снизить акустическую добротность и, как результат, заметно убавить полную добротность динамика.
Корпуса акустики ПАС могут быть самыми различными.
Необходимо понять 2 принципиальных момента.
Ткань должна быть обязательно натянута, поскольку, если ткань будет «провисать», то естественно воздух не будет проходить через ткань, а будет лишь «растрепывать» данную ткань, в итоге не будет расходоваться энергия на трение, и ПАС не будет «действовать» результативно.
Чем ближе панель акустического сопротивления размещена к диффузору широкополосного динамика, тем результативнее работа, но лучше всего разместить ПАС в окнах корзины динамика!
Применение панели акустического сопротивления — ПАС, т.е. акустического демпфера, позволит приостановить свои колебания диффузора, в итоге значительно снизится время «послезвучания» и сразу повысится качество звучания широкополосного динамика.
Панель акустического сопротивления может быть использована, как к низкочастотному, так и к среднечастотному динамику, хотя практика показывает, что разумнее использование в ПАС именно к широкополосному или СЧ динамику с большой чувствительностью. Впрочем, от качества самого динамика часто зависит звук АС.
В литературе по акустике нередко можно встретить разные рекомендации о конструкциях ПАС. Они рекомендуют, чтобы вся площадь отверстий панели акустического сопротивления составляла бы приблизительно 30% от площади самого диффузора. Но эти рекомендации очень примерные.
Опыты в этой области показали, что результативность «работы» ПАС целиком зависит от плотности используемой ткани и от количества отверстий в панели.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ПАС:
- Лучший коэффициент КПАС зависит от самой плотности ткани.
- Максимальное понижение акустической добротности не будет зависеть от плотности применяемой ткани
- При наилучшем коэффициенте КПАС происходит понижение акустической добротности динамика почти на порядок! В итоге резонансный пик практически отсутствует.
- При применении ПАС происходит рост резонансной частоты динамика.
Советы по использованию ПАС:
1. Использовать панель акустического оформления к НЧ динамику следует очень осторожно, так как демпфирование самого диффузора динамика может привести к понижению резонансного пика и повышению резонансной частоты. Данные факторы могут негативно отразиться на уровне низких частот. Но все-таки, панель акустического оформления имеет смысл использовать, если БАС-динамик имеет очень низкую резонансную частоту (20-40 Гц) и значительную массу и инерционный диффузор, или изначально имеет очень высокую добротность.
Имеется испытанное практикой решение ПАС для НЧ-динамика – это размещение в задней стенке короба АС. В данном случае можно сделать панель акустического оформления с большой суммарной площадью отверстий, что почти не повлияет на резонансную частоту самого динамика.
2. Для широкополосного и СЧ динамика, наоборот, следует достигать максимальной эффективности панели акустического оформления! Надо добиться полного сглаживания резонансного пика. Для максимального задемпфирования диффузора динамика, в итоге уменьшит время «послезвучания» и, как результат, получите максимальное качество звучания. Это будет сразу слышно при воспроизведении звуковых программ с огромным количеством музыкальных инструментов.
Весь смысл ПАС состоит в том, чтобы воздух от задней стороны динамика диффузора должен проходить через ткань и терять при появляющемся трении свою энергию. Причем, ткань обязана быть очень сильно натянута на отверстиях ПАС.
Если же ткань на панели не натянута или плохо натянута, то воздух не будет хорошо проходить через ткань, а будет лишь колыхать данную ткань.
Расчет Панель акустического сопротивления – ПАС от Лампобарона можно скачать ниже Размер: 323.19 кб
Расчет можно скачать здесь — >
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, Мой мир
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Источник
Панели Акустического Сопротивления (ПАС): за звуковым барьером
Фазоинверторы, пассивные радиаторы, закрытые ящики — три этих вида акустического оформления колонок, вместе со всех их достоинствами и недостатками, хорошо известны практически каждому меломану. А вот о четвертом — панелях акустического сопротивления, или ПАС — знают далеко не все. Ничего удивительного, ведь, несмотря на заслуженный возраст (технологии недавно исполнилось 50 лет), колонки с ПАС по-прежнему крайне редки. Сегодня представители редкого вида обитают в линейке акустических систем Wharfedale Jade. Есть повод прислушаться к звучанию этих британских исполнителей
Происхождение видов
Если вынуть подключенный динамик из корпуса, звук, мягко говоря, сильно ослабеет, особенно удивит пропавший бас. Нет, динамик исправен, все дело в эффекте акустического замыкания. Это когда прямая звуковая волна, которую генерирует «поршень»-излучатель, накладывается на обратную звуковую волну от того же излучателя. Сложение сигналов с противоположными знаками (фаза и противофаза) дает ноль. Волны есть, а звука нет. Именно из-за этого неприятного эффекта конструкторам приходится монтировать динамики в корпуса и разрабатывать для них акустическое оформление. С эффектом замыкания борются по-разному. Например, можно запереть «обратную» звуковую волну в наглухо закрытом корпусе и погасить звук поглощающим материалом. Получится хорошо всем знакомый тип акустического оформления «закрытый ящик». Можно развернуть обратную звуковую волну по фазе, чтобы она не ослабляла прямую звуковую волну, а наоборот, усиливала ее. Выйдет фазоинвертор. Близко по результату, но несколько иначе выглядит «пассивный радиатор». У каждого вида акустического оформления есть не только достоинства, но и заметные недостатки. Те самые недостатки, в борьбе с которыми англичанин Джилберт Бриггс, известный инженер-акустик и основатель не менее известной компании Wharfedale, полвека назад придумал еще один — четвертый тип акустического оформления, названный «панель акустического сопротивления» (ПАС).
Британское сопротивление
Итак, в закрытых колонках прекрасно все, кроме необходимости выбора между скромным басом и нескромными размерами — для корректной работы крупнокалиберного НЧ-излучателя корпусу требуются габариты книжного шкафа. В колонках с фазоинверторами и пассивными излучателями проблема приемлемых габаритов решена: солидный бас извлекается даже из скромных полочников, но за успех приходится расплачиваться рыхлостью и затянутостью НЧ-регистра, то есть в угоду «количеству» — жертвовать точностью, качеством баса. Ничего удивительного, ведь усиление басовой отдачи сопровождается появлением дополнительных резонансов, существенно смазывающих звуковую «картину».
Нижний регистр топовых Jade с панелями акустического сопротивления отличается не только глубиной и быстротой, но и отсутствием перегрузок даже на высокой громкости. Это качество обрадует ценителей рока: выкрутив рукоятку уровня звука, колонки можно превратить в источник по-настоящему рок-н-ролльного драйва.
Именно за точность воспроизведения баса начал борьбу Джилберт Бриггс в конце 50-ых. Его идеей было разместить между динамиком и фазоинвертором специальный «звуковой барьер», способный демпфировать резонансы, ускоряющий их затухание и переводящий колебательный процесс в короткий апериодический. Типа: «Волны! Стой! Раз, два!» Этим барьером и стала панель акустического сопротивления (ПАС, «Aperiodic Loading»). В первоначальном виде она представляла собой деревянную панель с многочисленными тонкими прорезями. В дальнейших модификациях к прорезям добавилась плотная ткань или вспененный наполнитель, но суть осталась прежней: на пути обратной звуковой волны к порту фазоинвертора возникает преграда, меняющая характер и длительность резонанса. В настоящее время работы Бриггса успешно продолжил Питер Камю, который собственно и реализовал в колонках Wharfedale Jade идею ПАС на новой технологической основе.
Редкое явление
Своеобразная «полуоткрытая» конструкция ПАС действительно позволяет расширить НЧ-диапазон, заодно очистив его от нежелательных резонансных примесей. Однако полученное качество не дается даром. Здесь разработчиков подстерегает сложность создания ПАС — ее параметры нельзя заранее рассчитать при помощи математического аппарата. Плотность наполнителя, количество и размеры отверстий — все определяется только методом проб и ошибок. Удачные решения не поддаются тиражированию, поэтому для каждых новых колонок конфигурацию ПАС приходится подбирать заново с учетом свойств динамиков и объема корпуса. Эта особенность отпугивает большинство производителей. Это и правда довольно рискованно: тратить время и силы на изготовление, тестирование и отбраковку опытных образцов. Куда проще ограничиться стандартным фазоинвертором, все основные характеристики которого без труда просчитываются с помощью несложных формул. Вот почему акустика с ПАС при всех своих очевидных достоинствах не получила широкого распространения.
В линейке Wharfedale Jade панель акустического сопротивления расположена внизу
Тем не менее время от времени разработчики решаются на смелые эксперименты. Особую активность на этом направлении развивает Wharfedale. Оно и понятно — традиции обязывают.
Будем знакомы
Свежий пример увлечения конструкторов Wharfedale технологией ПАС — топовые колонки из линейки Jade. В новой, слегка отредактированной версии, панели акустического сопротивления представляют собой узкие щелевые порты в основаниях корпусов, прохождение воздуха сквозь которые контролируется при помощи пористой пены.
Диффузоры Accufiber для 5, 6.5 и 8-дюймовых драйверов
Эта технология призвана подавить резонансные колебания (длительностью от 25 мс), которые сопровождают звуковой импульс в акустических системах с обычными фазоинверторами. В результате бас очищается от «инородных примесей», получает четкую структуру и высокие скоростные характеристики. Кроме того, особенность примененного решения приносит дополнительные дивиденды: эту акустику можно безбоязненно ставить близко к стенам и даже в углы комнаты — бас не будет гулким! Только ради этого, стоит с вниманием отнестись к Wharfedale Jade.
Кстати говоря, за четкость и структурность баса в Wharfedale Jade отвечает не только акустическое оформление, но и новый конструкционный материал Acufiber в основе диффузоров НЧ-излучателей. Сочетание стекловолокна с карбоном обеспечивает оптимальную связку легкости с жесткостью, благодаря которым басовик без задержек реагирует на быстрые изменения звукового сигнала. Корпуса Wharfedale Jade также выполнены из нового материала: многослойный сэндвич из древесины и специальных композитов сдерживает вибрации, даже на предельных громкостях. Так что эту акустику стоит прослушать не только ради знакомства с акустическим сопротивлением.
Панели акустического сопротивления применены не во всей линейке Wharfedale Jade — их можно найти только в напольных колонках Jade-5 и Jade-7. Остальные модели серии — полочные мониторы Jade-3, Jade-1, центральные каналы Jade-C1 и Jade C2, а также тыловые Jade-SR — выполнены в традиционных закрытых корпусах.
Источник
ПАС или ПАНЕЛЬ АКУСТИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Возьмите динамик и закройте его с задней стороны корпусом, в котором просверлены отверстия. На эти отверстия натяните ткань, которую для фиксации лучше приклеить к этому корпусу, см. схему слева на рис. 1. При работе динамика диффузор приводит в движение воздух. Воздух, приводимый в движение задней стороной диффузора, будет проходить через ткань, при этом часть энергии будет тратиться на трение – это приведет к механическому (или, как еще говорят, акустическому) демпфированию диффузора динамика. Данная конструкция называется «панелью акустического сопротивления».
Итак, панель акустического сопротивления (далее по тексту часто будем применять сокращенное название – ПАС) является устройством акустического демпфирования диффузора динамика, которое позволяет радикально снизить акустическую добротность Qа и, как следствие, заметно уменьшить полную добротность динамика Qt.
Конструкции ПАС могут быть самыми разнообразными. Так, на схеме справа на рис. 1 представлен другой вариант, а именно, ткань «зажата» между двумя плоскими пластинами, в которых просверлены отверстия. В центральной части пластин имеется большое отверстие для магнитной системы динамика. В этой конструкции главное – уплотнить герметиком (или пластилином) щель между магнитной системой и панелью акустического сопротивления.
Нужно уяснить два принципиальных момента. Первое: ткань должна быть непременно натянута (!), ибо, если ткань будет «провисать», то воздух не будет проходить через нее, а будет лишь «трепать» эту ткань, в результате не будет тратиться энергия на трение, и ПАС не будет «работать» эффективно. Второе: чем ближе ПАС расположена к диффузору динамика, тем эффективнее ее работа, в этом смысле лучше всего расположить ПАС в окнах корзины!
Применение ПАС, т.е. акустического демпфера, позволяет затормозить собственные колебания диффузора, в результате существенно снизится время «послезвучания» и заметно повысится качество звучания динамика.
Рис. 1. Варианты конструкций панели акустического оформления
ПАС может быть применена, как к низкочастотному, так и к среднечастотному динамику, однако практика показывает, что целесообразнее применение ПАС именно к среднечастотному динамику, т.к. ухо человека в области средних частот обладает наибольшей чувствительностью. От качества среднечастотного динамика часто зависит успех (или неудача) всей акустической системы.
В литературе по акустике часто можно встретить рекомендации о конструкциях панели акустического сопротивления. В частности, рекомендуется, чтобы суммарная площадь отверстий ПАС составляла бы примерно 30% от площади диффузора. На самом деле эти рекомендации весьма приблизительные.
Эксперименты в этой области показали, что эффективность «работы» ПАС зависит от плотности применяемой ткани и от количества отверстий в самой панели. Рассчитать математически оптимальное количество отверстий практически нереально, поэтому далее изложим способ определения опытным путем оптимальное количество отверстий в панели акустического сопротивления. Для наглядности, опишем эксперимент, который был проведен на конкретном динамике.
Итак, поставим следующую задачу. Пусть имеется среднечастотный динамик 20ГДС-1-8 (по старому ГОСТу 15ГД-11А). Для справки скажем, что этот динамик имеет резонансную частоту 120 Гц, диапазон частот 200-5000 Гц, чувствительность 90 db и сопротивление 8 Ω, его применяют в качестве среднечастотного в акустических системах S-50 и S-90. Проведем эксперимент по определению количества отверстий в ПАС для получения оптимальных акустических характеристик. Усложним задачу следующим образом. Пусть имеются три типа ткани: легко-проницаемая ткань (ткань 1), ткань средней плотности (ткань 2) и плотная ткань (ткань 3). Конечно, плотность ткани – это величина неконкретная и слабо контролируемая, и все же, определим оптимальное количество отверстий ПАС для разных тканей, и посмотрим, что из этого получится.
Панель акустического сопротивления, которая для большей эффективности была размещена в окнах диффузородержателя (корзины), была изготовлена следующим образом. Пластины (8 штук – по числу окон в корзине) были изготовлены из алюминия толщиной 2 мм, в этих пластинах были просверлены отверстия Ø6,3 мм – 8 отверстий в каждой пластине, затем пластины были деформированы по форме окон корзины динамика 20ГДС-1-8. На эти пластины была натянута и приклеена клеем «Момент» ткань. Наконец, эти пластины были вклеены в окна в корзине, стыки и щели для герметичности были заделаны пластилином. Теперь, наконец, панель акустического сопротивления готова.
Эксперимент проводился следующим образом. Первоначально была измерена акустическая добротность динамика 20ГДС-1-8 Qа (в «свободном» пространстве). Затем после установки ПАС снова была измерена акустическая добротность Qа. Далее часть отверстий в ПАС заглушалась пластилином, после чего каждый раз измерялась акустическая добротность. Так был получен график: «Зависимость акустической добротности динамика от количества отверстий ПАС».
Здесь нужны комментарии. Для удобства анализа результатов, определялось не количество отверстий ПАС, а суммарная площадь отверстий. Затем вычислялось отношение суммарной площади отверстий ПАС к площади диффузора динамика. Итак, эту безразмерную величину назовем «коэффициентом KПАС», рассчитать его можно следующим образом :
где : KПАС – отношение суммарной площади отверстий ПАС к площади диффузора динамика, SПАС (мм2) – суммарная площадь отверстий ПАС, Sд (мм2) – площадь диффузора динамика, n – количество отверстий ПАС, d (мм) – диаметр отверстий ПАС (имеется ввиду, что все отверстия одного диаметра), Dд (мм) – диаметр диффузора динамика.
На рис. 2 показаны зависимости акустической добротности динамика Qа от величины KПАС для разных тканей. Посмотрите на график «Ткань 1». При коэффициенте KПАС=0.35 акустическая добротность Qа=2.5, при KПАС=0.17 – Qа=1.4, при KПАС=0.08 – Qа=0.65 и, наконец, при KПАС=0.04 – Qа=1.2. Следует иметь ввиду, что для данного конкретного динамика акустическая добротность изначально составляла величину Qа=8.5 (было измерено в свободном пространстве). Как видно, при применении ПАС, акустическая добротность Qа имеет некую оптимальную величину, в данном случае 0.65,
Рис. 2. Зависимость акустической добротности Qа динамика 20ГДС-1-8 (15ГД-11А) от отношения суммарной площади отверстий ПАС к площади диффузора динамика (коэффициента KПАС).
однако, на рис. 3 из графика АЧХ модуля полного сопротивления динамика видно, что применение ПАС приводит к увеличению резонансной частоты динамика. Так, при максимально сглаженном резонансном «пике» частота fs3fs2fs1. Уточним, что fs1 – резонанс динамика в свободном пространстве.
Рис. 3. Амплитудно-частотные характеристики модуля полного сопротивления динамика 20ГДС-1-8 (15ГД-11А). Верхняя кривая – без ПАС, две нижние кривые – с ПАС (пояснения в тексте).
Промежуточная кривая на рис. 3 соответствует АЧХ модуля полного сопротивления динамика для случая частичного демпфирования диффузора динамика. Итак, было бы несправедливо игнорировать увеличение резонансной частоты динамика при использовании ПАС. На рис. 4 показана зависимость частоты резонанса динамика при использовании ПАС при разных коэффициентах KПАС (для конкретного случая среднечастотного динамика 20ГДС-1-8).
Рис. 4. Зависимость резонансной частоты динамик от коэффициента KПАС.
Итак, динамик в свободном пространстве имеет некую резонансную частоту fs1 и акустическую добротность Qа. При применении ПАС резонансный пик «сглаживается», и его амплитуда уменьшается в несколько раз, но при этом резонансная частота возрастает до fs3.
Было бы справедливо связать воедино графики на рис. 2 и рис. 4, т.е. связать коэффициент КПАС и акустическую добротность Qа с резонансной частотой динамика fs. Сделаем это для ткани 1 : в свободном пространстве fs=120 Гц, Qа=8.5 (измерено на конкретном динамике), далее при использовании панели акустического сопротивления имеем следующее: при КПАС=0.35 получаем Qа=2.5 и fs=125 Гц, при КПАС=0.17 получаем Qа=1.4 и fs=130 Гц, при КПАС=0.08 получаем Qа=0.65 и fs=135 Гц, и, наконец, при КПАС=0.04 получаем Qа=1.2 и fs=470 Гц (см. график «Ткань 1» на рис. 2 и рис. 4). Увеличение акустической добротности при очень малых КПАС, а также резкий рост частоты резонанса можно объяснить тем, что такая панель акустического сопротивления больше похожа на акустическое оформление типа закрытый ящик.
Прежде чем делать окончательные выводы, посмотрим, какие характеристики приобретает ПАС при ткани средней плотности. Рассмотрим аналогичные характеристики ПАС для случая ткани средней плотности (см. график «Ткань 2» на рис. 2 и 4). В свободном пространстве параметры не изменились – fs=120 Гц, Qа=8.5, далее при использовании ПАС имеем следующее: при КПАС=0.35 получаем Qа=0.87 и fs=135 Гц, при КПАС=0.27 получаем Qа=0.65 и fs=155 Гц и, наконец, при КПАС=0.16 получаем Qа=1.1 и резонанс fs=300 Гц.
Прокомментируем график «Ткань 3». Из рисунков 2 и 4 видно, что этот график выпадает из общей картины. Объяснять это нужно следующим образом : при использовании плотной ткани оптимальный коэффициент КПАС0,5, и поэтому данные кривые оказались вне поля зрения графика.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
1. Оптимальный коэффициент КПАС зависит от плотности ткани. При использовании легко-проницаемой ткани оптимальный коэффициент КПАС=0.07-0.10. При использовании ткани средней плотности – оптимальный коэффициент КПАС=0.2-0.4. При использовании плотной ткани – оптимальный коэффициент КПАС0,5. Следует признать, что плотность ткани – это понятие субъективное. Под оптимальным коэффициентом КПАС следует понимать такой коэффициент, при котором происходит максимальное снижение акустической добротности Qа.
2. Максимальное снижение акустической добротности не зависит от плотности применяемой ткани : из рис. 2 видно, что при оптимальном коэффициенте КПАС минимальные значения Qа для «ткани 1» и «ткани 2» одинаковы и равны 0.65 (разница только в том, что сами коэффициенты КПАС для этих случаев различны).
3. При оптимальном коэффициенте КПАС происходит снижение акустической добротности динамика Qа практически на порядок! В результате резонансный пик почти отсутствует. Если коэффициент КПАС не является оптимальным, то акустическая добротность может уменьшиться только в 2…3 раза.
4. При использовании панели акустического сопротивления происходит увеличение резонансной частоты динамика. Если коэффициент КПАС больше или равен оптимальной величины, то увеличение резонансной частоты незначительное. Если же коэффициент КПАС меньше оптимальной величины, то резонансная частота динамика может возрасти в несколько раз.
5. Математическому расчету панель акустического сопротивления практически не поддается. Оптимальный коэффициент КПАС следует определять для конкретной ткани опытным путем, по методике, описанной выше.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПАС.
1. Применять панель акустического оформления к низкочастотному динамику следует очень осмотрительно, т.к. демпфирование диффузора динамика приводит к уменьшению резонансного пика и увеличению резонансной частоты. Эти факторы могут отрицательно сказаться на уровне низких частот. И все-таки, ПАС имеет смысл применять, если НЧ-динамик имеет низкую резонансную частоту (20-40 Гц) и большую массу и инерционность диффузора, а также в случае, если НЧ-динамик изначально имеет высокую добротность. В случае низкочастотного динамика не следует добиваться максимальной эффективности ПАС! Поэтому здесь целесообразно применять легко-проницаемую ткань и изготовить ПАС с коэффициентом КПАС(0.3-0.4).
Существует проверенное практикой техническое решение ПАС для НЧ-динамика – это размещение панели в задней стенке ящика АС. В этом случае можно изготовить ПАС с большой суммарной площадью отверстий, что практически не повлияет на резонансную частоту динамика.
2. Для среднечастотного динамика, напротив, следует добиваться максимальной эффективности ПАС ! А именно, нужно добиться полного сглаживания резонансного пика. Это позволит максимально задемпфировать диффузор динамика, почти на порядок уменьшить время «послезвучания» и, как следствие, получить максимальное качество звучания (максимально-возможное для конкретного СЧ-динамика). Особенно это будет заметно при воспроизведении звуковых программ с большим количеством музыкальных инструментов и резким изменением уровней звуков. Рекомендации по оптимальным коэффициентам КПАС даны выше. Применение герметичного бокса для СЧ-динамика обязательно как при применении ПАС, так и без ПАС. Следует обратить внимание, что объем герметичного бокса должен быть примерно в пять раз больше, чем объем воздуха между диффузором динамика и панелью акустического оформления. Как правило, объема 1,5-2,0 литра достаточно для такого бокса.
ЕЩЕ НЕБОЛЬШОЕ ЗАМЕЧЕНИЕ ПО КОНСТРУКЦИИ ПАС.
Весь смысл панели акустического сопротивления состоит в том, чтобы воздух от задней стороны диффузора проходил через ткань и терял при возникающем трении свою энергию. Воздух должен именно ПРОХОДИТЬ ЧЕРЕЗ ТКАНЬ! Поэтому ткань должна быть сильно натянута на отверстиях панели.
Если же ткань не натянута или плохо натянута, то движущийся воздух не будет полноценно проходить через ткань, а будет только колыхать эту ткань. Как, например, порыв ветра колышет флаг, треплет его на ветру, но при этом воздух не проходит через полотно флага. Так и в панели акустического сопротивления – если ткань плохо натянута, то толку от такой ПАС будет мало!
В этой связи можно подвергнуть сомнению конструкцию ПАС, которую часто рекомендуют в некоторых статьях. Речь идет о рекомендации .
Конечно, такое решение самое простое! Закрыл окна корзины синтепоном, и доволен – ПАС готова… На самом деле нормально натянуть синтепон на окна корзины нереально. Конечно некоторый эффект получится, но только частичный эффект. Снизить акустическую добротность динамика НА ПОРЯДОК с синтепоном в окошках не получится…
И куда сложнее делать пластины по форме окон в корзине, сверлить в пластинах отверстия, сильно натягивать ткань, устанавливать эти пластины на динамике, а потом еще и искать оптимальное количество отверстий ПАС для выбранной ткани. И каждый раз при этом измерять акустическую добротность… Зато такой способ позволит понизить акустическую добротность практически в 10 раз!
Источник