АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Из листа бумаги можно получить не только объемную, но и глубинно-пространственную композицию, что можно наглядно увидеть на заданиях по теме «Архитектурные сооружения».
Макет тоннеля, выполненный по образцу (ил. 34), состоит из нескольких плоских арок. Размеры этих арок последовательно уменьшаются по высоте и ширине; в той же последовательности они выстраиваются одна за другой и по глубине. Вертикально стоящие арки соединены между собой одинаковыми по размерам горизонтальными отгибами-связями. Эти связи придают необходимую конструктивную жесткость всему макету. Меняя величину отгибов, можно получить разное удаление вертикальных плоскостей-кулис. Если увеличить размер отгибов, расстояние между плоскостями с проемами увеличивается; получается макет длинного, глубокого тоннеля. Этот прием можно назвать «телескопическим», он характерен для осевых, симметричных композиций. Уменьшение размеров арок усиливает перспективное сокращение, создавая впечатление еще большей протяженности. Сближая плоскости с проемами, параллельно уменьшая их размеры, можно получить плоскостную- фронтальную композицию с иллюзорностью
глубины, какая встречается в реально существующих памятниках архитектуры, так называемых «перспективных» порталах. Перспективный портал — это архитектурно оформленный проем двери, образованный в толщине стены последовательно сужающимися и понижающимися внутрь здания арками, зрительно увеличивающими толщину стены и глубину проемов.
ЗАДАНИЕ 9.Простое арочное сооружение (тоннель, портал).
ЦЕЛЬ:Ознакомиться с понятиями фронтальной и глубинной композиции.
ЗАДАЧИ:Овладеть макетными приемами, передающими пространственную глубину
ТРЕБОВАНИЯ:Выполнить макет арочного тоннеля по чертежу (ил. 35). Придумать и выполнить в макете арочное сооружение (ил. 36—39).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:Изменяя размеры глубину проемов, можно варьировать от тоннеля до перспективного портала. Можно менять конфигурацию проемов: циркульные, стрельчатые, треугольные, прямоугольные, сложные (ил. 36—37).
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 35
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 36
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 37
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 39
Если раньше все макеты носили абстрактный характер, и работа велась с такими простыми объемами, как куб, пирамида, цилиндр, конус, то в этих макетах появляются детали, приближающие их к реальным сооружениям. В макете «Сложного арочного сооружения» впервые встречается такой элемент, как лестница (ил. 40). Ее размеры задают определенный масштаб, соразмерный человеку. Происходит знакомство с понятием масштаба и масштабности.
Все архитектурные чертежи выполняются по принципу соответствия проекций, а на чертеже этого сооружения показана возможность совмещения вертикальной фасадной и горизонтальной плановой проекций. Выполняя последовательно все действия (прорезь, отгиб), наблюдаем превращение плоского чертежа в трехмерное сооружение, тем самым развивается пространственное видение.
ЗАДАНИЕ 10.Памятник архитектуры.
ЦЕЛЬ:Ознакомиться с макетными приемами пластического и пространственного решения фасада архитектурного cooужения.
ЗАДАЧИ:Ознакомиться с памятником архитектуры. Овладеть макетными приемами позволяющими изобразить фасад архитектурногосооружения из одного листа бума-ги без врезок и склеивания.
ТРЕБОВАНИЯ:Выполнить макет сложного архитектурного сооружения по образцу (ил. 41). Используя полученные ранее навыки, выполнить из листа бумаги фасад реального памятника архитектуры в виде фронтальной композиции. В макете необходимо в стилизованной, упрощенной форме передать художественный образ данного архитектурного сооружения, его объемное и пластическое решение, характер деталей (ил. 44—45).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:Предлагается на выборнесколько памятников архитектуры,На представленных образцах (ил. 42 —45) фасады изображены в виде ортогональныхпроекций в определенном масштабе, без перспективного искажения пропорций.Пластика и детали фасада четко видны за счет показа теней и тональной градации плоскостей в зависимости от степени их удаления. Макет выполняется с соблюдением точных пропорций в масштабе чертежа.
Необходимо продумать технические приемы и конструктивные детали.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
-Выбрать памятник архитектуры.
-Изучить особенности строения его фасада.
-Стилизовать графическое изображение фасада, сосредоточив внимание на главных и характерных деталях.
-Перевести это изображение в макет (ил. 46, 47).
Рекомендуется самим найти дополнительный материал по выбранному памятнику. При выполнении этого задания происходит знакомство с различными эпохами, архитектурными стилями, приемами и пластическими средствами, используемыми в архитектуре.
ШРИФТ
Шрифт-это графическая форма определенной системы письма. Человек встречается со шрифтом везде. Прежде всего это печатная продукция: газеты, журналы, книги.
В другом виде шрифт предстает в вывесках магазинов, кафе, в светящихся объемных рекламах. Шрифт может быть элементом архитектурного сооружения. Надпись, выполненная в камне, бетоне, металле может являться частью общей архитектурной композиции и вместе с другими деталями составлять единый архитектурный замысел. Но во всех случаях шрифт прежде всего несет информацию. Смысловая и выразительная функция в шрифте неразделимы, но различным образом соотносятся между собой.
Шрифты подразделяются на несколько групп в зависимости от их графических признаков (отношение величины горизонтальных и вертикальных штрихов, наличие или отсутствие засечек, характер засечек и т.п.); более тонкие характерные признаки шрифтов одной группы подразделяют их на гарнитуры, каждая из которых имеет свое название (академическая, школьная, журнальная, гарнитура Кудряшова и т.д.), существует также различное написание шрифтов одной гарнитуры (курсив или наклонное, жирное, полужирное и т.п.). Художник выбирает гарнитуру, которая, по его мнению, наиболее подходит для выражения его замыслов. Различия в выразительности шрифта заставляют художника задуматься при выборе, модификации или создании новых форм.
Выдающийся советский художник С.Б.Телингатер писал: «Образ, образность-это область человеческого мышления, возникшая в процессе познания объективного мира, в результате творческого использования человеком различных средств для передачи своей мысли другому человеку. Достижение образности шрифта обеспечивает органическую связь рисунка букв с содержанием текста, а значит, наиболее полную и точную передачу смысла написанного».
В полиграфии, как и в архитектуре, большое внимание уделяется такому средству композиции, как ритм.
ЗАДАНИЕ 11.Шрифтовая композиция в виде слова.
ЦЕЛЬ: Ознакомиться с различными шрифтовыми гарнитурами. Овладеть различными макетными приемами выполнения шрифтовой композиции задачи: Освоить возможности, технику и особенности перевода графического изображения шрифта в макетную форму. требования: Выполнить шрифт в объемной макетной форме по предложенному образцу (ил. 48).
Выполнить в макете любое слово, выбрав определенную шрифтовую гарнитуру, выявить эмоционально-информационное значение это-го слова (ил. 50—52). методические УКАЗАНИЯ: Предлагаемый для ознакомления образец выполняется на oснове узкого архитектурного шрифта (ил. 49). Этот шрифт прост в написании, штрихи букв имеют одинаковую толщину. Пропорции и размеры букв максимально приближены к прямоугольнику, это облегчает их написание.
В творческом задании шрифт выполняется в макете уже известным способом, созданием объемной формы из плоскости листа бумаги. Желательно выбрать для исполнения архитектурный термин или слово, связанное с искусством. Шрифт и способ его выполнения выбирается наиболее соответствующий образному значению этого слова.
Выразительность достигается продуманным чередованием пятен букв и межбуквенных пробелов, взаиморасположением букв, геометрической и оптической пропорциональностью букв, строк, композиции в целом — всем линейно-пространственным строем. Ритм усложняется при объемно-пространственном решении текста.
Для того чтобы получить объемный макетный вариант буквы, надо внести некоторые изменения в ее написание. Необходимо придать определенную величину графическим линейным элементам буквы.
На макетах (ил. 50—52) буква выносится вперед от основной плоскости, создавая выступающий объемный элемент. В одном примере буквы помещены на выступающую вертикальную плоскость, а горизонтально расположены конструктивные фиксирующие связи. В другом примере используются характерные особенности этого шрифта (его сильно вытянутые пропорции), сгиб бумаги проходит по самой букве, деля ее на вертикальную и горизонтальную плоскости.
Источник
Макеты зданий и памятников архитектуры сделанные своими руками из картона
Я начал заниматься этим делом 10 лет тому назад. У меня нет никакого художественного или дизайнерского образований. Это просто является моим хобби. Я сам придумал сделать макеты таким способом.
4 года назад я в интернете искал подобные работы на Европейских и Российских сайтах . Работ оказалось очень мало.
Используемый материал — картон из разных коробок. Сначала на картоне расчерчиваем детали, ножом нарезаем их. Детали получаются разных размеров. Склеиваем одно на другое. Образуемые квадратные и кругообразные (большие и маленькие) материалы, используемые в виде камней. Здесь человеческая фантазия играет большую роль. Как в больших строениях, так и в макетах дела ведутся последовательно.
Макет изготавливается по рисункам. В зависимости от фантазии из картона можно сделать многое. Самое прекрасное это исторические памятники.
Картон — это отличный материал, используемый в изготовлении макетов зданий и исторических сооружений. Естественный цвет картона напоминает старинные камни. Эти макеты бывает очень прочными и могут храниться долгие годы.
Самое интересное то, что ни к чему не пригодные и выбрасываемые людьми куски картона привлекает к себе такое внимание, и люди получают от этого моральное удовольствие.
Мне очень хотелось бы, у людей просматривавших ваш сайт появился интерес к этому делу.
Здесь только прялка из дерева, остальные из картона.
Источник
Учебное пособие по изучению мировых архитектурных достопримечательностей для детей 4-6 класса своими руками
Аннотация: в данной работе показано использование пластических возможностей бумаги при конструировании изделий: плоских и объемных кукол, кукол из паперклея и архитектурных макетов. Также представлена идея их практического использования в виде наглядного пособия по изучению архитектурных достопримечательностей, которое можно использовать на уроках МХК, ИЗО, истории, географии и геометрии. Пособие выполнено в виде настольной игры и предназначено для изучения стран, изображенных на географической карте и архитектурных достопримечательностей этих стран детьми начальной и средней школы. Обучение происходит в игровой форме, т.к. дети лучше запоминают информацию, если включены эмоционально в игровую ситуацию. Применение такого пособия на дополнительных занятиях или на уроках позволяет развивать у ребенка память, внимание, пространственное воображение, эстетические чувства, фантазию, интеллект и наблюдательность, исполнительность.
Назначение: материал может быть использован учителями начальной школы, учителями МХК, ИЗО, истории, географии, геометрии, воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Возраст участников: игровое пособие изготовлено для детей начальной и средней школы.
Цель: 1. демонстрация возможностей бумагопластики для конструирования объемных изделий (бумажных кукол и макетов архитектурных памятников);
2. создание условий для усиления мотивации детей к изучению мирового культурного наследия с помощью настольной игры.
Задачи:
-повысить заинтересованность детей в изучении мировых культурных ценностей, облегчить их усвоение;
-обратить внимание на наиболее известные и ценные архитектурные достопримечательности разных эпох и стран;
-сформировать предметные умения и навыки в процессе изучения внешней культурной среды;
-совершенствовать навыки самостоятельной игровой деятельности с целью обогащения внутреннего мира ребенка;
-развить эстетические чувства, память, внимание, воображение, фантазию, наблюдательность;
-показать практическую значимость и эффективность изготовленных изделий из бумаги.
Актуальность данной разработки в том, что она показывает широкому кругу людей, как можно использовать простой и экологичный материал для творческого самовыражения и культурного просвещения, применяя пластические возможности бумаги в процессе конструирования из нее эксклюзивных изделий. В работе представлены наиболее интересные архитектурные достопримечательности, способные дать яркое представление о той стране, гордостью которой они являются, национальные символы таких стран, как Египет, Греция, Индия, Китай, Российская Федерация, Франция.
Новизна разработки заключается: в использовании нового материала (паперклея), изготовленного на бумажной основе; в оригинальности моделей авторских кукол и архитектурных макетов; в использовании новых технологий при создании наглядного пособия (макетирование, компьютерное моделирование).
Описание работы. Бумага — доступный и обладающий огромными возможностями материал, работа с бумагой требует знания её текстурных особенностей. В зависимости от направления волокон она по-разному поддаётся сгибанию. Скручивая её поперёк волокон, поверхность покрывается трещинами и надломами, поэтому необходимо правильно определить направление волокон: отрезать две узкие полоски произвольной длины — одну по вертикали, другую — по горизонтали, с помощью карандаша обе полоски скрутить в спираль, поверхность одной будет пластичной, другая будет покрыта мелкими трещинами. Знание этих особенностей пригодились при изготовлении бумажных кукол.
1. Первая кукла — объемная бумажная кукла, в основе создания сложной формы лежат приемы бумагопластики — криволинейные и прямолинейные надрезы, разрезы, гофрировки. При изготовлении бумажных кукол используется плотная рисовальная и чертежная бумага, которая позволяет выполнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование. Лучшим клеем в работе с бумагой является клей ПВА, так как он быстро высыхает и превращается в прозрачную пленку, не имеет запаха, гигиеничен и легко смывается с рук.
Основные этапы технологии изготовления бумажных кукол представлены в презентации.
Продолжая разговор о возможностях бумагопластики, надо отметить, что из обычной чертежной бумаги можно выполнять сложные объемные конструкции, такие как фигурки зверей, птиц, животных, людей, модели машин, элементы архитектуры. Такой вид творчества близок к скульптуре. Но в отличие от скульптуры, где форма создается за счет постепенного наращивания объема, в бумагопластике все изделия пустотелые и представляют собой оболочку изображаемого предмета — развертку.
4.Следующие изделия — это макеты известных архитектурных памятников, выполненные из бумаги, для создания которых необходимо разработать развертки каждого изделия, правильно их собрать и получить в результате миниатюрную модель архитектурного сооружения. Макет в архитектуре — одно из средств выражения архитектурной мысли, способ передачи информации об архитектурной форме; в отличие от чертежа он дает объемное изображение формы и её элементов. Макет дает более полное наглядное впечатление об архитектуре, чем фотография. Большое внимание уделяется качеству макета. Хорошие пропорции и тонкая проработка пластики элементов, гармония массы и четкость линий как неотъемлемая часть учебной композиции зависит от техники выполнения макета. В данном случае нет необходимости соблюдать масштабность изделий, так как целью является показать основные композиционные приемы определенного архитектурного стиля, поэтому уместно представить условное изображение памятников архитектуры без соблюдения масштабности.
В результате работы созданы 11 макетов различных сооружений:
1.Египетские пирамиды (Египет, 3век до н.э.). Отличительной чертой архитектуры пирамид является знание древними строителями конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В Египте пирамиды служили в качестве гробниц фараонов;
Источник