Памятки своими руками по русскому языку

Памятки по русскому языку для учащихся начальных классов

Твёрдый согласный звук

Мягкий согласный звук

1. Если после согласного звука стоят:

2. Если согласный стоит на конце слова: НОС

3. Если согласный стоит после согласного: СТОЛ

4. Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц

ШИЛО, ЛОЖКА, ЦИРКУЛЬ

1. Если после согласного звука стоят:

2. Если после согласного звука стоит: Ь знак

3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ

Гласные звуки : Гласные буквы :

Парные звонкие : б, в, г, д, ж, з

глухие: п, ф, к, т, ш, с

непарные звонкие: л, м, н, р

Всегда твердые: ж, ш, ц

Всегда мягкие: ч, щ, й

Ь и Ъ – звуков не обозначают

Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного (МЁД , ДЕРЕВО) или 2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ, ЯМА)

Звуко-буквенный разбор слова:

Разделить на слоги.

Выделить слоги-слияния и одиночные звуки.

Начертить схему (разделить на слоги, обозначить ударение)

Раскрасить соответствующими цветами:

Твердые согласные – синий

Мягкие согласные – зеленый

ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:

УЧ Е – Н И К М А — Ш И — Н А

Р У – ЧЬ И В А НН А

П О Д Ъ – Е ЗД П А Л Ь — Т О

Л Е Й – К А А К А – Ц ИЯ

НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

1. Пишется в конце и в середине

слова: лос ь , мал ь чик.

2. Пишется после и перед

согласными: дяден ь ка

3. показывает мягкость впереди

стоящего согласного звука:

бол ь шой , ал ь бом

Ь – разделительный 1. Пишется в середине слова:

жил ь ё, лист ь я

2. Пишется после согласных и

перед гласными: и, е, ё, ю, я

плат ь е, дерев ь я

3. Показывает, что согласный

звук не сливается с гласным: в ь юга, сем ь я, кол ь я

1. Пишется после приставок

под ъ езд, в ъ ехал

2. Пишется после согласных и

перед гласными: е, ё, ю, я

об ъ яснить, под ъ ём

3. Показывает, что согласный

звук не сливается с гласным: с ъ ездил, об ъ явление

1 Слова с одним слогом не переносятся. Верно: мозг, стол, бренд . Неверно: мо-зг, ст-ол, бр-енд .

2 Нельзя переносить часть слова, не являющуюся слогом. Верно: ма-гистр, степь . Неверно: маги-стр, сте-пь .

3 Нельзя отрывать от слова одну гласную букву . Верно: зем-ля, ар-буз, чу-жую . Неверно: земл-я, а-рбуз, чужу-ю .

4 Нельзя отрывать согласную от следующей за ней гласной в слоге (нельзя разрывать слог) . Верно: га-зе-та, ри-со-вать . Неверно: газ-ета, рис-овать, рисов-ать .

5 Нельзя отрывать буквы ь, ъ — от предшествующей согласной, букву й — от предшествующей гласной . Верно: конь-ки, ко-ньки, подъ-ём, кой-ка . Неверно: кон-ьки, под-ъём, ко-йка .

Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Ты сомнительный согласный

Проверяй скорее гласной.

ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение .

у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около

в, на, за, под, перед, про, сквозь, через

кем? чем? где? куда?

с, за, над, под, перед, между

о ком? о чём? где?

Главные члены предложения.

Льёт дождь. Он скоро пройдёт.

что делает? что делал?

что будет делать?

Ученики читают и пишут.

Какое предложение по цели высказывания?

Какое предложение по интонации?

Распространенное оно или не распространенное?

О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Пример : После дождей в лесу пошли грибы . (Повествоват., невосклиц., распростр, простое.)

Что? Грибы – это подлежащее. Грибы (Что сделали?) пошли. – Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя .

Задаём вопрос от сказуемого . Пошли (где?) в лесу – это вт.член.- обстоятельство. Пошли (когда?) после дождей — это вт.член.- дополнение. После дождей (каких?) теплых — это вт.член.- определение.

н. ф. ЧТО СДЕЛАТЬ?

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1 .Перенос слова ( П.С. ) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова.

Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль — то.

2 .Мягкий знак ( С.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова.

Делай так: ходить, водить, наливать.

3 . Жи – ши, ча – ща, чу — щу – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова.

Делай так: малыши, машина, шило.

4 . Безударная гласная ( Б.Г. ) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

Делай так: волна – волны, выходил – ходит.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

5.Словарное слово ( СЛ.С. ) – напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.

Делай так: ребята, ребята, ребята.

6.Парные звонкие и глухие согласные ( ПАР.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.

7. Разделительный мягкий знак ( Р.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: листья, деревья, вьюга.

8. Разделительный твёрдый знак ( Т.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.

Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

9 . Непроизносимые согласные ( Н.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

12. Правописание предлогов ( П.ПР. ) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.

Напиши ещё два слова с таким же предлогом.

Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.

Фонетический разбор слова

1.Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2.Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

3.Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

4.Количество звуков и букв в слове.

м — [м] – согл., непарн., зв., тв.

о — [а] – гласн., безударн.

р — [р] – согл, непарн., зв., тв.

к — [к] – согл., парн., глух., тв.

о — [о] – гласн., ударн.

в — [ф] – согл., парн., глух., мягк.

7 букв, 6 звуков, 2 слога.

Изменяемая часть, которая находится на конце слова

снег

Часть слова без окончания

Машин а

3. Корень

4. Приставка

5. Суффикс

Приставки

Суффиксы

Источник

Памятки по русскому языку
картотека по русскому языку на тему

Памятки по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
pamyatki_po_russkomu.doc 244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные звуки: Гласные буквы:

Парные звонкие : б, в, г, д, ж, з

глухие: п, ф, к, т, ш, с

непарные звонкие: л, м, н, р

Всегда твердые: ж, ш, ц

Всегда мягкие: ч, щ, й

Ь и Ъ – звуков не обозначают

Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного ( М Ё Д , Д Е Р Е В О )

или 2 звука, после гласной и в начале слова ( М ОЁ , Я МА)

Твёрдый согласный звук

Мягкий согласный звук

1. Если после согласного звука стоят:

К А П У СТ А , Э КСК А В А Т О Р

2. Если согласный стоит на конце слова: НО С

3. Если согласный стоит после согласного: С Т ОЛ

4. Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц

Ш ИЛО, ЛО Ж КА, Ц ИРКУЛЬ

1. Если после согласного звука стоят:

М Е Б Е Л Ь, М Я Ч И К

2. Если после согласного звука стоит: Ь знак

ДЕРЕ В Ь Я, ЛИС Т Ь Я

3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ

Ч АШКА, Щ УКА, МА Й

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(пап а , дяд я , тёт я )

м.р., с.р.

(конь, окн о , пол е )

ж.р.

(ночь, дочь, степь)

-о, -е

человек , , озер о

ь

человек а , озер а

человек у , озер у

-а, -я, -о, -е

человек а , озер о

ь

человек ом , озер ом

тень ю , дочерь ю

о мам е , о дяд е

о человек е , об озер е

о тен и , о дочер и

Изменяемая часть, которая находится на конце слова

снег

Приставки

Суффиксы

Часть слова без окончания

Машин а

3. Корень

цветочек

у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около

в, на, за, под, перед, про, сквозь, через

с, за, над, под, перед, между

МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ

1. Пишется в конце и в середине

слова: лос ь , мал ь чик.

2. Пишется после и перед

согласными: дяден ь ка

3. показывает мягкость впереди

стоящего согласного звука:

бол ь шой , ал ь бом

1. Пишется в середине слова:

жил ь ё, лист ь я

2. Пишется после согласных и

перед гласными: и, е, ё, ю, я

плат ь е, дерев ь я

3. Показывает, что согласный

звук не сливается с гласным:

в ь юга, сем ь я, кол ь я

1. Пишется после приставок

под ъ езд, в ъ ехал

2. Пишется после согласных и

перед гласными: е, ё, ю, я

об ъ яснить, под ъ ём

3. Показывает, что согласный

звук не сливается с гласным:

с ъ ездил, об ъ явление

ДАЧ А , Щ А ВЕЛЬ

ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:

УЧ Е – Н И К М А — Ш И — Н А

Р У – ЧЬ И В А Н – Н А

П О Д Ъ – Е ЗД П А Л Ь — Т О

Л Е Й – К А А К А – Ц ИЯ

НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

К О НЬ, М О СТ, О С Ё Л, Я М А

н. ф . ЧТО ДЕЛАТЬ?

н. ф . ЧТО СДЕЛАТЬ?

наст. время (что делает?)

прош. время (что делал?)

буд. время (что сделает?)

( что будет делать?)

поиграет, будет играть

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение .

Г О РА – Г О РЫ, ТР А ВА – ТР А ВЫ, Р Я ДЫ – Р Я Д

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Ты сомнительный согласный

Проверяй скорее гласной .

ПЛО Д – ПЛО Д Ы , СКА З КА – СКА З А ТЬ.

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ — ЕК — ИК :

Чтобы узнать какой суффикс написать,

Нужно слово изменить и проверить гласную.

Если гласный «убегает»,

Нужно – ЕК писать всегда.

ЗАМОЧ ЕК – ЗАМОЧ К А

ОРЕШ ЕК – ОРЕШ К А

ЛИСТ ИК — ЛИСТ ИК И

КЛЮЧ ИК – КЛЮЧ ИК И

Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т,

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.

РАДО СТ НЫЙ – РАДОС Т Ь,

ЗВЁЗ Д НЫЙ – ЗВЕЗ Д А,

СО Л НЦЕ – СО Л НЕЧНЫЙ.

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Мужской род Средний род

ЫЙ — ИЙ — ОЙ ОЕ — ЕЕ

лесн ой син ий лесн ое син ее

лесн ого син его

лесн ому син ему

как ой ? как ого ? как ое ?

ЫЙ — ИЙ — ОЙ — ОГО ОЕ — ЕЕ

лесн ой син его лесн ое син ее

лесн ыми син ими

о лесн ом о син ем

о лесн ой о син ей

о лесн ых о син их

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1 .Перенос слова ( П.С. ) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова.

Делай так : о с и – н а , к а – р а н – д а – ш и , п а ль — т о .

2 .Мягкий знак ( М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова.

Делай так : ходит ь , водит ь , наливат ь .

3 . Жи – ши, ча – ща, чу — щу ( Ж.Ш.) – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова.

Делай так : малы ши , ма ши на, ши ло.

4 . Безударная гласная ( Б.Г. ) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни

безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

Делай так : в о лна – волны, вых о дил – ходит.

5 .Словарное слово ( СЛ.С. ) – напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется.

Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.

Делай так : р е бята, р е бята, р е бята.

6.Парные звонкие и глухие согласные ( ПАР.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни

парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Делай так : моро з ы – моро з , яго д ка – яго д ы.

7 . Разделительный мягкий знак ( Р.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак.

Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так : лис тья , дере вья , вью га.

8 . Двойные согласные ( Д.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенный согласный.

Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так : гру пп а, а лл ея, утре нн ий.

9 .Непроизносимые согласные ( Н.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый

согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

Делай так : звёз д ный – звез д а, звёз д очка.

10 .Состав слова ( С.С. ) – выпиши слово правильно. Разбери его по составу.

Делай так : приморская

11. Правописание приставок ( П.П. ) – выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Напиши.

ещё два слова с такой же приставкой.

Делай так : полетели, побежали, потянули.

12. Правописание предлогов ( П.ПР. ) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог

со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.

Напиши ещё два слова с таким же предлогом.

Делай так : к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.

13 . Разделительный твёрдый знак ( Т.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.

Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак.

Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так : в ъ е хал, с ъ е зд, об ъ я вление.

14 . Мягкий знак после шипящих ( М.З. Ш. ) – выпиши слово правильно. Определи род имени

существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего.

Напиши ещё два слова на это правило.

ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р

Делай так : но чь , помо щь , до чь , лу ч , шала ш , товари щ .

15 . Безударные падежные окончания ( П.О ) – выпиши слово правильно. Выдели окончание.

Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово.

Делай так : На опушк е — опушка, I скл, П.п.

На полянк е — полянка, I скл, П.п.

16 . Разбор предложения ( Р. П. ) – выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Делай так : Седые туманы плывут к облакам.

17 . Однородные члены предложения ( О. Ч. ) – выпиши предложение. Подчеркни главные и

однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах.

Делай так : Ученики читали , решали , считали .

Главные и второстепенные члены предложения.

Источник

Читайте также:  Какими красками красить автомобиль своими руками
Оцените статью
Своими руками