Отрубают руку отдает свою

Отрубают руку отдает свою

История: пытки, казни, телесные истязания запись закреплена

Отрубание рук, ног, пальцев

Отсечение руки назначалось в России за за многие преступления. Отрубались руки обыкновенно по запястье или поперек ладони, на плахе, топором.На протяжении веков, как ни странно, это наказание начинало применяться все шире и шире, а потом начало постепенно ограничиваться, вплоть до полной отмены. Вообще развитие членовредительных наказаний это долгий разговор и интересующиеся могут прочитать о нем в отдельной статье. Также следует иметь в виду, что в отличие от казни расчленением, этот метод хотя бы подразумевал сохранение преступнику жизни.

Часто уродывали таким образом и пленных, как на иллюстрации де Бри, расправа испанцев с индейцами.

Ампутация кисти руки — одно из увечий, которому больше всего противилась цивилизация. В 1525 году Жан Леклер был осужден, за то что опрокинул статуи святых: ему вытягивали каленными клещами руки, отрезали кисть, оторвали нос, затем медленно жгли на костре. Осужденный вставал на колени, клал свою руку обратив ее ладонь вверх, на плаху, и одним ударом топора или ножа палач отрубал ее. Ампутированную часть всовывали в мешок, наполненный отрубями. Нередко отрубали руки виновным в государственных преступлениях, так во время восстания Уота Тайлера в Англии (1381), дворянка Джоанна была приговорена к отсечению «той руки, которой она распахнула дверь перед королевским мятежником».

Этот вид наказания использовался не только в случае мелких правонарушений, как лёгкое искупление вины, но и в процессе допроса. Пытка широко применялась в Испании, где отношение к приговорённым было «немилосердным».

Часто, перед обезглавливанием или сожжением на костре, приговорённого долго мучили и отсекали руки.

В 1459 г. произошёл сенсационный случай с менестрелем Жаном де Ля Виттом. Он предстал перед судом в Лангре, где его подвергли пытке и обрекли на отсечение языка и рук, несмотря на то, что он не признал себя виновным ни в одном из преступлений. Всё это было сделано для того, чтобы несправедливо обвинённый не смог ни рассказать, ни написать об этом. И всё-таки местный суд, осведомлённый о невиновности подсудимого, приговорил его к смерти, дабы скрыть ужасный скандал. Он стал достоянием общественности благодаря чистой случайности.

Следует также упомянуть о таком виде наказания, как отрубании пальцев. В древней Скандинавии вору, пойманному в первый раз, отрезали палец, на второй — рубили всю руку, попавшегося в третий — беспощадно вешали. Кроме того, был обычай отрезать большой и указательной пальцы, обычно на правой руке, но нередко и на обеих, вражеским лучникам, попавшим в плен. Покалеченный таким образом человек уже не мог владеть оружием. Об этом упоминалось и при захвате Решта Тамерланом (1375) и в течении столетий в войнах на англо-шотландской границе вплоть до объединения обеих стран, да и потом во время многих мятежей (почти до конца XVII века). В литературе описывалось сходное калеченье белофиннами сразу после отделения Финляндии от России в 1917 г, когда раздрабливали пальцы правой руки пленным, даже женщинам, чтобы те «не стреляли в них потом».

В том же веке в России, позже Уложения 1649 г., встречается и отсечение пальцев; наказание это назначалось за участие в бунте, подлоги, клятвопреступления (два пальца, как аналог ложной клятвы); пальцы отрубались на левой руке, за исключением случаев применения талиона. Пальцы отсекали при помощи резака и молотка. которым наносили удар по приставленному к отсекаемому пальцу резаку.

Отрубание ног: применялось крайне редко и наводило скорее ужас. К ампутации ног прибегали лишь при первых королях Франции. Также ноги ампутировали пленным во время междоусобных войн. В законах Людовика Святого, мы находим, что за вторичное воровство нога тоже отнимается. На Руси отрубали, как ноги, так и руки за различное «воровство», под это понятие подводили очень многое — в частности отрубили руки или ноги, разделяя их по непонятному признаку, а скорее, по желанию палача, многим, обвиненным в утаивании меди, во время «Медного бунта» при Алексее Тишайшем (1662). Руки, часто отрубали пойманным ворам.

Надо сказать, что подобные наказания были очень детально разработаны в Древнем Китае, так в «Двадцать четыре династийные
истории», кн. 13 говорится:

«Вступив на престол, Тайцзун [627-649 гг.] приказал Чан-сун У-цзи, Фан Сюань-лину и другим опять восстановить старый закон. Было установлено, что лица, приговоренные к смертной казни через повешение, и прочие 50 категорий — все должны быть избавлены от смерти, но подвергнуты наказанию отсечением пальца правой ноги. Потом [император] жалел, что этим калечат людей, сказав приближенным сановникам: «С давнего времени уже отменено наказание отсечением частей тела, ныне опять отсекаем у людей палец ноги. Я не могу этого вынести!»

Ван Гуй, Сяо Юй, Чэнь Шу-да ответили ему: «Человек, приговоренный к смертной казни, остался живым. В этом случае разве боится он потерять один палец правой ноги? Отсечение пальца правой ноги преследует цель — предостеречь других. Замена смертной казни отсечением пальца — это большое снисхождение!» Император сказал: «Вы еще раз это обдумайте!»

Впоследствии Ван Фа-цао, родом из Шу, и цаньцзюнь (областной начальник) Пей Хун-сянь выступили с возражениями против более чем 40 параграфов закона. Император приказал Фан Сюань-лину совместно с Пей Хун-сянем и другими еще раз пересмотреть и сократить кодекс. Фан Сюань-лин и другие доложили императору, что в древние времена отсечение ноги входило в пять наказаний. В более позднее времена было отменено наказание калечением. Ныне существуют чи (бить палками по рукам), чжан (бить палками по ягодицам), ту (каторжные работы), лю (ссылка) и сы (смерть), что называется пятью наказаниями. Теперь прибавили еще отсечение пальца ноги, отчего получилось шесть наказаний.

После этого отменили закон о наказании отсечением пальца правой ноги.

Аналогично в Древней Индии (II века до н.э.- II века н.э.) Законы Ману устанавливали последовательность наложения наказания при повторных преступлениях: первая кража наказывалась штрафом или отсечением 2 пальцев, при второй следовало отсечь руку и ногу, при третьей преступнику назначалась смертная казнь.

Огромной популярностью отсечение конечностей пользовалось на Тибете в бытность правления Далай-ламы, что во многом было обусловленно местными суевериями, когда из отрубленных частей тела рабов делали различные амулеты.

Читайте также:  Плетение медной проволоки своими руками

А как Вы думаете, в наше время отказались от таких наказаний? Нет? И правильно. Так Уголовный кодекс современного Ирана говорит:

Статья 201. Нормированное наказание за кражу исполняется следующим образом:
A. За первую кражу отсекаются четыре пальца правой руки наказуемого, так чтобы нетронутыми остались большой палец и ладонь.
B. За вторую кражу отсекается половина ступни левой ноги, чтобы нетронутой осталась часть того места, которое смачивается во время ритуального омовения.
C. За третью кражу назначается наказание в виде пожизненного тюремного заключения.
D. За четвертую кражу назначается наказание в виде смертной казни, даже если кража совершена в тюрьме.
Примечание 1. Неоднократные кражи, совершенные до исполнения нормированного наказания, рассматриваются как одно преступление.

Статья 202. Если после исполнения нормированного наказания за кражу в виде отсечения пальцев руки судом будет установлен факт другой кражи, совершенной лицом до исполнения наказания, этому лицу назначается наказание в виде отсечения ступни левой ноги.

В наше время встречается калечение подобным образом военнопленных, так по данным СВАПО, ряду военнопленных войсками ЮАР «проводилась ампутация одной ноги. Операция эта производилась электропилой на уровне колена без всякой анестезии». Комментарии, по моему, излишни.

Источник

Отрубают руку отдает свою

( 194) Если человек отдал своего сына кормилице, а этот сын умер на руках у кормилицы, и кормилица без согласия его отца и его матери подменила его другим, то ее должны уличить, и, так как она без согласия его отца и его матери подменила ребенка, ей должны отрезать груди.

( 195)clxiii Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку .

( 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

( 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

( 198) Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

( 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

( 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зубclxiv.

( 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

( 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

( 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

( 204) Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.

( 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

( 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: «Неумышленно я ударил», — и оплачивать лекаря.

( 207) Если тот умер от его побоев, то виновный должен поклясться, и, если умерший — сын человека, виновный должен отвесить 1/2 мины серебра.

( 208) Если умерший — сын мушкенума, то виновный должен отвесить 1/3 мины серебра.

( 209) Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод.

( 210) Если эта женщина умерла, то должны убить его дочьclxv.

( 211) Если он побоями причинил выкидыш дочери мушкенума, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.

( 212) Если эта женщина умерла, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

( 213) Если он побил рабыню человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра.

( 214) Если эта рабыня умерла, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

( 215)clxvi Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

( 216) Если это сын мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра.

( 217) Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра.

( 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

( 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.

( 220) Если он вскрыл ему бельмо (?) бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.

( 221) Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.

( 222) Если это сын мушкенума, то он должен заплатить 3 сикля серебра.

( 223) Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.

( 224) Если воловий или же ослиный лекарь сделал тяжелую операцию волу или же ослу и спас его, то владелец вола или осла должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра, его наемную плату.

( 225) Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его, то он должен заплатить владельцу вола или же осла 1/4 его покупной цены.

( 226)clxvii Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки.

( 227) Если человек обманул (?) цирюльника, и тот сбрил рабский знак у чужого раба, то этого человека должны казнить и повесить у ворот, а цирюльник должен поклясться: «Если бы. я знал, я бы не выбрил», и он будет оправдан.

( 228) Если строитель построил дом человеку и завершил его, то за один cap дома домовладелец должен ему дать в подарок 2 сикля серебра.

( 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

( 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

( 231) Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

( 232) Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.

( 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

Читайте также:  Маховик аккумулятор своими руками

( 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось (?) в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

( 235) Если лодочник соорудил человеку судно емкостью 60 гуров, то он должен дать тому в подарок 2 сикля серебра.

( 236) Если человек отдал свое судно в аренду лодочнику, а лодочник был нерадив и потопил судно или погубил, то лодочник должен возместить судно судовладельцу.

( 237) Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что погубил в нем.

( 238) Если лодочник потопил судно человека, а затем поднял его, то он должен заплатить серебром половину его покупной цены.

( 239) Если человек нанял лодочника, то он должен ему ieaтить 6 гуров зерна в год.

( 240) Если судно, идущее против течения, ударило судно, идущее по течению, и потопило его, то судовладелец, чье судно было потоплено, может клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее против течения, которое потопило судно, шедшее по течению, должно возместить ему его судно и все погибшее у негоclxviii.

Источник

Боль и страх: 10 главных телесных наказаний на Руси

Киевская Русь

В эту эпоху, по словам историков, физические наказания на Руси были не в почете. «Русская Правда», основной юридический источник того времени, гласит:

«Если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен».

Если судить по отдельным упоминаниям, которые можно трактовать по-разному, наказания применялись в основном против холопов или людей, грубо нарушивших церковные устои. Из пыток упоминаются битье на санях, отрезание языка, битье розгами и выжигание клейма на щеках. Но в целом свободные люди, которых было большинство, не подвергались телесным наказаниям. Во всяком случае, в древнерусских источниках нет массового упоминания о таких фактах. Наоборот, есть информация о том, что в Новгороде отказались подписывать договор о дружбе с немецким городом Готланд, в котором упоминались пытки в качестве наказания ворам.

Московское государство

С конца XIII века, после нашествия монголо-татар, телесные наказания стали применяться к представителям почти всех слоев населения. Татары сами использовали изощренные пытки и поддерживали их косвенно, содействуя уничтожению прежних порядков. О татарском влиянии свидетельствует распространение битья кнутом. В Европе и Византии этот вид наказания почти не использовался, у иностранцев в Москве вызвал ужас.

Телесные наказания — клеймение или вырывание ноздрей — стали применяться для выявления преступника.

Телесные наказания подразделяются на три большие группы:

  • Членовредительные (изувечивающие) — лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация);
  • Болезненные — причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки);
  • Осрамительные (позорящие) — наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

Первая группа привнесена в Россию из Византии вместе с распространением христианства, вторая впервые законодательно установлена в Судебнике 1497 года, третья упоминается в тексте Двинской уставной грамоты 1397 года.

Клеймение введено указом царя Михаила Федоровича: в 1637 году на щеке у преступников стали клеймить слово «вор», позже замененное на одну большую букву «В». Использовались и другие варианты: бунтовщиков 1662 года (знаменитый «Медный бунт») клеймили литерой «Б».

Отсечение рук и пальцев

По Уложению 1649 года руки лишались те, кто: в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, ранил другого на государевом дворе, при насильственном въезде на чужой двор или судью в приказе.

Эта кара назначалась вору за кражу лошади на службе либо укравшему в третий раз на государевом дворе. Кроме того, подьячему за подлог (неправильное составление судного списка) и площадному подьячему за написание заочно земной кабалы. Один палец отсекали за легкую рану, два пальца левой руки — за татьбу (воровство) в первый раз. Всю левую руку по запястье — за две кражи, за нанесение тяжелой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка или пруда. Левую руку и правую ногу отрубали за один разбой, за церковную кражу, за убийство в драке в пьяном виде с ограблением убитого и за второй грабеж.

В 1653 году смертная казнь для воров и разбойников заменили членовредительным наказанием. Руки, ноги, пальцы отрубали также за корчемство (содержание питейных заведений), фальшивомонетничество (выделку воровских медных денег).

Катошихин в своих записках о наказании денежных воров пишет:

«И того же дни около села повесили 150 человек, а достальным всем был указ, пытали, жгли и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук и у ног пальцы».

Наказание кнутом требовало большого искусства. Палач отходил на несколько шагов от преступника, взмахивал кнутом обеими руками над головой и с громким криком быстро приближался, опуская кнут на спину. К телу прикасался только хвост кнута. Линия одного удара не могла пересекать линию другого. Ударив, палач смахивал с ремня кровь и кожу; кнут размягчался, и после десяти ударов его сменяли. Катошихин пишет:

«Спина после наказания выглядела так, будто большой ремень вырезан ножом мало до кости».

Иностранец в Москве писал:

«Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его (наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходит зимой, то кровь в ранах тотчас же замерзает и становится твердой, как лед».

Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час, по свидетельству Катошихина. Иногда процедура тянулась от восхода до заката солнца. Катошихин продолжает:

«Некоторые наказанные таким образом молодцы натягивают на израненную спину свою шкуру только что убитой овцы и этим способом скоро излечиваются от ран».

Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы. Иногда наказываемые выдерживали и 300 ударов, а иногда первый же удар ломал позвоночник.

Читайте также:  Оберег для любимого человека своими руками

Батоги

Более легким наказанием считалось битье 6атогами — палками или толстыми прутьями с обрезанными концами. На правеже ими выколачивали подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди — подчиненных. По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное слово и дело.

«Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем».

То же наказание Афрему Шепелеву за слова:

«У меня де нога лучше Государя Царя Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси».

И подьячему, который пил за здоровье царя и не снял шляпы. При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею. Каждый брал по два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались батоги. Побои по животу, бедрам и икрам считались беззаконием: в 1676 году служилые люди Нерчинских острогов жаловались на своего приказчика, что он_ «велит в руку имать батогов по пяти и шести, а батоги бьет нагих по спине и по брюху, и по бокам, и по стегнам»_.

Во время производства экзекуции преступник должен был кричать «виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».

Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее — цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом (для фальшивомонетчиков). Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить. Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение.

Эпоха Петра

При Петре Великом применение кнута («торговая казнь») назначалась или самостоятельно, или как составная часть процедуры политической смерти, в последнем случае вместе с клеймением.

В начале царствования Петра клеймили наложением орла на щеку («заорлить в щеку»), а позднее в двух видах: для тяжких преступников — вырезанием ноздрей,для менее важных — клеймением буквой «В». Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишала наказанного чести и даже права служить солдатом. Для солдат и матросов в эпоху Петра I введены новые виды телесных наказаний — шпицрутены и кошки соответственно.

Шпицрутены

Немецкие шпицрутены — гибкие прутья длиной около сажени и несколько меньше вершка в диаметре (2,1 м в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре). Процедура наказания была крайне жестокой.

Обнаженного до пояса осужденного проводили сквозь два длинных ряда солдат, у каждого в руке был шпицрутен. Чтобы осужденный не мог уклониться, его руки привязывали к ружью, повернутому к нему штыком. Наказание полагались за воинские преступления, за чернокнижничество, чародейство и идолопоклонство, за поношение Божьей Матери и святых, за прелюбодеяние.

Кошки и линьки

Кошки — четырехвостные плети с узелками на концах, введены в Морском уставе (1720) для наказания матросов. При Анне Иоанновне кошками стали сечь и проституток (ранее их наказывали батогами и кнутом), а также укрывателей беглых крестьян и преступников.

Линьки представляли собой куски каната с узлами, ими били только матросов за дисциплинарные провинности.

Эпоха Екатерины

Екатерина Великая в своем Наказе объявила телесные наказания допустимыми, за исключением тех, «которыми тело человеческое изуродовать можно» — калеки были обузой для государства.

Следуя за западными мыслителями, Екатерина II отрицала взгляд на наказание как на возмездие и развивала мысль, что главная цель наказания состоит в ограждении людей от преступлений и в уменьшении общественного вреда последних. Наказания, направленные против жизни, здоровья и имущества правонарушителей, постепенно уступали место наказаниям, ограничивавшим их свободу, — тюремному заключению, ссылке и каторге. Новые тенденции получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.

XIX и XX века

В 1785 году от телесных наказаний были освобождены дворяне, именитые граждане, купцы первой и второй гильдий, в 1801 году — священники, затем — лица других сословий при наличии образования. Однако к учащимся начальной и средней школ, среди которых преобладали представители привилегированных сословий, розги широко применялись вплоть до 1860-х гг.

В начале XIX века вышел из употребления кнут, ограничивалось число ударов. Уложение о наказаниях 1845 года установило высший предел наказания плетьми и розгами в 100 ударов. Смягчалась кара для больных и старых, исполнение приговора не производилось при сильном морозе и ветре, 1851 года при наказании присутствовал врач. В 1863 году, после упразднения крепостного права и судебных реформ Александра II, телесные наказания были в основном отменены. Женщины вообще от них освобождались, а для мужчин они сохранились в пяти оговоренных в законе случаях:

  • Допускалось наказание крестьян по приговору волостных судов до 20 ударов розгами. Освобождались лица с образовательным цензом в объеме среднего образования, лица, занимавшие общественные должности, служившие в армии, страдавшие определенными болезнями и достигшие 60 лет;
  • Разрешалось наказание арестантов розгами до 100 ударов с санкции губернатора за нарушение общественного порядка (такая порка участников майской демонстрации в Вильно в конце XIX века описывается в мемуарах Александры Бруштейн);
  • Ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы за проступки могли наказываться розгами — соответственно до 100 и 30 ударов;
  • Плети (до 100 ударов) могли назначаться ссыльнокаторжным при совершении нового преступления;
  • Допускалось наказание корабельных служащих хлыстом до 5 ударов и учеников ремесленников до 5-10 ударов розгами.

Высшие слои населения трепетно относились к запрету телесных наказаний. В июле 1877 года петербургский градоначальник Трепов в нарушение закона 1863 года приказал выпороть розгами политического заключенного Боголюбова. Образованный Боголюбов сошел с ума и умер от такого оскорбления, а знаменитая Вера Засулич отомстила за него, тяжело ранив Трепова. Суд оправдал Засулич.

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением. В 1988 году журналист Филиппов провел анонимное анкетирование 7500 детей от 9 до 15 лет в 15 городах СССР, 60% признались, что родители применяли к ним телесные наказания.

Источник

Оцените статью
Своими руками