- Откатные ворота своими руками. Подборка решений с форума
- Cодержание
- Откатные ворота: важные лайфхаки
- Откатные ворота своими руками: чертежи и инструкция
- «Перевернутые» откатные ворота своими руками
- Оптимизированные перевернутые ворота
- Удобные откатные ворота своими руками
- Откатные ворота: чертежи, схемы и инструкция для изготовления своими руками
- Устройство и принцип действия откатных ворот
- Особенности проектирования конструкции
- Размеры полотна
- Чертежи и схемы
- Чертежи для изготовления
- Что понадобится для сооружения своими руками
- Выбор деталей для механизма отката
- Какой инструмент и материалы понадобятся
- Поэтапный монтаж откатных ворот
- Установка столбов
- Строительство фундамента
- Изготовление створки
- Инструкция по сборке конструкции
- Видео: как установить откатные ворота своими руками
- Как оснастить их автоматикой
- Видео: откатные ворота с приводом, изготовленным из шуруповёрта
Откатные ворота своими руками. Подборка решений с форума
Владельцы загородных участков все чаще выбирают откатные ворота — они универсальны, их можно сделать там, где не сделаешь распашные и «наконец, это просто красиво». Мы собрали пять удачных конструкций, которые наши пользователи сделали своими руками, а также рассказали про важные тонкости, о которых не знает большинство самостройщиков.
Cодержание
- Откатные ворота своими руками: лайфхаки
- Простые откатные ворота – возможно, лучшее решение
- «Перевернутые» откатные ворота
- Оптимизированные откатные ворота
- Откатные ворота по рекомендациям FORUMHOUSE
Откатные ворота: важные лайфхаки
Участник FORUMHOUSE c ником dron3831 давно профессионально занимается установкой ворот. За годы работы он узнал несколько важных нюансов, неизвестных обычным самостройщикам. Весь этот бесценный опыт он использовал при строительстве своих ворот. Это основательный проект, и такое решение бюджетным никак не назовешь, но он выводит откатные ворота на новый уровень.
Сэкономить мастер позволил себе только на одном этапе работы: когда устанавливал столбы из профиля 100*100*3мм.
Бурили ямы 1-1,5м глубиной, к концу столба приваривали 4 арматуры 12мм, сам столб опускался в яму сантиметров на 40, далее шла арматура. Это тот случай, когда можно экономить без ущерба. Заливали бетоном.
Для калитки он сварил раму из того же профиля 100*100*3 с двумя перемычками, выкопал яму 1*0,5*1,5м и забетонировал раму туда (перемычки оказались ниже уровня земли).
В дальнейшем это избавило нашего пользователя от «гуляния» столбов и проблем в работе накладного электромеханического замка.
Калитка сварена из профиля 60*40. Можно было обойтись 30 мм, но на площадку 40 мм удобнее крепить гибкий переход для замка. Провод спрятан в центральный профиль, и заходит в замок через просверленное в его задней стенке отверстие. Над замком сделан козырек: это действительно необходимая вещь. В замке, в его нижней части, просверлены четыре отверстия – в них утекает дождевая вода.
Ворота, как забор и калитка, обшиты сосновой доской с закругленными гранями. Благодаря этому они выглядят солидно и красиво.
Не экономьте на покрытии. У соседа покрасили дешёвкой, в один слой, уже облезает, хотя делал одновременно со мной.
Мастер предостерегает: зря все повсеместно дырявят профиль, чтобы прикрепить к нему доски. Это чудовищная ошибка! Вода будет попадать в профиль, саморезы начнут ржаветь и рваться из-за набухшего дерева.
Правильное решение – пластины, на которые с помощью глухарей крепятся прожилины, а уже к ним прибиваются доски обивки. И всегда следует выбирать витые оцинкованные гвозди – они немного дороже обычных, но от них не будет подтеков.
Ворота оснащены итальянской откатной системой, использована стандартная балка 6 метров, длина проема – 4 метра.
Не экономьте на размере «хвоста», хоть по расчётам и получается иногда 30-40% от проёма, делайте не меньше 50%. Чем больше, тем легче кататься воротам. Зимой это особенно проявится.
Также мастер настоятельно не советует экономить на фундаменте: это самая плохая экономия, которую только можно придумать. Он заливал монолит 2,3*0,6*1,5м.
У этих ворот нестандартная рама: все делают профиль 60*40, а здесь, чтобы спрятать доски в раму, пришлось делать 80*40.
Слабое место откатных ворот – промежуток между рамой и балкой. В этой щели время собирается вода и она всегда ржавеет. Поэтому так редко можно встретить откатные ворота без ржавых потеков. Как решить проблему: заделать эту щель герметиком перед покраской.
Еще один момент, которым многие пренебрегают: дальний конец балки должен быть закрыт, например, приваренной пластиной. Так зимой балка не наберет снега, а летом – мусора и пыли. Все это – в копилку безупречной работы откатных ворот.
Последний воротный лайфхак, которым делится наш пользователь: защита кабеля водопроводными металлопластиковыми трубами. Это дешево и несложно, но эффективно защищает проводку от повреждения.
Откатные ворота своими руками: чертежи и инструкция
Это решение многих привело в восторг: настоящее торжество инженерной мысли! Ворота прекрасно служат много лет, открываются в любую погоду, и не нуждаются в постоянной очистке от льда и снега.
Конструкцию придумал наш пользователь с ником hart77. Распашные ворота у него на даче поставить не получалось из-за сложного рельефа, узкой улочки и неудачно стоящего столба. Поэтому была изобретена такая схема откатных ворот
По купленному подшипнику был сделан чертеж, у токаря выточили детали. Подшипник вставлен в ролик внатяг.
Палец приварен к буровым столбам.
На приваренные пальцы надеваем ролик с вставленным подшипником, втулку, прижимающую внутреннее кольцо подшипника, и прикручиваем всё болтами.
Ворота жестко закреплены (в закрытом состоянии в шести точках, в открытом – в четырех) и легко открываются-закрываются в снегу и во льду.
hart77 говорит, что видел похожую конструкцию, которая служит уже 30 лет. Она была ржавой, но ничуть не уставшей.
«Перевернутые» откатные ворота своими руками
Основной недостаток классических откатных ворот в том, что подвижная консольная балка расположена низко. Ветер наносит в нее пыль и песок, а зимой в полость направляющей попадают снег и лед, что приводит к сбоям в работе и поломкам.
Участник нашего портала с ником max68.2011, возможно, первым перевернул представление об откатных воротах (как и сами ворота), подвесив балку неподвижно к верху забора, прикрепив каретки вверху подвижных ворот и получив вроде бы обычные, но перевернутые откатные ворота.
Пробую сделать нечто своё.
Эксплуатация этой конструкции выявила два попутных преимущества:
- одна каретка давит только вверх, другая – только вниз, стало быть, подшипников требуется вдвое меньше;
- в момент прохождения центра тяжести ворот через неподвижные каретки они не переваливаются.
Остановимся на конструктиве ворот:
- стандартный фундамент под консольные откатные ворота: проём 4,01 м, швеллер 20 длинной 2,20 м, заглубление 1,7 м.
- Первый, приемный столб — труба 80х40х2 узкой гранью в плоскости забора, широкой — в проём ворот.
- Второй, основной несущий столб, сделан из двух таких труб.
- Третий столб точно такой же, как первый.
- Четвертый — труба Ф 76.
Две каретки, одна основная несущая (ближняя к проёму), работает всё время вниз. Вторая, дальняя от проёма — работает только вверх, так что никакого переваливания ворот с одной каретки на другую не будет.
Оптимизированные перевернутые ворота
Участник FORUMHOUSE c ником Modul, «как старый производственник», развил идею перевернутых откатных ворот и оптимизировал детали.
Ворота прослужили две зимы, в дачный сезон эксплуатировались ежедневно, зимой пару раз в неделю. И сейчас, как пишут в объявлениях, состояние идеальное.
По итогам эксплуатации были выявлены следующие преимущества конструкции с верхней балкой:
- Всегда все чисто и сухо, поэтому сервисное обслуживание требуется гораздо реже;
- Такие ворота служат дольше;
- Отпадает необходимость в мощном фундаменте для роликовых опор.
Жёстко закреплёная направляющая распределяет нагрузку между столбами забора, которые, в любом случае, должны быть установлены надёжно. Для фундамента привода достаточно пары винтовых или буронабивных свай. Как вариант, можно использовать дополнительный или существующий столб забора, прикронштейнив к нему площадку.
- Отпадает необходимость в громоздких регулировочных и роликовых площадках, которые постоянно ржавеют;
- Полотно ворот меньше весит;
- Не приходится решать задачу соединения направляющей балки и каркаса полотна ворот;
- Вместо прорези балки, в которую всю дорогу набивается снег – гладкая лыжа.
При таком наборе аргументов зудит вопрос: отчего же так никто не делает? О массовом производстве вообще говорить не приходится.
Удобные откатные ворота своими руками
Откатные ворота, сделанные своими руками, были мечтой участника нашего портала с ником ani1883, и вот он ее осуществил.
Хотя я и прекрасно знаю физику процесса, но до сих пор прихожу в восторг от «самостоятельных» движений всяческих механических устройств. Ну, просто шайтан какой-то, говорю я себе и очень радуюсь.
Классические ворота делались по советам и рекомендациям профильной ветки FORUMHOUSE. Весь процесс хорошо виден на фотографиях. Сейчас нашего пользователя иногда спрашивают, не жалеет ли он, что затеял такой дорогой и сложный проект – нет, не жалеет. Это очень красиво и удобно, а какое удовольствие создавать самому сложные вещи, которые отлично работают, может только такой же созидатель.
Полезные советы, схемы, инструкции и чертежи для изготовления откатных ворот можно найти на профильной ветке FORUMHOUSE. Прочитайте нашу статью, которая подробно объясняет технологию создания откатных ворот. На нашем форуме подробно обсуждаются разные варианты конструкций откатных ворот для их строительства своими руками. Посмотрите наше видео о том, как построить бюджетный забор, который смотрится дорого.
Источник
Откатные ворота: чертежи, схемы и инструкция для изготовления своими руками
Хороший, надёжный забор с красивыми воротами является не только защитой загородного участка от непрошеных гостей, но и даёт чёткое представление о его границах. Чтобы сделать ограждение более удобным и практичным, его ворота снабжают приспособлениями, которые упрощают их открывание и позволяют сделать этот процесс автоматическим. Одной из наиболее популярных конструкций является система с механизмом, который позволяет сдвигать полотно ограждения в сторону. Сегодня немало компаний занимаются установкой откатных ворот, но мы предлагаем изготовить их своими руками.
Устройство и принцип действия откатных ворот
В зависимости от типа и расположения опорной поверхности, откатные ворота делятся на рельсовые и роликовые, но, поскольку вторые имеют более надёжную конструкцию, то сегодня системы с нижней рельсовой направляющей практически не используются. Что же касается механизма с опорными роликами, то его несложно собрать самостоятельно, поскольку все комплектующие можно приобрести в торговой сети или сделать самостоятельно.
Популярные ранее сдвижные ворота с нижним направляющим рельсом сегодня вытеснила более надёжная конструкция с опорными роликами
Эти ворота можно соорудить двумя способами:
- моноширмой,
- двойной синхронной конструкцией.
Моноширма — это конструкция из одной створки, которая опирается на установленные сбоку от проёма роликовые направляющие (тележки или консольные опоры). По ним ворота сдвигаются в одну сторону, открывая место для проезда автомобиля. Такая система не требует верхней перетяжки между столбами и используется при высоте полотна не более 2 метров. Простота и удобство моноширмы способствуют её популярности для обустройства частных участков, открытых площадок и дворов.
Схема роликовых сдвижных ворот
Двойные синхронные ворота имеют пару створок, которые отъезжают в противоположные стороны. В отличие от моноширмы конструкция имеет два опорных фундамента и верхнюю балку, которая служит направляющей для дополнительных роликов. Консольная система способна выдержать полотно увеличенногоо веса, поэтому применяется для ворот высотой более 2 метров. Является хорошим вариантом для оснащения гаражей для грузовых авто и высоких ангаров, различных складов, промышленных объектов и т. д.
Поскольку для частного подворья необходимость в установке высоких ворот возникает нечасто, далее будем рассматривать одинарные системы. Кроме всего прочего, такие откатные ворота имеют упрощённую конструкцию, поэтому больше подходят для изготовления своими руками.
Роликовые тележки являются основными опорными элементами конструкции
Кроме направляющей и роликовых опор (консольных блоков или тележек) работоспособность конструкции обеспечивают несколько других элементов.
- Нижний и верхний улавливатель. Представляют собой П-образные кронштейны, установленные на краях улавливающего столба (опоры, стойки) и предназначенные для фиксации ворот в закрытом состоянии. Верхний улавливатель предотвращает «заваливание» створки набок, в то время как нижний фиксатор в дополнение к этой функции ещё и ослабляет нагрузку на ролики и направляющую.
Улавливатели изготавливают из толстого металла, ведь от них зависит надёжность фиксации ворот в закрытом положении
Поддерживающая скоба в сборе с роликами
Опорный ролик с резиновой демпфирующей подушкой
Кроме этого, некоторые детали системы снабжаются заглушками, которые предотвращают набивание снега и служат в качестве декоративных элементов.
Особенности проектирования конструкции
Прежде чем приступать к закупке материалов, следует составить хотя бы небольшой чертёж или эскиз с указанием основных размеров и расчётом необходимого материала.
Размеры полотна
Одним из основных вопросов в проектировании ворот является определение ширины и других габаритов конструкции. Прежде всего, следует определить расстояние между столбами ворот, поскольку все дальнейшие расчёты зависят от этой величины. При этом учитывают:
- размеры автотранспорта, который будет въезжать на участок;
- угол въезда автомобилей;
- свободный зазор между габаритной шириной авто и опорами ворот, который должен составлять 0.3–0.5 м с каждой стороны.
Для легковых автомобилей среднего класса будет достаточно ворот шириной 2.5–3 м, тогда как грузовик или трактор требуют проёма размером не менее 3.5 метра.
Конструкция и размеры полотна сдвижных ворот с каркасом под металлопрофиль
Если же движение перпендикулярно линии ограждения затруднено и потребуется въезд под углом, то это значение необходимо увеличить ещё в 1.5 раза. А ведь надо учесть ещё и то, что машина по какой-либо причине (скользкая поверхность, неопытный водитель, неправильно закреплённый груз) может сместиться или наклониться в сторону. Поэтому оптимальной можно считать ширину створа ворот около 4.5 м — этого будет достаточно для любых ситуаций.
Рассчитывая ширину полотна, к размеру проёма прибавляют 20 см. Это необходимо сделать для того, чтобы при закрытых воротах со стороны опорных роликов двор не просматривался через щель. Если при изготовлении створки эта возможность не учитывалась, то из ситуации можно выйти, чуть сдвинув друг к другу столбы. При определении высоты ворот многие считают, что она должна быть такой же, как и у ограды, но обычно полотно делают немного меньшим. Это связано с тем, что нижний край ограждения устанавливают с минимальным зазором от уровня участка, в то время как створка земли не касается и устанавливается с зазором около 10 см.
Чертёж полотна сдвижных ворот без каркаса под заполняющий профиль
На самом деле, расстояние между нижней направляющей и уровнем двора регулируется при помощи опорных площадок, которыми выставляется высота роликовых тележек. В зависимости от их положения створки возвышаются над участком на высоту от 10 до 15 см.
Кроме того, на высоту полотна влияют размеры рамы его каркаса и ширина нижней направляющей. Чтобы в итоге ворота находились на одном уровне с забором, при проектировании необходимо учесть все эти нюансы и сделать точный расчёт.
Чертежи и схемы
Основой конструкции откатных ворот является направляющая, которая передвигается по консольным блокам.
Чтобы опорные ролики не препятствовали проезду, их сдвигают за боковой габарит. При этом створку удлиняют за счёт специального откоса, выполняющего функции противовеса. Избежать перекоса при закрывании откатных ворот можно в том случае, если длина откоса будет равняться ½ ширины створки.
Всю нагрузку при работе механизма берут на себя роликовые тележки, поэтому для их установки требуется прочное, надёжное онование. Фундамент выополняют в виде массивного железобетонного сооружения с верхней закладной площадкой из широкого металлического швеллера. В дальнейшем его будет удобно использовать не только для монтажа роликовых опор, но и для крепления привода автоматики.
Откатной тип имеет очень простую конструкцию. Понимания механизм работы достаточно для того, чтобы самостоятельно составить необходимые эскизы и сделать расчёты. Тем не менее предоставляем вашему вниманию схемы и чертежи конструкций, которые будут служить в качестве наглядных пособий и помогут в работе. Кроме всего прочего, один из готовых проектов можно взять за основу при изготовлении откатных ворот собственноручно.
Чертежи для изготовления
Что понадобится для сооружения своими руками
Приступая к строительству ворот, необходимо иметь набор комплектующих (фурнитуры), которые можно приобрести комплектом или изготовить самостоятельно. Что касается инструментов, то никаких специфических приспособлений не понадобится — всё необходимое можно найти даже у начинающего домашнего мастера.
Выбор деталей для механизма отката
Есть несколько вариантов комплектующих для откатных ворот в зависимости от ширины проёма и весовой нагрузки:
- для ворот массой до 400 кг и шириной не более 4 м;
- для полотен весом до 600 кг и шириной не более 6 м;
- для створок массой от 600 кг и шириной 6 м и больше.
Выбирая тот или иной комплект для своих нужд, следует обязательно учитывать материал заполнения полотна, ведь он оказывает существенное влияние на вес створки.
Набор для создания состоит из таких деталей:
- нижняя направляющая;
- поддерживающая скоба с роликами;
- роликовая опора — 2 шт.;
- поддерживающая подставка роликовой платформы — 2 шт.;
- опорный (концевой) ролик;
- нижний и верхний улавливатели;
- пластиковые заглушки.
Направляющая нижних роликов должна быть достаточно жёсткой, чтобы сохранять первоначальную форму и не деформироваться при ветровой нагрузке. Чтобы обеспечить это условие, ответственные производители изготавливают рельс из качественной конструкционной стали толщиной не менее 3.6 мм — на этот параметр и следует ориентироваться при его выборе.
Комплект фурнитуры для сборки откатных ворот
Поскольку всю массу ворот удерживают роликовые тележки, их подшипники должны быть качественными, а сами поверхности качения иметь высокую твёрдость. В продаже можно найти консольные блоки с пластиковыми роликами, которые снижают уровень шума при движении ворот. Учтите, что через некоторое время эти детали придётся менять, поскольку даже самые высококачественные термопласты не сравнятся с цементированной сталью. Перед монтажом подшипники опорных роликов рекомендуется вскрыть, чтобы проверить количество смазки — от этого зависит, будут ли ворота скрипеть при движении, и как долго эти детали будут работать без люфтов и заклиниваний.
Фиксацию створки сверху обеспечивает поддерживающая скоба. Чтобы обеспечить устойчивость и надёжность конструкции, её толщина должна быть не менее 4 мм. Что же касается установленных на ней направляющих, то лучше всего зарекомендовали себя резиновые ролики. Нагрузка на них не так уж велика, а вот то, что они не царапают каркас ворот в процессе эксплуатации, положительным образом влияет на эстетичность конструкции.
При выборе нижнего улавливателя следует учитывать, что он работает в паре с опорным роликом. Следует обязательно проверить, насколько свободно концевик входит в фиксатор. Кроме того, торцовый ролик предназначен для перераспределения нагрузки при закрытых воротах, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к основным опорным элементам системы.
Металлическая пластина, из которой изготавливаются улавливатели, должна иметь толщину не менее 4 мм, поскольку от её качества зависит надёжность фиксации створки в закрытом положении. Кроме того, прочность этих деталей должна обеспечиваться сварочным соединением.
Заглушки направляющего рельса подойдут любые. Главное, чтобы они препятствовали попаданию снега и выполняли декоративную функцию.
Выбор материала для зашивки полностью зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей, поэтому можно использовать:
- профнастил, который имеет небольшой вес и легко монтируется при помощи заклёпок или саморезов. Профильные панели можно подобрать по толщине, цвету, глубине и ширине волны, а их покрытие способно долгие годы защищать металл от коррозии;
- стальные листы — подбирают по толщине и размерам. Чаще всего используют как основу под кованые элементы ворот;
- поликарбонат, с которым ворота будут самыми лёгкими;
- штакетник или вагонку — их необходимо обрабатывать антисептическими средствами и покрывать лаком или краской. Только в таком случае можно рассчитывать на долговечность и эстетичный внешний вид пиломатериалов;
- ковка — может использоваться как отдельно, так и в сочетании с поликарбонатом, пиломатериалами или стальными листами. Сегодня в торговой сети можно купить отдельные кованые элементы, из которых при помощи сварки несложно соорудить настоящее произведение кузнечного искусства;
- филёнка (шоколадка) – для её получения металлические листы подвергают штамповке. В продаже можно найти «шоколадки» различных размеров. К каркасу их крепят сваркой или заклёпками.
Используя для обшивки полотна ковку, стальные листы или филёнку, следует учитывать значительное увеличение массы ворот при выборе роликовых опор и других элементов конструкции.
В продаже можно найти филёнку различного размера, что позволяет создавать ворота оригинального дизайна
Какой инструмент и материалы понадобятся
Сооружение откатных ворот потребует выполнения не только слесарных, но и бетонных работ, поэтому следует подготовить:
- лопату;
- лом или кирку;
- трамбовку;
- ёмкости для сыпучих материалов и бетона;
- сварочный аппарат;
- болгарку (угловая шлифовальная машина или УШМ);
- отрезной и зачистной круг для УШМ;
- молоток;
- шуруповёрт;
- набор рожковых ключей;
- рулетку;
- чертилку или карандаш;
- компрессор с пульверизатором или кисти для малярных работ.
Если обшивка створки будет выполняться не металлом, а деревом, то могут понадобиться циркулярная или торцовая пила, рубанок, стамеска и другие столярные инструменты.
Для изготовления полотна ворот лучше всего подходят профильные стальные трубы
Кроме комплектующих и элементов обшивки, понадобится немало других материалов. Так, чтобы сделать откатные ворота для 4-метрового проёма, потребуется завезти на участок:
- не менее 18 метров профильной трубы 50х50 мм или 60х40 мм со стенкой 2 мм — для сварки рамы каркаса;
- до 20 погонных метров трубы 40х20х2 мм, которая понадобится для внутренних деталей каркаса;
- швеллер № 20 длиной не менее 2 м — для сооружения закладной опорной площадки для роликовых направляющих;
Вместо швеллера можно использовать два отрезка стального уголка с полкой длиной 100 мм, которые сваривают по длине. Устанавливать закладные только под каретки роликовых опор, равно как и бетонировать шпильки, не рекомендуется — в этом случае будет сложно выставлять ролики и регулировать устройство автоматического закрывания (привод). - толстый листовой металл для нащельников — закладных, которые устанавливаются в кладку при сооружении боковых опор (столбов);
- около 15 м арматуры или стального прутка диаметром 10–12 мм, которые будут нужны для крепления швеллера и сооружения фундамента;
- песок, щебень и цемент для приготовления бетона.
Следует заранее позаботиться об эстетичности конструкции, поэтому для окрашивания каркаса или всего полотна понадобится краска и грунтовка. Подойдёт любая алкидная эмаль для наружных работ и грунтовка для металлических поверхностей.
Поэтапный монтаж откатных ворот
Правильный подход к изготовлению откатных ворот позволит получить прочную, надёжную конструкцию и избежать ошибок в работе. Поэтому весь процесс лучше разделить на несколько этапов:
- сооружение опорных столбов;
- обустройство фундамента;
- изготовление полотна и отдельных элементов конструкции;
- монтаж конструкции.
Чтобы добиться успеха, необходимо всё делать согласно плану работ. Каждый шаг должен сопровождаться контролем геометрии и других технологических параметров. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что ворота сможет открывать даже ребёнок.
Установка столбов
Монтаж опорных столбов является одним из самых ответственных этапов, поскольку в дальнейшем они будут отвечать за устойчивость всей конструкции. Стойки можно сделать из различных материалов — дубового бруса, массивного металлопроката, кирпича или бетона. Рекомендуется бетонировать столбы на глубину не менее 1 м, а на участках с высоким уровнем грунтовых вод обустраивать общий фундамент под все конструктивные элементы откатных ворот.
Схема опорных конструкций откатных ворот
Если для стоек используются металлические трубы, то монтаж улавливателей и поддерживающей шины не вызывает трудностей — их можно закрепить сваркой. В случае когда столбы изготавливаются из камня или кирпича, в кладку необходимо устанавливать закладные. Эти крепёжные элементы представляют собой металлические площадки из толстой листовой стали, к которой приваривают отрезки металлического прутка или толстой проволоки. В процессе сооружения столбов гибкие элементы укладывают в швы, устанавливая нащельники на нужной высоте.
Итак, для монтажа опорных стоек копают яму диаметром не менее 0.5 м и глубиной более 1 метра, в которую устанавливают столб. Далее выставляют его при помощи уровня и заливают бетоном. Для надёжности на нижнюю часть металлической стойки можно приварить несколько поперечин из кусков уголка, труб, арматуры и т. д.
Строительство фундамента
Прежде чем приступать к монтажным работам, необходимо сделать разметку фундамента опорной площадки и подготовить котлован для его обустройства. В этих целях от плоскости ограждения отступают 0.5 м — это и будет ширина траншеи. Фундамент должен быть длиннее противовеса створки на 20–30 см.
Если для открывания ворот будет использоваться автоматика, то ещё на этапе установки столбов и сооружения фундамента в земле прокладывают электрические кабели. Для их защиты используют гофрированный пластиковый кожух.
В качестве закладной фундамента используется швеллер шириной до 20 см. Его длина равняется половине ширины проёма плюс припуск 10–20 см на установку площадок роликовых опор. Чтобы обеспечить монолитность закладной, её усиливают каркасом из арматуры.
Чертёж фундамента опорной площадки
Фундамент сооружают так:
- копают траншею глубиной 1–1.5 м. На песчаных грунтах, а также при высоком уровне грунтовых вод дно котлована должно находиться ниже точки промерзания;
- из металлического прутка или арматуры нарезают стержни: длинные 1–1.5 м (по глубине траншеи) и короткие 0.2 м. Последних потребуется в два раза меньше — они будут использоваться в качестве перемычек;
- длинные куски арматуры приваривают к боковым полкам швеллера на расстоянии 30 см друг от друга, получая конструкцию, похожую на скамью с множеством ножек;
- противоположные прутки соединяют попарно при помощи 20-сантиметровых перемычек на расстоянии 0.7–0.8 м от швеллера;
- в траншею опускают конструкцию закладной, выравнивая швеллер по высоте участка.
Швеллер должен выставляться строго по горизонтали таким образом, чтобы его верхняя плоскость совпадала с уровнем проезжей части. Если плитка, бетонное или асфальное покрытие ещё только планируется, то обязательно следует учитывать увеличение высоты проезда.
По технологии фундамент должен выстояться в течение 28 дней, чтобы бетон достиг марочной прочности.
Обустройство фундамента опорной площадки
Изготовление створки
Для изготовления несущего каркаса полотна ворот используются профильные металлические трубы сечением не менее 50х50 мм. Чтобы не получить створку, которую повело «пропеллером», необходимо обустроить площадку со строго горизонтальной плоскостью. Для этого выбирают широкое, ровное место и с небольшими зазорами раскладывают на земле деревянные рейки или бруски. Контроль уровня осуществляют при помощи лазерного или пузырькового инструмента и строительного шнура.
Для сварки полотна сдвижных ворот удобно использовать деревянные подпорки
Сварку полотна ведут снизу вверх, укладывая отдельные элементы конструкции на подготовленную плоскость.
- Изготавливают наружную раму, которая является основным каркасом створки. Для этого к направляющему рельсу приваривают трубу рамы сечением 50х50 мм или 60х40 мм. После этого к её верхней плоскости крепят вертикальные трубы, монтируют верхнюю поперечину и откос. Сварочный шов можно выполнять прихватками длиной 2 см через каждые 0.5–0.6 м.
Сварку каркаса ведут в шахматном порядке. Это позволит предотвратить перегрев отдельных участков и нарушение плоскостности конструкции. - К основанию рамы приваривают элементы заполняющего каркаса, который понадобится для крепления профнастила и сделает конструкцию более жёсткой. Внутренние переборки изготавливают из труб 40х20 мм.
- Места сварки зачищают угловой шлифмашиной, после чего конструкцию покрывают грунтовкой.
- При помощи пульверизатора наносят два-три слоя алкидной краски.
- После высыхания защитного слоя полотно обшивают профнастилом. Для его крепления используют саморезы или заклёпки, отверстия под которые сверлят электродрелью.
Каркас, который будет обшиваться профлистом, деревом или поликарбонатом, перед заполнением необходимо покрасить
Если в качестве заполнения используются стальные листы или ковка, то их приваривают на этапе сооружения каркаса, после чего зачищают и только после этого ворота подготавливают к окрашиванию.
Инструкция по сборке конструкции
- Монтаж откатных ворот начинают с разметки. Для того чтобы обозначить траекторию их движения, вдоль проезжей части необходимо натянуть шнур. Зазор между ним и дорожным покрытием должен составлять 150–200 мм, а расстояние до опорного столба — равняться 70 мм (при рекомендуемой толщине полотна до 70 мм). В дальнейшем шнур будет служить осевой линией при установке консольных опор
- Определяют место установки передней роликовой тележки. Принцип здесь простой — чем дальше опоры разместить друг от друга, тем меньшей будет нагрузка на подшипники. Тем не менее ближний к проезжей части комплект опорных роликов устанавливают не по крайнему габариту столба, а на расстоянии 15 см в сторону отката. Это делается для того, чтобы торчащий из створки накатной ролик не выступал на проезжую часть. Чтобы определить крайнее положение задней консольной опоры, из общей длины полотна (с противовесом) вычитают 100 мм. Полученное значение откладывают от принимающего столба (на котором будут крепиться улавливатели) – эта точка будет внешней границей второй тележки.
Определение мест установки роликовых опор
Роликовые опоры устанавливаются на опорную плиту посредством поддерживающих площадок. Это позволяет избежать перегрева роликов при монтаже и получить возможность выставить направляющую «в горизонталь»
Перед тем, как приварить опорные площадки и установить тележки на место, полотно ворот снимают
Правильный монтаж роликовой тележки (с поддерживающей площадкой) позволит без проблем регулировать уровень направляющей балки
Монтаж накатного ролика
Скобу поддерживающей шины к столбу можно крепить сваркой — широкий диапазон регулировки каждого ролика позволяет без проблем выставить полотно ворот по вертикали
Монтаж нижнего улавливателя
Верхний улавливатель, как и нижний, можно крепить к столбу или закладной сваркой — конструкция этих деталей предусматривает возможность регулировки в широких пределах
После монтажа производят окончательную регулировку опорных роликов, поддерживающей шины и улавливателей. Торцевую часть направляющей закрывают заглушкой, а сварочные швы зачищают и закрашивают.
Если всё делать правильно и аккуратно, то в итоге должна получиться вот такая конструкция
Видео: как установить откатные ворота своими руками
Как оснастить их автоматикой
Устанавливать на такие ворота систему автоматического открывания можно лишь в том случае, когда они легко и без рывков передвигаются по роликам. Для этого необходимо приобрести:
- зубчатую рейку;
- электропривод;
- сигнальную лампочку;
- концевые выключатели или фотоэлементы;
- пульт ДУ;
- блок управления.
Сегодня нет необходимости покупать составляющие по отдельности — в продаже можно найти готовые комплекты автоматики. Для монтажа системы понадобятся такие же инструменты, которые использовались при изготовлении и установке ворот.
Комплект автоматики для откатных ворот
Электропривод крепят к тому же самому закладному швеллеру, что и роликовые опоры. Работу выполняют поэтапно.
- К профильной трубе прикладывают зубчатую рейку. После этого её совмещают с шестерней привода и отмечают его расположение между роликовыми опорами. Если привод необходимо приподнять на несколько сантиметров или отодвинуть от внешнего края швеллера, то к закладной поверхности приваривают толстую металлическую пластину подходящего размера.
- При помощи сварки основание привода крепят к опорной поверхности, после чего устанавливают сам механизм.
Привод откатных ворот, как и опорные ролики, крепят посредством регулировочной площадки
Монтаж зубчатой рейки
В целях безопасности на крайний столб устанавливают сигнальную лампу. После этого проверяют правильность электрических подключений и включают подачу электричества.
В качестве привода откатных ворот можно использовать шуруповёрт или любой электродвигатель с редуктором, а для дистанционного управления применить недорогую автомобильную сигнализацию.
Видео: откатные ворота с приводом, изготовленным из шуруповёрта
Хоть откатные ворота и требуют больше финансовых вложений, чем обычные, львиную долю затрат можно сэкономить, если сделать их своими руками. Удобство в эксплуатации и комфорт, который даёт система дистанционного управления, сочетаются с высокой надёжностью и способностью экономить место на участке. Неплохой аргумент в пользу современной и функциональной конструкции, не так ли?
Источник