- Подвесные откатные ворота на роликах своими руками
- Достоинства и недостатки подвесных ворот
- Из чего можно сделать створки подвесных ворот?
- Материалы и инструменты, необходимые для монтажа подвесных ворот
- Монтаж каркаса
- Изготовления полотна
- Монтаж рамы и установка опорных столбов
- Установка направляющей и роликов
- Автоматизация ворот
- Откатные(сдвижные) ворота своими руками пошаговая инструкция
- Виды и принцип работы
- Подвесные
- С опорой на нижний рельс
- Консольные
- Плюсы и минусы откатных ворот
- Чертежи и расчеты
- Комплект фурнитуры
- Какие нужны материалы
- Как сделать откатные ворота: пошаговая инструкция
- Сдвижные ворота своими руками: этапы изготовления
- Подготовка проема
- Фундамент под опорный механизм
- Сборка каркаса
- Обшивка
- Монтаж фурнитуры и установка полотна
- Установка электропривода и элементов безопасности
- Обслуживание
- Калитка в откатных воротах
- Наиболее частые ошибки
- Сборка готовых заводских ворот
- Заключение
Подвесные откатные ворота на роликах своими руками
Часто подвесные ворота путают с откатными. Но одни отличаются от других, даже несмотря на то, что принцип работы у них один и тот же. И те, и другие открываются откатом створки, но только направляющая откатных ворот располагается внизу, а направляющая подвесных ворот — вверху.
Достоинства и недостатки подвесных ворот
Навесные ворота имеют следующие преимущества:
• Во-первых, они экономят пространство около входа.
• Во-вторых, зимой перед их открытием не нужно очищать от снега большую по площади территорию.
• В-третьих, они устойчивы и хорошо переносят сильные порывы ветра.
Но есть у таких ворот и недостатки:
• Во-первых, их высота ограничивается направляющей балкой.
• Во-вторых, эта балка должна быть всегда очищена от снега, иначе движение створок будет затруднено или вовсе невозможно.
• В-третьих, для устройства этих ворот необходимо свободное пространство вдоль забора.
Из чего можно сделать створки подвесных ворот?
Перед тем как приступать к изготовлению навесных ворот, нужно определиться с их размерами, материалом и другими подобными нюансами. По материалу, из которого изготовлены створки, навесные ворота подразделяются на несколько разновидностей.
Один из самых распространенных материалов, использующихся для изготовления ворот — металл. Можно просто взять профлист и вырезать из него кусок нужной площади. Нередко ворота делаются из пластика, который можно приобрести в виде отдельных панелей, а затем собрать в единое полотно, соединяя по системе паз-гребень. В том случае, если необходимо сохранять тепло внутри помещения, в которое ведут ворота, можно изготовить полотно из сендвич-панелей.
Материалы и инструменты, необходимые для монтажа подвесных ворот
Для того чтобы изготовить навесные ворота самостоятельно, понадобятся профнастил, трубы с квадратным сечением, направляющая балка, врезной замок и ролики. Можно также приобрести комплект автоматики, если будет необходимость сделать ворота автоматически открывающимися.
Из инструментов потребуются болгарка и сварочный аппарат.
Обычно навесные ворота имеют одну створку. Если ширина ворот меньше 3-х метров, то нет необходимости делать вторую створку. Обычно такой ширины достаточно для въезда автомобиля. Но если все же по каким-то причинам будет решено установить более широкие ворота, то лучше сделать их двустворчатыми, иначе направляющая балка может не справиться с нагрузкой.
Ролики, посредством которых будет осуществляться движение створок, изготавливать самостоятельно не нужно. Их можно приобрести уже готовыми, причем обычно они продаются вместе с направляющими.
Ролики и направляющая для откатных ворот
Монтаж каркаса
Каркас ворот изготавливается из металлических труб, сечение которых представляет собой квадрат. Обычно используются трубы шириной 4 см. Зная высоту ворот, нужно нарезать трубы соответствующей длины.
После того как будет нарезано достаточное количество одинаковых по длине труб, их нужно положить на горизонтальную поверхность, на равном друг от друга расстоянии, и соединить. Затем они привариваются посредством точечной сварки.
Для того чтобы проверить, ровный ли получился каркас, необходимо измерить обе его диагонали. Если значения будут одинаковыми, значит, каркас ровный. Если же диагонали будут различаться по длине, то для выравнивания каркаса можно будет слегка постучать молотком по углам.
Выровняв трубы, их можно заваривать полностью. После этого нужно будет собрать еще один каркас из труб с квадратным сечением, но только теперь ширина трубы должна быть в два раза меньше. Этот каркас будет присоединяться к предыдущему изнутри.
После завершения всех сварочных работ каркас нужно прогрунтовать, а затем, дождавшись полного высыхания грунтовочного покрытия, покрасить его, используя специальную краску для металлических поверхностей.
Изготовления полотна
Полотно вырезается из профлиста и присоединяется к каркасу либо саморезами, либо заклепками. Площадь полотна должна быть больше проема и примерно на 20 см перекрывать каждую из сторон, а его верхняя часть должна выступать примерно на 10 см. Внизу же, наоборот, должен остаться промежуток около 5 см между полотном и поверхностью земли.
Сразу нужно определить место, где будет располагаться врезной замок. А определившись с местом, замок лучше сразу же и установить. При установке необходимо следовать инструкции, которая обычно приводится на упаковке.
Монтаж рамы и установка опорных столбов
Следующий этап монтажа навесных ворот — изготовление рамы. Она выполняется из труб с квадратным сечением шириной 12 см. Соединяются они посредством сварки. Если ворота имеют одну створку, то верхняя балка должна иметь длину, равную ширине этой створки. Если же изготавливаются двустворчатые ворота, то балок должно быть две, и длина каждой из них должна совпадать с шириной соответствующей створки.
В качестве опорных столбов для навесных ворот также используются металлические трубы. Они закапываются в почву на глубину более 1 м, а затем заливаются бетонным раствором. Обязательно нужно убедиться в том, что опоры установлены вертикально. Лучшим помощником в этом деле станет строительный уровень или отвес.
Установка направляющей и роликов
Один из последних этапов установки навесных ворот — крепление направляющей балки. Этот элемент присоединяется посредством специальных кронштейнов. Разумеется, та сторона направляющей, по которой на колесиках будет ездить створка, должна располагаться внизу. Обычно направляющая для навесных ворот имеет длину не более 6 м. Поэтому если нужна будет более длинная балка, придется еще раз воспользоваться сварочным аппаратом.
Для увеличения длины балки к ней можно будет просто приварить дополнительный кусок. Нужно следить за тем, чтобы направляющая была без искривлений. В противном случае створка при движении будет застревать.
Для выравнивания направляющей балки можно использовать все тот же строительный уровень.
Как только балка будет закреплена в нужном положении, можно приступать к установке роликов. Они должны быть закреплены на створках с двух сторон — сзади и спереди, при этом не имеет значения, как устроены сами ролики.
Ворота нужно устанавливать роликами вверх, так, чтобы они как раз входили в направляющую балку. Для того чтобы створки при открывании не уехали слишком далеко, на направляющей балке нужно установить специальные ограничители, которые обычно идут в одном комплекте с самими роликами.
На видео: Монтаж направляющей для подвесных откатных ворот.
Автоматизация ворот
Готовые навесные ворота можно снабдить комплектом автоматики, и тогда они будут открываться и закрываться с помощью пульта дистанционного управления. В таком случае не придется прилагать физические усилия, достаточно лишь просто нажать на кнопку, и створки сами поедут по направляющей балке в нужном направлении.
На видео: Монтаж автоматики для подвесных ворот.
Источник
Откатные(сдвижные) ворота своими руками пошаговая инструкция
Откатные ворота — современное технологичное решение для загородного коттеджа. Они сдвигаются в сторону вдоль забора и, в отличие от распашных, не требуют пространства для открывания створок. Конструкция достаточно сложна в изготовлении, но при наличии навыков работы с металлом можно сделать откатные ворота своими руками.
Виды и принцип работы
Все разновидности откатных ворот функционируют благодаря роликовым каретками и специальному направляющему рельсу. Механизм обеспечивает не только подвижность полотна, но и передачу нагрузки на несущие балки и опоры. По типу конструкции ворота бывают подвесные, с опиранием на наземный рельс и консольные, то есть с системой крепления на одном из концов.
Устройство откатных подвесных ворот
Подвесные
Такие ворота чаще используют на промышленных предприятиях. Полотно с роликами подвешивают на горизонтальную балку, опирающуюся в трех точках. При движении ворота сдвигаются в сторону как шторы. Все нагрузки воспринимаются несущей конструкцией, которая должна быть достаточно мощной и устойчивой.
Преимущества подвесных ворот — высокий ресурс работоспособности, небольшое пространство для отката. Недостаток — верхний рельс строго ограничивает габариты транспорта, что заставляет ставить высокие столбы. В загородном строительстве такие системы не очень популярны, поскольку требуют достаточно больших затрат материалов и труда.
Но если входная зона оборудована навесом, необязательно делать новые опоры. Можно использовать готовые стойки, а верхнюю балку сконструировать разборной. Тогда для проезда грузовика достаточно снять съемную часть, а затем поставить ее на место.
С опорой на нижний рельс
Эта конструкция проста и надежна. Полотно на роликах перемещается по направляющей, установленной в уровне дороги. Нет несущих балок, вся нагрузка передается на наземный рельс и боковые опоры. Наверху столба закреплен дополнительный ролик для удержания ворот при движении.
Для хорошего скольжения и бесперебойной работы механизма нужно тщательно очищать въезд от снега, льда, мусора, наносимого ветром или колесами автомобилей. Просвет дороги в условиях частной застройки не всегда возможно поддерживать в идеальном состоянии, поэтому откатные ворота с нижним рельсом устанавливают в районах с малоснежной зимой.
Консольные
Конструкции этого типа сложнее в изготовлении, чем другие, но не имеют таких недостатков, как ограничения по высоте или контакт с наземным рельсом. Роликовый механизм и удерживающая его опора расположены сбоку проема и закреплены на отдельном фундаменте. Консольная балка с приваренным к ней полотном движется по роликам. На ответном столбе находятся ловители. От раскачивания ворот удерживает верхнее направляющее устройство.
Чаще всего несущая балка крепится чаще внизу, но бывают разновидности с консолью сверху или посередине. Такое решение удобно, если электропривод зимой часто заметает снегом. Приподняв его над землей, можно избавится от этой проблемы.
Виды консольных ворот
Плюсы и минусы откатных ворот
Главное преимущество — удобство применения. Достаточно широкие ворота можно открыть без затруднений. Нет необходимости в обустройстве большой подъездной площадки, поскольку полотно сдвигается вбок.
Даже при сильном ветре отсутствует риск самопроизвольного закрывания и повреждения автомобиля. К тому же конструкция легко оборудуется электрическим приводом. Не выходя из машины, можно открыть ворота и заехать на участок.
Отдельно о преимуществах консольных откатных ворот:
- не имеют ограничений по высоте;
- внизу остается небольшой просвет, поэтому снег, лед или налетевший песок не затрудняют их работу;
- высокое сопротивление ветровым нагрузкам.
Ролики, обеспечивающие движение полотна, находятся внутри балки, что защищает механизм от внешних воздействий, а также позволяет пользоваться воротами без лишних усилий.
- сложность изготовления;
- длина бокового пространства для отката не менее 1,4-1,5 ширины проема.
Если нет возможности обеспечить необходимый откат, консольным воротам некуда сдвигаться. Установить их на коротком участке не удастся.
Чертежи и расчеты
Главное условие долгой и надежной работы ворот — соответствие системе крепления, действующим нагрузкам и соблюдение технологии монтажа. Чтобы составить чертеж, производят замеры. Само полотно обычно изготавливают по ширине проема плюс несколько см на боковые притворы. Высота определяется индивидуально с учетом размеров ограждения и материала, которым предстоит обшивать каркас. Обычно она составляет 1,9-2,2 м.
При расчете консольных ворот нужно учитывать, что они состоят из рабочей части, которая перекрывает проем, и технической. Их общая длина должна быть больше ширины проема на 40-50%. При такой пропорции обеспечивается прочное крепление и правильная работа всех элементов конструкции.
Каркас для обшивки компонуется из усиленного контура, промежуточных стоек, раскосов и перемычек. Их размеры просто рассчитать по правилам геометрии или по чертежу, если он составлен в масштабе. По результатам заполняют таблицу (спецификацию), где указывают количество материалов и комплектующих.Теперь можно приступать к закупкам.
Примерно так должен выглядеть чертеж откатных ворот специалиста
Все элементы конструкции — опоры, фундаменты, каркас полотна, ролики, держатели, закладные и т.д.— работают совместно. Поэтому самостоятельно рассчитать и подобрать характеристики довольно сложно. Оптимально будет воспользоваться готовыми решениями, представленными в альбомах производителей или помощью онлайн калькуляторов.
Комплект фурнитуры
Для стандартных откатных ворот шириной не более 4 м и весом до 500 кг в продаже есть готовые комплекты фурнитуры. В набор включены:
- балка направляющая длиной 5-6 м;
- 2 опорные роликовые каретки;
- ролик концевой;
- нижний и верхний ловители;
- устройство для направления движения полотна с 2 роликами;
- торцевые заглушки для балки;
- зубчатая рейка.
Дополнительно в комплект могут входить регулировочные подставки и кронштейны.
При нестандартном проеме, превышающем 4 м, нагрузки будут больше, поэтому для расчета и изготовления ворот лучше обратиться к специалистам.
Какие нужны материалы
Ворота можно сварить из стальных профильных труб, соединив сечения с разными размерами. Но сейчас производят специальные Т-профили для откатных ворот, которые использовать гораздо удобнее — не нужно сваривать 2 трубы по периметру каркаса и заполнять щели герметиком. Это существенно экономит время и материалы, а поскольку самого шва нет, одновременно улучшается стойкость конструкции к коррозии.
Для изготовления откатных ворот понадобятся:
- Т-профиль для внешнего каркаса полотна (можно заменить на трубу 60х40 и приварить к ней трубу 20х30);
- профильная труба 20х30 для стоек и раскосов;
- труба 60х40 мм для консольной части — хвостовика;
- набор фурнитуры.
Весь металл зачистить, загрунтовать труднодоступные места антикоррозийной быстросохнущей грунтовкой. В хорошую погоду можно обработать все профили сразу.
Как сделать откатные ворота: пошаговая инструкция
Монтаж подвесных или рельсовых ворот сводится к установке на столбы направляющей сверху или снизу и креплению роликового механизма. Сложнее изготовить консольные ворота, конструкция которых состоит из рабочего полотна и хвостовика. Действующие усилия в них распределяется таким образом, что ветровые нагрузки воспринимают опоры ограждения, а вырывающие от веса консоли — платформа с отдельным фундаментом.
Сдвижные ворота своими руками: этапы изготовления
Если столбы уже готовы, то работа сводится к следующему:
- Подготовка проема.
- Устройство фундамента для опорных роликовых кареток.
- Сборка каркаса.
- Обшивка.
- Монтаж фурнитуры.
- Установка полотна.
- Подключение электропривода и элементов безопасности.
- Проверка работоспособности системы.
В случае, когда опор еще нет, необходимо установить прочные столбы из кирпича с внутренним армированием или стойки из профильной трубы 80х80 мм.
Подготовка проема
Желательно решить заранее, какие ворота будут устанавливаться — распашные или сдвижные. От этого зависит, каким образом нужно монтировать крепления для полотна.
При кладке из кирпича в швы замуровывают металлические закладные детали для уловителей и верхней роликовой направляющей. Можно закрепить их в уже готовый столб с помощью прочных анкеров. Расстояние между закладными должно соответствовать высоте полотна ворот. Если опоры изготовлены из профильных труб, крепежные пластины приваривают уже после их установки.
Фундамент под опорный механизм
Основание под опору для консоли закладывают отдельно от фундамента под ограждение. Его располагают рядом с проемом параллельно забору. Возможно несколько решений для устройства фундамента:
- винтовые сваи;
- буронабивные сваи;
- железобетонная монолитная опора.
При выборе вида фундамента учитывают структуру грунта и глубину промерзания. Если на участке слабые или насыпные почвы, рационально использовать сваи. В плотных грунтах хорошо работают бетонные основания.
Армированные каркасы для фундамента из бетона изготавливают из рабочих стержней и хомутов диаметром 16 и 10 мм соответственно.
К сваям или выпускам арматуры приваривают швеллер № 20 или два параллельных швеллера № 10 и № 14. Их укладывают вплотную к столбу, длина профиля равна 1/2 ширине проема. Верх конструкции должен располагаться на нулевой отметке. Впоследствии к швеллеру будут крепиться 2 регулировочные площадки и 2 роликовые опоры.
Сборка каркаса
Наиболее удобный способ — сборка на специальном монтажном столе в мастерской по изготовлению металлоконструкций. В условиях участка в качестве рабочей поверхности можно выставить горизонтально несколько блоков (брусьев) или же сваривать каркас вертикально.
При вертикальной сборке к концам направляющей балки приваривают 2 «лапы» для устойчивости. Выставляют ее по уровню на подкладках из блоков. Отрезают по размеру проема плюс длина хвостовика, которая должна быть не менее 1/2 ширины проема.
Выставляют и приваривают Т-профиль вдоль балки строго по центру, отступив от торца на толщину стойки. У Т-стоек зарезают углы и приваривают строго вертикально. Временно закрепляют отрезком трубы.
Измеряют диагонали, проверяют геометрию, приваривают верхний Т-профиль, прихватив его в нескольких местах. Чтобы конструкцию не повело, полную обварку ворот делают только после полной сборки.
Внутри рамы через равные промежутки приваривают 2 стойки, а между ними горизонтальные перемычки и диагональные раскосы. Каркас должен получиться жестким и устойчивым.
При ширине ворот до 4 м хвостовик изготавливают в виде треугольника, свыше — прямоугольника. Большая нагрузка требует высокой жесткости, которую может обеспечить прямоугольная консоль.
Для изготовления хвостовика трубу 40х60 обрезают по размеру и приваривают к нижней балке и крайней стойке. Ворота полностью обваривают. Теперь их можно положить горизонтально, не боясь деформировать.
Если будет устанавливаться автоматика, рекомендуется сразу закрепить зубчатую рейку. Предварительно закрутить бобышки, прихватить их к балке. Затем рейку снять и приварить бобышки окончательно. Длина рейки должна равняться ширине проема плюс 50 см. Все швы заполнить автомобильным полиуретановым герметиком. Стыки отшлифовать и покрыть грунтовкой. Красить можно любым способом — кистью, валиком или распылителем.
Обшивка
Чтобы правильно отрегулировать механизм качения, рекомендуется монтировать заполнение до установки ворот в проем. Не запрещено это делать и после, поскольку регулировка — несложная операция, которая выполняется гаечным ключом за несколько минут.
Для обшивки используют:
- профнастил;
- металлический сайдинг;
- евроштакетник;
- дерево;
- сэндвич-панели;
- кованые решетки.
Материалы крепят к каркасу саморезами или приваривают.
Монтаж фурнитуры и установка полотна
Главные элементы качения — ролики. Они могут быть стальными или полимерными. Последний вид обладает бесшумным плавным ходом.
Роликовые каретки крепят на опорные площадки, приваренные к швеллеру. Для корректировки положения используют регулировочные болты. Приваривать сами ролики не рекомендуется, поскольку при эксплуатации возможно потребуется их регулировка в какой-либо плоскости.
Полотно с опорной балкой надевают на ролики, контролируют положение с помощью уровня. Далее на столб крепят верхний ограничитель, предохраняющий ворота от бокового раскачивания.
Монтаж пластины с направляющими роликами
На второй столб (приемную колонну) монтируют ловители, которые будут удерживать полотно при закрывании. На балку устанавливают концевики, снижающие нагрузку на переднюю каретку.
Монтаж нижнего уловлителя
Установка электропривода и элементов безопасности
После готовности механической части конструкции приступают к монтажу и настройке электропривода. Его крепят к несущему швеллеру с помощью кронштейнов или пластины. Привод нужно выбирать исходя из климатических условий. Чтобы при частых морозах под 30 град устройство безотказно работало, производитель должен дать такие гарантии.
На дачных участках часто наблюдаются перепады напряжения, поэтому двигатель не должен быть слишком чувствительным. Редуктор лучше выбирать не пластиковый, а металлический. Если неожиданно электричество отключили, в приводе находится переключатель режима, с помощью которого можно провести разблокировку.
Электропривод снабжен встроенной токовой чувствительностью, но необходимо предусмотреть другие элементы безопасности — фотоэлементы и сигнальные лампы. Для привода и датчиков движения прокладывают отдельные кабели. При попадании в створ человека или животного происходит обесточивание, включается обратный ход. Сигнальная лампа оповещает участников дорожного движения о том, что из ворот может выехать машина.
Для проверки работоспособности проводят 5 пробных включений. Если полотно движется плавно, без стопорений, лампа и датчики реагируют, значит, монтаж выполнен правильно.
Обслуживание
Регулярный уход за воротами — залог долгой службы откатных конструкций. Он не сложен, достаточно раз в год смазывать подшипники в роликах и контролировать регулировку механизмов.
Фотоэлементы могут загрязниться или запотеть от влажности. Периодически их нужно протирать мягкой тканью.
Зубчатая рейка также нуждается в регулярной очистке от льда и грязи. Скрип или скрежет — опасные предвестники поломки механизма. Смазывать балку солидолом или литолом не рекомендуется. В густой смазке накапливается пыль и песок, в результате ворота может подклинивать.
Калитка в откатных воротах
При желании в полотно можно встроить калитку. С одной стороны, это практично, поскольку не нужно каждый раз приводить в движение всю систему. К тому же при частом открывании оборудование может износиться раньше времени.
С другой стороны, возникают некоторые неудобства. Через довольно высокий порог сложно перенести коляску, велосипед, или вы просто можете споткнуться. В работе электропривода предусмотрен режим установки калиточного прохода, которым можно воспользоваться при необходимости.
Простое и функциональное решение — устройство калитки вне конструкции ворот на отдельных опорах. Тогда заходить и выходить можно будет беспрепятственно, а ресурс оборудования не расходуется.
Наиболее частые ошибки
Неисправности при работе ворот могут возникнуть из-за нарушения технологии монтажа:
- Выпирание или перекос опорного швеллера в морозы —при недостаточной глубина заложения фундамента под опорный блок возникли силы пучения.
- Каркас повело при сварке — стыки сваривались в неправильной последовательности. Сначала их нужно прихватить, прямые участки сваривать короткими отрезками. Обварку делать после полной сборки каркаса.
- Ворота двигаются неравномерно — зубчатая рейка установлена с нестыковкой зубцов или не проведена регулировка болтов.
Сборка готовых заводских ворот
Некоторые российские компании предлагают комплекты для сборки откатных ворот своими руками. Все профили уже нарезаны в размер, узлы и составляющие рассчитаны инженерами, на основные элементы дается гарантия. Каркас можно обшить любым материалом по выбору.
Безусловно, комплект будет стоить несколько дороже, чем покупка металла на металлобазе. Но зато вы сможете сэкономить время на подготовке профилей и резке. Останется только правильно и аккуратно собрать конструкцию.
Заключение
Устройство откатных ворот под силу не каждому мастеру. Нужно владеть инструментом, иметь достаточный опыт и неплохо разбираться в металлоконструкциях. В остальном вам поможет наша подробная инструкция.
Источник