Отделка студии звукозаписи своими руками

Как звукоизолировать студию звукозаписи

Уровень децибелов в студиях звукозаписи порой зашкаливает. Репетиции, запись, сведение, озвучивание, дубляж – все это доставляет немалые неудобства соседям, если звук просачивается через стены, пол или потолок. Как избежать конфликтов? Можно, например, переехать далеко за город или на пустырь, но лучше сделать качественную звукоизоляцию и продолжать работать в свое удовольствие.

Современные звукоизоляционные материалы позволяют оборудовать студию звукозаписи даже в жилом доме

Какие есть варианты

Вариант 1. Звукоизоляция штукатуркой и стяжкой

Способ достаточно долгий, хлопотный и трудозатратный. Необходимо разобрать старое напольное покрытие, загрунтовать поверхность и сделать стяжку толщиной 5–8 см. Не ранее чем через неделю можно обрабатывать стены звукоизоляционной штукатуркой на цементной основе слоем не менее 4 см. Трещины, места соединения стен с потолком предварительно заделывают монтажной пеной. Сверху наносят шпатлевку и финишное покрытие.

Потолок в данной схеме лучше не штукатурить, поскольку это очень сложная, трудновыполнимая работа. Оптимальный вариант – подвесная конструкция из гипсокартона и звукоизолирующих материалов. Но даже в этом случае «штукатурка + каркас» не дадут такого результата, как «комната в комнате».

Штукатурка и стяжка менее эффективны для звукоизоляции студии, чем «комната в комнате»

Вариант 2. Акустический поролон

Акустический поролон может иметь рельефную и безрельефную поверхность. Рельефный – с профилем в виде пирамид или волн – нейтрализует звук и подавляет вибрации. Ровный – тоже устраняет шумы, но значительно хуже, поэтому для студий звукозаписи не подходит.

Рельефными панелями обклеивают внутренние поверхности. На кривые стены предварительно монтируют листы гипсокартона в качестве основания для поролона. Также его монтируют под напольное покрытие – на обрешетку из брусьев. Материал нельзя сминать, так как заломы снижают звукоизоляционные свойства.

Толщина акустического поролона – от 5 до 100 мм: чем он толще, тем лучше задерживает звук

Вариант 3. «Комната в комнате»

Если звукоизолировать предстоит профессиональную студию звукозаписи, оба вышеназванных варианта не подходят. Шумовые нагрузки настолько велики, что ни отдельный слой штукатурки, ни акустический поролон без дополнительных мер не дадут нужных результатов.

Внутри помещения создается новое пространство из материалов с высокими звуко- и виброизолирующими характеристиками. Работа эта достаточно трудоемкая, зато на выходе вы получите герметичную «комнату в комнате», пригодную для любых экспериментов со звуком.

Этапы создания «комнаты в комнате» в студии звукозаписи

Этап 1. Звукоизоляция пола

Чтобы звук не распространялся вниз, под стяжку укладывают звукоизоляционную мембрану Липлент ЗиВ с акустическим войлоком, а сверху стяжки – мембрану Липлент ПС. Очень важно, чтобы на полу не было дефектов и трещин, способных пропускать звук даже после укладки такого «пирога». После монтажа индекс шумоизоляции составит 67 дБ.

Самый лучший эффект звукоизоляции пола дают мембраны Липлент с акустическим и искусственным войлоком

Этап 2. Звукоизоляция стен

На стене сооружают металлический каркас. На него крепят листы гипсокартона и несколько слоев звукоизоляционных материалов. Максимальный индекс шумоизоляции (68 дБ) можно получить, если скомбинировать их в такой последовательности:

  • Липлент ЗиВ – мембрана с акустическим войлоком клеится на стену.
  • Липлент Зик50 – вибродемпфирующая лента используется для отделки металлических элементов каркаса и крепежей, способных передавать вибрацию.
  • Липлент Зик – вязкоупругая минеральная мембрана с большим объемным весом завершает этот «пирог» с внешней стороны гипсокартона.
  • Поверх Липлент Зик монтируют акустический поролон с рельефной поверхностью, который улучшит звукоизоляцию и сделает помещение эстетичным.

Такая конструкция снижает шум на 68 дБ

Этап 3. Звукоизоляция потолка

На потолке сооружают конструкцию по аналогии со стеной: в нее также включают двухслойную мембрану Липлент ЗиВ, мембрану Липлент Зик с высоким удельным весом и виброизоляционную ленту Липлент Зик50. Конструкция толщиной 67 мм имеет высокий индекс шумоизоляции – 70 дБ. Акустический поролон улучшит внешний вид и придаст помещению гармоничности.

Липлент ЗиВ используется в конструкциях звукоизоляции пола, стен и потолка

Что еще можно сделать, чтобы улучшить звукоизоляцию студии

  • Вместо обычных – нужно установить тяжелые двери с большим пластом хорошего утеплителя.
  • Стыки и соединения в дверном проеме должны быть надежно заделаны звукоизолирующими материалами, например уплотняющими лентами Липлент.
  • Смонтируйте также специальную нишу или короб для силовых и осветительных кабелей. Не стоит прятать их под гипсокартонную конструкцию со звукоизоляцией, так как есть риск повредить герметичность материалов.

Не забудьте о хорошей сплит-системе, которая обеспечит в герметичном помещении нормальную вентиляцию. Это необходимо, чтобы люди не испытывали дефицит кислорода, а также чтобы на звукозаписывающей аппаратуре не скапливалась влага. Вентиляционные отверстия необходимо также закрыть акустическим коробом в целях предотвращения утечки звука.

Если вы все сделали правильно, даже самый громкий звук останется внутри студии и не будет досаждать соседям. Затраты на обустройство окупятся вашим спокойствием и плодотворным трудом!

Читайте также:  Компактные шкафы купе своими руками

Топ-5 лучших статьи

Сколько стоит звукоизоляция спальни 12 м2/детской 15 м2/кабинета 8 м2?

Вечеринки, громкие разговоры и смех хороши до поры до времени. Рано или поздно хочется уединиться в тишине, в собственной комнате.

Как звукоизолировать студию звукозаписи

Уровень децибелов в студиях звукозаписи порой зашкаливает. Репетиции, запись, сведение, озвучивание, дубляж – все это доставляет немалые неудобства соседям, если звук просачивается через стены, пол или потолок.

Что такое бутиловая лента

Бутиловая лента – это современный герметизирующий материал, который широко используется в частном и коммерческом строительстве.

Какой герметик выбрать: битумный или бутилкаучуковый?

Битумные герметики появились на рынке раньше остальных.

Герметизируем правильно: как нанести мастику

Стыки, трещины, швы ухудшают теплоизоляционные свойства здания. Через них в помещение проникают холод и влага, скапливается конденсат – источник сырости и плесени.

Как сделать шумоизоляцию в ванной комнате

Ванная комната – не самое большое, но одно из самых шумных помещений в квартире.

Почему в панельных домах хорошая слышимость?

Согласитесь, раздражает, когда слышно все, что происходит в соседних квартирах.

Как шумоизолировать квартиру от соседей сверху

Жильцы сверху могут быть вполне милыми людьми, но при этом шумными соседями. Вы обязательно столкнетесь с такой проблемой, если живете в панельном и тем более монолитном доме.

Источник

Практические советы по акустической обработке помещений

Женская логика звука

Не так давно один известнейший московский салон hi-fi/high end отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории», аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены — и требовали деньги обратно. Устав от бесконечных возвратов, студия решила проводить прослушивания в максимально тяжелых условиях, дабы пользователи уже получали сюрпризы от резкого улучшения качества в своей гостиной, а не сетовали на падения динамического диапазона и появление неприятной гулкости. Сама по себе акустическая обработка помещений для придания им свойств безэховой камеры неприменима для домашних условий — мало какой маньяк решится на создание подобной испещренной «иглами» комнаты даже в своем загородном коттедже (подобное оформление создается клиньями из штапельного стекловолокна, проклеенного смолами, длиной около метра и обтянутых акустически прозрачным волокном).

Тем не менее, серьезно улучшить звук большинства наших обычных городских комнат можно — причем, без существенных затрат средств, нужно лишь терпение и некоторая гибкость в подходе. Ниже мы попробуем остановиться на главных принципах этого — обеспечивающих, как минимум отсутствие серьезного разочарования от вновь приобретенной и тщательно прослушанной вещи. Ну, или, усмиряющих капризный женский нрав техники.

Главные составляющие

Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все — по разному, с разной прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А основывается это все на влиянии на звуковой спектр — конкретно на три его составляющие.

Во-первых — басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты — и вся «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и воздушности — даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно обратную роль — вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего, кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в 20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен» — и совсем не от уровня звукового давления — а оттого, что комната будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров! Можно себе представить, что за звук был в комнате — и что бухало сильнее — ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому, 80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на басовую составляющую.

Во-вторых — высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной точке пространства стало не столь актуальным с изобретением многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом определяют общее впечатление от дорожки.

И, в-третьих, средние частоты — они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.

Читайте также:  Открытка своими руками до дня защитника отечества

Ремонт, ремонт и еще раз ремонт

Оптимальным, конечно, будет проведение некоторой перестройки вашего помещения — и в безусловном выигрыше будут те, кто только приобрел жилье. Отведите под домашний кинотеатр комнату с желательной площадью от 20-30 м 2 . Понятное дело, что это может оказаться недостижимым для многих в условиях традиционного российского «квартирного вопроса», но если вы имеете пространство для маневра, постарайтесь выделить самое большое помещение для вашего хобби. Соотношения сторон зала мы рассматривать не будем, так как вряд ли многие смогут сделать этот параметр варьируемым, так или иначе, если в вашей квартире нет даже стен, обратитесь к рекомендациям гуру и постройте восьмиугольную комнату, позволяющую разместить все колонки вокруг центра прослушивания по окружности.

1. Имея необработанный зал, прежде всего, сосредоточтесь на обработке пола и потолка. Сделав десятисантиметровую бетонную стяжку пола и закройте ее тонким резиновым листом на клею. Уложите лаги и покройте все смесью битого бутылочного стекла и песка в пропорции 1:1 и слоем в 3-5 сантиметров. Далее лучше всего использовать обычный дощатый пол из тяжелых пород дерева, а потом полностью закрыть его ковролином. Подобная комбинация получится практически непрозрачной для баса и избавит ваших соседей и вас от того самого «бубнения». Пробковый пол служит прекрасной, но более дорогой альтернативой деревянному ($50 за м 2 ). Это обеспечение недорого — и не слишком выйдет за рамки обычных ремонтных работ (примерно $400-600 на комнату в 25 м 2 с работой, вот только цена может возрасти из-за использования ценных пород дерева или пробки — тогда цена превысит $1,000).

2. При этом, нарастите подиум для техники — высотой 10-12 см над уровнем основного пола (просто подняв стяжку в этой области еще на 10 см. и сделав далее все по вышеописанному алгоритму): переменная высота пола здорово поможет в борьбе с резонансами. Если есть возможность, сделайте высоту потолка, также, переменной.

3. Выровняйте потолок и обейте его звукопоглощающими панелями из стекломатериала толщиной не менее 2 см. Ecophone, Classic и еще много фирм сегодня выпускает подобные материалы при средней цене в $20-40 за м 2 и прекрасном внешнем виде. При нежелании тратить такие средства, используйте подвесной потолок такого типа: по всей площади уложите стекловату в герметичной полиэтиленовой упаковке и плотно закройте ее завинчивающимися пенопластовыми листами — подобный «сэндвич» будет обладать почти теми же характеристиками. Обработка пробковыми панелями может дать те же результаты. Ценник на «потолочные» работы, таким образом, составит еще $400-600.

4. Не увлекайтесь обработкой стен — не проверив поведение вашей системы в зале и излишне переглушив помещение можно получить печальные результаты — снижение уровня высоких частот. Мы рекомендуем использовать звукопоглощающие панели типа Soundlux только в том случае, если у вас очень капризные соседи, маленькие дети и т. п.

Их можно крепить прямо на выровненные и окрашенные стены с помощью металлических уголков и использовать для того, чтобы скрыть акустические провода. «Дырчатая» конструкция почти полностью избавит вас от резонансов и не даст звуку распространяться в стороны.

5. Все четыре угла комнаты оформите следующим образом — при желании потратить около $2,000 — жестко установите в них трубчатые звукопоглотители Tube Trap, набрав их таким образом, чтобы образовалась непрерывная конструкция от пола до потолка с минимальным диаметром 20-30 см и рядом стоящая сборка высотой 1-1,5 м меньшего диаметра. При желании потратить около $100 — сделайте то же самое из рулонов теплоизоляции «Изовер», выпускаемой минской «Аклина». Это поможет устранить призвуки в басу на нотах ниже 45 Гц.

6. Дверь сделайте герметичной, из тяжелого деревянного или пластикового профиля, коробку закрепите максимально жестко. Окна — трехслойные стеклопакеты в герметичном пластиковом профиле.

7. Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и систему. По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов, несколько раз запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.

8. Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале — так называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.

9. Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30% превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.

Читайте также:  Корпус для ключа домофона своими руками

Собственно, на этом отстройку системы в «новой» комнате можно и закончить, откалибровав, на последок, каналы по SPL-метру. Описанное помещение во многом соответствует тому идеалу, который достижим в бытовых условиях без риска быть выгнанным из дома родственниками. Общая стоимость сметы работ составит примерно $2,000 для обработки и около $4,000 под финишную отделку.

Позиция, материал Цена Работы Сумма
Основные работы, $
Электропроводка 150 200 350
Стяжка 100 100 200
Подиум 50 50 100
Потолок 400 100 500
Пескостекло, резина 50 0 50
Лаги 50 50 100
Пол 400 100 500
Выравнивание стен 300 200 500
Панели для стен 200 50 250
Дверь 200 50 250
Стеклопакеты 500 100 600
Изовер 100 0 100
Финишная отделка, $
Покраска 200 50 250
Ковролин 200 0 200
Шторы 200 50 250
Итого 3100 1100 4200

На заметку ленивым

Но, конечно, не всегда можно превратить комнату в описанный выше зал. Не стоит расстраиваться, следуя приведенным рекомендациям можно серьезно улучшить звук и без ремонта. Итак, допустим, что мы имеем стандартную восемнадцатиметровую комнату в панельном доме — с обоями, линолеумом и обилием мебели.

  1. Прежде всего, уберите из комнаты шкафы со стеклянными дверцами и подобные им мебельные изыски — тяжелые деревянные «ящики» можно оставить, а вот полочка с хрусталем здорово подпортит вам жизнь на «Армагеддоне». Равно, как и дверь с витражом — немедленно замените ее однородной.
  2. Купите самый толстый и тяжелый ковер, какой можете себе позволить и закройте им всю площадь пола.
  3. При невозможности заменить окна современными стеклопакетами, купите самые толстые шторы и закройте ими все профили.
  4. Используйте указанные выше мраморные плиты под сабвуфер и акустику.
  5. Располагайте сабвуфер в точке максимально сильного баса в комнате.
  6. Определите месторасположение «акустических зеркал». Используйте несколько звукопоглощающих панелей, наклеенных в эти места для снижения резонансов. Их можно будет потом оклеить обоями.
  7. Располагайте акустику на мраморных плитах.
  8. Накупите множество громадных мягких игрушек и поэкспериментируйте с их расположением в зале.

Дешевые приемы

Иногда и косметический ремонт невозможен — но и в этом случае всегда можно начать борьбу с помощью «подручных средств».

  1. Определите месторасположение «акустических зеркал». Обейте их места картонными упаковками для куриных яиц — и вы получите некоторое подобие «игл» из безэховой камеры. Их потом можно будет замаскировать тюлем.
  2. Используйте тротуарную плитку для подставок под колонки и сабвуфер. Их можно обработать самоклеющейся пленкой для более приличного вида, а по акустическим свойствам в привязке к цене они мало отличаются от гранита.
  3. Несколько старых подушек, зашитые в трубообразный мешок и размещенные в углах комнаты, здорово помогут в борьбе с «гулким» басом.
  4. Обейте дверь с обратной стороны войлоком и обтяните косметической пленкой. Это снизит ее собственный резонанс.

Лучшее средство, чтобы сойти с ума

Не все останавливаются на достигнутом, хобби может перерасти в смысл жизни — и тогда вам на помощь придут эти фантастические советы.

  1. Всегда регулируйте микроклимат помещения. Типичная влажность комнаты в 30% плохо сказывается на скорости звука, оптимальные результаты можно получить, доведя ее до 60%. Установите автономный увлажнитель. Оптимальная температура в зале не должна превышать 20°С. Используйте кондиционер с регулировкой микроклимата и приточной системой — тогда вам не придется проветривать зал. Обычное дело? Читайте дальше.
  2. Оптимальная высота потолка — 4 метра, при возможности ее достижения оформите потолок по описанному принципу, а затем скройте один метр под несколькими слоями натяжного потолка, расположенными в 25 см друг от друга. Воздушная подушка уничтожит все потолочные резонансы.
  3. Все стены комнаты обработайте ловушками Tube Traps, создав фальш-покрытие из них. Это даст возможность применения сабвуферов с 40 см динамиками и более.
  4. Пол сделайте по принципу «сэндвича» из битого стекла, только число слоев доведите до трех.
  5. Сабвуферы можно оформить в виде нагруженных на рупоры динамиков, а рупоры вывести на всю протяженность зала железобетонным коробом. Это даст возможность воспроизводить ноты от 10 Гц и заставит большинство зрителей испытывать приступы паники в особо страшных сценах.
  6. Стойки для акустики сделайте из литых железобетонных параллелепипедов, приваренных к полу. Стойки для техники сделайте по такому же принципу.
  7. Площадь зала доведите до 80 м 2 .

Опять мало? Тогда тема выходит за рамки данной статьи.

Что в итоге?

Этот путь многие проходят с тонкой переделкой зала в течение десятилетий, а некоторые решают одним ударом, за пару месяцев капитального ремонта. Так или иначе, место для маневра есть всегда — равно, как и возможности улучшения звука именно в вашей конкретной комнате. Надо лишь не бояться экспериментировать и не слишком держаться за внешнюю презентабельность. Увы, стойки заставленные техникой, если разобраться, тоже смотрятся не как итальянский гарнитур.

А расплатой за труды для вас будет то самое, ради чего и покупается новая техника — лучшая динамика, объемность, локализация… Спешите в магазин? Попробуйте сначала поработать над залом.

Источник

Оцените статью
Своими руками