Ветхий Завет
Притчи Соломона
Глава 31.
1 Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: 2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?
3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.
4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, 5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.
6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; 7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.
8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее:
29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела’ ее!
Предыдущая книга
Следующая книга
Источник
Книга притчей Соломоновых, глава 31 Притчи, гл 31
Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.
Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
Источник
От плодов рук своих
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Притчи Соломона (гл. 21, ст. 9)
Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена — равны. 16 кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.
Притчи Соломона (гл. 27, ст. 15)
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притчи Соломона (гл. 14, ст. 1)
Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. ПритчиСоломона (гл. 21, ст. 19)
31 10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. 13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. 14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. 15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. 16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. 17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. 18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. 19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. 20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. 21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. 22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. 23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. 24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. 25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. 26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. 27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. 28 Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: 29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». 30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. 31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
14 Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.
11 16 Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.
Премудрость Иисуса сына Сирахова:
25 15 Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую,
24 Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем.
25 Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная — злая жена.
26 Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит своего мужа.
28 Не давай воде выхода, ни злой жене — власти;
29 если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей.
26 Счастлив муж доброй жены, и число дней его — сугубое. 2 Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; 3 добрая жена — счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; 4 с нею у богатого и бедного — сердце довольное и лице во всякое время веселое.
6 Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его. 17 Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. 18 Благодать на благодать — жена стыдливая, 19 и нет достойной меры для воздержной души. 20 Что солнце, восходящее на высотах Господних, 21 то красота доброй жены в убранстве дома ее; 22 что светильник, сияющий на святом свещнике, то красота лица ее в зрелом возрасте; 23 что золотые столбы на серебряном основании, то прекрасные ноги ее на твердых пятах.
40 19 Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена.
Источник
Глава 31
1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене.
Притч.31:1 . Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:
Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ).
Притч.31:2 . что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?
Притч.31:3 . Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.
Притч.31:4 . Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру,
Притч.31:5 . чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.
Притч.31:6 . Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;
Притч.31:7 . пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.
Притч.31:8 . Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
Притч.31:9 . Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ).
Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельн ой жен ы» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях ( Пс.33, 118 и др. Плч. 1,4 ), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон – неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.
Притч.31:10 . Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
Притч.31:11 . уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
Притч.31:12 . она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Притч.31:13 . Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Притч.31:14 . Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
Притч.31:15 . Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
Притч.31:16 . Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Притч.31:17 . Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Притч.31:18 . Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.
Притч.31:19 . Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Притч.31:20 . Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Притч.31:21 . Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
Притч.31:22 . Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.
Добродетельная жена (ср. Притч 15.4 ) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11–22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены – полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы – шерсть и лен – для одежды членам семьи (ст. 13), как затем – изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14–15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее – на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17–18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21–22).
Притч.31:23 . Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Притч.31:24 . Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
Притч.31:25 . Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
Притч.31:26 . Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
Притч.31:27 . Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе, всецело посвящает себя общественной деятельности – на востоке сосредоточенной у городских ворот – и занимает место в ряду старейшин (ст. 23). Жена-хозяйка производит своими руками столь много изделий прядильного и ткаческого мастерства, что их остается ей на продажу финикиянам (ст. 24). Имея успех в прошлом и настоящем (ст. 18а), даровитая и трудолюбивая женщина бодро смотрит и в будущее (ст. 25). Не только каждое дело, но и всякое слово свое жена обдумывает, и говорит лишь полезное и назидательное (ст. 26). В доме своем она поддерживает строгий порядок, чтобы все члены семьи, по примеру ее, трудились и трудом приобретали пищу (ст. 27).
Притч.31:28 . Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее:
Притч.31:29 . «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
Притч.31:30 . Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Притч.31:31 . Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот делá ее!
Плодом и наградой великих достоинств добродетельной жены является глубокая признательность ей мужа и детей восторженно прославляющих ее разнообразные совершенства. В ряду последних особенно оттеняется страх Божий, отличающий добродетельную жену и составляющий ее истинную ценность. Славу своей достойной супруги и матери они выносят к сведению всего общества (ст.31).
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. ISBN 978-5-485-00272-5
Вам может быть интересно:
- Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника – Глава 2 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкования на Притчи Соломона – святитель Иоанн Златоуст
- Книга Притчей Соломоновых – Глава 31 – профессор Павел Александрович Юнгеров
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник