- Светильники или освещение покрасочной камеры своими руками
- Устройство освещения в покрасочной камере
- Электрощиты и провода
- Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.
- Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере
- Виды и параметры ламп
- Лампы накалывания
- Люминесцентные светильники
- Светодиодные светильники
- Схемы расположения светильников
- Потолочное освещение
- Потолочное + стеновое освещение
- Дополнительное освещение
- Как рассчитать количество и мощность ламп?
- Пример расчета
- Монтаж светильников
Светильники или освещение покрасочной камеры своими руками
Не секрет, что для многих автолюбителей покраска машины со временем превращается из приятного хобби в постоянный источник дохода, а вместе с коммерческим интересом появляется другое отношение к рабочему месту. Небольшие помарки можно допустить в отношении собственной машины, но освещение в покрасочной камере, рассчитанной на постоянную профессиональную работу, должно сводить возможность ошибки к минимуму. Да и зрение при долгой работе в помещении с недостаточной освещенностью испортить легче, чем кажется.
Процесс полной покраски – занятие продолжительное, при этом все инструменты и электросветильники камеры работают от стандартной сети, так что озаботиться вопросом нагрузки и организации продуманной электросети можно заранее. Поскольку речь идет о работе с электричеством, многие любители не рискуют проводить сеть своими руками и доверяются профессиональным электрикам, покупают готовое помещение со всем оборудованием и пр. Для тех, кто считает электричество делом темным и до конца неизученным, обойтись без помощи и правда не получится, но не так страшен черт как его малюют. Даже от стандартного источника энергии, сиречь родных «220», можно проложить безопасную сеть с хорошим освещением рабочего места – главное не пренебрегать правилами безопасности и не пытаться получить максимум всего и сразу. Иногда эти параметры указываются на коробках с лампами – при отсутствии таковых можно равняться на следующую световую отдачу: 1 Вт = 50 Lm для люминесцентной лампы, 1 Вт лампы = 13 Lm для лампы накаливания. Освещенность непосредственно под лампой вычисляется делением выдаваемого светового потока на расстояние до поверхности. К примеру, лампочка на 100 Вт дает
1300 Lm (13*100) – на расстоянии 2 метра освещенность будет равна 650 Lx, но для получения общей освещенности потребуется цифру разделить еще и на площадь покрасочной камеры (27 Lm для стандартного гаража 6×4 с одной лампой 100 Вт на высоте 2 метра).
Как видно, одной 100-ваттной лампой обойтись с горем пополам можно (если стоять точно под ней), но поскольку своими руками в камеру обычно переоборудуется гаражное помещение, здесь же происходит подбор покрасочных материалов, т.е. функции колерной совмещаются с основным помещением. В колористике важна не сила света, а правильная цветопередача. Стандартные лампы накаливания задают цветовую температуру в 2000-3000 К, что попадает в категорию тепло-белого света, т.е. теплые оттенки видны лучше и кажутся насыщеннее. Рекомендуется выдерживать цветовую температуру основных, рабочих источников света в 5000 К – уровень, показать который могут люминесцентные лампы (
Индекс цветопередачи (Ra) напрямую не зависит от светильника, поэтому выбирать можно любой, подходящий по другим параметрам. Однако некоторые производители на источниках света указывают цветопередачу. Следует понимать, что достигается указанный показатель только при соблюдении определенных условий. Достаточной считается цветопередача 94-96%, однако показатель в 100% достигается уже при работе над поверхностью галогенной лампы. Другое дело, что галогенная лампа имеет низкую цветовую температуру (2500-3000 К), в результате чего «галогенный» свет немного подчеркивает теплые тона.
Западные производители, от продукции которых отечественным малярам пока никуда не деться, используют стандарты CIE, делящей искусственные источники света на шесть классов (A-F). Для освещения покрасочной камеры подходят светильники класса D, т.е. создающие освещенность, сравнимую с естественным дневным светом. Цифровой индекс означает цветовую температуру лампы: D55 – 5500 К, D65 – 6500 K и т.д.
Устройство освещения в покрасочной камере
Цифры – это хорошо, но еще лучше, если эти цифры доходят до поверхности, т.е. свет не создает теней, а слабые тени перекрывают друг друга где-нибудь в углу комнаты. Рассчитав освещенность покрасочного помещения, мастер решает половину задачи, ведь теперь нужно разместить все источники так, чтобы свет попадал на рабочую площадь. Применяются три основные схемы размещения ламп:
Потолочная – все лампы крепятся к потолку (легко можно сделать своими руками, но при окраске вертикальных поверхностей возникают проблемы).
- Потолочно-стеновая – наиболее рациональная схема при организации профессиональной камеры.
- Потолочная с переносными фонарями – вариант для маленьких помещений, где сложно смонтировать боковой свет, а условия покраски могут меняться.
Поднимаемый краскопультом туман является средой, в которой легко возникают реакции электрохимической коррозии, высока и взрывоопасность газа. Ввиду этого в профессиональных покрасочных мастерских лампы монтируют в стену и изолируют общим стеклом, а сами лампы выбираются из категории взрывозащищенных. Для того чтобы избежать покупки дорогого оборудования, требующего к тому же замены стекла, короба для ламп собираются своими руками:
- Подложка из фольги.
- Каркас из DIN-реек.
- Стекло (или прозрачный полиэтилен, что менее безопасно, но возможно).
- Система прокачки воздуха (при удачном расположении от основного короба вентиляции в короб с лампами можно отвести небольшую систему).
На камеру размером 6×4 метра потребуется минимум 24 лампы мощностью в 40 Вт (по одной на каждый м²). Однако не обязательно использовать лампы одинаковой мощности – переносные источники могут быть и посерьезнее. Большая часть основных ламп должна крепиться на потолок, и только пятая часть на верхнюю часть боковых стен. Интервал между потолочными лампами необходимо выдерживать в 40-50 см и располагать их в два ряда на разной высоте. Боковые лампы располагаются не под прямым углом к стене – ориентироваться нужно на 45˚.
- Светодиодные комбинации – хороший свет без мерцания, низкое потребление и экологичность на пару с большой ценой.
- Люминесцентные лампы – отличная светоотдача, возможность выбора цветопередачи и температуры (тепло- и холодно белые, белые и дневные, с простой и улучшенной цветопередачей), низкая экологичность.
- Лампы накаливания – низкий КПД, высокая температура и низкая цена.
Электрощиты и провода
В продаже имеются готовые щитки с блоками под несколько автоматов – в хорошо оборудованной камере несколько УЗО практически обязательно. Основная нагрузка создается сварочным аппаратом и компрессором, поэтому центральный автомат обычно подбирается под них. Электроосвещение и розетки должны быть на отдельных автоматах, причем с меньшей границей. Считается, что полная система электросветильников покрасочного помещения создает ток в 4-5 А, поэтому достаточно автомата на 5-6 А. К счастью для начинающих электриков расчет требует только знания закона Ома и наличия калькулятора для складывания. К примеру, 24 электросветильника по 40 Вт при напряжении в 220 В создают ток в 4.4 А (40*24/220 – P/U).
Наиболее требовательные мастера уверяют, что лампы должны быть организованы в две линии, чтобы не остаться без света совсем. Сечение провода выбирается исходя из напряжения и силы тока (под свет достаточно медного провода сечением 1.5 мм, но уже при 4.5 кВт провод будет немного греться, так что лучше выбрать 2.5). Для сравнения компрессору и сварке потребуется два автомата примерно на 15-20 А и медный провод сечением 2.5-6 мм, в зависимости от мощности. Алюминиевые провода лучше не рассматривать вовсе, потому что для мощных приборов все равно потребуется медь, а контакт меди с алюминием возможен только через клеммы. При монтаже своими руками алюминиевый провод может стать настоящей головной болью, поскольку общий выход все равно будет медным.
Пускорегулирующее устройство лучше выбрать понадежнее и вынести его за пределы покрасочной камеры. Система дроссель-стартер идеально подходит для люминесцентных светильников: монтировать своими руками проще, а надежность выше. Без такого ограничителя сила тока в сети с люминесцентными лампами будет возрастать геометрически, пока автомат не разорвет цепь, да и прогрев электродов – процедура для такого оборудования обязательная.
Источник
Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.
Правильная настройка всех узлов работы покрасочной камеры, начиная от вентиляции, режима сушки и заканчивая системой освещения, обеспечит в итоге не только комфортные условия работы для маляра, но и высокое качество нанесенного ЛКП на кузов или отдельную деталь автомобиля. Уделив внимание освещению покрасочной камеры, вы сможете не только лучше контролировать результат работы и сразу определять дефекты, но и следить за соответствием оттенков цветов. К тому же при грамотно откалиброванном освещении глаза мастера устают намного меньше, что положительно сказывается и на продуктивности работы.
Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере
Даже если вы покупаете готовую заводскую камеру, узнать правильно ли там организована система освещения достаточно сложно, и определить это вы сможете, только немного поработав в ней и в большинстве случае не обойтись без дополнительной калибровки своими руками. Возможно, нужно будет добавить несколько дополнительных источников света, или же поставить более мощные лампы. Нет четких требований, подходящих для всех мастеров, но есть общие характеристики, которые стараются выполнять при проектировании систем освещения таких конструкций.
- Мощность светового потока — от 600 до 2000 люмен.
- Однородность рассеивания световых лучей.
- Отсутствие неосвещенных участков, так называемых «слепых зон». Тут часто в качестве дополнительных источников света используют переносные светильники.
- Отсутствие эффекта мерцания.
- Индекс цветопередачи не менее 80. Должен приближаться к яркому дневному освещению.
- Стараются создать максимально приближенный уровень света по спектральному типу очень похожий к естественному дневному освещению.
- Корпуса светильников должны выдерживать вибрации и мелкие механические воздействия, повышенные температуры и давление внутри помещения.
Это лишь часть параметров, соблюдая которые, вы сможете самостоятельно организовать достойный уровень освещения в рабочей зоне камеры для покраски авто.
Виды и параметры ламп
На современном рынке существует большое количество различных видов ламп и прочих осветительных систем по типу светодиодных лент. Но не все они подходят для установки в покрасочной камере. Давайте разберемся в эффективности и экономической целесообразности использования наиболее востребованных типов источников освещения.
Выделяют три типа светильников с предустановленными источниками:
- лампами накалывания.
- люминесцентными лампами.
- светодиодные светильники и лампы.
Все три типа используют различные мастерские, давайте погорим о них подробней.
Лампы накалывания
Это классический источник света, который за уже устарел, но все же используется в нескоторых установках. Разделяют два типа колб для ламп накалывания:
- вакуумные.
- газонаполненные (инертным газом).
Второй тип ламп не применяют. Поскольку они не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Вакуумные типы колб используют часто либо в переносных светильниках, или же в подсобных зонах камеры.
Из основных преимуществ можно выделить низкую цену и простоту замены сгоревшей лампочки. С другой стороны из минусов это: низкая светоотдача 4%, так называемый КПД, высокая температура нагрева во время работы, не надежные и со стороны потребления электроэнергии совсем не оправданы.
Люминесцентные светильники
Конструктивно люминесцентные лампы излучают ультрафиолетовые световые волны из газоразрядного источника. Хорошо повторяют режим солнечного освещения.
Выделяют два основных вида таких источников излучения:
Чаще всего в покрасочную камеру устанавливают трубчатые люминесцентные лампы, поскольку они имеют большую площадь излучающей поверхности. У такого типа ламп есть разделение по цвету излучения, и производители указывают тип лампы на упаковке с помощью маркировки. Искать нужно второе обозначение после буквы «Л». Для малярных работ используют лампы следующих марок:
Также есть специальные серии ламп, более дорогие, которые дополнительно обозначаются буквами:
- Ц — естественная цветопередача;
- ЦЦ — цветопередача повышенного качества.
Одним из основных преимуществ таких ламп является срок службы около 18000 — 20000 ч. Также они характеризуются высоким КПД и неплохой экономичностью. Хорошая альтернатива для ламп накалывания.
Не обошлось и без недостатков. Плавный запуск, чтобы начать работу нужно подождать пока лампы наберут мощность свечения. Они не экологичны и требуют специальной утилизации, а это дополнительные траты с бюджета компании. При длительной эксплуатации люминофор теряет свои показатели и снижается световой поток. В таких случаях лампы меняют на новые.
Светодиодные светильники
Если вы планируете серьезно заниматься покраской и регулярно эксплуатировать камеру, то мы советуем устанавливать сразу светодиодные светильники, как в качестве основного верхнего, так и дополнительного бокового света. Такие светильники дорогие, но в ближайшей перспективе вы быстро их окупите, и будете экономить электроэнергию.
Светодиодные лампы максимально соответствуют приведенным выше требованиям. Они экономичны и с высоким КПД, экологичны, выдерживают вибрации и высокие температуры, исключают мерцание, срок службы до 50000 ч.
Из минусов – цена.
Схемы расположения светильников
В зависимости от комплектации автомобильной покрасочной камеры, она оборудуется различными вариантами монтажа осветительных приборов. Существует несколько распространенных схем, по которых устанавливаются светильники.
Потолочное освещение
Назвать его именно потолочным не совсем правильно, ведь общая площадь потолка камеры отводится под монтаж фильтров и системы вентиляции с обогревом. Обычно светильники монтируются в местах примыкания потолка со стеной, а сами приборы направлены на рабочую зону под углом 45 градусов.
Монтируют обычно светодиодные светильники по всему периметру камеры в специальных корпусах. Из минусов можно отметить, что остаются «слепые зоны» при покраске вертикальных деталей.
Потолочное + стеновое освещение
Это самый эффективный и часто используемый тип схемы по организации системы освещения в покрасочной камере. Кроме размещенных по периметру потолочных светильников в такой схеме дополнительно монтируют и светильники и на боковые стены. В такой схеме используют либо светодиодные, либо люминесцентные лампы. Сами светильники устанавливают на стену на высоте от пола от 0,5 до 1,5 м, и они дают прямой боковой свет, который решает проблему предыдущей схемы.
Лампы на стены монтируют двумя вариантами:
- В горизонтальном виде сплошной линией.
- В вертикальном положении с шагом. Часто используют именно эту схему монтажа.
Дополнительное освещение
В качестве дополнительного света используют либо стационарные светильники в углах примыкания пола и стены, либо переносные источники света. Применяют их в основном для покраски порогов и деталей сложных форм, а также в случае нанесении аэрографии.
Как рассчитать количество и мощность ламп?
Первое с чем сталкивается мастер, который хочет своими руками спроектировать систему освещения в покрасочной камере, так это методика расчета количества ламп исходя из их мощности и вида.
В примере расчета мы будем отталкиваться от условия освещенности всей площади, делая упор на удельную мощность для рабочей зоны в камере.
- S – площадь помещения.
- Рл – мощность одной лампы определенного вида.
- Руд — удельная мощность (табличная величина для дневного света).
Показатели удельной мощности в зависимости от вида ламп:
- Лампа накалывания – 30 – 90 Вт/кВ.м.
- Люминесцентная лампа – 18 – 22 Вт/кВ.м.
- Светодиодный светильник – 50 – 80 Вт/кВ.м.
В своих расчетах мы будем использовать усредненные значения удельной мощности.
Пример расчета
- Для лам накалывания и светоиодных светильников Руд будет в среднем равно 60 Вт/кВ.м., а для люминесцентных ламп Руд равно 20.
- Для примера берем лампы следующей мощности: Рл(накаливания)= 100 Вт, Рл(светодиодной)=12 Вт, Рл(люминесцентной)=36 Вт.
- Площадь покрасочной камеры возьмем 50 кв.м.
Расчет будет выглядеть так:
- (60 × 50)⁄100 = 30 штук ламп накаливания по 100 Вт.
- (60×50)⁄12 = 250 штук светодиодных ламп по 12 Вт.
- (20×50)⁄36 = 28 штук люминесцентных ламп по 36 Вт.
Это примерный расчет, так как не учитывается значение высоты камеры, да и коэффициент падающего света взят за 1. Но все равно можно приблизительно оценить актуальность и просчитать выгоду от монтажа лам различной конструкции.
Монтаж светильников
Для примера давайте рассмотрим, как разместить осветительные приборы в гараже 5 на 6 метров. Для начала будет достаточно 30 ламп мощностью 40 Вт. Располагать лучше всего по потолочно стеновой схеме монтажа.
Порядок действий может быть следующим:
- Монтируем 2 ряда ламп под углом 45 градусов возле потолка гаража, соблюдая интервал 0,5 метра между ними. Всего уйдет 2 лампы.
- По 3 лампы устанавливаем на боковых стенках. При горизонтальном монтаже расстояние между ними 1,5 метра, а при вертикальном, 1 лампу ставим в центре, а 2-е по бокам от нее на расстоянии 2-х метров.
Учитывая все указанные в статье рекомендации, вы можете спроектировать и соорудить качественное освещение для своей покрасочной камеры, и при этом выбрать наиболее выгодный вариант.
Какой тип ламп вы используете для этих задач, и устраивает ли он вас по своим рабочим характеристикам? Ждем ответы в комментариях.
Источник