- Как делать папье-маше своими руками: основы техники и инструкция для новичков
- История бумажного творчества
- Минимум средств и максимум пользы
- Что нужно для занятий и первых поделок
- Особенности послойной техники и процесс работы
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Лепка из бумажной массы
- Полезное занятие в удовольствие
- Пошаговые мастер-классы для новичков
- Папье маше своими руками для начинающих. Рецепты и пошаговое фото папье маше из туалетной бумаги и газеты
- Папье-маше своими руками технология и рецепты для начинающих
- Вариант 1 — папье маше без усадки из 7 компонентов
- Вариант 2 — вода + клей + туалетная бумага
- Вариант 3 — готовить не нужно!
- Маленькие секреты
- Вопросы по материалу
- Поделки: ваза, домик, тарелка для начинающих
- Тарелка из папье маше
- Домики
- Теперь фото мастер-класс
- Новогодние игрушки и папье маше
Как делать папье-маше своими руками: основы техники и инструкция для новичков
Папье-маше – простая и доступная для всех техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера.
История бумажного творчества
Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.
Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.
Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.
Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.
С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.
В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.
По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).
Минимум средств и максимум пользы
Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби оригами, квилингом, плетением из бумажных трубочек.
Преимущества этого увлечения налицо:
- не требует материальных затрат;
- не нужно большое рабочее место;
- можно обойтись без особых навыков;
- техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
- широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, рамок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
- подходит для изготовления предметов любого размера;
- готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.
Что нужно для занятий и первых поделок
Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:
- кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
- из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.
Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:
- усидчивость;
- аккуратность;
- немного фантазии.
Особенности послойной техники и процесс работы
Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.
Первый этап
Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.
Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).
Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.
Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.
Второй этап
Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.
Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.
Третий этап
Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.
Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).
Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.
Лепка из бумажной массы
Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.
Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).
После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.
Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и изделия из соленого теста или полимерной глины.
Полезное занятие в удовольствие
Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.
Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.
Пошаговые мастер-классы для новичков
Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.
Поскольку себестоимость материала для папье-маше минимальная, работать с ним не трудно, а готовые изделия получаются прочными, красочными и легкими, технику папье-маше можно смело брать на вооружение, если у вас появится желание превратить творческое хобби в бизнес.
Элементы самодельной бижутерии, сувенирная продукция или домашний декор из папье-маше – отличная идея для неплохого заработка.
Источник
Папье маше своими руками для начинающих. Рецепты и пошаговое фото папье маше из туалетной бумаги и газеты
Стоит начать делать из этого материала поделки, и понимаешь, что он обладает огромными преимуществами, его состав самый простой и очень разнообразный, а еще из него можно изготовить всё! И сегодня мы научимся делать папье маше своими руками для начинающих, а также посмотрим на всевозможные конструкции из него.
Скажу сразу, что есть 2 способа работы с папье-маше:
- Классический – слой за слоем.
- Делать массу, как тесто. И из него конструировать любые фигуры.
Признаюсь, чтобы заразиться моделированием из этого материала, порой достаточно посмотреть фото готовых изделий. И я уверено заявляю: ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВСЕ!
Папье-маше своими руками технология и рецепты для начинающих
Из чего можно сделать папье маше:
- Газеты;
- Туалетная бумага;
- Салфетки;
- Яичные лотки;
- Опилки;
- Мука;
- Вата и др.
Дам 3 варианта. Два из них для самого материала. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Третий рецепт – клейстер для газетной поделки. А потом я расскажу, как используя третий рецепт, сделать вазу и другие изделия.
Вариант 1 — папье маше без усадки из 7 компонентов
Сделать фигурки прочными с мелкими деталями и без шероховатостей можно вот таким способом.
Это – один из вариантов, рецепт можно откорректировать. Измените некоторые параметры, чтобы лично вам было удобно работать.
Идеальная масса для лепки, совмещающая свойства солёного теста, глины и папье-маше, подойдёт как для больших изделий, так и для заполнения совсем маленьких молдов. При высыхании не имеет усадки, абсолютно гладкая, то есть не нуждается в дополнительной обработке и шлифовке. Готовится такая масса из ингредиентов, которые найдутся у каждого дома.
- Туалетная бумага – 40г;
- Клей – 250г;
- Мыло (жидкое) – 1 ст. л.;
- Масло (растительное) – 2 ст. л.;
- Крахмал – 40г;
- Мука – 100г;
- Сок лимона – 1 ч. л.
Мастер класс по изготовлению материала:
- Вмешивать небольшими порциями. Главное – получить однородную консистенцию. Лучше брать по маленькому кусочку. Тогда можно легко контролировать, сколько взять бумаги.
- Когда тесто готово, и в нем нет комочков, добавляется мыло. Хорошо все перемешивается.
- Масло добавит эластичности и поможет хорошо вымесить тесто.
- Пора добавить крахмал.
- Вмешать в массу муку.
- После того, как все соединилось в однородную массу, месить, как минимум, 4-5 минут. Сначала в миске. Только стоит смазать руки маслом, чтобы тесто не липло. Потом стол посыпать мукой и замесить на поверхности.
Если не планируете сразу использовать, добавьте сок лимона, заверните в пакет и отправьте в холод. Потом только разомнете комочек, и можно работать с ним.
Преимущество этого рецепта в том, что работать с материалом можно сразу, после его изготовления.
Недостаток – более дорогой вариант. И это – не классический, а комбинированный способ, что помогает добиться прочности и гладкости за счет того, что в «тесте» практически нет комков, ни маленьких, ни больших.
Вариант 2 — вода + клей + туалетная бумага
Для этого рецепта почти все есть под рукой. Да и малышам легко работать с таким необычным «пластилином». Они смогут из этого материала воплотить любые свои идеи.
Но большая часть работы по этому рецепту предполагает не точные цифра, а ваши ощущения.
- Рвем рулонную бумагу на небольшие кусочки.
- Заливаем кипятком так, чтобы полностью покрыть.
- Оставить на 2 часа.
- Размять до однородности вилкой или миксером.
- Отжать воду. Выложить часть массы в чистую тонкую ткань. Свернуть и отжать воду полностью.
- Снова размельчить бумагу.
- Добавить клей. Замесить.
Преимущество метода в том, что он простой, дешевый, доступный.
Недостатки – нужно дать время настояться массе и будут шероховатости из-за неминуемой неоднородности пресс-папье.
Для этого способа можно и газеты брать. Вот только нужно выделить сутки на первоначальное размачивание. И еще 2 суток, чтобы довести массу до нужной кондиции.
Вариант 3 — готовить не нужно!
Классика жанра – создавать слои из газет. И это мой любимый вариант. Для этого можно использовать, как покупные клея, например ПВА, так и самостоятельно изготовить.
- Крахмал и воду соединить и размешать так, чтобы не было комочков.
- Поставить на огонь и закипятить. Когда клейстер загустеет, снять с огня. Помешивать постоянно.
- Остудить.
Можно вместо крахмала взять муку. Только тогда лучше предварительно развести ее в стакане воды до состояния блинного теста. А потом залить 1,5 литрами кипятка и довести до нужной консистенции, постоянно помешивая.
Таким образом можно делать маски для детей, земной шар, пиньятту для дня рождения — подробней по ссылке.
Маленькие секреты
Какие используются дополнительные (не обязательные) ингредиенты? Есть масса секретов и тонкостей, что помогут сделать изделия более точными, а детали маленькими и тонкими:
- Клей ПВА строительный (не обычный канцелярский).
- Добавить шпаклевку.
- Немного гипса.
- Клей строительный (для плиток и т.д.).
- Жидкое мыло дает большую пластичность.
- Подсолнечное масло – и масса не липнет к рукам.
- Крахмал и/или мука. Тогда появляется нужная вязкость и тогда можно будет легче вымесить «тесто».
- Лимонный сок. Если хотите заранее приготовить массу и оставить ее храниться.
Важно. Если выбираете 2 способ, советую найти подходящую туалетную бумагу. Не жалейте! Покупайте качественную! Она более тонкая, 2-3-слойная. Растворяется в воде без комочков.
Вопросы по материалу
В каких условиях хранить?
До 5 дней – просто в целлофановом пакете. Более 5 дней, неделя-полторы – в холодильнике.
Каким по консистенции должен быть клей (покупной и свой)?
Нужна средняя консистенция. Если клей слишком густой, его можно размешивать водой. Более жидкий – добавляется больше сухих ингредиентов.
Бумага, газеты или салфетки?
Выбор одного из основных ингредиентов является решающим. Тогда сразу определяется способ, каким вы будете конструировать игрушки и возможность проработать более мелкие детали.
Поделки: ваза, домик, тарелка для начинающих
Тарелка из папье маше
В качестве основы подойдет любая форма или тарелка. Используем 3-й вариант папье маше — слои из газет. Просто и быстро можно сделать конфетницу или декоративную тарелочку
Мастерим:
- Шарик смочить водой. Первый слой кусочков газет выложить именно на мокрую основу. Можно и сами кусочки слегка смочить.
- Смазать весь слой клейстером и наложить второй слой. Вот сейчас кусочки смочены уже в клее.
- Так проделать каждый последующий слой. Толщина изделия зависит от вашего предпочтения. Например, 10 слоев обеспечат прочность и легкость вазе.
- После каждых 2-ух слоев хорошо просушить изделие.
- Дать окончательно высохнуть.
- Шарик сдуть и вытащить.
- Выровнять горлышко. Нарисовать круг и сделать надрезы до этой линии. Потом срезать все лишнее.
- Укрепить горлышко. Наклеить кусочки газеты на край так, чтобы загнуть второй конец кусочка внутрь.
- Нанести эмаль или сразу 2 слоями акриловой краски.
- Украсить, используя любой декор, какой вам нравится.
Домики
Начну с видео мастер-класса – прелесть!
Теперь фото мастер-класс
Чтобы сделать домик, нам нужно:
- дополнительно может понадобиться фольга, чтобы из нее сконструировать детали. Но если масса упругая, и хорошо крепится к основе, то все детали делаются из нее;
- вместо воздушного шарика для основы берется банка;
- не газеты, а масса папье-маше.
Как сделать. Простая инструкция:
- Сначала покрываем банку «пластилином», с учетом дверей и окон.
- Выравниваем поверхность.
- Наносим рисунок в виде кладки или делаем выпуклости-«кирпичи».
- Разукрашиваем.
- Автор мастер-класса Светлана, у нее есть свой магазинчик на ярмарке мастеров.
Хотите, сделайте двухэтажный домик.
После того, как фигурки сделаны, стоит уделить внимание выравниванию. Для этого нужно ошкурить поделку. Тогда уже и к окрашиванию можно приступить. Иначе, будут заметны неровности и бугорки из-за комков в массе или из-за слоев. Такие неровности можно замаскировать декором.
Новогодние игрушки и папье маше
И снова за основу берем воздушный шарик, надуваем его до нужного размера и обклеиваем красивой бумагой или салфетками в несколько слоев.
Даже, если это – ваш первый опыт, даже, если у вас нет художественного таланта, вы справитесь! Главное – начать!
Расскажите и покажите, что у вас вышло! И заглядывайте в гости регулярно. Станьте подписчиком, и тогда узнаете много-много еще чего интересного!
Источник