Изготовление картины в технике ошибана своими руками
Ошибана — это вид искусства, в котором для создания картин используются высушенные под прессом природные материалы. Такая разновидность флористики предусматривает применение листьев различных растений, цветов, стеблей и семян трав. В творческом процессе используется только натуральный материал, который легко можно заготовить самостоятельно. Ошибана является самым доступным видом творчества.
Особенности прессованной флористики
Ошибана (прессованная флористика) возникла ещё в Викторианскую эпоху (примерно 600 лет назад). Родиной этого искусства является Япония, где оно очень широко распространено. В последнее время ошибана стала набирать особую популярность в европейских странах. За тридцатилетний период появилось много интересных мастеров, которые обучают всех желающих и помогают приобщиться к этому виду искусства.
В основе техники ошибана лежит использование специально подготовленных природных материалов. Несмотря на простоту подготовки, с их помощью можно создать не просто аппликацию, а настоящий шедевр. При правильном сочетании отдельных элементов в композиции мастера достигают идеальной гармонии цвета изображения и фона.
Живопись цветами — ошибана — позволяет каждому человеку в полной мере проявить свои творческие способности. В этом искусстве нет чётких ограничений в сложности изображения или используемых материалах. Исходя из этого, следует начинать работу только после тщательной подготовки и продумывания каждого её этапа.
Подготовка к работе
Перед тем как сделать картину в технике ошибана своими руками необходимо правильно провести все подготовительные работы. Они заключаются в сборе растительного материала и его обработке, заготовке инструментов, а также в изучении советов профессиональных мастеров.
Весь творческий процесс может занять у вас довольно много времени и отобрать некоторое количество сил. На протяжении всей работы важно сохранять концентрацию и аккуратность. Только это позволит сделать не просто детскую аппликацию, а настоящую полноценную картину.
Требуемые инструменты
Чтобы создать по-настоящему красивый пейзаж, необходимо перед началом работы подготовить все необходимые инструменты. Это позволит полностью погрузиться в творческий процесс и не отвлекаться на поиск того или иного предмета. Для пейзажа в технике ошибана понадобится:
большие и маникюрные ножницы для вырезания отдельных элементов картины;
- мягкий карандаш для нанесения предварительного рисунка;
- пинцет для аккуратного перемещения и приклеивания вырезанных заготовок;
- плотный картон, который будет служить в качестве основы;
- рамка со стеклом для окончательного оформления аппликации;
- клей ПВА для прикрепления растительного материала к основе;
- тонкие кисточки, с помощью которых будет наноситься слой клея.
Помимо инструментов, для пейзажа понадобятся и растительные материалы.
Выбор и заготовка исходных материалов
Целью искусства является создание картин из простых подручных материалов. Однако, их не только нужно собрать, но и правильно обработать. От этого будет зависеть не только простота работы, но и привлекательный внешний вид готового изделия. Для создания оригинальной картины, чаще всего, используются такие материалы:
- листья деревьев;
- лепестки цветов;
- тополиный пух;
- семена растений;
- различные травы.
Эти материалы можно насобирать в ближайшем парке или лесу и засушить под прессом. Вам необходимо найти такие растения и их части:
листья калины;
- обёртки кукурузных початков;
- листочки тополя;
- лопух;
- листья земляники, винограда и сирени;
- веточки полыни;
- кленовые листочки;
- бересту;
- берёзовые ветки.
Если вам не удалось отыскать какое-либо растение, то его можно заменить любым, приблизительно подходящим по фактуре и цвету.
Эти растительные детали после сбора помещаются в гербарную папку или под пресс и высушиваются до тех пор, пока не станут плоскими и тонкими. Очень часто случается, что после обработки цветы и листья теряют свою яркость и меняют оттенок. Исправить эту ситуацию помогает длительная термическая обработка.
Готовый материал становится очень сухим и хрупким. Одного неосторожного движения может быть достаточно, чтобы испортить несколько дней работы по его заготовке. Поэтому его следует правильно хранить. Для этого профессионалы используют герметично закрывающиеся ёмкости, которые помогают избежать попадания влаги и защищают от нашествия насекомых.
Сухой материал очень боится попадания прямых солнечных лучей. Под их воздействием он становится очень тусклым и непригодным для дальнейшего использования. Поэтому ёмкость с растительными заготовками следует хранить в тёмном месте.
Советы профессиональных мастеров
Прежде чем приступить к изучению мастер-класса по ошибане для начинающих, необходимо учесть все советы опытных мастеров. Среди советов стоит обратить внимание на следующее:
В качестве основы для создания картины лучше всего использовать плотный картон. Перед тем как приступать к работе, он со всех сторон обклеивается белым ватманом. Это помогает избежать перегибов после высыхания клея.
- Для нанесения эскиза будущего изображения необходимо использовать простой карандаш. Контуры наносимого рисунка должны быть тонкими и видными только мастеру, так как во время работы может возникнуть необходимость поменять отдельные детали изображения.
- Для простых рисунков лучше всего выбрать какой-нибудь оригинальный фон. Для этого можно использовать несколько видов растений и цветов. Более сложные изделия не нуждаются в таком обрамлении и для них достаточно будет однотонного фона.
- Во время создания композиции важно делать переходы между отдельными деталями как можно более плавными и незаметными.
- Для придания готовому изображению объёма можно использовать пух вербы или тополя. Кроме этого, подойдут необычные стебли растений, солома, береста или кора дерева.
- Приклеивать отдельные детали рисунка следует предельно аккуратно. Малейшая неточность приведёт к сдвигу всего рисунка и необходимости повторной подготовки.
- Не нужно сразу же вешать на стену готовую поделку. Любая аппликация из растительного материала требует времени для просыхания.
- Готовое изделие лучше всего поместить под стекло и украсить рамкой. Это убережёт растительные материалы от выцветания и разрушения.
Эти рекомендации помогут новичку избежать большинства простых ошибок и сделать максимально красивую поделку.
Для ознакомления с техникой ошибана лучше всего выбирать простые изображения. Оптимальным вариантом будет создание природного пейзажа.
Создание пейзажа
После того как все необходимые природные материалы были найдены и высушены, можно смело приступать к созданию аппликации. Весь процесс нужно выполнять последовательно и не пропускать ни одного этапа. Это поможет более быстро и качественно изготовить поделку. Процесс создания пейзажа техникой ошибана прост и состоит из следующих этапов:
- Первым делом берётся плотный картон и мягкий карандаш. С его помощью на основе рисуются контуры отдельных частей изображения (передний план, горизонт, река). На этом этапе не нужно чётко прорисовывать все мельчайшие детали.
- Затем рисуются стволы деревьев и кроны. В зависимости от выбранного вами времени года, можно варьировать густоту листвы и её количество.
Начинать приклеивать растительные материалы следует с неба. Для него берутся обёртки кукурузных початков и вырезаются по нарисованному контуру облака.
- Затем с помощью тонкой кисточки наносится клей на всю поверхность листочка.
- Промазанные лепестки приклеиваются к нужной части пейзажа и вся аппликация кладётся под пресс на несколько минут. Это необходимо для того, чтобы клей полностью высох, а части растения надёжно прикрепились.
- После неба накладывается слой водной поверхности реки. Для этого применяется береста (кора берёзы). Она расслаивается на более тонкие пласты и из неё вырезается не всё изображение реки, а лишь небольшая её часть.
- Затем подбираются понравившиеся вам оттенки и приклеиваются оставшиеся части речки.
- Пейзаж помещается под пресс и сохнет в течение трёх минут.
- Следующим приклеивается задний план картины. Для него используется обратная сторона листьев тополя. Она окрашена в серебристый цвет и как нельзя лучше передаёт размытость заднего плана.
- Листья обрезаются по нарисованному контуру и аккуратно приклеиваются к картонному основанию.
- После очередного придавливания прессом изображается левый берег реки. Для этого берутся листья лопуха, клёна, тополя и вырезаются по требуемой форме.
- Все подготовленные элементы присоединяются к изображению. Важно сделать так, чтобы переходы между оттенками разных листьев были как можно более плавными.
- Для изображения правого берега применяются листья винограда и сирени. С их помощью создаются деревья и прочая растительность на заднем его плане.
- Спереди лучше всего приклеивать детали, вырезанные из листочков клёна, лопуха и лепестков роз. Здесь также необходимо обеспечить равномерный переход от одного оттенка к другому и избежать видимых стыков отдельных элементов.
- Дальний план пейзажа заполняется хвойным лесом. Для этого берутся веточки полыни и приклеиваются в виде разных по размеру ёлок и сосен.
- Когда все части фона проработаны, необходимо уделить внимание более крупным деталям, таким как деревья. На левом берегу реки можно расположить стволы берёз, вырезанные из бересты.
- Рядом с берёзами помещаются кустарники из листьев розы.
- Листва деревьев делается из кусочков лопуха, оборванных руками. Они получаются произвольной формы, что идеально подходит для композиции.
- На правом берегу реки располагаются более крупные и массивные деревья. Их ствол вырезается из тёмной внутренней части берёзовой коры.
- Из этого же материала формируются ветви.
- Для изображения листвы используется земляничные, калиновые и кленовые листочки. Весь процесс их наклеивания идентичен нанесению листвы берёз.
- С любого берега формируется крутой обрыв. Для его создания применяются отдельные детали из листьев тёмного цвета.
- В самом конце прорабатываются мельчайшие детали пейзажа, такие как: отражение в воде и более тёмные части у берега. Для этих целей применяются как тёмные, так и светлые листья любых растений. Главное, чтобы каждая мельчайшая деталь гармонично дополняла картину.
- На поверхности воды можно сделать отдельные островки суши, которая ещё не была поглощена водой. Они изображаются с помощью частей листьев клёна и тополя.
- Готовый пейзаж придавливается прессом и полностью просушивается.
- После этого картина помещается под стекло и в рамку.
Ошибана — замечательное японское искусство, которое позволяет каждому человеку проявить свою фантазию и индивидуальность. При правильном подходе к работе и соблюдении всех тонкостей техники ошибана можно создать настоящую картину, которая украсит стену вашей квартиры или дома.
Originally posted 2018-08-29 09:56:23.
Источник
Мастер-класс для педагогов на тему «Ошибана»
Наталья Церковная
Мастер-класс для педагогов на тему «Ошибана»
Цель мастер-класса: научить педагогов создавать картину-пейзаж из цветов, листьев веточек.
Задачи:
— обучить педагогов работе с техникой ошибаны, инструментами, материалами;
— развивать воображение, творческое мышление, глазомер, кругозор, аккуратность, усидчивость;
— закрепить знания о видах растений и способах засушки.
Ошибана — это прессованная флористика. Творчество мастеров ошибаны основано на использовании материалов — цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом и сохранивших свои природные форму и цвет.
Техника ошибана («оши» – засушенный, «бана» – цветок, является одним из древнейших направлений во флористике, которому уже более шести веков. Это древнее искусство возникло в Японии много веков назад и с тех пор уверенно завоёвывает всё больше поклонников.
Данный мастер-класс рассчитан для педагогов и разработан для детей любого возраста обучения. Использование природных материалов открывает огромные возможности для творчества. Данная техника заинтересует не только детей, но и взрослых, и станет, возможно, увлечением на всю жизнь. С помощью доступных инструментов и материалов можно создать свои неповторимые композиции, которые могут украсить интерьер или послужить прекрасным подарком.
Творчество общения с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отвлекает от повседневных забот, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию.
Ход выполнения
Для выполнения аппликации из засушенных растений необходимы:
— ножницы (большие и маникюрные);
— карандаш средней мягкости;
— материал для основы (плотный картон);
— материал для оформления картины (рамка со стеклом, толщиной 2-3 мм);
— кисти или тонкие палочки для клея;
— засушенные под прессом растения (обёртки кукурузных початков, листья калины, тополя, лопуха, клёна, земляники, винограда, сирени, лепестки роз, веточки полыни, берёзы, береста).
Шаг первый (замысел):
В первую очередь берём картон, а на нём делаем наброски нашей будущей задумки. Если не придумали, то есть неплохая возможность взглянуть на имеющийся инвентарь разных оттенков, и идея сама придёт к вам. Обычно пользуются популярностью композиции, которые изображают сюжеты с цветами, полями, лесами и другими видами пейзажей. И ведь действительно очень легко и в то же время невероятно красиво получается, если из засушенного гербария собирается картина из цветов. Такая поделка более простая, поэтому может и вовсе не требовать эскиза.
Шаг второй (подготовка):
Когда вы уже придумали сюжет и сделали наброски, то дальше следует начать заниматься вырезанием формы у растений. Это очень ответственный этап, так как вам нужно рассмотреть, какие цвета растений лучше между собой сочетаются, а какие — более тонко передают оттенки вашей задумки.
Шаг третий (приклеивание):
Теперь, когда все заготовки знают своё место и эскиз готов, можно приступить к приклеиванию. Будьте аккуратны! Если предыдущие этапы требовали в большей степени работы вашего воображения, то теперь нужно максимально вложиться в терпение и аккуратность.
Заключение
Мастер-класс для начинающих по ошибане показывает, что работа очень проста в исполнении, зато как прекрасен и сам процесс, и результат! Это искусство флористики (живописи цветами) очень старое, но особую популярность оно получило в наши дни. Это отличный способ развить в себе чувство вкуса, раскрыть творческий потенциал. Даже детям будет интересно и полезно, потому что ошибана развивает моторику.
Аппликация «Лес» в технике ошибана Цель: учить детей работать с природным материалом, выполнять аппликацию в технике «Ошибана» Оборудование: шаблон, сухие листья, цветной.
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Технология создания куклы-марионетки для театрализованной деятельности» Цели: заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению кукол-марионеток, с последующим их использованием в театрализованной деятельности.
Мастер-класс для педагогов на тему «Рисование в технике монотипии с использованием пены для бритья» Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья» Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных.
Мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности» Мастер-класс для педагогов на тему: «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов на тему «Экология для дошкольника» Конспект Мастер-класс «Экология для дошкольника» (для педагогов) Разработала :Смирнова Анна Владимировна Цель: повысить профессиональное.
Мастер-класс для педагогов по ФЭМП Мастер-класс по математике в ДОУ Здравствуйте Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по использованию игрового.
Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии в работе педагогов» Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе. Ход проведения: Здравствуйте,.
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие певческих навыков» Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие певческих навыков Музыкальный руководитель Грызункова И. Г. 2019 г. Здравствуйте, уважаемые.
Мастер-класс для педагогов «Вышивка» Цель: передача коллегам личного профессионального опыта. Повышение уровня профессиональной компетентности участникам мастер — класса. Задачи:.
Мастер-класс «Сказкотерапия» для педагогов Валентина Угримова Мастер-класс «Сказкотерапия» для педагогов. Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности.
Источник