Ось заднего колеса велосипеда своими руками

Ремонт велосипеда своими руками: задняя втулка

Разумеется, для ухода за велосипедом нужно понимать, как он устроен. Конечно, в строении железного коня есть много сложного и непонятного на первый взгляд, но это не повод закрывать на это глаза. На велосипед нужно смотреть с разных сторон. Сегодня мы не будем говорить обо всем байке в целом, но остановимся на том, что находится в области заднего колеса велосипеда, в частности, на оси.

Особенности

Задняя ось колеса неподвижна и расположена в специальной подвижной втулке этого же колеса. Как раз такие втулки и обеспечивают движение колеса, а делают они это благодаря неподвижной оси. Для того, чтобы лучше понять, где находится задняя ось, отметим, что именно рядом с ней уже крепятся спицы. Если что-то случиться с конусами, втулками или задней осью, придется разбирать и ремонтировать весь механизм заднего колеса. Поэтому крайне важно заботиться о том, чтобы все, связанное с задней осью оставалось в целости и сохранности.

Ремонт

Конечно же, случаются такие ситуации, когда что-то в оси ломается. К счастью, такие ситуации не бывают безвыходными. Если что-то сломалось, а вы все еще не понимаете, в какую из сторон следует крутить необходимую гайку и куда девать конусы – интернет в помощь. А мы в свою очередь поможем вам сориентироваться в непростом деле ремонта.

Что нужно учитывать при ремонте?

  • Прежде всего, необходимо понимать, что все, связанное с задней велосипедной осью – дело очень тонкое, а значит, к нему нужно подходить осторожно, чтобы не сделать хуже.
  • Важно не потерять ни одной пусть даже мелкой детали. Если даже вы потеряете маленькую гайку или конус, вам будет сложно закончить ремонт оси без них.
  • Первым делом следует снять заднюю ось втулки велосипеда, а также блок со звездочками. Разумеется, снимая ее, лучше положить велосипед на ту из сторон, где нет этого блока.
  • После того, как вы снимите задний блок звездочек, нужно будет снять и кольцо подшипника.
  • Во всем должен быть порядок, вы в этом сможете убедиться сами, когда после разборок и снятия перед вами появится куча мелких деталей. Поэтому, кране важно, чтобы у каждой мелочи обязательно было свое место.

Но все это – только подготовительный этап в ремонте задней оси, ведь самое сложное еще ждет впереди. После того, как вы приведете все детали в порядок, и гайки, конусы и прочее, что касается втулок не будет разбросанно в разные стороны, нужно будет снять и винт втулки.

Затем втулку нужно будет прочистить и тщательно проверить все ее компоненты. Это позволит облегчить процесс дальнейшей смазки, которая проходит в два этапа. К этому делу также нужно относиться максимально ответственно, ведь забота об оси – это искусство, а оно не терпит спешки. Перед вставкой втулки на место, нужно вернуть на свои места подшипники. Затем можно постепенно возвращать каждую деталь на свое место. Так и заканчивается процесс сборки, а вместе с ним процесс ремонта.

Читайте также:  Крюк для рыбы своими руками

Подводя итоги, можно сказать, что такая ключевая составляющая велосипеда, как задняя ось, заслуживает того, чтобы о ней заботились. Не стоит бояться этого сложного процесса, после первого раза он уже не будет казаться таким трудным.

Источник

Задняя ось велосипеда: ремонт и техническое обслуживание

Задняя ось велосипеда является одной из важнейших деталей конструкции. Она несет основную нагрузку при работе трансмиссии.

Изготавливается из титана, стали или алюминия и является ключевым компонентом втулки.

В статье мы поговорим об особенностях и видах осей, а также затронем тему демонтажа и ремонта элемента.

Задняя ось велосипеда: ремонт и техническое обслуживание

Виды осей

Задние оси разливаются по типу крапления: они могут быть цельными или полыми.

Полые модификации имеют специальные эксцентриковые стяжки, существенно упрощающие монтаж и демонтаж колеса. Такое модели отличаются малым весом и большой жесткостью.

Эксцентриковые оси впервые появились на рынке в далеком 1930 году. Их запатентовала компания Campagnolo. Их предшественником было обычное гаечное крепление. Отличаются такие оси большей длинной. Колесо снимается быстро, демонтаж и сборку можно производить голыми руками. Механизм пришелся по нраву велолюбителям и вот уже почти сто лет используется в моделях по всему миру.

Вторым видом крепления вариант с гайками. С их помощью ось крепится к перьям рамы. Если рама имеет горизонтальные дропауты, стоит отдать предпочтение гаечному креплению. Именно оно обеспечит надежное удержание детали на месте.

Некоторые горные модели и велосипеды для циклокросса имеют так называемые сквозные оси или thru axle. Один из концов такой оси имеет специальную резьбу. Важно отметить, что ось неотделима от рамы, конструкция которой специально создана для такого вида крепления и совместима только с ним. Такие модификации появились достаточно недавно.

Отличаются повышенной жесткостью байка и прочностью колеса. Оси имеют несколько разновидностей: могут иметь складной фиксирующий рычаг или головку под шестигранник. Их демонтаж и установка требуют большего времени, но на выходе мы имеем большую прочность, отсутствие проблем с возможным перекосом дисковой системы тормозов.

Важными параметрами оси являются ее толщина и длина. Толщина детали зависит от типа байка, а длина — от расстояния между дропаутами перьев рамы. Некоторые втулки имеют опцию регулировки диаметра с помощью набора переходников.

Стандарты размеров

Обычно размеры оси следующие:

*первое число — диаметр оси, второе — ее длина

10×135 мм. – стандартный размер, встречается в большинстве современных моделей байков;

10×130 мм. – стандарт для шоссейников;

12×150 мм. – размер, устанавливаемый на байки для фрирайда и даунхилла;

10×170 мм. – такими осями оснащаются фэт-байки;

10×120 мм. – размер часто можно встретить на скоростных трековых моделях.

Некоторые велосипеды для экстремальных дисциплин, например High End, могут иметь повышенную толщину оси. Это необходимо для повышения уровня прочности детали при интенсивных нагрузках.

Процесс работы

Перед началом работы

Как и все другие механизмы велосипеда, задняя втулка нуждается в ежегодном техническом обслуживании. Демонтаж детали не оставит особого труда. Вопросы возникают, как правило, у новичков. Но все — дело привычки. Наработав навык, в последующем вы будете легко осуществлять работу.

При необходимости разборки задней втулки важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Приготовьте инструменты заранее. Для мелких деталей выделите пустую стеклянную баночку (пластиковый стаканчик легко опрокинуть). Вы сложите в нее детали подшипников.
  • Работайте неспешно и аккуратно. Если вы производите демонтаж в первый раз, полезно фиксировать процесс работы на видео или фото. Так вы сможете полностью восстановить ход работы и произвести его в обратном порядке при монтаже разобранной детали.
Читайте также:  Переделка мужской рубашки своими руками выкройки

Алгоритм демонтажа

Все модификации втулок рассчитаны на вариант демонтажа со стороны, обратной звездам. То есть слева. Рассмотрим вариант снятия втулки с насыпными подшипниками. Именно такая кодификация встречается чаще всего:

  • Откручиваем гайки и снимаем колесо с рамы. Здесь нам понадобятся самые простые инструменты. Если же крепление имеет эксцентрик, никакие инструменты и вовсе не нужны.
  • Снимаем звезды. Так мы получаем доступ к внутренней части механизма. Если колесо оснащено кассетой, нам понадобятся хлыст и съемник. Хлыст необходимо накинуть на самую большую звезду, а съемный инструмент вставить в кассету. Если велосипед оснащен дисковыми тормозами, их необходимо предварительно снять. После снятия кассеты нужно демонтировать с левой стороны втулки тормозной диск.

  • Если механизм имеет трещотку, нам понадобится особый съемный инструмент для трещоток и ключ, имеющий длинную удобную ручку, которую мы будем использовать как рычаг. Для демонтажа нам придется приложить определенное усилие, потому будьте готовы к работе. Трещотка закручивалась все время эксплуатации байка и может поддаться не сразу. Крутить ее необходимо против часовой стрелки.
  • Берем два ключа. Необходимы особый конусный ключ и обычный. Ключом для конусов мы удерживаем конусное окончание втулки, вторым ключом при этом мы должны расконтрить гайку, удерживающую конус с левой стороны. Ее необходимо открутить. Ось велосипеда при этом легко снимется со втулки. Внимание: открывается внутренняя стороны ступицы и подшипники.
  • Шарики подшипников иногда предохраняются особыми металлическими пыльниками. Здесь нам пригодится наша стеклянная баночка. Кладем в нее шарики и пыльники. Не спешите. Очень часто при неаккуратной работе шарики подшипников разлетаются по всей комнате.

Разбор втулки успешно завершен! Можно приступать к чистке деталей, смазке и ремонту.

При наличии промподшипников схема работы почти совпадает. Есть лишь отличие в том, что кассеты с шариками могут быть плотно впечатаны в ступицу. Картридж такого устройства придется демонтировать с помощью специального инструмента. Иногда встречаются советы использовать молоток, ударяя им по оси. Если вы решили выбрать вариант работы молотком, дозируйте силу удара. Важно не деформировать фланец.

Порой необходимо разобрать сам барабан, удерживающий кассету и звезды. Для такой манипуляции нам необходим специальный съемный инструмент, имеющий шлицы. Такая ситуация встречается крайне редко и если вы все же столкнулись с ней, лучше обратиться в велосипедную мастерскую.

Техническое обслуживание

Уход за задними втулками включает в себя чистку деталей от грязи и старой смазки, проверку целостности элементов механизма, обновление смазки. Лучше хорошо прочистить не только подшипники, но и внутреннюю часть ступицы, резьбу оси и гаек.

В эти элементы часто попадают частички пыли или песка. Они вызывают хруст в механизме и могут даже привезти к выходу шариков подшипников из строя. Для промывки можно использовать растворитель, бензин и другие моющие средства.

Монтаж втулки осуществляется в порядке, обратном демонтажу. Если детали исправны и не утеряны, работа не затруднительна. Особенно если вы произвели демонтаж своими руками, зафиксировав ход работы, как мы и советовали.

При крепеже колес в дроапауты важно учесть то, что ось со втулкой входят в них плотно. При образовании зазора необходимо использовать добавочные проставочные шайбы, иначе при фиксации колеса перья могут согнуться, что приведет к деформации и возможному разрушению элемента в будущем.

Читайте также:  Пластилин своими руками быстро

Проблемы и методы их решения

Мы постарались перечислить все наиболее вероятные проблемы и методы их решения.

При недостаточном закручивании контргайки колесо при вращении будет вызывать удары задней оси о подшипники. Шарики могут деформироваться и прийти в негодность, конус будет иметь каверны. Вовремя не устраненный люфт приводит к появлению сколов на конусах и внутренней части самой втулки, что в свою очередь может привести к стачиванию оси и разрушению механизма ступицы. При запущенном варианте может понадобиться полная замена узла и спиц колеса.

Решением здесь является правильная настойка конусов. Для этого необходимо плавно стянуть гайку конуса, найдя такое положение, в котором вращение колеса не вызывает биения. При нахождении оптимального положения, зафиксируйте конус при помощи контргайки. Правый конец при этом необходимо зажать в тиски: при попытке законтрить конус, ось часто приходит в движение, что может помешать правильному монтажу.

Эта проблема обратна ситуации, описанной выше. Если переусердствовать с затяжкой конусных гаек, можно вызвать чрезмерное трение во втулке. Это способно существенно снизить накат колеса. При возникновении данной проблемы необходимо отрегулировать конусы. Алгоритм работы здесь такой же, как и при устранении люфта.

Искривление оси и ее поломка

Полный выход из строя или искривление оси встречаются довольно часто. Вызвана проблема низким уровнем качества материалов, использующихся для изготовления деталей механизма. Также причиной может быть дефект конструкции втулки. Поломки встречаются чаще всего в трещоточных механизмах: именно в них зазор между опорными подшипниками и точками крепления оси в дропаутах рамы располагает к появлению дефекта. Получается как бы слишком большой рычаг, который при чрезмерной нагрузке ломается.

При искривлении или поломке оси, вариант, к сожалению, только один: замена элемента. Ремонт здесь невозможен. Утешительная новость в том, что запчасть стоит недорого, ее легко найти и купить, а сама замена не представляет особого труда.

При замене детали примите во внимание разброс предлагаемых деталей по размерам. При походе в магазин возьмите с собой детали, подлежащие замене и выберите их точную копию, желательно, лучшего качества.

Наличие посторонних звуков

Хруст, скрипы, шум во втулке должны насторожить вас. Как минимум пора подвергнуть детали промывке и смазке. Чем скорее вы произведете манипуляции, тем лучше. Мы уже говорили о том, что мелкие детали втулки чувствительны к песку и пыли. Конус или подшипники легко приходят в негодность при игнорировании симптома. Необходимо разобрать втулку, осмотреть элементы и, при наличии дефектных, заменить их. Промойте, просушите и смажьте механизм. Если проблема не разрешилась, посетите веломастерскую. Возможно причиной является само некачественное строение втулки. Здесь спасет только замена элемента на более надежный.

Итоги

Задняя ось велосипеда берет на себя существенную нагрузку при катании. Элемент необходимо подвергать регулярному техническому обслуживанию.

Своевременная чистка оси и втулки и замена вышедших из стоя мелких деталей способна предотвратить крупную поломку, на устранение которой понадобится большая сумма денег. Разобравшись с устройством задней оси и втулки вы сможете самостоятельно осуществлять монтаж и обслуживание элемента и избежите ненужных трат.

Источник

Оцените статью
Своими руками