Опыт своими руками по физике

Содержание
  1. Занимательные опыты по физике
  2. Самые интересные опыты: ваш ребёнок полюбит физику и химию!
  3. Содержание:
  4. Правила безопасности
  5. Самые интересные опыты и эксперименты
  6. Извержение вулкана
  7. Что понадобится:
  8. Пошаговая инструкция:
  9. Разноцветная молочная река
  10. Что понадобится:
  11. Пошаговая инструкция:
  12. Путешествие изюма и кукурузы
  13. Что понадобится:
  14. Пошаговая инструкция:
  15. Воздушный шарик, который надувается сам
  16. Что понадобится:
  17. Пошаговая инструкция:
  18. Химические опыты для детей
  19. Столб пены (или зубная паста для слона)
  20. Что понадобится:
  21. Пошаговая инструкция:
  22. Помидор, светящийся в темноте
  23. Что понадобится:
  24. Пошаговая инструкция:
  25. Змеи из сухого горючего
  26. Что понадобится:
  27. Пошаговая инструкция:
  28. Опыты с водой для детей
  29. Буря (смерч) в бутылке
  30. Что понадобится:
  31. Пошаговая инструкция:
  32. Эксперимент с водой, маслом и солью
  33. Что понадобится:
  34. Пошаговая инструкция:
  35. Шагающая радуга
  36. Что понадобится:
  37. Пошаговая инструкция:
  38. Занимательная физика
  39. Вилки и равновесие
  40. Что понадобится:
  41. Пошаговая инструкция:
  42. Опыт со свечой и стаканом
  43. Что понадобится:
  44. Пошаговая инструкция:
  45. Воздушный шар и огонь
  46. Что понадобится:
  47. Пошаговая инструкция:
  48. Обзор лучших наборов для опытов для детей
  49. «Набор шпиона» (ЭВРИКИ)
  50. «Экспериментариум» (1 TOY)
  51. «Занимательные опыты для начинающих» (RANOK CREATIVE)
  52. «Молекулярная кулинария» (Qiddycome Супер профессор)
  53. «Эксперименты в коробочке» (Простая Наука)
  54. «Химическая лаборатория» (BONDIBON)
  55. «Большая химическая лаборатория» (Intellectico)

Занимательные опыты по физике

Разделы: Физика

Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы

Роль эксперимента в науке физике

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Занимательные опыты по физике

Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:

  1. Название опыта
  2. Необходимые для опыта приборы и материалы
  3. Этапы проведения опыта
  4. Объяснение опыта

Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.

  1. Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
  2. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
    Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино.
  3. Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
  4. Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.

Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.

Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые — внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подкрашенного спирта .

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.

— Позволь, — скажут тебе, — ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

— В том-то и дело, — ответишь ты, — что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

Опыт № 3 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
  2. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Опыт № 5 Извержение Везувия

Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

Этапы проведения опыта

  1. В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
  2. В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.
Читайте также:  Монтаж пластикового отопления дома своими руками

Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.

Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы: 15 спичек.

Этапы проведения опыта

  1. Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.
  2. Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?

Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку

Опыт № 7 Подставка для кастрюли

Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.

Этапы проведения опыта

  1. Поставить три вилки в кольцо.
  2. Поставить на данную конструкцию тарелку.
  3. На подставку поставить кастрюлю с водой.

Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.

Опыт № 8 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.

  1. Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.
  2. Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.
  3. Зажечь свечу с обоих концов.

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

Опыт №9 Свободный обмен жидкостями

Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.

Этапы проведения опыта

  1. Осторожно разрезать апельсин пополам, очистить так, чтобы кожица снялась целой чашечкой.
  2. Проткнуть в дне этой чашечки два отверстия рядом и положить её в бокал. Диаметр чашечки должен быть немного больше диаметра центральной части бокала, тогда чашечка удержится на стенках, не падая на дно.
  3. Опустить апельсинную чашечку в сосуд на одну треть высоты.
  4. Налить в апельсинную корку красного вина или подкрашенного спирта. Оно будет проходить через дырку, пока уровень вина не дойдёт до дна чашечки.
  5. Затем налить воды почти до края. Можно увидеть, как струя вина поднимается через одно из отверстий до уровня воды, между тем как вода, более тяжёлая, пройдет через другое отверстие и станет опускаться ко дну бокала. Через несколько мгновений вино очутится на верху, а вода внизу.

Опыт №10 Певучая рюмка

Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.

Этапы проведения опыта

  1. Наполнить рюмку водой и вытереть края рюмки.
  2. Смоченным пальцем потереть в любом месте рюмки, она запоёт.

1. Диффузия жидкостей и газов

Диффузия (от лат. diflusio — распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов). Различают диффузию в жидкостях, газах и твёрдых телах

Демонстрационный эксперимент «Наблюдение диффузии»

Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента

  1. Возьмём два кусочка ватки.
  2. Смочим один кусочек ватки фенолфталеином, другой – нашатырным спиртом.
  3. Приведём ветки в соприкосновение.
  4. Наблюдается окрашивание ваток в розовый цвет вследствие явления диффузии.

Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки

  1. Нальём в одну из колбочек нашатырный спирт.
  2. Смочим кусочек ваты фенолфталеином и положим сверху в колбочку.
  3. Через некоторое время наблюдаем окрашивание ватки. Данный эксперимент демонстрирует явление диффузии на расстоянии.

Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.

Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.

2. Сообщающиеся сосуды

Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками.

Будем наливать жидкость в один из них: мы сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет по трубкам в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне.

Объяснение этого опыта заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтали плои верхняя кромка самого сосуда: иначе чайник нельзя будет налить доверху.

Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям.

Источник

Самые интересные опыты: ваш ребёнок полюбит физику и химию!

Взрослые часто вспоминают уроки физики и химии в школе как самые нелюбимые предметы. Непонятные формулы и скучные опыты действительно могут отбить интерес к естественным наукам, но привить ребёнку любовь к физике и химии реально, если заранее организовать опыты для детей в домашних условиях. Такие занятия наглядно демонстрируют законы физики и химики, увлекательны, и понятны даже людям, далеким от научных опытов.

Проводить домашние опыты с ребёнком можно, начиная с того возраста, когда дети способны осознать, что результаты эксперимента получились не благодаря волшебству, а благодаря законам природы — ориентировочно в пять-шесть лет, но не раньше, чем в четыре года. И, конечно, при проведении опытов взрослому необходимо быть рядом и соблюдать правила безопасности, которые помогут избежать возможных травм и детям, и родителям.

Содержание:

Правила безопасности

Но если вы планируете проводить более сложные опыты, например, с использованием спичек, газовой горелки, химических реактивов — обязательно следуйте правилам безопасности:

  • надевайте и на себя, и на ребёнка необходимые средства защиты: перчатки, маску, халат, очки;
  • расскажите ребёнку, что никогда нельзя наклоняться к потенциально опасным реактивам или к огню слишком близко, и сами всегда следуйте этому правилу — такая предусмотрительность поможет избежать ожогов и других травм;
  • накройте стол или другую рабочую поверхность материалом, который защитит мебель от повреждений.

Самые интересные опыты и эксперименты

Самые интересные опыты для детей любого возраста достаточно просты в исполнении, а для их проведения требуется минимум подручных средств, которые найдутся практически в каждом доме. Например, ребёнку наверняка будет интересно поучаствовать в создании извержения вулкана, сделать разноцветную молочную реку, увидеть необычное взаимодействие изюма и кукурузы и надуть воздушный шар с помощью обычной бутылки.

Читайте также:  Одежда для куклы своими руками платье

Извержение вулкана

Для детей от семи лет.

Хороший опыт, чтобы познакомить ребёнка с устройством вулкана.

Что понадобится:

  • уксус;
  • две столовые ложки пищевой соды;
  • две ёмкости — например, колбы, банки или стаканы.

Пошаговая инструкция:

  1. Заполните уксусом примерно половину ёмкости.
  2. В другую ёмкость насыпьте соду.
  3. Наливайте уксус в ёмкость с содой до тех пор, пока вспененная сода не устремится вверх, напоминая извержение вулкана.
  4. Для большей зрелищности можно из пластилина слепить вулкан вокруг ёмкости с содой, а в уксус добавить пищевой краситель — так извержение будет цветным.

Разноцветная молочная река

Для детей от четырёх лет.

Эксперимент с эффектной молочной рекой вызывает восторг у детей любого возраста — цветные узоры на молоке похожи на шедевр художника.

Что понадобится:

  • тарелка средней глубины;
  • молоко;
  • пищевые красители;
  • ватные палочки;
  • средство для мытья посуды или жидкое мыло.

Пошаговая инструкция:

  1. Налейте молоко до середины тарелки.
  2. Добавьте немного красителей разного цвета.
  3. Предложите ребёнку коснуться молока ватной палочкой — сначала ничего не произойдёт.
  4. Теперь смочите ватную палочку в средстве для мытья посуды и снова прикоснитесь палочкой к молоку.
  5. Наблюдайте за появлением красивейших молочных «картин».

Как сделать разноцветное молоко — видеоурок:

Путешествие изюма и кукурузы

Для детей от четырёх лет и старше.

С помощью этого опыта вы сможете продемонстрировать, как меньшие по размеру частицы оказываются «сильнее» более крупных предметов.

Что понадобится:

  • горстка изюма;
  • горстка зёрен кукурузы;
  • любая прозрачная газировка;
  • колба или пластиковая бутылка.

Пошаговая инструкция:

  1. Перелейте газировку в колбу или бутылку.
  2. Сначала нужно насыпать в ёмкость изюм, пусть ребёнок понаблюдает за передвижением изюма.
  3. Добавьте в ёмкость зёрна кукурузы и понаблюдайте за тем, как пузырьки газа словно выталкивают кукурузу и изюм на поверхность, а когда пузырьки лопаются — кукуруза и изюм плавно стремятся вниз.

Воздушный шарик, который надувается сам

Для детей от семи лет.

Эксперимент с воздушным шариком научно обосновывает факт того, что воздух способен высвобождаться в закрытых ёмкостях. Для детского понимания эксперимент довольно прост — его можно показать и малышу дошкольного возраста при условии, что всю работу сделает взрослый.

Что понадобится:

  • пластиковая бутылка объёмом 1 литр;
  • сода;
  • уксус;
  • чайная ложка или воронка;
  • один или несколько воздушных шариков.

Пошаговая инструкция:

  1. Насыпьте соду в шарик с помощью ложки или воронки так, чтобы шарик оказался заполнен примерно на одну треть.
  2. Четверть бутылки заполните уксусом.
  3. Наденьте шарик на горлышко бутылки — сода начнёт пересыпаться в бутылку, а шарик надуется.

Как провести эксперимент с шариком, который надувается сам:

Химические опыты для детей

Химические опыты в домашних условиях хороши тем, что действительно похожи на настоящее волшебство. Проводить совместные химические опыты лучше тогда, когда ребёнок уже ходит в среднюю школу. Но если вам хочется показать дошкольнику или младшему школьнику захватывающий химический опыт — просто выполняйте необходимые действия самостоятельно, а малыш пусть остаётся наблюдателем.

Столб пены (или зубная паста для слона)

Для детей 10 лет и старше.

В ходе эксперимента образуется такое количество пены, которого хватило бы почистить зубы и слону. Ребёнку старше 10 лет можно объяснить, что перекись водорода разлагается на кислород и воду благодаря йодиду калия (или дрожжам), который выступает катализатором (ускорителем) реакции.

Что понадобится:

  • колба или пластиковая бутылка;
  • перекись водорода;
  • йодид калия или одна столовая ложка сухих дрожжей;
  • жидкое мыло;
  • одна упаковка пищевого красителя.

Пошаговая инструкция:

  1. Налейте в ёмкость примерно один стакан перекиси водорода.
  2. Добавьте краситель и около 100 мл жидкого мыла.
  3. Добавьте чайную ложку йодида калия или столовую ложку заранее разведённых в воде сухих дрожжей — будьте осторожны и держитесь на достаточном расстоянии от ёмкости, реакция начнётся мгновенно.

Видеоинструкция к эксперименту:

Помидор, светящийся в темноте

Для детей от 10 лет.

Если правильно провести эксперимент, не исключая ни один нужный ингредиент, в результате у вас получится помидор, который будет светиться в темной комнате как небольшой ночник. Опыт покажет ребёнку, что химические вещества способны менять свойства даже представителей растительного мира.

Внимание! Строго соблюдайте правила безопасности, когда проводите опыт с помидором. Если концентрированная перекись водорода попадёт на кожу — немедленно промойте пострадавший участок водой. Полученный в результате эксперимента светящийся помидор ни в коем случае нельзя есть — это опасно для жизни.

Что понадобится:

  • помидор;
  • коробок спичек;
  • отбеливатель «Белизна» или другое чистящее средство, содержащее гипохлорит натрия;
  • шприц;
  • 10 таблеток гидроперита;
  • вода;
  • ёмкость для смешивания ингредиентов (например, глубокая чашка).

Пошаговая инструкция:

  1. Сначала нужно счистить серу с 10-12 спичек.
  2. К сере добавьте чистящее средство, тщательно перемешайте.
  3. Наберите полученную смесь в шприц, введите в помидор.
  4. Разведите 10 таблеток гидроперита в 15 мл воды — получится 30%-ный раствор перекиси водорода.
  5. Получившийся раствор наберите в шприц и введите в помидор.
  6. Отнесите помидор в тёмное помещение и понаблюдайте за тем, как он светится.

Как сделать светящийся помидор в домашних условиях:

Змеи из сухого горючего

Для детей старше 10 лет.

Впечатляющий эксперимент покажет, насколько интересным может быть эффект в результате взаимодействия различных химических веществ и воздействия на них высокой температуры.

Что понадобится:

  • сухое горючее (можно купить в хозяйственном магазине);
  • упаковка глюконата кальция (продаётся в аптеках);
  • поверхность, на которой вы будете проводить опыт и которую потом будет не жалко выкинуть (например, небольшая дощечка);
  • зажигалка для газовой плиты;
  • кухонные щипцы.

Пошаговая инструкция:

  1. Положите таблетку сухого горючего на рабочую поверхность.
  2. Подожгите горючее.
  3. С помощью щипцов поместите на сухое горючее 6-8 таблеток глюконата кальция.
  4. Смотрите, как из таблеток начнут «вырастать» змеи.

Опыты с водой для детей

Опыты с водой можно проводить с детьми любого возраста — такие эксперименты просты, зрелищны и безопасны. Большую часть опытов детям под силу провести самостоятельно под руководством и присмотром взрослого.

Буря (смерч) в бутылке

Для детей от четырех лет.

Малыш увидит, как в бутылке воды образуется спиральный воронкообразный вихрь — ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста вряд ли поймёт такие сложные термины, поэтому можно просто сказать, что сейчас вы сами сделаете бурю с помощью обычной воды.

Что понадобится:

  • две пластиковые бутылки объёмом 1-1,5 литра;
  • изолента;
  • вода.

Пошаговая инструкция:

  1. Налейте воду в одну бутылку так, чтобы до горлышка оставался примерно 1 сантиметр.
  2. С помощью изоленты прикрепите сверху к первой бутылке вторую — горлышки бутылок должны совпадать друг с другом.
  3. Переверните полученную конструкцию и хорошенько встряхните — вода устремится в нижнюю бутылку, попутно образуя водяной вихрь.
  4. Постоянно переворачивая бутылки, опыт можно повторять много раз.
Читайте также:  Лего машины своими руками гоночные машины

Эксперимент с водой, маслом и солью

Для детей 4 лет и старше.

Опыт продемонстрирует ребёнку свойства и особенности взаимодействия веществ, которые мы используем ежедневно.

Что понадобится:

  • вода;
  • растительное масло;
  • соль;
  • пищевой краситель;
  • стакан.

Пошаговая инструкция:

  1. Наполните стакан водой на две трети.
  2. Налейте немного растительного масла — оно легче воды, и слой масла останется сверху, не опускаясь на дно стакана.
  3. Для большей наглядности насыпьте в стакан пищевой краситель.
  4. Медленно всыпьте в полученный раствор соль — примерно одну чайную ложку.
  5. Вы увидите, как масло вместе с подкрашенной солью опускаются на дно — хотя масло и легче воды, более тяжёлая соль увлекает масло вниз вместе с собой.

Шагающая радуга

Для детей от 4 лет.

В ходе эксперимента малыш изучит разные цвета и просто полюбуется необычным явлением. Ребёнку школьного возраста можно на примере опыта немного рассказать о принципе сообщающихся сосудов: о том, что одинаковые жидкости в связанных между собой сосудах в состоянии покоя всегда находятся на одном уровне.

Что понадобится:

  • семь одноразовых стаканчиков;
  • вода;
  • разноцветные пищевые красители;
  • бумажные полотенца.

Пошаговая инструкция:

  1. Налейте в четыре стакана воду: стаканы должны чередоваться — полный-пустой-снова полный-снова пустой, заканчивается ряд наполненным водой стаканом.
  2. В стаканчики с водой добавьте пищевой краситель.
  3. Бумажные полотенца сверните в 4-5 раз, чтобы получились трубочки — всего сделайте шесть бумажных трубочек.
  4. С помощью бумажных трубочек соедините соседние стаканы: в каждом стакане, кроме первого и последнего, окажутся части двух трубочек.
  5. Дождитесь, пока полоски окрасятся в разные цвета — получится необычная шагающая радуга.

Видеоинструкция к эксперименту:

Занимательная физика

На примере увлекательных опытов ребёнка школьного возраста можно познакомить с законами физики — получится гораздо интереснее, чем просто выучить правило из учебника.

Будьте внимательны: в некоторых физических опытах используется огонь, и зажечь спички или зажигалку — это задача взрослого.

Вилки и равновесие

Для детей 10 лет и старше.

Эксперимент доказывает, что тела могут удерживать равновесие даже в том положении, где удержать равновесие, казалось бы, невозможно — так происходит из-за того, что центр масс у тел причудливой формы смещается ниже, чем у геометрически простых тел.

Что понадобится:

  • две вилки;
  • зубочистка;
  • спички;
  • деревянная палочка.

Пошаговая инструкция:

  1. Поставьте деревянную палочку так, чтобы она была максимально устойчива — например, можно воткнуть палочку в апельсин или в другой плотный фрукт или овощ.
  2. Соедините вилки друг с другом зубчиками.
  3. В просвет между зубчиками вилок поместите зубочистку.
  4. Положите зубочистку на деревянную палочку: если всё сделано правильно, конструкция будет держать равновесие.
  5. Попробуйте вращать конструкцию и сжечь часть зубочистки — вилки продолжат держать равновесие.

Видео к эксперименту:

Опыт со свечой и стаканом

Для детей 10 лет и старше.

Ребёнок убедится, что огонь сжигает кислород, а из-за отсутствия воздуха давление внутри ёмкости снижается и образуется вакуум.

Что понадобится:

  • свеча;
  • плоская тарелка;
  • два стакана;
  • вода;
  • одна упаковка пищевого красителя;
  • шприц;
  • пипетка;
  • спички или зажигалка.

Пошаговая инструкция:

  1. Один стакан наполовину наполните водой.
  2. С помощью пипетки добавьте в воду две капли красителя — обойтись можно и без красителя, но с окрашенной водой опыт получится более наглядным.
  3. Поставьте свечу в тарелку, туда же добавьте подкрашенную воду.
  4. Зажгите свечу.
  5. Накройте горящую свечу пустым чистым стаканом.
  6. Из-за снижения давления под стаканом образуется вакуум, вода из тарелки «втягивается» внутрь стакана и поднимается наверх, свеча из-за отсутствия кислорода гаснет.

Воздушный шар и огонь

Для детей старше 10 лет.

На примере опыта можно показать, что такое теплопроводность: объясните ребёнку, что вода проводит тепло быстрее, чем воздух, и именно поэтому наполненный водой воздушный шарик под воздействием огня лопнет не сразу, а только когда вода достаточно прогреется.

Что понадобится:

  • два воздушных шарика;
  • свеча;
  • спички или зажигалка;
  • мерный стаканчик, желательно с носиком (можно использовать дозатор для утюга);
  • вода.

Пошаговая инструкция:

  1. С помощью стаканчика с носиком наполните шарик водой примерно наполовину.
  2. Надуйте наполненный водой шарик.
  3. Надуйте пустой шарик.
  4. Зажгите свечу.
  5. Поднесите к огню шарик с водой на 10-15 секунд, за это время шарик не лопнет.
  6. Для сравнения поднесите к огню пустой шарик — он лопнет мгновенно.

Обзор лучших наборов для опытов для детей

Выбирая детский набор для опытов, постарайтесь учесть два важных фактора: возраст и интересы ребёнка — подростку вряд ли понравится набор с простейшим опытами для малышей, а если ребёнок мечтает о комплекте для химических опытов — стоит купить именно такой набор. Зато по полу различий в наборах для юных экспериментаторов нет, комплекты одинаково подойдут и мальчикам, и девочкам.

«Набор шпиона» (ЭВРИКИ)

Ребёнок поиграет в детектива и попутно познакомится с лупой, исчезающими чернилами, порошком для снятия отпечатков пальцев.

Для какого возраста подходит: 4-7 лет.

Ориентировочная цена: 500 рублей.

«Экспериментариум» (1 TOY)

Набор, с которым ребёнок сможет провести 65 разных опытов из области химии и физики. Все эксперименты достаточно просты, комплект сопровождается красочной инструкцией.

Для какого возраста подходит: 4-10 лет.

Ориентировочная цена: 2000 рублей.

«Занимательные опыты для начинающих» (RANOK CREATIVE)

В комплект входят только безопасные компоненты для проведения опытов из сферы физики, химии, биологии — кукурузный крахмал, пищевые красители, чашка Петри и подобные.

Для какого возраста подходит: 5-10 лет.

Ориентировочная цена: 1200 рублей.

«Молекулярная кулинария» (Qiddycome Супер профессор)

Набор с подробными рецептами, с помощью которых ребёнок сам приготовит блюда молекулярной кухни, например, макароны из мармелада или йогуртовый бутерброд. В комплект входят не только необходимые для готовки продукты, но и нужная посуда: разнообразные ёмкости, ложки, палочки.

Для какого возраста подходит: 7-14 лет.

Ориентировочная цена: 2000 рублей.

«Эксперименты в коробочке» (Простая Наука)

В комплект входят составляющие для проведения 14 увлекательных физических и химических опытов: для выращивания кристалла, создания полимерных червяков, изготовления голограммы, и для других экспериментов.

Для какого возраста подходит: 8-14 лет.

Ориентировочная цена: 2700 рублей.

«Химическая лаборатория» (BONDIBON)

Большой набор наверняка поможет ребёнку полюбить химию — в комплект входят безопасные реактивы для 200 разнообразных химических экспериментов и опытов.

Для какого возраста подходит: 8-14 лет.

Ориентировочная цена: 3000 рублей.

«Большая химическая лаборатория» (Intellectico)

В набор входят компоненты для 84 занимательных химических опытов: юный химик научится делать вулкан, создавать шпионские чернила, покрывать монету серебром, и многим другим интересным вещам.

Для какого возраста подходит: 8-14 лет.

Ориентировочная цена: 2500 рублей.

Источник

Оцените статью
Своими руками