Опыт своими руками химия

Химические опыты в домашних условиях: 12 лучших

Химические опыты в домашних условиях, проделанные вместе с детьми, помогут родителям весело и с пользой провести время и с малышами, и со школьниками. Тот, кто сказал, что химия скучный предмет – был не прав. И мы это докажем. Следуйте инструкциям и экспериментируйте с теми веществами, которые найдете у себя дома.

Опыты с водой

Опыт первый: неньютоновская жидкость

  1. Налейте воду в пластиковый контейнер.
  2. Насыпьте в воду крахмал и перемешайте, чтобы получилась густая, как сметана, смесь.
  3. В такую полужидкую среду легко должны погружаться пальцы и ее легко собирать в комочек с поверхности стола, но если ударить по ней кулаком, то почувствуете, что она имеет твердую поверхность.
  4. Положите на нее аккуратно дощечку и попробуйте вбить в нее гвоздь. Он легко войдет в дерево. Но действуйте аккуратно, ведь если хотя бы краешек доски окунется в неньютоновскую жидкость, то вся деревяшка тотчас же пойдет ко дну.
  5. При желании такую жидкость легко окрасить в любой цвет.

Опыт второй: для самых маленьких

На видео показаны несколько простых, но занимательных опытов для самых маленьких деток. Некоторые из них под силу сделать даже трехлеткам.

Опыт третий: растворение красок и чернил

  1. Наберите в банку воду из-под крана. Она должна отстояться сутки, чтобы из нее испарился весь хлор.
  2. Часть воды отлейте в стеклянный стакан и капните туда пару капель чернил. Можно взять чернила разного цвета. Понаблюдайте, как краситель растворяется в воде, расходясь неравномерно в виде клубов разноцветного дыма.
  3. Налейте воду в другой стакан и сверху покройте ее пеной для бритья.
  4. С помощью пипетки или шприца капайте на пену разноцветные жидкие красители (как вариант – разведенную в воде гуашь).
  5. Посмотрите, как через некоторое время из пенного облака пойдет разноцветный «дождик».

Опыт четвертый: прыгающие капли

  1. Разогрейте на плите чистую сковородку или кастрюльку.
  2. Снимите посуду с огня и капайте на горячую поверхность воду из чайной ложки.
  3. Понаблюдайте как капли «танцуют».

Опыт пятый: несмешивающиеся жидкости

  1. В один стакан налейте холодной воды и окрасьте ее с помощью гуаши, акварели или пищевого красителя в любой цвет.
  2. Накройте емкость плотным, но не толстым картоном.
  3. В другой стакан налейте теплой (но не горячей) воды и при желании тоже окрасьте, но в любой другой цвет, отличный от воды в первом стакане.
  4. Положите ладонь на картон, быстрым движением переверните первый стакан и аккуратно поставьте его на второй, чтобы горлышки ровно соприкасались.
  5. Осторожно выньте картон между стаканами.
  6. Жидкость (холодная) в верхнем стакане «зависнет» и не будет переливаться.
  7. Но если стаканы поменять местами, то разноцветная вода станет смешиваться между собой, образуя красивые узоры.

Опыт шестой: радуга из бумаги или из живых цветов

  1. Понадобятся 7 стаканчиков. Поставьте их в один ряд и через один налейте воды, в которую добавьте красителей в таком порядке: красный, желтый, голубой, фиолетовый.
  2. Сверните бумажные полотенца, чтобы получились длинные полоски и согните полоски таким образом, чтобы они легко вставлялись в стаканчик гармошкой.
  3. Вставьте согнутые полоски в стаканчики. Должно получиться так, как показано на фото.
  4. Через пару часов персональная радуга на подоконнике обеспечена.
  5. Тот же опыт проделывается с цветами. Только разноцветная вода должна быть во всех стаканчиках и сиять уже всеми цветами радуги. Цветы же должны иметь только белые лепестки, которые через сутки приобретут окраску жидкости, в которой стоят.

Опыт седьмой: крахмал, окрашенный йодом

На видео видно, что разведенный в воде крахмал отлично окрашивается йодом. В какой цвет и почему, узнайте, посмотрев опыт.

Опыт восьмой: как набрать воду в перевернутый стакан

  1. Налейте в тарелку воду.
  2. Подкрасьте ее гуашью.
  3. Возьмите немного пластилина и придавите его ко дну тарелки с водой.
  4. В пластилин воткните две спички и подожгите их.
  5. Быстро накройте все стеклянным стаканом.
  6. После того как огонь на спичках погаснет, вода из тарелки станет медленно подниматься в стакан.

Опыты с разными веществами

Опыт первый: песочная «змея»

На видео посмотрите как из песка, соды, сахара и изопропанола получается «змея» Фараона.

Опыт второй: «горячий» лед

  1. В кастрюлю вливаем один стакан уксуса.
  2. В него порциями и помешивая, добавляем 200 г соды.
  3. После того, как реакция взаимодействия соды и уксуса закончится и все пузырьки пропадут, поставьте кастрюлю на плиту и нагревайте на медленном огне до выпаривания лишней жидкости. На стенках кастрюли появятся кристаллики белого цвета – это должно означать, что нагревать больше не нужно.
  4. Даем смеси остыть до образования корочки. Если ее не будет, значит, не вся жидкость еще испарилась и придется продолжить ее выпаривание.
  5. После остывания вливайте в смесь небольшими порциями горячую кипяченую воду до образования однородного раствора и исчезновения корочки.
  6. Перекладываем раствор в стеклянную банку и остужаем его до комнатной температуры в холодильнике.
  7. Достаем банку и добавляем в содержимое немного соли, буквально щепотку.
  8. Смесь начнет кристаллизоваться, образуя массу, похожую на лед. Но не холодную, а теплую. Это и будет «горячий» лед.

Опыт третий: опыты с уксусом

  1. Уксус растворяет практически все. Даже мел и яичную скорлупу. Пример растворения мела на видео. Там очень хорошо объясняется, как происходит реакция растворения.
  1. С яичной скорлупой реакция происходит гораздо медленней, а эффект намного интересней. Яйцо полностью погрузите в уксус, и выжидайте пару дней, после чего аккуратно достаньте яйцо. Оно будет покрыто тонкой, но все еще твердой оболочкой. Если посмотреть на его внутреннее содержимое через свет фонарика, то прекрасно будет виден желток. Ко всему прочему, яичко «вырастет» и увеличится в размере.

Опыт четвертый и пятый: с перекисью и марганцовкой

Читайте также:  Планеты солнечной системы макеты своими руками

Посмотрите на видео отличные и занимательные опыты с использованием перекиси водорода, моющего средства, глицерина и перманганата калия.

Источник

Домашние химические опыты для детей

Мой лич­ный опыт пре­по­да­ва­ния химии пока­зал, что такую науку, как химию, очень тяжело изу­чать без каких-либо пер­во­на­чаль­ных све­де­ний и прак­тики. Школь­ники очень часто запус­кают этот пред­мет. Лично наблю­дала, как уче­ник 8 класса при слове «химия» начи­нал мор­щиться, словно съел лимон.

Позже выяс­ни­лось, что из-за нелюбви и непо­ни­ма­ния пред­мета, школу он про­гу­ли­вал втайне от роди­те­лей. Конечно, школь­ная про­грамма состав­лена таким обра­зом, что учи­тель дол­жен дать на пер­вых уро­ках химии много тео­рии. Прак­тика как бы отхо­дит на вто­рой план именно в тот момент, когда школь­ник еще не может само­сто­я­тельно осо­знать, нужен ли это пред­мет ему в даль­ней­шем. В первую оче­редь это свя­зано с лабо­ра­тор­ным осна­ще­нием школ. В боль­ших горо­дах в насто­я­щее время с реак­ти­вами и при­бо­рами дело обстоит лучше. Что каса­ется про­вин­ции, то, как и 10 лет назад, так и в насто­я­щее время, во мно­гих шко­лах нет воз­мож­но­сти про­во­дить лабо­ра­тор­ные заня­тия. А ведь про­цесс изу­че­ния и увле­че­ния химией, также как и дру­гими есте­ствен­ными нау­ками, обычно начи­на­ется с опы­тов. И это неслу­чайно. Мно­гие зна­ме­ни­тые химики, такие как Ломо­но­сов, Мен­де­леев, Пара­цельс, Роберт Бойль, Пьер Кюри и Мария Скло­дов­ская-Кюри (всех этих иссле­до­ва­те­лей школь­ники изу­чают также и на уро­ках физики) уже с дет­ства начи­нали экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. Вели­кие откры­тия этих вели­ких людей были сде­ланы именно в домаш­них хими­че­ских лабо­ра­то­риях, поскольку заня­тия химией в инсти­ту­тах было доступно только людям с достатком.

И, конечно, самое глав­ное — это заин­те­ре­со­вать ребенка и доне­сти ему, что химия окру­жает нас повсюду, поэтому про­цесс ее изу­че­ния может быть очень увле­ка­тель­ным. Здесь на помощь при­дут домаш­ние хими­че­ские опыты. Наблю­дая такие экс­пе­ри­менты, можно в даль­ней­шем искать объ­яс­не­ние, почему про­ис­хо­дит так, а не иначе. А, когда на школь­ных уро­ках юный иссле­до­ва­тель столк­нется с подоб­ными поня­ти­ями, объ­яс­не­ния учи­теля ему будут более понятны, так как у него уже будет свой соб­ствен­ный опыт про­ве­де­ния домаш­них хими­че­ских экс­пе­ри­мен­тов и полу­чен­ные знания.

Очень важно начи­нать изу­че­ние есте­ствен­ных наук с обыч­ных наблю­де­ний и при­ме­ров из жизни, кото­рые, как вы счи­та­ете, будут наи­бо­лее удач­ными для вашего ребенка. Вот неко­то­рые из них. Вода-это хими­че­ское веще­ство, состо­я­щее из двух эле­мен­тов, а также газов рас­тво­рен­ных в ней. Чело­век тоже содер­жит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи чело­век может про­жить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Реч­ной песок – это не что иное, как оксид крем­ния, а также основ­ное сырье для про­из­вод­ства стекла.

Чело­век сам того не подо­зре­вает и осу­ществ­ляет хими­че­ские реак­ции каж­дую секунду. Воз­дух, кото­рый мы вды­хаем, это смесь газов — хими­че­ских веществ. В про­цессе выды­ха­ния выде­ля­ется еще одно слож­ное веще­ство — диок­сид угле­рода. Можно ска­зать, что мы сами это хими­че­ская лабо­ра­то­рия. Можно объ­яс­нить ребенку, что мытье рук мылом это тоже хими­че­ский про­цесс воды с мылом.

Ребёнку постарше, кото­рый, напри­мер, уже начал изу­чать химию в школе можно объ­яс­нить, что в орга­низме чело­века можно обна­ру­жить прак­ти­че­ски все эле­менты пери­о­ди­че­ской системы Д. И. Мен­де­ле­ева. В живом орга­низме не только при­сут­ствуют все хими­че­ские эле­менты, но каж­дый из них выпол­няет какую-то био­ло­ги­че­скую функцию.

Химия-это и лекар­ства, без кото­рых в насто­я­щее время мно­гие люди не могут про­жить и дня.

Рас­те­ния тоже содер­жат хими­че­ское веще­ство хло­ро­филл, кото­рое при­дает листочку зеле­ный цвет.

При­го­тов­ле­ние пищи — это слож­ные хими­че­ские про­цессы. Здесь можно при­ве­сти при­мер того, как под­ни­ма­ется тесто при добав­ле­нии дрожжей.

Один из вари­ан­тов, как заин­те­ре­со­вать ребенка химией — это взять отдель­ного выда­ю­ще­гося иссле­до­ва­теля и про­чи­тать исто­рию его жизни или посмот­реть обу­ча­ю­щий фильм про него (сей­час доступны такие фильмы про Д. И. Мен­де­ле­ева, Пара­цельса, М.В. Ломо­но­сова, Бутлерова).

Мно­гие пола­гают, что насто­я­щая химия это вред­ные веще­ства, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с ними опасно, тем более в домаш­них усло­виях. Есть много очень увле­ка­тель­ных опы­тов, кото­рые вы смо­жете про­ве­сти со своим ребён­ком, не навре­див здо­ро­вью. И эти домаш­ние хими­че­ские опыты будут не менее увле­ка­тель­ные и поучи­тель­ные, чем те, кото­рые идут с взры­вами, едкими запа­хами и клу­бами дыма.

Неко­то­рые роди­тели опа­са­ются также про­во­дить дома хими­че­ские опыты из-за их слож­но­сти или отсут­ствия необ­хо­ди­мого обо­ру­до­ва­ния и реак­ти­вов. Ока­зы­ва­ется, что можно обой­тись под­руч­ными сред­ствами и теми веще­ствами, кото­рые есть у каж­дой хозяйки на кухне. Их можно купить в бли­жай­шем быто­вом мага­зине или аптеке. Про­бирки для про­ве­де­ния домаш­них хими­че­ских опы­тов можно заме­нить фла­кон­чи­ками от таб­ле­ток. Для хра­не­ния реак­ти­вов можно поль­зо­ваться стек­лян­ными бан­ками, напри­мер, от дет­ского пита­ния или майонеза.

Стоит пом­нить, что посуда с реак­ти­вами должна иметь эти­кетку с над­пи­сью и быть плотно закрыта. Ино­гда про­бирки нужно нагреть. Чтобы не дер­жать ее в руках при нагре­ва­нии и не обжечься, можно соору­дить такое устрой­ство с помо­щью белье­вой при­щепки или куска проволоки.

Также необ­хо­димо выде­лить несколько сталь­ных и дере­вян­ных ложе­чек для перемешивания.

Шта­тив для дер­жа­ния про­би­рок можно сде­лать самим, про­свер­лив в бруске сквоз­ные отверстия.

Для филь­тро­ва­ния полу­чен­ных веществ вам пона­до­биться бумаж­ный фильтр. Сде­лать его очень легко согласно при­ве­ден­ной здесь схеме.

Для дети­шек, кото­рые еще не ходят в школу или обу­ча­ются в млад­ших клас­сах, поста­новка домаш­них хими­че­ских опы­тов с роди­те­лями будет свое­об­раз­ной игрой. Ско­рее всего, объ­яс­нить какие-то отдель­ные законы и реак­ции еще не удастся такому юному иссле­до­ва­телю. Однако, воз­можно, именно такой эмпи­ри­че­ский спо­соб откры­тия окру­жа­ю­щего мира, при­роды, чело­века, рас­те­ния через опыты зало­жит фун­да­мент для изу­че­ния есте­ствен­ных наук в даль­ней­шем. Можно даже устра­и­вать свое­об­раз­ные кон­курсы в семье — у кого опыт полу­чится более удач­ным и затем демон­стри­ро­вать их на семей­ных праздниках.

Неза­ви­симо от воз­раста ребенка и его спо­соб­но­сти читать и писать, сове­тую заве­сти лабо­ра­тор­ный жур­нал, в кото­рый можно запи­сы­вать экс­пе­ри­менты или зари­со­вы­вать. Насто­я­щий химик обя­за­тельно запи­сы­вает план работы, спи­сок реак­ти­вов, зари­со­вы­вает при­боры и опи­сы­вает ход работы.

Когда вы вме­сте с ребен­ком только нач­нете изу­чать эту науку о веще­ствах и про­во­дить домаш­ние хими­че­ские опыты, пер­вое, что нужно пом­нить это безопасность.

Для этого нужно сле­до­вать сле­ду­ю­щим пра­ви­лам безопасности:

1. Насто­я­тельно реко­мен­дую, чтобы все домаш­ние хими­че­ские опыты про­во­ди­лись только под при­смот­ром взрослых.

Читайте также:  Пирс для пруда своими руками

2. Лучше выде­лить отдель­ный стол для про­ве­де­ния хими­че­ских опы­тов в домаш­них усло­виях. Если у вас дома не най­дется отдель­ного стола, то опыты лучше про­во­дить на сталь­ном или желез­ном под­носе или поддоне.

3. Необ­хо­димо обза­ве­стись тон­кими и тол­стыми пер­чат­ками (их про­дают в аптеке или в хозяй­ственно магазине).

4. Для про­ве­де­ния хими­че­ских экс­пе­ри­мен­тов лучше всего купить лабо­ра­тор­ный халат, но также можно вме­сто халата исполь­зо­вать плот­ный фартук.

5. Лабо­ра­тор­ная посуда не должна в даль­ней­шем исполь­зо­ваться для еды.

6. В домаш­них хими­че­ских опы­тах не должно быть жесто­кого отно­ше­ния с живот­ными и нару­ше­ния эко­ло­ги­че­ской системы. Кис­лот­ные хими­че­ские отходы нужно ней­тра­ли­зо­вать содой, а щелоч­ные — уксус­ной кислотой.

7. Если хочешь про­ве­рить запах газа, жид­ко­сти или реак­тива, нико­гда не под­носи сосуд прямо к лицу, а, удер­жи­вая его на неко­то­ром рас­сто­я­нии, направь, пома­хи­вая рукой, воз­дух над сосу­дом по направ­ле­нию к себе и одно­вре­менно нюхай воздух.

8. Все­гда исполь­зуй в домаш­них опы­тах реак­тивы в неболь­шом коли­че­стве. Избе­гай остав­лять реак­тивы в посуде без соот­вет­ству­ю­щей над­писи (эти­кетки) на склянке, из кото­рой должно быть ясно, что нахо­дится в склянке.

Начи­нать изу­че­ние химии сле­дует с про­стых хими­че­ских экс­пе­ри­мен­тов в домаш­них усло­виях, поз­во­ля­ю­щих ребенку осво­ить основ­ные поня­тия. Серия опы­тов 1–3 поз­во­ляют озна­ко­миться с основ­ными агре­гат­ными состо­я­ни­ями веществ и свой­ствами воды. Для начала ребенку-дошколь­нику вы можете пока­зать, как рас­тво­ря­ется в воде сахар и соль, сопро­во­див это объ­яс­не­нием, что вода уни­вер­саль­ный рас­тво­ри­тель и явля­ется жид­ко­стью. Сахар или соль — твер­дые веще­ства, рас­тво­ря­ю­щи­еся в жидкости.

Опыт № 1 «Потому что — без воды и ни туды и ни сюды»

Вода-это жид­кое хими­че­ское веще­ство, состо­я­щее из двух эле­мен­тов, а также газов, рас­тво­рен­ных в ней. Чело­век тоже содер­жит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи чело­век может про­жить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: 2 про­бирки, сода, лимон­ная кис­лота, вода

Экс­пе­ри­мент: Взять две про­бирки. Насы­пать в них в рав­ных коли­че­ствах соду и лимон­ную кис­лоту. Затем в одну из про­би­рок налить воды, а в дру­гую нет. В про­бирке, в кото­рой вода была налита вода стал выде­ляться угле­кис­лый газ. В про­бирке без воды — ничего не изменилось

Обсуж­де­ние: Дан­ный экс­пе­ри­мент объ­яс­няет тот факт, что без воды невоз­можны мно­гие реак­ции и про­цессы в живых орга­низ­мах, а также вода уско­ряет мно­гие хими­че­ские реак­ции. Школь­ни­кам можно объ­яс­нить, что про­изо­шла обмен­ная реак­ция, в резуль­тате кото­рой выде­лился угле­кис­лый газ.

Опыт № 2 «Что растворено в водопроводной воде»

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: про­зрач­ный ста­кан, водо­про­вод­ная вода

Экс­пе­ри­мент: Налить в про­зрач­ный ста­кан водо­про­вод­ную воду и поста­вить ее в теп­лое место на час. Через час вы уви­дите на стен­ках ста­кана осев­шие пузырьки.

Обсуж­де­ние: Пузырьки – это не что иное как газы, рас­тво­рен­ные в воде. В холод­ной воде газы рас­тво­ря­ются лучше. Как только вода ста­но­вится теп­лой, газы пере­стают рас­тво­ряться и осе­дают на стенки. Подоб­ный домаш­ний хими­че­ский опыт поз­во­ляет также позна­ко­мить ребенка с газо­об­раз­ным состо­я­ние вещества.

Опыт № 3 «Что растворено в минеральной воде или вода — универсальный растворитель»

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: про­бирка, мине­раль­ная вода, свеча, лупа

Экс­пе­ри­мент: Налить в про­бирку мине­раль­ную воду и мед­ленно выпа­ри­вать ее над пла­ме­нем свечи (опыт можно делать на плите в кастрюле, но кри­сталлы будут хуже видны). По мере испа­ре­ния воды на стен­ках про­бирка оста­нутся мел­кие кри­сталлы, все они раз­ной формы.

Обсуж­де­ние: Кри­сталлы – это соли, рас­тво­рен­ные в мине­раль­ной воде. У них раз­ная форма и раз­мер, так как каж­дый кри­стал­лик носит свою хими­че­скую фор­мулу. С ребен­ком, кото­рый уже начал изу­чать химию в школе, можно почи­тать эти­кетку на мине­раль­ной воде, где ука­зан ее состав и напи­сать фор­мулы соеди­не­ний, содер­жа­щихся в мине­раль­ной воде.

Опыт № 4 «Фильтрование воды, смешанной с песком»

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: 2 про­бирки, воронка, бумаж­ный фильтр, вода, реч­ной песок

Экс­пе­ри­мент: Налить в про­бирку воду и опу­стить туда немного реч­ного песка, пере­ме­шать. Затем по схеме опи­сан­ной выше сде­лать фильтр из бумаги. Вста­вить сухую чистую про­бирку в шта­тив. Мед­ленно выли­вать смесь песка с водой через воронку с бумаж­ным филь­тром. Реч­ной песок оста­нется на филь­тре, а в шта­тив­ной про­бирке вы полу­чите чистую воду.

Обсуж­де­ние: Хими­че­ский опыт поз­во­ляет пока­зать, что суще­ствуют веще­ства, не рас­тво­ря­ю­ще­еся в воде, напри­мер, реч­ной песок. Также опыт зна­ко­мит с одним из метод очистки сме­сей веществ от при­ме­сей. Здесь можно вне­сти поня­тия чистые веще­ства и смеси, кото­рые даются в учеб­нике химия 8 класса. В дан­ном слу­чае сме­сью явля­ется песок с водой, чистым веще­ством — филь­трат, реч­ной песок – это осадок.

Про­цесс филь­тро­ва­ния (опи­сы­ва­ется в 8 классе) при­ме­няют здесь для раз­де­ле­ния смеси воды с пес­ком. Чтобы раз­но­об­ра­зить изу­че­ние дан­ного про­цесса, можно немного углу­биться в исто­рию очистки питье­вой воды.

Про­цессы филь­тро­ва­ния при­ме­ня­лись еще в 8–7 веках до н.э. в госу­дар­стве Урарту (ныне это тер­ри­то­рии Арме­нии) для очистки питье­вой воды. Её жители осу­ще­ствили постройку водо­про­вод­ной системы с при­ме­не­нием филь­тров. В каче­стве филь­тров исполь­зо­вали плот­ную ткань и дре­вес­ный уголь. Подоб­ные системы из пере­пле­тён­ных водо­сточ­ных труб, гли­ня­ных кана­лов, снаб­жен­ные филь­трами были и на тер­ри­то­рии древ­него Нила у древ­них егип­тян, гре­ков и рим­лян. Воду про­пус­кали через такой фильтр неск­скали через такой фильтр несколько раз, в конеч­ном итоге доболько раз, в конеч­ном итоге доби­ва­ясь наи­луч­шего каче­ства воды.

Одним из самых инте­рес­ных опы­тов явля­ется выра­щи­ва­ние кри­стал­лов. Опыт очень нагля­ден и дает пред­став­ле­ние о мно­гих хими­че­ских и физи­че­ских понятиях.

Опыт № 5 «Выращиваем кристаллы сахара»

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: два ста­кана воды; сахар — пять ста­ка­нов; дере­вян­ные шпажки; тон­кая бумага; кастрюля; про­зрач­ные ста­кан­чики; пище­вой кра­си­тель (про­пор­ции сахара и воды можно уменьшить).

Экс­пе­ри­мент: Опыт сле­дует начи­нать с при­го­тов­ле­ния сахар­ного сиропа. Берем кастрюлю, выли­ваем в нее 2 ста­кана воды и 2,5 ста­кана сахара. Ста­вим на сред­ний огонь и, поме­ши­вая, рас­тво­ряем весь сахар. В полу­чив­шийся сироп высы­паем остав­ши­еся 2,5 ста­кана сахара и варим до пол­ного растворения.

Теперь при­го­то­вим заро­дыши кри­стал­лов – палочки. Неболь­шое коли­че­ство сахара рас­сы­паем на бумажке, затем обмак­нем палочку в полу­чив­шейся сироп, и обва­ляем ее в сахаре.

Берем бумажки и про­ты­каем шпаж­кой дырочку посе­ре­дине таким обра­зом, чтобы бумажка плотно при­ле­гала к шпажке.

Читайте также:  Оксигенатор для узв своими руками чертежи

Затем раз­ли­ваем горя­чий сироп по про­зрач­ным ста­ка­нам (важно, чтобы ста­каны были про­зрач­ными — так про­цесс созре­ва­ния кри­стал­лов будет более увле­ка­те­лен и нагля­ден). Сироп дол­жен быть горя­чим, иначе кри­сталлы не будут расти.

Можно сде­лать цвет­ные сахар­ные кри­сталлы. Для этого в полу­чив­шейся горя­чий сироп добав­ляют немного пище­вого кра­си­теля и раз­ме­ши­вают его.

Кри­сталлы будут расти по-раз­ному, неко­то­рые быстро, а неко­то­рым может пона­до­биться больше вре­мени. По окон­ча­нии опыта полу­чив­ши­еся леденцы ребе­нок может съесть, если у него нет аллер­гии на сладкое.

Если у вас нет дере­вян­ных шпа­жек, то опыт можно пове­сти с обыч­ными нитками.

Обсуж­де­ние: Кри­сталл — это твер­дое состо­я­ние веще­ства. Он имеет опре­де­лен­ную форму и опре­де­лен­ное коли­че­ство гра­ней вслед­ствие рас­по­ло­же­ния своих ато­мов. Кри­стал­ли­че­скими счи­та­ются веще­ства, атомы кото­рых рас­по­ло­жены регу­лярно, так что обра­зуют пра­виль­ную трёх­мер­ную решётку, назы­ва­е­мую кри­стал­ли­че­ской. Кри­стал­лам ряда хими­че­ских эле­мен­тов и их соеди­не­ний при­сущи заме­ча­тель­ные меха­ни­че­ские, элек­три­че­ские, маг­нит­ные и опти­че­ские свой­ства. Напри­мер, алмаз – при­род­ный кри­сталл и самый твер­дый и ред­кий мине­рал. Бла­го­даря своей исклю­чи­тель­ной твер­до­сти алмаз играет гро­мад­ную роль в тех­нике. Алмаз­ными пилами рас­пи­ли­вают камни. Суще­ствует три спо­соба обра­зо­ва­ния кри­стал­лов: кри­стал­ли­за­ция из рас­плава, из рас­твора и из газо­вой фазы. При­ме­ром кри­стал­ли­за­ции из рас­плава может слу­жить обра­зо­ва­ние льда из воды (ведь вода – это рас­плав­лен­ный лёд). При­мер кри­стал­ли­за­ции из рас­твора в при­роде – выпа­де­ние сотен мил­ли­о­нов тонн соли из мор­ской воды. В дан­ном слу­чае, при выра­щи­ва­нии кри­стал­лов в домаш­них усло­виях мы имеем дело с наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным спо­со­бам искус­ствен­ного выра­щи­ва­ния — кри­стал­ли­за­ция из рас­твора. Кри­сталлы сахара рас­тут из насы­щен­ного рас­твора при мед­лен­ном испа­ре­нии рас­тво­ри­теля – воды или при мед­лен­ном пони­же­нии температуры.

Сле­ду­ю­щий опыт поз­во­ляет полу­чить в домаш­них усло­виях один из самых полез­ных для чело­века кри­стал­ли­че­ских про­дук­тов — кри­стал­ли­че­ский йод. Перед про­ве­де­нием опыта сове­тую посмот­реть вме­сте с ребен­ком неболь­шой фильм «Жизнь заме­ча­тель­ных идей. Умный йод». Фильм дает пред­став­ле­ние о пользе йода и необыч­ной исто­рии его откры­тия, кото­рая надолго запом­ниться юному иссле­до­ва­телю. А инте­ресна она тем, что пер­во­от­кры­ва­те­лем йода была обык­но­вен­ная кошка.

Фран­цуз­ский уче­ный Бер­нар Кур­туа в годы напо­лео­нов­ских войн заме­тил, что в про­дук­тах, полу­ча­е­мых из золы мор­ских водо­рос­лей, кото­рые выбра­сы­ва­лись на берег Фран­ции, нахо­дится какое-то веще­ство, кото­рое разъ­едает желез­ные и мед­ные сосуды. Но ни сам Кур­туа, ни его помощ­ники не знали, как выде­лить это веще­ство из золы водо­рос­лей. Уско­ре­нию откры­тия помог случай.

На своем неболь­шом заводе по про­из­вод­ству селитры в г. Дижоне Кур­туа соби­рался про­ве­сти несколько опы­тов. На столе сто­яли сосуды, в одном из кото­рых была настойка мор­ских водо­рос­лей на спирту, а в дру­гом — смесь сер­ной кис­лоты с желе­зом. На пле­чах у уче­ного сидела его люби­мая кошка.

В дверь посту­чали, и напу­ган­ная кошка спрыг­нула и убе­жала, хво­стом смах­нув колбы на столе. Сосуды раз­би­лись, содер­жи­мое сме­ша­лось, и вне­запно нача­лась бур­ная хими­че­ская реак­ция. Когда неболь­шое облачко из паров и газов осело, удив­лен­ный уче­ный уви­дел на пред­ме­тах и облом­ках какой-то кри­стал­ли­че­ский налет. Кур­туа начал его иссле­до­вать. Кри­сталлы никому до этого неиз­вест­ного веще­ства полу­чили назва­ние “йод”.

Так был открыт новый эле­мент, а домаш­няя кошка Бер­нара Кур­туа вошла в историю.

Опыт № 6 «Получение кристаллов йода»

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: настой­кой аптеч­ного йода, вода, ста­кан или цилиндр, салфетка.

Экс­пе­ри­мент: Сме­ши­ваем воду с настой­кой йода в пропорции:10мл йода и 10мл воды. И ста­вим всё в холо­диль­ник на 3 часа. В про­цессе охла­жде­ния йод выпа­дет в оса­док на дне ста­кана. Сли­ваем жид­кость, выни­маем оса­док йода и кла­дем на сал­фетку. Выжи­маем сал­фет­ками до тех пор, пока йод не ста­нет рассыпаться.

Обсуж­де­ние: Дан­ный хими­че­ский экс­пе­ри­мент назы­ва­ется экс­тра­ги­ро­ва­нием или извле­че­нием одного ком­по­нента из дру­гого. В дан­ном слу­чае вода экс­тра­ги­рует йод из рас­твора спир­товки. Таким обра­зом, юный иссле­до­ва­тель повто­рит опыт кота Кур­туа без дыма и бие­ния посуды.

О пользе йода для дез­ин­фек­ции ран ваш ребе­нок уже узнает из фильма. Таким обра­зом, вы пока­жите, что между химией и меди­ци­ной есть нераз­рыв­ная связь. Однако, ока­зы­ва­ется, что йод можно при­ме­нять в каче­стве инди­ка­тора или ана­ли­за­тора содер­жа­ния дру­гого полез­ного веще­ства – крах­мала. Сле­ду­ю­щий опыт позна­ко­мит юного экс­пе­ри­мен­та­тора с отдель­ной очень полез­ной химией – аналитической.

Опыт № 7 «Йод-индикатор содержания крахмала»

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: све­жая кар­тошка, кусочки банана, яблока, хлеба, ста­кан с раз­ве­ден­ным крах­ма­лом, ста­кан с раз­ве­дён­ным йодом, пипетка.

Экс­пе­ри­мент: Раз­ре­заем кар­то­фель на две части и капаем на него раз­ве­ден­ный йод – кар­тошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в ста­кан с раз­ве­ден­ным крах­ма­лом. Жид­кость тоже синеет.

Капаем с помо­щью пипетки рас­тво­рен­ный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

Яблоко — не поси­нело вообще. Банан – слегка поси­нел. Хлеб – поси­нел очень сильно. Эта часть опыта пока­зы­вает нали­чие крах­мала в раз­лич­ных продуктах.

Обсуж­де­ние: Крах­мал, всту­пая в реак­цию с йодом, дает синюю окраску. Это свой­ство дает нам воз­мож­ность выявить нали­чие крах­мала в раз­лич­ных про­дук­тах. Таким обра­зом, йод явля­ется как бы инди­ка­то­ром или ана­ли­за­то­ром содер­жа­ния крахмала.

Как известно, крах­мал может пре­об­ра­зо­вы­ваться в сахар, если взять неспе­лое яблоко и кап­нуть йода, то оно поси­неет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содер­жа­щийся крах­мал перей­дет в сахар и яблоко при обра­ботке йодом не синеет вообще.

Сле­ду­ю­щий опыт будет поле­зен ребя­там, кото­рые уже начали изу­че­ние химии в школе. Оно зна­ко­мит с такими поня­ти­ями, как хими­че­ская реак­ция, реак­ция соеди­не­ния и каче­ствен­ная реакция.

Опыт № 8 «Окрашивание пламени или реакция соединения»

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: пин­цет, пова­рен­ная пище­вая соль, спиртовка

Экс­пе­ри­мент: Возь­мем пин­це­том несколько кри­стал­ли­ков круп­ной пова­рен­ной соли пова­рен­ной соли. Подер­жим их над пла­ме­нем горелки. Пламя окра­сится в жел­тый цвет.

Обсуж­де­ние: Дан­ный экс­пе­ри­мент поз­во­ляет про­ве­сти хими­че­скую реак­цию горе­ния, кото­рая явля­ется при­ме­ром реак­ции соеди­не­ния. Бла­го­даря нали­чию натрия в составе пова­рен­ной соли, при горе­нии про­ис­хо­дит его реак­ция с кис­ло­ро­дом. В резуль­тате обра­зу­ется новое веще­ство – оксид натрия. Появ­ле­ние жел­того пла­мени сви­де­тель­ствует о том, что реак­ция про­шла. Подоб­ные реак­ции явля­ется каче­ствен­ными реак­ци­ями на соеди­не­ния, содер­жа­щие натрий, то есть по ней можно опре­де­лить содер­жится натрий в веще­стве или нет.

Автор: Плет­нева Мария, кан­ди­дат хими­че­ских наук

Источник

Оцените статью
Своими руками