Опора для ползанья своими руками

Чтобы ребенок начал ползать: 17 игр и упражнений с рождения

Как научить ребенка ползать. Упражнения для ползания

Обычно дети начинают ползать в 6-9 месяцев, но не каждый ребенок осваивает ползание — есть дети, которые минуют эту полезную стадию физического развития и сразу пытаются вставать. Ползание идеально готовит ребенка к ходьбе (и к учебе в школе тоже), поэтому научить ребенка ползать все-таки стоит. Вот упражнения для ползания, которые несложно включить в повседневную жизнь с ребенком с рождения.

Что делать с новорожденным

На животике. В течение дня приучайте младенца лежать на большом матрасе или просто на полу. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования в окружении визуальных стимуляторов (ярких игрушек, различных предметов). Положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.

Гимнастика. Полезно с самых первых дней выполнять такие упражнения:

  • скрестите ручки малыша на груди и слегка потяните за них. Повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;
  • сделайте то же самое упражнение для ног;
  • скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху. Повторите упражнение, но теперь для других руки и ноги;
  • пощекочите ребенка и весело и энергично переверните малыша с животика на спинку, подложив свою руку под его животик, — это укрепляет мускулатуру;
  • положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним, держите малыша крепко на руках и заставьте его «поплавать» в воздухе;
  • положите младенца животом на большой резиновый мяч и, крепко удерживая ребенка, двигайте мяч во всех направлениях.

Как подготовить ребенка к ползанию (1–4 месяца)

Трогаем мячик. Положите в изножье детской кроватки обычный надувной мяч. Малыш будет дотрагиваться до него ступнями и тренировать опорность стопы.

На подушке. Укладывайте малыша животом на диванную подушку или свернутое валиком одеяло так, чтобы верхняя часть корпуса ребенка была приподнята, а руки привыкали к такому упору, как при ползании.

Сгибаем ножки. Положите ребенка на спину, возьмите его ноги за лодыжки, согните их в коленях, а затем поочередно вытягивайте, имитируя толчок ногами; повторите это упражнение несколько раз, а потом, захватив ножки вместе, сделайте толчок одновременно. Упражнение можно сопровождать веселой песенкой.

На мячике. Если у малыша не получается подтягивать ножки так, как нужно для ползания, положите его животиком на мяч и, придерживая левой рукой спину ребенка, переведите его правую ногу в положение, которое нужно для ползания (коленка согнута, опора на всю ступню). Подержите малыша в этом положении, слегка вибрируя мячиком. Поменяйте руку и то же самое проделайте с другой ножкой малыша.

Ребенок ползает. Во что играть? (4–8 месяцев)

Тачка. Начальный вариант игры можно использовать и с 3 месяцев. Подведите свои руки под грудную клетку ребенка, лежащего на животе, затем начинайте медленно приподнимать его; малыш сам встанет на четвереньки.

Другой вариант игры подойдет спустя 1–2 месяца. Осторожно приподнимайте малыша за ноги из положения лежа на животе так, чтобы он опирался на руки. Немного покачайте его в таком положении.

Веселое ползание. Расположитесь на полу вместе с ребенком. Ползайте на четвереньках и лайте, как собачка, побуждая малыша делать то же самое. Затем произнесите: «Поползли, поползли, бух!» — упадите на спину и засмейтесь. В следующий раз при слове «бух!» подхватите малыша и крепко обнимите.

Догонялки. Ползайте с малышом вокруг стула, побуждая делать это вслед за вами. Затем развернитесь и со словами «Догоню, догоню!» начните движение за ним. Догнав, возьмите на руки, прижмите к себе, поцелуйте. Вновь устройте веселую погоню, побуждая ребенка ползать за вами и догонять вас.

По подушкам. Положите на пол несколько подушек, спрячьте за ними игрушку или спрячьтесь сами. Пусть малыш постарается переползти через них, чтобы найти вас или взять игрушку.

Через преграду. Сядьте на пол боком к ребенку и вытяните ноги. Покажите малышу ему любимую игрушку и спрячьте ее за своей ногой с другой стороны от него. Пусть он попытается перебраться через ваши ноги, чтобы достать игрушку. Так вы научите ребенка преодолевать другие препятствия.

Разные поверхности. Возьмите подстилки с выраженной текстурой (резиновый половичок, спортивный коврик, мягкое одеяло, куски шелка и вельвета, ковровые покрытия с разным ворсом). Разложите их на полу и ползайте по ним некоторое время вместе с малышом. Ползая, называйте ему текстуру подстилок: «мягкая», «шершавая», «прохладная» и т.п. Повторите это несколько раз, перекладывая подстилки на новые места.

Источник

Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов (40 стр.)

Ползаем

Когда дети начинают ползать, они это делают самыми разными способами. Они могут сначала двигать руками, потом ногами, по одной или обеими сразу. Они могут двигать руку и ногу с одной стороны тела, а потом с другой. Или они могут начать ползать реципрокным способом – передвигая правую руку и левую ногу, а затем левую руку и правую ногу. Что бы они ни делали, их движения поначалу будут резкими и нечеткими. Им нужно время, чтобы наловчиться.

Читайте также:  Маркиза конструкция своими руками

После того как ваш ребенок будет ползать несколько дней или неделю, вы заметите, что у него появился более четкий стандарт ползания. Если это означает, что он постоянно отталкивается вперед обеими ногами, обратитесь к физиотерапевту за советом. Нужно, чтобы ребенок приобрел координированный реципрокный способ перемещения – это подготовит его к ходьбе, при которой мы тоже попеременно переставляем ноги.

Как только ваш ребенок начнет хорошо ползать, пусть ползает где угодно. Ему нужно выработать выносливость и силу и ползать на все более длинные дистанции. Уберите все лишнее с пола и предоставьте ему достаточно свободного места для практики. Вскоре ваш ребенок сможет переползать из комнаты в комнату (рис. 11.7). Он полюбит этот способ перемещения, потому что с его помощью он сможет гораздо лучше исследовать окружающее пространство, чем переворачиваясь и ползая на животе. Конечно, осваивая пространство, он будет натыкаться на вещи, от которых вы хотели бы его уберечь, так что не забудьте обезопасить свой дом и убрать бытовую химию в недоступные для него места, используя блокираторы и т. д.

Когда его движения станут более координированными, препятствия больше не будут его останавливать – он станет их преодолевать, огибая одни и переползая другие. Возможно, однажды он даже переползет через ваши вытянутые ноги. В пригожий денек вынесите ребенка на улицу и пустите его ползать по траве. Скорее всего, поначалу он отнесется к этому предложению с опаской, но передвижение ползком по неровной поверхности вроде лужайки – отличная тренировка. Также можно предоставить ребенку возможность ползать по наклонным поверхностям – естественным склонам или скатам.

Затем вам стоит начать поощрять ребенка ползать быстро. Пусть брат или сестра устроят гонки ползком за мячиком. Если брат или сестра старше, скажите ему (ей), что ребенку с ДЦП стоит время от времени давать выигрывать. Чем выше скорость – тем лучше. Способность быстро передвигать руками и ногами – очень полезный навык, который пригодится ребенку, когда он начнет ходить. Быстрая ходьба требует меньших усилий для удержания равновесия. Начинающие ходоки страдают от нехватки равновесия и могут компенсировать это, делая быстрые шаги. Очень часто они начинают ходить быстро – и только позже учатся ходить медленно.

Постепенно ваш ребенок подготовится к заползанию вверх по лестнице (рис. 11.8). Это непростая задача, и потому слишком опасно предоставлять ребенку справляться с ней в одиночестве. Если ребенок заинтересован в заползании по лестнице, попрактикуйтесь вместе с ним и как следует его подстраховывайте. Если он захочет сползти обратно, не давайте ему ползти лицом вниз, пусть перемещается на животе вперед ногами (рис. 11.9). Ему это может не понравиться, но «вперед ногами» – необходимая мера безопасности для всех детей.

Вам может наскучить наблюдение за тем, как ребенок ползает вверх-вниз по ступенькам – вплоть до соблазна остановить его. Не делайте этого! Для вашего ребенка передвижение по ступенькам – одновременно и приключение, и отличное упражнение. Ползание вверх и вниз по ступенькам дает ему больше физической тренировки, чем он мог бы получить в процессе игры на детской площадке и даже во время сессии с физиотерапевтом.

В этой книге не перечислены упражнения на ползание, потому что, как только ваш ребенок научится ползать реципрокным способом на четвереньках, упражнения будут сами находить его. Все, что вам нужно делать, это позволить ему перемещаться, следить за его безопасностью и получать удовольствие от его шалостей.

Поднимаемся и опускаемся

Не все дети начинают ползать, после того как научатся вставать на четвереньки. Некоторые вместо этого встают на колени, как Дженнифер, поднимаются, чтобы сесть на пятки, или переворачиваются, чтобы сесть на пол. Они овладевают тем, что физиотерапевты называют переходными движениями. Это просто означает, что они меняют положение с одного на другое. Пока они овладели двумя переходными движениями: они могут перевернуться со спины на живот и встать на четвереньки из положения лежа на животе.

Сила и координация рук, достигнутые в ходе отталкивания в положение на четвереньках, теперь помогают им освоить перемещение в положение сидя и из него, а также делать присед на пятки. Для того чтобы научиться стоять на коленях, им потребуются более сильные мышцы бедер и корпуса, а дополнительная сила мышц нижних конечностей позволит вставать на ноги.

Для вас перемещение из одного положения в другое – простая задача. А для маленьких детей, особенно для детей с ДЦП, освоить положение сидя – серьезная победа. Сначала они учатся вставать на четвереньки, а оттуда перемещаться в положение сидя. Опуститься из сидячего положения в положение лежа на животе на полу для них также непросто. На самом деле то, чему они научатся сначала – садиться или опускаться, – зависит от их личных предпочтений. Дети, которые любят сидеть и играть, будут изо всех сил стремиться самостоятельно сесть. Ребенок, который предпочитает перемещаться в пространстве, скорее сначала научится опускаться на пол из положения сидя.

Следующие занятия продемонстрируют вам, как помочь ребенку садиться и выходить из сидячего положения. Используйте их по указаниям физиотерапевта и следуйте всем его рекомендациям.

Садимся

1. После того как ваш ребенок встанет на четвереньки, поместите слева от него игрушку.

2. Надежно поддерживая бедра ребенка, опустите его ягодицы на правую сторону (рис. 11.10, a). Он окажется в положении сидя на боку с опорой на руку: большая часть веса будет приходиться на его правую руку (рис. 11.10, б).

Читайте также:  Коробочка ягодка своими руками

3. Пусть ребенок потянется вперед к игрушке. Продолжайте поддерживать его бедра, когда он попытается сесть (рис. 11.10, в).

4. Повторите те же действия, помогая ему сесть на левую сторону.

5. Когда у ребенка будет получаться лучше, ослабьте поддержку.

Поощряйте ребенка сидеть с вытянутыми ногами или по-турецки, как девочка на рис. 11.10, в.

Выход из положения сидя

1. Ваш ребенок сидит на полу.

2. Положите игрушку вне пределов его досягаемости справа.

3. Помогите ему повернуть корпус и поместить обе руки сбоку на пол (рис. 11.11).

4. Помогите ему по необходимости приподнять ягодицы, подняться на четвереньки или опуститься на пол.

Встаем на колени

1. Ребенок находится на четвереньках перед прочной коробкой, наполненной интересными вещами. Для большей поддержки вы можете встать на колени позади ребенка и зажать его ноги и бедра между своими ногами.

2. Пусть примет свой вес на одну руку, а другой рукой потянется к коробке и ухватит ее за край, а затем встанет на колени (рис. 11.12). Если у него не получается, поместите свою ладонь на тыльную сторону его ладони, чтобы рука ребенка не соскальзывала с края коробки. Постарайтесь не поддерживать его под грудь. Нужно, чтобы как можно больше движений он делал самостоятельно.

3. Как только он встанет на колени у коробки, предложите ему дальше держаться за край одной рукой и играть другой. Присматривайте за ребенком или поддерживайте его по необходимости сбоку, но не вставайте на колени и не садитесь позади него. Поначалу ребенок может терять равновесие и опрокидываться назад. Если вы будете находиться позади, он будет чувствовать себя в безопасности, откидываться назад и не попытается предохранить себя от падения.

Для ребенка, который может удерживать положение на четвереньках без посторонней помощи, либо для того, кто самостоятельно может ползать, задача встать на колени у коробки может быть достаточно простой.

Источник

Научим малыша ползать.

Итак, вчера мы с вами начали обсуждать вопрос об одном из самых важных навыков малыша – о ползании (https://www.stranamam.ru/article/5169415/), и поговорили о причинах и условиях для того, чтобы ребенок начал ползать. Теперь самое время обсудить способы, которыми можно научить ребенка это делать, простимулировать его к освоению навыков. Итак, давайте постепенно научим ребенка ползать.

Как подготовиться к ползанию?
Многие родители ошибочно думают, что заниматься нужно только со слабеньким или болезненным малышом, кто отстает в развитии, а здоровый ребенок всему научится сам, и заниматься с ним не нужно. Это неверно, одно дело здоровье и готовность к освоению навыков, а другое дело – их практическая реализация, тут без помощи родителей не обойтись. Конечно, многое малыш освоит и сам, но показать ему, помочь и заинтересовать его в том, чтоб учиться новому – вот ваша цель. Самостоятельно освоить навыки малышу гораздо труднее, чем тем, с кем мама и папа активно с рождения занимаются.

И во вред идут дурные советы старшего поколения – « тебя ничему не учили и не развивали, и ты сам пополз и пошел». Такие реплики могут привести к тому, что малыш, активно осваивавший навыки в первые месяцы, при прекращении занятий резко тормозится развитие, после полугода у него могут возникать проблемы, и даже в здоровье. Поэтому, для подготовки к ползанию, а в последующем и к сидению, вставанию и первым шагам очень важно готовиться, причем осознанно и планомерно.

В подготовку входит:
— регулярные воздушные ванны в сочетании с массажем. Это можно делать у профессионального массажиста или дома, главное, это регулярные занятия. Массаж укрепляет мышцы, приводит их в тонус, улучшает аппетит и сон. Крепкие мышцы дадут возможность ползти активнее и быстрее.

— рефлекторная гимнастика, это основанная на врожденных безусловных рефлексах программа. При проведении вдоль позвоночник малыш разгибает спинку, при подставлении ладоней к стопам, пытается толкаться ножками, при поворачивании с бока на живот, пытается поднять плечи.

— с трех месяцев гимнастика со скрещиванием рук и ног, простыми упражнениями.

— попытки переворачивания с живота на бочок и спинку, а затем и обратно.

Зачастую можно наблюдать такие ситуации, когда у физически крепких и развитых малышей, не имеющих никаких проблем в здоровье, навыки ползания формируются позже и дольше, чем у худеньких, щупленьких и порой даже болезненных малышей, что очень огорчает родителей. Но, необходимо тут же разбираться, а что же предпринимают родители для того, чтобы их карапуз как можно скорее освоил навыки ползания? Зачастую родители крепышей просто сидят и ждут, когда же карапуз поползет, особенно не уделяя внимания активным занятиям с ним и стимулированию ползания. Нет, конечно, рано или поздно поползет любой ребенок, его природные навыки, заложенные с рождения, возьмут верх, но в одиночку, без помощи взрослых сделать это будет сложнее. Основа детского развития – природное любопытство, подстегиваемое родителями. У ослабленных и болезненных детей обычно оно активно поддерживается родителями, так как они постоянно занимаются с малышом – он же слабенький, ему нужно помочь! Однако, учить ползанию нужно всех малышей, не зависимо от здоровья – ползанье, это важный этап и психомоторного развития, связанный в дальнейшем и с речью, и с другими навыками – сидением и вставанием.

Учимся играя!
Иногда родители переживают по поводу того, что малыш начинает попытки ползать совершенно не так, как вы видели в фильмах или у друзей, когда поползли их дети. Но у каждого карапуза обычно формируется своя манера ползания. Вполне нормальным является ползание на четвереньках, стиль «солдат в окопе» или по-пластунски (причем и вперед, и назад), некоторые детки ползают полубоком, кто-то ползает на вытянутых ножках, а особо предприимчивые детки ползают еще и присев на бедро. Стати, небольшая группа детей пожжет вообще практически пропускать этап ползания, они обычно начинают рано пытаться вставать на ножки и ходить.

Читайте также:  Обувь детям до года своими руками

Подготовка к ползанию у крошки начнется в четыре-пять месяцев с активных переворотов с живота на спинку и в обратном направлении. Также полезно для ползания желание хватать ручками игрушки, подвешенные над кроваткой или положенные перед малышом. Если ваш крошка все это выполняет – вы готовы ползать, приступим к обучению. Ребенка нужно расположить на ровной и твердой поверхности – жёстком диване, ковре, полу (только не забудьте обеспечить ему безопасность). Чтобы активизировать желание ползать, нужно показать ребенку своего рода «приманки» — любимые игрушки малыша, вещи, к которым он питает неподдельный интерес – моему сыну было интересно ползти за пультом от телевизора и сотовым телефоном. У вас это могут быть другие предметы, которые малыш обязательно захочет достать.

Поместите эти предметы так, чтобы ребенок совсем чуть-чуть до них не доставал ручками, и у него был стимул тянуться за ними и пытаться их доставать, толкаясь ножками. Около ног подставьте свои руки, а ребенка разговорами стимулируйте к действию, можно слегка помочь ему, подтолкнув спинку или дав опору ножкам. Ваша цель – чтобы малыш понял принцип ползания, дальше он будет справляться сам, поняв принцип движений. И с каждым разом делать это ребенок будет все лучше и лучше. По мере освоения движения малыш начнет активно ползать и изучать ваш дом, будет пытаться пролезть во все уголки и открыть все заветные дверцы шкафов, ящики и коробки. Вам необходимо неотступно следовать за ребенком и контролировать все его действия. Свободу ограничивать не нужно, либо можно отгородить на полу для малыша достаточно большое пространство – стульями, коробками, застелив их мягкими одеялами или пледами. Помните о разумных запретах – опасные места нужно сразу отсекать, говоря об этом и убирая малыша («нельзя к розетке, там опасно!», «не прикасаться к горячей духовке»).

Правильным будет встать на корточки и проползти по дому, просчитав все опасные места – где малыш может дотянуться до проводов, штор, скатертей, что он может достать и уронить. На уровне метра от пола все опасные предметы должны быть убраны, сначала крошка поползет и их достанет, а потом начнет и вставать за ними. Розетки заглушите специальными заглушками, провода закройте коробами или поднимите наверх, мелкие предметы уберите в недоступные места.

В полгодика или чуть позже, при освоении навыка ползания, необходимо научить ребенка слезать правильно с диванов и кроватей на пол. Это достигается расположением малыша на краю дивана, направление его ног вниз с него и легким подталкиванием, чтоб малыш сполз с края. Это действие нужно повторять очень много раз, пока ребенок не доведет его до автоматизма – это очень полезный для безопасности навык.

Что считают нормами ползания?
Ползание – это навык особый. У него нет жестких рамок по возрасту его освоения, как это дается по навыку сидения или хождения, в навыке ползания нет таких строгих временных рамок, которые определяют границу нормы и патологического отставания от нее. Есть малыши, которые сначала учатся ползать и затем уже постепенно переходят к хождению, а есть дети, кто сначала осваивает две точки опоры, и переходит к пользованию и четырьмя. Оба варианта развития событий являются вполне нормальными и допустимыми, но в идеале лучше осваивать ползание и потом уже ходить.
С точки зрения физиологии и эволюции четыре точки опоры являются более физиологичными для костей скелета, которые еще не совсем окрепли, особенно это важно для области позвоночника. Ползание является подготовительным этапом для дальнейшего стояния и хождения. Однако, дети намного логичнее нас и ближе к природе и естественным инстинктам, они самостоятельно не будут вставать и делать первые шаги, если мышцы и кости не готовы к таким нагрузкам, они очень чутко взвешивают свои силы и возможности. Если ребенок готов – он переходит на новый виток развития – учится ходить.

Когда нужно забеспокоиться?
В развитии детей бывают моменты, когда возможно потребуется помощь специалистов – ортопеда, педиатра или невролога. В процессе освоения ползания есть свои опорные точки и это может дать родителям повод для обращения к специалистам. Обращайте внимание на следующие моменты:
— к возрасту в восемь месяцев нет даже попыток поползти самостоятельно,
— малыш не приподнимается на ручках и не предпринимает попыток продвинуться телом вперед,
— каждый из этапов ползания задерживается очень длительно, например, малыш научился вставать на четвереньки и качается на руках, но не ползет вперед на протяжении месяца и более,
— к возрасту около восьми-девяти месяцев ребенок ползет только при помощи ног, по-пластунски, не делая попыток подниматься на руках, или поднимается только на одной руке,
— после года ребенок ползает исключительно задом.

Ползание – это важный навык, он дает очень активную нагрузку н все группы мышц, укрепляет скелет и плавно готовит ребенка к новому для себя этапу – малыш учится садиться, а затем уже и вставать, держась за опору. А там и до первых шагов уже не далеко…

Источник

Оцените статью
Своими руками