- Ограночные станки своими руками
- Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста
- Оборудование для огранки камней
- Огранка. Такая сложная простота.
- Из чего состоит токарный станок
- Суппорт токарного станка
- Задняя бабка
- Особенности изготовления своими руками передней бабки токарного станка
- Оборудование для огранки камней
- Что можно делать при помощи самодельного токарного станка по металлу своими руками
- Камни. Камни. Камни.
- Изготовление токарного станка по металлу своими руками: пошаговые инструкции с комментариями
- Первый этап: выбор устройства токарного станка по металлу, подготовка проектной документации
- Как определиться с подходящим двигателем для токарного станка
- Порядок сборки
- Примеры украшений
Ограночные станки своими руками
Озадачился. Поискал. Хорошо поискал и снова озадачился..
Давно хотел научиться гранить, но времени всегда не хватало. Конечно, это не отговорки для самого себя — времени всегда хватает, просто время еще не пришло. Но тут то оно неожиданно и наступило
Поднял много материалов по самодельным и заводским станкам, зарубежным и нашим. Сравнил, почитал про преимущества, недостатки и сделал свои выводы.
1. Станок — это продолжение своих рук и головы в том числе (неудобно держать вилку в левой руке — держи правой и т.д.)
2. Для стандартной огранки подойдет и простой станок (для начала)
а. Простой станок должен быть сделан на совесть (станина, квадрант, шток, отсутствие биения и т.д.)
б. Простой станок можно сделать своими руками (люди же делают)
3. Станок — это лишь часть нужного для огранки. Шайбы, пасты, кичи и прочие мелочи — это не мелочи вовсе.
4. Нужен опыт. Но опыт — он приходит во время работы. Практику всегда можно дополнить теорией, но тут случай особый. Говорят, что если неправильно начал гранить, то это входит в привычку. Поэтому читаем, изучаем..
Итак, самодельный станок. Что для него нужно и откуда это взять?
Думаю, что для станины подойдет старая литая станина от деревообрабатывающего станка, а шток — это будет шток от стойки автомобиля. По крепости хватит, я думаю. Из станины вырежу нужный кусок, на шток выточу крепление на 4 болта.
Остается квадрант. Эта штука поначалу казалась мне трудной в изготовлении. Присмотрелся — а нет, сделать можно. Нужно лишь найти шестеренку делителя.
По шестеренке и вопрос — где она может стоять, окромя самого квадранта?
_________________
Готовь камень летом, а каёлку зимой..
Источник
Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста
Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.
Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.
Для этого нам понадобятся:
Квадрант — инструмент, предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;
Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;
Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;
Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.
Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.
На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.
На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.
Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень. Для этого используем специальный клей-мастику.
Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок при получении основного профиля камня.
На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.
С помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли размер.
После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.
Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).
У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).
С помощью квадранта выставляем грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша. Мне удобнее начинать с павильона.
В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.
Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.
Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.
Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).
Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.
Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.
После нанесения верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют верхние и нижние клинья короны.
Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.
Полируем боковые грани коронки.
Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).
На выходе получаем прекрасный аметист ювелирного качества.
Источник
Оборудование для огранки камней
Огранка. Такая сложная простота.
Посмотрите на эту фотографию и попробуйте представить себе, как мог бы выглядеть этот камень в ограненном виде в Вашем колечке:
Соглашусь с ответом, что представить можно, но. Сложно.
Процесс огранки, то есть механической обработкти драгоценного камня состоит из двух основных этапов – резки камня для придания ему определенной формы и полирования его новой поверхности. Огранка любого камня не делается наобум, а осуществляется по заранее продуманной и просчитанной схеме. Форма, размер и расположение граней и углов между ними имеют принципиальнейшее значение. Для каждой разновидности драгоценного камня эти характеристики рассчитываются исходя из его оптических и физических свойств. Коэффициент преломления, показатель, являющийся важнейшим при идентификации драгоценных камней, остается важнейшим и при проектировании дизайна огранки.
Размеры граней и углы между ними рассчитываются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное прохождение луча света через камень как при падении света со стороны короны (верх камня), так и при прохождении света со стороны павильона (конуса). Поскольку у всех камней различные оптические характеристики, то некоторые виды огранки, идеальные, скажем – для гранатов, категорически не подходят аметистам. С другой стороны, идеальная огранка для аметиста будет столь же хороша и для граната. Коэффициент преломления гранатов значительно выше, чем у аметистов. Удачный дизайн огранки для слабопреломляющих камней остается столь же удачным и для сильно преломляющих камней. Но не наоборот.
Сейчас на дворе, слава Богу, 21 век, и мы удалились от доисторических времен, когда гранили камни чуть ли не на коленях. Правда, с тех в среде огранщиков закрепилась своеобразная терминология, и ограночный круг, используемый даже на самом суперсовременном автоматическом станке, все равно называется “lap”, или – “колено”.
Станок для огранки представляет из себя механизм, оснащенный приводом ограночного круга, держателем рабочего стержня и самим стержнем, на котором закрепляется ограниваемый камешек. В зависимости от сложности ( и цены) станки оснащаются различными видами приспособлений, механическими или электронными, ручными или автоматическими, которые контролируют заданные пропорции – размеры и углы, в процессе огранки. Самые совеременные станки оснащены лазерным контролем индексов (числовых выражений, в которых зашифрованы размеры граней, их количества и заданные углы). При работе на таком станке мастерство огранщика выражается уже исключительно в математическо-дизайнерском виде. Чем точнее и грамотнее рассчитаны и установлены индексы, тем красивее в конечном итоге получится камень.
Среднестатистический ограночный станок (с механическим контролем индексов) выглядит вот так:
А вот так выглядит типичный проект дизайна стандартной круглой бриллиантовой огранки. Как видно из записи, этот проект подходит для любых драгоценных камней с коэффициентом преломления от 1.540 и включает в себя 57 граней по короне и павильону, а также 16 мини-граней по рундисту – тонкой линии, разделяющей корону и павильон.
А теперь – несколько иллюстраций, показывающих стадии превращений камня в процессе огранки:
Сначала огранивается павильон, ему придается первоначальная конусная форма и наносятся основные грани, обеспечивающие симметрию. Затем камню придается форма “цилиндра”, соответствующая внешнему запланированному размеру (диаметру) и формирующая окружность или плоскости рундиста, затем наносятся вторичные, дополнительные грани на павильон.
Теперь настает время для огранки верхней части камня – короны. Для этого камень надо перекрепить.. Процедура исключительно важная – при нарушении соосности при первичном и вторичном крепеже камня на стержне-держателе даже на сотые доли градуса проект дизайна огранки становится невыполним, теряется симметрия и сопряжение граней нижней и верхней частей камня. Для такой важной процедуры придуман и используертся специальный механизм:
Далее следует огранка короны, формирование стола (площадки). Сначала совмещаются грани рундиста и основные грани короны, формирующие симметрию, затем создаются остальные грани короны, предназначенные проектом. И в заключение камень прижимается к ограночному кругу строго под углом 90 градусов, и самая верхушка короны срезается, образуя при этом плоскую площадку заданного диаметра – стол.
Огранка закончена. Начинается не менее сложный и ответственный процесс полирования камня. Процесс многоступенчатый, для чего используется различные полировочные круги и пасты, для грубой, средней и тонкой полировки.. В результате камешек, который Вы видели на всех предыдущих иллюстрациях, темно красный гранат, приобретает вот такой вид:
Изменения, которые камни претерпевают в процессе полирования при переходе от одной стадии к другой, лучше показать на более ярком примере. На фотографиях показан свежеограненный синтетический иттрий-гадолиниевый гранат и эволюции его внешнего вида в процессе полирования:
Из чего состоит токарный станок
Даже маленький токарный станок весит много, создаёт во время работы вибрации. Необходима надёжная станина (1), на которой закрепляют функциональные узлы и отдельные детали. Если предполагается создание напольного варианта, применяют надёжные опоры нужной длины. Итоговая высота рабочей области должна быть удобной для пользователя.
В следующем списке перечислены другие компоненты:
- В передней бабке (3) размещают коробку передач. Она предназначена для регулировки скорости вращения шпинделя (4), изменения величины крутящего момента.
- С обратной стороны заготовку поддерживает задняя бабка (6). Сюда же устанавливают при необходимости метчики, свёрла, другие инструменты.
- В стандартном режиме обработки резцы закрепляют в специальном держателе (5).
- Этот узел монтируют на суппорте (8). Для плавного перемещения по горизонтали применяют винтовой механизм, размещённый в фартуке (7).
- Коробка подач (2) приводит в действие ходовой вал.
Суппорт токарного станка
Примечания к рисунку:
- каретка (1) и весь блок в целом (17) приводятся в движение ходовым валом (2);
- механизм перемещения подключают специальной рукояткой (15);
- эти салазки (3) обеспечивают свободу перемещения верхней части в поперечном направлении (12);
- она закреплена на поворотном узле (4) с продольными направляющими (5);
- резцы устанавливают в держатель (6);
- для закрепления этой детали/ инструментов применяют винты (7/8);
- рукояткой (9) можно безопасно перемещать резцы на расстоянии от рабочей зоны;
- крепёжный элемент (10) верхней части (11);
- для её точного перемещения в соответствующих направлениях применяют рукоятки (13, 14) с винтовым приводом;
- маховиком (16) перемещают суппорт вручную.
При детальном изучении этой части токарного станка по металлу необходимо учитывать повышенные нагрузки, которым она подвергается в процессе выполнения технологических операций. Надо обратить внимание на большое количество перемещающихся компонентов.
Чтобы сохранить точность обработки, необходимы не только прочные детали. Постоянные регулировки помогут устранить люфт для компенсации износа. Испорченные уплотнители рекомендуется заменять на новые изделия.
Задняя бабка
Основные компоненты узла
Здесь и далее будем рассматривать несложные для самостоятельного воспроизведения проекты с уточняющими комментариями. Пример на рисунке точнее подходит для деревообрабатывающего оборудования. Чтобы длительное время работать с прочными заготовками, следует изготовить опорный башмак из стальной пластины.
В дополнение к стандартному оснащению пригодятся подобные сменные приспособления
С их помощью расширяют базовые возможности задней бабки. В авторских рекомендациях предлагается удалить часть стандартного крепления патрона (3). Это позволит увеличить рабочий ход инструмента, обрабатывать более крупные заготовки.
Особенности изготовления своими руками передней бабки токарного станка
Для изготовления самоделок применяют простые конструкторские решения
Здесь использован ременной привод (1), который отличается небольшой стоимостью, низким уровнем шума. Для ступенчатого изменения крутящего момента установлен двойной шкив (2). Чтобы продлить срок службы шпинделя (3), надо применить пару шариковых подшипников. При необходимости, в корпусе делают отверстия для периодической заливки смазки.
Оборудование для огранки камней
Для огранки камней используется специальное оборудование: планшайбы, ограночные головки, гранильные станки различных конструкций, ограночные круги и т.д.
Для огранки камни сначала наклеивают на конец деревянной или металлической оправки и, прижимая к вращающейся планшайбе, шлифуют, пока не образуется одна плоская площадка. Затем оправку поворачивают и сошлифовывают другой участок. Эту процедуру повторяют несколько раз, получая замкнутый поясок граней по периметру камня.
Ограночные головки
Многие мастера-любители и профессионалы применяют в работе ограночные головки.
Жесткая и прочная ограночная головка позволяет зафиксировать камень под любым углом наклона к поверхности ограночного круга и под любым углом поворота к своей оси.
Справа – станок для огранки: а — суппорт с отверстиями для установки держателя; b — держатель; с — восьмиугольный воротник; d – драгоценный камень, укрепленный в держателе; е — фиксированная направляющая воротника.
В конструкции опорной втулки угол наклона устанавливается введением острого конца оправки в одно из отверстий втулки, а угол поворота определяется и выдерживается только руками огранщика.
Когда грани на камне получены, огранщик меняет шлифовальный круг на полировальный, на котором все отшлифованные грани полируются
одна за другой, пока не станут блестящими.
Преимущество механической ограночной головки в том, что она позволяет вернуться к обработке любой грани.
Основными узлами механических ограночных станков являются:
- металлическое основание, которое связывает все узлы в единое целое и обеспечивает точность работы;
- шпиндель с опорным диском, он обеспечивает вращение шлифовальных и полировальных кругов;
- ограночная головка, удерживающая камень и дающая возможность шлифовать и и полировать под определенными углами.
Гранильные станки
Гранильные станки могут быть портативными и стационарными.
Хорошую огранку можно сделать даже и на самодельном станке, который состоит из вертикального шпинделя, вала на шариковых подшипниках, стойки с квадрантом угловых делений. На шпиндель насаживают отрезные диски, шлифовальные круги, шлифовальные и полировальные планшайбы.
Довольно быстрым и экономичным способом огранки является использование планшайб для работы со свободным абразивом.
Некоторые камни, как считают мастера-огранщики, ими обрабатываются лучше, чем на алмазных кругах. Недостатком свободного абразива является образуемая его частицами грязь, которая, если с ней не бороться, будет создавать много проблем.
Для огранки рекомендуют использовать порошок карбида кремния на свинцовом круге.
Кроме того, для огранки применяют:
- алмазные ограночные круги,
- круги с алмазосодержащим покрытием,
- круги с алмазосодержащим пластмассовым покрытием и т. п.
Полировальные круги
Когда все грани камня обработаны на алмазном круге, применяют полировальный круг. Для изготовления полировального круга используют множество разнообразных материалов, от металлов до кожи. Но чаще всего в основном применяют круги оловянные, пластмассовые и деревянные.
Деревянные круги могут быть разных типов – для полирования рундистов и для полирования больших граней камней.
Для полирования очень мягких камней и доводки граней из обычных материалов, обработка которых на стандартных кругах вызывает трудности, применяют восковые круги. Такие круги представляют собой металлический диск, покрытый пропитанной воском тканью.
В качестве основы используют алюминиевые круги, стальные, медные, бронзовые и фанерные.
Мне хотелос приобрести станок для агранки дорогоцених камней полний комплект
Где и как, по дешевле. Даже б/у. Преобрести купить ограночный станок
Всем привет. Кто подскажет где можно приобрести ограночный станок.
Что можно делать при помощи самодельного токарного станка по металлу своими руками
Компактное оборудование не займёт много места в домашней мастерской
С помощью настольного токарного станка по металлу можно качественно и быстро выполнять разные рабочие операции:
- обработку торцов, канавок с нужным уровнем точности;
- расширение имеющихся отверстий конической и цилиндрической формы (зенкерование);
- аккуратное отрезание заготовок по установленной планом длине;
- создание рельефной поверхности накатыванием;
- нарезку стандартной и специальной резьбы (внешней/внутренней).
Сложные и уникальные изделия можно создать без ошибок с помощью токарного станка по металлу для дома
Изучите внимательно материалы данной статьи. Если реализация проекта собственными руками будет затруднительна, знания пригодятся для объективной оценки ассортимента профильных магазинов. В отдельных разделах есть сведения о правилах эксплуатации, которые помогут продлить срок службы технологического оборудования, обеспечат высокий уровень безопасности.
Камни. Камни. Камни.
Посмотрите на эту фотографию и попробуйте представить себе, как мог бы выглядеть этот камень в ограненном виде в Вашем колечке:
Соглашусь с ответом, что представить можно, но. Сложно.
Процесс огранки, то есть механической обработкти драгоценного камня состоит из двух основных этапов – резки камня для придания ему определенной формы и полирования его новой поверхности. Огранка любого камня не делается наобум, а осуществляется по заранее продуманной и просчитанной схеме. Форма, размер и расположение граней и углов между ними имеют принципиальнейшее значение. Для каждой разновидности драгоценного камня эти характеристики рассчитываются исходя из его оптических и физических свойств. Коэффициент преломления, показатель, являющийся важнейшим при идентификации драгоценных камней, остается важнейшим и при проектировании дизайна огранки.
Изготовление токарного станка по металлу своими руками: пошаговые инструкции с комментариями
Первый этап: выбор устройства токарного станка по металлу, подготовка проектной документации
На следующих чертежах представлен реализованный проект. Такой относительно простой токарный станок по металлу для гаража (мастерской) не слишком трудно изготовить собственными силами. Ремни и некоторые другие компоненты – стандартные изделия. Другие детали можно сделать самому или заказать в специализированной мастерской.
Конструкция, основные части, размеры
Компоненты передней и задней бабки
Механизм перемещения и суппорт
Составные части каретки, сборочный чертёж
Чтобы выбрать необходимую точность перемещения суппорта, меняют шаг резьбы ходового винта. Её нарезают плашкой на винторезном станке. Для упрочнения конструкции соединения делают с применением сварки. Корпусы бабок создают из швеллера (№12/14).
Как определиться с подходящим двигателем для токарного станка
Представленный выше проект рассчитан на применение силового агрегата мощностью 450−600 Вт с максимальной частотой вращения рабочего вала – 2500−3500 об/мин.
С целью экономии денежных средств некоторые авторы проектов применяют старые электромоторы от вышедшей из строя бытовой техники
Подобные решения вполне пригодны, если выбрать действующий двигатель достаточной мощности.
Разумная стоимость изделий этой категории позволяет без труда найти приемлемый вариант в торговой сети. В этом случае можно рассчитывать на официальные гарантии производителя
Чтобы не ошибиться, можно изучить примеры фабричных станков по металлу, удачных самоделок. На основании такого мини-исследования несложно сделать вывод о следующих пропорциях: для обработки деталей диаметром 8−12 см и длиной в 60−80 см применяют электромоторы мощностью 600−800 Вт. Подходят стандартные модели асинхронного типа с воздушным охлаждением. Коллекторные модификации применять не рекомендуется. Они резко увеличивают обороты при уменьшении нагрузки на валу, что будет небезопасно. Для предотвращения подобных ситуаций придётся использовать редуктор, который усложнит конструкцию.
Электрическая схема токарного станка по металлу
Следует подчеркнуть одно преимущество ременной передачи. Она предотвращает непосредственное механическое воздействие на вал от инструмента в поперечном направлении. Это продлевает срок службы опорных подшипников.
Порядок сборки
Этот алгоритм поясняет последовательность действий при работе с приведёнными выше чертежами. Использование другой конструкторской документации подразумевает внесение соответствующих изменений в процесс сборки.
Начинают с передней бабки. Устанавливают в неё шпиндель. Далее весь узел с применением болтового крепления подсоединяют к ходовой трубе. Предварительно на частях крепления нарезают резьбу. При выполнении этой операции тщательно контролируют соосность деталей.
На следующем этапе из швеллеров собирают силовую раму. Когда каркас сделан, на него устанавливают переднюю бабку. Здесь также надо особо внимательно контролировать параллельность ходовой трубы и длинных частей рамы. Точно делают разметку. Отверстия сверлят последовательно с дополнительной расточкой развёртки, проверяя каждый узел крепления. Одна−две ошибки чрезмерно не нарушат прочность швеллера, поэтому лучше сделать новое точное отверстие в другом месте, при необходимости.
Фабричная задняя бабка токарного станка по металлу
При сборке этого узла следует уделить особе внимание точности размещения центральных осей шпинделя (1) и пиноли (2). Если сделана ошибка, будут получаться конические поверхности вместо цилиндрических при обработке заготовок. Также проверяют параллельность этих элементов ходовой трубе. Опорная планка (3) предотвращает разворачивание задней бабки. Для регулировки по высоте можно применить стальные прокладки.
Детали суппорта устанавливают последовательно в соответствии со схемой сборочного чертежа. Здесь особо высокая точность не нужна, так как предусмотрены многочисленные регулировки. Если предполагается интенсивная эксплуатация, сделайте отдельные узлы разъёмными, чтобы заменять без лишних затрат изнашиваемые детали.
На завершающем этапе устанавливают электродвигатель, подключают его к электросети по выбранной схеме. Проверяют функциональность токарного станка по металлу своими руками на практике. Для улучшения внешнего вида и защиты от коррозии некоторые части покрывают грунтовкой и краской.
Это фото токарного станка по металлу наглядно демонстрирует высокое качество самоделки
Примеры украшений
Виды ступенчатой огранки чаще предпочитают для помолвочных колец, а также для колье, серег и браслетов. Украшения с камнями, обработанными таким образом, выбирают в том числе знаменитости и монаршие особы. Например, князь Монако Ренье III подарил актрисе Грейс Келли на помолвку кольцо с бриллиантом ступенчатой огранки в 10,5 карата.
А актриса Элизабет Тейлор, очень любившая драгоценности, почти не снимала кольцо Krupp с бриллиантом весом 33,19 карата, полученное в подарок от пятого мужа Ричарда Бёртона. Это кольцо входит в список самых дорогих, в 2011 году его продали на аукционе за 8,8 млн долларов.
Источник