- Оформление кабинетов в ДОУ. Организация центра сенсомоторного развития в кабинете учителя-дефектолога
- Центр сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога
- Зона развития слухового внимания и восприятия:
- Зона развития зрительного внимания и восприятия:
- Зона развития чувства осязания:
- Зона развития мелкой моторики пальцев рук:
- Прикреплённые файлы:
- Кабинет учителя-дефектолога в ДОУ
- Логопедический кабинет: оформление своими руками
- Направления работы
- Основные зоны кабинета
- Требования к кабинету
- Пособия и устройства по ФГОС
- Пример: пазлы своими руками
- Предметы для развития
- Что можно сделать своими руками
- Доска для рисования своими руками
Оформление кабинетов в ДОУ. Организация центра сенсомоторного развития в кабинете учителя-дефектолога
Стройкова Людмила
Оформление кабинетов в ДОУ. Организация центра сенсомоторного развития в кабинете учителя-дефектолога
Многие исследователи в области психологии и педагогики подчёркивают важность развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. Именно данный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Сенсомоторика (от лат. Sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Работая с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, вопрос сенсомоторного развития встаёт особенно актуально.
У детей данной категории отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков:
• дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов;
• недостаточная дифференцированность всех видов восприятия;
• несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
• затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;
• замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;
• трудности в формировании пространственных ориентировок;
• несовершенность двигательных навыков, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ОВЗ является создание специальной развивающей среды. Поэтому представляю свой опыт работы по организации центра сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога.
Центр сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога
– это адаптированный вариант сенсомоторной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Он выполняет ряд определенных функций:
• стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики пальцев рук;
• стимуляция двигательной активности;
• повышение работоспособности детей;
• активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• создание положительного эмоционального фона.
При организации центра сенсомоторного развития в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в кабинете. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Данный центр должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Центр сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога должен включать в себя различные зоны, в том числе:
• Зона развития слухового внимания и восприятия.
• Зона развития зрительного внимания и восприятия.
• Зона развития чувства осязания.
• Зона развития мелкой моторики пальцев рук.
Остановлюсь подробнее на каждом из вышеперечисленных зон.
Зона развития слухового внимания и восприятия:
— Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
— Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т. д.
Зона развития зрительного внимания и восприятия:
— Парные картинки с признаками различий, точечные изображения.
— Цветовые пятна-кляксы различной формы.
— Колбы, воронки для перелива воды, пинцеты для захвата мелких предметов.
— Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами, фонарик.
— Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).
Зона развития чувства осязания:
— Массажные мячи (разные по форме, упругости, фактуре).
— Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги — различные материалы с разной фактурой.
— Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
— Выпуклые буквы, цифры.
— Разные по форме мелкие предметы.
— Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Зона развития мелкой моторики пальцев рук:
— Природный материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, зерна, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ — выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.).
— Бытовые материалы: колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, канцелярские скрепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т. п.).
— Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто, глина, трафареты; картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений для координации речи и движений и т. д.
Таким образом, использование центра сенсомоторного развития в условиях кабинета учителя-дефектолога является важным фактором для полноценного сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, стимулирует их к активному познанию и получению максимальной информации из окружающего мира.
Прикреплённые файлы:
prezent-centr-sensomotornogo-razvitija_l1rnh.pptx | 2813,64 Кб |
Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.
Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.
Консультация для родителей «Дидактическая игра «Волшебные мешочки» для грамотного сенсомоторного развития ребенка» Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому.
НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя — дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.
Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда Определений предметно-развивающей среды в отечественной педагогике существует огромное количество, если говорить об обобщенном варианте,.
Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.
Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Источник
Кабинет учителя-дефектолога в ДОУ
елена шумилова
Кабинет учителя-дефектолога в ДОУ
Доброго вам времени суток, дорогие коллеги!Представляю кабинет учителя-дефектолога в МБДОУ №97 города Каменска-Уральского. Я работаю с детьми с задержкой психического развития. Нарушение сенсомоторных функций у таких детей приводит к тому, что они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать, что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно. Приглашаю вас на путешествие в кабинет учителя- дефектолога. Все в кабинете сделано своими руками.
Формы самоанализа к аттестации Коллеги, возможно, вас заинтересует следующая информация. На сайте ИРООО (Института развития образования Омской области) появились формы.
Презентация по формированию математических представлений. Цифры Предлагаю мои презентации » Цифры». Данная презентация используется для детей с задержкой психического развития в детском саду начиная со.
Источник
Логопедический кабинет: оформление своими руками
Оформление логопедического кабинета в детском образовательном учреждении — это важная часть продуктивной работы педагога-логопеда. К кабинетам предъявляется ряд требований (санитарных, ФГОС и так далее), но они позволяют специалисту продумать оформление так, чтобы было удобно работать.
Направления работы
Оформление логопедического кабинета в детском саду, школе или центре развития детей должно соответствовать направлениям работы учителя-логопеда и целям занятий. В кабинете должна быть создана оптимальная коррекционно-развивающая среда и благоприятная психологическая атмосфера для плодотворной работы с детьми и успешного исправления или ослабления имеющихся нарушений.
Логопед проводит как индивидуальные коррекционные занятия, так и групповые, обследование детей с целью выявления нарушений и разработки индивидуальной программы коррекции, оказывает консультативную помощь родителям и педагогам. Оформление логопедического кабинета должно обеспечивать эти задачи. Так, необходимы информационные стенды для учителей, доступная полезная информация для родителей, зона коррекционной работы с детьми и так далее.
Для развития речевой деятельности активно используются все виды игр, поэтому помещение должно быть разделено на несколько зон для удобства работы. Как минимум необходимо оборудовать место для улучшения речевых навыков, что способствует нормализации работы голосового и дыхательного аппарата, координации, помогает совершенствованию мимической мускулатуры, что активизирует работоспособность мышечной ткани, а также нужна зона устранения психологических барьеров, которая способствует улучшению познавательных психических процессов.
Надлежащее оформление логопедического кабинета в школе и других государственных или частных образовательных учреждениях важно для формирования и усовершенствования речи. Занятия со специалистом позволят закрепить и расширить словарь по различным лексическим направлениям, стимулировать использование предложенных навыков словообразования и готовых конструкций.
Основные зоны кабинета
Оформление логопедического кабинета в обязательном порядке предполагает разделение на несколько зон.
- Зона коррекции звукопроизношения (должна быть оборудована методическими пособиями и зеркалами, необходимыми при дифференциации и автоматизации поставленных звуков).
- Зона диагностики и коррекции (столы для диагностики и индивидуальной работы, шкафы с дидактическим материалом, развивающими играми, специально подобранными с учетом особенностей детей по возрасту, а также по направлениям коррекционной работы).
- Зона консультативной работы с педагогами и родителями.
- Зона организационно-планирующей деятельности (необходима для обеспечения эффективной организации профессиональной деятельности). Здесь можно поместить график индивидуальной работы, полезные подсказки, список дел.
- Зона игровой терапии (сегодня активно используется арт-терапия, которая объединяет художественную деятельность детей, включая музыку и рисунок, поэтому желательно наличие в кабинете карандашей, фломастеров, бумаги, красок, пластилина и сопутствующих канцелярских товаров).
Любую из этих зон можно оформить своими руками, приложив немного усилий.
Требования к кабинету
Оформление логопедического кабинета в саду или школе определяется требованиями, предъявляемыми законодательством. Важнейшим условием эффективной организации учебно-воспитательного процесса является внедрение в работу современных интерактивных устройств, которые обеспечивают оперативную обработку информации.
Должны отсутствовать посторонние предметы, которые отвлекают от коррекционной работы. Оформление логопедического кабинета должно создавать у ребенка рабочее настроение, положительное отношение к учебному процессу, не вызывать дискомфорт. Это важное условие для обеспечения эффективности коррекционной работы.
Школьный кабинет обязательно должен соответствовать утвержденным санитарным нормам. Педагог не может самостоятельно удлинять продолжительность индивидуальных или групповых занятий. Производить различные сокращения тоже запрещено.
Пособия и устройства по ФГОС
В оформлении логопедического кабинета необходимо использовать рекомендованные пособия и устройства. Для формирования правильного звукопроизношения, например, пригодится комплект методических пособий и публикаций для работы с дыханием, надувные игрушки и специальные альбомы для дифференциации звуков.
Для изучения грамоты и лучшего понимания произношения необходимы азбуки, развивающие схемы и изображения. Для освоения компьютерной грамоты ФГОС рекомендует использовать интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд». Современные интерактивные доски, специальные картинки, сигнальные кружки, пособия для установления звука в отдельных словах и тому подобное необходимо для развития фонематического восприятия у ребенка.
Для развития зрительного внимания и памяти используются обычно различного рода игровые элементы, пазлы, разрезанные на части картинки различной конфигурации, сборные картинки, специальные карточки (пример выше — такие карточки можно сделать самостоятельно). Красочные сюжетные изображения и наборы текстов для пересказывания пригодятся в процессе формирования связной речи.
Нужны предметы для развития зрительной памяти и внимания, понадобятся различные игровые элементы, сборные пазлы и картинки, разрезанные картинки. Кроме красочных наглядных пособий, современный кабинет педагога-логопеда должен быть оснащен подходящей мебелью, игровыми устройствами, специализированной техникой, желательно наличие интерактивной доски и экранозвуковых средств обучения.
Пример: пазлы своими руками
Чтобы сделать простейшие пазлы, достаточно распечатать на плотном картоне (получится более долговечный материал, чем при печати на бумаге) необходимую картинку и разрезать на произвольное количество частей. Каждый пазл упаковать в бумажный конверт, на который для наглядности можно наклеить (напечатать) копию картинки, которая получится, если правильно собрать части.
Кстати, интересные пазлы можно сделать на основе палочек от эскимо (фото выше). Подходящую по размеру картинку можно распечатать, наклеить на деревянные палочки, а потом разрезать. Такие комплекты долговечны, изготовлены из натурального материала, их легко хранить.
Предметы для развития
Оформление кабинета логопеда должно представлять нечто среднее между детской комнатой и учебным классом. Это позволит создать самую продуктивную атмосферу для групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Для развития детей понадобятся:
- Зеркала. Способствуют развитию речевых навыков, так как позволяют наблюдать за мимическими и артикуляционными движениями. Пример интересного зеркала, которое можно сделать своими руками с помощью специального инструмента, можно увидеть ниже на фото.
- Мыльные пузыри, разнообразные вертушки (средства для развития речевого дыхания).
- Столы с игрушками, различающимися по цвету, весу, форме, размеру (развивают тактильные ощущения).
- Современные интерактивные устройства.
Что можно сделать своими руками
Многие наглядные пособия для оформления логопедического кабинета своими руками сделать очень просто. Это красочные таблицы со звуками, изображениями и полезной информацией. Отличная идея — магнитная или пробковая доска и набор карточек, чтобы можно было эффективнее заниматься с детьми и не захламлять кабинет большим количеством отвлекающих от работы таблиц.
Для оформления логопедического кабинета (фото помогут педагогу определиться с наилучшим вариантом) собственными силами можно закупить яркие кнопки для пробковой доски, картон и цветную бумагу для создания необходимых карточек (некоторые материалы лучше заранее распечатать на цветном принтере, а не рисовать самостоятельно), саму доску и рамку.
Доска для рисования своими руками
Из обычного куска фанеры с помощью специальной краски можно сделать доску для рисования мелом. Покупка готовой доски обойдется в круглую сумму, а ведь та, что сделана своими руками, ничем не отличается от фабричного варианта. Основу (это может быть даже обычный картон) нужно покрасить смесью следующих ингредиентов: одна столовая ложка воды, две столовые ложки алебастра, три столовые ложки черной акриловой краски.
Сначала нужно перемешать алебастр и воду в пропорции одна часть к двум, затем постепенно ввести эту смесь в краску. Если масса получится слишком плотной, можно добавить немного воды. Тут дело в том, что разные краски имеют различную плотность. Краска наносится на основу кисточкой. Делать все нужно достаточно оперативно, потому что состав быстро начинает густеть, что значительно осложняет работу.
Для долговечности лучше наносить три слоя краски. После высыхания нужно натереть доску мелом, а затем вытереть его сухим полотенцем. Это необходимо, чтобы закалить поверхность. Окрашенную основу желательно вставить в рамку, чтобы доска выглядела аккуратно.
Источник