- Обслуживание велосипеда после зимы
- Трансмиссия
- Видео-инструкция по чистке и смазке цепи:
- Видео прокачки тормозной системы:
- Ходовая часть
- Амортизационная вилка
- Видео-инструкция по переборке амортизационной вилки:
- Колеса и шины
- Обслуживание велосипеда после зимы: распространенные неполадки
- Как подготовить велосипед к летнему сезону
- Необходимые действия
- Руль и колеса
- Цепь и звезды
- Тормоза
- Шатуны и педали
- Иные манипуляции
- Если велосипед зимовал в плохих условиях
- Заключение
Обслуживание велосипеда после зимы
Для заядлого велосипедиста-экстремала не существует понятия «сезонности». Его «железный конь» не остается без дела независимо от погоды за окном. Однако большинство любителей велосипедного спорта все же предпочитают законсервировать свою технику на зимний период.
С приходом нового сезона следует позаботиться о велосипеде и сделать полное техническое обслуживание. Большое значение в проведении оперативной диагностики имеют условия хранение техники. Если велобайк всю зиму «грелся» в квартире, все, в чем он нуждается – смазка цепи и подкачка шин. Другое дело, когда он перезимовал в гараже или на не застекленном балконе. Воздействие сырости непременно отразится на механизме техники.
Обслуживание велосипеда после зимы включает поэтапную диагностику всех функциональных элементов механизма, устранение выявленных неполадок и правильную настройку.
Трансмиссия
Первым делом, необходимо осуществить чистку и смазку велосипедной цепи. Данные манипуляции позволят избежать треска во время езды, повысить КПД педалирования, предохранить цепь от растягивания и увеличить срок ее эксплуатации. Последнее особенно важно, поскольку непригодная цепь станет причиной поломки таких элементов трансмиссии, как передние шестеренки, кассета и задний переключатель.
Исходя из того, что цепь велосипеда спустя некоторый период времени требует замены, ее необходимо проверять. Чтобы убедиться в исправности цепи, стоит снять с нее замеры при помощи обыкновенного штангенциркуля или специального измерителя износа. Использование штангенциркуля предусматривает проведение следующих действий: выставить уровень 119 мм, просунуть приспособление в пины цепи и максимально разжать. Параметры длины 119,7-120,5 мм указывают на норму. Если полученное значение больше – цепь требует замены.
Чтобы почистить цепку, лучше всего использовать цепемойку. Ее главное преимущество – простота и удобство использования. Все, что потребуется – одеть цепемойку и прокрутить педали в обратную сторону. Щетки, находящиеся внутри устройства и моющее средство эффективно очистят ее от разного рода загрязнений.
Другой вариант чистки предусматривает собственноручную очистку. Для ее осуществления необходимо снять цепь, положить ее на время в банку с ацетоном, керосином или вайт-спиритом, взболтнуть, вынуть и протереть насухо тряпкой.
Сегодня на рынке присутствует огромное число смазок: для сухой (Dry) и влажной (Wet) погоды, аэрозольные и жидкие, а также универсальные. Преимущество жидкой смазки в том, что ее можно капнуть непосредственно в необходимое место. Главное достоинство аэрозольной — проникновение в трудно допустимые участки цепи.
Оптимальным вариантом станет хранение заранее смазанной цепки в чехле. Это достаточно практично. По приходу весны ее нужно достать и одеть.
Видео-инструкция по чистке и смазке цепи:
Тормозная система
При наличии ободных тормозов следует проверить наличие налета ржавчины на тросах. В случае, когда наблюдается плавный ход тросов, достаточно сбрызнуть WD40. При выработке тормозных колодок более двух третей их необходимо заменить.
Наличие на велосипеде гидравлической тормозной системы предусматривает осмотр тормозных ручек, свободного хода. Важно проверить систему на наличие воздуха в том случае, если велобайк хранился в подвешенном состоянии.
Сырость помещения могла спровоцировать попадание влаги в тормозную жидкость. Поэтому стоит ее поменять и прокачать тормоза:
— Поставить тормозную ручку в положение, при котором расширительный бачок будет размещен горизонтально;
— на болт прокачки одеть кембрик и опустить его в тару для сбора излишков тормозной жидкости;
— используя звездочку 3-4, открутить крышку расширительного бачка;
— залить тормозную жидкость до указанного уровня;
— плавно нажимать ручку, пока она не зажмется туго;
— открутить болт прокачки ключом и сразу зажать, не отпуская ручку и не забывая доливать жидкость в расширительный бак. В итоге ручка должна обрести тугой ход.
Важно контролировать заливание тормозной жидкости: если она попадет на колодки или тормозной диск, это приведет к ухудшению функциональных качеств тормозной системы.
Видео прокачки тормозной системы:
Ходовая часть
Если при резком торможении передним тормозом издается характерный звук в виде стука в рулевой колонке, необходимо осуществить ее полное ТО и устранить неполадку. Небольшое ослабление, которое можно обнаружить при введении пальца руки между рамой и вилкой, ликвидируется затяжкой колонки. Проверка цепной передачи предполагает контроль каретки, левого и правого шатуна на наличие люфта.
Правильная регулировка тросиков переключения скоростей обеспечит надежность функциональных характеристик велосипеда при его эксплуатации. Поэтому важно провести проверку работоспособности всех передач скоростей посредством переключения на все звездочки. В случае, когда наблюдается соскакивание цепи с крайних звездочек или перескакивание рывками, важно провести регулировку переключающего механизма.
Амортизационная вилка
На недорогих велосипедах установлены простые пружинно-эластомерные вилки. Для их обслуживания будет достаточно чистки с промывкой внутренней части и закладкой новой смазки. Дорогие велобайки предусматривают наличие пружинно- или воздушно-маслянной вилки. Для их техобслуживания целесообразно обратиться к велосипедному мастеру.
Независимо от вида амортизационной вилки, после зимы необходимо протереть ноги от пыли и смазать их тефлоновым или силиконовым спреем, раскачивая в процессе смазки вилку своей массой тела.
Видео-инструкция по переборке амортизационной вилки:
Колеса и шины
Первоочередно следует накачать колеса до максимально указанных значений на покрышке. Это продлит срок их эксплуатации и уменьшит затраты энергии на педалирование. Соответственно, управлять велосипедом станет легче. Слабо накачанная камера увеличивает риск прокола колеса. Минусом круто накачанной камеры является пониженное демпфирующее действие.
При прокручивании колеса рукой оно не должно задевать обод или издавать посторонний шум. В последнем случае стоит разобрать втулку колеса и смазать ее. Расхождение колеса из стороны в сторону при его вращении указывает на наличие кривого обода или плохой шины.
На завершающем этапе нужно произвести натяжку спиц. Данная процедура целесообразна, если некоторые спицы перетянуты. Следует учитывать, все спицы колеса должны быть одинаково натянуты. Поэтому изменение натяжки одной спицы повлечет перенастройку натяга всего колеса. Для этого потребуется специальный спицевой ключ, терпение и желательно наличие практики.
Обслуживание велосипеда после зимы: распространенные неполадки
- Шумное переключение скоростного режима является индикатором износа цепи.
- Наличие постороннего шума при езде, который исчезает в момент прекращения вращения педалей, свидетельствует о плохо отрегулированном заднем переключателе скоростей.
- Самой простой причинной плохого торможения является наличие грязи и смазки, попавшей на тормозную колодку или диск.
- Отсутствие параллели в размещении тормозной колодки относительно обода – причина появления свиста. Передний край колодки должен быть на 1 мм ближе к ободу, нежели задний.
Рекомендуем вам ознакомиться с данным видео-обзором. Вы увидите, как правильно обслуживать велосипед после зимы, и на что обратить особое внимание:
Источник
Как подготовить велосипед к летнему сезону
Зима утомительна, и в последние дни февраля хочется поскорее достать велосипед, стряхнуть с него пыль и умчаться в закат. Однако время, проведенное в заточении, может оказаться для байка губительным, а его неправильное хранение зимой может негативно сказаться на техническом состоянии транспортного средства. Именно поэтому мы рекомендуем внимательно проверить основные узлы, а также провести основательную подготовку велосипеда к сезону. Если байк зимовал в теплой квартире, то нужно лишь подкачать колеса, смазать цепь, стряхнуть с него пыль и открыть сезон. Хуже, если велосипед простоял на незастекленном балконе, в неотапливаемом гараже или вообще на улице.
Необходимые действия
Скажем сразу, полностью разбирать велосипед не придется. Достаточно осмотреть основные детали и механизмы, проверить состояние рамы и колес, взглянуть на цепь и звезды, а также проверить тормоза и переключатели передач. Если вы не знаете, как подготовить велосипед к сезону после зимы, лучше обратиться в сервисный центр, где опытные специалисты сделают все, как положено. Кстати, некоторые владельцы байков так и поступают: отдают железного коня на зимовку, где он хранится в подходящих для него условиях, а потом забирают полностью подготовленного к эксплуатации.
Подготовка велосипеда к сезону после зимы начинается с чистки. Байк следует протереть от пыли, снять защитную пленку (если вы клеили ее на раму), аккуратно почистить цепь и звезды. Только после этого можно переходить к внимательному осмотру основных узлов и механизмов.
Велосипедную раму следует осмотреть на предмет повреждений, вмятин и царапин, оставшихся с прошлого сезона. Если это не исправить, нагрузка на каркас будет распределяться неравномерно, что чревато другими проблемами. Если вы хотели давно перекрасить свой велик, то это можно сделать сейчас, в процессе подготовки велосипеда к летнему сезону. Для этого, конечно же, стоит обратиться к профессионалам, которые знают, как это сделать правильно. Но вы и сами сможете качественно освежить велосипед, если будете четко следовать инструкции.
Руль и колеса
За время простоя рулевая система может расшататься из-за того, что велосипед долгое время находился в одном положении. Чтобы проверить ее состояние, зажмите переднее колесо между ног и покачайте руль: он должен оставаться неподвижным по отношению к рулевой колонке и выносу.
Теперь пришло время проверить состояние покрышек. Напомним, что перепады температур и прямые солнечные лучи могут повредить резину: она высыхает и начинает трескаться. Поэтому в первую очередь осматриваем покрышки и подкачиваем колеса. Если воздух спускает, нужно заклеить резину, а лучше – поменять.
Приподнимите заднее колесо велосипеда и постучите по покрышке ладонью. То же самое проделайте и с передним. Плохой признак – его расшатанность и хождение в разные стороны. Прокрутите колесо: обод не должен колебаться, рисовать «восьмерки» и издавать посторонние звуки. Переберите спицы: в идеале, каждая из них должна издавать ровный звонкий звук. Если спица «поет» глухо или, наоборот, слишком высоко, следует подтянуть или ослабить ее с помощью специального ключа. Этих манипуляций вполне достаточно для того, чтобы подготовить велосипед к новому сезону в домашних условиях.
Цепь и звезды
Снимите велосипедную цепь и внимательно ее осмотрите. Изношенная цепка будет быстрее стачивать звезды. Не забывайте о том, что продолжительность ее жизни составляет около 4 тысяч километров. Стоит измерить длину цепочки, чтобы оценить степень ее изношенности. Если параметры соответствуют нормальным показателям, можно приступать к обработке. Для этого покрутите педалями и послушайте, как работает цепь. Если она не стрекочет, не свистит и не издает каких-либо других звуков, значит с ней все в порядке и можно даже обойтись без смазывания. В противном случае велосипедную цепь нужно тщательно прочистить и смазать специальным маслом. Опытные велосипедисты говорят, что масло для швейных машиной тоже подходит для цепок. Можно слегка протереть и звезды с наружной стороны (только без фанатизма).
Тормоза
Если у вас вибрейки (ободные тормоза) или дисковая механика, то здесь можно обойтись без сложных манипуляций: просто проверьте тросики на наличие ржавчины или налета. Для надежности можно подуть WD40 прямо в рубашки. Если тросики ходят плавно и ровно, а ручка тормоза не залипает на обратном ходу, то больше делать ничего не надо. Проверьте и состояние тормозных колодок: если они изношены более, чем на 2/3, лучше заменить на новые.
Шатуны и педали
Шатуны следует прокрутить вперед и назад. Если чувствуете вибрацию в руках, нужно подтянуть болты, которыми крепятся эти детали. Педали, если снимали на зиму, прикрутить на место и тоже проверить плавность их хода. При необходимости их можно поменять самостоятельно.
Иные манипуляции
Большую часть работы вы уже сделали. Остаются детали, которые не займут много времени. Оцените работу переключателя скоростей: неопытным велосипедистам сделать это самостоятельно будет сложно, поэтому лучше обратиться к толковому мастеру. Для начинающих вопрос о том, как подготовить велосипед к сезону, может показаться незначительным, но ведь именно от этого процесса будет зависеть, как долго вы сможете прокататься на своем байке без ремонта и замены деталей. Если не уверены в своих силах, настройку переключателя скоростей на велосипеде лучше поручить профессиональным механикам.
Фары, линзы, светоотражающие элементы и световые приборы – все это следует протереть аккуратно чистой хлопчатобумажной тканью с добавлением небольшого количества средства для мытья стекол и зеркал. По сути, на этом подготовка велосипеда к новому сезону окончена. Можно отправляться в путь.
Если велосипед зимовал в плохих условиях
Такое дело требует серьезного подхода. За время простоя перепады температуры, влажность и прямые солнечные лучи могли привести к неисправности механизмы и основные узлы велосипеда. В первую очередь, транспорт нужно отмыть. Никаких автомоек и керхеров: только бережный уход за байком с помощью рук, чистой ветоши, воды и небольшого количества моющего средства. Когда велосипед просохнет, можно приступать к его подготовке, следуя вышеописанному алгоритму: проверить раму, колеса, состояние тормозов, цепи и звездочек.
Заключение
Не забывайте о том, что любая техника требует соответствующего ухода, который заключается в своевременном очищении ее от грязи и замене расходников. Этого вполне достаточно для того, чтобы велосипед прослужил вам еще много лет. Помните о том, что современные модели оснащены деликатными системами и механизмами, которые могут выйти из строя при неправильном хранении велосипеда и ненадлежащем уходе за ним. Любите своего коня и он прослужит вам верой и правдой еще очень много лет.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Источник