Ремонт откатных ворот
Откатные ворота относятся к наиболее функциональным и оправданным, с экономической точки зрения, типам конструкций, что и обусловливает их высокую популярность. Срок службы откатных ворот является практически неограниченным, так как в их конструкции отсутствуют хрупкие и легко ломающиеся элементы. Их устройство отличается простотой и практической рациональностью, поэтому кажется, что поломок там быть не должно.
Несущие конструкционные элементы таких ворот и их полотно выполнены из материалов, устойчивых к износу, и необходимость в ремонте автоматических откатных ворот возникает крайне редко. Автоматика привода створок таких ворот также не представляет собой ничего сложного. Тем не менее электрический привод и управляющая им автоматика может стать их уязвимым местом.
Основные неисправности
В нормальном цикле откатные ворота работают следующим образом:
- По сигналу, посылаемому от прибора управления, электродвигатель воротного привода заставляет вращаться редукторную шестерню, взаимодействующую с зубчатой рейкой. За счет последней, крутящий момент от шестерни преобразуется в движение этой рейки. Она находится в жестком соединении с воротной створкой.
- После того как эта створка достигнет крайнего положения, в работу включаются концевые выключатели. Они подают сигнал для выключения электродвигателя.
- Закрытие ворот имеет обратный порядок, но при этом срабатывает другая защитная система. Она состоит из фотоэлементов, не позволяющих воротам закрываться, когда в их проеме появляется помеха в виде человека, домашнего животного или проезжающего автомобиля.
Все действие автоматики ворот направлено на создание условий для их безопасного функционирования и исключение возможности получения травм людьми и нанесения повреждений автомашинам.
Поэтому при возникновении сбоев в функционировании сигнальных датчиков происходит остановка ворот. Этому же способствуют срабатывания ложного характера в системе защиты. Ворота могут вовсе не открываться, движутся толчками, не открываются либо не закрываются до конца.
Варианты поломок:
- Если ворота вовсе отказываются открываться, то происходит это по двум причинам. Ими является наличие сбоев в управляющей системе, когда нет передачи или приема сигнала и отказы в работе запирающего датчика. Привод ворот оказывается заблокированным, когда система не получает сигнала «заперто» при закрытой воротной створке. В таком случае необходимо убедиться в исправности запирающего датчика и заменить его в случае неисправности.
- Другой неисправностью может оказаться поломка датчика системы управления, которая выявляется по отсутствию щелчка с реле внутри этого датчика при поступлении сигнала от брелока. Иными словами, датчик неисправен, если отсутствует такой щелчок.
- Откатные ворота могут не открываться или их створка может останавливаться до момента полного раскрытия по причине ложного действия концевых выключателей. В особенности это относится к механическим датчикам. Они имеют свойство изнашиваться с течением времени. Такие датчики отличаются чувствительностью к атмосферной влаге, осадкам, появлению наледи и тому подобным внешним факторам. В этой ситуации ремонтные манипуляции для таких ворот заключаются в замене вышедших из строя концевых выключателей. Лучшим решением проблемы здесь будет установка магнитных датчиков, наиболее устойчивых к воздействию атмосферных факторов.
- Большинство автоматических элементов электроники ворот откатного типа расположены под открытым небом. Они имеют хорошую защиту, но тем не менее при наличии обильных осадков и значительных температурных перепадах может случиться просачивание в них влаги и образование конденсата внутри таких элементов. Характерными признаками сбоев в функционировании электроники ворот в таких случаях являются рывки, и возникновение остановок в момент движения воротной створки или ее перемещение только по одному направлению, а также нестабильная работа электродвигателя.
Дефекты в электронике ворот выявляются посредством мультиметра и устраняются, в зависимости от характера этих неисправностей. В основном это сводится к восстановлению нарушенных контактов, ремонту или замене поврежденных элементов.
- Внезапная остановка воротной створки при закрывании может случиться в результате ложного сигнала от фотоэлементов. Чаще всего причина такой проблемы заключается в их загрязнении. В таком случае необходимости в ремонте ворот не возникает. Достаточно просто промыть эти фотоэлементы спиртом. С целью профилактики рекомендуется проводить такую процедуру примерно один раз в три месяца.
- В регулируемых автоматизированных системах их настройки могут сбрасываться из-за перепадов сетевого напряжения и по некоторым другим причинам. В таком случае пользовательские настройки могут измениться до состояния ручного режима либо «по умолчанию». В итоге требуется новая настройка системы электроники ворот.
- Кроме вышеперечисленных причин электротехнического характера, сбои в функционировании откатных ворот бывают и сугубо механические. Обычно они обусловлены наличием перекосов в их несущей конструкции. Такие перекосы могут возникнуть изначально при нарушениях в процессе монтажа ворот, а могут появиться и в ходе их эксплуатации по причине износа со временем стальных конструкций или под воздействием влаги и температурных перепадов. Последний случай, впрочем, может быть также итогом ошибок в процессе сборки, например, при недостаточной прочности фундамента. Все это вызывает рывки, появление вибраций и возникновение посторонних шумов. Воротная створка перестает точно попадать в ловушку при закрывании. Появляется необходимость в избыточных усилиях по высвобождению створки из этой ловушки в моменты открытия ворот.
Более того, такой перекос в механической части конструкции может привести к чрезмерным нагрузкам на вал привода, что приводит к блокировке двигателя системой защиты. Поэтому требуется устранение таких конструкционных перекосов для создания условий движения створки ворот сугубо по горизонтали.
- Не менее распространенной неполадкой можно назвать нарушение передачи крутящего усилия от шестерни редуктора к зубчатой рейке. Этот узел испытывает особенно серьезные механические нагрузки, которые становятся причиной его износа со временем.
- Основными его неисправностями являются перекосы в области сопряжения шестерни редуктора и зубчатой рейки. Устранение проблемы заключается в регулировке положения этой шестерни относительно рейки. Если имеется существенное изменение геометрии этой рейки, участки, на которых возникли прогибы или вся рейка должны подвергнуться замене.
- Следующим моментом является нарушение центровки, случающееся по причине перекоса воротной створки. Ремонт здесь заключается в возвращении такой створки в геометрически правильное положение. Бывает, что для этой цели достаточно несколько раз подвигать створку взад-вперед перпендикулярно плоскости ее движения. Но при наличии деформаций в несущих конструкционных элементах, следует сначала заняться их устранением.
- Сюда же можно причислить износ зубцов на рейке и шестеренке редуктора. Такая проблема может быть устранена только путем замены всего узла, а профилактикой ее является планомерное периодическое техобслуживание автоматических ворот.
- При несоответствии мощности привода с массой воротных створок или перекосах в несущих конструкционных элементах, сохраняющихся длительное время, происходит разрушение привода, работающего в условиях постоянных перегрузок, возникает необходимость в приобретении нового. Чтобы избежать этого, следует с самого первого момента следить за соблюдением технологии монтажа ворот, выбрать оптимальную мощность электродвигателя для заданной массы и осуществлять непрерывный контроль за состоянием несущих конструкционных элементов.
Профилактическое техобслуживание
Сюда следует отнести мероприятия по содержанию в чистоте механизма ворот на протяжении всего срока его эксплуатации. Особого внимания при этом требуют подвижные узлы, к которым относятся роликовые опоры нижней балки, ловительные ролики и верхние обрезиненные ролики.
Рекомендации:
- При появлении посторонних звуков типа скрипения, скрежета и им подобных, необходимо проявить повышенное внимание, а все подвижные части необходимо регулярно смазывать.
- Линзы фотоэлементов должны регулярно протираться мягкой тканью. Любые посторонние предметы должны сразу же удаляться из зоны действия фотоэлементов.
- Необходимо своевременно очищать от загрязнений и наледи со снегом зимой зубчатую рейку и шестерню редуктора и наблюдать за их техническим состоянием.
- Следует осуществлять контроль за сдвигами фундамента, который даже при его правильной заливке, по весне может несколько сдвинуться. Вследствие такой подвижки, воротное полотно начнет бить по нижнему ловителю или нависнет над ним.
- Балансировка и избавление от перекосов лучше всего могут быть выполнены квалифицированными специалистами из сервисной компании.
Что касается попытки осуществить ремонт откатных ворот своими руками, то для подавляющего большинства владельцев этих систем такие манипуляции вряд ли окажутся по силам по причине их весьма высокой технической сложности.
Такую работу лучше всего доверить специалистам, так как компании, изготавливающие и устанавливающие такие ворота, занимаются также и их ремонтом, и техническим обслуживанием.
О том, что делать если сломался откатной ролик у вотрот, смотрите далее.
Источник
Поиск и устранение неисправностей автоматики для откатных ворот
В этой статье приводятся публикации призванные облегчить пользователю самостоятельный поиск неисправностей и ремонт автоматики для откатных ворот. Мы не занимаемся ремонтом автоматики приобретенной в других магазинах. Данные публикации имеют исключительно осведомительный и общеобразовательный характер. Все действия Вы производите на свой страх и риск.
Итак, если Вы столкнулись с такой ситуацией, что с утра нажимая на кнопку пульта. и ничего не происходит, ворота не открываются. То же касается нестабильной работы двигателя — непредвиденно остановливаются посередине итд итп. Первая мысль посещающая пользователя — «Все пропало!» Но не нужно паниковать, как правило загвоздка в какой-то мелочи. Порой сразу начинают негодовать, что мол автоматика плохая, а вместе с ней и продавцы нехорошие люди. Но не стоит забывать, что электропривод работает в связке с такими вещами как проводка (иногда похабная), навешанная периферия (лампа, фотоэлементы, GSM-WIFI-модули, умные дома, home-link и др.) довольно часто проблема кроется в этом. Сейчас мы попорядку во всем разберемся. Моделей и производителей автоматики для откатных ворот существует превеликое множество и описать каждую модель не хватит никакого времени, посему я изложу общие принципы, которые справедливы для большинства моделей автоматики и если вы последовательно будете следовать нижеизложенному алгоритму, то с вероятностью 85-90% вы найдете неисправность и возможно даже устраните ее. Данная статья не это посыл Вас в известном направлении, напротив, это те вещи, которые Вы можете и должны сделать, как грамотный пользователь, а если не хотите или не умеете, то сразу снимайте привод и везите в сервисный центр. Итак, поехали.
1. Открыть крышку привода и визуально осмотреть плату на предмет подгораний, обугливания итд. Такое как на рис. ниже сразу выкинуть и заглянуть сюда или сюда. И желательно прочитать эту статью.
Если обуглился варистор — выкусить его и заменить сгоревший предохранитель, если все заработало — впаять новый варистор с Vmax 250V.
2. Проверить подачу и качество питания 230 В, в принципе, если светодиоды на плате горят, то питание подается, стоит проверить находится ли напряжение в адекватных пределах 230+-10%. Если не горят, то проверить целостность предохранителей и трассы питания, довольно часто бывает, что провод в земле перебит и привод работает через слой влажной земли, в это случае полезно запитать его от заведомо исправной переноски минуя вашу линию питания мотора. Если предохранитель и трасса целы, «звоним» тестером трансформатор — первичную и вторичную обмотки. Если трансформатор сильно греется, то это явное указание на его неисправность. Если причина в нем — заменяем его на таковой с аналогичными параметрами, обычно это 12+12В, т.е 2 вторичные обмотки по 12 В. Заменить можно на отчественный (ТПШ-5-220-50 12+12V), хотя сейчас в радиомагазинах уже есть и «родные» китайские трансформаторы. См рис.
3. Если питание подается и трансфоматор в порядке, но все равно привод не работает, то отсоединяем всю навешанную периферию — лампу (в ней может быть кз), фотоэлементы (может быть неконтакт, деградация линз от УФ излучения, окисление контактов итд). Отсоединение происходит не только физическим отключением проводов. Да, лампу можно просто «выдернуть», а вот на вход фотоэлементов нужно поставить перемычку соединяющую ее с общим проводником GND, COM, минус, итд. Вход фотоэлементов обычно называется IR, INFRD, PHOTO, PH, Ph1, Ph2. Если какой-то производитель, САМЕ или NICE, например имеет свою номенклатуру, отличную от интуитивно понятной, то имеет смысл погуглить пдфки с ихней инструкцией и по ней уже отключить фотоэлементы. На некоторых моделях предусмотрен также вход экстренного останова STOP, STP он также должен быть закорочен с общим. Это отключение периферии нужно для «чистоты эксперемента» дабы отбросить все посторонние факторы. Вот несколько примеров отключения фотоэлементов:
Для привода GANT BS-IZ (PROFESSIONAL PS-IZ, NORDMOTORS, BAISHENG)
Для MILLER TECHNICS MT-1000. INFRD-GND, STOP-GND
Для STEELON NAVI-600\1000\1500. YOUGATE ASG-600\1000. G-LOCK. Клеммы 8 и 9.
Для GANT IZ-600: — белая перемычка IR-COM. Красная STP-COM.
Для GANT IZ-1200: — белая перемычка IR-GND
Для BFT серии DEIMOS старого и нового:
COMUNELLO FORT-500/700: DSI-GND, STOP-GND.
Для FAAC 740/741: Фирма FAAC здесь переплюнула всех — для отключения периферии нужно поставить 6 перемычек, как правило, 5 уже Вам или Вы поставили при монтаже и теперь нужно поставить одну отвечающую за фотоэлементы.
Схема для FAAC 740/741 когда все отключено:
Для Doorhan Sliding, Alutech ROTO, AN-MOTORS ASL: Ph1-GND и Ph2-GND. STOP-GND также.
Для CAME BX-74/78. Установить перемычку 1-2, 2-С1 и 2С3 или можно отключить все это на DIP селекторе — см. родной мануал.
По NICE ROBUS, ROX, ROAD итд ищите информацию как отключить фотоэлеметы в родных инструкциях. Ваш покорный слуга имеет свое скромное и абсолютно личное, субъективное мнение, что у приводов Nice все неоправданно усложнено, даже элементарные вещи, но кому-то нравится — на вскус и цвет как говорится. И да, мы не заставляли Вас покупать Найс.
4. После того как фотоэлементы отключены пробуем запустить привод пультом — вероятных исходов здесь два — или «поедет» или «не поедет». В первом случае мы понимаем, что проблема была в фотоэлементах и далее разбираемся с ней — повреждена проводка, выход из строя одного или обоих сразу фотоэлементов, фотодеградация пластиковых линз встроенных в крышки, затекшая вода, итд.
Если таки «не поехал», то нужно запустить привод принудительно, без пульта и в обход радиоприемника (возможно дело в нем). Принудительный запуск осуществляется следующим образом — у каждого электропривода на слаботочной колодке имеются клеммы CYCLE, PP, START, PUSH, OPEN-A, SBS (step by step) итд, так вот кратковременное замыкание (1 сек) их скрепкой с общей клеммой GND, COM «минус» приведет к началу маневра ворот — они начнут закрываться или открываться, для нас это не суть важно. Если это произошло, то сделать несколько циклов открытия-закрытия убедившись в стабильности работы. В этом случае «копать» приемник, возможно он «забыл» пульты, в этом случае нужно прописать их заново см. инструкцию вашего привода. Иногда бывает полезно сначала стереть все пульты, а потом уже прописать их. Если пульты ни в какую не пишутся в приемник, есть смысл установить внешний приемник, например, внешний универсальный приёмник REC-2, он вместо вас будет замыкать на 1 сек клеммы принудительного запуска.
Если случился второй из вероятных вариантов — «не поехал», даже по принудительному запуску, то тут ваша компетенция, как пользователя, заканчивается — обращайтесь в сервисный центр.
5. Ворота сами открываются (живут своей жизнью). Варианты тут следующие: нестабильное напряжение, ошибка в подключении периферии, что-то с приемником. Методика следующая — убеждаемся, что напряжение в сети нормальное 230+-10%. Если с напряжением все в порядке, то отключаем ВСЮ периферию как это было описано выше, стираем все пульты из памяти приемника и наблюдаем несколько часов, что будет, можно погонять мотор принудительным запуском, как это было описано выше. Если самовольных открытий нет, то прописываем пульты заново в приемник и опять наблюдаем. Если проблема повторяется — выход такой опять стереть все пульты и установить внешний приемник, например REC-2. Если проблема повторяется при подключении периферии — разбираемся с ней и ее проводкой. Если проблема не уходит — обращаемся в сервисный центр.
6. Следующий случай — выход из строя симистора ВТА16, BTA24 и им подобных. Выглядят они вот так, не путать со стабилизаторами 7812 и 7805, кои имеют такой же корпус и могут присутствовать на плате.
В этом случае реле привода включается — слышно характерные щелчки, но движения не происходит. Лечится это либо заменой симистора, либо путем замыкания силовых дорожек тиристора каплей припоя или перемычкой. см. рис ниже. Но прежде нужно проверить предохранитель (если таковой имеется) двигателя на 6А, его перегорание дает такую же картину.
Сам симистор можно не выпаивать. После этой процедуры перестают работать функции плавного стопа и пуска, но полезность этих функций спорный вопрос, зато Вы снова имеете рабочую плату.
Ревизии плат могут меняться, но эти две луженые дорожки все равно хорошо просматриваются. То что они будут другой формы чем те, что изображены выше сути дела не меняет.
7. Недостаточное тяговое усилие. При этом наблюдается нестабильная работа — привод самовольно останавливается посредине, или вообще, где ему вздумается. В этом случае имеет смысл убедиться, что тяговое усилие выставлено на максимум. На некоторых моделях это триммер-регулятор с обозначением «FORCE», у других это производится в меню, у третьих (CAME) переставлением фишек на трансформаторе. Рекомендуем всегда выставлять это усилие на максимум, так как зимой густеет смазка в подшипниках и редукторе, где-то что-то подмерзает, «стареет» фурнитура и пользователи, которым нравится, чтобы было «посерединке» могут столкнуться с описаными выше проблемами.
8. Пусковой конденсатор. Редко, но бывает, что его «вспучит» или «вздует» и он не выполняет свою функцию, при этом мотор едет нестабильно — рывками. В этом случае заменить конденсатор аналогичной емкости и вольтажа.
9. Еще одна, достаточно редко встречающаяся неисправность это выход из строя геркона концевого выключателя. Проблема сия устранима достаточно легко. Понять, что вышел из строя геркон можно понять, если посмотреть на светодиодные индикаторы концевых выключателей OL и CL.
Если к блоку герконов над зубчатым колесом не подведен ни один магнит (ворота в среднем положени), то если герконы исправны должны гореть оба индикатора OL и CL. А вот ежели один из них поврежден, то какой то и из индикаторов гореть не будет.
Переходим к ремонту. Снимаем блок герконов.
Герконы залиты белым клеем. Если сгоревший геркон не видно визуально, то пользуемся тестером-мультиметром. Общий провод — красный ;). Далее идем на радиорынок и покупаем аналогичный нормально-разомкнутый, двухконтактный геркон, стоимость у дедов-старьевщиков 5-7 грн макс. После этого берем паяльник и производим замену неисправного геркона. Вот и все. Ставим блок герконов на место и наслаждаемся комфортом.
Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы производители откатной автоматики отходят от использования герконов в блоках концевых выключателей, их место занимают транзисторы, в связи с этим блок концевиков уже требует питания +5 или +12 В. В теории вышедшие из строя транзисторы тоже можно заменить. На рис. плата транзисторных концевиков — видно 2 транзистора реагирующих на магниты и один ключевой.
Если все же после всех наших усилий плату «оживить» не удалось, но двигатель и редуктор «живы», то имеет смысл задуматься о покупке новой такой же или функционального аналога DC-43M или CBSL-220.
Как установить плату в привод Professional PS-IZ, GANT BS-IZ
10. Если случилось, что ворота «задавило» в уловитель и Вы не можете разблокировать редуктор штатным ключем, то возьмите гаечный ключ на 13 и открутите зубчатую рейку, что находится над зубчатым колесом и «освободите» редуктор. После этого установите зубчатую рейку обратно, зазблокируйте мотор. Подкорректируйте положение концевого выключателя на зубчатой рейке, чтобы «задавление» не повторялось.
Остались вопросы? Звоните, и наши менеджеры с удовольствием проконсультируют Вас по всем вопросам! Звоните или закажите консультацию.
Источник