Обслуживание напольных кондиционеров своими руками

Обслуживание напольных кондиционеров своими руками

Основными достоинствами мобильных кондиционеров являются возможность перевозки их в любое помещение и постоянная готовность к работе.

Статьи

Чистка мобильных кондиционеров — 2000 рублей

Мобильный напольный кондиционер имеет как неоспоримые преимущества, так и очень существенные недостатки. Преимущества собственно в мобильности — такой кондиционер можно легко переместить в любое подходящее помещение и он всегда готов к работе.

Основной недостаток же в том, что для эффективной работы необходимо отводить тепло, а сделать это можно только выносом воздуховода за пределы помещения. То есть необходимо устраивать какое-то отверстие довольно большого сечения.

Можно конечно вывести воздуховод и просто в приоткрытое окно, но в таком случае будет нарушен принцип закрытого объема, на который рассчитывается мощность кондиционера. То есть он будет уже не поддерживать необходимую температуру в этом объеме, а служить лишь охладителем воздуха. Разумеется эффективность работы падает, но кроме того, в данной ситуации пользователи часто стараются направлять на себя поток холодного воздуха. А это очень неполезно для здоровья.

Чистка и обслуживание мобильных кондиционеров

Так же как и сплит-системы, мобильные кондиционеры нуждаются в регулярной чистке. Хотя на первый взгляд осуществлять её проще, чем с размещенными на высоте кондиционерами, на самом деле и тут имеются определённые сложности. Дело в том, что в мобильном кондиционере все узлы и детали расмещены очень компактно, а сама холодильная машина, как правило, представляет собой неразборный герметичный контур. С одной стороны это некоторое преимущество, так как это избавляет от утечек хладагента, а значит и от необходимости дозаправки фреоном.

С другой в конструкции мобильного кондиционера есть множество труднодоступных мест, в которых скапливается грязь. Для качественной очистки такой агрегат приходится разбирать по-максимуму. Но при этом, например, использование различных водяных моек очень проблематично. Предпочтительнее работать сжатым воздухом и прочими щадящими средствами.

Особое внимание необходимо также уделять и правильному порядку сборки-разборки моноблока. Как и в случаях с любой сложной и дорогой техникой, эту работу лучше доверить специалисту. Среднее время работ — около 1-го часа.

Регулярный уход за мобильным кондиционером.

Как и любой другой тип кондиционеров, мобильные нуждаются в регулярном уходе, который должен осуществлять сам пользователь. В данном случае этот уход наименее трудоемкий и очень прост. Он представляет из себя регулярную чистку фильтров. На самом деле фильтр, как правило, один и располагается на задней панели мобильного кондиционера. Он очень легко извлекается и устанавливается обратно. В случае простых загрязнений достаточно просто промыть его под струей воды. Если же загрязнения осложнены жировыми отложениями, надо лишь добавить любого моющего средства. Единственное правило — аккуратность: фильтр можно легко повредить, если подходить к делу с излишним энтузиазмом.

Конечно чистка фильтра не избавляет от необходимости регулярной капитальной чистки всех узлов кондиционера: вентиляторов, радиаторов теплообменников и т.д. Необходимо помнить, что в моноблоках сильные загрязнения могут приводить к перегреву системы и выходу её из строя.

Мобильные кондиционеры, как и бытовые холодильники, избавлены от необходимости дозаправки фреоном, так как контур холодильной машины в них герметично запаян. Но иногда может возникнуть необходимость ремонта и замены деталей. К сожалению нет унифицированных деталей для разных производителей, искать их придется отдельно для каждой модели, ведь у каждой из них — своя уникальная компоновка. Поэтому всегда лучше вовремя производить профилактическое обслуживание, чтобы избежать проблем. Зачастую ремонт оказывается менее рентабелен, чем полная замена техники.

Как и во всех кондиционерах, в мобильных есть еще и дренажная система. В разных моделях она может быть реализована по разному. Это может быть отвод конденсата в специальную емкость, снабженную специальным автоматом, который отключает кондиционер в случае заполнения емкости. Или конденсат распыляется на горячий элемент, который испаряет воду, а пар удаляется вместе с горячим воздухом через воздуховод наружу.

Если ваш кондиционер вдруг не включается, прежде всего стоит проверить: возможно автомат просто не дает включиться компрессору во избежание переполнения дренажной емкости.

Источник

Обслуживание кондиционера своими руками

Добавил(а): Олеся Кортышова 28 июня

Кондиционер в настоящее время — это уже не роскошь, а, скорее необходимость, которая подарит комфортную обстановку в помещении. Но для того чтобы техника служила верой и правдой, за ней необходимо ухаживать, точнее обслуживать, — регулярно и правильно.

Обслуживание кондиционера: что это и как часто его нужно осуществлять

Данное понятие подразумевает систематическую чистку и дезинфекцию устройства, а также его заправку хладагентом. Без этих процедур, к сожалению, не обойтись. Ведь каждый день кондиционер пропускает через себя не одну сотню кубических метров воздуха, который не может быть чистым. Поэтому в устройство постоянно попадает пыль, различные микроорганизмы, пыльца растений и многое другое. Всё это остаётся внутри аппарата, на его деталях, и, смешиваясь с конденсатом, создаёт благодатные условия, для того чтобы в кондиционере начали размножаться бактерии и плесень. В связи с этим специалисты настоятельно рекомендуют проводить чистку и дезинфекцию хотя бы раз в полгода. Заправку же фреоном нужно осуществлять по мере необходимости, но, опять же, не реже одного раза в шесть месяцев.

Читайте также:  Обогреватель камин своими руками

Как почистить систему своими руками

Бывают случаи, когда после приобретения кондиционера его хозяин думает, что большего от него не потребуется: установили — и пользуйся, сколько хочешь. Не проведя вовремя чистку устройства, можно столкнуться со следующими трудностями:

  • от кондиционера может пойти неприятный запах;
  • дренажные трубки перестанут справляться со своей функцией, и из них начнёт капать вода;
  • кондиционер начнёт шуметь во время работы;
  • фильтры устройства станут визуально чёрными, грязными.

Чистить кондиционер нужно минимум два раза в год: перед началом эксплуатации весной и после эксплуатации ранней зимой. Что касается фильтров, то их мастера советуют приводить в порядок каждый рабочий месяц. Помимо вреда для здоровья, загрязнение кондиционера приведёт к неисправностям в его работе, что может существенно отразиться на семейном бюджете. Для чистки кондиционеров нужны специализированные средства, которые справятся не только с пылью, но и с частичками жировых отложений. Если же нет возможности использовать их, можно взять обычную жидкость для мытья посуды. Кроме этого, для процедуры чистки стоит приготовить следующие инструменты:

  • Щётки, с помощью которых удаляют грязь и пыль с конденсатора и радиатора, при этом они не оставляют на деталях царапины и сколы;
  • Полотенце;
  • Тёплая вода;
  • Пылесос;
  • Клеёнка, которую стоит постелить на пол во время чистки аппарата;
  • Антибактериальный спрей, которым в обязательном порядке завершают чистку кондиционера.

Чистка дренажной трубки

Назначение дренажной трубки в кондиционере — выведение конденсата во внешний блок, откуда уже лишняя вода стекает на улицу. В случае засорения дренажной трубки вода не сможет выводиться. Она останется во внутреннем блоке, а потом, так как стекать ей всё равно надо, будет это делать прямо в помещении. Поэтому чистить дренажную трубку надо вовремя, и сделать это самому не так сложно.

Очищение дренажной трубки кондиционера

  • Дренажную трубку можно промыть обычной водой, но для лучшего эффекта желательно добавить в неё мыло или жидкость для мытья посуды.
  • Для чистки подойдёт и пылесос. В этом случае дренаж отсоединяется и продувается сильной струёй воздуха.
  • Если засор очень серьёзный, то разбирать и чистить придётся весь блок, в том числе и дренажную трубку, применяя к ней способы и промывания, и продувания

Внутренний блок

Здесь регулярной чистке должны подвергаться испаритель, система фильтров и роторный вентилятор. Специалисты советуют чистить фильтры раз в неделю, во время уборки. Тем более, что сделать это достаточно просто:

  1. Открывается верхняя крышка внутреннего блока.
  2. Извлекаются фильтры.
  3. Они кладутся в заранее приготовленный мыльный раствор. Оставляем их там не менее, чем на 10 минут.
  4. Фильтры промываются под проточной водой.
  5. После тщательной просушки их можно установить на место.

Чтобы фильтры оставались чистыми, в идеальном состоянии должен быть и роторный вентилятор, который достаточно подвергать процессу очистки один раз в год. Вентилятор переносит холодный воздух из аппарата в помещение, вследствие этого на его лопастях скапливается слой пыли и жира. Последовательность очистки следующая:

  1. Открывается крышка корпуса, и извлекаются фильтры.
  2. Заранее приготовленный мыльный раствор (для этого лучше взять обычное хозяйственное мыло) наносится на лопасти. Для этого можно использовать кисточку.
  3. Пока пыль и грязь откисают, на полу под кондиционером расстилается клеёнка.
  4. Включаем кондиционер, чтобы он самостоятельно выдул загрязнения из ротора.
  5. После выключения устройства самостоятельно вычищаются остатки грязи.
  6. Устанавливаются на место фильтр и крышка корпуса.

Совет: при чистке кондиционера лучше применять моющее средство без запаха! Так как после этот аромат будет разнесён по комнате с потоками охлаждённого воздуха.

Очищение внутреннего блока кондиционера

Не менее важным элементом, который должен очищаться по крайней мере один раз в год, является радиатор, или испаритель. Происходить это должно следующим образом:

  1. Снимается крышка корпуса и фильтр, который закрывает доступ к радиатору.
  2. Для чистки нужно заранее приготовить пылесос и кисть с длинным ворсом и на длинной ручке.
  3. Кистью аккуратно счищается пыль, а пылесос своей насадкой собирает её.
  4. В конце устройство собирается в обратном порядке.

Совет: рёбра радиатора нужно очищать максимально аккуратно! Вытирать его нельзя, так можно помять или испортить набивку.

Если загрязнение сильное, то вместо пылесоса и кисти нужно использовать парогенератор, но пользоваться этим прибором могут только специалисты.

Внешний блок

Он располагается на улице, поэтому о чистке данной составляющей забывать никак нельзя. Проделывать эту процедуру специалисты советуют не менее одного раза в год. Причём важно, находится ли блок в зоне доступа. Потому что кондиционер, закреплённый выше второго этажа, будет очень трудно почистить самостоятельно и придётся приглашать промышленных альпинистов. Если внешний блок доступен, то его очистка не займёт много времени:

  1. Снимается крышка корпуса.
  2. Крупные частицы мусора выметаются с помощью щётки.
  3. Далее в ход идёт пылесос, мощность которого должна быть велика, чтобы удалить всё загрязнение.
  4. Если после обработки пылесосом устройство не блещет чистотой, то его стоит помыть мягкой губкой с мыльным раствором.
  5. После детали аккуратно вытираются тряпкой, а крышка корпуса возвращается на место.
Читайте также:  Подводная гэс своими руками

После очищения внешнего блока кондиционера с помощью мыльного раствора, эксплуатировать его можно лишь спустя час (при полном просыхании).

Очищение внешнего блока

Дезинфекция

Процедура проводится вкупе с чисткой кондиционера и является её заключительной частью. Представляет собой обработку всех составляющих устройства специальными антибактериальными средствами, которые можно приобрести в магазине или приготовить самостоятельно. Для этого нужно купить в аптеке флакон хлоргексидина биглюконата и смешать его со 100 мл спирта. Хлоргексидин ликвидирует плесень, вирусы и микробы, а спирт станет естественным катализатором этого процесса. Получившимся раствором при помощи пульверизатора опрыскиваются все детали устройства.

Приготовление антибактериального раствора своими руками

В том или ином случае процесс дезинфекции осуществляется следующим образом:

  1. После чистки кондиционера, описанной выше, при помощи пульверизатора на все детали устройства наносится антибактериальная жидкость.
  2. Через 15 минут нанесённое средство при помощи пульверизатора смывают простой водой.
  3. После все фильтры вновь устанавливаются на свои места, а кондиционер должен немного поработать в режиме рециркуляции для того, чтобы испарилась лишняя влага.
  4. Далее берётся пульверизатор с антибактериальным средством, его нужно распылять возле щели, через которую засасывается воздух. Таким образом внутренний блок кондиционера будет полностью обработан.
  5. Последний этап дезинфекции — нанести средство на поверхность и жалюзи устройства. Вытирать его не нужно, оно просохнет самостоятельно.

Важно! При проведении процедуры дезинфекции нужно надевать защитную маску и закрывать всю поверхность тела.

Как заправлять

Принцип работы кондиционера основан на испарении хладагента, которым в основном выступает фреон. Существует несколько разновидностей, которые используют для заправки устройств:

  • R-410A — хладагент, абсолютно безвредный для окружающей среды (не действует негативно на озоновый слой). Притом на этом типе фреона устройство может работать с большой продуктивностью при экономии электричества.
  • R-22 — наиболее распространённый тип фреона, который пользуется спросом в связи с хорошим соотношением цены и качества. Единственный его недостаток — негативное воздействие на озоновый слой.
  • R-407C — новый вид хладагента, который включает в себя несколько разновидностей фреона (R-32, R-134A и R-125). Достоинство его в безвредности для окружающей среды. Недостаток же заключается в том, что дозаправить им уже нельзя, возможна лишь полная заправка.

Разновидности хладагента для заправки

Бывает, что проблемы в работе кондиционера связаны не с его загрязнением, а с тем, что произошла утечка фреона. Решить проблему — значит заправить хладагент, причём сделать это можно своими руками. Производить подобную операцию разрешается в любое время года, в том числе зимой, но во избежание неприятностей специалисты рекомендуют проводить работу в тёплый период. Определить, что произошла утечка, можно по таким проблемам:

  • кондиционер перестал дуть холодным воздухом;
  • кондиционер стал сам отключаться, выдавая ошибку;
  • компрессор стал работать рывками;
  • внешний блок стал вибрировать;
  • радиатор начал обмерзать.

Видя похожие проблемы, нужно незамедлительно действовать, ведь системе не хватает рабочего газа. Но перед заправкой нужно проверить, есть ли утечка на самом деле. Для этого к внешнему блоку нужно подключить манометр с присоединённым к нему баллоном азота. Далее в систему вкачивают 30 атмосфер. И если утечка существует, то это определяют с помощью специальной пенной жидкости, нанесённой на места соединений. Утечка обнаружена? Тогда можно приступить к заправке кондиционера. Для этого нужно обзавестись комплектом инструментов:

  • манометр и вакуумный насос (или манометрическая станция);
  • баллон, наполненный фреоном;
  • строительные весы;
  • отвёртка, ключ и шестигранники.

Ещё один важный момент — это подготовка устройства к заправке:

  • Для начала нужно подвергнуть кондиционер осушению, а если требуется полная замена хладагента, то сливается весь оставшийся фреон.
  • Устройство обязательно проверяется на факт герметичности. Делается это при помощи манометрической станции, нагнетающей лишнее давление в систему. При нарушении целостности нужен ремонт.
  • Для того чтобы в системе не осталось жидкости и воздуха, в ней создаётся вакуум.

С целью определения количества фреона для заправки кондиционера, нужно в первую очередь изучить инструкцию. Производитель обозначает количество хладагента, который находится в системе, для каждого устройства. Причём дополнительно указывая, сколько газа может приходиться на дополнительный метр соединительной трассы. На заводе согласно каждому метру в систему заправляют 150 г фреона. Кроме этого, обращают внимание на мощность компрессора устройства. Приблизительно в кондиционере средней мощности находится 0,5 кг фреона.

Способы заправки

Существует несколько способов заправки кондиционеров:

  • по массе (или по весам);
  • по давлению;
  • по перегреву и охлаждению (по разности температур).

По массе

Данный вид заправки подходит для устройств с фреоном серий R-22 и R-410. В параметрах кондиционера есть величина, обозначенная как «количество хладагента». Именно столько фреона находится в аппарате, и столько же нужно будет заправить в пустой кондиционер, используя при этом точные весы. Схема действия такова:

  • Остатки фреона из системы подлежат обязательному удалению.
  • Произвести вакуумирование устройства, используя при этом вакуумный насос и манометр или манометрическую станцию, который прикручивают к шредерам. После этого включают насос и оставляют его в таком положении примерно на 10 минут.
  • Кран на манометре закрывается, насос выключается.
  • Подключение к кондиционеру баллона с хладагентом. Для этого баллон нужно перевернуть и поставить на весы.
  • Отслеживая по весам, в систему кондиционера влить необходимое количество фреона, открыв при этом кран на манометре.
  • Закрывается кран, отсоединяются все устройства.
Читайте также:  Поделки своими руками перья

Способ заправки по массе (весам)

По давлению

Этот способ рекомендуют для устройств с хладагентом R-22, то есть как средство дозаправки. В параметрах каждого кондиционера указано его максимальное низкое и высокое давление, а также рабочее, которое составляет примерно 3–3,5 атмосферы. Если оно ниже указанных цифр, то нужна дозаправка аппарата. Но ориентироваться только на этот параметр нельзя. Необходимо учитывать и температуру воздуха на улице и в помещении. Для более точного расчёта применяем таблицу давления фреонов.

Таблица: Зависимость температуры кипения фреонов от давления

t°С R22 R12 R134 R404a R502 R407c R717 R410a R507a
-70 -0,81 -0,88 -0,92 -0,74 -0,72 -0,89 -0,65 -0,72
-65 -0,74 -0,83 -0,88 -0,63 -0,62 -0,84 -0,51 -0,61
-60 -0,63 -0,77 -0,84 -0,52 -0,51 -0,74 -0,78 -0,36 -0,50
-55 -0,49 -0,69 -0,77 -0,35 -0,35 -0,63 -0,69 -0,22 -0,32
-50 -0,35 -0,61 -0,70 -0,18 -0,19 -0,52 -0,59 0,08 -0,14
-45 -0,2 -0,49 -0,59 -0,11 -0,14 -0,34 -0,44 0,25 -0,02
-40 0,05 -0,36 -0,48 0,32 0,30 -0,16 -0,28 0,73 0,39
-35 0,25 -0,18 -0,32 0,68 0,64 -0,06 -0,24 1,22 0,77
-30 0,64 0,00 -0,15 1,04 0,98 0,37 0,19 1,71 1,15
-25 1,05 0,26 -0,06 1,53 1,45 0,75 0,55 2,35 1,67
-20 1,46 0,51 0,33 2,02 1,91 1,12 0,90 2,98 2,18
-15 2,01 0,85 0,67 2,67 2,53 1,64 1,41 3,85 2,86
-10 2,55 1,19 1,01 3,32 3,14 2,16 1,91 4,72 3,54
-5 3,27 1,64 1,47 4,18 3,94 2,87 2,6 5,85 4,42
0 3,98 2,08 1,93 5,03 4,73 3,57 3,29 6,98 5,29
5 4,89 2,66 2,54 6,11 5,73 4,43 4,22 8,37 6,40
10 5,80 3,23 3,14 7,18 6,73 5,28 5,15 9,76 7,51
15 6,95 3,95 3,93 8,52 7,97 6,46 6,36 11,56 8,88
20 8,10 4,67 4,72 9,86 9,20 7,63 7,57 13,35 10,25
25 9,5 5,39 5,71 11,5 10,70 9,14 9,12 15,00 11,94
30 10,90 6,45 6,70 13,14 12,19 10,65 10,67 16,65 13,63
35 12,60 7,53 7,93 15,13 13,98 12,45 12,61 19,78 15,69
40 14,30 8,60 9,16 17,11 15,77 14,25 14,55 22,90 17,74
45 16,3 10,25 10,67 19,51 17,89 16,48 16,94 26,2 20,25
50 18,30 11,90 12,18 21,90 20,01 18,70 19,33 29,50 22,75
55 20,75 13,08 14,00 24,76 22,51 21,45 22,24 25,80
60 23,20 14,25 15,81 27,62 25,01 24,20 25,14 28,85
70 29,00 17,85 20,16 30,92 32,12
80 22,04 25,32 40,40

Также можно воспользоваться таблицами рабочего давления хладагентов.

Давление всасывания фреона R-22

Давление всасывания фреона R-410a

Следуя своим расчётам, приступаем к процессу заправки:

  1. К системе подключается манометр, который с другой стороны присоединён к баллону с фреоном.
  2. Заправка осуществляется небольшими порциями хладагента. Для этого кран на манометре открывается на несколько секунд (но не более 10), а потом опять закрывается.
  3. Всё это время нужно следить за показаниями манометра, чтобы давление не превысило допустимую норму.
  4. Как только норма достигнута, манометр перекрывается. После его вместе с баллоном отключают от системы.

Совет: после самостоятельной заправки или дозаправки работу кондиционера нужно протестировать!

По перегреву и охлаждению

Данный метод применяется в том случае, если ни по давлению, ни по массе заправить устройство не получается. Определяющей является разница температур, а под переохлаждением понимают пропорции показателей в состоянии жидкости и пара при одном давлении. Для того чтобы высчитать значение перегрева, замеряют температуру хладагента в его нормальном состоянии и кипении при одном давлении. Если переохлаждение или перегрев выше нормы, то нужна дозаправка. Схема заправки похожа на предыдущие, она такова:

  1. Присоединяем к системе манометр, подключенный к баллону с фреоном.
  2. На трубку под теплоизоляцию прикрепляется цифровой термометр.
  3. Баллон с хладагентом переворачивается вверх дном, после этого вентиль понемногу открывается.
  4. За температурой нужно следить постоянно, если она растёт, то давление, соответственно, поднимается.
  5. Когда начнётся процесс покрытия инеем вентиля и манометра, вентиль нужно перекрыть и дать время им оттаять.
  6. Температура при этом должна быть не ниже 5–11°С, а значение перегрева не превышать 7°С.
  7. По аналогии с предыдущими способами, отключаем оборудование и проводим тестирование устройства.

Специалисты не рекомендуют заниматься заправкой кондиционера по данному способу, так как рассчитать точные значения бывает сложно даже мастерам, имеющим большой опыт.

Видео: Заправка кондиционера по весам

Техника безопасности при обслуживании

При обслуживании кондиционера обязательно нужно соблюдать технику безопасности.

  • Для начала нужно внимательно прочитать инструкцию устройства, где производитель чётко прописывает правила эксплуатации.
  • Перед тем, как приступить к работе, в частности, чистке, надо обесточить всю систему!
  • При замене фреона надевать защитные очки и костюм.
  • После процедуры замены хладагента проветрить помещение.
  • Если во время чистки или дезинфекции специальное средство попало на открытые участки кожи или в глаза, промыть их чистой водой с добавлением небольшого количества поваренной соли.

Любой кондиционер нуждается в регулярном и правильном обслуживании. Если чистка, дезинфекция и заправка осуществляются систематично и в соответствии с правилами, устройство долго будет служить своему хозяину.

Источник

Оцените статью
Своими руками