Обслуживаем акб своими руками

Как самостоятельно обслуживать аккумулятор автомобиля?

Одной из важных деталей автомобиля является аккумулятор. Он накапливает электроэнергию и отдает ее бортовой системе машины. Без него не запустится стартер.

Опытные автомобилисты знают, как обеспечить работу аккумулятора на протяжении пяти — шести лет. Если же не заниматься обслуживанием этого элемента, срок его службы не превысит и трех лет. Всегда экономически выгоднее проводить периодическое обслуживание, чем приобретать новый аккумулятор.

В данной статье мы расскажем о причинах снижения срока эксплуатации и этапах диагностики аккумулятора, проверке плотности и способах ее повышения.

Причины сокращения срока службы АКБ

Предупрежден — значит вооружен. Именно такой принцип позволит продлить жизнь аккумулятору автомобиля, расставить приоритеты в обслуживании. Важно знать, какие причины могут привести к сокращению работоспособности.

Периодическое разряженное состояние

Правильное состояние аккумулятора – заряженное. В таком случае, при запуске происходит отдача накопленной энергии стартеру. Дальнейшая подзарядка происходит от генератора во время движения автомобиля.

Современные транспортные средства, начиненные множеством приборов, потребляют энергию в таком количестве, что аккумулятор не справляется с восполнением запаса. Особенно негативное воздействие на состояние аккумулятора оказывает напряженный городской стиль вождения, когда часто приходится находиться в пробках. Поэтому важно помнить о подзарядке аккумулятора.

Температура окружения

Технически предусмотрено, что аккумулятор в заряженном состоянии полноценно отдает энергию при температурном режиме 15-20 0С. Заряд начинает теряться при снижении температуры уже на 1 0С.

Несоблюдение правил эксплуатации

Чаще всего во время зимней эксплуатации авто, в разряженном аккумуляторе на морозе происходит промерзание электролита. Какие могут быть последствия для аккумуляторной батареи? Самые серьезные – полный выход из строя. В момент промерзания электролита получают неисправимые повреждения свинцовые пластины, корпус.

Летом в жару автомобилисты сталкиваются с испарением воды из электролита. В такой ситуации опять страдают пластины (возникает замыкание), сокращая срок работы аккумулятора.

Неисправность бортовой сети

Важные ее узлы: генератор и регулятор напряжения должны работать безупречно. Любая их неисправность резко снижает работу аккумулятора.

Еще один момент, уровень напряжения бортовой сети. Повышенный уровень приводит к постоянной перезарядке батареи и выкипанию электролита. Пониженный уровень приведет к хроническому разряженному состоянию аккумулятора. Какие будут последствия, говорилось выше.

Некачественные расходные материалы

Внутри аккумулятора неизбежны процессы коррозии. Борьба с этим явлением осуществляется производителями. Что может сделать автомобилист? Заправлять аккумулятор исключительно качественным электролитом и дистиллированной водой. Последнюю специалисты рекомендует брать в аптечных сетях.

Сульфатирование пластин аккумулятора

Сульфатирование пластин также неизбежно. В наших силах только снизить интенсивность данного процесса, прибегая к десульфатации. О возникновении данной проблемы говорит быстрое падение емкости, перегрев, наличие повышенного напряжения на выводах аккумулятора.

Когда проводить обслуживание?

Важно знать не только, как обслуживать аккумулятор автомобиля, но и когда это делать. Обслуживание складывается из сервисных операций и диагностики. Если сервисное обслуживание лучше проводить в автосервисах, то диагностику можно и нужно проводить самостоятельно. Только так автомобилист будет знать о реальном состоянии аккумулятора.

Диагностику состояния аккумулятора разумно проводить в момент проверки уровня масла, наполнения омывательного бачка и т.п. Такой подход позволит предотвратить некоторые проблемы с батарей.

Что входит в диагностику:

  • проверка напряжения на клеммах при отключенном аккумуляторе;
  • проверка напряжения при рабочем состоянии двигателя;
  • определение уровня электролита;
  • проверка на отсутствие загрязнений и поверхностных повреждений.

Сервисное обслуживание

Когда операции по обслуживанию проводят сотрудники СТО, владелец авто не задумывается, что же они делают. Но если автомобилист выполняет обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, ему стоит изучить, какие операции необходимо осуществлять.

Рассмотрим пять основных действий.

1. При постоянной эксплуатации автомобиля аккумуляторную батарею рекомендуется подзаряжать раз в три месяца с помощью сетевых зарядных устройств. В этом случае происходит достижение максимального уровня зарядки, и искореняется проблема с разряженным состоянием аккумулятора. Периодическая подзарядка осуществляется в автоматическом режиме при постоянном напряжении от генератора авто.

Подзарядка может быть и внеплановой. В ситуациях, когда владелец забывает выключить фары или случается долгий простой автомобиля, тогда уровень зарядки падает до нуля. В этом случае зарядка проводится в режиме постоянного тока. Эту операцию необходимо проводить под контролем.

2. Проверка нагрузки аккумулятора осуществляется с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор покажет реальную работоспособность батареи. Проверка должна проводиться в два этапа: без нагрузки и с нагрузкой.

Читайте также:  Монтаж односкатной крыши своими руками пошаговая инструкция

На первом этапе необходимо отключить аккумулятор от источника зарядки. После этого подключают нагрузочную вилку и сверяют данные встроенного вольтметра с таблицей соответствия.

Данные вольтметра, в В Соответствующий уровень зарядки, в %
12,6-12,9 100
12,3-12,6 75
12,1-12,3 50
11,8-12,1 25
11,5-11,8 0

Ко второму этапу приступают только при 100% уровне зарядки. При подключенной нагрузке замер производится на пятой секунде работы. Обычно, показатели вольтметра равные и больше 9 говорят о том, что батарея хорошо держит нагрузку. Если же значения ниже, то аккумулятор пора менять.

В зависимости от величины используемой нагрузки показания вольтметра могут различаться. Таким образом один и тот же аккумулятор, проверенный двумя разными нагрузочными вилками, может выдать значения как 8.5 В, так и 10.5 В.

Допустимый диапазон значений указывается в документации, идущей вместе с нагрузочной вилкой.

3. Определение тока утечки. Если у вас новый аккумулятор, он исправен, но утром после предыдущей нормальной работы вы не можете завести авто, то следует замерить ток утечки. Наличие является нормальным для аккумулятора, только если его величина не превышает норму.

Определение уровня тока утечки проводят с помощью мультиметра. Во время проверки надо отключить все потребители тока, выключить зажигание, отключить минусовую клемму аккумулятора. Мультиметр переводим в режим измерения тока и подсоединяем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом, соблюдая полярность. Показания мультиметра считаются нормальными при уровне 15-70 мА.

Если получившееся значение выше, то следует искать источник утечки. Это уже вопрос отдельной статьи, но начать можно с поочередного вынимания предохранителей. В тот момент, когда показатели мультиметра вернутся в норму и будет найден источник проблем.

Практика показывает, что на увеличение тока утечки влияют:

  • изношенная проводка, некачественная изоляция;
  • некорректное подключение электронных систем;
  • грязь и окись на контактах.

4. Десульфатация аккумулятора помогает только на первичном этапе сульфатации пластин. Если во время диагностики вы столкнулись с такой проблемой, то не затягивайте с восстановлением работоспособности батареи. Выделяют два типа десульфатации.

  • химическая. Из разряженного аккумулятора сливают электролит и наполняют раствором «Трилона В». В течение часа происходит реакция, потом его сливают и промывают дистиллированной водой;
  • импульсным током. Стоит оговориться, что эта процедура сложная и необходимо иметь познания в области электротехники. Суть этого метода состоит в подключении аккумулятора к источнику питания большой величины (более 100 А). Импульсный ток возбуждает электроны, сбивая тем самым сульфат свинца с пластин.

5. Проверка плотности электролита. Также встречается термин — «плотность аккумулятора». По сути это одно и то же. Замер плотности проводят при полной зарядке аккумулятора. Среднее значение различается по климатическим зонам. Так, в средней полосе норма – 1,27-1,29 г/см3, а в северной – 1,3 г/см3.

Проверку проводят с помощью денсиметра при температуре +25 0С. Если замер происходит при другом температурном режиме, то нужно соотнести значения с таблицей ниже.

Температура электролита, в 0С Поправка к показателю денсиметра, в г/см3
-55 — 41 -0,05
-40 — 26 -0,04
-25 — 11 -0,03
-10 +4 -0,02
+5 +19 -0,01
+20 +30 0,00
+31 +45 +0,01
+ 46 +60 +0,02

Замер проводят в каждом отсеке аккумулятора и отклонение в показателях не должно быть более 0,01 г/см 3.

Полученный результат замера плотности электролита может классифицироваться как:

  • нормальный;
  • завышенный (ситуацию можно исправить простым доливом дистиллированной воды);
  • заниженный (повысить уровень сложнее).

Повышение плотности электролита

Рассмотрим отдельно, как повысить плотность. Ведь низкий уровень снижает напряжение и затрудняет пуск двигателя автомобиля.

  1. Предварительно надо замерить плотность в каждой банке аккумулятора, соотнести с нормой по климатической зоне.
  2. Повышение плотности происходит путем долива электролита большей плотности. Для этого грушей убираем старый раствор и наполняем новым по объему вдвое меньше старого.
  3. Потрясти аккумулятор, не переворачивая его для смешивания жидкостей.
  4. Проводится контрольный замер плотности, повторяя при необходимости процедуру до достижения требуемых значений.
  5. Остаток объема дополняем дистиллированной водой.

Источник

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Аккумуляторная батарея автомобиля – техническое устройство, необходимое для питания бортовой сети и пуска двигателя. И оно нуждается в периодическом обслуживании. Многие автолюбители относятся к АКБ как к расходному материалу – не обслуживают, и после 2 – 3 лет эксплуатации берут новую. Но если обеспечить должный уход за этим важным компонентом, устанавливаемым в автомобиль, он способен «прожить» и дольше, вплоть до 5 – 6 лет. Рассмотрим, как выполняется обслуживание автомобильных аккумуляторов своими руками с целью продления их срока службы.

Обслуживание автомобильных аккумуляторов необходимо для продления срока их службы.

Читайте также:  Модная спальня своими руками

Для чего нужно обслуживание аккумулятора

АКБ – важный элемент системы зажигания любого двигателя, работающего от бензина. Со временем он приходит в негодность – внутри корпуса протекают химические процессы, вырабатывается электрический ток, разрушающий его. Обслуживание аккумулятора – комплекс мер, позволяющий продлить срок его эксплуатации.

От чего зависит срок службы АКБ:

  • недозаряд. Если автомобиль эксплуатируют для езды по городу, часто запускают двигатель, и при этом в салоне немало потребителей электроэнергии, генератор попросту не успевает зарядить батарею. Как итог, та функционирует в аварийном режиме, и это отражается на ее состоянии;
  • окружающая температура. Диапазон нормальной работы автомобильной батареи – от +15 до +20°. Снижение на 1 градус приводит к уменьшению емкости на 1%. Электролит, находящийся в корпусе, при сильном морозе может замерзнуть, а при жаре – испариться, что также приведет к окислению клемм;
  • неисправности бортовой сети. Если от генератора к АКБ поступают большие токи, «банки» начнут кипеть, а из электролита полностью испарится вода. Если генератор недостаточно мощный, чтобы запитать всех потребителей, батарея не будет успевать пополнить заряд;
  • коррозия. Этот процесс, проходящий внутри аккумулятора, естественен, и от него никуда не деться. Но появление ржавчины можно замедлить – необходимо доливать в батарею качественный дистиллят, купленный в аптеке, а не обычную воду из центрального водопровода;
  • сульфатация. Тоже естественный процесс, характерный появлением на контактах батареи белого налета. Если с зарядкой проблем нет, налет растворяется сам, но если наблюдается недозаряд, он накапливается, образуя толстый слой, и это способно полностью вывести батарею из строя.

Эти факторы так или иначе присутствуют при эксплуатации АКБ. Обслуживать аккумулятор и необходимо с той целью, чтобы минимизировать последствия.

Варианты обслуживания и периодичность

Есть обслуживаемые и необслуживаемые батареи. Первые нуждаются в регулярной проверке и профилактике. Необслуживаемый аккумулятор не так прихотлив – ему не нужен ремонт, техобслуживание, но и по цене он куда дороже.

Периодическое обслуживание делится на 2 группы процедур:

  • оценивают состояние батареи по внешним признакам;
  • проводят диагностику;
  • непосредственно обслуживание.

Проще всего – визуально оценить, в каком состоянии батарея. На ней не должно быть сколов, трещин, подтеков, отложений на клеммах.

Отложения на клеммах аккумулятора.

Далее переходят к вопросам посерьезнее:

  • проверяют напряжение, отключив АКБ от бортовой сети;
  • оценивают параметры батареи при работающем двигателе;
  • проверяют уровень и плотность электролита.

Строгой периодичности проверки нет. По мнению опытных водителей, заниматься диагностикой аккумулятора следует вместе с проверкой уровня масла, жидкости для омывания стекол, давления шин и т.д. То есть это должно войти в привычку.

Все эти операции реально выполнить самостоятельно, в домашних условиях, а основными инструментами при проверке выступают мультиметр и вилка нагрузки.

Как самостоятельно обслужить АКБ

Мероприятие это несложное, но требует соблюдения определенных правил. Как минимум стоит знать, что электролит, содержащийся в «банках» АКБ – это раствор серной кислоты. Вещество едкое, и работая с ним, необходимо позаботиться о средствах индивидуальной защиты.

Напряжение АКБ

Простой тест проводят с применением вольтметра или мультиметра. Для начала следует снять АКБ с автомобиля или просто отсоединить контакты. Порядок процедуры:

Проверка напряжения с помощью мультиметра.

  1. Берут прибор и переводят его в режим измерения напряжения.
  2. Выставляют диапазон до 20 В.
  3. Соединяют клеммы с соблюдением полярности, то есть ++, — (красный щуп на плюс, черный – на минус). Если подключить наоборот, страшного ничего не случится.
  4. Считывают показатели с экрана прибора.

Параметр нормального напряжения – от 12.5 до 12.9 В.

Когда АКБ выдает напряжение ниже 12 В, значит ее необходимо зарядить. Если на экране прибора выдает значение в районе 10.5 В – это глубокий разряд, и восстановить такой аккумулятор не всегда возможно.

Пользоваться батарей с критическим уровнем разряда не рекомендуется – увеличится сульфатация, значительно снизится емкость и сократится срок службы.

Напряжение бортовой сети

Для проведения измерений также используют мультиметр, щупы которого подсоединяют к выводам АКБ. Но саму батарею не извлекают из авто, а наоборот – запускают двигатель. Правильно замеры проводить с включенными потребителями электроэнергии – обогревом стекол, печкой, магнитолой (чтобы сымитировать реальные условия эксплуатации). Нормальным напряжением считается 13 – 14.4 В.

При меньшем напряжении аккумулятор не будет получать заряда, при большем – повысится расход воды. Если параметры выходят за пределы нормальных, придется обращаться к автоэлектрику, который проверит генератор, регулятор напряжения и другие узлы электросети автомобиля.

Уровень электролита

Электролит – рабочая жидкость автомобильного аккумулятора. Проверить его уровень можно не снимая батареи, придерживаясь следующей инструкции:

Проверка уровня электролита.

  1. В случае с обслуживаемой батареей – откручивают пробки «банок» или снимают крышку корпуса, если та цельная. Если необслуживаемая – проверяют, ориентируясь на прозрачную часть корпуса. Разбирать такую АКБ не стоит.
  2. Измерения проводятся стеклянной или пластиковой трубочкой. Если такой под рукой нет – подойдет корпус обычной ручки.
  3. Трубку опускают в «банку», при этом верхнюю ее часть закрывают пальцем.
  4. Коснувшись пластин, извлекают трубку и оценивают уровень.
Читайте также:  Механизмы переворота яиц своими руками

Нормой считается, если в трубку набрался электролит на высоту 10 – 15 мм. Такие манипуляции необходимо провести с каждой «банкой». Можно обойтись без трубки – электролита должно быть столько, чтобы он полностью покрывал пластины.

Для удобства можно подсветить себе фонариком, но не зажигалкой, так как АКБ относится к взрывоопасным элементам.

В случае с необслуживаемыми аккумуляторами, там для проверки уровня электролита предусмотрены отметки на корпусе: min, max. Жидкость должна находится посреди этих отметок.

Плотность электролита

От этого параметра зависит правильность зарядки аккумулятора и режим его работы. Прежде чем проверять плотность, батарею полностью заряжают. Какие значения считаются нормой – от 1.27 до 1.29 г/см3.

Проверяют специальным прибором, который погружают в «банки» – ареометром. Если по результатам оказалось, что плотность выше – доливают дистиллированную воду. Если ниже – частично удаляют старый электролит и добавляют новый, придерживаясь значений емкости. После батарею подзаряжают, выжидают 3 – 4 часа и проводят новую проверку.

Зарядка

Если брать штатные условия эксплуатации, то есть когда автомобилем пользуются постоянно, рекомендуется заряжать аккумулятор раз в три месяца. Правильно процедуру будет назвать подзарядкой. Достаточно зарядить батарею по максимуму, а уже по ходу эксплуатации она будет периодически подзаряжаться сама, от генератора. Обычно такая зарядка выполняется в автоматическом режиме, но можно подать и постоянное напряжение.

Иногда требуется внеплановая зарядка. К примеру, водитель забыл выключить фары и посадил АКБ. Или если машиной долго не пользовались, и батарея ушла в глубокий разряд. В таких ситуациях заряжают в режиме постоянного тока, контролируя процесс.

Подзарядка АКБ с помощью пуско-зарядного устройства.

Применение нагрузочной вилки

При помощи вилки нагрузки водитель может точно оценить, в каком состоянии источник питания. Функция прибора – имитация нагрузки на батарею, которая создается при пуске мотора. По результатам тестов узнается остаточная емкость АКБ и ее способность к восстановлению заряда.

Если вилка показала, что есть проблемы, обычно с тестируемой батареей не церемонятся и утилизируют, а вместо нее берут новую.

Ток утечки

Если автомобилем зимой не пользуются и планируется, что он в этот период будет простаивать, рекомендуется внепланово обслужить батарею, особенно на факт утечки тока.

И если по результатам проверки выяснится, что значения выходят за рамки нормы, вероятно, после зимовки аккумулятор будет разряжен в ноль. Как итог – начнется сульфатация, снизится емкость. Иногда АКБ портятся, даже если без работы простаивают всего пару недель, и причиной тому – большие утечки тока.

Порядок выполнения процедуры:

Порядок проверки тока утечки.

  1. Выключают зажигание, извлекают ключ.
  2. Закрывают двери, но опускают стекла, чтобы к салону был доступ.
  3. Отключают всех потребителей электроэнергии.
  4. С батареи снимают «минус».
  5. Берут мультиметр и выставляют на нем режим измерения тока.
  6. Красный щуп подводят к «массе», черный – к минусу.
  7. Запускают прибор и смотрят на показания.

Нормой считаются значения в диапазоне 15 – 70 мА. Если токи утечки выше – ищут причину. Для определения источника проблем подводят клеммы, как в инструкции выше, и поочередно снимают предохранители реле. Когда ток нормализуется, ориентируясь на маркировку предохранителя можно понять, где именно проблема и куда «уходит ток».

Профилактика сульфатации

Процедура, необходимая для продления срока службы АКБ, называется десульфатация. Если батарея в эксплуатации давно, на ее пластинах появляются излишки свинца, и они остаются, даже если источник питания полностью зарядить. Десульфатация, если полностью и не уберет остатки, то снизит их количество.

Простейший метод профилактики – залить в «банки» специальный раствор. Правда он дорогой, и найти его удастся не в каждом автомагазине. Порядок действий сводится к: удалению старого электролита, заливке раствора, выжиданию определенного времени, указанного в инструкции, сливе раствора и заливке нового электролита.

Способ посложнее – зарядить аккумулятор специальным зарядным устройством, работающим по принципу импульсного тока. Такие ЗУ дорогие, и многие автолюбители собирают их своими руками.

Обслуживание АКБ – необходимое мероприятие, которое отнимет максимум час свободного времени. Если этим не заниматься, батарея прослужит куда меньше, чем могла бы. Тут каждый решает сам: выполнять все работы самостоятельно, отдавать машину в автосервис, или вообще ничего не делать, а спустя пару лет утилизировать отработанную АКБ, а вместо нее поставить новую.

Источник

Оцените статью
Своими руками