- Атрибуты своими руками в оформлении музыкальных праздников и занятий
- Что такое музыкальный образ или как создать свой мир эмоций
- Что такое музыкальный образ?
- Удивительный мир музыкальных образов
- Случайные ассоциации музыкального образа
- Лирические образы в музыке
- Мастер-класс для воспитателей «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
- Прикреплённые файлы:
Атрибуты своими руками в оформлении музыкальных праздников и занятий
Наталья Шабанова
Атрибуты своими руками в оформлении музыкальных праздников и занятий
Атрибуты своими руками в оформлении музыкальных праздников и занятий.
Должность музыкального руководителя многогранна и предполагает владение многими навыками в т. ч. и художественно — мастеровыми. Каждое занятие и праздник в детском саду – это время раскрытие творческого потенциала любого специалиста дошкольного учреждения от воспитателя до заведующего. Может оказаться и так, что медицинский работник или повар является автором интересных сценариев, стихов и задумок.
Хотелось бы поделиться своим опытом создания атрибутов. Умение шить – это палочка – выручалочка для меня. Огромный плюс таких изделий – долговечность и прочность, при умении аккуратно хранить эти вещи.
Первый атрибут, который я сшила – пробный. Это Кастрюля – хитрюля. (см. фото 1) Она была позаимствована у музыкального руководителя Сивухиной О. А. (см. журнал «Музыкальный руководитель» № 1, 2012г.) Он выполнен из текстиля. Помогает и на праздниках, как сюрпризный момент, и на обычных занятиях, куда можно спрятать карточки с заданиями и карточки с поощрениями, принося детям много положительных эмоций и впечатлений.
К дополнению оформления интерьера стен в музыкальном зале были изготовлены в разное время луна (для новогодних праздников) и весна (для весенних праздников). (см. фото № 2, 3) Луна в сочетании со снежинками создаёт эффект зимнего сказочного неба, весна в дополнении с сеткой и бабочками ощущения воздушности и движения в зале.
Для новогодних праздников в младших группах также была сшита кукла Деда Мороза.
(см. фото № 4) Дети сразу подружились с ним и рассказывали стихи как настоящему.
На городской конкурс, а затем и для праздника Международный женский день 8 марта создавались и вручную расшивались самовар и чашечки, которые очень удобно зацепляются резинкой за спинки стульев. (см. фото № 5) Позже, для этого же праздника были сшиты тюльпаны, папами детей выпилены балалайки, мной расписаны и украшены бантами. (см. фото 6, 7) С этими атрибутами можно ставить танцевальные номера, брать их для оформления любого музыкального спектакля (например: «Муха –цокотуха», для праздника в русском народом стиле, а цветами ещё воспользоваться как игровым пособием.
Все атрибуты сшиты из разных тканей, наполнитель синтепон. Дед Мороз выполнен в технике пошива кукол из капроновых колготок.
Очень важно, в детях уже с младшего возраста прививался вкус, любовь к творчеству и пробуждался интерес к занятиям.
Источник
Что такое музыкальный образ или как создать свой мир эмоций
Ученые всего мира пытаются дать научный исчерпывающий ответ на вопросы о возникновении предметно-изобразительного восприятия музыки и существовании невидимой границы реальности звуков и иллюзии смысла. Подобное исследования можно сравнить с извечным поиском высшего разума, а начать необходимо с понимания природы возникновения музыкального образа в композиции.
Что такое музыкальный образ?
Это неосязаемый персонаж композиции, вобравший в себя букет звуков, мыслей композитора, исполнителей и слушателей в единый энергетический центр без времени и ориентира реального пространства.
Цельная композиция представляет собой поток чувственных интонаций, сопровождающих самые разнообразные эмоции и действия героев ее истории. Их сочетание, последовательность и противоречия друг другу создают образ композиции, раскрывая грани духовного мира человека и расширяя границы самопознания. Создание музыкального образа в музыке отражает палитру чувств и эмоциональных переживаний, философских размышлений и восторженного отношения к прекрасному.
Удивительный мир музыкальных образов
Если композитор рисует раннее утро, он создает музыкальные образы в музыке, предлагая аудитории прочувствовать рассвет, небо в размытых облаках, пробуждение птиц и зверей. В это время темный зал, заполненный звуками, мгновенно меняет свои декорации на проекцию утреннего пейзажа бескрайних полей и лесов.
Душа слушателя ликует, эмоции захлестывают своей свежестью и непосредственностью. И все потому, что композитор, создавая мелодию, использовал звуки, их интонацию, определенные музыкальные инструменты, способные ориентировать человеческую память на подобные ощущения звучаний. Звуки колокола, пастушеской свирели либо крики петухов наполняют ассоциативный образ мелодии на столько, что время действия в композиции не оставляет сомнений — утро. В этом случае говорится о постоянных, предсказуемых ассоциациях.
Что такое музыкальный образ молнии, пытались объяснить И. Гайдн, Глинка, Верди, Р. Штраус, а Н. А. Римский-Корсаков потратил много усилий на создание музыкального образа световых явлений в музыке. Звуковое нарастание использовали для света и атмосферных образов, а недрам земли отдавались низкие звуки, сохраняя логичное сопоставление низкого и высокого как в искусстве, так и в реальной жизни.
Случайные ассоциации музыкального образа
Существуют также случайные ассоциации, которые непредсказуемы и строго индивидуальны для каждого человека, как и его жизненный опыт. Это запахи, особенности настроения, нетипичное освещение, стечение обстоятельств к моменту прослушивания и многое другое. Одна ассоциация всегда провоцирует другую, насыщая музыкальный образ дополнительными деталями, придает уникальный, глубоко личностный характер всей композиции.
Лирические образы в музыке
Что такое лирические образы в музыке, хорошо знают русские классики. В 1840 году Глинка написал романс на стихи великого русского поэта А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Композитор создал образы чарующего мгновения: воспоминание о первых минутах знакомства, горечь расставания с любимой и радость новой встречи. Невесомая мелодия сначала льется плавно, разливаясь нежными мотивами, и вдруг прерывается неустойчивым синкопированным ритмом.
В свою очередь трепетная любовь к Екатерине Ермолаевне Керн и глубокие переживания, сопровождавшие эти отношения, создали неповторимое произведение эффектных контрастов, гибких вариантов и интонаций и раскрыли новые малоизученные возможности создания ассоциативного ряда в музыкальном произведении и его образов.
Что такое музыкальный образ в романсе? Это взволнованная речь, которая раскрывает тайну переживаний возлюбленных и делает слушателя свидетелем, соучастником, а то и самим героем-возлюбленным, погружая в мир неоднозначных чувств и потайных страхов.
Талантливый исполнитель романса сливается с образом лирического героя, как когда-то одним целым с ним был А. С. Пушкин и Глинка, и невидимое трио охватывает все органы чувств слушателя, овладевает его воображением и одним энергетическим потоком вливает в него одухотворенный импульс любви и красоты пережитых страданий.
«Все искусства, как и музыка, требуют чувства, которые приносит вдохновение — сказал Глинка. – И формы. Что значит гармонии, а «forme» –красота, т.е. соразмерность составления стройного целого. Чувство и форма – это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом. »
Источник
Мастер-класс для воспитателей «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Надежда Головцова
Мастер-класс для воспитателей «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Мастер-класс для воспитателей
«Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Составила: Музыкальный руководитель Головцова Н. Ф.
Мастер-класс состоит из:
1. Теоретической части…стр. 1
2. Практической части…стр. 2
3. Практической работы…стр. 2
4. Выступления — апробации инструментов…. …. стр. 3
Цель: развитие мотивации по использованию системы элементарного музицирования в организации предметно-развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС.
1. Познакомить с особенностями технологии К. Орфа, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на необходимость системного использование элементарного музицирования в практике.
2. С помощью доступного бросового материала дать идеи для размышления и пополнения предметно-пространственной среды ДОУ по системе элементарного музицирования.
1. Теоретическая часть
Выступление музыкального руководителя по теме: «Использование самодельных ударных и шумовых инструментов в работе с детьми для развития музыкальности». (Приложение). Элементарное музицирование по принципам немецкого музыканта Карла Орфа — это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе данной системы: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать» (Песталоцци). Музыкальное воспитание по Орфу — это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя — облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Музыкальные инструменты широко используются не только на музыкальных занятиях, а также и на физкультурных (бубны, погремушки, на занятиях у психолога (шумелки, шуршалки, у логопеда, а также в каждой группе в музыкальном уголке. Поэтому сегодня мы говорим о том, что они сегодня являются неотъемлемым компонентом предметно-развивающей среды.
Музицирование на детских шумовых инструментах — одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Именно в музицировании у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения, дает возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что игра на ударных и шумовых инструментах предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них музыкальности, позволяет удивительно быстро приобщить ребёнка к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Не секрет, что у ребёнка игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль, и расчёска. Поддерживать этот интерес под силу нам взрослым, которые окружают ребёнка на всех этапах его формирования как личности. Цель приобщения детей к игре на ударных и шумовых инструментах проста – с помощью аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Создать ударные и шумовые игрушки — инструменты можно самостоятельно. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок, ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки, ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль. Вовлечение дошкольника в процесс создания детских музыкальных инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность. Главное создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку и творчество. Только в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность. Для работы с детьми хорошо иметь достаточно разнообразные простейшие инструменты. Желательно, чтобы они были сделаны из материалов, обеспечивающих лучшее звучание: дерево, пластмасса, косточки. Чтобы обогатить музыкальный опыт дошкольника лучше чередовать инструменты различного тембра.
2. Практическая часть
Ознакомление участников мастер- класса с поделками и материалом, из которого они изготовлены. Сегодня я хочу представить Вам самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые можно изготовить из бросового материала:
1. Колокольчик (украшенная верхняя часть пластиковой бутылки)
2. Шумелка (бутылочка из-под питьевого йогурта с крупой)
3. Барабан (пластиковое ведро и использованные фломастеры)
4. Шейкер (скрепленные верхние части пластиковых бутылок с крупой или мелкими пластиковыми шариками)
5. Звонкие рукавички (сшитые из легкой ткани рукавички с нашитыми на них разноцветными пуговицами)
6. Курская трещотка (покрашенные деревянные линейки, надетые по очереди с бусинами на леску, с двух сторон из бусин колечки для пальцев);
7. Пластиковые шарики, крупы (горох, рис, гречка, пшено) для звучания.
Чтобы музыкальные инструменты были яркими, привлекательными для детей, можно использовать самоклеящуюся бумагу, цветную бумагу, пайетки, разноцветную тесьму и т. д.
3. Практическая работа
Музыкальный руководитель раздаёт материал для работы и демонстрирует способы изготовления музыкально-шумовых инструментов. Сегодня я предлагаю вам изготовить музыкальные инструменты из того материала, который лежит у вас на столе.
Методы и приёмы: Показ приёмов изготовления, словесные указания. Материалы и оборудование: ножницы, цветная самоклейка или цветная бумага, клей, гуашь, кисточки, скотч, крупа, бусинки, леска, ленточки, линейки, материал для украшения.
Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Барабан» Для изготовления потребуются: ведерко из-под майонеза, цветная самоклеящаяся бумага (можно для яркости цветную фольгу, широкую тесьму, скотч широкий, использованные фломастеры). Ведерко из-под майонеза обклеить цветными полосками из самоклеящейся или цветной бумаги. Привязать тесьму. Приложить фломастеры. Инструмент готов!
Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Погремушки – шумелки». Для изготовления потребуются: контейнеры от «киндер – сюрпризов», суши палки, бусинки, крупа, разноцветная тесьма и цветной и простой скотч для декорирования. В контейнеры от «киндер – сюрпризов» насыпать крупу, с помощью скотча прикрепить их к суши-палкам. Для красоты декорировать цветным скотчем и другими украшениями место крепления, а также сами суши-палки. На кончиках погремушках привязать разноцветную тесьму.
Инструкция по изготовлению «Колокольчика». Емкость из-под картофельного пюре или йогурта, в которой делаются два отверстия и продевается атласная лента. На атласной ленте внутри пластмассового колокольчика крепятся различные звенящие детали (рыболовные колокольчики, железные ключи, болтики и. т. д.)
Инструкция по изготовлению «Трещотки» На разделочную доску или фанеру приклеиваются цветные карандаши.
4. Выступление – апробация инструментов.
Ну, вот наши инструменты готовы, и мы сейчас их испытаем. Сейчас прозвучит музыка и каждый раз по показу дирижёра – меня будет звучать ваш музыкальный инструмент.
Полюбуйтесь наш оркестр: Инструменты хороши!
Виртуозы — музыканты – вам сыграют от души!
«Музыканты мы сейчас» муз. Г. Вихаревой
1. Посмотрите — ка на нас! Музыканты мы сейчас.
Колокольчики звенят и скучать нам не велят (играют колокольчики)
2. Посмотрите-ка на нас музыканты мы сейчас
Барабаны взяли громко заиграли! (игра на барабанах)
3. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Вот они колотушки и звонкие погремушки! (игра на колотушках и погремушках)
4. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Яркие трещотки ритм свой знают чётко (игра на трещотках)
5. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Дружно с музыкой живем, никогда не устаем! (играют все инструменты).
Вот умолкли инструменты, слышу я со все сторон,
раздались аплодисменты! Музыканты на поклон!
Спасибо! Ну и хочу отметить, что дети очень любят играть на музыкальных инструментах, этот интерес – потребность озвучить то или иное музыкальное произведение. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками, привлекают детей своей простотой и необычностью. Знакомый материл, который ребенок видит каждый день, пробуждает фантазию ребенка и может сам, или с помощью родителей, педагогов попробовать сделать такой же инструмент. Созданные своими руками музыкальные инструменты, отвечают всем принципам построения предметно-развивающей среды по Федеральным государственным стандартам. Спасибо за внимание!
Прикреплённые файлы:
prilozhenie-k-master-klasu-prezentacija-microsoft-office-powerpoint_to0nl.pptx | 18203,35 Кб |
Фотоотчет о создании оркестра шумовых инструментов Учебной программой дошкольного образования в образовательной области «Искусство. Музыкальная деятельность» определена цель музыкального.
Фотоотчёт «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов детьми старшей группы» С детьми старшей группы был проведён мастер-класс по изготовлению шумовых музыкальных инструментов. Из пластиковых бутылочек из-под питьевого.
Картотека ритмических игр с использованием шумовых инструментов «Строим дом». Педагог и ребёнок проговаривает слова, прохлопывая каждый слог в ладоши, или ударяя кулачками, друг о друга. Можно использовать.
Мастер-класс «Изготовление музыкальных инструментов из подручного материала» совместно с родителями и детьми Уважаемые коллеги, вашему вниманию, представляемМАСТЕР – КЛАСС — «Изготовление музыкальных инструментов из подручного материала» совместно.
Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала «Маракас» » Мастерим маракас сами своими руками»Нам, музыкальным руководителям, как всегда, приходится включать свою фантазию, чтобы изготовить то,.
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов «Зимний оркестр» Сколько радости доставляют детям встречи с музыкой! Наряду с традиционными музыкальными инструментами мы используем в образовательной.
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов «Шум дождя» Мастер-класс «Шум дождя». Шумовые инструменты в жизни ребенка занимает особое место. Они развивают ритмический, тембровый слух, развивают.
Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки» .
Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов» Мир музыки интересен и важен для всех. В начале учебного года в ДОУ запущен музыкально – образовательный проект для детей старшей и подготовительной.
Источник