Обработка янтаря своими руками

Способы обработки янтаря в домашних условиях

Многие владельцы не придают особого значения уходу за янтарем. Украшения оставляют без присмотра на туалетном столике, кладут в одну кучу с другими изделиями, моют первым попавшимся средством. В итоге на солнечном камне появляются царапины, сколы, пятна. В этих случаях помогает полировка янтаря и некоторые другие операции. Минерал неприхотлив, поэтому необходимые манипуляции можно проделать самостоятельно. При желании можно не только отремонтировать изделие, но и сделать новое, если есть материал.

Необходимые инструменты для работы

Для начала понадобятся настольный токарный станок с подходящими резцами или лобзик, напильник, тонкая узкая ножовка, плоскогубцы, нож, стамеска. Инструменты необязательно должны быть выполнены из прочной стали. Янтарь — мягкий материал, поэтому достаточно даже медных.

Если нужно избавиться от царапин на поверхности камня, отшлифовать, отполировать, понадобится наждак, средняя шкурка и мелкая (водостойкая). Используют пемзу — вулканическую застывшую пену. Лучше не брать искусственную, так как она сильнее крошится. Кроме того, в природной больше пор, поэтому она легче.

Для проделывания отверстий в окаменевшей смоле берут дрель, шуруповерт, бормашину. Сверло — спиральное, перовое, размер — около 1 мм. Найти такое проблематично, поэтому его иногда заменяют иголкой, заточенной проволокой или чем-то подобным.

Если обработка янтаря включает огранку, желательно иметь специальное приспособление. Вручную на глаз крайне трудно правильно выдерживать углы. Можно сделать простую опорную втулку, фиксатор. Удобно использовать алмазный, чугунный или свинцовый полировальный круг. В последних двух случаях понадобится порошок карбида кремния 8—12 мкм.

Для полировки отлично подойдет деревянный круг. При галтовке используется специальный барабан.

Обработка янтаря в домашних условиях

Камень имеет малую твердость и «прощает» ошибки даже новичкам. Однако обработка янтаря все же требует подготовки и определенных знаний. Например, при 150 °C минерал становится мягким, течет, а при 250—300 ℃ — активно плавится. В результате образуется корочка. Это нужно учитывать при полировании. Если используется алмазный или другой круг, придется следить за количеством оборотов.

Пригодность материала для конкретного изделия, особенности работы зависят от качества янтаря, количества включений. Перед началом сырье оценивают:

  • просматривают куски через сильный источник света, выбирают более прозрачные;
  • спиливают экземпляр с двух сторон;
  • срезы шлифуют мелкой наждачкой, еще раз проверяют на просвет;
  • мысленно прикидывают размер после обработки.

Поверхность прозрачного янтаря — ровнее, без явных бугорков, впадин. Мутные камни, как правило, имеют волнистую фактуру.

Обдирка камня

Обработка начинается с получения заготовок. Для отрезания нужных по размеру кусков берут токарный станок, лобзики, тонкие ножовки. Природный минерал имеет корку, которую нужно снять. Начинают это делать с прозрачной стороны. Чем чище янтарь, тем он более хрупкий.

Обдирка имеет целью предварительно подготовить материал перед шлифовкой, полировкой, гранением. Кусочкам янтаря придают форму. Для этого подходит электроточило, обычный напильник или плоскогубцы. Этот этап обдирки называется формовка. Для охлаждения используют воду.

Иногда нужны тонкие пластины из камня. Здесь потребуется раскрой (пиление). Подобная обработка янтаря в домашних условиях делается так:

  1. Заготовку помещают в тиски, для этого ее нужно завернуть в ткань.
  2. Ножовкой или лобзиком делают распил. С одной стороны не допиливают примерно 1/5 толщины или чуть больше, чтобы не допустить сколов.
  3. Затем переворачивают и доделывают работу. Движения — легкие, без усилий. Сделав несколько движений, счищают крошку.

В процессе обработки появляются отходы — янтарная пыль. Это главное сырье для качественного лака. Таким раствором или мастикой с клеем ПВА можно замазать трудные участки украшения.

Читайте также:  Обшивка домашних дверей своими руками

Шлифовка и процесс выравнивания

После обдирки кусочки минерала имеют непривлекательный вид. Шлифовать их пока рано, сначала нужно выровнять. Для этого подходит наждачная бумага со средним размером зерна. Заготовки бывают разными, поэтому удобнее выбрать один из способов:

  1. Если камень округлый, лучше выравнивать своими руками.
  2. Когда работают с пластинкой из янтаря, удобнее положить заготовку и накрыть сверху шкуркой. Обрабатывать нужно аккуратно. Нажим — очень слабый.

Дальше идет шлифовка. Процесс отличается от выравнивания только видом наждачки. Здесь требуется более мелкая. При шлифовке нужно намочить камень и шкурку. Наждачка должна быть водостойкой. Как тонкий абразив иногда используют мел, зубной порошок, пемзу на ткани.

Полировка камня

Для заключительного этапа из инструментов понадобится электроточило, хотя можно сделать все вручную. После полировки обработанный янтарь получает законченный вид. Для этой стадии нужны:

  1. Мягкие материалы — фланель, войлок, кожа. Их применяют при ручной обработке или для кругов электроточила.
  2. Полирующий состав. Подойдет «Крокус» или паста ГОИ. Вместо них, можно смешать парафин (50 частей), мел (47 частей), зеленый крокус (3 части). К ним добавляется янтарная стружка.

Ручная полировка делается круговыми движениями. На электроточиле нельзя выставлять большие обороты, давить с усилием, чтобы янтарь не расплавился. Каждые несколько секунд нужно охлаждать камень водой или просто отводить его. Если минерал все-таки оплавился, придется отшлифовать и отполировать снова.

Есть интересный способ, когда работу проводят обычной дрелью. Инструмент крепится на верстак с помощью штатива. На дрель надевают мягкую насадку. В качестве полирующего состава можно использовать зубную пасту.

При галтовке в барабан засыпают абразив, смачивают водой и обкатывают янтарь. Способ неудобен тем, что занимает очень много времени. Зато участие человека сводится только к контролю за процессом и периодической замене абразива на более мелкий. При небольшом размере кусочков вручную обрабатывать их утомительно.

Полировку прекращают, когда янтарь блестит и отражает предметы подобно зеркалу. Обработка минерала на этом закончена. Если в камне будут отверстия, делать их нужно до полировки. Это же касается и склеивания поверхностей.

Некоторые утверждают, что у древних восточных мастеров была хитрость. После полировки они натирали поверхность камня сухими пальцами рук. После этого самоцвет еще раз протирали кусочком мягкой материи.

Обработка янтаря в домашних условиях — занятие несложное. Изделия из минерала хорошо поддаются чистке и полировке, ремонту, что позволяет придумать и сделать украшение своими руками.

Источник

Обработка янтаря

Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.

Один из самых древних методов обработки янтаря – просветление. Для этой цели применяли жир молодого поросенка, при кипячении в жире пузырьки, присутствующие в самоцвете в большом количестве, постепенно заполнялись жиром, и камень становился прозрачным. Потом вместо свиного жира стали применять льняное или сурепное масло. Просветленный янтарь в XIX веке использовался для изготовления увеличительных стекол, очков. От янтарного стекла порох вспыхивал быстрее, чем от простого стекла, поэтому из янтаря изготавливали и зажигательные стекла.

Еще один метод обработки янтаря – прокаливание. С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.

В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя – он должен растворяться в масле.

Читайте также:  Легкий лодочный прицеп своими руками

Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.

Сегодня также используют осветление, как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.

Еще один метод обработки янтаря – прессование и формование. Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.

Как отличить прессованный янтарь

Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:

  • Равномерно распределенные внутри включения, примерно одинаковой сферической формы пузырьков, отличающихся от хаотичных по размеру и распределению в природном «минерале»;
  • наличие сгустков красителя;
  • вид «лоскутного» одеялка;
  • структурное распределение материала в камне может быть спиралевидным, прямолинейным;
  • под УФ излучением ведет себя как искусственный материал, пропуская лучи и не отсвечивает как природный камень голубым или зеленым.

Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.

Применяется также химическая обработка янтаря. Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).

Склеивание самоцвета

Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:

● 50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
● янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
● раствор целлулоида;
● раствор твердого копала в эфире.

Отжиг. Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень «блестящим» когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.

Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.

Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 – 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.

Читайте также:  Переломная рама для караката своими руками

Обдирка янтаря – это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.

Формовка – на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.

Раскрой янтаря – спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.

Выравнивание заготовки проводят после обдирания, формирования или раскроя. Заготовка имеет шероховатую, достаточно грубую, неровную поверхность. Среднезернистой шкуркой, обычно 40 – 16, заглаживают всю поверхность. С помощью гладкой пластины, подложив ее под шкурку, прорабатывают ровные участки. Закругленные — обрабатывают руками, согнув шкурку в трубочку. Движения камня должны быть легкими, круговыми, вращательными и без особого надавливания.

Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.

Полировка янтаря – заключение обработки изделия. Такое действие придает изделию завершенный, нужный вид. Процесс производится вручную с использованием войлока, кожи, фетра, фланели и вращающихся кругов, которые изготовлены из такого же материала. На поверхность наносят окиси олова, пасту ГОИ, зубной порошок и даже мел. Полировка янтарных продуктов на производстве осуществляется при помощи бязевого круга. Его натирают смесью из парафина, янтарных стружек и мела. Ручное полирование изделий происходит круговыми движениями. На движущихся кругах янтарь полируют, легко прикасаясь и постоянно перемещая изделие. Если обороты полировочного круга слишком велики или нажатие на минерал сильное, то поверхность пригорит, образуется расплавленная корочка. При температуре больше 100° янтарь становится мягким, а при 300° самоцвет уже плавится.

Окончание полировочного процесса определяется принципом зеркального эффекта. Если полировка янтарных самоцветов выполнена качественно, предметы, словно в зеркале, должны отразиться в идеально гладкой поверхности камня. Опытные мастера янтарной обработки используют некоторые хитрости, которые они позаимствовали у специалистов Древнего Востока. После завершения полировки камня, они натирают поверхность изделия сухим пальцем. Завершив все действия над камнем, протерев его отрезами фланели или замши, изделие нанизывают на нити — так получаются бусы из янтаря, вставляют в оправу — в результате, это кулоны и кольца, наклеивают на основу или устанавливают на предназначенное место в коллекции.

Источник

Оцените статью
Своими руками