- Березовый сувель
- Текстура
- Обработка сувели своими руками
- Чем отличается кап от сувеля. Где найти, как заготовить и высушить без трещин
- Сувель
- Где найти ценные наросты
- Заготовка
- Как высушить кап без трещин. Два способа
- Естественная сушка
- Ускоренная сушка
- Для чего нужен березовый кап и сувель. Особенности обработки
Березовый сувель
Заготовка, сушка, обработка березового сувеля
Текстура
Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.
Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.
В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 — 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый — золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами — то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.
Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутром», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.
Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.
Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.
Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.
Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)
Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.
Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова «Svalbard», выполненный в Скандинавском стиле.
Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.
Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.
Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.
Материал использован с http://www.zadi.ru
Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.
Источник
Обработка сувели своими руками
Сушка сувелей в домашних условиях. Сушка древесины. Сушка сувели.
https://vk.com/wall-55930544?q=варить&w=wall-5593..
1. Резать или не резать сувель на бруски — зависит от размера самой сувели и вашей посуды. Небольшую сувель резать не нужно. Большую резать обязательно.
2. Небольшие куски дерева ли, сувели ли совсем не обязательно вываривать по три раза. Одного раза часов 8-10 вполне хватит. Бурно кипеть не надо, и давить не надо, пусть плавают куски. Но если есть желание варить 2-3 раза, то лучше вытаскивать из ропы и пусть лежит сутки где-нибудь на шкафу.
3. Соль можно применять любую. Много соли не бывает, а вот мало бывает.
4. Разные породы одновременно варил. Вроде не помешали друг другу.
5. Кору заранее обрезал, не ожидая, когда она отвалится и прочее. Только один раз после первой варки снял кору с ещё горячей древесины. По моему это не критично. Делать можно так, как кому удобно.
6. Посуда — какая есть, в такой и варить. Не критично.
7. После длительной варки древесина кидается в темное место, не слишком сухое. И ждём около двух недель. Только свежеспиленная древесина заворачивается в газету и в пакет.
8. Главное — чтобы жена не ругалась. Это главный залог упеха.
Сушка сувелей в домашних условиях. Сушка древесины. А что, джентльмены, пришло время!! Берем пилу, рюкзак и идем гулять по лесу. Ищем нужную древесину. Прогулялся на выходные. Уже и сварил. В «компот» пошли: сувель березы, сувель дикой черешни, сувель граба и прикорневой кап бука.Если не вы не таропитись, то можно сушить в естесственных условиях; закрасить краской срез, замотать в газету и закинуть сувель на шкаф.
Но я буду сушить при помощи варении. У меня есть старая крышка от кастрюли, диаметр которой чуть меньше диаметра той кастрюли, в которой вывариваю. В этой старой крышке я посверлил с десяток отверстий. Когда укладываю древесину и засыпаю соль, то сверху ложу эту крышку, а на неё гантелю. Потом заливаю водой, довожу до кипения и уменшаю уровень подачи газа до очень лёгкого даже не бурления, а скажем так циркуляции, кипятка. И так варю, при необходимости доливая воду, часов 8, иногда 10. Так как варю не очень большие куски, то от второго и третьего вываривания отказался полностью. Что и вам советую.После «трепанации» обнаружились довольно таки красивые «мозги»Характерный запах сухофруктов стоит в хате до сих пор. Срезанные торца сейчас черные, текстуры не видно. Через две недели поду пилить и шлифовать. После длительной варки древесина кидается в темное место, не слишком сухое. Я жду около двух недель. Нельзя сказать, что все всегда идеально. Черешня и алыча, например, неизвестно как себя поведет. Самые капризные из всех, что мне приходилось варить. И еще сирень. В общем, фруктовые и ягодные «отлеживать» как можно дольше. Остальным — пофиг.Что интересно — обнаружил все на участке 200х100 метров. А раньше несколько лет там гулял и не видел.
На фотках сувель черешни после сушки вывариванием. Ничем не тонировалась, естественный цвет после варки. Полировка 2000 грит. Масло для полока, карнаубский воск.Сувель черешни очень редко встречается. Необычайно твердая (полируется до стеклянного состояния) и капризная даже после вываривания 2х8 часов порвало в некоторых местах. С огромным трудом, после высушивания у знакомого на складе музыкальных инструментов удалось из 4-х литрового сувеля выкроить 3-4 брусочка 120х40х30. Возиться с ней очень гиморно. НО! оно того стоит!!
Источник
Чем отличается кап от сувеля. Где найти, как заготовить и высушить без трещин
Кап и сувель имеют схожую природу, но это не одно и то же. Они отличаются структурой, фактурным узором, особенностями формирования и рядом других моментов, которые мы собрали в этой таблице.
Теперь обо всем этом — более подробно.
В народе кап называют «ведьмин веник». В нем, действительно, есть что-то отталкивающее, но только если не знать, какое чудо природа скрыла под мощным слоем коры.
Как выглядит кап
Расположение на дереве
В отличие от сувеля капы встречаются редко. Обычно они возникают на стволах деревьев или в прикорневой части. Намного реже формируются на ветвях. Прикорневые наросты (капокорень) имеют уплощенную форму, в то время как стволовые или комлевые больше напоминают шар, чаще ассиметричного вида. Как правило, капы располагаются с одной стороны ствола в виде характерного наплыва; реже встречаются наросты, охватывающие дерево по всей окружности. Встречаются как единичные экземпляры, так и целые каповые колонии, покрывающие ствол дерева небольшими группами.
Формирование и структура
Принципиальное отличие капа от сувеля в структуре. Если посмотреть на кап в разрезе, он будет наполнен небольшими древесными узелками — это так называемые спящие почки. В то время как сувель — это просто деформированные и хаотично переплетенные годовые кольца. Таким образом каповый нарост представляет своего рода резервный пучок нераскрывшихся почек, созданный природой про запас. Зачем именно? На этот счет у дендрологов нет единого мнения.
Под мощным слоем коры кап и сувель практически неотличимы друг от друга. Единственное, что может выдать кап — небольшие зеленые веточки, растущие на его поверхности. Это часть тех самых спящих почек, только по какой-то причине активизировавшихся. Без коры разница между капом и сувелем становится очевидной. Поверхность капа покрыта конусообразными выпуклостями, в то время как сувель абсолютно гладкий.
Размеры
Размеры капов сильно разнятся: от наростов с грецкий орех до поистине гигантских образований. Самый крупный из задокументированных капов на территории России был обнаружен на березе плосколистной, выросшей на Сахалине. Его высота составляла 1,4 м, а длина окружности 10,8 м. Размеры капов зависят от расположения на стволе и породы дерева. Более крупными традиционно считаются прикорневые капы, но их добыча превращается в непростую задачу и невозможна без спила дерева. Крупные капы, весом 300 кг и более, чаще можно встретить на грецком орехе, березе пушистой, монгольском дубе. Растут они в 3-4 раза медленнее сувеля и попадаются очень редко.
Текстура
Каповая древесина имеет характерную текстуру, благодаря которой ее также довольно просто отличить от сувеля. На каповом срезе спящие почки как бы обернуты в многочисленные слои древесных волокон. Такие узелки чем-то схожи с фактурой «птичьего глаза», но в капе они не распределены столь равномерно. Здесь все хаотично: почки сливаются между собой, проникают друг в друга, на одних участках отсутствуют, а на других скапливаются очень плотно. Все это создает сложные кружевные абстракции, чем-то напоминающие узор малахита.
Птичий глаз (свиль клена) и текстура капа
Чем больше спящих почек, тем сложнее и богаче рисунок древесины. В крупных капах почек меньше, поэтому их текстура ближе к сувелям.
Биологическая роль капов
И капы, и сувель нередко называют болезнью. Такая позиция не совсем научна, но и однозначно ошибочной ее назвать нельзя, как минимум потому, что биологическая роль наростов до сих пор не ясна. На этот счет существуют разные гипотезы. Например, кап рассматривают как резервный запас почек, из которого может регенерироваться дерево, например, в случае засухи или при частичной утрате кроны. Также есть мнение, что наросты повышают механическую прочность ствола, защищают его от повреждений или препятствуют попаданию внутрь болезнетворных агентов. Предположений много, и все они в разной степени убедительны. Тем не менее большинство дендрологов сходятся в том, что способность деревьев к капообразованию не имеет четкой функции — это своего рода побочный эффект эволюции, который когда-то имел более важное значение, чем сейчас.
Сувель
Сувель — это наросты без спящих почек. Иногда такие образования называют «сувельвал» или просто «свиль». В отличие от капа структура сувеля не имеет древесных узелков, а всю красоту фактуры здесь создают хаотично переплетенные сосуды. Из таких деформированных волокон на стволе образуется наплыв в форме шара или капли. Растет он в три-четыре раза быстрее капа и встречается на деревьях намного чаще.
Как выглядит сувель
Отличить сувель от капа довольно просто. Из него не пробиваются ни мелкие веточки, ни почки. Под мощным слоем коры поверхность совершенно гладкая, без конических выпуклостей, как у капа. Всю красоту текстуры здесь формирует хаотичная свиль из переплетенных волокон. Она не просто идет легкими волнами, как в некоторых породах деревьев, а сбивается в плотные складки, пучки, жгуты. Вся красота рисунка усиливается благодаря особому отливу, который напоминает мрамор, перламутр или муаровый узор. У капа столь выраженных переливов нет.
Сувель сильнее меняет внешний вид после отделки. Например, при глубокой пропитке бесцветными маслами и тщательной полировке древесина приобретает особую «костную» текстуру. Из-за этого сувель иногда даже называют древесной костью. В некоторых породах после обработки свилеватые прожилки буквально насквозь просматриваются через структуру материала. Этот эффект очень ценят ножевые мастера: чаще всего они делают ручки для ножей из сувеля березы, грецкого ореха, ясеня.
Плотность сувеля ниже, чем у капа. При этом она на порядок превосходит твердость стволовой древесины. Обработка сувеля березы и других пород требует определенных навыков, поскольку, как и кап, это не самый податливый материал. Но несмотря на все трудности работать с ним — ни с чем несравнимое удовольствие. Сувель всегда с загадкой: невозможно предугадать какой удивительной красоты рисунок обнажиться после очередного прохода резца.
Где найти ценные наросты
Капы и сувели встречаются на всех породах, но в большей степени к их образованию склонны лиственные деревья. В наших широтах такие наросты чаще всего встречаются на березе, причем всех ее видах. Склонными к капообразованию также считаются клен, рябина, грецкий орех, ясень, граб, дуб, вяз. Но, повторимся, это не значит, что на других лиственных деревьях их не бывает.
У хвойных пород способность к образованию наростов значительно ниже. С большей вероятностью их можно встретить на ели европейской, сибирской лиственнице и некоторых других хвойных породах. Сосновая сувель уступает по красоте наростам лиственных деревьев, а вот мороки с заготовкой и обработкой здесь намного больше, из-за высокого содержания смол и склонности к растрескиванию.
Отправляться искать капы лучше с апреля по май. Во-первых, в это время лес еще не покрылся зеленью и хорошо просматривается на предмет наростов. Во-вторых, именно в этот период в деревьях начинается активное сокодвижение, благодаря чему кора со спиленного нароста снимается намного легче. Это актуально в первую очередь для капов, которые, как мы уже выяснили, отличаются коническими выпуклостями, усложняющими съем мощной коры.
Но заготовка капов весной предполагает и некоторые сложности. Прежде всего в это время древесина сильно насыщена влагой и пилить ее тяжелее. Во-вторых, кап или сувель с избыточной влажностью могут преподнести много «сюрпризов» в процессе сушки: от сильного заплесневения до сложных сквозных растрескиваний, которые безнадежно испортят ценный материал. По этой причине многие мастера предпочитают отправляться на поиск капов в сентябре-октябре, когда интенсивность сокодвижения в деревьях снижается.
Тем, кто настроен серьезно, лучше завести знакомство с лесниками и договориться о поставках материала. Здесь нужно понимать следующее. По меркам промышленной деревообработки капы и сувели расцениваются как брак. Из них не делают погонаж, а линия для изготовления, например, того же шпона есть далеко не на всех предприятиях. Также капы не используют в качестве дров — они не податливы в обработке и больше тлеют, чем горят. Конечно, скорее всего лесник понимает, с чем он имеет дело. Но если человек сам не занимается резьбой или точением, он вряд ли будет подготавливать и хранить габаритные заготовки. В итоге капам и сувелям в ходе лесозаготовки нередко уготовлена участь обычных отходов, так что договориться о поставках на взаимовыгодных условиях обычно несложно.
Еще одна рабочая схема — поиск наростов в отходах санитарных вырубок. Кронирование деревьев во дворах, скверах, вдоль дорог является систематической процедурой в большинстве крупных городов. Этим можно пользоваться. Тем более найти общий язык с коммунальщиками часто куда проще, чем с теми же лесниками. Осмотрев отход и найдя ценный нарост, скорее всего, вы без проблем договоритесь, чтобы его отпилили прямо на месте.
Заготовка
С наростами на поваленных деревьях все относительно просто: их спиливают вместе с участком ствола, и уже дома в спокойной обстановке решают, на что пойдут заготовки и каким образом рациональнее раскроить массивную чурку. Но найти поваленное дерево с ценным наростом — это сродни выигрышу в лотерею.
Куда чаще кап и сувель приходится выпиливать из растущего дерева. Делать это бензопилой — весьма варварский метод. Да и прогулки по лесу с таким аксессуаром могут вызвать много недопонимания при встрече с лесником.
Чем резать сувель и кап?
Наиболее деликатный и в то же время эффективный метод — использование лучковой пилы. Отдельно отметим важность качественного полотна с правильным разводом зубьев. В противном случае пила будет клинить и увязать в «лохматящейся» каповой древесине, что превратит и без того непростое пиление на весу в настоящее испытание.
Второй инструмент, который не будет лишним — небольшой топорик: им аккуратно подрубывают кору вокруг нароста. На толстых стволах лучше пилить строго по касательной. Это уменьшает полезный размер заготовки, но позволяет избежать безнадежного заклинивания полотна в процессе пиления. На относительно тонких деревьях линию распила можно слегка углубить в сторону ствола. Естественно, закладывать дугу лучше в пределах разумного, особенно, если вы все-таки взялись за бензопилу.
Семь потов сошло, и желанный кап наконец-то спилен. Теперь самое важное! Нужно закрыть рану на дереве, чтобы не дать ему погибнуть. Для замазывания часто советуют использовать садовый вар или обычную глину. Это рабочие способы, но недостаточно надежные (особенно глина). Лучше замазывать место спила масляной краской.
Как высушить кап без трещин. Два способа
Кто работает с каповой древесиной хорошо знают, что самое сложное при работе с этим материалом — не найти, и даже не спилить желанный нарост, а правильно его высушить. Так чтобы заготовка не оказалась безнадежно испорченной плесенью, короблением или сквозными трещинами.
На всякий случай напомним: с древесиной можно работать только в сухом состоянии. Влажность заготовки должна доходить хотя бы до 15%, еще лучше — 10-12%. Это важно для любого вида обработки: точения, резьбы, столярки. Сырая древесина плохо обрабатывается и почти гарантированно преподносит «сюрпризы» в виде растрескивания, коробления и даже заплесневения. В общем, дерево нужно сушить, и кап или сувель — не исключение.
Несложно догадаться, что из-за аномальной структуры волокон сушка древесных наростов существенно отличается от обычных пиломатериалов. Внутренние напряжения здесь намного сильнее, а характер их проявления совершенно непредсказуем. Из-за этого заготовки часто идут глубокими трещинами, а то и вовсе раскалываются на части.
Сразу скажем, 100% работающей схемы, которая поможет избежать досадных последствий сушки, нет. Каждый кап или сувель непредсказуем. Плюс многое зависит от размеров наростов, породы дерева, время спила. Тем не менее, мы остановимся на двух наиболее эффективных способах, как высушить березовый и любой другой кап без трещин.
Естественная сушка
Здесь речь идет о стандартной атмосферной сушке, но со своими незначительными особенностями. Общий алгоритм действий примерно такой.
- Место спила (тыльную сторону капа или сувеля) замазывают импровизированным герметиком. Это может быть масляная краска или, например, клей ПВА. Это нужно для того, чтобы замедлить ускоренный выход влаги через торец. Быстрое высыхание приводит к резкому дисбалансу внутренних напряжений и увеличивает риск трещин. Таким образом, в случае с атмосферной сушкой жертвуют временем в пользу стабильности деревяшки.
- Место, где будет сохнуть заготовка, должно хорошо продуваться. Одновременно с этим нужно обеспечить защиту от прямых солнечных лучей и воздействия влаги. Плюс не должно быть сырости. С весны по осень такие условия проще всего обеспечить на улице, сделав для сушки импровизированный стеллаж с защитным настилом. Это особенно актуально, если заготовок много.
- Под каждую заготовку лучше подложить две квадратные рейки-проставки, так чтобы воздушные потоки смогли обдувать ее со всех сторон. А вот на период зимы капы и сувели все же лучше переносить в закрытое помещение.
Атмосферная сушка — процесс небыстрый. И это основной его недостаток. На высыхание заготовки среднего размера до 15-17% уходит примерно год. При этом на протяжении всего периода сушки нужно внимательно следить, чтобы на древесине не появлялось очагов биологической активности. Пресечь эту проблему помогает своевременное антисептирование, о котором мы подробно рассказывали в отдельной статье. Но после такой обработки по понятным причинам лучше не использовать капы для изготовления ложек, блюд, разделочных досок и другой посуды.
Ускоренная сушка
Здесь мы подошли к вопросу зачем варить сувель. Вываривание в солевом растворе — один из способов, который помогает быстро вывести влагу из деревянной заготовки, сведя к минимуму вероятность ее растрескивания. То есть, это своеобразная технология стабилизации. Теперь о том, как варить кап и сувель. Но начнем немного издалека. Еще в 2005 году пользователь одного из оружейных форумов под ником Serjant поделился своим способом ускоренной сушки сувеля. Сам метод оказался настолько удачным, что до сих пор в разных вариациях его пересказывают по всему интернету, а старожилы так и называют его: «сушка по методу Сержанта». Максимально кратко пересказываем его суть:
- Целую заготовку укладываю в емкость и заливают водой так, чтобы она покрывала деревяшку на 2-3 см. Нарост желательно предварительно очистить от коры для лучшего проникновения солевого раствора.
- В воду добавляют соль из расчета 2 столовые ложки (с горкой) на один литр.
- В классической версии автор предлагает также добавить в воду опилок смолистых пород. Этого можно не делать. Отвар с опилками действительно придает заготовке приятный охристый оттенок, но только сверху. Внутри текстура остается обычной.
- Емкость ставят на огонь и варят кап на медленном огне 6-8 часов, периодически подливая воду и добавляя соль.
- После варки заготовку просушивают один-два дня. Не нужно использовать никаких обертываний в газеты. Придерживайтесь стандартных правил атмосферной сушки о которых говорилось выше: используйте рейки-проставки, спрячьте заготовку от солнца, обеспечьте естественный обдув.
- Цикл варки-сушки повторяют 2-4 раза в зависимости от размеров заготовки. Суммарно вываривание должно занимать не менее 12 часов.
- После последней варки заготовку сушат на протяжении одной-двух недель.
Нельзя сказать, что этот способ такой уж быстрый. Да и хлопот он требует немало. Но такая стабилизация — не год-полтора атмосферной сушки. Также с варкой можно меньше переживать по поводу трещин. Соль эффективно вытесняет не только свободную, но и связанную влагу, которая находиться в клетках дерева. Таким образом обеспечивается глубокая, быстрая и главное равномерная просушка заготовки. Дерево стабилизируется с минимальным дисбалансом внутренних напряжений, благодаря чему риск образования трещин ощутимо ниже.
Для чего нужен березовый кап и сувель. Особенности обработки
Резьба по сувелю и капу сильно отличается от работы с обычной древесиной. Здесь нужны особые навыки и понимание этого нестандартного материала. Привычный богородский нож или резчицкий косяк уже мало чем помогут. Высокая плотность и хаотичное расположение волокон усложняют обработку ручным инструментом. Перед этим материалом пасуют даже острые стамески. Поэтому обработку древесных наростов сегодня чаще проводят с использованием электрического инструмента. Проработку мелких деталей в поделках и других декоративных изделиях делают дремелем, со всевозможными коронками, небольшими дисками, борфрезами.
Что можно сделать из капа и сувели
Древесные наросты широко применяют в декоративном и прикладном искусстве. Существует даже отдельное направление художественного промысла — корнепластика. Из капа и сувеля делают изящные шкатулки, сигаретницы, бижутерию и многое другое. Тот же капокорень традиционно считается лучшим материалом для изготовления курительных трубок.
В промышленной деревообработке капы используют главным образом для изготовления шпона. Также им инкрустируют мебель: изголовья кроватей, столы, буфеты и другие предметы. Особенно ценят этот материал оружейники: кап и сувель — лучший материал для ножевых накладок и ружейных лож.
Отельное направление каповой обработки — создание посуды и токарных изделий. Точение особым образом раскрывает красоту и без того уникальной структуры этого материала.
Чаши, тарелки, блюда и другие токарные изделия выглядят как полноправные произведения искусства, дизайнером которых выступила природа, а скульптором — человек.
Из древесных наростов изготавливают и традиционную посуду. Например, знаменитая кукса — финская чаша, сопровождающая жителей севера всю жизнь и являющаяся своеобразным оберегом — вырезается из капа березы.
Отдельного упоминания заслуживают разделочные доски: они настолько неповторимы в своей красоте, что пока не используются как утварь, служат самодостаточным дизайнерским декором.
Источник