Обработка аметиста своими руками

Приемы обработки драгоценных камней

В природе редко встречаются прозрачные минералы с насыщенным окрасом. В 95% случаев камни блеклые, с внешними дефектами. Поэтому в ювелирные магазины попадают только обработанные камни. Но процедуру реально провести в домашних условиях. Разберемся, как отшлифовать камень самостоятельно. Потребуется набор инструментов и помещение с вытяжной вентиляцией. Процесс включает резку, шлифовку, огранку, полировку, гравировку самоцвета. Методы обработки зависят от его начальной прозрачности и твердости.

Инструменты для обработки в домашних условиях

Для обработки твердых камней (алмаз, нефрит, рубин, сапфир) можно взять болгарку с алмазной пилой или станок для резки. Ножовка по металлу справится с мягкими образцами – янтарь, агат.

Вам понадобятся листы наждачной бумаги мелкой, средней и крупной зернистости, полировочные и шлифовальные диски.

Минерал крепится в тисках или струбцине – инструмент для фиксации.

Для шлифовки и полировки возьмите бормашину с насадками и шлифовальный станок.

При обработке полудрагоценных камней в домашних условиях применяют алмазные пасты и порошки для шлифовки. Оптимально подойдет паста гои на основе оксида хрома.

Для полировки и нанесения рисунка использует наборы для гравирования.

Огранку проводят с помощью квадранта. Инструмент измеряет углы наклона. Без него не получится правильно сформировать грани.

При полировке и огранке используют кич – металлический стержень для фиксации металла.

Руки, камень и все инструменты постоянно смачивают водой от пыли. Подготовьте губку и емкость с чистой прохладной жидкостью.

Виды обработки

Распил

Для расколки поделочных камней используют струбцину с зубцами из закаленного металла.

Если кусок слишком большой, с помощью сверла сделайте дырки по границе предполагаемого раскола. Затем пробейте по линии молотком и клином.

Камень разрезают с помощью готового или самодельного камнерезного станка на основе электро-сверлильного механизма.

Также используют алмазную пилу. Для драгоценных камней оптимален диаметр 100 мм. Будет меньше отходов.

Еще один вариант – лазерная установка. Но прибор дорогостоящий и непрофессиональным мастерам недоступен.

Режущий диск сильно нагревается при распиле. Устройство охлаждают каждые 1-2 минуты, чтобы не обжечь руки.

В домашних условиях иногда берут смоченный поролон. Держат его левой рукой, а правой пилят.

Но по технике безопасности инструмент нужно держать обеими руками. Поэтому мы рекомендуем поставить под верстак или рабочий стол емкость с холодной водой. Пила будет постоянно охлаждаться.

Обработка треснувшего самоцвета

Трещина на поверхности изделия приклеивают эпоксидным клеем. Предварительно камень высушивают на электроплите, чтобы удалить влагу. Затем охлаждают до 60 градусов.

На подогретое изделие нанесите клей деревянной зубочисткой или тонкой кистью. Приклеивайте трещины вбивающими движениями. Так средство проникнет глубже.

Дождитесь полного высыхания клея. Уже через сутки самоцвет станет достаточно прочным. Можно приступать к резке.

Шлифовка

Следующий этап обработки драгоценных камней – шлифовка. Поверхность камня выравнивают. Она становится шероховатой. Теперь можно оценить его форму.

Также минерал шлифуют, чтобы придать ему желаемую фактуру и сделать цвет ярче.

Процедура проводится на станке для разрезания камней. Для обработки нужны стальные диски с алмазным покрытием или абразивные круги.

Второй вариант безопаснее, но круги быстро изнашиваются и могут расколоться на мелкие частицы во время процедуры.

Абразивные круги подходят для шлифовки круглых минералов.

Сначала камень обрабатывают грубо – острые углы, выступы и глубокие царапины обтачивают на круге с абразивом от 60 до 350 мкм.

Затем обтачивают диском с зерном до 37 мкм.

Завершающий этап – «мягкая» шлифовка. Изделие обрабатывают крупнозерновой наждачкой, песком или пемзой.

Читайте также:  Коврик своими руками домашних условиях

Камень шлифуют, пока поверхность не станет ровной. Иногда приходится снимать до 2-4 см породы.

На этом этапе обработки тоже нужно постоянно подавать воду. При шлифовке наждачкой используют смоченный поролон.

Лощение

Процедуру проводят для устранения микронеровностей и перепада высот. На этапе лощения поверхность самоцвета максимально сглаживают. Для этой цели берут шлифовальный инструмент с напылением микрошлифпорошков.

После обработки поверхность минерала становится ровной, но без зеркального блеска Высота неровностей не более 0,3 мкм.

Минерал приобретает бархатное мерцание. Природный узор хорошо просматривается.

Полировка изделия

Предварительная подготовка

После разрезки и шлифовальных работ минерал полируют. На этом этапе он полностью раскрывает цвет и структуру.

Самоцвет нужно подготовить к полировке. Потому что составы, которые вы будете использовать, забивают поры изделия. Натуральный цвет изменится на несколько тонов, и камень станет бракованным.

Изделие предварительно обрабатывают расплавленным парафином. Он создает защитный слой.

Нагрейте минерал и опустите в состав на 2-3 минуты. Затем очистите застывший парафин деревянным скребком.

Камень готов к полировке.

Также для нанесения защитного слоя подходит канцелярский клей. Налейте средство в глубокую емкость и опустите в него камень. Оставьте на 12 часов. Затем аккуратно оботрите хлопчатобумажной тканью и начинайте полировать.

Есть еще один защитный материал – эпоксидная смола. Она продается в строительных магазинах.

Поставьте смолу в микроволновку на 10 секунд. Затем нанесите кисточкой на подогретый самоцвет. Излишки соскребите деревянной лопаткой.

Инструменты и материалы

Для полировки вам понадобятся:

  • станок полировальник с крутящимся войлочным диском;
  • тканевые, кожаные или войлочные кусочки;
  • алмазная паста для полировки;
  • мелкозернистый порошок из алмаза, окиси хрома, диамантина;
  • кусок дерева и натуральной кожи.

Оптимальная толщина крутящегося диска 40-50 мм, а скорость вращения 5-10 м/с.

Распространенный способ – использование куска войлока вместе с алмазным порошком. Но если структура камня зернистая (нефрит, лазурит, родонит), его обрабатывают с помощью дерева или кожи.

Наносите полировочное средство маленькими порциями. Достаточно половины чайной ложки.

Лучше добавить вещество в процессе, чем взять слишком много. Излишек не придает минералу ослепительный блеск. Чрезмерное количество средства сделает поверхность изделия матовой.

Цветной полировочный порошок может изменить цвет минерала.

Как отполировать камень в домашних условиях

Перед использованием станка полировальника предварительно смочите поверхность мыльной водой и включите устройство на 2-3 минуты.

Влага равномерно распределится по поверхности. Трение будет минимальным.

При проведении полировки на сухом диске трение усиливается. Удерживать камень становится сложнее.

Это правило распространяется на мягкие минералы – лунный камень, опал. Устройство не смачивают перед полировкой твердых самоцветов – жадеит, нефрит, родонит.

Насыпьте на диск алмазный порошок и включите агрегат. Полируйте от центра к краям минерала. Крепко прижимайте его к поверхности диска.

Каждые 3-4 минуты сбрызгивайте диск водой из пульверизатора. Иначе он перегреется.

Лучше взять шлифовальный станок с функцией переключения скоростей. Оптимально полировать на скорости до 2000 оборотов в минуту.

Не держите камень на одном месте дольше 30 секунд. Появятся выступы и царапины, которые ухудшат блеск.

Финальный этап

Под конец процесса обработайте самоцвет выдубленной неокрашенной кожей. Материал подходит для полировки всех драгоценных камней. Это можно сделать вручную вручную или на станке с кожаным диском.

Отполированный камень темнеет и приобретает зеркальный блеск.

Завершающая обработка

После полировки поверхность самоцвета обрабатывают декоративными средствами. Они продаются в ювелирных бутиках и магазинах с полировальными станками.

В продаже есть средства для тонирующего эффекта и подчеркивания структуры минерала. С помощью ювелирной косметики изделию придают «влажный» вид.

Мы рекомендуем покупать препараты для полировки и обработки минералов одной марки. Иначе полировочное средство может вступить в реакцию с компонентами полировочной пасты. Вы повредите поверхность камня и придется полировать его заново.

Огранка самоцвета

Еще один этап обработки драгоценного камня – огранка. Она раскрывает игру цвета и блеск минерала.

Свет попадает на грань и преломляется. Создается эффект сияния. Углы и число граней рассчитывают по математическим формулам.

Читайте также:  Постройка голубятни своими руками

Распространены следующие виды огранки: круг, овал, груша, квадрат, багет, маркиз, октагон, триллион, треугольник, сердца. Они отличаются формой и количеством граней.

Выбор зависит от хрупкости камня, наличия дефектов, сложности обработки конкретного образца.

Процесс трудоемкий и требует высокого мастерства.

Зачем облагораживают минералы

Облагораживание – это физико-химическое воздействие на ограненные или натуральные необработанные изделия.

Часто обрабатывают аметисты. Изначально этот минерал прозрачный или с еле заметным цветом. После нагревания он приобретает желтый цвет и становится похож на цитрин.

Розовый топаз в природе не существует. Камень такого цвета получают с помощью облагораживания.

Часто обрабатывают танзаниты с природным коричневым оттенком. После нагревания он приобретает голубые и фиолетовые тона.

Облагораживание повышает стоимость драгоценного камня на 20-25%.

Основные способы облагораживания

Отжиг (термическая обработка)

Под влиянием высокой температуры цвет драгоценных камней становится насыщенней. Также отжиг используют для выведения оттенка или вкраплений в минерале.

Пропитка

Потрескавшийся и пористый самоцвет обрабатывают бесцветным веществом для улучшения внешнего вида. Процедура устраняет трещины и мелкие недостатки.

Поверхность драгоценного камня пропитывают парафином или пчелиным воском. Изделие приобретает блеск и меньше портится от косметических средств – крема, масла, духов.

Пропитка эпоксидной смолой повышает прочность самоцвета.

Поверхностная диффузия

Применяют для улучшения внешнего вида бледных сапфиров. Ограненные самоцветы размещаются в тигеле (ванночка для плавки, варки и нагрева материалов) с раскаленным составом – оксид алюминия, титан и железо.

После обработки изделие сильно повреждается. Его придется полировать заново.

Радиоактивное облучение

Этот метод позволяет получить разноцветные алмазы, голубые топазы. А также изменить цвет агата, берилла, турмалина, кварца.

Стоимость облученных изделий в 2-2,5 раза выше.

Минералы обрабатывают ультрафиолетовым, рентгеновским, гамма-излучением. Процедура законная, но дорогостоящая и опасная для здоровья. В домашних условиях ее не делают.

Нанесение покрытия

На поверхность самоцвета наносят тонкую пленку из драгметалла. Внешний вид изделия улучшается, появляются радужные переливы.

Окраска

Минерал халцедон изначально светло-серого цвета. Поэтому его пропитывают раствором сахара, а затем варят в серной кислоте. Изделие становится черным и выше ценится на ювелирном рынке.

Аналогично обрабатывают светлый матричный опал. После окрашивания он неотличим от черного опала.

Есть еще один вариант окраски этого минерала. Отшлифуйте опал и заверните в бумажный лист, пропитанный черным машинным маслом.

Установите над огнем сетку и положите на нее сверток. Под воздействием жара листок обуглится, и опал впитает масло. Камень станет черного цвета.

Другие технологии обработки

Раковистая

Используют для декорирования мрамора, гранита, доломита. В камне вырезают впадины глубиной 2-3 мм.

Оплавленная

Изделие обрабатывают на термогазоструйном станке. Это улучшает цвет и фактуру минерала. Он выглядит оплавленным.

Скалистая

Породу камня скалывают с помощью клиньев. На поверхности обработанного изделия образуются хаотично расположенные впадины глубиной 05,-2 см.

Ультразвуковая

Самоцветы кладут в жидкую абразивную среду и пропускают через них высокоточные ультразвуковые волны. Метод используют для придания рельефа и удаления излишка породы.

Гравировка

На камень наносят рисунок или надпись гравером. Можно взять резцы по камню. Затем гравировку полируют войлочным диском.

А вам доводилось самостоятельно обрабатывать драгоценные камни?

Если статья понравилась, поставьте, пожалуйста, 5 звезд и поделитесь ссылкой в социальных сетях.

Источник

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста

Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.

Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.

Для этого нам понадобятся:

Читайте также:  Кран балка для трактора своими руками

Квадрант — инструмент, предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;

Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;

Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;

Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.

Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.

На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.

Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень. Для этого используем специальный клей-мастику.

Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок при получении основного профиля камня.

На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.

С помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли размер.

После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.

Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).

У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).

С помощью квадранта выставляем грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша. Мне удобнее начинать с павильона.

В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.

Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.

Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.

Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).

Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.

Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.

После нанесения верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют верхние и нижние клинья короны.

Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.

Полируем боковые грани коронки.

Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).

На выходе получаем прекрасный аметист ювелирного качества.

Источник

Оцените статью
Своими руками