- Нестандартное оборудование в работе современного учителя-логопеда
- Логопедический кабинет: оформление своими руками
- Направления работы
- Основные зоны кабинета
- Требования к кабинету
- Пособия и устройства по ФГОС
- Пример: пазлы своими руками
- Предметы для развития
- Что можно сделать своими руками
- Доска для рисования своими руками
Нестандартное оборудование в работе современного учителя-логопеда
Петрова Светлана Николаевна
Нестандартное оборудование в работе современного учителя-логопеда
Уважаемое жюри, добрый день! Я учитель-логопед МУ Центр «Стимул» Тутаевского муниципального района. Сегодня хочу с вами поделиться нестандартными технологиями, приемами, которые использую в своей логопедической практике. Основная ценность их – это высокая эффективность в коррекционно — развивающей работе.
Начну с высказывания философа ДенИ ДидрО: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового». Действительно, только находясь в постоянном активном поиске ища пути совершенствования и оптимизации коррекционного процесса, в каждодневной кропотливой работе, обретаешь необходимый, ценнейший опыт и профессиональное мастерство.
По меткому выражению Владимира Алексеевича Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». Каждое утро я начинаю с главного артикуляционного упражнения «Улыбка»: улыбнись себе, улыбнись другим, и мир улыбнётся тебе. А если артикуляционную гимнастику приправить наглядностью, в качестве эффективного коррекционного средства, то результат не заставят себя ждать. Вот только несколько нестандартных приемов:
— сказочный персонаж (лягушка-болтушка, бегемотик Жужа, с другом всегда легче двигаться дальше и все трудное кажется легким (демонстрация)
— логопедические пуговицы (логопед все-таки немного волшебник, чудесный мешочек всегда с ним) (демонстрация)
— липучки (одно из последних логопедических новинок, совмещаем развитие артикуляционной и мелкой моторики, эстетическое оформление пособий — прежде всего) (демонстрация)
— искатели (все дети по своей природе искатели, как интересно сначала обнаружить артикуляционную картинку в не совсем обычном месте, а уж потом выполнить упражнение) (демонстрация)
— совмещение развития артикуляционной моторики и мелкой моторики, это практическая находка учителя-логопеда (демонстрация прищепки,вешалка)
Но не каждый ребенок с легкостью идет на контакт, а помочь ему раскрыться, логопед может с первых минут. Для этого в моем кабинете находится сенсорная коробка с различными наполнителями (крашеные крупы, трубочки, гидрогель, песок, фасоль, помпоны….) Именно потому, что большинство современных детей испытывают нехватку разнообразных ощущений, так называемый сенсорный голод эта техника имеет неоценимый успех. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй. Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение зависит от возраста детей и лексической темы занятия.
Поддержать интерес и увлечь в занятие нам помогают камешки марблс (большие и маленькие, прозрачные и цветные, круглые и квадратные). Процесс развития и коррекции речи у детей с особыми образовательными потребностями не может проходить без игры. С этой целью мы изучили, адаптировали и применяем в своей работе игры с камешками, преследуя определенные коррекционные цели
1. Формируется правильный обхват кисти,
развиваются сложные координированные движения рук.
2. Развивается ориентировка на листе бумаги и в пространстве группы.
3. Автоматизируются поставленные звуки у детей.
4. Формируется анализ звукового и слогового состава слова.
5. Обогащается словарный состав.
6. Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.
7. Проводится профилактика дисграфии у детей.
8. Развивается фантазия и творческое мышление у детей.
Яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность коррекционного воздействия.Основные варианты их использования:
Заготовки со сказочным сюжетом (показ шаблонов, «Заплатки» (книга)
Использование деревянных основ (показ)
Игры на световом столе
Благодаря работе в центре психологической помощи, в окружении психологов не вольно применяешь их техники в своей логопедической практике. Так и родилось авторское пособие для развития внимания и автоматизации звуков «Сыщик», основанное на методе исследования внимания «Корректурная проба», которую создал Бенджамин Бурдон.И помогает решать множество задач:
Развитие внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения);
Автоматизация звуков (в изолированной позиции и словах, свистящих, шипящих, соноров);
Закрепление образа букв;
Расширение и активизация словаря по лексическим темам;
Развитие зрительного восприятия;
Развитие мелкой моторики;
Ориентировка на плоскости листа;
Воспитание положительного эмоционального настроя ребёнка на занятии.
Какой именно знак и что необходимо найти задается в инструкции, в соответствии с целью занятия и этапа коррекционного процесса.
С помощью этого многофункционального пособия автоматизация звука начинается уже с изолированной позиции (найди, назови, закрой). ищу в гидрогеле рыбу, закрываю Р. Переходя на этап автоматизации в словах используем, например, камешки марблс. закрываю ракету И отработку звука в словосочетании легко воспроизводим собаке кость. С помощью отгадывания загадок, обогащаем словарный запас. И не забываем о формировании правильного выдоха – пуговицы легко сдуть. Отработка предлогов тоже реализуется с помощью этого пособия. В настоящее представлен комплекс заданий на основные лексические темы. И адаптируется уже 3 года, постоянно совершенствуясь и дополняясь.
Нестандартным оборудованием, включенным в мои логопедические занятия, является использование головоломки танграм. Необходимость ее использования – это, прежде всего переключение деятельности ребенка в рамках одного занятия, а так же расширение современных приемов автоматизации звуков, обогащения словаря, развития мыслительных процессов. Разработаны схемы — шаблоны на основные лексические темы. Материал, из которого сделана головоломка разнообразен – бумага, магнит, дерево….
Применение нестандартного оборудования определено необходимостью повышения результативности в коррекционно-логопедической работы. Но прежде, всего, огромное счастье для меня это видеть сияющие глаза детей, научившихся правильно произносить звуки и улыбку на лицах благодарных родителей. В моих руках самое дорогое – дети, такие разные и непохожие друг на друга. К каждому из них нужно подобрать свой «ключик», (демонстрация дерев ключей) суметь увлечь, заинтересовать, завоевать доверие и любовь. И с помощью нестандартного оборудования я с уверенностью могу сказать, что смогла сделать это….
Если вы удачно выберете труд и вложите в
него свою душу, то счастье само отыщет вас.
«Лэпбук» в работе учителя-логопеда В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится.
«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда». Эссе МБДОУ детский сад 2-й категории №1 солнышко Эссе на тему «Моя педагогическая философия» Учитель – логопед : Жмаева Елена.
Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за год Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка.
Информационные компьютерные технологии в работе учителя логопеда В настоящее время происходит все большее увеличение влияния медиа — технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который.
Интеграция в работе учителя–логопеда ДОУ и воспитателя В детском саду достаточно долго существовала предметная система обучения, которая не являлось адекватной для детей дошкольного возраста,.
О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.
Экспериментальная деятельность в работе учителя-логопеда Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, но оптимизируют процесс коррекции речи.
Источник
Логопедический кабинет: оформление своими руками
Оформление логопедического кабинета в детском образовательном учреждении — это важная часть продуктивной работы педагога-логопеда. К кабинетам предъявляется ряд требований (санитарных, ФГОС и так далее), но они позволяют специалисту продумать оформление так, чтобы было удобно работать.
Направления работы
Оформление логопедического кабинета в детском саду, школе или центре развития детей должно соответствовать направлениям работы учителя-логопеда и целям занятий. В кабинете должна быть создана оптимальная коррекционно-развивающая среда и благоприятная психологическая атмосфера для плодотворной работы с детьми и успешного исправления или ослабления имеющихся нарушений.
Логопед проводит как индивидуальные коррекционные занятия, так и групповые, обследование детей с целью выявления нарушений и разработки индивидуальной программы коррекции, оказывает консультативную помощь родителям и педагогам. Оформление логопедического кабинета должно обеспечивать эти задачи. Так, необходимы информационные стенды для учителей, доступная полезная информация для родителей, зона коррекционной работы с детьми и так далее.
Для развития речевой деятельности активно используются все виды игр, поэтому помещение должно быть разделено на несколько зон для удобства работы. Как минимум необходимо оборудовать место для улучшения речевых навыков, что способствует нормализации работы голосового и дыхательного аппарата, координации, помогает совершенствованию мимической мускулатуры, что активизирует работоспособность мышечной ткани, а также нужна зона устранения психологических барьеров, которая способствует улучшению познавательных психических процессов.
Надлежащее оформление логопедического кабинета в школе и других государственных или частных образовательных учреждениях важно для формирования и усовершенствования речи. Занятия со специалистом позволят закрепить и расширить словарь по различным лексическим направлениям, стимулировать использование предложенных навыков словообразования и готовых конструкций.
Основные зоны кабинета
Оформление логопедического кабинета в обязательном порядке предполагает разделение на несколько зон.
- Зона коррекции звукопроизношения (должна быть оборудована методическими пособиями и зеркалами, необходимыми при дифференциации и автоматизации поставленных звуков).
- Зона диагностики и коррекции (столы для диагностики и индивидуальной работы, шкафы с дидактическим материалом, развивающими играми, специально подобранными с учетом особенностей детей по возрасту, а также по направлениям коррекционной работы).
- Зона консультативной работы с педагогами и родителями.
- Зона организационно-планирующей деятельности (необходима для обеспечения эффективной организации профессиональной деятельности). Здесь можно поместить график индивидуальной работы, полезные подсказки, список дел.
- Зона игровой терапии (сегодня активно используется арт-терапия, которая объединяет художественную деятельность детей, включая музыку и рисунок, поэтому желательно наличие в кабинете карандашей, фломастеров, бумаги, красок, пластилина и сопутствующих канцелярских товаров).
Любую из этих зон можно оформить своими руками, приложив немного усилий.
Требования к кабинету
Оформление логопедического кабинета в саду или школе определяется требованиями, предъявляемыми законодательством. Важнейшим условием эффективной организации учебно-воспитательного процесса является внедрение в работу современных интерактивных устройств, которые обеспечивают оперативную обработку информации.
Должны отсутствовать посторонние предметы, которые отвлекают от коррекционной работы. Оформление логопедического кабинета должно создавать у ребенка рабочее настроение, положительное отношение к учебному процессу, не вызывать дискомфорт. Это важное условие для обеспечения эффективности коррекционной работы.
Школьный кабинет обязательно должен соответствовать утвержденным санитарным нормам. Педагог не может самостоятельно удлинять продолжительность индивидуальных или групповых занятий. Производить различные сокращения тоже запрещено.
Пособия и устройства по ФГОС
В оформлении логопедического кабинета необходимо использовать рекомендованные пособия и устройства. Для формирования правильного звукопроизношения, например, пригодится комплект методических пособий и публикаций для работы с дыханием, надувные игрушки и специальные альбомы для дифференциации звуков.
Для изучения грамоты и лучшего понимания произношения необходимы азбуки, развивающие схемы и изображения. Для освоения компьютерной грамоты ФГОС рекомендует использовать интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд». Современные интерактивные доски, специальные картинки, сигнальные кружки, пособия для установления звука в отдельных словах и тому подобное необходимо для развития фонематического восприятия у ребенка.
Для развития зрительного внимания и памяти используются обычно различного рода игровые элементы, пазлы, разрезанные на части картинки различной конфигурации, сборные картинки, специальные карточки (пример выше — такие карточки можно сделать самостоятельно). Красочные сюжетные изображения и наборы текстов для пересказывания пригодятся в процессе формирования связной речи.
Нужны предметы для развития зрительной памяти и внимания, понадобятся различные игровые элементы, сборные пазлы и картинки, разрезанные картинки. Кроме красочных наглядных пособий, современный кабинет педагога-логопеда должен быть оснащен подходящей мебелью, игровыми устройствами, специализированной техникой, желательно наличие интерактивной доски и экранозвуковых средств обучения.
Пример: пазлы своими руками
Чтобы сделать простейшие пазлы, достаточно распечатать на плотном картоне (получится более долговечный материал, чем при печати на бумаге) необходимую картинку и разрезать на произвольное количество частей. Каждый пазл упаковать в бумажный конверт, на который для наглядности можно наклеить (напечатать) копию картинки, которая получится, если правильно собрать части.
Кстати, интересные пазлы можно сделать на основе палочек от эскимо (фото выше). Подходящую по размеру картинку можно распечатать, наклеить на деревянные палочки, а потом разрезать. Такие комплекты долговечны, изготовлены из натурального материала, их легко хранить.
Предметы для развития
Оформление кабинета логопеда должно представлять нечто среднее между детской комнатой и учебным классом. Это позволит создать самую продуктивную атмосферу для групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Для развития детей понадобятся:
- Зеркала. Способствуют развитию речевых навыков, так как позволяют наблюдать за мимическими и артикуляционными движениями. Пример интересного зеркала, которое можно сделать своими руками с помощью специального инструмента, можно увидеть ниже на фото.
- Мыльные пузыри, разнообразные вертушки (средства для развития речевого дыхания).
- Столы с игрушками, различающимися по цвету, весу, форме, размеру (развивают тактильные ощущения).
- Современные интерактивные устройства.
Что можно сделать своими руками
Многие наглядные пособия для оформления логопедического кабинета своими руками сделать очень просто. Это красочные таблицы со звуками, изображениями и полезной информацией. Отличная идея — магнитная или пробковая доска и набор карточек, чтобы можно было эффективнее заниматься с детьми и не захламлять кабинет большим количеством отвлекающих от работы таблиц.
Для оформления логопедического кабинета (фото помогут педагогу определиться с наилучшим вариантом) собственными силами можно закупить яркие кнопки для пробковой доски, картон и цветную бумагу для создания необходимых карточек (некоторые материалы лучше заранее распечатать на цветном принтере, а не рисовать самостоятельно), саму доску и рамку.
Доска для рисования своими руками
Из обычного куска фанеры с помощью специальной краски можно сделать доску для рисования мелом. Покупка готовой доски обойдется в круглую сумму, а ведь та, что сделана своими руками, ничем не отличается от фабричного варианта. Основу (это может быть даже обычный картон) нужно покрасить смесью следующих ингредиентов: одна столовая ложка воды, две столовые ложки алебастра, три столовые ложки черной акриловой краски.
Сначала нужно перемешать алебастр и воду в пропорции одна часть к двум, затем постепенно ввести эту смесь в краску. Если масса получится слишком плотной, можно добавить немного воды. Тут дело в том, что разные краски имеют различную плотность. Краска наносится на основу кисточкой. Делать все нужно достаточно оперативно, потому что состав быстро начинает густеть, что значительно осложняет работу.
Для долговечности лучше наносить три слоя краски. После высыхания нужно натереть доску мелом, а затем вытереть его сухим полотенцем. Это необходимо, чтобы закалить поверхность. Окрашенную основу желательно вставить в рамку, чтобы доска выглядела аккуратно.
Источник