Читательский дневник ученика по литературе в школе. Образец оформления, титульный лист, полные шаблоны в ворд
Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.
Читательский дневник ученика . Для чего нужен читательский дневник? Многие люди любят читать книги. Чтобы лучше осмыслить произведение и сохранить впечатление о прочитанном, часто заводят так называемые читательские дневники. Смысл читательского дневника в том, чтобы по прошествии времени человек смог вспомнить, какие книги он читал, каков их сюжет, главные герои и что человек переживал, когда читал книгу. Для школьника читательский дневник становится своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках литературы ученик с помощью дневника может вспомнить, какие книги он прочитал, кто главные герои книги и в чем основная мысль произведения. В начальных классах читательский дневник помогает развивать память ребенка, учит обдумывать и анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли. На первых порах родители должны помогать ребенку разобраться, где в произведении главные герои и какую основную мысль хочет донести автор. Для этого необходимо в мельчайших подробностях обсудить книгу. Это поможет школьнику не только быстро и правильно заполнить дневник, но и научит четко и ясно излагать свои мысли.
Каким будет читательский дневник?
Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости. За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.
Титульный лист
Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.
Содержание
Для содержания читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок, можно оставить одну или две страницы в начале дневника.
Разворот дневника
Начиная со 2-3 страницы можно продумать общее оформление — рамки колонок, шрифты заголовков, логотип. Отзывы о книгах пишут синей пастой, а заголовки и подчёркивания можно цветной.
Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»
Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.
Пример оформления колонок читательского дневника
Дата
ФИО автора
Название произведения
Главные герои
Основная мысль произведения
Источник
Шаблоны читательских дневников
Многие люди ведут читательский дневник. Особенно он актуален в начальной школе, так как это еще один из способов улучшить технику чтения. Форма ведения дневника от класса к классу может усложняться. Все зависит от требований учителя.
В данной статье мы предложим шаблоны оформления читательского дневника и его обложки.
С точки зрения учителя: Зачем вести читательский дневник?
Ведение читательского дневника в начальной школе, следуя списку литературы на лето, заставляет ученика ответственно подойти к выполнению задания, так как осенью заполненный дневник необходимо будет предъявить учителю и одноклассникам.
С помощью дневника легко оценить количество прочитанных книг ребенком и улучшить технику чтения.
Идет расширение словарного запаса словами, которые встречаются в произведения при чтении.
Подход ребенка к ведению и оформлению читательского дневника говорит об отношении к заданию на лето.
Ведение дневника развивает грамотность, оформление читательского отзыва требует внимательности и орфографической зоркости.
С точки зрения ученика: Зачем вести читательский дневник?
Читательский дневник для ребенка – это шпаргалка, с помощью которой он легко вспомнит какие книги прочитал, героев произведения и суть сюжета.
Шаблон оформления читательского дневника
Не у всех есть возможность или желание покупать готовый читательский дневник в магазине. Достаточно использовать обычную тетрадь в клетку или блокнот. Плюс этого варианта в том, что он будет индивидуален. Кроме стандартных колонок можно рисовать в дневнике и ставить тайные знаки, выписывать цитаты и фразы, создавать кроссворды, сочинять загадки, писать рецензии или письмо любимому писателю.
Читательский дневник своими руками
Однако можно пойти более простым путем и скачать шаблоны читательского дневника. Предлагаем некоторые из них.
Шаблон читательского дневника #1
Шаблон читательского дневника #2
Шаблон читательского дневника #3
Шаблон читательского дневника #4
Обложка читательского дневника
Любой читательский дневник начинается с титульного листа или обложки.
Обложка читательского дневника содержит основную информацию: фамилия и имя ученика, номер школы и класс. Оформление зависит от творческих возможностей ученика, однако, как и сам читательский дневник, готовый шаблон титульного листа (обложки) можно скачать шаблоны обложки читательского дневника (12 штук).
Обложка читательского дневника #1
Обложка читательского дневника #2
Обложка читательского дневника #3
Обложка читательского дневника #4
Предлагаем скачать уже готовый заполненный читательский дневник ученика 2 класса с характеристикой прочитанных произведений (автор, название, жанр, главные герои, краткое содержание, основная мысль). Ниже приведено содержание 47 произведений для внеклассного чтения подробно описанных в дневнике:
Пример читательского дневника ученика 2 класса
Русская народная сказка о животных «Лиса и тетерев»
Русская народная сказка о животных «Лиса и журавль»
Русская народная сказка о животных «Петушок и бобовое зернышко»
Русская народная сказка о животных «Петушок и бобовое зернышко»
Бытовая народная сказка «У страха глаза велики»
Бытовая народная сказка «Каша из топора»
Народная волшебная сказка «Гуси-лебеди»
Народная волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Авторская волшебная сказка «Кот в сапогах»
Сказка «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен
Рассказ «Котенок» Л. Н. Толстой
Сказка о животных «Мафин печет пирог» Энн Хогарт
Рассказ «Волшебное слово» В. Осеева
Сказка в стихах «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин
Стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» А.С. Пушкин
Литературная волшебная сказка «Девочка Снегурочка» В. Даль
Басня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылов
Басня «Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов
Басня «Ворона и лисица» И.А. Крылов
Рассказ о детях «Совесть» А. Гайдар
Рассказ-притча о детях «Сыновья» В. Осеева
Литературная сказка о животных «Храбрый утенок» Б. Житков
Рассказ о детях «Живая шляпа» Н. Носов
Стихотворение «Что красивее всего» Б. Заходер
Сказка в стихах, небылица «Путаница» К. Чуковский
Рассказ «Стальное колечко» К. Паустовский
Стихотворение «Кот и лодыри» С. Маршак
Рассказ о детях «Заплатка» Н. Носов
Рассказ о детях «Обыкновенный великан» В. Медведев
Рассказ о животных «Кот Иваныч» Г. Скребицкий
Стихотворение «Мой щенок» С. Михалков
Рассказ о детях «Елка» М. Зощенко
Литературная волшебная сказка «Цветик-семицветик» В. Катаев
Литературная сказка о животных «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
Рассказ о детях «Аришка-трусишка» В. Бианки
Авторская сказочная повесть «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенский
Литературная сказочная повесть «Дядя Федор, кот и пес» Э. Успенский
Авторская сказочная повесть «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носов
Сказочное стихотворение «Федорино горе» К. Чуковский
Литературная сказка в стихах «Мойдодыр» К. Чуковский
Сборник коротких рассказов о детях «Денискины рассказы» В. Драгунский
Поэма «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак
Стихотворение «Чистописание» С. Михалков
Стихотворение «Дядя Степа» С. Михалков
Стихотворение «А что у вас» С. Михалков
Стихотворение «Неумейка» Я. Аким
Рассказ о детях «Чук и Гек» А. Гайдар
Источник
Как сделать и красиво оформить своими руками читательский дневник
Чтобы ребенок лучше запоминал прочитанное, ему нужно вести читательский дневник. Красиво оформить его своими руками может каждый человек. Для его ведения используют обычную тетрадь. Для украшения понадобятся цветные карандаши и ручки, наклейки, краски. Можно взять готовые шаблоны для разлиновки страниц.
Блоки информации
Прежде чем начинать делать читательский дневник своими руками, нужно определиться, какая информация в него вносится. Примерный перечень:
автор и название произведения;
характеристика героев;
краткое содержание сюжета;
впечатления от прочитанного.
В старших классах может добавляться информация о жанре произведения, ключевых моментах, особенностях эпохи. Существует несколько ведения читательского дневника:
отчет о прочитанных произведениях — заполняется вместе с родителями;
учет пройденной литературы — краткий перечень из названий книг и дат;
шпаргалка с небольшим анализом каждого произведения.
Сделать читательский дневник может каждый. Его можно вести для собственного удовольствия, в таком случае его оформление произвольное. Некоторые добавляют цитаты, запомнившиеся эпизоды.
Титульный лист
На обложку дневника наклеивают картинку с любимым персонажем, книгами или любую понравившуюся. Некоторым нравятся лаконичные дизайны, в таком случае достаточно сделать надпись «читательский дневник». Ее можно украсить рамочкой — для выделения используют маркеры, карандаши, фломастеры.
Первый лист в тетради — титульный. На нем записывается информация о владельце — ФИО, класс и номер школы. Иногда добавляют данные учителя по русскому языку и литературе (начальных классов — для учеников младшего школьного звена).
Свободное пространство украшают картинками — их распечатывают или вырезают из ненужных журналов. Можно взять изображения книг, письменных принадлежностей и других тематических предметов. Узоры рисуют карандашами или гелевыми ручками. Популярная техника «дудлинг» предполагает рисование простых фигур из точек, переплетенных линий. Они простые и их может изобразить каждый.
Можно распечатать антистрессовые раскраски — они детализированные, и расписать их на свое усмотрение. После чего вклеить в дневник и не бояться проявлять фантазию.
Еще один вариант оформления — техника «скрапбукинг». Она предполагает использование специальной красочной бумаги — это позволяет сделать фон странички необычным. Можно дополнительно прикреплять брадсы, топсы, ленточки и другие элементы декора.
Содержимое дневника
Для заполнения лучше использовать разворот тетради. Его делят на столбцы и их количество зависит от числа блоков. На информацию о произведении оставляют немного места, большое пространство потребуется для краткого содержания и отзыва.
Названия столбцов выделяют цветными ручками или маркерами. Можно использовать небольшие отрезки бумаги для скрапбукинга. На них также записываются названия столбцов.
Свободное пространство украшают узорами, наклейками, рисунками. Не стоит бояться проявлять фантазию и подходить к оформлению нестандартно. Например, цитаты можно заключить в «облачка», а ключевые эпизоды выделять цветными рамками.
Старшеклассник может попробовать составить инфографику. Через графики можно отразить количество прочитанных книг, скорость чтения, жанры и другую информацию. Это позволяет учиться анализировать данные и сортировать их.
Дневник можно вести в электронной форме. Для этого есть несколько основных вариантов — презентации, графические и текстовые документы. В каждом случае можно сделать красивые страницы.
Для создания презентации используют программу PowerPoint. Каждый слайд украшают разными элементами, можно вставлять таблицы, цитаты, картинки. Word позволяет вести обычный текстовой дневник. Достаточно разделить страницу на столбцы и заполнять его также, как и бумажный.
Графический редактор предоставляет больше возможностей для оформления страниц. Можно добавлять фоны, иллюстрации, делать рисунки, использовать шрифты. Но применение таких программ требует серьезных знаний.
Красивый и оригинальный читательский дневник позволяет сохранить эмоции от прочитанного и вести учет изученной литературы. Для его оформления можно использовать разные материалы. Главное, подходить к этому творчески.