Иконы своими руками: как сделать по фотографии и что следует учитывать при создании икон (85 фото)
Русь-матушка всегда славилась своими мастерами и народными умельцами. Особенно почитались иконописцы. Икона – это святыня, для изготовления которой нужно было получить благословление в церкви. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но, тем не менее, при изготовлении иконы своими руками нужно обязательно соблюдать определенные заповеди. Это символ Веры в Бога, поэтому нужно обязательно прочитать молитву и с Божьей помощью приступать к работе.
Люди по-разному приходят к Богу. Некоторые ощущают потребность в написании икон после продолжительной болезни, когда Всевышний даровал исцеление. Главное, чтобы это не было кощунством.
Краткое содержимое статьи:
Как сделать икону своими руками из фотографии
Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.
Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.
Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:
Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.
Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.
Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.
Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.
Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.
Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.
Как сделать икону под старину
Икону «Матерь Божья с рукой» будем делать на дереве:
- Деревянная доска или фанера покрывается морилкой.
- После высыхания наносится слой белой краски.
- Затем можно покрыть серебряной или золотой краской.
- Наносится тонкий слой красной краски, но это делается при желании. Можно оставить как есть. Сквозь слой красной краски должна проступать золотая или серебряная основа.
- Приложить газету к влажной краске и быстро снять.
- Так нужно сделать несколько раз. Это дает эффект «состаривания».
- Сверху нужно еще раз тонким слоем нанести позолоту и лак.
- После высыхания наклеивается вырезанное изображение иконы. Можно применить предыдущие методы наклеивания.
- Все покрывается слоем прозрачного лака.
Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.
Иконы бисером
Многие спрашивают, как сделать икону своими руками при помощи бисера. В этом нет ничего сложного:
- В магазинах по рукоделию продаются прекрасные готовые наборы для вышивания бисером на ткани. Особой популярностью пользуется икона «С младенцем на руках».
- Есть много изображений, нужно выбрать то, к которому потянулась душа.
- При вышивании бисером картина напечатана на холсте с уже готовой схемой.
- Бисер тоже уже подобран.
- Подробно описана техника вышивания.
- Прилагается специальная тонкая игла.
- Бисер нужно рассыпать в специальные маленькие емкости, которые продаются в том же магазине. Для каждого цвета будет своя закрывающаяся ячейка.
- Вышивать удобно на специальных пяльцах.
- Важно, чтобы было хорошее освещение.
Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.
Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.
Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.
При чтении молитв мысли приходят в гармонию, тревоги отступают прочь. Очень важен внутренний настрой. Нужно просить у святых помощи и исцеления для себя и своих близких. Молитвы ваши будут услышаны, а вы получите утешение.
Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.
Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.
Икону можете подарить или оставить у себя.
Поделки своими руками – это прекрасное хобби, которое дарит радость не только для себя, но и для близких людей. Теперь вы можете поделиться сувенирами с друзьями, сделать им подарки.
Источник
Мастер – класс икона Святой целитель Пантелеймон
Иконописание – работа кропотливая и трудоемкая, но при желании ее можно освоить. Если вы любите рисовать, усидчивы и восприимчивы ко всему новому, то этот мастер – класс вам понравится.
Для того, чтобы начать работу, нужно приобрести все необходимое, а именно:
— деревянную доску (размер на ваше усмотрение), вполне подойдет разделочная досочка без ручки;
— краски гуашевые;
— кисти разных размеров;
— клей ПВА;
— лак по дереву, желательно матовый;
— шкурку;
— белую акриловую краску.
1. Для начала нам нужно подготовить доску. Для этого ее необходимо тщательно ошкурить и загрунтовать белой акриловой краской.
Грунт накладывается в два – три слоя. Каждый слой просушивается и ошкуривается. Когда поверхность доски будет идеально ровная можно приступать к рисованию.
2. Можно делать список с настоящей иконы или взять картинку из интернета. Простым карандашом делаем прорись рисунка.
Если самостоятельно сделать ее не получается, стоит воспользоваться калькой. Приложите кальку к рисунку, аккуратно обведите. А затем переведите на доску. Однако, в этом случае нужно подбирать досочку под размер рисунка.
3. Контур рисунка следует аккуратно обвести коричневой краской. Важно: краску необходимо смешивать с водой и клеем ПВА. А делать это нужно для того, чтобы не смывался нижний слой красок.
4. Закрашиваем работу краской цвета охра, как показано на рисунке. Не забывайте добавлять воду и клей.
5. На данном этапе нам предстоит залить контур цветом. Важно брать не просто цвет, а самый темный тон краски. Например, когда мы закрашиваем лик (лицо), то берем самый темный цвет, в данном случае – коричневый. Позже, мы будем высветлять икону.
6. Мы подошли к самому сложному этапу нашей работы. Нам предстоит тщательно прорисовать каждый фрагмент и высветлить все детали рисунка. Лучше начать с лика. Для того, чтобы высветлить темный лик, нужно взять краску более светлого тона и накладывать несколько слоев в области лба, щек, носа. Затем прорисовать глаза, губы, брови. Такую же работу проделываем со складками на одежде. Темные места высветляем более светлой краской. Клей добавлять обязательно, иначе предыдущие слои начнут смываться. Когда работа проделана, нужно сделать рамочку. Для того, чтобы кистью провести ровную линию, нужно положить две крышки от гуаши на доску, сверху линейку и провести линию. Если линия получилась слишком бледной, повторите еще раз.
7. В завершении работы мы сделаем надпись на иконе и покроем рисунок лаком. Лак спрей можно наносить с расстояния 20-30 см в два – три слоя. Когда работа просохнет ее нужно отнести в храм и освятить. Бог в помощь!
Источник
Написание голов и ликов
Особо следует остановиться на писании голов. Ведь от того, как написана голова святого, во многом зависит не только эстетическая, но и духовная сторона иконы.
Раньше, до революции, не каждый мастср-иконописец мог написать икону полностью, от начала и до конца. Часто в иконописных артелях было разделение труда: одни мастера писали все, кроме лица («лика»), и назывались «доличниками», а другие писали только лики и назывались «личниками». Третьи занимались золочением икон («позолотчики»).
Как было сказано ранее, основной цвет головы – санкирь – прокладывается в процессе роскрыши, по нему с помощью высветлений проводится условная лепка головы. Эти высветления принято называть «плавями».
Подробное описание процесса выполнения иконописной головы оставил нам мастер палехской лаковой миниатюры Н.М.Зиновьев. Он представил этот процесс в следующей последовательности. После описи на самых выпуклых местах головы – на лбу, скулах, на носу, на волосах – белилами выполнялись небольшие линии – «движки», определяющие места будущих плавей.
Для нанесения первой плави мастер на основе охры светлой, белил и киновари составлял желтоватый (телесный) цвет.
Он был значительно светлее санкиря, и им проплавлялись самые выпуклые места лба, носа, щек, губ, подбородка, шеи и других частей головы. Первая плавь называлась «охрением» или «вохрением» (в старые времена охра называлась вохрой).
Вторая плавь – «румянцы» – составлялась из киновари, которая очень жидко разводилась водой. Румянцы наплавлялись на надбровных дугах, щеках, губах, на кончике носа, слезничках, на мочках ушей. Румянцы наносились с таким расчетом, чтобы они были видны после проведения последующих плавей.
Третья плавь проводилась жидко разведенной жженой умброй. Этим составом приплавлялись зрачки глаз, брови, усы, борода и волосы.
Четвертая плавь называлась «подбивкой». Мастер соединял санкирь и первую плавь – охрение, образуя при этом общий полутон головы. Подбивка составлялась из охры и киновари. Белила в этом случае не добавлялись, так как они дают белесость, которую трудно соединить с санкирем.
Пятая плавь называлась «сплавка». Она выполнялась тоном несколько темнее первой плави (охрения), но светлее подбивки. Сплавкой объединялись все предыдущие плави в общий тон. Она состояла из светлой охры, белил, киновари и кармина, если тон лица имел светло-розовый оттенок. Для загорелого лица сплавка делалась из охры, киновари и небольшого количества белил с кармином. Изнуренное лицо изображалось сплавкой из охры, кармина, белил с небольшим добавлением ультрамарина. Она должна быть так положена, чтобы все предыдущие плави просвечивали сквозь нее.
Этим же тоном делаются блики на самых выпуклых, самых светлых частях прядей темных волос.
Шестая плавь составлялась несколько светлее сплавки и накладывалась на самых выпуклых местах лица, а также на глазах.
После проведения всех указанных плавок голова могла иметь дробный вид. Чтобы ликвидировать этот недостаток, мастер составлял красочный тон из охры темной с незначительной примесью сажи и киновари, и этим тоном проплавлялась вся голова. Проплавлять старые мастера могли и тоном санкиря. Эту плавь выполняли особенно осторожно, чтобы не размыть ниже лежащие слои красок.
После проведения указанных плавок мастер жженой охрой восстанавливал опись всех черт лица, пряди волос и бороды.
Для выявления условного объема притеняли брови и глазные впадины. Обычно это производили жженой сиеной, обладающей легкостью и прозрачностью.
Черной краской на глазах писался зрачок. Интересно, что зрачок старые мастера писали не круглым, а овальным, в некоторых случаях даже почти треугольной формы, который касался верхнего века одним из своих углов. Для усиления выразительности по белку глаз делали отметки белилами с охрой. Губы слегка приплескивали жидким кармином, киноварью или красной охрой. Выполнение линий бровей, волос и глаз с целью выразительности производили живо и с нажимом. Сначала их намечали тонко и осторожно, но с последующим усилением. В середине линии делали нажим, а в начале и в конце линии утоньшались. Брови изображались двумя-тремя параллельными линиями с утолщением в центре. Они начинались от переносья, от так называемой «носовой птички» (рис. 18).
В течение веков в иконописном искусстве выработался определенный перечень образов святых, пророков, служителей церкви, которые многие годы сохраняют один и тот же облик (рис. 19).
Рис. 19. Характерное написание образов святых: ангела, Сергия Радонежского, Иоанна Златоуста, апостола Петра, Мельхиседека, Соломона, Василия Великого, Николая Мерликийского, Иоанна Предтечи.
Лексикон иконописцев традиционно хранит названия встречающихся в иконах бород по цвету: черные, русые и седые. По форме: широкие, круглые, «с косичками», кудреватые, длинные, свешивающиеся с ушей, раздвоенные. Это – характерные формы бород Спаса, Златоуста, Предтечи, Николая, Сергия и других. Причем каждый вид выполнялся в определенном стиле. Так, бороды Спаса и Предтечи расписывались сажей, высветлялись на выпуклых прядях волос и притенялись коричневой жидкой краской. Русые волосы перед описью приплескивались коричневой краской. Для притенения мастера применяли сиену жженую, умбру, иногда с добавлением зеленого цвета. Высветления на прядях выполнялись парными штрихами, которые вписывались между темными линиями описи. Линии светлых штрихов также писались с нажимом посередине. Они объединялись между собой приплавками светлым тоном по середине и ослаблениями света по краям. Седые волосы иногда перед описью покрывались полностью серым тоном, составленным из белил и сажи. Этот тон в старые времена называли «ревтью». Разделка седых волос заключается в том, что светлые черточки-волоски по два, по три или даже по четыре наносились в разных направлениях, создавая этим растрепанные пряди волос.
Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.
Источник