Мастер-класс. Ненецкие национальные украшения
Светлана Ульяновская
Мастер-класс. Ненецкие национальные украшения
Северные народы издавно славились своими народными промыслами. Работа с мехом, костью, резьба по дереву, декоративно-прикладное искусство вызывают восхищение.
Мы живем в Ненецком автономном округе и в работе с дошкольниками активно используем региональный компонент. Однако чтобы научить чему-либо детей, воспитатель сам должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Так появилась идея организовать и провести мастер-класс для педагогов «Национальные ненецкие украшения» при участии мастеров музейно-выставочного центра.
Работы наших педагогов получили заслуженную оценку со стороны преподавателей.
А я хочу провести небольшой мастер-класс для вас, дорогие коллеги.Для работы нам понадобится: картон, кожа, небольшие кусочки меха с ног оленя (камус), клей «Момент», ножницы, шаблоны, гелевая ручка, шнур, бусины. Итак, начинаем. Полоски меха слегка смачиваем водой и даем немного полежать.
Используя шаблоны, вырезаем три круга разного диаметра (5, 4, и 3см) и небольшой полумесяц (заготовка для волос) из картона.
Берем меховые полоски и начинаем их закруглять, слегка растягивая мездру.
После этого клеем «Момент» приклеиваем мех к большому кругу из картона. Излишки меха убираем ножницами.
Маленький картонный круг приклеиваем в центр для прочности.
Из кожи светлого оттенка по шаблону вырезаем средний круг – для лица, а также из кусочка темной кожи вырезаем полумесяц для волос. Можно использовать ножницы — зигзаг. Наклеиваем лицо и волосы.
С обратной стороны приклеиваем шнур для подвески, три тонкие полоски кожи с продетыми бусинами. И закрываем все большим кружком кожи, приклеивая все на клей.
Черной гелевой ручкой рисуем глаза, нос, брови; красной – ротик. Щечки приклеваем из красной кожи, можно использовать сукно красного цвета. Подвеска
готова. Такое украшение прекрасно сочетается с трикотажным нарядом.
Аналогично, но используя бисер, пайетки, бусины и сукно можно изготовить брошь.
План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.
«Желтые хризантемы». Смешанная техника вышивания Заняться вышиванием я мечтала давно, но как-то все не хватало времени. Традиционно вышивать крестиком я, конечно, умела, но хотелось попробовать.
Источник
Делаем ненецкий оберег
Делаем ненецкий оберег
Фото: Раиса Сергеева
– Испокон веков у ненцев существует традиция украшать одежду и обувь орнаментом, – рассказывает Р. Сергеева. – По орнаменту можно узнать много: социальный статус человека, род занятий, семейное положение.
Наши предки придавали орнаменту свойства оберегов и роль магической защиты самого предмета и его владельца. Хозяйки украшали орнаментом обувь (кисы) и верхнюю одежду (малицу и ягушку). В узорах изображали растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Такие рисунки, считали они, не дают злым духам приблизиться к человеку и привлекают добрых покровителей.
Для мастер-класса Раиса выбрала оберег с ненецким орнаментом «взлетающая птица» (чинтана няпы), символизирующим мужество, свободу и мастерство.
Нам понадобится:
сукно приборное (красное и желтое) – 10х10 см;
картон – 10х10 см;
кожа – 10х10 см;
разноцветный бисер;
бусины – 3 шт.;
канцелярские и фигурные ножницы;
иголка, нитки;
лист бумаги в клетку;
клей «Момент»;
тесьма (атласная лента) – 90 см;
олений мех.
На бумаге рисуем эскиз орнамента, наклеиваем его на красное сукно и вырезаем по контуру. Из желтого сукна фигурными ножницами вырезаем круг диаметром 6 см. Орнамент пришиваем в центре желтой заготовки швом через край.
Из картона вырезаем круг диаметром 6 см. С лицевой стороны будущего медальона наклеиваем по краю ровную тонкую полоску оленьего меха и в середину – нашу желтую заготовку.
Для изготовления декоративных подвесок нанизываем на нитку одну бисеринку (она не позволит бусине соскользнуть с нити), далее складываем нить вдвое и нанизываем остальные элементы подвески: большую бусину и бисер, чередуя цвета так, как вам нравится. Подвесок должно быть три.
С обратной стороны медальона приклеиваем к картонной заготовке концы тесьмы (ленты), чтобы получилась петля, и подвесок.
Из кожи вырезаем круг диаметром 6 см и клеим его на тыльную сторону медальона.
Наш оберег готов.
Источник
Делаем ненецкий оберег
Делаем ненецкий оберег
Фото: Раиса Сергеева
– Испокон веков у ненцев существует традиция украшать одежду и обувь орнаментом, – рассказывает Р. Сергеева. – По орнаменту можно узнать много: социальный статус человека, род занятий, семейное положение.
Наши предки придавали орнаменту свойства оберегов и роль магической защиты самого предмета и его владельца. Хозяйки украшали орнаментом обувь (кисы) и верхнюю одежду (малицу и ягушку). В узорах изображали растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Такие рисунки, считали они, не дают злым духам приблизиться к человеку и привлекают добрых покровителей.
Для мастер-класса Раиса выбрала оберег с ненецким орнаментом «взлетающая птица» (чинтана няпы), символизирующим мужество, свободу и мастерство.
Нам понадобится:
сукно приборное (красное и желтое) – 10х10 см;
картон – 10х10 см;
кожа – 10х10 см;
разноцветный бисер;
бусины – 3 шт.;
канцелярские и фигурные ножницы;
иголка, нитки;
лист бумаги в клетку;
клей «Момент»;
тесьма (атласная лента) – 90 см;
олений мех.
На бумаге рисуем эскиз орнамента, наклеиваем его на красное сукно и вырезаем по контуру. Из желтого сукна фигурными ножницами вырезаем круг диаметром 6 см. Орнамент пришиваем в центре желтой заготовки швом через край.
Из картона вырезаем круг диаметром 6 см. С лицевой стороны будущего медальона наклеиваем по краю ровную тонкую полоску оленьего меха и в середину – нашу желтую заготовку.
Для изготовления декоративных подвесок нанизываем на нитку одну бисеринку (она не позволит бусине соскользнуть с нити), далее складываем нить вдвое и нанизываем остальные элементы подвески: большую бусину и бисер, чередуя цвета так, как вам нравится. Подвесок должно быть три.
С обратной стороны медальона приклеиваем к картонной заготовке концы тесьмы (ленты), чтобы получилась петля, и подвесок.
Из кожи вырезаем круг диаметром 6 см и клеим его на тыльную сторону медальона.
Наш оберег готов.
Источник
Мастер-класс «Изготовление ненецкого оберега «Северное сияние»
«Изготовление ненецкого оберега «Северное сияние»
Тема: Изготовление ненецкого оберега «Северное сияние».
Цель: формирование умений выполнения изделия по замыслу путём изготовления оберега «Северное сияние» в соответствии с традиционным ненецким оберегом.
1. Познакомить с технологией изготовления сувенира при помощи технологической карты и схемы.
Познакомить с легендой возникновения северного сияния.
Знакомить детей с традициями коренных народов Севера – ненцев, их культурой .
Развивать у обучающихся образное мышление, внимание, творческие способности, мелкую моторику рук.
Прививать трудолюбие, аккуратность, умение доводить дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.
Формировать навыки самостоятельности.
Методы и приёмы обучения :
Наглядные: показ презентации, технологическая карта, демонстрация оберега.
Словесные: рассказ, беседа, вопросы, практические и игровые приемы.
Практические: самостоятельное изготовление оберега.
Оборудование и материалы: картон, кожа, мех, бисер, нитки, иголка, клей ПВА, технологическая карта, образец изделия.
Технические средства: мультимедиа проектор.
Дата проведения: 08.02.2017 г.
Место проведения: объединение «Радуга ремёсел».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему « Изготовление ненецкого оберега «Северное сияние».
Знакомясь с различными педагогическими технологиями, я пришла к выводу, что концепция воспитания и обучения с использованием личностно -ориентированных технологий, основанных на постановке личности ребёнка в центр всей воспитательной — образовательной системы; гуманистической ориентации воспитания, формирования общечеловеческих ценностей, возрождении русских национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания способствует развитию творческих способностей ребёнка, его индивидуальности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития, реализации его природных потенциалов.
Целью нашего МК является изготовление ненецкого оберега «Северное сияние» из бисера, кожи и меха .
Сообщение нового материала.
Первые обереги появились ещё в языческие времена, когда люди покланялись богам, верили в домовых и в защитные силы простых и привычных вещей подковы, веника, душистых трав, которые приносят удачу и способны уберечь от бед и болезней. Вера наших предков в магические силы окружающих предметов сохранилась в нас до сих пор. Существует опредёлённое правило создания оберегов, но в основе всех секретов лежит любовь. Для изготовления оберегов используются только природные, натуральные материалы. Они, прежде всего, безопасны для человека. Наш оберег «северное сияние» считается у ненецкого народа оберегом на удачу. В жилице его подвешивали на шест, женщины украшали им меховые шапки, так же вплетали в косы. Детям постарше вешали на шею, а маленьким совсем украшали люльку в изголовье. Мужчины носили на поясе и всегда брали этот оберег на охоту.
— Я хочу, вас познакомить с легендой как появилось сияние в северном небе:
Легенда «северное сияние»
Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный — в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело – не найти уже потерявшую собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел ему поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол всё летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костёр, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.
Знакомство с технологической картой.
Сегодня я предлагаю каждому из вас сделать свой оберег «Северное сияние» Работать вы будете по технологической карте, в которой описан порядок работы. Я покажу некоторые приемы работы и дам советы:
Сначала подготавливаем необходимые детали для оберега (вырезаем круг из картона, 1 круг из фетра, полоску меха шириной 0,2-0,5 мм).
На круг из картона приклеиваем полоску меха по кругу.
Набираем цветной бисер на проволоку по кругу 3-5 рядов.
Приклеиваем набранный бисер в центр, так что бы были закрыты края меха.
На обратную сторону оберега пришиваем заранее набранную нить из бисера.
Большой круг из фетра приклеиваем на обратную сторону оберега
4. Практическая работа.
Я предлагаю вам самим изготовить ненецкий оберег. Перед вами лежат технологические карты с последовательностью выполнения этой работы. Приступаем к выполнению.
5. Анализ работ. Итог занятия.
— У нас получились такие замеч ательные ненецкие обереги . Вы можете продемонстрировать друг другу. Если вам понравился мастер — класс и вам легко работалось, вы можете положить улыбающийся смайлик и если вам не понравилось, то угрюмый смайлик.
— Вот и подошел к концу наш мастер-класс по изготовлению ненецкого оберега «Северное сияние». Думаю, этими знаниями вы обязательно воспользуетесь, когда будете заниматься у себя с детьми или поделитесь с другими.
— Всем большое спасибо за хорошую продуктивную работу ! До свидания!
Источник
Мастер-класс «Изготовление ненецкого оберега «Солнышко»
Цель: расширить знания детей о традициях северных народов, развить навыки изготовления оберегов.
Задачи:
— познакомить с технологией изготовления ненецкого оберега «Солнышко»;
— рассказать сказку-легенду о Солнце;
— развивать познавательную активность детей, внимание, наблюдательность;
— закрепить практические навыки изготовления оберега;
— воспитывать любовь к родному краю.
Методы и методические приемы: словесный, наглядно-иллюстративный, творческая работа.
Инструменты и материалы: картон, простой карандаш, красный фломастер, ножницы, иголка, нитки желтого цвета, фетр желтого и красного цвета, пайетки, бисер, мех, ленточка, клей «Момент».
Наглядные пособия: технологическая карта изготовления ненецкого оберега «Солнышко»; мини-выставка оберегов коренных народов Ямала.
Технические средства: мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Изготовление ненецкого оберега «Солнышко»»
Предмет (направленность): краеведение.
Возраст детей: 5 — 6 лет.
Место проведения: Краеведческий музей.
Цель: расширить знания детей о традициях северных народов, развить навыки изготовления оберегов.
— познакомить с технологией изготовления ненецкого оберега «Солнышко»;
— рассказать сказку-легенду о Солнце;
— развивать познавательную активность детей, внимание, наблюдательность;
— закрепить практические навыки изготовления оберега;
— воспитывать любовь к родному краю.
Методы и методические приемы: словесный, наглядно-иллюстративный, творческая работа.
Инструменты и материалы: картон, простой карандаш, красный фломастер, ножницы, иголка, нитки желтого цвета, фетр желтого и красного цвета, пайетки, бисер, мех, ленточка, клей «Момент».
Наглядные пособия: технологическая карта изготовления ненецкого оберега «Солнышко»; мини-выставка оберегов коренных народов Ямала.
Технические средства: мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение.
I. Организационный момент
Добрый день, родители, ребята!
Я рада вас приветствовать в Доме детского творчества. Сегодня я с вами проведу мастер-класс. А название его подскажет загадка. Слушаем внимательно:
«Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит.
Как мячик круглое.
Как тыква желтое» (Солнце).
— Молодцы ребята! Правильно ответили – это солнце.
Тема нашего мастер-класса– «Изготовление ненецкого оберега «Солнышко».
II. Теоретическая часть.
Утром проснулись, и каждый из вас улыбается солнышку. Когда за окном светит солнце, то и настроение у всех хорошее. Каждый из вас любит поиграть в солнечного зайчика.
После долгой полярной ночи наступает долгожданный день. Солнце очень яркое, вокруг еще лежит снег. И только, у нас на Крайнем Севере, среди зимы одевают люди солнцезащитные очки. Идешь по городу, и снег сверкает на солнце словно бриллиант.
Благодаря солнцу существует и жизнь на Земле: живет человек, зеленеет травка, появляются листики на деревьях, цветут цветы, созревают овощи и фрукты, поют птицы, обитают животные.
Вначале нашего занятия я предлагаю послушать сказку о том, как в северном небе появилось солнце.
«Сказка о солнце»
Давным-давно была на севере страна, где не светило солнце. И луна не светила. Совсем темная была страна. Только звезды виднелись в черном небе. Но от звезд, какой свет? Почти никакого. Одно мерцание…
Черное небо висело над страной, и так было темно, что люди различали друг друга по голосам. И огня не знали люди Темной страны. Жили они в землянках из дерна и прутьев, утепляли эти жилища как могли– землю насыпали, мхом утыкали.… Но все равно дрожали от холода, потому что в Темной стране всегда дул лютый ветер с холодного моря, глухо закрытого льдом. Худо было людям в Темной стране. Совсем худо. И была в Темной стране высокая круглая гора.
Полнеба закрывала круглая гора, никто никогда не видел, какие звезды светят по ту сторону круглой горы…
Но люди только слыхали про все это – не было у них самих, ни оленей, ни домов, и ели они только рыбу, которую вытаскивали из-под черного льда. Так жили люди в Темной стране тысячу лет. И еще тысячу. И еще тысячу лет, и еще.… И не думал никто из них, что можно жить как-то иначе.
Но однажды случилось чудо – люди Темной страны увидели: едет старик на олене.
Олень был такой красивый и такой белый, что от него исходило тихое сияние. И в этом сиянии увидели они лицо старика, простое и мудрое лицо старого человека, который много жил, много видел, никому не завидует и хочет оставить людям добрую память о себе.
— Здравствуйте, люди! – сказал старик и остановил оленя.
— Какая глухая тьма в вашей стране, – сказал старик, и люди увидели его длинную седую бороду, почти до колен.
— Неужели вы никогда не видели солнца? – спросил старик.
Но никто ему не ответил, никто не понял, о чем он спрашивает. Люди Темной страны не знали солнца. И луны не знали.
Знали они только звезды – тусклые светлячки в черном небе.
— Да, – сказал старик, – я вижу, вы не знаете солнца…,а солнце – это большая радость и большое тепло. И живет солнце по ту сторону круглой горы. На самом быстром олене долго ехать, чтобы увидеть солнце.
Слушали люди старика и молча, дивились: что же это за штука такая – солнце, которое сразу и большая радость, и большое тепло.
Покачал головой мудрый старик, и погасли его глаза, и лицо его потемнело, и потухло сияние от белого оленя.
Сказал старик: «Трудно поверить в то, чего никогда не видел. Если есть светлячки-звезды – может быть и такая есть большая звезда, яркая как сто тысяч звезд сразу, теплая и радостная.… И есть на земле много разных красок, не одна черная. А черный цвет–это цвет большой неправды, цвет обмана и злой силы. Я ухожу. И покажусь теперь только тому, кто поверит в солнце».
И все стали жить, как жили. И только один юноша не мог больше жить по-старому. Запомнил он слова старого человека о неведомом солнце, которое дает сразу и тепло и радость.
Пошел юноша к темным озерам, туда, где растет ягель – олений мох. Посмотрел он на черное небо, посмотрел он на черную воду, посмотрел он на черную землю и сказал:
«Как бы хорошо, если бы не все черное! Так хочется поверить в солнце! Так хочется увидеть солнце! Но пропал старик, обидели старика. И белый его олень пропал. Как теперь я найду их, в такой тьме?» …
Только юноша сказал эти слова – раскрылся ягель и явился перед юношей чудесный олень. Был он такой белый, что от шкуры его исходило сияние…
— Я здесь, – сказал олень.– Я жду тебя. Садись верхом.
Юноша очень удивился и сел верхом на оленя. И помчались они по мхам и болотам, через черные озера, над черными лесами, над угрюмыми сопками…
Долго ли мчались, коротко ли, остановился чудесный олень. И видит юноша: перед ним на гранитном камне сидит тот самый старик, седая борода до колен, лицо простое, мудрое, независтливое.
— Здравствуй, – сказал старик. – Спасибо тебе, что поверил ты в солнце. Среди самого темного народа всегда найдется герой. Не может быть народа без героев…
— Спасибо тебе за доброе слово, – сказал юноша. – Но скажи, как мне достать солнце для людей с Темной страны? Хоть кусочек солнца, которое сразу и тепло и радость…
— Достанешь ты солнце, – сказал старик. – Но, чтобы солнце всех согрело и всех обрадовало, нужно, чтобы все люди твоего племени поверили в солнце. Хоть на волосок, но поверили бы. Только тогда солнце дастся тебе в руки. Только тогда согреет всех.
— Хорошо, – сказал юноша, сел на оленя и вернулся обратно в свою Темную страну.
Приехал, рассказал, как было. И попросил у каждого по волоску.
Задумались люди, но дали юноше по волоску, каждый дал по волоску, целый ворох набрался.
Начал юноша плести из волосков шкатулку. Трудная это была работа. Семьдесят дней и семьдесят ночей плел он шкатулку. Но это только так говорится – семьдесят дней. Потому что в Темной стране дни были похожи на ночи, а ночи – на дни. Не было разницы между днем и ночью – одинаково темно. А в темноте, на ощупь, сплести прочную шкатулку – непростое дело.
Но юноша крепче всех поверил в солнце, и он сплел шкатулку.
И вышел он снова к озеру, на берегу которого рос высокий ягель, олений мох. Посмотрел на черное небо и сказал: «Готова моя шкатулка. Семьдесят дней и семьдесят ночей в глубокой тьме плел я ее. И вера многих людей вошла в меня через эти волоски, через глаза мои и через пальцы. Теперь я готов достать солнце для людей Темной страны».
Только он это сказал – раскрылся ягель, олений мох, и явился перед юношей белый олень.
— Садись,– сказал олень. – Садись на меня верхом.
И снова помчались они по черным мхам, над черными озерами, над черными лесами и черными болотами. На самом краю земли стоит огромное красное солнце. Стоит, переливается, жаром пышет, глаза слепит.
— Стой,– сказал юноша белому оленю.– Стой, погоди, глазам больно, дай привыкнуть.
— Посмотри, какое солнце огромное, какое яркое, какое горячее! Такое солнце одному никак не унести. Мы с тобой отколем кусочек, покажем людям в Темной стране. Понравится им кусочек солнца – пусть сами приедут и возьмут остальное. А не понравится – придется вернуть на место и кусочек.
— Понравится! – сказал юноша. – Не может солнце не понравиться, не может такого быть! Едем скорей, глаза привыкли, рукам пора дело делать – скорей!
— Раскрой свою шкатулку, – говорит олень, – и держись покрепче за меня.
Раскрыл юноша шкатулку – и понеслись они прямо на солнце. На полном скаку ударил олень своими рогами по солнцу, отскочил от солнца кусочек и упал прямо в шкатулку. Юноша сразу крышку шкатулки захлопнул, а чудесный олень помчался обратно.
Достигли они Темной страны, слез юноша с оленя и низко поклонился ему. А олень ударил копытом – и пропал.
Стоит юноша среди своих людей и говорит: «Все вы дали мне по волоску. Сплел я шкатулку и привез вам кусочек солнца. Совсем маленький кусочек. Давайте выпустим его, пусть он осветит наше небо и нашу землю. И если частица солнца придется вам по душе – я знаю, как достать остальное солнце. Оно намного больше, мне одному не под силу, нужно всем взяться».
Только он сказал эти слова, люди прибежали руками машут, кричат во все горло: «Не смей выпускать! Высохнут наши озера! Железо в земле расплавится и зальет наши дома! Сам ты ослепнешь, и все мы сгорим!».
Отвечает им юноша: «Не высохнут озера, и не расплавится железо. Видел я солнце, видел я землю вокруг настоящего солнца. Прекрасна та земля, нет ничего красивее! Потому что солнце не терпит черного цвета!».
И вдруг раскрылась шкатулка. И кусочек солнца вылетел из нее. Ветер подхватил и поднял маленькое солнце над черной землей. Сначала тусклой звездочкой замерцало солнышко над людьми. Потом ветер начал раздувать его, как раздувает угли в костре. И солнышко засветилось, все ярче, все ярче, и красным светом вспыхнуло небо. Озарились болота, озарились озера, и ягель на берегу, олений мох, засветился…
Смотрят люди: вода в озерах стала голубой, мхи окрасились в желтый цвет, в розовый, в зеленый.… И даже камни стали разноцветными. Никогда не думали, что так красива их Темная страна.
— Спасибо тебе! – закричали люди юноше. – Спасибо тебе! Научи нас, как добыть все солнце! Научи!
— Возьмите сто тысяч оленей. И тогда мы все вместе поедем и добудем солнце. Так и сделали.
Взяли оленей и поехали туда, куда указывал юноша. Долго ехали, и показалось вдали огромное красное солнце. Слезли люди с оленей и низко поклонились солнцу.
Юноша сказал: «А теперь поставьте оленей большим кругом, головами в одну сторону».
Так и сделали. И вдруг расступилась земля, и появился чудесный белый олень, тот самый, на котором когда-то приезжал в Темную страну мудрый старик.
Чудесный олень тронул солнце рогом, оно качнулось, приподнялось и плавно легло на рога всех оленей. И сто тысяч оленей бережно понесли солнце в Темную страну. И они донесли солнце в целости и сохранности, и Темная страна перестала быть темной: поднялись навстречу солнцу цветы и травы, потянулись в небо деревья.
И люди в тундре научились улыбаться друг другу, детям и солнцу. С тех пор и светит над тундрой солнце. И тысяча лет прошла с тех пор, а потом еще тысяча и еще…
Другие люди живут в тундре, и они совсем не знают, как это может быть сплошная тьма, когда день не отличить от ночи. Но память о смелом юноше, который поверил в солнце, – память до сих пор живет и никогда не умрет, она вечна. Как вечно само солнце – Большая Радость и Большое Тепло.
С тех давних пор, начиная с 26 января, и до самого появления проталин народ ненцы празднуют священный «Праздник Солнца». Именно по традиции этого праздника женщины тундры шьют оберег «Солнце» и дарят друг другу. Оберег «Солнышко» – символ любви, тепла, счастья.
III. Практическая часть
Предлагаю вам самим изготовить оберег «Солнышко». Перед вами лежат технологические карты с последовательностью выполнения этой работы (Приложение №1). А сейчас я покажу некоторые этапы работы и дам советы:
1. Сначала подготавливаем необходимые детали для оберега (вырезаем два семиугольника – один из картона, а другой – из фетра желтого цвета). Число семь у ненецкого народа магическое.
2. На семиугольник с фетра на лучики пришиваем паетки.
3. Приклеиваем глазики.
4. Рисуем и вырезаем из красного фетра губы и приклеиваем к заготовке.
5. На обратную сторону оберега приклеиваем ленточку и семиугольник из картона.
6. Приклеиваем полоску меха – это будут волосы. (Мех обязательный атрибут любого оберега – он отгоняет злые духи и оберегает владельца от сглаза и темных сил).
Прежде, чем приступить к работе, нам необходимо вспомнить технику безопасности при работе с иглами, ножницами и другими режущими предметами.
VI. Подведение итогов
— Ребята, какие вы молодцы, у всех получился замечательный ненецкий оберег! (Демонстрация оберегов)
Создавая обереги своими руками, вы в него вложили душу, тепло своих рук. И пусть оберег обязательно принесет вам удачу.
— Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Всем большое спасибо за хорошую работу.
Литература и ссылки:
1. Мифы и предания ненцев Ямала/Автор- составитель Л.А.Лар; Тюмень; Издательство ИПОС СО РАН, 2001, – 294 с.
2.Пушкарева Е.Т. Картина мира в фольклоре и традиционных представлениях ненцев. Москва, 2003.
3.Уроки мастерства. Окружной Дом ремесел. г. Салехард, 2003.
Технологическая карта изготовления ненецкого детского оберега «Солнышко»
Источник