Обереги эвенков – 3 вида древних амулетов северного народа
Языческие обычаи народов Севера сохранились и до нашего времени. Обереги эвенков, коренных жителей Восточной Сибири, связаны со старинными верованиями. Амулеты изготавливались для охраны души новорожденного ребенка, удачной охоты, хорошего урожая или помощи в хозяйстве. Ритуальные предметы создавали в виде резных фигурок богов и тотемных животных. Для охраны от злых духов использовались кости, клыки, когти зверей-защитников: волка, медведя, ворона.
Кто такие эвенки?
Этот народ, ранее называемый тунгусами, до сих пор населяет Монголию, северную и восточную часть Китая. Языческая вера, традиции и обряды сохранились и практикуются среди представителей этой народности. Они не представляют большинства и не формируют отдельных поселений, однако, встречаются среди этнических групп большой территории— от Енисея до Охотского моря.
Мировоззрение и традиции
У эвенков языческая вера. Человеку в этом случае отводится роль небольшой части во Вселенной. По представлению народа существует 3 мира: верхний, средний и нижний. Человек обитает в среднем, а остальные миры доступны только шаманам. Жрецы эвенков общаются с духами посредством огня, который представляет собой частичку эвенкийского бога, помощника верховного бога, сотворившего все живое — Энекан Буга. Традиционно члены северного народа соблюдают основной свод законов «Иты», который состоит из 18 правил, включивших в себя мудрость всех предыдущих поколений. Эвенкийские семьи имеют собственные обереги для удачи на охоте и в промысле. Такие амулеты делают используя части тотемных животных, их шерсть, заговоренные травы или фигурки богов.
Обряды эвенков
Чичипкавун
Традиционный эвенкийский обряд очищения, заключавшийся в прохождении через ноги языческого символа Чичипкан. Делать это следовало во время торжества Нового года, который у северян празднуют весной. Очистившемуся таким образом человеку весь год будет сопутствовать удача во всех начинаниях. Связанный с этим идолом обряд дошел до нашего времени.
Погребальные обряды
Из-за тесного переплетения христианства и язычества на могилах родных эвенки устанавливают сразу 2 памятника: крест и символ оленя. Этому животному северные народы приписывают роль проводника душ. Детей принято хоронить на деревьях, так как считается что их душа слишком слаба, чтобы долететь с земли до небес.
Обереги эвенков
Обереги для детей
У эвенков распространена традиция изготовления амулетов для защиты души новорожденных. Главным было изображение солнца, которое вешали у изголовья люльки, а также различные звонкие элементы, которые подвешивали над колыбелькой. Когда малыш расставался с детской кроваткой этот амулет вешали ребенку на пояс. Традиционно после рождения в семье малыша создавали мурчун — шкатулку, в которой хранили гнездо из замши и деревянную птичку. Птицу считали хранителем души и оберегали всю жизнь.
У каждой семьи было свое тотемное животное и оберегом для детей служили его изображения и кости.
Охотничьи обереги
Для удачи в промысле и охоте эвенки создавали амулеты из частей тотемных животных, к которым причислялись:
Существует эвенкийский миф о противостоянии медведя и ворона, в котором всегда побеждает последний. Мужчины-эвенки, охотясь на медведя, использовали амулеты в виде вороньего пера или клюва, а также мазали лицо сажей, имитировали крик этой птицы. Каждая северная семья изготавливала идол-оберег с изображением своего тотемного животного, который покровительствовал мужчинам в охоте.
Сэвэкичан
Амулеты, изображающие хранителей семьи и ее благополучия. Создавались по образу женской и мужской фигуры. Эта пара оберегов изготавливалась с человеческими лицами и элементами одежды, после чего шаман вселял в них мусун — магическую силу для охраны домашнего очага. Фигурки связывались и хранились вместе. Эвенки считали, что мужская фигурка покровительствует промыслу и охоте, а женская — ведению хозяйства.
Источник
Мастер-класс «Изготовление оберега «Солнышко»»
Мастер-класс «Изготовление оберега «Солнышко»»
Одной из образовательной областей, в рамках которой реализуется НРК, является художественная культура Красноярского края.
Целенаправленное изучение декоративного — прикладного искусства направлено прежде всего на формирование устойчивого интереса к культуре родного края, к народным промыслам и ремеслам, традициям и быту народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных народах севера.
Национальный фактор играет в нашем крае огромную роль – он определил структуру края как содружество народов. Каждый из народов проживающий на территории края имеет свою самобытную культуру тесно связанную с условиями обитания, окружающей природой, трудом человека. Так же, как и сами народы, принадлежащее им прикладное искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая художественный язык, развивая исторический и нравственный опыт многих поколений. Велик мир духовных ценностей народного искусства, и мы его наследники. Все понимают, насколько глубоким источником является изучение сложных процессов развития народов – этносов, созданное ими прикладное искусство с его образной символикой.
Материал пособия может быть использован в разработке уроков по декоративно прикладному искусству по таким темам как:
« Промыслы и ремесла народов проживающих на территории Красноярского края» (вышивка и вышивка бисером);
«Традиции и быт народов проживающих на территории Красноярского края, в том числе народов Севера».
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях всё возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Исконно народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. А что уж говорить о национальной культуре края. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни.
У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.
В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре, а тем более культуре края, где они родились и живут, становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.
Материальная культура народов Сибири богата, как, к примеру, у европейских народов, но она своеобразна, воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.
Природные ресурсы, без которых была бы невозможна жизнь в условиях Сибири лес, дикие и домашние олени, звери и птицы – давали материалы для производства ценностей. Находили применение шкуры, камусы, сухожилия, копыта, рога оленя или сохатого, береста, дерево. Необходимо было только много трудиться, сооружать жилища, отрабатывать транспортные средства, орудия труда, изготавливать одежду или другие предметы быта. Все это говорить об удивительной приспособленности человека к экстремальным условиям. Несмотря на трудные условия, народы, проживающие на территории Сибири, не только выжили, но и смогли сохранить национальную самобытность, материальные и духовные ценности.
Необходимость в теплой, одежде на севере ни когда не пропадала. Такую одежду и обувь не купишь в магазине и на рынке. Изучая материалы из прошлого, видя музейные экспонаты, мы отмечаем богатство мысли, фантазии наших предков в конструировании форм одежды, подборе материала орнаментации. Все сводилось к тому, чтобы одежда выглядела удобной, изящной и нарядной. На протяжении всей своей истории человек постоянно ощущал потребность в красоте, желание видеть вокруг себя неповторимые рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства, воплощающие вековой опыт художественного вкуса народа.
“Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”, — говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.
У каждого народа есть свои старинные орнаменты, узоры. Они бережно хранятся, передаются другому поколению. Орнаментами украшают жилища, одежду.
Орнамент – это коллективное творчество народа уходящее своими корнями в глубь тысячелетий.
Наши предки широко использовали бисер для орнаментации своей одежды. Вышивание бисером – это уникальное явление эвенкийской культуры, излюбленный прием украшения который используется в орнаментации одежды и обуви. Узоры для своих изделий мастерица брала от природы.
Орнамент богатейшее достояние, по нему можно определить многое. Так у каждого эвенкийского рода был свой орнамент.
Гордостью и богатством считалась в семье бисерная одежда. Эвенки делали браслетик, оберег для ребенка, чтобы уберечь его от сглаза.
Название орнаментам давали по внешнему сходству с предметами или частью предметa.
Не всегда орнаменты вышивали бисером. Из–за его недостатка их вышивали цветными нитками. Иногда орнаменты наносили на изделие, используя природные краски.
Садясь за рукоделие, мастерица кладет перед собой такие инструменты и материалы для работы: игла тонкая, номер 0 или1, игла толстая, номер 3,4 или 5 – по усмотрению капроновая нить, бисер фарфоровый, ровдуга или сукно, ножницы, наперсток.
Раньше вышивание производили на ровдуге, а сейчас на сукне. Бисер нанизывали на прочную сухожилистую нить, которую мастерица готовила заранее, затем пришивала на изделие. В настоящее время за неимение сухожильных ниток используют капроновые. В тонкую иглу вдевают двойную капроновую нить и нанизывают на нее бисер. Большой иглой с одинарной ниткой закрепляют каждую бисеринку, прижимая большим пальцем бисер с несколькими бисеринками к изделию. Затем придвигают, прижимают и закрепляют еще четыре и т. д. Бисеринки, как жемчуженки, ложатся на материал и радуют своей красотой.
Садясь за рукоделие, мастерица кладет перед собой для работы: иглу тонкую, номер 0 или1, иглу толстую номер 4, капроновую нить, бисер фарфоровый, сукно, ножницы, наперсток.
В тонкую иглу вдевают двойную капроновую нить и нанизывают на нее бисер. Большой иглой с одинарной ниткой закрепляют каждую бисеринку, прижимая большим пальцем бисер с несколькими бисеринками к изделию. Затем придвигают, прижимают и закрепляют еще четыре и т. д.
ДОБРАЯ МАГИЧЕСКАЯ СИЛА.
Наши далекие предки, которые считали окружающий мир опасным, придумывали сотни оберегов, веря в их добрую магическую силу. Обереги и талисманы изготавливались из кедра, кости, бисера, керамики, кожи. Притягательность этих вещиц объясняется природной энергией, мудростью Времени и теплом рук Мастера, согревающих наши души. Ощущая эту молчаливую поддержку, мы выбираем свой оберег.
Солнце – редкий гость в северных краях, поэтому мотивы солнца, звезд, северного сияния в орнаментальном искусстве получают своеобразную трактовку.
Круг — символ солнца, изделие с его изображением призвано увеличить жизненные силы владельца, защитить его от врагов, темных сил, злых колдовских чар. Узоры, основанные на символах и народных орнаментах, вышивали на ткани бисером и цветными нитками.
Каждой народности Севера присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику. В естественных сочетаниях тонов коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым тепло и нежно отображается скупая прелесть северной природы.
До сих пор нганасаны используют только три цвета: черный, красный и белый (оперенье краснобокой гагары). Противопоставление белого (красного) и черного определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода.
Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и темного меха, обогащенного вставками из бисера синего, зеленого и желтого цвета или сукна.
Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести основных цветов. Это чёрный, белый, синий, красный, жёлтый, зелёный. Причем, превалирующие цвета – красный и синий. Красный – олицетворяет народное представление о солнце, а синий – о бесконечности бытия.
Излюбленные у эвенков цвета для вышивки: черный, белый, желтый, синий, зеленый, красный.
Со временем, утратив свое прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега. Легко угадываемый символ почитаемого объекта предавал предмету воображаемую сакральную силу и как бы наделял вещь свойствами, присущими явлениями реального мира.
При вышивке бисером использовали:
· петлевидные и витые;
· бордюрные и розетки
Люди с незапамятных времен стремились себя украсить. Во все времена мужчины, стремясь украсить себя, не отставали от женщин.
Наши предки широко использовали бисер для орнаментации своей одежды. Вышивание бисером – это уникальное явление эвенкийской культуры, излюбленный прием украшения, который используется в орнаментации одежды и обуви. Узоры для своих изделий мастерица брала от природы.
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы (парки), обувь (унты), головные уборы, оленью упряжь. Наглядно, вышивку бисером ни предметах одежды, обуви и утвари народов Севера, можно увидеть в краеведческих музеях г Красноярска, г Минусинска, г Норильска и др.
Существует несколько способов вышивки бисером.
Вышивка «бисерная гладь» или «вприкреп». На рабочую нить необходимо набрать бисер согласно цветовой гамме рисунка и прикрепить ее к материалу. Закрепив бисерную нить, возвращаемся в исходную точку. Теперь закрепляем бусинки через одну или две бисеринки. Данную технологию вышивки изделий из бисера используют долганы и ненцы.
Вышивка крестом. Выполняется по узору, нанесенному на ткань или канву. Бисер ложиться ровно, с одинаковым наклоном. Бисеринки нашиваются прямо или под углом, от этого меняется цвет изделия.
Источник