- Мусульманские обереги
- Назначение и использование мусульманских оберегов
- О силе восточной магии
- Амулеты для современных людей
- Назначение
- Использование
- Амулеты от сглаза
- Глаз Фатимы
- Узелки-защитники
- Сила камня
- Полумесяц
- Рука Фатимы
- Другие обереги
- Аяты, Суры
- Святое Имя
- Амулет раннего Ислама
- Зульфикар
- Мусульманский амулет своими руками
- Правила изготовления
- Вышивка
- Узелки
- Активация
- Мастер-класс. Изготовление женских татаро-башкирских украшений
Мусульманские обереги
Мусульманские обереги, словно окутанные пеленой мистики, привлекают внимание даже тех людей, которые принадлежат к другой вере. Что уж говорить про самих мусульман – для них это отдельный мир, хотя редкий верующий в этом признается. Почему так происходит, на что способны талисманы с Востока, а также как можно сделать необычный оберег своими руками, читайте далее.
Назначение и использование мусульманских оберегов
О силе восточной магии
Во всем мире принято считать, что восточные люди в большинстве своем мудрые, неторопливые и очень темпераментные. Они не бросаются словами, поскольку им известна их невероятная сила, оборачивающаяся сглазами и проклятиями, над которыми не властно даже время.
Да и с особенностями их магии мы знакомы с самого детства благодаря сказкам про джинов и других могущественных духов. Но только в каждой сказке есть доля правды – про мощь и магические способности восточных колдунов ходят невероятные легенды. Неудивительно, что эта культура богата и на различные талисманы. Они издавна были необходимы, чтобы защищать от порчи, завистников, неприятностей и т.д.
Женщины-маги – самые сильные, ведь поначалу только им были доступны сверхъестественные секреты. Затем к ним присоединилась и мужская половина. Но такой вид деятельности продолжали скрывать по нескольким причинам. Во-первых, в неумелых руках простого человека колдовские знания становились опасным оружием. Во-вторых, Коран негативно и категорично относится к любому проявлению магии: гаданиям, оберегам, приворотам и т.д., называя это тяжким преступлением.
Амулеты для современных людей
Несмотря на отрицание и осуждение религией магии и колдовства, оберег для мусульманина остается обыденным делом. Они держат их при себе или ставят дома, одновременно не кичась своими верованиями в мистику.
Назначение
Но не только от сглаза и врагов стремятся защититься мусульмане. Кроме этого, местные обереги призваны приносить богатство и удачу, дарить любовь и сохранять ее, делать женщин привлекательнее, а мужчин мужественнее, сохранять здоровье и т.д.
Использование
Чтобы применять защитную силу амулета, нужно быть достойным этого. Т.е. вести праведный образ жизни и ни в коем случае не желать зла другим людям.
Часто на мусульманских оберегах можно увидеть надписи на арабском языке. Так прописываются действия и желания. Считается, что с таким амулетом лучше не расставаться и прятать его от чужих глаз. Это нужно не только потому, что такие вещи запрещены религией. Но и в связи с тем, что постороннее внимание к предмету защиты может ослабить или вовсе нивелировать его магические свойства.
Амулеты от сглаза
Глаз Фатимы
Самым популярным и узнаваемым мусульманским оберегом по праву можно назвать Глаз Фатимы. Это обычное око, не имеющее века, которое следит за тем, кто носит его при себе. Впитывая в себя весь негатив, оно не дает человеку принять его на себя. Возможно, оно столь знаменито еще и по той причине, что является довольно универсальным амулетом: его носят как украшение (серьги, браслеты, подвески и т.д.), брелки, цепляют к одежде при помощи булавки, приобретают посуду с изображением глаза и др.
Считается, что настоящей обережной силой обладает только тот глаз, который сделан из стекла. Прятать его не стоит. Наоборот, являясь видимым для врагов, он убережет от их нехорошего влияния.
Узелки-защитники
Еще один простой оберег против порчи выполняется из ниток. Обычно из черной и белой нитей завязывают 114 узлов. При этом над оберегом проговаривают Суру «Барака». Ее боятся демоны и люди с плохой энергетикой.
Такой узелковый талисман завязывают на левой щиколотке и стараются скрыть от посторонних взоров.
Сила камня
Жители Востока искренне верят в силу камней. От сглаза они защищаются при помощи:
Они одинаково сильны как в кольце, так и в любом другом украшении.
Полумесяц
Талисман в виде полумесяца со звездочкой внизу тесно переплетен с религией, поскольку сам полумесяц символизирует Ислам. Он очень распространен среди мусульман. С ним они защищены от проклятий и зависти, бед и колдовства.
Рука Фатимы
Отдельного внимания заслуживает амулет Рука Фатимы. Этот оберег тоже относится к самым любимым на Востоке.
Кроме названия Рука Фатимы, встречаются Рука Бога, Рука Мириам и оберег Хамса. Его можно было отнести к амулетам против сглаза, но дело в том, что на этом его сила не заканчивается. Он дарит здоровье, помогает разбогатеть, делает человека успешным и счастливым.
Изображается амулет в виде маленькой ладошки, иногда украшен камнями рисунками или имеет глаз в середине.
Носится преимущественно женщинами. Ведь и легенда об этом талисмане повествует о девушке. Так, Фатима, являющаяся дочерью пророка Мухаммеда, узнала о второй жене мужа. Эта новость сильно потрясла ее. Растерявшись, она уронила ложку, которой мешала стоявшую на огне халву. Не выказывая своего отчаяния, она продолжила вымешивать кипящую сладость своей рукой. С тех пор Рука Фатимы это символ надежды, веры и терпения.
Кулон с Рукой Фатимы размещают в доме для распространения действия на всю семью, на коляске для защиты ребенка, в машину.
Другие обереги
Аяты, Суры
От несчастий и бед уберегут Суры Корана. Исключительно религиозный оберег, он может служить лишь тем, кто беспрекословно следует велениям Корана. Суры и Аяты для людей иной веры не только бесполезны, но и могут навредить.
Мусульмане могут своими руками сделать такие талисманы. Для этого они пишут 225 Аят и 2 Суры Корана («айтуль курси») на листе бумаги. Листик складывается трижды в форме треугольника, оборачивается фольгой и вшивается в черную ткань. Такой мешочек все время носят на поясе, шее или в кармане (но не ниже пояса).
Святое Имя
В виде красивой надписи, выполняемой из драгоценного металла, носят Имя Аллаха. Полагают, что в одном только Имени сосредоточена неимоверная сила, способная отогнать любое зло. Этот талисман также относится к религиозным и предназначен исключительно для истинных мусульман.
Амулет раннего Ислама
Относительно молодой вид оберега, являющийся, опять же, помощником только для верующих мусульман. Хотя насчет даты его возникновения спорят: одни говорят, что его создал еще сам Мухаммед, другие настаивают на более позднем времени. Но как бы там ни было, этой круглой монете, украшенной орнаментальной вязью, приписывают огромные возможности:
- защита от болезней;
- исцеление;
- отражение негативного воздействия и зависти и т.д.
Он работает тогда, когда верующий взывает к Небу с молитвой.
Зульфикар
В честь ангела Зульфикара, покровительствующего военному делу, был назван мощный мусульманский оберег. Внешне он представлен в виде двух миниатюрных кинжалов, скрещенных между собой. С целью защиты на лезвиях кинжалов начертана сура.
Такой амулет на Востоке носят деловые люди, связанные с бизнесом. Ведь он дарует успех при совершении сделок, в торговле и другой предпринимательской деятельности. Хотя его вполне можно использовать для охраны своего жилища. Он отгонит от дома врагов, завистников, клеветников, людей с преступным намерениями и прочих недоброжелателей. Силен талисман и против злых духов.
Мусульманский амулет своими руками
Если есть желание заполучить один из мусульманских оберегов, совсем не обязательно покупать его в сувенирной лавке или в магазине эзотерики. Тем более сделанная своими руками защита, изначально будет нацелена на своего владельца, заряжена его энергетикой и наполнена сокровенными желаниями.
Правила изготовления
Правил создания оберегов восточного происхождения не так уж и много, но их нужно неукоснительно соблюдать.
Итак, если на амулете будет присутствовать надпись, то исключительно на арабском языке. Никакая другая письменность не допускается. Чего бы ни желал человек, строки для надписей обязательно берутся из Корана. Также можно использовать имя Аллаха.
Сами талисманы не создаются в спешке. На Востоке не терпят суеты. Сам момент должен быть особенным, когда ничего не отвлекает и не тревожит. На время стараются забыть о печалях, успокоиться.
Ну и самое главное, если тот, кто захотел себе оберег, относящийся к мусульманской культуре, никакого отношения к Исламу не имеет, то стоит подумать о целесообразность такого приобретения. Не важно, решил человек купить или сделать талисман своими руками, в него нужно верить.
Если же талисман мусульманский, то необходимо еще и признавать Аллаха. Опять же, возможно, оберег планируется изготовить и подарить другу мусульманину. В таком случае, главное – положительный настрой и искренне желание создать защитный амулет.
Вышивка
Своими руками мусульманские обереги можно создать несколькими способами. Например, вышить какой-нибудь символ на салфетке, полотенце и т.д. Идеи можно позаимствовать из фото в журналах и Интернете, но запросто можно пофантазировать самому: подобрать цвета ниток, дополнительные украшения и т.д.
Тот же мотив Рука Фатимы легко повторить. Это ладошка с пятью пальчиками, плотно прижатыми друг к другу, где мизинец и большой палец поменьше остальных и оттопырены. Их выполняют разными цветами или делают одинаковыми. На каждом изображают орнаменты, узоры, завитки и т.д. В ладошке часто располагают Глаз, т.е. око круглой формы, у которого выделяют радужку и зрачок. Или же вышивают солнце, птицу, шестиконечную звезду и др.
Узелки
Самостоятельно по силам изготовить узелковый амулет. От сглаза берут натуральные нитки белого и черного цветов, для привлечения любви – зеленую и красную нити, для удачи – две белых и три синих нити или желтую и три зеленых. Их переплетают между собой узелками. Всего 114 узлов. Это количество символично – именно столько Сунн в Коране.
От сглаза и для любовных успехов узелковый талисманчик надевают на левую щиколотку, во всех остальных случаях – прячут в доме.
Активация
Мусульманские обереги, как и любые другие, также нуждаются в активации. Это делается при помощи молитвы. Однако подходят только мусульманские молитвы и читаются они только теми, кто исповедует Ислам.
Об этом уже упоминалось выше. Если тот, кто своими руками изготовил восточный амулет, является приверженцем другой религии, активацию ему проводить не стоит.
Источник
Мастер-класс. Изготовление женских татаро-башкирских украшений
Лилия Грибач
Мастер-класс. Изготовление женских татаро-башкирских украшений
Мастер-класс «Изготовление женских татаро-башкирских украшений»
Цель: обобщение и распространение опыта работы по изготовлению женских татаро-башкирских украшений.
Скажи мне- и я забуду, покажи мне- и я запомню;
дай сделать- и я пойму. (китайская пословица)
Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на это мероприятие, посвященное вопросам «Изготовления женских татаро-башкирских украшений«
Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаю вам обвести свою ладонь на листе бумаги.На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос: «Чего я ожидаю от мастер-класса?»
А теперь послушаем ваши ответы.
Актуальность (слайд 2)
От наших предков до нас дошло богатое наследие – традиционная одежда и украшения, которые за многовековую историю выработали свою особенность, выражающую эстетические идеалы народа. Изучение этой темы актуально, потому что в современных условиях возрастает интерес к прошлому своего народа.
Традиционная народная одежда – сокровищница народного творчества.
Ассортимент ювелирных женских украшений был широк, что связано с обще мусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщин. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь.
Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры — «комешче» — работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. (слайд 3)Традиционно женщина одновременно надевала несколько предметов: всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками. Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров. Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.
По назначению татаро-башкирские украшенияделятся на катего-рии: (слайд 4,5,6)
Головные: а) серьги («алка»–массивные миндалевидные серьги ска-ные с подвесками).
б). (слайд 7) Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме.
а). (слайд 8) («яка чылбыры»– застежки ворота «яка чылбыры»–состоящую из двух пряжек-застежек, нашиваемых на особую бархатную ленту, которая одевается на шею. (слайд 9) От пряжек книзу идут пять цепочек, заканчивающихся интересными пятью брошками, в центре которых почти всегда бывают дорогие камни. Этот наряд бывает очень тонкой, художественной работы из серебра и золота, богато украшен камнями);
б). (слайд 10,11) ожерелья («муенса»,
а). (слайд 12,13) «изю»– (матерчатые нагрудники, чешуеобразно расшитые монетами, кораллами, бисером, позументом, накладными бляхами;
б). (слайд 14) перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями,на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости т богатства.
в). (слайд 15) пуговицы;
г). (слайд 16) брошки;
д). (слайд 17) бляхи. Широко использовались ювелирные бляхи, яв-лявшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.
Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов;
е). (слайд 18, 19) пряжки и поясные застежки («каптырма»);
Наручные украшения:
а). (слайд 20, 21, 22) браслеты «блезик»–их носили постоянно, по од-ному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой;
б). (слайд 23) перстни– женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром. Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.
Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. (слайд 25) К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные. (слайд 26) Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.
(слайд 27) Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото.Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.
Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни.Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза — это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считают, что она отражает состояние здоровья своего владельца.
Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами. (слайд 28)Наибольшее развитие получила чеканка:
Для изготовления перстней и имитаций старинных монет использова-лось литье. (слайд 29) В технике гравировки выполнялись браслеты и под-вески. Традиционным орнаментом были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.
Наиболее искусные мастера владели техникой скани.Существовала скань трех типов: (слайд 30)
(слайд 31) Бугорчатой сканью (зернь) украшали дорогие бляхи для нагрудных и головных украшений, застежки для камзолов. Мелкие металлические шарики напаивались на сканый орнамент. Чтобы приготовить зернь в достаточном количестве, нужно насечь проволоку на отрезки равной длины. Затем прокипятить их в концентрированном растворе борной кислоты, высушить, перемешать с толченым древесным углем и сложить в шамотный тигелек. После чего прогреть мощной паяльной лампой. Отрезки проволоки спекутся в шарики одного калибра. При пайке главная проблема состоит в том, чтобы удержать шарик зерни на заданном месте. В старину на металлической основе кернили гнезда под каждый шарик отдельно.
(слайд 32) Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Для этого вида скани использовалась очень тонкая проволока из высокопробного серебра и золота. Бугорчатой сканью украшали дорогие нагрудные и головные украшения.
Технологический процесс изготовленияфилиграни распадается на подготовительные операции: заготовку шаблонов, скани, ее набор, пайку, монтировку, отделку поверхности, каждую из которых выполняет мастер определенной квалификации.
(слайд 33) Другими видами ювелирной техники были литье и грави-ровка. Литье применялось для изготовления подвесок и имитаций старинных монет. В технике гравировки выполнялись браслеты и ювелирные бляхи. Обычным мотивом гравировки были растительные и геометрические узоры, надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.
(слайд 34) Большой интерес представляют накосные украшения, которые отличаются исключительным разнообразием. По способу выполнения различались чулпы из специальных блях, соединенные коромыслицем, их изготовляли мастера –ювелиры. Чулпы можно было сделать и из серебряных монет, нанизав их на тесьму.
По способу ношения их можно тоже подразделить на два типа. 1). Накосники первого типа —это звенящие подвески к косам — чулпы, отличительная особенность которых состояла в том, что они вплетались в косы подобно ленте, при помощи прикрепленной к ним тесьмы. При движении накосники издавали звон, по которому «татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть». (слайд 35) Чулпы, как правило,состояли из блях: сплошных гравированных, литых или сканых, с характерной системой подвесок из монет или подобных же бляшек только меньших размеров.
(слайд 36) Чулпы из блях имели огромное количество вариантов как по форме основных блях, так и по количеству их и характеру соединения между собой в одном накоснике. По форме блях такие чулпы бывают лопастные, вазообразные, звездчатые и др. По количеству и характеру соединения блях между собой в одном накоснике выделяются чулпы, состоящие из одной бляхи, из двух или трех блях. Встречались накосники, в которых было 6 и даже 9 блях. Такие массивные чулпы, соединенные в два или три ряда «коромыслицем», прикреплялись сразу к обеим косам.
2). (слайд 37) В основе второго типа накосников (тезмэ) лежит полоса материи, равная длине кос, на которую в один или несколько рядов (2—4) нашивались специальные бляхи или монеты, мелкие в верхней и более крупные в нижней ее части или наоборот. В верхней части накосника нередко пришивалась крупная сканая бляха или амулет (бэти).
В зависимости от территориальных традиций матерчатая основа накосника состояла из одной, двух или трех полос материи, скрепленных между собой перемычками. Нижний конец накосника редко оставался неукрашенным. Обычно он оформлялся (также в зависимости от традиций на данной территории) специальными бляхами, колокольчиками или позументными кистями. В большинстве случаев накосник состоял из одного, двух, трех рядов крупных монет, пришитых на узкую тесьму.
(слайд 38) Крепление накосника на голове также было различным. Чаще всего он держался с помощью тесьмы у основания кос. Наиболее массивные на голову петлей. Этот тип накосника, в отличие от первого, был исключительно девичьим и носился в комплексе с головным убором (калфаком).
Считалось, что тяжелые накосники вырабатывают у девушки красивую, гордую осанку.
В нашей местности большее распространение получили накосники второго типа (тезме). В наших краях чулпы как украшение старожилы помнят только по рассказам своих бабушек т. к. их использование прекратилось в 30-ых годах 20-ого века как пережиток старого.
Изготовление накосников по образцу (8 человек)
Калфак (слайд 39)
Калфак — самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму «мангайлык», берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов.
Пришедшие с древнейших времен, декоративно оформленные узоры лучше сохранились на налобной части (на твердом околыше). Живописные узоры наряду с цветочно-растительными мотивами, изображали также узоры, напоминающие буквы и слова. Раньше вместо этих узоров писали добрые пожелания, волшебные слова (заклинания) в качестве оберега, молитвы, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение «у него написано на лбу».
Если обратим внимание на узоры вышивок на бархате, то чаще всего увидим букеты цветов, сияние Луны и мерцание звезд, волшебных и лесных птиц, листья и стебли растений. Все это возвеличивает дыхание природы, жизненную силу.
(слайд 40) Подлежит вниманию то, что ценность калфака зависит не от дороговизны ткани, нитки и предметов украшения, на сколько они дороги, а от смысла содержания, вложенного в узор, от особенностей чувств и переживаний.
Делятся они на девичьи и замужних женщин, летние и зимние. Зимние шапки шили с мягким верхом и меховым околышем на стеганой основе.
Девичьи калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). Калфаки – наколки или по-татарски «мгез калфак». Калфаки–наколки больше носили молодые женщины и девушки. Крепились они на волосы с помощью крючков и заколок.
(слайд 41) Головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. Они бывают нижними и верхними и подразделяются на группу покрывал, на группу колпаков и шапок. Ведь замужние женщины татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.
Основным материалом калфаков был бархат разных цветов,но в ос-новном преобладали темные тона: бордовый, черный, темно-зеленый и си-ний.
(слайд 42) В украшении головных уборов применялись цветной и бе-лый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг.
(слайд 43) В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь, тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый швы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетаний с аппликацией из позолоченных и серебряных монет. (слайд 44)
Украшение калфака монетками по схеме.
1. Суслова С. В. Украшения как часть комплекса татарской женской одежды (середина XIX – начало XX в.)
2. См. иллюстрацию А. Ф. Риттиха с изображением группы казанских татар в одеждах середины XIX в., где нарисована татарка в камзоле, к воротнику-стойке которого прикреплена «яка чылбыры» типа II (В кн. : Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967, с. 119).
3. Мухамедов Р. Г. Введение к альбому Л. Сперанской «Костюм казан-ских татар». Казань, 1972, с. 7.
4. Воробьев Н. И. Казанские татары, с. 277.
5. Руденко С. И. Башкиры. М. ; Л., 1955, с. 194.
6. Мухамедова Р. Г. Традиционная одежда татар Среднего Поволжья и Приуралья (рукопись).
7. Шитова С. Н. Женская одежда северных башкир. – В кн. : Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962, т. 1, с. 288; Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Зауральские башкиры. – Там же, с. 242.
Источник