- Объектив петцваля своими руками
- БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА
- Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике
- «Закручивание» боке объективом Петцваля (Petzval)
- Читайте также:
- Добавить комментарий Отменить ответ
- 14 thoughts on “ «Закручивание» боке объективом Петцваля (Petzval) ”
- Объектив Петцваля – мифы и реальность
- Объектив Петцваля – мифы и реальность
Объектив петцваля своими руками
А что там невозможного? Неужто Игорь такой уникальный, владеет сакральными формулами и технологиями? Схемы в сети есть, линзы методом подбора из разных обЪективов или очковые думаю со временем найдете. Даже склейку скорее всего найдете в каком-то из обЪективов. Только вот времени, сил и денег на исходники потратите порядком. Да и матчасть придется подучить основательно. И если прикинуть все +/- — то скорее всего выгоднее будет приобрести готовый отработанный обЪектив у указанного человека, чем заниматься не один месяц изысканиями. Но это если Вам снимать. Если нравится конструировать — тогда интереснее самому экспериментировать.
Полезная темка на этот счет есть на пентаклюбе: http://www.penta-club.ru/forum/topic/18946-монокли-ахроматы-и-прочая-экзотика/
ну и весь раздел тоже познавательный http://www.penta-club.ru/forum/forum/49-самостоятельный-ремонт-и-самоделки/
добрый день. вот возник такой вопрос.
есть один интересный человек как Игорь Скупнов. делает подобные объективы сам. хочется . да колется из за цены. думаю насколько невозможно собрать это самому и какие тогда понесутся затраты
а зачем ??
обойдется от стоимости донора — или мне кто-то будет утверждать что у нас тут гении оптикостроения есть —
берем стеклышко 2811
ставим геликоид2812
ну пример на топовом стекле
самое сложное крепление так как «Ж» проекционники на «Куреневке» по 50 грн
на счет стекла согласен — данный экземпляр 160 грам.
4 линзы в двух группах а не в 3.
совершенно верно
Высокая резкость обеспечивается за счет использования центральной части кадра , на кропе еще более выраженно.
резкость достигается за счет оптимального расстояния между задними компонентами и их правильного радиуса кривизны.
как на меня ветка тупиковая — кто хочет поиграться
сделать объектив который будет иметь схему «пецваль» — не сложно. добится аутентичного рисунка боке — накуся-выкуси.
честно говоря не держал в руках продукцию наших пецвалестроителей, но! смотрел кадры с них. сказать мягко — не впечатлило. непецвалевое все какое-то. пецваль в моем понимании это вот такие кадры:
ЗЫ только не надо говорить мне что это дескать формат и все такое. вот приведу простой пример — лежат у меня на полке три триплета 2,9/50 — мейеровский триоплан и две версии людвиг меритара. схема у всех одинаковая — триплет. рисунок у всех — разный. при этом «сияние и воздушность» свойственная мейеровскому триоплану 2,8/100 есть и у его младшего собрата 2,9/50. а вот у меритаров этого и близко нет. зато они «крутят» сильнее чем триоплан и резче (по крайней мере одна из версий)
сделать объектив который будет иметь схему «пецваль» — не сложно. добится аутентичного рисунка боке — накуся-выкуси.
Источник
БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА
Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике
«Закручивание» боке объективом Петцваля (Petzval)
Переводная статья, автор: Мориц Боллен.
Оригинал здесь: http://www.mauritsbollen.com/Petzval-Lens-Swirl
Все переводы — платные. Так что буду признателен, если вы не будете дублировать текст на других ресурсах. Если вам интересно, то можно размещать частями, со ссылкой сюда. Также буду признателен за поддержку проекта — это позволит публиковать больше интересных переводных статей.
Закручивающее боке объектива Петцваля – именно то, что многие ищут. В самом деле, на большинстве фотографий мне не очень-то нравятся эти «завихрения». В некоторых случаях они так чрезмерны, что доводят меня до головокружения и морской болезни.
Конструкция объектива Йозефа Петцваля была представлена компанией Фойгтлендэр в качестве прототипа в 1840 году. Его объектив был намного быстрее (светосильнее), чем какие-либо другие современные, поэтому время выдержки было значительно снижено. Разработанные Петцвалем линзы стояли строго в центре. Недостатком было то, что поле изображения этого объектива было относительно мало для фокусного расстояния, если сравнивать с формулами других линз. Ни один фотограф даже и не предполагал использовать внешние края поля получавшегося изображения. С помощью этих краёв можно достичь всех видов классных эффектов. Воронки, отражения, выступающие луны, особенные виньетки, всё, что пожелаешь. Но нет, все они выбирали объективы с достаточным фокусным расстоянием для формата, к которому привыкли, чтобы избежать таких отклонений.
В настоящее время, в противоположность тому, что было, многим фотографам действительно нравится использовать 9-дюймовый объектив Петцваля на камере 5×7″. Они наслаждаются странными эффектами, случающимися на границах изображений. И, должен сказать, при умеренном использовании такие эффекты выступают, как сопровождение виньетки.
Здесь несколько примеров наиболее чрезмерного использования, какие можно найти в Интернете (не мои).
В примерах, показанных выше, явно что-то неладно. Центр изображения очень резкий. Затем внезапно выскакивает эффект закручивания, только чтобы снова исчезнуть на внешних краях изображения. Это противоречит обычному поведению объектива, изготовленного согласно формуле Петцваля. Резкое поле изображения выглядит слишком маленьким для используемого объектива, и эффект не должен быть сконцентрирован в плотном причудливом кольце.
Что здесь использовали? Photoshop? Вариации на тему Петцваля? Я так не думаю.
Я вычеркиваю Photoshop, поскольку фотографы, выложившие эти изображения, выглядят совершенно честными и заслуживающими доверия. Самая распространенная вариация формулы Петцваля была изготовлена Джоном Далльмайером из Лондона. По существу, он перевернул оптическую группу на заднем плане, изобретя такую конструкцию, в которой два элемента, формирующие заднюю группу, могут быть далее разделены для создания эффекта мягкого фокуса (по моему мнению, он не очень-то работает), запатентовал идею и продал на этом много-много линз. Но изображения, сделанные линзами Далльмайер-Петцваль, не показывают вышеупомянутый странный эффект.
Существуют другие вариации дизайна Петцваля, но их так мало, что я спокойно могу исключить использование таких объективов в вышеприведенных примерах.
Изображение 1 показывает оригинальную формулу объектива, придуманную Йозефом Петцвалем.
Изображение 2 – реализация Далльмайера. c = кронглас, f = флинтглас. Две горизонтальные линии обозначают, где должна быть апертура, а вертикальная линия – оптическая ось.
Всегда мучительно видеть замешательство на лице торговца старыми объективами, когда после проверки ты указываешь, что бесценный и уникальный (по его словам) объектив, который он предлагает, был собран неправильно. Я не шучу. Так случается, по крайней мере, дважды каждый раз, когда я хожу на ярмарку фотокамер. И торговцы всегда это отрицают!
Объектив Петцваля, если его задние элементы вставлены неправильно, все еще фокусируется при случайной проверке. Визуально и физически все элементы на месте, поэтому нет причины не покупать объектив. Но, когда ты не знаешь, что стекло вставлено неправильно, и начинаешь использовать его так, как есть, могут произойти странные вещи.
Я провел быструю серию тестов, чтобы посмотреть, что происходит при перепутывании задних элементов в объективе Петцваля. Я не стал трогать переднюю группу, поскольку это склеенная пара линз, и вполне очевидно, когда они вставлены неправильно. Задние два кусочка стекла гораздо легче перепутать. В общем, у нас четыре поверхности, формируемых по-разному, и восемь конфигураций для тестирования.
Вот 3 возможных комбинации, давших странные результаты, но ничего общего с изображениями, показанными во вступлении.
Во всех этих альтернативных конфигурациях стеклянные элементы касаются друг друга, и поверх них трудно прикрутить удерживающее кольцо. Прикручивание его до самого конца могло бы дать трещину на одном из стеклянных элементов. Сомневаюсь, что один из этих вариантов привел бы к ошибке при повторной сборке объектива. Оптически происходят некоторые странные эффекты. Объектив действительно фокусируется, но фокусировка никогда не становится очень резкой. На всем изображении призрачный мягкий фокус.
На изображениях 6, 7 и 8 представлены другие варианты неправильной сборки вашего Петцваля. Конфигурация 6 почти такая же, как предыдущие три. Стеклянные элементы касаются друг друга, и изображение снова мягкое. Объектив начинает скручивать близлежащие объекты, когда фокусируется на бесконечности.
Изображения, сделанные объективом, собранным согласно номеру 8, вполне соответствуют изображениям во вступлении. Этого достаточно, чтобы я поверил, что все эти изображения были сняты объективом Петцваля, в котором в какой-то момент задний кронглас вставили обратной стороной.
Вот два примера моих тестов. Первое изображение было снято Darlot 150 мм с объективом Петцваля, собранным так, как положено. Для следующего изображения задний кронглас был перевернут, как показано на примере 8 выше.
Последний пример сделан Ed. Liesegang Düsseldorf 150 мм с объективом Петцваля. Тот же перевернутый кронглас, тот же эффект.
Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?
- — тесты обьективов и фотокамер
- — статьи по истории фототехники
- — секретные приемы фотосьемки
- — проф. методы обработки в фотошопе
Читайте также:
Похожих статей не найдено
Добавить комментарий Отменить ответ
14 thoughts on “ «Закручивание» боке объективом Петцваля (Petzval) ”
Интересно было почитать. Хоть я и не фанат подобного антиквариата, но иногда возникает желание что-то подобное потестить. Жаль, с прокатом такой техники накладно, а покупать — уж слишком цена кусючая.
Примерная цена, 400$ + 100$ пересылка, вроде так обещают. ))) Но красногорцы будут, скорей всего, только производить, а продавать тут: shop.lomography.com/ru
Первая партия, с особой гравировкой, в декабре, массовая продажа в 2014 году. 😉
Ага! и выпустят ограниченный тираж, который сразу после того как пересечет границы завода подорожает вдвое)))
так и есть — 27 450,00 р.
http://shop.lomography.com/ru/lenses?p=2
Возрождение объектива Петцваля! Будет производиться красногорцами («КМЗ»)!
Спасибо, но в комментариях уже есть эти ссылки 🙂 ждем-с.
хэхэ. современный петцваль это китайский CCTV объектив из систем технического зрения:)
Огромная благодарность за материал! Я так понимаю что линзы петцваля это все среднеформатный антиквариат и ныне не производятся? Если да , то имеет ли смысл использовать такие линзы на полном кадре или же на кропе?
Андрей, это объективы для большого формата. Но при желании их можно поставить и на современную цифровую зеркальную камеру. В теории нужна собирающая линза. На практике часто используют второй объектив. Просто для установки можно использоват и удлинительные кольца, но тогда вся «вкуснота» по краям обрежется. Кроме того проект Ломография собрал достаточно денег на производство Петцваля под современную камеру. Вроде как Petzval уже начали производить на КМЗ.
Благодарю за ответ! Вот если его начнут продавать по вполне вменяемой цене, то это интерестно. Хоть бы история с гелиос-40 не повторилась.
Это ломография, вменяемой цены не будет
> На практике часто используют второй объектив
Интересно, а каким образом — просто напяливают один на другой? или там сложнее?
Держал в руках несколько объективов БФ, с трудом представляю как их присобачить к моей зеркалке, она в задей линзе тонет целиком :)))
На картинке примерно видно 🙂 Кустарно прикрепляют. Не все широкоформатные можно просто так через второй объектив использовать.
Источник
Объектив Петцваля – мифы и реальность
Объектив Петцваля – мифы и реальность
Автор статьи: Владимир Зверев.
Эта статья разбита на три основных части:
История марки «Петцваль» в контексте развития оптики и фотографии.
О фирме «Lomography» и реинкарнации линзы Петцваля.
Официальные и неофициальные отклики и тесты.
Я не имел чести подержать в руках этот объектив. Мое призвание — фотовспышки. Но так как слежу за этой темой третий год, а фотографией занимаюсь около сорока, то могу кое-что подытожить.
История этого объектива, как и жизнь его изобретателя, слегка отдаёт мистикой.
История подлинного объектива Петцваля
Йозеф Петцваль (Petzval Josef, 06.01.1807-19.09.1891) — основоположник фотографической оптики. Петцваль не оставил после себя авторских трудов, но его помнят до сих пор.
Главным открытием его жизни оказался фотографический объектив. Его так до сих пор и называют: портретный объектив Петцваля.
Йозеф Петцваль родился в 1807 году в городке Ципсер Бела королевства Венгрия (ныне Словакия). Думали, что он станет башмачником, но в четвёртом классе Йозеф показал недюжинные математические способности. Ещё он был полиглотом (говорил на словацком, чешском, немецком и венгерском, французском и английском). Окончив Геометрический институт в Буде (Будапешт) в 1828 году, он получил диплом инженера и поступил на службу в Буде. Утверждают, что именно его расчёты дамб спасли город от уничтожения сильным наводнением Дуная.
С 1835 по 1877 годы служил профессором и заведующим кафедрой математики в венском университете, затем вышел в отставку. Умер в 1891 году в бедности и забвении в Каленбергском монастыре и был похоронен на Центральном кладбище Вены.
Создание Й. Петцвалем в 1840 г. портретного объектива, далеко опередило оптическую технику и науку своего времени.
В истории развития фотообъективов XIX в. следует различать следующие четыре периода:
— период работ Й. Петцваля (1840-1857);
— период широкоугольных объективов (1857-1866);
— период работ А. Штейнгеля (1865-1885);
— период анастигматов (с 1886 г.).
Начиная с XVII века тема стекла стала исключительно актуальной и вскоре превратилась в самостоятельную отрасль физики, именуемой оптикой.
Успехи, достигнутые в создании разнообразных конструкций фотообъективов, были связаны, прежде всего, с развитием во второй половине XIX в. общей теории оптических систем (работы К. В. Гаусса, Зейделя, Й. Петцваля, Э. Аббе).
До этого времени объективы создавались только для телескопов и микроскопов. Это, в основном, были комбинации из двух линз. Аберрации таких объективов удавалось исправлять чисто эмпирическим путем, последовательно изменяя радиусы кривизны линз и подбирая показатели преломления стекол, из которых эти линзы были изготовлены. Сортов оптического стела было тогда немного: кронглас и флинтглас.
Вследствие резкого повышения требований к качеству изображения, даваемого фотообъективом, использование совокупности только двух линз оказалось недостаточным. Стали создаваться системы из трех и более линз. Эмпирический способ расчета оказался малоэффективным и потребовалась разработка аналитического способа расчета фотообъективов.
Работы по созданию этого объектива были осуществлены в чрезвычайно короткие сроки (1836-1840 гг.). При этом был решен целый комплекс задач технической оптики: оценка качества изображения, выбор типа оптической системы, создание техники расчета оптических систем и др.
Изучая проблемы оптических аберраций и комы, Петцваль в 1839 году, когда мир восхищался дагеротипией, пришёл к идее ультрасовременного по тем временам объектива. Шесть месяцев сложнейших расчётов, для которых при содействии эрцгерцога Австрийского Людвига были привлечены восемь канониров и три артиллерийских капрала (по тем временам артиллеристы были весьма продвинутыми математиками) — что сегодня рассматривается одним из первых примеров работы параллельной вычислительной системы, правда, с использованием живых людей, а не компьютеров, — позволили в 1840 году создать революционный по тем временам объектив, оптическая схема которого имела четыре линзы в трёх группах, склеенный дублет спереди и две раздельные линзы сзади.
Методика, которой пользовался Петцваль, не сохранилась, однако известно, что он построил свой портретный объектив на основании аналитических расчетов аберраций. Этим впервые было доказано преимущество вычислительной оптики перед пробной, ищущей ощупью, методом проб и ошибок наиболее благоприятных результатов.
Но подлинная революционность заключалась в светосиле. Стандартные объективы в дагеровские времена (конструкций Уолластона и Шевалье) имели относительное отверстие 1:16, в лучшем случае — 1:11. Учитывая более чем скромную светочувствительность тогдашних фотоматериалов, экспозиция при съёмке редко была короче 10 минут. Чаще — длиннее.
Объектив Петцваля имел большую светосилу (F 1:3,7). Напомним, что портретный объектив Й. Петцваля (1840 г.) имел поле зрения всего 12°. Бонусом к непревзойдённой по тем временам (и вполне нормальной по нынешним) светосиле шли почти полное отсутствие дисторсии, отличная резкость в фокусе и то, что сейчас называется интересным (и очень характерным) боке.
Петцваль вывел закон, так называемое условие Петцваля, выполнение которого дает исправление аберрации кривизны поля зрения объектива.
Изготовление своего объектива Петцваль поручил венской оптической мастерской Фойгтлендера. Всего за 2000 гульденов, без заключения каких-либо договоров и обязательств. Производство учёного волновало гораздо меньше новых разработок и он разрешил венскому предпринимателю выпускать его объективы.
Компания Voigtländer была основана в Вене в 1756 году Йоганом Кристофом Фойгтлендером (Johann Christoph Voigtländer). Компания производила оптические инструменты и линзы. В 1839 году компания начала производить объективы и линзы для фотоаппаратов, а в 1840 году — фотоаппараты для дагеротипии Ganzmetallkamera. Объективы Voigtländer были революционным продуктом для своего времени — они рассчитывались математически. Оптические расчёты проводил венгерский профессор Йозеф Максимилиан Петцваль (Josef Maximilian Petzval).
Это изображения камеры Ganzmetallkamera любезно предоставил господин vonWolfgang Rump . Спасибо!
Первая камера Voigtländer была сделана в 1840 г. в Вене, Брауншвейг.
С помощью этой камеры Voigtländer начал серийное производство камер.
Медная конструкция была особенно популярна среди портретных фотографов из-за оперативности в работе. «Быстрый» по тем временам 3,7/159 mm Petzval Portrait lens сокращал экспозицию до полминуты в солнечные дни. Съемка велась на круглую светочувствительную пластину диаметром 80 мм. Оригинальных камер осталось мало, но в 1956 году в Брауншвейге для учебного семинара Voigtländer было выполнено 200 реплик камеры и все они имеют номер 64.
Несмотря на первый успех металлических камер, разработанных на Voigtländer, основной вклад в развитие фотографии в начале XIX века внесли объективы компании.
Петер Вильгельм Фридрих фон Фойгтлендер начал серийное производство в 1841 году и сколотил на петцвалевском объективе целое состояние. Его фамилия превратилась в до сих пор весьма уважаемый в фотографическом мире бренд. Петцваль в дальнейшем пытался заработать на своей разработке, даже пытался судиться с Фойгтлендером.
В результате в 1859 году в дом Петцваля ворвались грабители и похитили все материалы по его исследованиям в области оптики.
Портретный объектив Петцваля.
Портретный объектив Петцваля — не единственный объектив профессора. У Йозефа Пенцваля было два оптических шедевра: ладшафтный и портретный объектив. По меркам нашего дня — «Wide» и «Tele».
Дальнейшие занятия Й. Петцваля практической оптикой привели его к созданию конструкции ландшафтного объектива. В 1857 году Й. Петцваль и австриец Карл Дитцлер (Carl Dietzler) выпустили первый объектив для ландшафтных съемок – ортоскоп. Этот рекордный объектив при диаметре 15 см весил около 15 кг и позволял делать фотографии размером до 33×42 см.
Светосильный объектив Пецваля сыграл решающую роль в развитии практической фотографии и всеобщем признании значения фотографического процесса.
Таким образом, портретный объектив по схеме Й. Петцваля просуществовал около ста лет и получил заслуженную известность во всем мире.
Предпринимались многочисленные попытки усовершенствовать этот объектив. Самый светосильный объектив по схеме Петцваля был собран в 1930 г. Робертом Рихтером на фирме «Карл Цейсс». Этот объектив имел относительное отверстие 1:1,9 и был хорошо откоррегирован.
Под разными именами и в разных модификациях портретный объектив Петцваля выпускался многими производителями до 1920-х годов, а его варианты ещё долго использовались в кинокамерах и до сих пор используются в кинопроекторах, микроскопах и телескопах.
Вытесненный светосильными анастигматами, объектив Петцваля постепенно утратил своё значение в фотографии, однако его схема нашла применение в специальных объективах. Так например, киносъёмочные объективы этого типа предлагались некоторыми производителями (Dallmeyer, Astro-Berlin) вплоть до 30-х годов XX века. Кино-проекционные же объективы типа Петцваля, как классической компоновки (4 линзы в трёх группах), так и модифицированные (4 линзы в двух группах), широко применялись вплоть до второй половины XX века.
Схема объектива Петцваля до сих пор широко используется в микроскопии, в качестве схемы микрообъектива небольшого увеличения или коррекционно-силового компонента в конструкциях микрообъективов с высокими числовыми апертурами.
К схеме объектива Петцваля неоднократно обращались известные фирмы «Кэнон», «Кодак», «Цейс» и другие. В конце ХХ века на основе объектива Петцваля были разработаны некоторые объективы для художественной фотографии и киносъёмки. Например, Pentax FA 85/2.8 Soft и ОКС7-50-1
Реинкарнация
Как оказалось, история портретного объектива Петцваля отнюдь не закончена.
Летом 2013 года «Ломографическое общество» с помощью сервиса добровольных пожертвований Kickstarter собрала $1,3 млн на выпуск современной версии объектива «New Petzval 2,2/85» для 35-мм фотокамер c байонетами Nikon и Canon. Оптическая конструкция была перерассчитана, и в результате ценители должны получить портретный объектив Петцваля с фокусным расстоянием 85 мм (что, естественно, значительно уменьшает его геометрические размеры) и светосилой 1:2,2. Особенно интересно то, что производство осуществляется «Красногорским заводом им. С. А. Зверева» (ОАО КМЗ). Выход объективов в свободную продажу (помимо уже заказанных по подписке) был намечен на весну 2014 года, по цене в $600.
На Kickstarter проект собрал более миллиона долларов от более чем 3000 сторонников, заплативших по $ 400 каждый, и по $ 1000 от тех, кто хотел зарезервировать один из ранних серийных номеров.
Вот как описывают новую линзу производители:
Технологический Прорыв
Новый объектив Petzval спроектирован и изготовлен группой оптических специалистов НПО «Зенит» в России совместно с Lomography. На «Зените» имеют опыт изготовления объективов и сумели разработать Petzval lens для использования с современными зеркальными камерами. В мире не много компаний, которые все еще имеют достаточно знаний в области оптики для выполнения такого проекта, как этот.
Технический Чертеж Lomography Petzval Lens
Изобретать Petzval задача не из легких, и чтобы привести этот проект в жизнь пришлось начинать все с нуля.
Команды «Зенит» и Lomography работали вместе, чтобы заново нарисовать, рассчитать и перемерить оригинальную линзу 1840 Petzval, чтобы заставить ее работать с целым рядом современных камер, сохраняя характерные эффекты, которые сделали первый Petzval знаменитым.
Мнение автора: Утверждение о «перерасчете» объектива кажутся слегка самоуверенными с учетом того, что методика расчета не сохранилась. Её выкрали из дома профессора ещё во время суда с Фойгтлендером. Предприниматель предложил изобретателю несколько тысяч марок. Тот отказался. В общем, детектив, но дела у Фойгтлендера потом пошли в гору, а Пенцваль не имел права по решению суда на использование этой линзы и умер в нищете.
Были найдены новые производственные материалы, сделавшие новый объектив быстрее, чем оригинальный Petzval, и с плавной фокусировкой. Новый «Lomography Petzval lens» так же, как оригинальный, в латунном корпусе и с качественной стеклянной оптикой российского производства.
Четырёхлинзовый фотографический объектив со вставной диафрагмой.
Создан на Красногорском заводе по эксклюзивному заказу Ломографического общества (Lomographic Society International).
При расчёте особое внимание было уделено характерному для первых объективов этой оптической схемы рисунку изображения в зоне нерезкости.
Год разработки: 2013 г.
Расчёт: КМЗ, В. А. Богданков.
Конструкция: КМЗ, А. Н. Пац, А. А. Тимирёв (также принимал участие В. В. Лапшин).
Производство: КМЗ, серийное (Lens Made in Krasnogorsk Zenit).
Объектив полностью ручной и функционирует точно так же, как это было, когда его изобрели около 175 лет назад, и он использовался в основном для придания мягкого эффекта в портретной съёмке.
Мнение автора: Два таких объектива, под Canon и под Nikon, тестировались на факультете «Оптико-электронное приборостроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана, который плотно сотрудничает с КМЗ. Единственный существенный недостаток – объективы с нечипованными байонетами.
Объяснение простое — Nikon и Canon ведут необъявленную войну с «неродными» объективами. На их новых камерах «чипованная» оптика или выдает ошибку или страшно грешит.
Если у вас «старая камера», то можно «допилить» самостоятельно, или поставить фокусировочный экран.
Технические характеристики Lomography Petzval 85mm f/2.2 Art Lens:
- Производитель — Lomography
- Крепления объектива — Canon и Nikon F
- Фокусное расстояние — 85 мм
- Угол изображения — 30 °
- Максимальная диафрагма — f/2.2
- Мин Диафрагма — f/16
- Размер фильтра — 58 мм
- Эквивалент — 35
- Фокусировка минимальный фокус — 100 см
Вариант «Petzval Lens» в чёрном исполнении
О Lomography
Сообщество Lomography более известно недорогими той-камерами, например Holga, или повторением русской классики, такой как продукция Lomo.
В настоящее время сообщество празднует свое 20-летие. За эти 20 лет оно приобрело репутацию независимого производителя аксессуаров для многих моделей разных камер. На этот раз Lomography представило нечто новое, благодаря кампании финансирования на Kickstarter. Налажен выпуск оригинального объектива оптической конструкции Petzval lens. Объектив устанавливается на камеры с байонетом Nikon F и Canon EF.
Старый объектив Petzval (слева) и новый Lomography Petzval Lens(справа)
Легендарный объектив XIX века. Новое открытие для использования со всеми аналоговыми и цифровыми зеркальными камерами с креплением Nikon F и Canon EF.
Lomography Petzval Art Lens — 85 mm F2.2 Lens
Lomography New Petzval Art Lens — 85 mm F/2.2 Lens
Диафрагма системы Waterhouse
Новый Lomography Petzval Lens работает с использованием диафрагмы Уотерхауза: системы вставной диафрагмы в объектив. Благодаря такой конструкции, объектив поставляется с набором вставок (также известных как мембраны). Каждая мембрана с отверстием разного размера; эти размеры соответствуют определённой диафрагме. Так что если вы хотите сделать фотографию с диафрагмой f/4, возьмите мембрану «f/4» и вставьте ее в отверстие слота вашего объектива; если вы хотите фотографию с диафрагмой f/11, возьмите мембрану «f/11» и так далее. Линейка мембран для Lomography Petzval Lens: f/2.2, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16
Объектив «Lomography Petzval Lens» на цифро-зеркалках Canon и Nikon
Отзывы официальных СМИ
TIME: «Компания утверждает, что это «идеальный портретный объектив», его оптика производит эффект виньетирования, когда ваш объект съемки в фокусе, а окружение в красиво размытом фоне. Это действительно выглядит красиво.»
Uncrate: «Фотографии с помощью «старого» объектива ценились за их четкость, насыщенность цвета, потрясающий «витой» боке-эффект, высокохудожественное виньетирование и небольшую глубину резкости. Те же самые качества по «фронту и центру» достигает на фото линза Petzval Lens нового поколения от Lomography.»
Endgadget: «Большинство объективов Petzval сегодня являются дефектными из-за возраста и не оптимизированы для современных камер, поэтому «Lomography», пришлось заново «изобрести» этот объектив для XXI века.»
Gizmodo: «Теперь для ретро-фанатиков есть новинка от Lomography – заново пересчитанный объектив от первоисточника, но для современных камер Canon и Nikon. И фотографии сделанные с его помощью — удивительны.»
Digital Photography Review: «Благодаря кампании на Kickstarter наконец возобновилось производство старой линзы Petzval. Новый объектив Petzval выглядят так же функционально, как и подлинник, в латунном внешним корпусе, но уже с креплением под Canon и Nikon.»
Некоторые российские пользователи пока с настороженностью и скептицизмом относятся к возрождению объектива Петцваля. В большинстве русских комментариев его сравнивают с другой «легендой», объективом Гелиос — 40 85 mm F1.5, но это не сопоставимые конструктивно оптические схемы. Их объединяет лишь то, что оба плохо держат боковой и контровой свет и то, что эти объективы достаточно массивные и тяжелые.
Самый добротный и тщательный отзыв на портретный объектив от Lomography и Zenit дал английский фотограф Gary Wolstenholme.
Lomography Petzval 85mm f/2.2 Art Lens (Canon и Nikon)
Новый объектив имеет оптическую формулу, задуманную Йозефом Петцвалем в 1840 году и адаптирован для работы с современными фотокамерами формата 35 мм. При этом Lomography также сохранили в ретро-стиле и внешний вид — корпус из латуни. Объектив изготовлен на оптическом предприятии Зенит в России, о чём свидетельствует гравировка на латунном тубусе объектива. Наряду с логотипом «New Petzval since 1840» — как попытка дать этому новому объективу определённое происхождение. Тем не менее, этот объектив не то же самое, что его предок, возможно, это совершенно новый объектив, который можно рассматривать как дань уважения к оригиналу.
Существует устойчивый спрос на этот объектив, который теперь доступен по предварительному заказу за £ 459 из UK Lomography shop. В этом обзоре мы будем оценивать верны ли утверждения, что этот объектив создает такой «умопомрачительных эффект».
Особенности эксплуатации объектива
Качество сборки этого объектива вызывает смешанные ощущения. Первое впечатление при встрече с полированной латунью, в которой чувствуется твердость, хорошее. Благодаря этому материалу объектив обладает небольшим весом. Несмотря на это, он хорошо уравновешивает Nikon D600, использованный для тестирования. Однако внешний вид этого объектива на любителя: кому-то понравится латунный блеск, а кто-то не будет так очарован им.
Фокусировка осуществляется при помощи системы зубчатой передачи, вращением колеса, которое выступает из нижней части тубуса объектива. Механизм фокусировки имеет очень малый ход, двигаясь от бесконечности до одного метра за один полный оборот колеса фокусировки.
Это несколько осложняет ручную фокусировку. Плавно колесо фокусировки заработало на втором образце линзы. При этом нужно отметить, что фокусировка становится плавной, если линзу чуть наклонить вперед или назад.
На верхней части объектива нанесена шкала расстояний и расположен слот для установки пластин диафрагмы. Этот объектив использует систему диафрагмы Waterhouse Aperture. Диафрагма изменяется путем замены одной из поставляемых пластинок, которые вставляются в щелевой слот.
На нашем тестовом образце пластина диафрагмы имела свободную посадку, из-за чего могла легко выпасть, если перевернуть объектив слотом вниз. Так как каждому значению диафрагмы соответствует своя пластина, то при потере одной из них вы практически лишаетесь этой диафрагмы. А поскольку пластины черные и представляют собой куски штампованного металла, то это может происходить довольно часто.
На сайте Lomography ничего не сказано об источнике замены утерянных деталей и в комплекте с объективом не поставляется никаких запчастей. Это полностью мануальный объектив, без электронных контактов, поэтому перед съемкой обязательно нужно замерить экспозицию. Конструкция корпуса объектива включает в себя бленду для защиты объектива от постороннего света при работе со вспышкой. На этой удлиненной бленде есть резьба под фильтр диаметром 58 мм, который крепится на передней перемещаемой секции объектива. Если на объективе надета бленда, то резьбу под фильтр увидеть трудно. Латунная крышка объектива поставляется в комплекте с объективом.
Производительность объектива:
Изначально протестированный объектив был одним из первых и имел двузначный серийный номер. По просьбе Lomography был протестирован и более поздний образец, так как они убеждены, что он работает лучше. На страницах Kickstater было заявлено что «объектив и поставляющаяся в комплекте бленда претерпит небольшие изменения в дизайне». Что же именно изменилось во втором предоставленном образце? Второй образец имел серийный номер 4262, и внешне не отличался от оригинала, за исключением отделки — латунный корпус был отполирован до блеска. Фокусировка более плавная с достаточным сопротивлением от перемещения элементов внутри ствола объектива, в то время как объектив наклонен. Механизм фокусировки также имеет очень короткий ход, что затрудняет точность фокусировки, хотя он точнее, чем у первого образца. На пластинах диафрагмы значения апертуры выбиты прямо на металле, а не просто нанесены краской. Это означает, что надписи не сотрутся, но могут возникнуть некоторые затруднения при подборе диафрагмы в условиях недостаточной освещённости. Отверстия лучше соответствуют значениями экспозиции, чем те, что поставлялись с предыдущим объективом. Тем не менее вероятность выпадения пластин диафрагмы из слота объектива по-прежнему осталась.
Резкость в центре кадра, значительно улучшилось на каждом отверстии по сравнению с первым образцом. На самом деле, резкость в центре вполне приличная: хорошо в центре на f/2.2, очень хорошо на f/2.8 и превосходно на f/4. Резкость падает по краям кадра при увеличении относительных отверстий, но это именно тот эффект, который ожидается от этого объектива. Для того, чтобы действительно увидеть тот самый эффект, нужно использовать фон со множеством повторяющихся деталей, например, узорчатые обои, или свет, проникающий сквозь ветви деревьев. Без этих мелочей на фотографии не появится знаменитое «закрученное боке», отличающее портретный объектив Petzval lens от других объективов, и в то же самое время ограничивающее область его применения.
Соотношение цены и качества
При цене в £465 этот объектив кажется довольно дорогим, особенно если учесть проблемы сборки, дизайна и эксплуатации объектива.
Тем, кто ищет мануальный объектив 85 mm с быстрой максимальной диафрагмой, в качестве альтернативы подойдёт Samyang 85 mm f/1.4, поскольку он стоит вполовину дешевле чем новый Petzval, где-то чуть более £200. В объективе Samyang большее значение максимальной диафрагмы чем Petzval и управление диафрагмой осуществляется внутри самого объектива, так что нет никаких шансов что-нибудь потерять. Владельцы камеры Canon могут в качестве альтернативы также рассматривать EF 85mm f/1.8 USM. Этот объектив компактен, быстр и с тихим автофокусом, у него так же большее значение максимальной диафрагмы и цена около £300. Никонистам подойдёт Nikon85mm f/1.8G с ценой около £370.
Выводы о Lomography Petzval 85mm f/2.2 Art Lens
По сравнения с первым, второй образец объектива оказался способен на большее — с хорошей резкостью по центру и чарующей размытостью по краям на открытой диафрагме. Фокусировка по сравнению с первым образцом также значительно улучшилась. Несмотря на низкую производительность, этот объектив будет иметь как своих противников, так и своих сторонников, особенно если учесть довольно высокую цену. Конечно этот объектив не для всех, но те, кто любит оригинальные эффекты, скорее всего, будут ценить этот объектив, предварительно выбрав хороший экземпляр.
Возможно люди, выложившие большие суммы на странице Kickstarter за копию с ранним серийным номером, получили лучший объектив, чем тот, который мы тестировали в первый раз. Если это так, то будет интересно узнать их отзывы об этой линзе.
Немного об авторских правах на Петцваль. Преемника и последователя Петцваля — фирмы Фойгтлендер — уже нет, следовательно, это упрощает юридическую сторону производства. Однако, права на марку Фойгтлендер выкуплены и в случае успеха проекта возможны судебные разбирательства.
Хотелось бы напомнить, что в 70-х в Советском Союзе предпринимались попытки реинкарнации Петцваля под 35-й формат. Такие объективы (Гелиосы) поставлялись в Великобританию и иногда встречаются на сайтах интернет-аукционов. На этих же сайтах уже появляются и новые объективы Петцваль фирмы Ломографи, от наигравшихся, так сказать, фотолюбителей по 200 у.е.
Плюсы Lomography Petzval 85mm f/2.2 Art:
- Конструкция выполнена из латуни.
- Очевидный эффект закрученного боке (Swirly) на заднем плане (при правильных условиях съемки).
- Интересная новинка.
- Резкость по центру.
Минусы Lomography Petzval 85mm f/2.2 Art :
- Виньетирование (при съемке в контровом свете) уменьшает эффект боке.
- Пластины диафрагмы можно легко потерять.
- Ограничение при выборе композиции, так как на «открытой дырке» резкость только в центре кадра.
- Высокая цена.
Тестовые фотографии, сделанные современной версией объектива Петцваля:
Литература:
Владимир Самарин: «Объектив, который был революцией»
Олег Немчинов: «Откуда у объектива рисунок» (Эволюция оптических схем)
Владимир Гуриков: «Развитие ахроматической оптики в XIX веке»
Gary Wolstenholme: Lomography x Zenit 85mm F2.2 Petzval art lens review
Поисковый запрос по темам:
Хронология событий, связанных с получением изображения, История фотографии и оптики, Йозеф Макс Пецваль. Пецваль, объектив Пецваля. Оптика . Оптическое стекло, Линза, Фотооптика – Объектив, объектив Гелиос-40
Материалы сайтов:
Ссылка на сайте Lomographic Society International.
Источник